отв. ред. Д. С. Лихачев Пересветов Иван Семенович Пересветов Иван Семенович (XVI в.) – писатель и публицист, выходец из Западной (Литовской) Руси. Сведения о П. содержатся в его сочинениях, главным образом в Малой и Большой челобитных, обращенных к Ивану IV; кроме того, имя писателя упоминается в описи царского архива. Сочинения П. сохранились в списках начиная с 20–30-х гг. XVII в. Они были известны в русской науке уже с нач. XIX в., но подлинность их вызывала сомнения. Так, Н. М. Карамзин считал весьма подозрительным тот факт, что в своих сочинениях П. советовал юному Ивану IV сделать все «великое и хорошее, что было уже сделано» в последующие годы, объявлял «эпистолу Ивашки Семенова Пересветова» Ивану Грозному «мнимой» и «сочиненной, без сомнения, уже гораздо позже сего царствования». К точке зрения Н. М. Карамзина присоединились С. М. Соловьев , А. Н. Попов и ряд других авторов. Впервые взгляд на сочинения П. как на подлинные сочинения XVI в. высказали известный археограф архимандрит Леонид и М. И. Соколов (указавший на запись о П. в описи царского архива); наиболее развернутое исследование творчества П. дано в нач. XX в. В. Ф. Ржигой, а в советской науке – А. А. Зиминым. Вопреки Н. М. Карамзину сведения, которые сообщает о себе П. в челобитных, не содержат анахронизмов и подтверждаются рядом: источников. Профессиональный «воинник», П. в кон. 20-х гг. XVI г. поступил вместе с рядом польских дворян на службу к венгерскому королю Яну Заполе и служил у него три года; в нач. 30-х гг., в связи с переменой позиции польского короля Сигизмунда I по отношению к Габсбургам, П. перешел на службу к противнику Заполи – «чешскому королю» Фердинанду I Габсбургу. Затем П. переехал в Молдавию, где служил у господаря Петра IV. В кон. 30-х гг. П. приехал в Москву. Первоначально ему было поручено организовать здесь мастерскую «гусарских щитов», однако в обстановке «боярского правления» этот проект был забыт, и П. оказался без дела. В Большой челобитной П. утверждает еще, что он передал тогда же Ивану IV (точнее, правившим за малолетнего государя лицам) «речи изо многих королевств государьские и от Петра Волоскаго воеводы, и дела...», но и эти «речи и дела» были забыты. Все основные сочинения П., как видно из их текста, были написаны и частично переданы Ивану IV (уже ставшему к этому времени царем) через 11 лет после приезда П. в Россию – в кон. 40-х гг. XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Выступив с экспедицией 11-го июня 1768 г., С. пробыл шесть лет в путешествии, принимал, по отзывам Палласа, самое деятельное участие в трудах экспедиции. Нередко ему были поручаемы Палласом обозрения и описания в естественно-историческом отношении целых местностей, причем исполнение этих поручений бывало сопряжено с большими затруднениями и даже опасностями. Кроме того, С. принадлежат многие страницы описания путешествия Палласа; так, например, им написаны путевые записки, вошедшие в книгу: «P. S. Pallas; Reise durch verschiedene Provinzen des russischen Reichs», 1771–1776, ч. II, кн. Ι, стр. 319–23, 327–63; ч. II, кн. II, стр. 540–554, 567–571; ч. III, кн. II, стр. 581–624. Перевод этой книги на русский язык, сделанный Федором Туманским и Василием Зуевым, носит название: «Петра-Симона Палласа. Путешествие по разным местам российского Государства по повелению Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук», и принадлежащие Соколову места находятся: ч. II, СПб. 1786, кн. I, стр. 415–419, 426–470; ч. II, кн. II, стр. 251–272, 292–298; ч. III, СПб. 1788, кн. II, стр. 188–250. Описания С. отличаются точностью и большими подробностями, так как он заносил в свои путевые записки все то, на чем останавливалось его внимание, и сообщал Палласу сведения о свойствах почвы, реках, озерах, редких и замечательных животных и т. п. Между прочим, по поручению Палласа, С. составлено было описание рыбной ловли на Хвалынском море, а также собрано несколько коллекций; по запискам же С. Паллас часто исправлял ошибки, вкравшиеся в его собственное сочинение. Труды С. не остались без награды: Паллас в своих сношениях с Академией Наук постоянно упоминал о трудах и способностях своего помощника; о последнем, по окончании экспедиции, сочувственно отозвалась и иностранная ученая печать. Кроме того, он удостоился похвалы и от Академии Наук, увеличившей в 1772 г., не в пример другим студентам, его жалованье на 200 рублей в год. Находясь в экспедиции, С. прислал в Петербург «Описание ловли красной рыбы при береге Каспийского моря», которое было напечатано в «Трудах Вольного Экономического Общества к поощрению в России земледелия и домостроительства», ч. XVIII, 1771 года, стр. 11–47.