5. Ты подошел к алтарю. Тебя призывает Господь Иисус, призывает душу твою, призывает Церковь, и она говорит: Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих (Песн 1:1). Хочешь приложить эти слова к Христу? Нет ничего более приятного. Хочешь приложить их к своей душе? Нет ничего более радостного. 6. “Да лобзает Он меня”. Он видит, что ты чист от всякого греха, ибо прегрешения (delicta) твои смыты. Он считает тебя достойным небесных таинств и приглашает тебя на небесный пир. “Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих”. 7. Наконец, ввиду того, что последует, видит душа твоя, видит человеческая природа, видит и Церковь, что она чиста от всех грехов. Она видит, что достойна и может приблизиться к алтарю Христову. А что есть алтарь, если не образ Тела Христова? Она видит чудные таинства и говорит: “Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих”, то есть, “Да преподаст мне Христос лобзание”. 8. Почему? Ибо перси (ubera) Твои лучше вина (ср. Песн 1:1), то есть Твоя любовь (sensus), Твои таинства лучше вина. Лучше того вина, которое хотя и имеет приятный вкус, доставляет удовольствие и радость, однако это радость мира сего. В Тебе же — радость духовная. Поэтому здесь Соломон представляет уже брак Христа и Церкви, либо духа и плоти, либо духа и души. 9. И добавляет: Миро разлитое — имя Твое, потому девицы возлюбили Тебя (см. Песн 1:2). Кто же эти девицы, если не души, обновленные Духом Святым, которые сбросили ветхость этого тела? 10. Влеки нас, мы побежим вслед благоухания Твоего (см. Песн 1:3). Видишь, сказано, что ты не можешь следовать за Христом, если Он Сам не привлечет тебя. Наконец, чтобы ты знал, Он говорит: Когда Я буду вознесен, всех привлеку к Себе (см. Ин 12:32). 11. Царь ввел меня в спальню Свою (см. Песн 1:3). По-гречески: ‘в хранилище Свое’ или ‘в кладовую Свою’ 1 . Туда, где приятные напитки, благоухания, сладкий мед, разнообразные фрукты, различные яства, чтобы твоя трапеза была украшена многими блюдами. 12. Итак, ты подошел к алтарю, ты принял Тело Христово. Послушай еще о том, какие таинства ты получил. Послушай, что говорит святой Давид. Он в Духе предвидел эти таинства, радовался и говорил, что ни в чем не имеет недостатка. Почему? Потому что тот, кто примет Тело Христово не будет алкать вовек (ср. Ин 6:35).

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

В Священном Писании прочно присутствует образ Церкви как воинства. Невеста Христова «грозна, как полки со знаменами» (Песн.6:4). Ангелы — это «воинство небесное», например, (Лук.2:13). Каждый христианин призван «воинствовать … как добрый воин» (1Тим.1:18) и «переносить страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3) Святой Апостол Павел призывает Христиан: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6:11) Он же называет и наших противников: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12) Библия говорит о войне, которая ведется между Богом и сатаной за души людей. Войне, в которой решающая победа уже одержана смертью и Воскресением нашего Господа: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15). Верующие входят в эту победу через твердую веру во Христа — причем Писание особенно подчеркивает подвиг мучеников: «Они победили его [сатану] кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:11) Крещение — и еще более, рукоположение в священный сан — есть воинская присяга, вступление в войну на одной из сторон многовекового, космических масштабов конфликта. Христос воздвигает Свою Церковь — которая молится, возвещает Его слово, преподает людям установленные Им спасительные Таинства и руководит их ко спасению. Диавол, видя, что его пленники получают свободу, а его обманы рассеиваются, приходит в «сильную ярость, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:12) Всю историю Церкви диавол яростно воююет на Церковь: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17) Он, руками обманутых и порабощенных им людей, воздвигает на Церковь жесточайшие гонения, пытаясь истребить ее с лица земли; в более спокойные времена он пытается разложить ее изнутри, при помощи самых разнообразных уловок и обманов.

http://radonezh.ru/2021/11/23/o-voyne-ot...

