ПЕТР ВЕЛИКИЙ. V   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией V. Политические события от Прутского до Ништадтского мира VI. Внутренние события после Ништадтского мира VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого   V. Политические события от Прутского до Ништадтского мира По окончании военных действий против турок, театр Северной войны некоторое время сосредоточивался в Померании и Финляндии. Русский царь действовал со своими первоначальными союзниками, датским и польским королями, а король прусский колебался между двумя враждебными сторонами, впрочем, стараясь показывать наиболее дружеское расположение к царю. Шведское войско в Померании и вообще на южном побережье Балтийского моря состояло под главной командой генерала Штейнбока. Сам царь лично предводительствовал против него своим войском, 12 февраля 1713 года напал на шведов при Фредерикштадте, нанес им поражение и взял этот город. Штейнбок двинулся в Голштинию, которая находилась тогда во владении несовершеннолетнего Карла Фридриха, сына герцога, убитого в Клисовской битве в 1702 году. Этот молодой герцог состоял под опекой своего дяди, любекского епископа, который носил титул администратора Голштинского герцогства. Штейнбок заключил с этим администратором договор, которым администратор давал право шведскому войску укрыться в замке Тонингене, а Штейнбок от имени своего короля обязывался вознаградить герцога за всякие потери, которые причинил бы Голштинии датский король, когда бы последний открыл военные действия. После отхода Штейнбока к Тонингену, Петр поручил вести войну датскому королю, дав ему в помощь русский отряд под командой Меншикова, а сам намеревался воевать против шведов в Финляндии. Возвращаясь в Россию, Петр заехал сначала к ганноверскому курфюрсту, а потом к молодому прусскому королю, только что вступившему на престол после смерти своего отца. Петру не удалось втянуть в Северную войну прусского короля; последний следовал политике своего родителя, уверял Петра в дружбе к нему, но не хотел явно становиться во вражду с Швецией и наблюдал, чтобы обстоятельства доставили ему случай извлечь пользу из этой войны, без больших усилий с его стороны. Вернувшись в Петербург, царь летом 1713 года, с 12000 войска, поплыл к берегам Финляндии, пристал к Гельсингфорсу, прогнал оттуда шведского генерала Любекера и поручил, вместо себя, вице-адмиралу Апраксину продолжать войну в Финляндии. В конце августа русские овладели столицею Финляндии Або, покинутою и шведским войском и жителями, а в октябре того же года Апраксин и генерал Голицын разбили шведского генерала Армфельда близ Тамерфорса, и вся почти Финляндия до самой Каянии очутилась в руках русских.

