5. Ты подошел к алтарю. Тебя призывает Господь Иисус, призывает душу твою, призывает Церковь, и она говорит: Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих (Песн 1:1). Хочешь приложить эти слова к Христу? Нет ничего более приятного. Хочешь приложить их к своей душе? Нет ничего более радостного. 6. “Да лобзает Он меня”. Он видит, что ты чист от всякого греха, ибо прегрешения (delicta) твои смыты. Он считает тебя достойным небесных таинств и приглашает тебя на небесный пир. “Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих”. 7. Наконец, ввиду того, что последует, видит душа твоя, видит человеческая природа, видит и Церковь, что она чиста от всех грехов. Она видит, что достойна и может приблизиться к алтарю Христову. А что есть алтарь, если не образ Тела Христова? Она видит чудные таинства и говорит: “Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих”, то есть, “Да преподаст мне Христос лобзание”. 8. Почему? Ибо перси (ubera) Твои лучше вина (ср. Песн 1:1), то есть Твоя любовь (sensus), Твои таинства лучше вина. Лучше того вина, которое хотя и имеет приятный вкус, доставляет удовольствие и радость, однако это радость мира сего. В Тебе же — радость духовная. Поэтому здесь Соломон представляет уже брак Христа и Церкви, либо духа и плоти, либо духа и души. 9. И добавляет: Миро разлитое — имя Твое, потому девицы возлюбили Тебя (см. Песн 1:2). Кто же эти девицы, если не души, обновленные Духом Святым, которые сбросили ветхость этого тела? 10. Влеки нас, мы побежим вслед благоухания Твоего (см. Песн 1:3). Видишь, сказано, что ты не можешь следовать за Христом, если Он Сам не привлечет тебя. Наконец, чтобы ты знал, Он говорит: Когда Я буду вознесен, всех привлеку к Себе (см. Ин 12:32). 11. Царь ввел меня в спальню Свою (см. Песн 1:3). По-гречески: ‘в хранилище Свое’ или ‘в кладовую Свою’ 1 . Туда, где приятные напитки, благоухания, сладкий мед, разнообразные фрукты, различные яства, чтобы твоя трапеза была украшена многими блюдами. 12. Итак, ты подошел к алтарю, ты принял Тело Христово. Послушай еще о том, какие таинства ты получил. Послушай, что говорит святой Давид. Он в Духе предвидел эти таинства, радовался и говорил, что ни в чем не имеет недостатка. Почему? Потому что тот, кто примет Тело Христово не будет алкать вовек (ср. Ин 6:35).

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

Четыред. на вел. вечер. стихир. на Госп. воззв.). Церковь Христова в своих песнопениях также указывает на то, что как чрез дерево первозданная чета пала от врага спасения – диавола, так чрез древо же он погублен, а мы восстановлены. « О, треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь, имже паде древом прельстивый (обольстивший Еву), тобою прельстився, Богу пригвоздившуся плотию (быв сам уловлен пригвоздившимся на тебе плотию Богом), подающему мир душам нашим » (кан. Воздвиж. 1 песн.). « Древом древле смерть обретохом, ныне же паки жизнь древом крестным » (5 нед. Четыред. вторн. веч. стихир. на Госп. воззв.). « Древо изгна мя древле из рая, ныне же древо к раю возведе Тебе распеншуся Христе » (Окт. гл. 7 вторн. веч. стих. крестн. на Госп. воззв.; ср. Окт. гл. 8 среда утр. по 2 стихосл. седален). « Простерл еси на Кресте, Христе, Твои длани руки праотца невоздержанное потребляя: древом же креста исцелил еси клятву, темже Тя поем во вся веки » (3 нед. Четыред. пят. утр. кан. триод. песн. 8 троп.; ср. кан. Воздвиж. 9 песн. ин ирмос). « Приидите, людие, преславное чудо видяще, Креста силе поклонимся, яко древо в раи смерть прозябе: сие же жизнь процвете, безгрешного имущее пригвожденна Господа, от Него же вси языцы нетление вземлюще зовем: Иже Крестом смерть упразднивый и нас свободивый, слава Тебе » (празд. Воздвиж. при целов. честного креста 4 стихира самогласны). [Жертвоприношение Исаака – Быт. гл. 22.] В ряду прообразов Креста Христова довольно выразительным является жертвоприношение Исаака (Быт. гл. 22). Так в отношении к Иисусу Христу святая Церковь воспевает: « грядеши якоже Исаак истинный, на рамо Твое крест восприем, да на нем жертву о моих гресех принесеши Отцу в воню благоухания » (кан. акаф. Бож. страстем Христ., кан. Кресту песн. 6 троп. 2). Самый беглый взгляд на событие жертвоприношения Исаака, так высоко выставляющее веру Авраама и послушание его сына, легко открывает, что истинный смысл и значение его заключается в некоторой великой тайне, сокрытой под покровом события.