Всемирный совет церквей и Конференция европейских церквей Будущий Патриарх Кирилл принимал активное участие в работе Всемирного совета церквей : с августа 1969 г. он являлся участником всех заседаний Центрального комитета Всемирного совета церквей, а с сентября 1971 г. — участник всех заседаний Исполкома ВСЦ (до 1975 года как эксперт, а с 1975 по 1998 гг. как действительный член этих руководящих органов). Кроме того, с 1972 г. по 1976 г. он входил в правления Фонда ВСЦ по реконструкции и примирению в Индокитае, с 1976 г. по 1978 г. был членом Комитета по пересмотру программ ВСЦ, с 1980 г. по 1983 г. — Комитета по подготовке VI Генеральной Ассамблеи ВСЦ, но дольше всего он входил в состав Комиссии «Вера и устройство» (с 1975 по 1991 г.) и трижды участвовал в ассамблеях этой Комиссии в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). В качестве делегата участвовал в IV (Уппсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных ассамблеях Всемирного совета церквей, а в качестве почетного гостя в IX Генеральной ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.). Вместе с тем, он дважды входил в состав Комитета по назначению Генерального секретаря ВСЦ (в 1984 г. и в 1991 г.). Встречаясь с представителями православных СМИ, Святейший Патриарх Кирилл поделился опытом участия в одном из таких мероприятий: «В далеком 1968 году в городе Уппсале, в Швеции, проходила IV Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей. Я был самым молодым участником этого большого международного межхристианского съезда — мне был 21 год. Рядом со мной сидел пожилой священник из Соединенных Штатов Америки по имени Иоанн Туркевич, — сын митрополита Леонтия (Туркевича), который в свое время был женатым священником, овдовел, а потом стал главой русской митрополии в Северной Америке. Отец Иоанн был не только священник, но и выдающийся американский ученый-химик. Он всю жизнь проработал в Принстоне, участвовал в Манхэттенском проекте; это был человек огромных знаний и опыта, вместе с тем глубоко верующий.

http://patriarch.patriarchia.ru/vsemirny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЛИСТ [Уэр Тимоти; англ. Ware Kallistos, Ware Timothy] (род. 11.09.1934, г. Бат, Великобритания), митр. Диоклийский (К-польский Патриархат), богослов. Род. в англикан. семье. Получил образование в Вестминстерской школе (Лондон) и Оксфордском ун-те (классическое отд-ние). Научной специализацией избрал патристику, темой докт. диссертации было учение прп. Марка Подвижника. Интерес к правосл. Церкви пробуждался в Т. Уэре постепенно. Важную роль сыграло посещение правосл. храма, заставившее его по-иному взглянуть на жизнь и веру в Бога (Why I am an Orthodox//The Tablet. L., 1995. Vol. 249, 16 Febr. P. 159). Большое влияние на него оказали также чтение творений св. отцов и участие в работе православно-англикан. Албания святого и прп. Сергия содружества . К 24 годам у него созрело решение перейти в Православие. В 1958 г. он был принят в правосл. Церковь; провел некоторое время в Свято-Троицком мон-ре в Джорданвилле (США). Вскоре перешел в К-польский Патриархат. В 1966 г. принял монашеский постриг с именем Каллист в мон-ре св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на о-ве Патмос (Греция), в том же году был рукоположен во иерея. По возвращении в Великобританию был назначен на пост лектора по восточнохристианским исследованиям (занимал этот пост в 1966-2001). В 1982 г. рукоположен во епископа Диоклийского (викарный епископ К-польского Патриархата в Великобритании). Возглавлял греч. правосл. приход в Оксфорде. После ухода на пенсию продолжал активно публиковать научные работы и читать лекции о Православии. Возглавлял совет директоров Ин-та православных христианских исследований (Кембридж). Председатель группы «Friends of Orthodoxy on Iona» (Друзья Православия на о-ве Айона). Председатель Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. С 2007 г. митрополит Диоклийский. Богословские взгляды Значение К. как богослова состоит прежде всего в популяризации святоотеческого наследия и систематизации основных идей вост. патристики, в изложении святоотеческого учения на языке совр. человека. Перу К. принадлежат многочисленные переводы творений св. отцов и богослужебных книг на англ. язык. Под его руководством и при его непосредственном участии были переведены Минея праздничная и Триодь Постная, а также 4 тома «Добротолюбия». К.- автор книг «Православная Церковь», «Православный путь», «Евстратий Аргенти: Исследование о Греческой Церкви под турецким владычеством» и свыше 200 статей на разные темы, связанные с учением правосл. Церкви или вост. патристикой. Православная традиция. Святоотеческое наследие