http://sedmitza.ru/text/443448.html

А.А. Половцов Тимофеев Петр Мстиславец, книгопечатник Тимофеев Петр, прозванный Мстиславец (по месту рождения в Мстиславле), вместе с Иваном Федоровым был первым книгопечатником в Москве. Т. был пришельцем в Москве, он сам в послесловиях к напечатанным им книгам указывает на свое происхождение из г. Мстиславля, Могилевской области. Приглашен ли он в Москву, когда здесь задумано было устроить типографию, или же прибыл туда по собственному почину, остается невыясненным. Неизвестно также, с какого времени он поселился в Москве. Во всяком случае он был уже здесь, когда в 50-х годах XVI столетия основана была первая московская типография. Во вновь устроенной типографии Т. работал вместе с Иваном Федоровым, являясь помощником последнего; это видно из того, что сказания половины XVII столетия «О воображении книгопечатного дела», сохранившиеся в Печатном дворе, называют Т. «клевретом» Федорова. Остается невыясненным и вопрос, где и у кого Т. обучался типографскому искусству. Существует предположение, что обоих первопечатников обучал Ганс Миссенгеймер (или Богбиндер), датский посол, привезший в 1552 г. Иоанну Грозному грамоту от датского короля Христиана III, в которой предлагается объединение православной церкви с лютеранской; «если это наше предложение (о церковном единении), – говорится в грамоте, – и две книги с Библией будут приняты и одобрены тобой, возлюбленный брат, патриархом, митрополитом и прочим духовенством, то этот наш служитель (Ганс), по переводе означенных книг, напечатает их в нескольких ста экземпляров, и таким образом можно будет в немногие годы споспешествовать и содействовать пользе всех церквей и прочих подданных, ревнующих о славе Христовой и о своем спасении». Но предложение это принято не было, посол датского короля встречен был недружелюбно, и потому маловероятно, чтобы ему поручено было обучать типографскому искусству лиц, которые должны были печатать богослужебные книги. Тем менее вероятно, как на это указывает Соловьев, высказываемое некоторыми исследователями предположение, что Ганс Богбиндер руководил первопечатниками при печатании «Апостола»: ни в послесловии к московскому «Апостолу», ни в послесловиях к другим своим изданиям Иван Федоров и Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Комментарии Е. Гергей. История папства «Tu es Petrus» (лат.): «Ты - Петр» - начальные слова известной цитаты из Евангелия от Матфея (16:18), приведенной в русском переводе ниже. Этот символ веры был принят I Вселенским собором, проходившим в 325 г. в городе Никея (отсюда название). - Примеч. ред. Петр (Petrus) означает камень. Это первая фраза из процитированного выше отрывка из Нового завета по-латыни. Гече Г. История христианства. Будапешт, 1977; С. 32. Quo vadis? (лат.) - Куда идешь? Via Appia (лат.) - Аппиева дорога. Domine (лат.) - господин, здесь - Господь. Манихейство - религиозно-философское учение, возникшее в III веке в Персии. Названо по имени своего основателя Мани (216 - между 274 и 277). Согласно этому учению мир состоит из двух известных противостоящих друг другу начал: света и тьмы (материи). Добра и Зла. Зло (материя) вторгается в царство света и частично захватывает его. Благой отец, владыка света, создает первочеловека, который вступает в борьбу с сынами мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения Благой отец порождает духа живого и тот, победив сынов мрака, создает космос для очищения поглощенного ими света. После этого наступает время окончательного торжества Добра над Злом. Человек в манихействе - порождение тьмы, дьявола, заключившего душу (искру света) в оковы плоти. Для спасения человеческой души Благой отец послал своего сына Иисуса, обладавшего лишь видимостью человека и даровавшего спасение посредством «знания» («гносиса»), которым является учение манихейства. Евангельский Спаситель был лже-Христом, вторгшимся в дело подлинного Христа, который не воплощался и не сочетал в себе божественную и человеческую сущности. После Христа был послан Мани - параклет (утешитель) - главный из посланцев царства света. В Европе манихейство, сблизившись с христианством, распространилось в III-XI вв., оказав влияние на формирование дуалистических ересей павликиан, богомилов, катаров и альбигойцев. - Примеч. ред. Primus inter pares (лат.) - первый среди равных.

