Б. Богослужебный устав с появления полных списков его с IX века Теперь богослужебному уставу нужно было определиться только в самых мелких частностях и подробностях и история его с этого времени должна принять характер толкового Типикона. Наш Типикон к IX в. идейно уже сложился. Теперь могли появиться полные списки его, которые, благодаря основной прежней работе, могли разниться друг от друга в несущественном. Но скоро и такая разница между ними исчезла, и появился единый богослужебный устав почти для всей восточной церкви. Устав Великой Константинопольской церкви и песненное последование Впрочем, и теперь такому объединению долго препятствовало существование в сфере действия этого более и более объединяющегося устава – существование совершенно отличного от него богослужебного чина, соперничавшего, если не превосходившего его своею древностью, – чина, долго державшегося в главном храме мировой столицы – св. Софии Константинопольской и в храмах других значительных городов. Мы имеем ввиду так называемый устав Великой церкви Константинопольской и близкий к нему, если не тождественный с ним, чин песненного последования. Суточное богослужение св. Софии Константинопольской до сих пор составляет загадку не смотря на то, что до нас дошел и не в (с. 373) одной редакции полный Типикон этой церкви от IX в. 1576 и несколько других памятников этого богослужения. В этом Типиконе указываются только особенности богослужения на каждый день и то более обрядовые, нигде не дано полного чина его и очень мало намеков на какие-либо составные части его. Чтобы понять эти немногочисленные намеки, нужно иметь в виду, что Типикон Великой церкви, т.е. Софии Константинопольской, имеет ввиду службы так названного впоследствии «песненного последования» ( σματικ κολουθα). Чин его подробно изложен св. Симеоном, архиеп. Солунским († 1430 г.), который называет его последованием устава Великой церкви», принятым во всех соборных церквах, но прибавляет, что со времени взятия К-поля латинянами (с 1204 г.) этот чин не соблюдается даже в самом «царственном граде», тем более в других церквах, и что в его время этот чин соблюдался только в Солунском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Глава вторая. Песненные часы Преемственная связь службы дневных часов с ветхозаветным общественным и частным богослужением естественно предполагает и заимствование основных элементов часовой службы у древних евреев. В действительности так и было. 1. Древность песненных часов Ветхозаветное богослужение, за выключением жертвоприношений, состояло из молитв, псалмопения и чтения св. Писания. Эти же части всегда входили и в состав христианского богослужения. Молитвы ( Деян. 1:24; 2:1; 4:31; 12:12 ) вместе с пением псалмов ( 1Кор. 11:20; 14:26 ) и чтением св. Писания ( Колос. 4:16 ) употреблялись уже при апостолах. Но в христианском богослужении эти ветхозаветные формы наполнялись новозаветным содержанием и всецело были проникнуты благодатным духом учения Христова. – Молитвы, псалмопение и чтение постоянно чередовались между собою, и в этом состоял древнейший чин христианского богослужения. Так именно было при Тертуллиане . «Более усердные в молении, – говорит он, – обычно к молитвам присоединяют Аллилуиа и псалмы таким образом, чтобы заключительными словами их могли отвечать присутствующие» 52 . Уже и в этом простом иудео-христианском строе богослужения можно различать существенные элементы известного в литургической науке «песненного последования» (σματικ κολουϑα), которое было в употреблении на православном Востоке, по крайней мере, до XIII века 53 . Песненный тип часов сохранился до настоящего времени в древних Типиконах 54 и Евхологиях 55 . Отражение этого строя заметно отчасти и в чине нынешних часов. Все службы песненного строя характеризуются, главным образом, двумя существенными признаками: во-первых, обычным чередованием трех начальных псалмов – антифонов с таким же числом молитв и, во-вторых, преобладанием певческого исполнения 56 . Из менее важных признаков следует отметить произнесение ектений и чтение молитв отпуста и главопреклонения. Эти особенности, свойственные до некоторой степени еще ветхозаветному богослужению, были издревле присущи и богослужению христианскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