http://pravenc.ru/text/1320093.html

К предыдущему историософскому материалу, составленному в прошлом году, мною было обнаружено несколько важных дополнительных текстов, с которыми не был знаком раньше, но с которыми хотелось бы познакомить читателя, обеспокоенного грядущими судьбами России. Как уже раньше писал, в приближении к годовщине 1000-летия Крещения Руси в конце коммунистической эпохи духовные люди прозревали скорое окончание прежнего безбожного порядка. Так американский по происхождению, но русский по духу иеромонах Серафим (Роуз) в 1981 году говорил, что «страна, в которой началось владычество коммунизма, переживает в данный момент религиозное возрождение, препятствующее распространению атеизма в мир». В 1987 году киевский архимандрит Пимен (Соболев) (1917–2000) говорил: «70 лет Вавилонского плена для Церкви кончается, и мы увидим духовное возрождение: откроются храмы и монастыри». А уже в 1989 году дивеевская матушка Фрося (Лахтионова) сказала архимандриту Тихону (Шевкунову): «Семьдесят лет в плену пробыли! Понимаете вы, нет? Мы же в плену жили, у советской власти. Это же плен. А дальше не знаю, что будет. На кого пойдёт? Я слыхала от одного, но я не скажу кто: " Кончилось царство хамово! " ». Упомянутый выше иеромонах Серафим (Роуз) (1934–1982) хорошо известен нам такими трудами, как «Православие и религия будущего» и «Душа после смерти». В первом разбираются тупиковые учения и взгляды, получившие апокалиптически судьбоносное распространение в XX веке и очень дурно повлиявшие на религиозное чувство современного человека. Второй труд представляет собой в определенном смысле практическое руководство, хотя и подготавливающее читателя к непростым и даже страшным реальностям загробной жизни, но оставляющее совершенно положительные впечатления, потому как вооружает читателя и разбивает на корню ложные учения о посмертном опыте. Перу данного выдающегося духовного писателя принадлежит достаточно исчерпывающая антология авторитетных пророчеств о будущем России, которая была доложена им на Съезде православной молодежи в городе Сан-Франциско в августе 1981 года. Именно этими пророчествами хотелось бы теперь поделиться.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/12/pr...

Круг исследовательских интересов А. был весьма широк и в хронологическом, и в географическом отношении и включал в себя кирилло-мефодиевскую проблематику, историю болгарской лит-ры IX - 1-й пол. XIX в., болгаро-румын., болгаро-рус. и болгаро-серб. средневек. лит. и книжные связи. А.- один из авторов 1-го т. академической «Истории болгарской литературы» (София, 1963). Его перу принадлежит также обобщающий труд «Борба за делото на Кирил и Методий», посвященный роли и значению кирилло-мефодиевской традиции в становлении новой болг. культуры и в формировании национального самосознания в XIX в. Основные исследования А. написаны в форме малого жанра - статей, очерков, содержащих зачастую публикации неизвестных или редких текстов и их списков; тематическими сборниками являются по существу и его книги, что не умаляет их научного значения. Одну из основных сторон исследовательской деятельности А. составляли постоянные археографические разыскания. Помимо болг. рукописных собраний он много работал в хранилищах Румынии, Югославии (Белград, Загреб) и в особенности СССР (Киев, Ленинград, Москва). Результатами этих поисков явились работы, объединенные в сборники «Из старата българска, руска и сръбска литература» (София, 1958-1978. Кн. 1-3), «Из историята на руско-българските литературни връзки» (София, 1972,1980. Ч. 1-2), «Из историята на старобългарска и възрожденската литература» (София, 1977), «Руско-южнославянски книжовни връзки» (София, 1982), «Старобългарско книжовно наследство» (София, 1983) и др. Среди наиболее заметных в научном отношении находок А.- «Сказание инока Христодула» («Сказание о железном кресте»), уникальный памятник болгаро-визант. культурных связей рубежа IX-X вв.; цикл болг. чудес великомученика Георгия, записанный со слов инока-болгарина первоначально на греч. языке в Вифинии и вскоре переведенный на славянский. Весьма плодотворной оказалась также атрибуция А. св. Клименту Охридскому Минеи общей особого состава на основании стилистических признаков (Константин-Кирил Философ. София, 1969. С. 237-259), что подтвердилось после находки Г. Поповым в канонах памятника акростихов с именем этого автора.