http://sedmitza.ru/lib/text/441719/

III. Учреждение Святейшего Правительствующего Синода Коллегиальное управление. – Феофан Прокопович . – Духовный регламент. – Открытие Святейшего Синода. – Вопрос о патриаршестве. – Патриаршие грамоты. – Прибавление к духовному регламенту. I Петр сам на себе нес всю тяжесть государственного правления и понимал, что с подобною тяжестью не всякому можно справиться одному. Занимаясь делами с четырех часов утра до позднего вечера 463 , он все же жаловался, что множество всевозможных забот не позволяет ему входить во все, и говорил, что «Господь возложил на царей в двадцать раз более дел, чем на всякое другое лицо, и в то же время не дал им в двадцать раз более сил и способностей для выполнения этих дел» 464 . В меньшей мере, но то же было применимо и вообще ко всякому правителю отдельной части в обширном государстве. Необычайная обширность России, при ее первобытности, при отсутствии путей сообщения и способов сношений, при огромной массе дела, поставляемого ею каждому правителю отдельной части, способствовала развитию всевозможных злоупотреблений и делала государство бессильным в их искоренении. Поэтому задачей Петра в его преобразованиях управления и было установить, на место отдельных правителей, такие учреждения, которые бы, во-первых, превышали единоличные силы человека, во-вторых, в себе самих заключали препятствие к развитию злой воли или личного пристрастия. Такому идеалу правительственных учреждений, по тогдашним новейшим воззрениям 465 , и отвечали коллегии. Было уже упомянуто, когда Петр впервые высказал официально мысль о «духовной коллегии». 20 ноября 1718 года на докладе местоблюстителя патриаршего трона, митрополита Стефана, о необходимости разрешения многих назревших церковных дел и вопросов, о запущенности дел во многих епархиях вследствие отсутствия у них архиереев или престарелости владык и неспособности заниматься епархиальными делами, государь написал: «а для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии, дабы удобнее такия великия дела исправлять было возможно» 466 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А.А. Половцов Чернышев, Иван Григорьевич Чернышев, граф Иван Григорьевич, генерал-фельдмаршал от флота, президент адмиралтейской коллегии; родился в Петербурге 24-го ноября 1726 г. и был младшим сыном генерал-аншефа графа Григория Петровича. Проведя детство в доме родителей, он в 1739 г. был определен в сухопутный кадетский корпус, но пробыл в нем недолго и в 1741 г. был отправлен дворянином посольства в Копенгаген, куда старший его брат, действительный камергер граф Петр Григорьевич, был назначен чрезвычайным посланником. Посвятив себя дипломатической службе, Иван Григорьевич на первых порах находился под руководством своего брата, который занимался за границей его образованием и с которым в феврале 1742 г. Иван Григорьевич переехал в Берлин, так как туда был переведен Петр Григорьевич. Здесь Иван Григорьевич состоял в том же звании дворянина посольства, сначала без жалованья, а в 1744 г. ему было назначено по 400 руб. в год. В следующем 1745 г. Иван Григорьевич возвратился в Россию и поступил подпрапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк, где через год был произведен в гвардейские прапорщики и, прослужив после того три с небольшим года, оставил военную службу, так как 8-го октября 1749 г., по случаю своей женитьбы на близкой родственнице Императрицы Елизаветы Петровны, он из гвардейских прапорщиков был сделан камер-юнкером с содержанием 1000 рублей в год. После этого Чернышев уехал с женой за границу и вернулся в Россию только в 1765 году; 25-го декабря этого года он был пожалован в действительные камергеры, а в следующем 1756 г. получил орден св. Анны. В этом же году Иван Григорьевич исполнил данное ему императрицей важное поручение, ясно показавшее то доверие, которое питала к нему Елизавета Петровна, поручив ему отвезти в подарок 10000 рублей королеве польской Марии-Жозефине, муж которой, король польский и курфюрст Саксонский Август III, крайне нуждаясь в деньгах для войны с прусским королем Фридрихом II, обратился за помощью к русской императрице. От императрицы Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Глава шестая ВОЗДУШНЫЕ МЫТАРСТВА В этом падшем мире местом обитания бесов, местом, где души новопреставленных встречаются с ними, является воздух. Владыка Игнатий далее описывает это царство, которое надо ясно понимать, чтобы можно было вполне уяснить современные " посмертные’’ опыты. " Слово Божие и содействующий слову Дух открывают нам при посредстве избранных сосудов своих, что пространство между небом и землею, вся видимая нами лазуревая бездна воздухов, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба...’’ " Святой апостол Павел называет падших ангелов духами злобы поднебесными (Еф. VI, 12), а главу их – князем, господствующим в воздухе (Еф. II, 2). Падшие ангелы рассеяны во множестве по всей прозрачной бездне, которую мы видим над собой. Они не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека порознь; нет злодеяния, нет преступления, которого бы они не были зачинщиками и участниками; они склоняют и научают человека греху всевозможными средствами. Супостат ваш диавол, – говорит святой апостол Петр, – яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр V, 8) и во время земной жизни нашей, и по разлучении души с телом. Когда душа христианина, оставив свою земную храмину, начнет стремиться через воздушное пространство в горнее отечество, демоны останавливают ее, стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. XXV, 41). Так действуют они по праву, приобретенному ими " (Епископ Игнатий. Собр. соч., т. 3, стр. 132—133). После падения Адама, продолжает епископ Игнатий, когда рай был закрыт для человека и Херувим с огненным мечом был поставлен охранять его (Быт. III, 24), глава падших ангелов – сатана – вместе с ордами подчиненных ему духов " стал на пути от земли к раю, и с того времени до спасительного страдания и животворной смерти Христовой не пропустил по пути тому ни одной души человеческой, разлучившейся с телом. Врата небесные заключились для человека навсегда. И праведники, и грешники нисходили во ад.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