Третье упоминание Духа мы встречаем в описании Богоявления: и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф 3:16), и у апостола Марка: и когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк 1:10). Сравнение Духа Божия с голубем восходит к Быт 1:2, где мы встречаем причастие ‘трепетно парящая’ (носился Синодального перевода), которое обозначает высиживание яиц. В раввинистической литературе на основании этого места Дух Божий иногда сравнивался с голубем 7 , учители Закона уподобляли Духа Божиего, носившегося над водою при создании мира, птице, машущей крыльями над своими птенцами. В одном позднем таргуме на Песн 2:12 слова голос горлицы слышен в стране нашей толкуются как “голос Духа спасения” 8 . Согласно Златоусту, “Дух Святой сошел в виде голубя, чтобы обратить глас на Иисуса” 9 , и таково общее святоотеческое толкование (блаженный Иероним, преподобный Ефрем Сирин, Ев­фимий Зигабен): Дух нисходит на Иисуса, чтобы отличить Его от Иоанна и от других крестящихся и указать, что глас Отеческий относится именно к Нему; по мысли Отцов, Дух здесь выступает как свидетель Божественного Сыновства Иисуса. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф 4:1). В Синодальном переводе одна и та же конструкция в одном и том же предложении переводится почему-то различно, из-за чего теряется противопоставление ШрХ тоа pneЪmamoj — ШрХ тоа diabTloj. У апостола Марка: немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк 1:12). Глагол ‘ведет’ выражает сильное побуждение к действию 10 . Это уже четвертое упоминание Духа в Евангельском повествовании и, как и три предыдущих, оно также связано с Христом. В этом месте Дух Святой движет Иисусом, то есть Иисус описывается в некотором смысле как зависимый от Духа, если не сказать: подчиненный, как пишут некоторые западные исследователи 11 . Очевидно, что в представлении Евангелистов активное действие Духа в домостроительстве Сына было сопряжено с пониманием высокого значения Самого Духа Божия. Также понимал это и преподобный Ефрем Сирин: “написано так для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына” 12 . Это и другие упоминания о Духе у евангелистов Матфея и Марка не оставляют никакого места для субординации или представления о умалении Духа в сравнении со Христом. Важно также отметить четко проводимое Евангелием отличие Духа Святого, Который ведет Иисуса в пустыню, от ангелов, которые приступили и служили Ему только после того, как Он прошел искушение (Мф 4:11).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Востани, гряди, ближняя моя, невесто! Гряди от Ливана: прииди и прейди из начала веры; сот искапают устне твои, невесто, мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих, яко благоухание Ливана»; – сестрою: «что удобреста сосца Твоя, сестро моя невесто»? – вертоградом: «вертоградзаключен, источник запечатлен» ( Песн. 4:7,8,10–12 ); – дщерию: «слыши, Дщи, и вижде, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея» ( Пс. 44:11,12 ); «многи дщери стяжаша богатство, многи сотвориша силу: ты же предуспела и превознеслася еси над всеми» ( Притч. 31:30 ); – обрученною: «послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к Деве, обрученной мужеви, ему же имя Иосиф, от дома и отечества Давидова и имя деве, Мариам» ( Лк. 1:26, 27 ); – облаком: «се Господь сидит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская» ( Ис. 19:1 ); – видением: «видех видение огня, и свет его окрест; яко видение дуги, егда есть на облацех в день дождя, тако стояние света окрест; сие видение подобие славы Господни» ( Иез. 1:27, 28; 2:1 ,) – илектром (янтарь): «и видех, яко в и дние илектра, яко видение огня внутрь его окрест от видения чресл и выше, и от видения чресл даже до долу» (1:27); – днем, ночью: «день дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум» ( Пс. 18:3 ); – небом: «с небесе призре Господе, виде вся сыны человеческия» ( Пс. 32:13 ); «небо небесе Господеви» ( Пс. 113:24 ); – востоком: «царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки» ( Пс. 67:33–34 ); – западом: «путе сотворите возшедшему на запады: Господь имя Ему» ( Пс. 67:5 ) – солнцем: «в солнце положи селение свое: и той яко жених исходяй от чертога своего» ( Пс. 18:5–6 ); – градом: «преславная глаголашася о тебе, граде Божий» ( Пс. 86:3 ); «речная устремления веселят град Божий: Бог посреде его, и не подвижится» ( Пс. 45:5,6 ); – плинфою (кирпичем): «и ты, сыне человеч, возьми себе плинфу, и положи ю пред лицем твоим, и да напишеши на ней град Иерусалим: и да даси окрест его ограждение» ( Иез. 4:1–2 ); – местом: «яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная» ( Быт. 28:17 ); «и взя мя Дух, и слышах глас за собою труса велика: благословена слава Господня от места Его» ( Иез. 3:12 ); «аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скратама моима: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю» ( Пс. 131:4,5 ); – руном: «снидет яко дожде на руно, и яко капля каплющая на землю» ( Пс. 71, 6 ); – женою: «благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» ( Лк. 1:42 ); посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом» ( Гал. 4:4 ); – блаженною: «блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа» ( Лк. 1:45 ); «блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (11:27); – Марию: «не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Следующее указание на Духа содержит пророчество Иоанна Крестителя о грядущем Мессии: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф 3:11, Лк 3:16). По толкованию бл. Иеронима, Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих” . Златоуст поясняет: “выражением и огнем еще более выражает силу и могущественное действие благодати” . Во всех этих толкованиях едино то, что Св. Отцы не рассматривали упоминаемый здесь огонь как нечто самостоятельное от ипостаси Духа Святого. Огонь есть явление или обозначение благодати того же самого Духа. Понимание Отцов подтверждается и библейским контекстом: этот оборот речи Крестителя может представлять типичный поэтический прием ветхозаветных пророков, когда использование параллельного повторения разных слов, подразумевающих одни и те же понятия призвано усилить эмоциональное воздействие изречения. У ап. Марка в той же фразе мы находим противопоставление: я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк 1:8), призванное подчеркнуть принципиальное отличие Предтечи и Грядущего, а также обозначение пришествия Мессии как наступления новой эпохи, обетованной пророками Ветхого Завета — эпохи Духа Святого. Третье упоминание Духа мы встречаем в описании Богоявления: и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф 3:16), и у ап. Марка: и когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк 1:10) Сравнение Духа Божия с голубем восходит в Быт 1:2, где мы встречаем причастие merahefet “трепетно парящая” (“носился” Синодального перевода), которое обозначает высиживание яиц. В раввинистической литературе на основании этого места Дух Божий иногда сравнивался с голубем , учители Закона уподобляли Духа Божиего, носившегося над водою при создании мира, птице, машущей крыльями над своими птенцами. В одном позднем таргуме на Песн 2:12 слова голос горлицы слышен в стране нашей толкуются как “голос Духа спасения” .