http://pravenc.ru/text/115086.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛОВ Димитр Симеонов (2.02.1917, София - 24.12.1996, там же), болг. историк-византинист. Окончил Софийский гос. ун-т им. св. Климента Охридского (1940), специализировался по истории Византии в Мюнхенском ун-те (1940-1943), защитил докт. дис. «Богомильство в Византии» (1943). Работал в качестве ассистента (1944), доцента (1946), профессора (1950), являлся зам. декана историко-филологического фак-та (1950-1951), зам. декана и деканом философско-исторического фак-та (1961-1963, 1966-1972) Софийского гос. ун-та, ректором Ин-та иностранных студентов (1963-1966). В 1966-1972 гг. возглавлял кафедру истории Болгарии, заведовал сектором древней и средневек. истории Болгарии в Ин-те истории Болгарской АН (1956-1978), являлся секретарем Центрального Совета Болгарского исторического об-ва (1970-1976), директором Ин-та археологии и музея при Болгарской АН (1971-1987), генеральным директором Центра болгаристики (1986-1988). Избран чл.-кор. Болгарской АН (1975), академиком Болгарской АН (1979), чл.-кор. Саксонской АН (1976), Археологического ин-та в Зап. Берлине (1982), Научного об-ва по истории и культуре Юго-Вост. Европы (Мюнхен) (1988). Член редколлегии многотомной истории Болгарии; главный редактор сб. «Byzanminobulgarica» и ж. «Археология», член редколлегий журналов «Bulgarian Historical Review» и «Palaeobulgarica» («Старобългаристика»). С 1961 г. председатель Национального комитета византинистов Болгарии, член Бюро Национального комитета болг. историков, зам. председателя Международной ассоциации византинистов. Награжден орденом Народной Республики Болгарии 2-й степени (1977), дважды - Димитровской премией (1966 и 1971), орденом Г. Димитрова (1987). В сфере научных интересов крупнейшего болг. византиниста находились не только социально-экономические и политические проблемы истории Византии и Болгарии, но и церковно-культурные связи 2 гос-в, своеобразие и особенности болг. средневек. культуры. А. внес огромный вклад в изучение одного из крупнейших средневек. еретических движений - богомильства , выявив его истоки и социальные корни, сущность, распространение и связь с др. еретическими движениями: катарами и рус. стригольничеством . Его перу принадлежат исследования о подвижничестве святых Кирилла и Мефодия , Климента Охридского , Иоанна Рыльского , а также работы о распространении исихазма в Болгарии.