Лекция LXIV ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТОРГОВЛЯ. ПЛАН И ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА В ЭТОЙ ОБЛАСТИ. I. ВЫЗОВ ИНОСТРАННЫХ МАСТЕРОВ И ФАБРИКАНТОВ. II. ПОСЫЛКА РУССКИХ ЛЮДЕЙ ЗА ГРАНИЦУ. III. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА. IV. ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПАНИИ, ЛЬГОТЫ. ССУДЫ И СУБСИДИИ. УВЛЕЧЕНИЯ, НЕУДАЧИ И УСПЕХИ. ТОРГОВЛЯ И ПУТИ СООБЩЕНИЯ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТОРГОВЛЯ Подушная перепись нашла для казны много новых податных плательщиков, увеличила количество тяглого труда. Меры, обращенные на промышленность и торговлю, имели целью подъем качества этого труда, усиление производительной работы народа. Это была область преобразовательной деятельности, после войска всего более заботившая преобразователя, наиболее сродная его уму и характеру и не менее военной обильная результатами. Здесь он обнаружил и удивительную ясность, и широту взгляда, и находчивую распорядительность, и неутомимую энергию и явился не только истым преемником московских царей, хозяев-вотчинников, умевших приобретать и копить, но и государственным деятелем, мастером-экономом, способным созидать новые средства и пускать их в народный оборот. Предшественники Петра оставили ему в этой области только помыслы и робкие начинания; Петр нашел план и средства для широкого развития дела. ПЛАН И ПРИЕМЫ Одной из плодотворнейших идей, какие начинают шевелиться в московских умах XVII в., было сознание коренного недостатка, которым страдала финансовая система Московского государства. Эта система, возвышая налоги по мере увеличения нужд казны, отягощала народный труд, не помогая ему стать более производительным. Мысль о предварительном подъеме производительных сил страны, как о необходимом условии обогащения казны, и легла в основу экономической политики Петра. Он поставил себе задачей вооружить народный труд лучшими техническими приемами и орудиями производства и ввести в народнохозяйственный оборот новые промыслы, обратив народный труд на разработку не тронутых еще богатств страны. Задав себе это дело, он затронул все отрасли народного хозяйства; не осталось, кажется, ни одного производства, даже самого мелкого, на которое Петр не обратил бы зоркого внимания: земледелия во всех его отраслях, скотоводства, коннозаводства, овцеводства, шелководства, садоводства, хмелеводства, виноделия, рыболовства и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