I. Введение Литургическая традиция, повсеместно принятая в Православной Церкви в наши дни, представляет собой синтез древних богослужебных обычаев Иерусалима и Константинополя, сформировавшийся приблизительно в эпоху иконоборчества 1 . В частности, порядок совершения служб суточного круга в этой традиции восходит – через посредство практики палестинских монастырей – к соборному богослужению иерусалимского храма Воскресения Христова. В древних палестинских источниках псалмы и песнопения суточных служб сопровождаются соответствующими священническими молитвами 2 , но в позднейшей традиции эти молитвы не сохранились 3 . В древнем соборном богослужении Константинополя порядок суточных служб существенным образом отличался от палестинского; он известен под именем «песненного последования» (σματικ κολουθα). Константинопольский Евхологий в его древнейших списках полностью соответствует этому порядку. С повсеместным переходом православного мира на палестинский Часослов «песненное последование» постепенно перестало совершаться даже в самом Константинополе, однако священнические молитвы, входившие в состав «песненных» служб, продолжили использоваться – но уже в рамках совсем другого богослужебного устава. В рукописях отражен процесс постепенного приспособления молитв константинопольского Евхология к палестинскому Часослову; это приспособление сводилось, в основном, к сокращению части молитв и распределению оставшихся по порядку той или иной службы 4 . Анализ священнических молитв вечерни и утрени в греческих Евхологиях константинопольской традиции содержится в работах Мигеля Арранца и Грегора Ханке 5 . Настоящая статья представляет собой исследование корпуса этих молитв в древнерусских Служебниках эпохи господства на Руси Студийского устава (XI–XIV вв.), которые образуют важную, но недостаточно изученную группу свидетельств по истории развития богослужения византийской традиции. II. Состав корпуса священнических молитв суточных служб в древнерусских Служебниках XIII–XIV вв. Древнерусские литургические рукописи студийской эпохи представляют собой уникальный источник по истории православного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В работе, напечатанной в журнале Orientalia Christiana Periodica, 37 (1971), составляющей вторую главу этой книги 518 : Священнические молитвы Византийской Вечерни, первой из серии трудов на тему суточного богослужения древнего византийского чина, которые потом стали следующими главами сборника, мы исследовали вопрос тайных молитв, которые до сих пор читает иерей на православной Вечерне. Мы тогда уже заметили, что целый ряд древнейших рукописных евхологиев или служебников, которые в то время мы не оценивали в достаточной 519 мере, считая их как «дополнительные» по сравнению к «общей» традиции, имели гораздо большее число вечерних молитв, чем теперешние евхологии. Мы намеревались в будущем исследовать эти молитвы, вышедшие ныне из употребления. Исследуя затем в следующей статье вопрос утренних молитв (смотри III-ью главу), мы пришли к выводу, что те рукописи, в которых содержалось больше вечерних молитв 520 , принадлежали именно к разряду евхологиев, относящихся к традициям Святой Софии Константинопольской, и, вероятно, по свидетельству Симеона архиепископа Солунского 521 , всех соборов византийской империи. В Св. Софии не только Вечерня и Утреня служились по другому уставу, чем они служатся до сих пор по Типикону Иерусалимскому Св. Саввы, но и другие Часы суточного круга (Третий, Шестой и Девятый Час и Полуношница, и позднее и Первый Час: тема IV-oй главы) и праздничная и великопостная Паннухис (VI-aя глава), совершались в совершенно другом порядке, чем ныне, если они вообще сегодня служатся. Сосредоточившись над изучением всех этих Часов, мы из года в год откладывали наше первоначальное намерение исследовать полную древнюю Вечерню. Но в то же время изучение других Часов не было бесполезным и для лучшего понимания всего вопроса Песненного последования, и следовательно и Песненной Вечерни. В 1976 защита докторской диссертации солунского литургиста Косьмы Георгию, которая состоит из научного издания (пока к сожалению частичное) рукописей Национальной Афинской Библиотеки 2061 и 2062, под заглавием « Ежедневное антифонное распределение псалмов и песней для песненных последований Вечерни и Утрени» 522 , позволила нам получить более ясное представление о рамках и содержании Вечерни и Утрени, предусмотренных древним Константинопольским Евхологием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы Вечерня В соответствии с традицией, унаследованной от Ветхого Завета, литургический день в христианской Церкви начинается с вечера. Соответственно первым богослужением суточного круга считается вечерня. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую, малую, а также соединяемую с литургией. Вседневная вечерня совершается по будням; великая – накануне воскресных и праздничных дней (она входит в состав всенощного бдения); малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению. Вечерня соединяется с литургией в тех случаях, когда Устав предписывает совершение литургии вечером: по средам и пятницам Великого поста, в навечерия Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу. В этом случае от вечерни остается лишь ее начальная часть, которая заменяет начальную часть литургии (службу антифонов). Современная вечерня включает в себя элементы, заимствованные из константинопольского «песненного последования» и иноческого вечернего правила. Слияние этих двух различных по происхождению последований происходило уже в VII веке. Вседневная вечерня начинается словами: «Приидите, поклонимся Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Эти воззвания, по принятой в Православной Церкви традиции, произносятся перед началом чтения псалмов. Они указывают на то, что псалмы, несмотря на свое ветхозаветное происхождение, являются, в церковном понимании, христоцентричной молитвой, и переживаются верующим через призму поклонения Христу как Царю и Богу. Если великая вечерня входит в состав всенощного бдения, то она начинается возглашением диакона «Востаните», после чего Устав предписывает священнику совершать полное каждение храма. Затем хор поет «Господи, благослови» и священник возглашает: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». После «Аминь» начало обычное опускается и сразу же следует «Приидите, поклонимся», которое, по обычаю, поется священнослужителями в алтаре. К трем воззваниям в таком случае добавляется четвертое: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». На практике, однако, каждение совершается не перед начальным возгласом священника, а после пения «Приидите, поклонимся», во время пения псалма 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава четвертая. Монастырские часы I. Правило псалмопения Песненный строй церковных служб первоначально был единственным богослужебным строем, господствовавшим не только в соборно-приходских церквах православного Востока, но и в монастырях. «В монастырях Палестины, Месопотамии и всего Востока, – по словам преп. Иоанна Кассиана († 435), – служба каждого часа состояла из трех псалмов и молитв, как это издревле установлено» 153 . Из слов того же И. Кассиана видно, что соборно-общественный песненный строй был общераспространенным и в монастырях Египта и Фиваиды 154 . На всех службах в этих монастырях, согласно песненной практике, псалмы обычно чередовались с молитвами. Впрочем, на первых порах все вообще монастыри придерживались такой практики и, по примеру приходских церквей, вовсе не допускали непрерывного рядового исполнения псалмов; очевидно, они считали общеобязательным соборное правило «о том, чтобы в (молитвенных) собраниях псалмы не пелись непрерывно один за другим, но чтобы после каждого псалма, в промежутке, следовало чтение» 155 . – Однако, это соблюдалось недолго. Мало-по-малу монастыри уклоняются от общецерковной нормы и вырабатывают свой особый богослужебный строй келейно-одиночного характера, с однообразным рядовым чтением псалмов, без священнических молитв и диаконских возглашений. Этот особый монастырский строй церковного богослужения развился под влиянием древнейшего иноческого устава, или так называемого «правила псалмопения» (κανν τς αλμφας). 1. Происхождение и виды правила псалмопения У преп. И. Кассиана, описывающего порядки египетских монастырей, везде говорится о псалмопении. Было в употреблении у египетских монахов и антифонное пение псалмов. Однако, при этом не полагалось читать общих молитв, составлявших, как известно, необходимую принадлежность песненных служб. В промежутках между псалмами каждый сам про себя совершал «умную» молитву, в которой выражал мысли и чувства, вызванные пением псалма. Отсюда недалеко было и до рядового пения псалмов, – стоило только сократить промежутки между отдельными частями псалмопения, предоставив молящимся сопровождать благочестивыми размышлениями протяжное пение. Самое псалмопение легко могло перейти в чтение. Дело в том, что, по чину, пел один, и пение, по-видимому, скорее походило на речитатив, близкий к нынешнему протяжному чтению нараспев 156 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) VI. Пресвитерские молитвы «Тритоекти» (Третьего-Шестого Часа) древнего Византийского Евхология (1977) Под именем Τριτοκτη (или Τριτκτη, или Τριθκτη) византийцы (т.