http://pravoslavie.ru/1506.html

Солнечные лучи, скользя по роскошным украшениям великолепной царской багряницы и отражаясь в ним, рассыпаются бесчисленным множеством блесток всевозможных цветов; и чем богаче и лучше украшения, тем разнообразнее и красивее отражаются ими лучи, – самый воздух как будто переливается то золотом, то пурпуром, то зеленым цветом, то еще каким-нибудь другим. И все это не потому, конечно, чтобы самые лучи были различны по своей природе, но исключительно потому, что они преломляются в украшениях одежды и, отражаясь в них, становятся разнообразными. Так же точно объясняется и то разнообразие лучей, каким всегда сияет церковь и которое составляет ее красоту. В царскую одежду облечена церковь ; небесным и разнообразным нарядом она разубрана, как это изображает псалмопевец: «доч ери царей в чести твоей: предстала царица одесную тебя в ризах позлащенных одеяна преукраше на» ( Пс. 44:10 ). Как «преукрашена»? Даром Святого Духа, по словам Павла: «при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле» ( Евр. 2:4 ). Как назвать мне церковь Христову? Невестой в уборе, царицей в украшениях, садом возделанным, лугом плодоносным? Но какие бы эти или другие названия я не употребил, ни одно из них не может выразить как следует ее достоинств. От лица церкви, как бы ее устами, говорил пророк Исайя: «возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения» ( Ис. 61:10 ). Но чувствуя, что этот образ не дает достаточного познания о красоте церкви, пророк тут же дополняет его другими подобными же образами, прибавляя: как невесту украсил меня красотою, и как на жениха возложил на меня венец, и как землю, растящую плод свой, и как виноградник, прозябающий семена свои ( Ис.61:10–11 ). Действительно, виноградником запечатленным ( Песн.4:12 ) и садом можно назвать церковь Бога живого, – но садом не в смысле того древнего рая; нет, она гораздо выше его. Там ведь воцарился змей, здесь же царствует Христос. 2 . Судите не по имени, а по существу дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