ПЕТР ВЕЛИКИЙ. II   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией V. Политические события от Прутского до Ништадтского мира VI. Внутренние события после Ништадтского мира VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого   II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира До сих пор стремления Петра приобрести себе море и сделать Россию морской державой клонились на юг; он надеялся действовать против турок в союзе с Польшей, Австрией и Венецией и приобрести от падения Турции выгоды на долю России, но последние события показали ему, как мало может он полагаться на союзников. Сама Россия не в силах была одна бороться с оттоманской империей, тем более что на сторону последней готовы были пристать европейские державы. Турки понимали опасность, которая грозила их государству, если они дозволят России завести флот на Черном море. Посол Петра, Украинцев, пытался выхлопотать, по крайней мере, дозволение торговым русским кораблям плавать по Черному морю; турецкие государственные люди на это отвечали: мы бережем Черное море, как чистую непорочную девицу, и разве тогда дозволим плавать по нем чужим кораблям, когда вся оттоманская держава повернется вверх ногами. Но у Петра уже подготовлялась мысль о перенесении своей морской деятельности на Балтийское море, возникшая еще при свидании с Августом в Раве. Мысль эта принесена была в Польшу из ливонских провинций. Ливония поступила в XVI веке в состав польско-литовской Речи Посполитой, а в 1660 году, по Оливскому миру, досталась Швеции и с этих пор находилась в ее владении вместе с Эстляндиею и уступленною по Столбовскому и Кардисскому договорам Водскою пятиною, носившую у шведов название Ингерманландии. Ливонское дворянство, после поступления под власть Швеции, имело важные причины быть недовольным шведским владычеством.

http://sedmitza.ru/text/443442.html

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел третий III. Евангелие о последних днях Христа-Искупителя и восшествие Его на небо, к Отцу 1. Вечерня Пасхальная. а. Возлежание на вечери. По наступлении вечера (пасхального дня, как он приходился по закону), – Пред праздником Пасхи (как она совершалась на тот год по преданию), (Иисус Христос) приходит с двенадцатью учениками (в приготовленную горницу). И когда настал час; Он возлег (νπεσε), и двенадцать Апостолов с Ним, – возлежал (νκειτο) с двенадцатью учениками. б. Вкушение ветхозаветной Пасхи. Иисус, зная, что пришел час Его перейти из мира сего к Отцу, торжественно показал, что возлюбив своих, сущих в мире, Он возлюбил их до конца. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию Пасху, прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием. И взяв чашу, и воздав хвалу, сказал: примите ее, и разделите между собою. Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, пока не приидет царствие Божие. 2. Умовение ног. а. Иисус Христос умывает ноги ученикам. И по совершении (пасхальной) вечери (δεπνου γενομνου), [когда уже диавол вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,] Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога изшел, и к Богу отходит, Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воду в умывальницу; и начал умывать ноги ученикам, и отирать полотенцем, которым был препоясан. б. Разговор Иисуса Христа с Апостолом Петром. Подходит к Симону Петру; и сей говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь того, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовеки. Иисус ответствовал ему: ежели не умою тебя; не будешь иметь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки, и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть; потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie «Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании в рамках диалога Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке «Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании в рамках диалога Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке.   Контакты Русской Православной Церкви с Англиканской церковью имеют давнюю историю – со времени формирования англиканства в XVI веке. Нужно отметить, что эти контакты были отмечены взаимным интересом и стремлением лучше узнать друг друга. Согласно свидетельству папского посла Антонио Поссевино, в 1583 году англиканский посольский священник Хамфри Коул и доктор Якоб представили русскому царю Ивану Грозному краткое изложение англиканского вероучения. В 1699 году русский царь Петр I побывал в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейших встречах православных и англикан речь в подавляющем числе случаев шла о сближении наших Церквей, а инициаторами этих переговоров были именно англикане. Так, можно упомянуть стремление группы англиканских епископов, не присягнувших Вильгельму III Оранскому (1688–1702) и отделившихся от государственной Англиканской Церкви, вступить в контакт с Православной Церковью с целью объединения. Переговоры шли через посредничество митрополита Фиваидского Арсения, который в 1716 году передал Петру I проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью» и письмо государю, в котором англикане выражали надежду на его содействие их планам. В России проект соглашения был принят с большим интересом, но Петр предложил, прежде всего, организовать встречу православных и англиканских богословов. В 1724 году Англиканские епископы сообщили Святейшему Синоду о своем согласии прислать в Петербург двух богословов для собеседования, но эта встреча не состоялась из-за кончины Петра I.

http://mospat.ru/2012/10/26/news74006/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010