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Глава III. Религиозно–богословская оппозиция католической системы вероучения и обрядов в Англии до реформации Восстание против установленной в католической церкви власти, т. е. против папства и иерархии, составляющее одну из существенных сторон реформации, давно уже не было новостью в Англии. Оно началось ещё за четыре века до реформации и обнаруживалось, как мы видели, и в жалобах, и в просьбах, и в законодательных определениях, и в обличениях литературы, и даже в самовольных проявлениях народной расправы. Но, если судить по этим явлениям, восстание имело пока характер исключительно светский, политико–экономический. Англия восстаёт здесь против папы; но она смотрит на него при своём восстании только как на иностранного государя, вовсе не думая отвергать его духовный авторитет, как главы католической церкви, преемника св. Петра и наместника Христа на земле. Она восстаёт против духовенства; но видит в нем только лишь одно из сословий, подданных государства, вовсе не имея намерения отрицать его священный характер, как служителя церкви и совершителя таинств. Что возбуждает её недовольство? Почему восстаёт она? Потому ли, что злоупотребления, накопившиеся в католической церкви, соблазняют её? Потому ли, что её религиозное чувство испытывало неудовлетворённость? Совсем нет. Рассмотренные нами явления не дают исследователю никакого права предполагать что–либо подобное. О религии в них нет почти и помина. Англия возмущается лишь тем, что иностранец папа прясвояет себе в этой стране власть более королевской; что он высасывает из государства сок и истощает его посредством своих громадных поборов, что он даёт чужеземцам явное преимущество пред природными англичанами при определении на доходные должности и т. д. Англия не довольна своим духовенством потому, что оно гнетёт её своим судом, своими привилегиями, своим богатством и т. д. Какая конечная цель этого восстания? Религиозная ли реформа? Очищение ли церкви от искажающих её злоупотреблений? Совсем нет. Цель та, чтобы ослабить гнёт церкви, кажущийся тяжким, а, если возможно, и совсем сокрушить политическое и экономическое её преобладание, отобрать её имения и подчинить её служителей светской государственной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Татьяна Котул Протоиерей Михаил Ильич Соколов Скачать epub pdf Михаил Ильич Соколов, один из выдающихся представителей петербургского духовенства, протоиерей Казанского собора, родился 30.09.1845 г. в семье священника Смоленской епархии. В 1861 г., окончив Архангельское Духовное Училище, будущий пастырь поступил в Архангельскую Духовную Семинарию, где инспектором, а позже и ректором, был его родной брат, архимандрит Донат. В продолжение всего семинарского курса М. И. Соколов жил в его квартире, пользуясь обширной научной библиотекой брата. По инициативе архимандрита Доната, в Семинарии часто устраивались студенческие богословские диспуты, на которых М. И. Соколов блистал начитанностью и даром слова. Будучи студентом, М.И.Соколов вместе с товарищами 4 года трудился в детском сиротском приюте Св. Петра. В этот период была заложена основа его будущей педагогической деятельности, в нём развились учительский такт и навыки работы с детьми. Помимо этого, М.И. Соколов, преподавал в Воскресной школе при Семинарии. Педагогическая деятельность увлекла будущего пастыря, он знакомился с лучшими статьями и книгами по педагогике, по методике первоначального обучения детей и по преподаванию Закона Божия, читал журнал «Учитель», изучал «Родное Слово» Ушинского и пр. Для получения высшего богословского образования три лучших студента Архангельской Семинарии были направлены в столицу. В 1867 г. М. И. Соколов поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Там он обучался на церковно-практическом отделении. Курс научной педагогики студентам читал тогда протоиерей И.