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Посему сей праздник для нас досточтеннее других, и гора сия святее Синайской горы. На Синайскую гору Бог невидимо сходил, а на Елеонской открыто явился: на Синае – всех приводил в страх, ибо гора вся горела огнем, а молния и гром убивали приступающих к горе, Бог же беседовал с одним только Моисеем; а на Елеонскую гору Христос взошел с тьмами святых, и всех утешает, всех освящает. Посему светится Елеон как солнце, имея на себе вместе с Христом лики святых, и вместо Синайских громов и молний слышатся пророческие гласы, радостно ликовствующие и возглашающие: вознесися силою Твоею, Боже, поем, воспоем силы Твоя. Ангелы призывают всех, говоря: воскликните Богу вся земля, пойте же имени Его ( Пс.65:1–2 ). Патриархи начинают песнь: се Бог наш возносится, совокупив обое во едино, земная с небесными. Преподобные возглашают: вознесися на небеса, Боже, по всей земли слава Твоя ( Пс.56:6 ). Праведницы велегласно вопиют: вознесися, Судяй земли ( Пс.93:2 ), да и мы в свете лица Твоего пойдем. Давид, как старейшина ликов, уясняя песненные гласы, взывает: вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования, да взыдет Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ( Пс.46:2, 6 ). Общий же голос заключает Павел словами: кто взыдет на небо, сиречь Христа свести, или кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести? Но Той есть сшедый и паки возшедый превыше всех небес ( Рим.10:6–7 ; Еф.4:10 ). Тут же была и языческая Церковь , уневестившаяся Христу; видя Его, ныне возносимого на небеса, она скорбит и, стеная от сердца, вопиет вместе с Соломоном: уязвлена есмь аз любовию ( Песн.2:5 ) Твоею, Женише небесный, не подвинулась я в след Тебя и не взлюбила дней покоя. И, как бы провожая любимого, вопиет: да лобжет мя от лобзаний уст своих! ( Песн.1:1 ). Вместе с нею и лик апостолов, смотря на своего учителя и Господа, как чада церковные, жалостно говорили: Владыко! не оставь сирыми нас, которых возлюбил по своему милостивому произволению, но пошли, как обещал нам, Твоего Пресвятаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Лилия (шошан), как видно из некоторых мест Священного Писания ( Песн.4:5, 5:13 ; Ос.14:6 ), считалась у евреев образом прекрасного вообще (как и у Мф.6:28–29 ) и прекрасной девы в особенности ( Песн.2:1–2 ). Отсюда можно заключить, что LXX, поняв еврейское слово «ал-шошаним» в смысле переносном, заменили образ, или символ, (лилия) означаемым предметом (дева), подразумевая под лилиями невест-дев, о которых говорится в псалме, и понимали псалом в значении мессианском, под лилиями-девами разумели невест Жениха Христа, т.е. христиан, избранных из иудеев и язычников, которые чрез Мессию Христа должны были измениться. Вот каким образом могло произойти надписание LXX, по-славянски: о изменяемых (vulg. pro his, qui commutabuntur), т.е. о невестах Христа, о христианах. Так толкует это выражение и св. Иоанн Златоуст : этот псалом, говорит он, написан о Христе, потому имеет и надпись: о возлюбленнем и о изменяемых, ибо Христос совершил в нас великую перемену и во всех делах – переворот и изменение с. 184]. Для незнакомых с грамматическими формами славянского языка нужно сказать, что словом отрыгну выражается прошедшее, а не будущее время, как по-русски, и означается: отрыгнуло сердце, излилось из сердца. Словами дела моя, по замечанию еп. Порфирия, псалмопевец обозначает творения ума и сердца своего, свои вдохновенные песнопения. Язык свой называет он тростию книжника скорописца. В древнее время, когда неизвестно было книгопечатание, книги писались от руки писца, или скорописца, которому орудием для письма служила трость, или приспособленная для письма палочка, то же, что ныне ручка со вставленным в нее стальным пером. Изречения этого стиха служат как бы предисловием к самой песни о возлюбленном, начинающейся со следующего (3-го) стиха. В этом предисловии псалмопевец, во-первых, сравнивает слово свое с отрыжкою, происходящею после принятия пищи. Как отрыжка не зависит от произвола человека, а является следствием качества принятой пищи, так и вдохновенное слово пророка не бывает произвольным, а является вследствие воздействия на душу его со стороны Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