е. христиане, придерживающиеся греко-славянской богослужебной традиции) сегодня понимают соединение служб двух Часов Часослова – Третьего и Шестого, которые в Четыредесятницу совершаются вместе, одна за другой. Начиная со среды Сыропустной недели ( Τυρινς или Τυροφγου) и в течение всего Поста, до Великой Среды, между Вечерней и Утреней в Триоди находятся тропарь, два прокимна и пророческое чтение, предназначенные для «Трифекти»; они включаются в Час Шестой. Византиец, быть может, удивится, узнав, что эти части «Тритоекти» представляют собою не что иное, как свидетельство об утерянных славных традициях церкви Святой Софии Константинополя. Действительно, Тритоекти была одной из самых характерных служб древнего Евхология Великой Церкви, – такой службой, которая пять дней в неделю (включая Великую Пятницу) заменяла Евхаристическую Литургию и была, по свидетельству Симеона Солунского 415 , тесно связана с Литургией Преждеосвященных, которая никогда не совершалась без Тритоекти. В Великий Четверг служились по исключению Тритоекти и полная Евхаристия. Целью настоящей работы является изучение лишь одной части этой службы, той, которая содержит пресвитерские или иерейские молитвы (эти молитвы произносились патриархом, епископом или священником, смотря по обстоятельствам). Эта работа является частью серии статей, опубликованных в римском журнале 416 и которую мы с Божией помощью намереваемся продолжить в будущем до завершения изучаемой нами темы: Богослужение суточного круга в древней константинопольской традиции ( οματικ ακολουθα или Песненное Последование), которое с давних времен было заменено монастырской палестинской традицией, – традицией Часослова святого Саввы. Мы уже разбирали Тритоекти в нашей главе о молитвах Малых Часов, где мы представили общую схему этой службы 417 ; мы расположили Тритоекти в соотношении с дневным кругом различных евхологиев 418 , и, в заключение, мы приблизили схему Тритоекти к схеме главных служб (Вечерня и Утреня) 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие и состоящая из следующих молитвословий: Трисвятого (включая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся» и 2 «царских» псалмов - 19-го и 20-го (содержащих слова:             и          ), Трисвятого (включая «Отче наш»), тропаря и кондака Кресту с богородичном (во все тексты изначально входило поминовение царствующего императора), сокращенной сугубой ектении (Часослов. С. 38-43); во время Д. священник совершает полное каждение храма. Существует мнение, что Д. впервые появилось в т. н. имп. мон-рях, ктиторами к-рых были визант. василевсы ( Mateos. 1961. P. 201). Однако наиболее ранние свидетельства о Д. сохранились в Типиконах монастырей Богородицы Елеусы ( Petit. 1900. P. 73-74) и Богородицы Евергетиды ( Gautier. 1982. P. 27) посл. четв. XI в.- эти мон-ри не были императорскими, хотя и получили определенные привилегии от визант. государей. Согласно Типикону мон-ря Богородицы Елеусы, Д. начиналось с Трисвятого, за к-рым следовали: молитва за императора, «Приидите, поклонимся» и Пс 19, Трисвятое, тропарь и кондак Кресту с богородичном Ταχ προκατλαβε (    ), 24-кратное «Господи, помилуй» . Возможно, что эта структура сменила чин, предварявший утреню согласно древнейшим студийским Часословам (сохр. в слав. переводе) и состоявший из тропаря «Царю Небесный», молитвы, «Приидите, поклонимся» и Пс 6, Трисвятого и 12-кратного «Господи, помилуй» ( Слива. 1999. С. 94). В Типиконе мон-ря Богородицы Евергетиды молитва за императора уже не упоминается; вместе с Пс 19 здесь указан и Пс 20; кроме того, отмечено каждение иереем всего храма (может быть, установление этого священнодействия во время Д. было связано с влиянием песненного последования , т. е. кафедрального обряда К-поля, согласно к-рому в конце совершавшейся в нартексе 1-й ч. утрени (ее можно сопоставить с монастырской полунощницей, непосредственно примыкающей к Д.) иерей кадил весь храм; см.: PG. 155. Col. 641); точное число «Господи, помилуй» в Евергетидском Типиконе не приведено. Сходный порядок имеет Д. и в др. Типиконах, основанных на Евергетидском, напр. в Типиконе мон-ря св. Иоанна Предтечи (ту Фоверу) сер. XII в. ( Пападопуло-Керамевс. 1913. С. 24; по неясной причине Пс 19 упом. здесь после тропарей) и в Типиконе мон-ря Хиландар, составленном свт. Саввой Сербским во 2-й пол. XII в. ( 1928. С. 43-44).