Л. Янышев. То, что М. И. Соколов узнал о педагогике в Семинарии, здесь было раскрыто шире, научно, с глубоким убеждением в важности дела воспитания и обучения детей. В 1871 г. он окончил курс Академии со степенью кандидата богословия. Ещё, будучи на последнем, 4-м курсе Академии, он участвовал в конкурсе и давал пробные уроки при Комиссии на должность преподавателя греческого языка при Александро-Невском духовном училище, что ему вполне и удалось, благодаря научным знаниям и основательной педагогической практике. Училище было первой ступенью духовного образования. Оно располагалось тогда на наб. Обводного кан., 17 б. Здесь обучались от 300 до 470 мальчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Соколово. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1850 и 1858. Год утраты:1930 Адрес: Московская область, Солнечногорский район, село Соколово Координаты: 56.040842, 36.924227 Проезд:от Москвы по Пятницкому шоссе до села. Церковное место находится напротив кладбища. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Рождествено-Соколово тож Петровское-Рождествено тож. В просторечии село называлось Тихон-Никон. Село известно с XVII столетия. По писцовым книгам 1623-1624 годов, село Петровское «на суходоле» было пустошью Московского уезда, Сурожского стана, в вотчине, «за Алексеем Никитичем Годуновым, что было прежде за Василием Головленковым, да за Федором Львовым». К селу Петровскому принадлежали: деревня Соколово да деревня Новинки. В селе уже существовала деревянная церковь Рождества Христова с приделом Петра и Павла, построенная исстари. К началу XVII столетия церковь «стояла пуста». Во второй четверти XVII века Алексей Никитич Годунов, владелец этих мест, выстроил новую деревянную шатровую Христорождественскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Иоакима и Анны. В 1646 году село Петровское с деревнями находилось во владении жены Алексея Никитича Годунова, вдовы Аксиньи. В 1656 году селом владел князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, получивший эту вотчину в приданное, за своею женою. В 1658 году эти места были приобретены Святейшим Патриархом Никоном для нужд основанного им Ново-Иерусалимского монастыря. По Соборному изложению, в 1668 году село Петровское-Рождествено тож с деревнями утверждено за Воскресенским монастырем, что на Истре. С 1654 года церковь Рождества Христова пустовала, пока окончательно не разрушилась. В 1699 году при помощи монастырских властей на месте разрушенного храма возвели новую деревянную церковь Рождества Христова. В монастырском владении село находилось до 1764 года. Далее стало государственным. В 1849 году старая деревянная сельская церковь сгорела. Вместо нее в этом же году выстроили временный деревянный молельный дом. В 1850 году заложили каменный храм Рождества Христова, построенный в 1858 году. Главный престол храма был освящен во имя Рождества Христова. Еще два придела: первый во имя Ильи Пророка и второй во имя Димитрия Солунского и преподобной Елизаветы. К храму были приписаны 4 часовни: 2 часовни на местах молитвенных подвигов преподобных Тихона и Никона Соколовских, еще одна часовня на месте престола сгоревшего деревянного храма и надкладезная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=45782