(Щукин 2017, 94, – прим. 1 Д. С. Макарова)). Возможно, поэтому Михаил Пселл предложил альтернативу толкованиям «монаха Максима» на сложные места из Григория Богослова (они собраны современными издателями в двухтомнике Theologica (Gautier 1989; Westerink, Duffy 2002). При всей их общепризнанности, упроченной авторитетом традиции, именно в XI в. получили новую интерпретацию и сочинения Григория Богослова , и Ареопагитский корпус, и «Источник знания» Иоанна Дамаскина . Михаил Пселл , как сказано выше, предпринял толкование проблемных мест из сочинений епископа Назианза, а также составил компендиум «О всеобщем учении», в котором критически переработал главный труд Дамаскина (изд.: Westerink 1948; Щукин 2011, Щукин 2013). Новой рецепции подвергся и Ареопагитский корпус: Никита Стифат исследовал Ареопагитики как внимательный читатель и комментатор, на их основе создавая свои оригинальные тексты (Лауритцен 2013). Однако интерпретировали Дионисия и в противоположном лагере: до нас дошли соответствующие толкования Михаила Пселла (Theologica 112; Gautier 1989, 439–441) и Иоанна Итала (Rigo 2006). 2. Почему именно Песн. 2:6? Это есть те правая и левая руки, о которых говорится в Книге Притчей в связи с Премудростью: Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава (Пр. 3:16)… Ибо как тот, кто себя называет любителем красоты премудрости, показывает, что природное вожделение любви, которое есть в нем, подвигает его к постижению премудрости, так и эта невеста или душа или Церковь умоляет, чтобы Жених ее, который есть Слово Божие, левой рукой своей поддержал ее голову, а правой рукой своей объял бы все остальное в ней и скрепил тело… Какие же имеет богатства Церковь и какую славу, если не те, которые восприняла от Того, Кто, будучи богатым, сделался нищим, так что нищетой Его Церковь обогатилась. Что же есть слава? Она, без сомнения, есть то, о чем сказано: Отче! Прославь Сына Твоего ( Ин 17:1 ), конечно, с указанием на славу страстей. Следовательно, вера в страсти Христовы есть богатство и слава Церкви, которые в левой руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/g...

Посему сей праздник для нас достопочтеннее других, и гора сия святее Синайской горы. На Синайскую гору Бог невидимо сходил, а на Елеонской открыто явился: на Синае – всех приводил в страх, ибо гора вся горела огнем, а молния и гром убивали приступающих к горе, Бог же беседовал с одним только Моисеем; а на Елеонскую гору Христос взошел с тьмами святых, и всех утешает, всех освящает. Посему Елеон светится, как солнце, имея на себе вместе с Христом лики святых, и вместо Синайских громов и молний слышатся пророчеств гласы, радостно ликовствующие и возглашающие: вознесися силою Твоею, Боже, поем, воспоем силы Твоя! Ангелы призывают всех, говоря: воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его ( Пс. 65 , и). Патриархи начинают песнь: «се Бог наш возносится, совокупив обое во едино, земная с небесными». Преподобные возглашают: вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя ( Пс. 56:6 ). Праведницы велегласно вопиют: вознесися, судяй земли ( Пс. 93:2 ), да и мы во свете лица Твоего пойдем. Давид, как старейшина ликов, уясняя песненные гласы, взывает: вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования, да взыдет Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ( Пс. 46:2, 6 ). Общий же голос заключает Павел словами: кто взыдет на небо? сиреч Христа свести. Или кто снидет в бездну? сиреч Христа от мертвых возвести. Но Той есть сшедый и паки возшедый превыше всех небес ( Рим. 10:7 ; Еф. 4:10 ). Тут же была и языческая церковь , уневестившаяся Христу; видя Его, ныне возносимого на небеса, она скорбит и, стеная от сердца, вопиет вместе с Соломоном: «уязвлена есмь аз любовию ( Песн. 2:5 ) Твоею, Женише Небесный, не подвинулась я в след Тебя и не возлюбила дней покоя», и, как бы провожая любимого, вопиет: да лобжет мя от лобзаний уст своих ( Песн. 1:1 ). Вместе с ней и лик апостолов, смотря на своего Учителя и Господа, как чада церковные, жалостно говорили: «Владыко! не оставь сирыми нас, которых возлюбил по Своему милостивому произволению; но пошли, как обещал нам, Твоего Пресвятого Духа»! И отвечал им Иисус, милостиво утешая их: «седите во Иерусалиме ( Лк. 24:49 ), ибо Я восхожу ко Отцу Моему и Богу вашему и пошлю вам, как обещал, иного Утешителя, Духа Моего и Отча».