То есть такие люди, как Авраам, могли сомневаться в себе или недоумевать о будущем потомства: «А как все произойдет?» – но они никогда не сомневались в Боге и Его обетованиях, о чем мы выше уже говорили. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен (Втор. 32, 4). И Господь Бог повелевает: Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя (Быт. 15, 9). Цезарий Арльский писал: «Трехлетняя телица, трехлетняя коза, трехлетний овен, горлица и молодой голубь являются прообразом всех народов» . И Давид писал о народах: Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня (Пс. 21, 13); и пророк Даниил: Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый – царь Греции… (Дан. 8, 20–21). И сам народ Божий предстал здесь в виде птиц: горлицы и молодого голубя! Молодой голубь, в отличие от горлицы, – это незрелые, молодые верующие. А «горлица» – зрелая Церковь-Невеста, способная вступить в брак с Христом-Женихом. Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы (т. е. проповедь Слова Божия – О.С .) слышен в стране нашей (Песн. 2, 11,12). И далее: Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек (Быт. 15, 10). Что значит: «только птиц не рассек»? Блаженный Августин пишет: «Потому и сказано: только птиц не рассек , что деление (т. е. размежевание, «рассечение» – О.С .) бывает между плотскими, а духовные неразделимы, ибо они избегают деловых (т. е. материальных – О.С .) пересудов людей, как горлица, или живут среди них, подобно голубю (т. е. не вникая в их распри – О.С .). Каждая из этих птиц проста и невинна, означая, что в самом народе Израиля, которому земля дана будет, нераздельно дети обетования (т. е. ветхозаветные праведники – О.С .) и наследники Царства (т. е. христиане – О.С .) в вечном блаженстве пребывать будут» .

http://pravoslavie.ru/104395.html

4, 7), из-под которой исходят сияющие лучи. Вокруг фигуры Девы Марии изображены ветхозаветные символические прообразы с поясняющими текстами на латыни. Справа от Девы сверху вниз представлены солнце и персонифицированная луна (Песн. 6, 10), надписанные «Electa ut sol» («Светлая, как солнце») и «Pulchra ut luna» («Прекрасная, как луна») соответственно. Два символических изображения на рассматриваемой нами гравюре связаны в католической культуре с видением лестницы Иаковом. Первое — «Рогта coeli» («Небесные врата») (Быт. 28, 12–17) — представлено на гравюре в виде прекрасных врат с башнями. Второе — «Scala Iacob» («Лествица Иаковля») — традиционно имевшее вид широкой сияющей лестницы, уходящей в небо, отсутствует на данной гравюре. Прообраз «Plantatio rosae in Jericho» («Роза Иерихонская») (Сир. 24, 15) представлен как куст роз , а «Cedrus exaltata sum in Libano» («Возвышенный кедр (ливанский)») (Сир. 24, 14) — в виде мощного кедра. «Puteus aquarum viventium» («Колодезь (Кладезь) живых вод») (Песн. 4, 15) представляли в виде круглого колодца с желобом для воды. «V irga Iesse floruit» («Процветший жезл (ветвь) Иессея») (Ис. 11, 1) — изображался в качестве символа Девы Марии как высокая ветвь с цветами . Нижнюю часть композиции завершает образ «Hortus conclusus» («Запертый сад» , «Вертоград заключенный») (Песн. 4, 12) в виде огороженного красивой изгородью участка с клумбами-грядками. Слева от Девы изображена «Lilium inter spinas» («Лилия между тернами») (Песн. 2, 2) в виде ветки белых лилий, ставшая к этому времени атрибутом Богоматери в иконографии «Благовещения». «Oliva speciosa in campis» («Олива красивая») (Сир. 24, 16) — в виде прекрасного оливкового дерева. «Turris David» («Столп Давидов») (Песн. 4, 4) представлен как неприступный средневековый замок с башнями. «Speculum sine macula» («Чистое зеркало, зерцало») (Прем. 7, 26) изображено в виде типичного для культуры Северной Европы круглого «фламандского» выпуклого зеркала. «Fons hortorum» («Садовый источник») (Песн.