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕТР (СОКОЛОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Петр (Соколов) Архиеп. Сталинградский Петр (Соколов), 1935 г. Фото из следственного дела (АУ ФСБ ВО), с сайта " Правмир " 23 апреля 1935 года владыка и священнослужители Алексеевской церкви были арестованы. Архиерей был обвинен в систематических пропагандистских проповедях антисоветского характера. Во время следствия он признал лишь то, что критиковал в своих проповедях учение Ч. Дарвина и статьи газеты " Известия " за неверную информацию о положении Русской Православной Церкви за границей . 2 октября 1935 года особое совещание при НКВД СССР осудило Петра Соколова за антисоветскую деятельность, но он тут же был выпущен на свободу, т.к. в установленное наказание был включен срок предварительного заключения. 12 (25) ноября 1935 года назначен на Воронежскую кафедру . В начале декабря 1935 года архиепископ Петр приехал в Воронеж и поселился на той же квартире, что и его предшественник, недавно арестованный архиепископ Захария (Лобов) , – в доме 47 по переулку Комарова. Епископская кафедра находилась тогда в приречном старинном Успенском соборе . Отношения епископа с причтом церкви вскоре не заладились, и 6 мая 1936 года он служил там в последний раз. Священники отказались впустить владыку в храм. В ответ на такое своеволие Петр уволил настоятеля собора протоиерея Алексея Образцова за штат, а церковного старосту Илью Скрипицына отлучил от святого причастия. Клирики не выполнили этого распоряжения, 17 июня в письме к владыке объявили о прекращении молитвенного общения с ним и непризнании его своим архипастырем. Сохранился указ Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского Сергия (Страгородского) от 29 июля 1936 года, которым объявлялось всему причту Успенского собора о том, что они подлежат лишению сана, а пока, как порвавшие связь со своим епископом, числятся в расколе с Московской Патриархией и через нее – с Православной Церковью. Но даже крайняя мера действия не возымела, и доступа в кафедральный храм архиепископ Петр не получил. В такой раскольнической акции священников Успенской церкви были весьма заинтересованы местные власти, стремившиеся изолировать главу епархии и лишить его возможности проповедовать. Конечно, и общая неустроенность церковной жизни, наличие расколов, отсутствие налаженных связей с другими епархиями и Синодом накладывали свой отпечаток на события в воронежском Успенском соборе.

http://drevo-info.ru/articles/5330.html

Архив Митрополит Питирим. Воспоминания. Продолжение   О. Вонифатий Соколов О. Вонифатий Соколов О. Вонифатий Соколов был белорус. В 20-е гг. Владимир Андреевич принял его в Козлове, куда он приехал из Белоруссии вместе с беженцами, вскоре после ареста отца арестовали и его. Потом, выйдя из заключения, он переехал в Москву. Тогда его пригрел о. Александр Воскресенский, позволял ему служить с собой. Я в первый раз увидел его на патриаршей службе и страшно обрадовался. Подошел под благословение. Он меня благословил, и сразу ему сделали замечание, что в присутствии Патриарха священник не может благословлять. Я тогда огрызнулся: «Это не благословение, а приветствие. Мы давно дружим семьями». А он замахал руками: зачем я говорю, что знаю его. Он был на полулегальном положении, а люди тогда всего боялись . Помню, о. Вонифатий все донимал меня, чтобы я сбрил усы: «Костя! Почему вы не сбреете ваши усы? Они расширяют ваше лицо!» Я отвечал, что меня о. Александр благословил. Как-то раз он даже Патриарху об этом сказал, на что тот шутливо ответил: «Это особый случай!» .   О. Аркадий Пономарев Я вспоминаю о. Аркадия Пономарева, который служил в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Это был очень энергичный человек. Он первым в годы войны отремонтировал свой храм. До войны наше духовенство, платя очень высокие налоги, вынуждено было собирать пожертвования на ремонт. Выходил батюшка в епитрахили и говорил: «Православные, помогите — кто сколько может!» — и шел по рядам, а прихожане клали — кто пятачок, кто какую другую монетку. О. Аркадий, выходя, всегда очень конкретно говорил: «Проповедь на праздничное чтение», — и, как только он начинал говорить, раздавалось щелканье кошельков, — тогда были распространены кошелечки с двумя шариками: все знали, что закончит он одной и той же фразой: «Други мои! Храм наш требует ремонта!» И — еще не кончилась война, как он уже отремонтировал церковь Петра и Павла. Церковь Петра и Павла Он страдал декомпенсацией , был очень тучен и весь свой последний Великий пост не служил, а сидел дома на двух стульях, окруженный подушками и подвязанный связанными полотенцами, чтобы не упасть.