http://pravenc.ru/text/171521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАЖЕН МУЖ [греч. Μακριος νρ; церковнослав.    ], в правосл. богослужении - название 1-й кафизмы Псалтири (Пс 1-8) или ее 1-й «славы» (1-й трети, «1-го антифона» - Пс 1-3) по начальным словам Пс 1. 1: «                ». «Б. м.» обычно поется на праздничной вечерне (как в составе всенощного бдения, так и отдельно) под воскресные и праздничные дни. Появление «Б. м.» как самостоятельной литургической единицы связано с палестинским разделением Псалтири на 20 кафизм; к тем традициям, где бытовало иное деление Псалтири, термин «Б. м.» неприложим. Тем не менее, поскольку в богослужебных системах древней Церкви Псалтирь, как правило, пропевалась или прочитывалась за неделю, ее начальные псалмы часто стихословились вечером в субботу или утром в воскресенье. В кафедральном богослужении К-поля VI-XII вв.- «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) песненном последовании - Пс 1 и 2 с припевом «Аллилуия» составляли 1-й изменяемый антифон в субботу вечером, с к-рого начиналось пение рядовой Псалтири ( Арранц. С. 281). В старом (до реформ ХХ в.) римском обряде стихословие Псалтири начиналось на воскресных nocturnae (ночная служба) ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 137). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43 - памятнике иерусалимского богослужения IX-X вв., описывающем богослужение страстной и пасхальной седмиц в соборном иерусалимском храме Воскресения,- «Б. м.» поется в Великую субботу вечером (Дмитриевский. Богослужение. С. 172-173). В богослужебных системах, придерживающихся палестинского деления Псалтири, 1-я кафизма была также закреплена за вечером субботы. Древнейшая известная рукопись палестинского Часослова (Sinait. gr. 863, IX в.) начинается с 1-й кафизмы, без указаний, когда следует ее исполнять; вслед за кафизмой выписан 1-й час и др. службы суточного круга (Mateos. Un horologion. P. 48). Издатель Часослова Х. Матеос объясняет необычное положение кафизмы в рукописи тем, что переписчик, начав переписывать литургическую Псалтирь, впосл. изменил свое намерение и решил переписывать Часослов (Ibid. P. 60). Такое объяснение представляется неубедительным, потому что в заглавии рукописи (помещенном перед 1-й кафизмой) указано: «Часослов по уставу Лавры святого отца нашего Саввы». Палестинское деление Псалтири вошло в Студийский устав , как и в более поздний Иерусалимский.

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

Плащаница и ее история Плащаница придает трогательное великолепие и умилительную торжественность церковным службам последних великих дней Страстной седмицы. Она составляет их необходимую принадлежность и является наглядным выражением совершаемых в них воспоминаний. Обыкновенно, на вечерни Великого пятка, совершаемой в воспоминание крестной смерти Спасителя, при трогательном пении тропаря «Благообразный Иосиф», она выносится на средину храма, где и поется над нею канон на «Плач Богородицы». В Великую субботу вся утреня совершается над плащаницею и знаменует собою умилительнейшее отпевание, а потом, шествием с плащаницею вокруг храма, и самое погребение Божественного мертвеца. Православный мир так привык и полюбил печальное торжество этих великих дней, что для него они немыслимы без плащаницы. Между тем совсем еще не далеко то время, когда православная Русь не знала плащаницы. Появление ее на Руси и образование служб над нею имеют свою весьма любопытную историю. За все время господства в русском богослужении студийского устава, т. е. со времени преп. Феодосия и до самого конца XIV века, плащаницы не было на Руси. По крайней мере от того времени до нас не сохранилось ни одной плащаницы, и в тогдашнем уставе ничего не говорится ни о выносе ее для поклонения, ни о ходе с ней вокруг храма. В сохранившемся до нашего времени списке студийского устава конца XII или начала XIII века находится лишь следующая подробность утрени Великой субботы: после стихир на хвалитех поется «Слава в вышних Богу певчески; на славу же таковаго пения абие входит поп с диаконом, имуще евангелие, свещи предыдущи и всходит на стол и, дав мир, сядет»; затем после прокимна – паремия из прор. Иезекииля, апостол и евангелие, которое читается «от попов в алтаре» 380 синодал. библ.). Но в этом входе с евангелием отнюдь нельзя видеть начала развившегося потом обычая совершать шествие с плащаницей вокруг храма. Проф. Мансветов в этом входе видит остаток древнейшей церковной практики, известной под именем «песненного последования», по которому вход и чтение евангелия совершались не перед каноном, а на великом славословии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010