http://bogoslov.ru/article/6193332

Внеси кивот святыни, содержащий в себе Самого Законодателя, Который принесет сию небесную манну, спасет человеческое естество от потопа греховного и Своим рождением освободит весь мир от погибели. Открой сокровищницу Нового Завета, – перстом начертанные письмена, которыми Слово Божие переменит тяжесть буквы закона в легкость духа. Возьми жезл иерейский, который произрастит неувядающий цвет Господень ( Ис. 11:1 ); возьми землю святую ( Исх. 3:5 ) и желанную ( Пс. 105:24 ), из которой воссияют истина и правда ( Пс. 84:12 ). Возьми оную гору, на которой благоугодно будет обитать Слову ( Пс. 67:17 ), отсеченный от которой краеугольный Камень ( Дан. 2:34 ) сокрушит образ врага. Возьми славный трон, царскую колесницу, на которой везомое Слово прийдет во плоти на землю: святой Сион, избранный Творцом и по предведению уготованный прежде веков. Объими одр Соломонов, окрест егоже дориносят шестьдесят сильных (Песн. песн. 3:7) – истинные пророки, возвестившие Божественное Его рождение. Сей образ начертали; клещи того, кто принес уголь и очистил уста пророческие ( Пс. 6:6–7 ); запечатленная книга, которой никто из ведущих писания не прочитал кроме Того, Кто чрез Нее Сам девственно познается ( Пс. 29:11 ); яснейший свиток (Иезек. 2:9), в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т. е. соделавшись подобным нам во всем кроме греха. Это – Царица, стоящая одесную Бога. Это – взошедшая от ливана и окружившая мир благоуханным бальзамом, который превратит горечь древнего древа в сладость, приятный запах от одежд которого благоухает над всею землею. Приими Ее внутрь, как Невесту (Песн. песн. 4:7–8), у Которой есть несравненная красота и неизглаголанная слава, коей превосходный блеск заслоняет блеск солнца. Это – заключенный вертоград (Песн. песн. 4:12), в который совершенно нет доступа для порочных помыслов, в котором первое проклятие миру от древа скорби иссушено в корне и на месте оного расцвело благословение. Поистине, это – источник, из которого текут чистейшие воды и орошают вселенную, из которого истекаеъ река благодати, освящающая всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

То, что далее говорится: 1) о медлительности и как бы неохоте невесты отпереть двери стучащемуся с ночного холода в дверь ее жениху (ст. 3) и 2) о внезапном исчезновении его после того, как она отперла двери (ст. 6, сн. 5), является не вполне понятным в области человеческих отношений взаимной любви. Поэтому не лишено интереса и значения разъяснение этого места проф. Олесницким в духе своей, известной нам уже, теории. «Ранним утром, когда Палестина еще спит, восходящее солнце уже стучится в ее дверь своими лучами, еще как бы влажными от ночной свежести и обильной летней росы. Но теперь оно встречает уже не весеннюю легкую и подвижную жизнь, но жизнь, уже прельщенную продолжительным ликованием и лениво отвечающую на зов дневного светила. Солнце оскорбилось и, когда земля наконец проснулась, сокрылось в серой песчаной мгле, наступило частое в Палестине в это время года явление самума, поэтически изображенное в стихе 7-м. Землю встречают некие стражи, которые бьют ее и насильственно срывают с нее прекрасное покрывало ее растительности: разумеются те созвездия, которые, по древней космогонии, служат причиною бурь и волнений на поверхности земли… Хотя и выше, в весенней песне ( Песн 3.3 ), Палестина встречалась с подобными же стражами, но тогда они не причиняли ей такого вреда, как теперь, среди лета, и прошли мимо молча (раннею весною явления самума бывают слабы)… Среди неожиданной бури, изменившей и обнажавшей лицо всей страны, невеста с сожалением мечтает о сокрывшемся мирном и прекрасном солнце и изображает его в поэтическом образе Песн 5.10–16 , черты и краски которого наглядно обозначают блеск солнца и чистоту его лучей… Где же теперь твой жених – солнце? спрашивают Палестину. Он сошел в свои эфирные сады, но он все-таки мой, и я принадлежу ему по преимуществу» (с. 375–376). Песн.5:10 .  Возлюблен­ный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: Песн.5:11 .  голова его – чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; Песн.5:12 .  глаза его – как голуби при потоках вод, купа­ю­щиеся в молоке, сидящие в доволь­стве;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010