http://pravoslavie.ru/put/051128131509

Владимир Соколов Скачать epub pdf Часть V. Как произошел раскол Церквей. Глава первая. Римский вопрос. Петр и камень Римская церковь всегда считалась одной из самых авторитетных. Древность происхождения, основание двумя величайшими апостолами, Петром и Павлом, положение в «центре мира» и почти неизменная приверженность православию делали ее безусловным столпом веры, на который с уважением смотрел весь христианский мир. Восточная церковь признавала Римский престол как «первый среди равных» и охотно апеллировала к нему в религиозных спорах, если точка зрения пап совпадала с ее собственной. Вопросы начинали возникать только в тех случаях, когда римские епископы притязали на абсолютное господство и требовали себе исключительные права. После возвышения Константинополя и нашествия варваров центр политической силы переместился из Рима на восток империи, к византийским басилевсам. И как раз в это время в Риме начала активно развиваться теория об особом положении римской кафедры и ее изначальном превосходстве над всеми остальными. В начале V века папа Иннокентий I написал антиохийскому епископу Александру, что Римская церковь имеет особое преимущество, потому что ее епископы – преемники апостола Петра. Апостольское преемство от Петра ставило римских епископов выше остальных, потому что и сам Петр, по учению Римской церкви, был выше других апостолов. В Риме его называли princeps apostolorum, то есть «первый среди апостолов». Мнение о первенстве Петра было основано прежде всего на словах Иисуса: «Ты – Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:13 – 19 ). Место это толковалось богословами по – разному, и не всегда в пользу папства. Ориген писал, что никакого главенства среди апостолов не было и быть не могло: под камнем (Петром) подразумевается каждый, кто исповедует Христа. Камень – духовная вера, и на ней создается Церковь . «Если Петру сказано, что врата адовы не одолеют его, то разве других одолеют? Если одному Петру даны ключи царства небесного, то никто из блаженных не получит их? Сказанное Петру сказано всякому, а, следовательно, Петр есть лишь имя для всякого ученика и всякому ученику даны ключи царства небесного». Августин относился к этому тексту двойственно, говоря, что одни считают «камнем» Петра, а другие – самого Христа. Златоуст писал, что «камень» надо относить к христианской вере, а не к Петру: «Когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Христос, чтобы показать, что Он также есть Сын Божий, как Петр сын Ионин, то есть одной сущности с родившим, присовокупил: и Аз тебе глаголю: ты еси Петр, и на сем камени – то есть на вероисповедании – созижду Церковь мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИИ НАУК БИБЛИОТЕКА (БАН), первая рус. гос. б-ка. Основана в 1714 г. по указу Петра I . Первоначальный фонд составили 3 книжных собрания: б-ка Аптекарского приказа, б-ка курляндских герцогов (получена в дар от герцогини курляндской (буд. императрицы) Анны Иоанновны , включала в себя книги из прибалтийских провинций) и Готторпская б-ка. В первые годы своего существования б-ка пополнилась частными собраниями деятелей Петровской эпохи - А. А. Виниуса, Р. К. Арескина, П. П. Шафирова, Я. В. Брюса, И. В. Паузе. Книжные собрания Петра I, его сестры царевны Наталии Алексеевны, сына Алексея Петровича и книги из кремлевского дворца поступали в 1725-1729 гг. В 1718 г. б-ка начала обслуживать читателей, с 1725 г. находится в составе академических учреждений, в 1728 г. помещена в здании АН и Кунсткамеры на набережной Невы, в 1747 г. присоединена к АН, до открытия в 1814 г. Имп. Публичной б-ки являлась единственной общедоступной б-кой. Неоднократно меняла название: в 1714-1725 гг.