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Всем сердцем желаю вам благословений Отца небесного во всех богоугодных трудах, подвигах, занятиях и делах, видимых и духовных, пребуду всегда преданным вам слугою о Господе. P. S. Советую вам запечатлеть сии слова Божией благодати в памяти, в уме, сердце и совести. 26 марта 1846 г. 296 В Орел приехали мы по милости Божией благополучно, когда солнце уже взошло, и когда начали звонить к ранней обедне в городе. Мы исполнили уже и чтения из Нового Завета и Псалтыря. Мысли, получаемые при чтении второго псалма и второй главы Евангелия от Матфея (ибо эти места проходить сего дня случилось вам), представляются мне в гармоническом соответствии и согласии. «Царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним. И собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу? ( Мф.2:3 −4). Ирод, тайно призвав волхвов, выведывал от них время явления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пошел поклониться Ему» ( Мф.2:7 −8). «Ирод увидя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех пределах его, всех детей мужеского пола от двух лет и ниже» ( Мф.2:6 ). Почто мятутся пароды, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и вельможи собираются вместе против Господа и Христа Его. «Разорвем узы их, и свергнем с себя иго их!» Живущий на небесах, осклабляется, Господь смеется им ( Пс.2:1 −4). Ты поразишь их жезлом железным; раздробишь их, как сосуд горшечника ( Пс.2:9 ). Соображая все это, можем найти ключ к разумению всех событий, составляющих историю мира и Церкви. В последнем стихе псалма словом почтите переводчик хотел выразить слово оригинала лобзайте. Лобзание Сына Божия по созерцанию духовному, бывает троякое: лобзание ног, принадлежащее собственно рабам; лобзание рук, свойственное детям, и лобзание уст, приличное только невестам Божественного Жениха ( Пс.2:11 ; 1Ин.4:18 ; Гал.4:1 −7; Рим.8:14 −17; 2Кор.11:2 ; Ин.3:29 ; Еф.5:25 −27, 29−32; Апок.19:7 −9, 22; Песн.П.1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

2) Конец искупления сего, и от толиких бед избавления есть слава Божия. Но и мы искуплению сему Христову должны соответствовать, то есть служити ему преподобием и правдою пред ним вся дни живота нашего ( Лк.1:75 ); творить добрые дела, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иже дал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом ( Тит.2:1314 ). III. Время благодати и спасения, о коем говорит Павел: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор.6:2 ). Ныне в Царстве благодати, желая Христос спасения всей Церкви своей, говорит к ней: востани, прииди, ближняя моя, добрая моя, голубице моя ( Песн.2:10 ). Церковь Божия, или верные называются голубицею, в рассуждении простоты веры, и в рассуждении духовных крыльев надежды. Сими крыльями взлетает праведный Симеон ко Богу, глаголя: видеша очи мои спасение твое ( Лк.2:30 ). Говорит Христос в приведённом месте к Церкви своей: востани. Как повелевает Христос восстать? Верный христианин α) должен восстать чрез покаяние от сна греховного, о сем говорит Павел: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф.5:14 ). β) Должен верный восстать от одра всех пороков, взлететь верою и надеждою от мирских вещей и дел – к Божественным, от плотских – к Небесным, от тьмы – к свету, от скверн – к чистоте, от сатаны – к Богу. Востани, прииди ближняя моя, – говорит Христос: христианин должен немедленно идти ко Христу. К сему возбуждать должны (1). Краткость жизни человеческой. (2). Долгота пути. (3). Отдалённость Отечества: отечество наше на небесех есть. (4). Бодрость душевных разбойников наших, каковы суть диавол, мир и плоть; а для сего 1) Должны мы время искупать, как Павел говорит: искупующе время, яко дние лукави суть ( Еф.5:16 ). α). Искупать время – значит благодати Божией, предложенной для покаяния, не презирать, дабы нам некогда Бог сих слов не произнёс: звах, и не послушасте; и простирах словеса, и не внимасте, но отметасте моя советы и моим обличением не внимасте: убо и аз вашей погибели посмеюся ( Притч.1:2426 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