- Б-ка Его Величества, Публичная, или Казенная, б-ка; в 1725-1747 гг.- Имп. Петербургская б-ка; в 1747-1917 гг.- Б-ка имп. АН; в 1917-1925 гг.- Б-ка РАН; в 1925-1992 гг.- Б-ка АН СССР; с 1992 г.- Б-ка РАН. Первый директор - лейб-медик Петра I Р. К. Арескин (1714-1718); первый библиотекарь - И. Д. Шумахер (1714-1761). В 1757-1765 гг. б-кой управляла комиссия в составе Шумахера, М. В. Ломоносова и И. К. Тауберта. Далее библиотекарями (т. е. директорами б-ки) были: Тауберт (1765-1771), С. К. Котельников (1771-1797), И. Ф. Буссе (1797-1800), Ф. И. Шуберт (1800-1818). В XVIII в. в б-ке уже существовали рус. и иностранное отд-ния (рус. фондами заведовал историк А. И. Богданов, затем О. Петров, иностранными - Ф. И. Брем, Г. Фрейганк, И. К. Бакмейстер), но номинально раздел произошел в 1819 г., когда главой рус. отд-ния был назначен П. И. Соколов, а главой иностранного - Х. Д. Френ. Во главе 1-го (рус.) отд-ния стояли: Соколов (1819-1835), Я.

http://pravenc.ru/text/библиотеке ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВВЦС), коллегиальный орган григорианского раскола (по имени архиеп. Екатеринбургского Григория (Яцковского) ). Возникновение ВВЦС представляло собой попытку захвата высшей церковной власти, учреждение и работа его осуществлялись при активной поддержке ОГПУ. После ареста 10 дек. 1925 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) временное исполнение обязанностей Местоблюстителя (согласно завещанию митр. Петра) возложил на себя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). К этому моменту ОГПУ подготовило самочинную группу епископов во главе с Екатеринбургским архиеп. Григорием и Можайским еп., вик. Московской епархии Борисом (Рукиным) , ведшим переговоры с ОГПУ еще до ареста митр. Петра. Они взяли на себя инициативу по созыву собрания епископов и, обратившись с этой просьбой к власти, получили на это разрешение. По приглашениям в Москву прибыло только 10 архиереев; остальные либо отказались, либо не были поставлены в известность. 22 дек. 1925 г. в Москве, в Донском мон-ре, состоялось совещание, на к-ром группа архиереев, основываясь на неправильно понятом принципе соборности, решила узурпировать высшую церковную власть, сосредоточив ее в руках группы епископов. Создание ВВЦС было прямым нарушением церковных канонов, а при наличии законных преемников Патриарха Тихона - захватом высшей власти в РПЦ. Первоначально в состав ВВЦС, также именовавшегося Малым собором епископов, вошли 7 архиереев из числа присутствовавших на совещании: Екатеринбургский архиеп. Григорий - председатель, бывш. Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв) , Можайский еп. Борис (Рукин), Симбирский еп. Виссарион (Зорнин) , Переяславский еп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) , Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин) , Усть-Медведицкий еп. Тихон (Русинов) . Остальные епископы - сщмч. Вассиан (Пятницкий) , бывш. Егорьевский, Митрофан (Русинов) , Уразовский, и Иоанникий (Соколовский) , бывш. Омский,- признали и подчинялись ВВЦС. В кон. 1925 - нач. 1926 г. к ВВЦС присоединились еще 5 архиереев: Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) , Елабужский еп. Ириней (Шульмин) .

http://pravenc.ru/text/155434.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010