В Священном Писании прочно присутствует образ Церкви как воинства. Невеста Христова «грозна, как полки со знаменами» (Песн.6:4). Ангелы — это «воинство небесное», например, (Лук.2:13). Каждый христианин призван «воинствовать … как добрый воин» (1Тим.1:18) и «переносить страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3) Святой Апостол Павел призывает Христиан: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:11) Он же называет и наших противников: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12) Библия говорит о войне, которая ведется между Богом и сатаной за души людей. Войне, в которой решающая победа уже одержана смертью и Воскресением нашего Господа: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15). Верующие входят в эту победу через твердую веру во Христа — причем Писание особенно подчеркивает подвиг мучеников: «Они победили его [сатану] кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:11) Крещение — и еще более, рукоположение в священный сан — есть воинская присяга, вступление в войну на одной из сторон многовекового, космических масштабов конфликта. Христос воздвигает Свою Церковь — которая молится, возвещает Его слово, преподает людям установленные Им спасительные Таинства и руководит их ко спасению. Диавол, видя, что его пленники получают свободу, а его обманы рассеиваются, приходит в «сильную ярость, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:12) Всю историю Церкви диавол яростно воююет на Церковь: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17) Он, руками обманутых и порабощенных им людей, воздвигает на Церковь жесточайшие гонения, пытаясь истребить ее с лица земли; в более спокойные времена он пытается разложить ее изнутри, при помощи самых разнообразных уловок и обманов.

http://radonezh.ru/2021/11/23/o-voyne-ot...

Вертоград Церкви Христовой имеет следующие знаки, коими от ложного, и Богом не насаждённого отличается: 1). Он ограждён стеною чистого слова Божия, врата его печатью благодати запечатленны, дабы не могло внити в онь всяко скверно. Скверна же, оскверняющая вертоград сей, есть развращённое учение, и не христианское житие. Сам Христос даёт сие преимущество Церкви Своей: вертоград, – говорит, – заключен сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен ( Песн.4:12 ). 2) В вертограде сем находятся древа: (α) не гордящиеся высотою своею и плодами своими; но низкие, преклоняющие верхи свои долу, то есть человеки, успехи веры христианской, не своим силам, но благодати Божией приписующие. (β) Древа, основанные на Христе, по оному: будите во мне, и аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, таки и вы, аще во мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие ( Ин.15:4–5 ). (γ) Напоенные росою Духа, по оному обещанию: не бойся, рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, егоже избрах. Яко аз дам воду в жажду ходящым в безводней, наложу Дух мой на семя твое и благословения моя на чада твоя, и прозябнут аки трава посреде воды и яко верба при воде текущей ( Ис.44:2–4 ). (δ) Богом взращённые, ибо взращать есть дело Божие, по уверению Божественного Апостола Павла: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти: темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог ( 1Кор.3:6–7 ). 3) В вертограде сем великое множество плодов, и (α) познание Бога и Иисуса Христа, по оному: се же есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Се есть истинное совершенство! еже бо знати тебе, – говорит премудрый, – всесовершена (есть) правда, и ведети державу твою, корень есть безсмертия ( Прем.15:3 ). Ревность по законе Моисеевом, хотя есть непорочность и приобретение; но в рассуждении познания Христа, есть тщета, как о себе самом говорит Павел: но убо вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего, егоже ради всех отщетихся ( Флп.3:8 ), ( Гал.5:12 ). (β) Плоды Духа, кои суть: любы, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание. 4) Прозябения вертограда не суть чада плотские, но духовные, рождены от духа, духом ходят, и похоти плотские не совершают. Ибо рожденное от духа дух есть ( Ин.3:6 ). Плоть же и кровь царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует ( 1Кор.15:50 ). Да сему иначе и быть не должно. Ибо вера начинается в нас от слова Божия; а слово Божие, по уверению самого Христа, есть Дух: глаголы, яже аз глаголах вам, дух суть и живот суть ( Ин.6:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010