http://pravenc.ru/text/115088.html

Каллист, митрополит (Уэр Тимоти) Дата рождения: 11 сентября 1934 г. Дата смерти: 24 августа 2022 г. Дата хиротонии: 1982 г. Дата пострига: 1966 г. Страна: Великобритания Биография: Родился 11 сентября 1934 г. в г. Бат (Великобритания) в англиканской семье. Получил образование в Вестминстерской школе (Лондон) и Оксфордском университете (классическое отделение). Научной специализацией избрал патристику, темой докторской диссертации было учение прп. Марка Подвижника. В 1958 г. принял Православие; провел некоторое время в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США). Вскоре перешел в Константинопольский Патриархат . В 1966 г. принял монашеский постриг с именем Каллист в монастыре апостола и евангелиста Иоанна Богослова на о-ве Патмос (Греция), в том же году был рукоположен во иерея. По возвращении в Великобританию назначен на пост лектора по восточнохристианским исследованиям (занимал этот пост в 1966-2001 гг.). В 1982 г. хиротонисан во епископа Диоклийского (викарный епископ Константинопольского Патриархата в Великобритании). Возглавлял греческий православный приход в Оксфорде. После ухода на пенсию продолжал активно публиковать научные работы и читать лекции о Православии. Возглавлял совет директоров Института православных христианских исследований (Кембридж), был председателем группы «Friends of Orthodoxy on Iona» (Друзья Православия на о-ве Айона), председателем Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. 30 марта 2007 г. возведен в сан митрополита. В январе 2008 г. избран членом-корреспондентом Афинской академии. Самая известная книга владыки Каллиста — The Orthodox Church («Православная Церковь») вышла в свет в 1963 г., еще до принятия им священного сана и монашества. Впоследствии неоднократно переиздавалась, в том числе и на русском языке. Значение владыки как богослова состоит прежде всего в популяризации святоотеческого наследия и систематизации основных идей восточной патристики, в изложении святоотеческого учения на языке современного человека. Его перу принадлежат многочисленные переводы творений святых отцов и богослужебных книг на английский язык. Под его руководством и при его непосредственном участии были переведены Минея праздничная и Триодь Постная, а также 4 тома «Добротолюбия». Автор книг «Православная Церковь», «Православный путь», «Евстратий Аргенти: Исследование о Греческой Церкви под турецким владычеством» и свыше 200 статей на разные темы, связанные с учением Православной Церкви или восточной патристикой.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198545...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник - это оправдание выполненного долга 13.12.2012 456 Время на чтение 8 минут Мы живем в странное время. С каждым годом праздников становится все больше, а радость от них - все натужнее. Вокруг праздников вообще все время идет какая-то странная возня. Их то учреждают, то отменяют, изобретают какие-то гибриды, передвигают " праздничные дни " . Устраиваются " народные гуляния " , уличные концерты, но ощущение праздника возникает все реже и становится все мимолетнее. В прошлом году депутаты подарили народу большие новогодние каникулы. А в результате люди не знали, на что убить такую уйму времени, и жаловались, что на такие длинные праздники у них не хватает денег. Детей таскают на " новогодние елки " - они упираются, им интереснее сходить в Макдональдс и поиграть в компьютерные игры. А в Деда Мороза, похоже, не верят даже самые маленькие. Что же с нами происходит и почему? Поговорить об этом мы решили с Фазилем ИСКАНДЕРОМ, писателем, написавшим за свою долгую творческую жизнь много мудрых и светлых книг, одна из которых называется " Праздник ожидания праздника " . ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович, прозаик и поэт, родился 6 марта 1929 г. в Сухуми в семье ремесленника. В 1954 г. окончил Литературный институт, но первые свои стихи опубликовал еще в студенческие годы. Работал журналистом в Курске, затем в Брянске, в 1959 г. стал редактором в абхазском отделе Госиздата. С 1962 г. его рассказы начали публиковать журналы " Юность " и " Неделя " . Но по-настоящему широкую известность ему принесла публикация в " Новом мире " " Созвездие Козлотура " (1966). А подлинную славу - цикл новелл " Сандро из Чегема " (1973). Перу Фазиля Искандера принадлежат " Кролики и удавы " (1982), книга стихов " Путь " (1987), повесть " Стоянка человека " (1990), книга публицистики " Поэты и цари " (1991), роман " Человек и его окрестности " и книга детских рассказов " Детство Чика " (1993), повесть " Софичка " (1995) и множество других произведений. - Фазиль Абдулович, почему мы все меньше радуемся праздникам?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

В Киеве издана книга «Путешествие по Божественной литургии. Библия в литургии» 27 июня 2006 г. 17:12 Настоящая книга, выпущенная киевским издательством «Пролог», принадлежит перу протоиерея Константина Насра и состоит из двух частей. Первая часть представляет собой опыт истолкования Евхаристии - величайшего таинства Православной Церкви. Опираясь на Священное Писание, автор показывает, как Божественная литургия являет собой весь жизненный путь Господа нашего Иисуса Христа - от Его Рождества до Вознесения. Но помимо этого, Евхаристия являет нам также и Бога как Троицу: в ней Бог последовательно открывает Себя как Отец, Сын и Святой Дух. Второе сочинение - «Библия в литургии» - не меньшим образом уникально. Автор поставил перед собой задачу, которую, возможно, до него не ставил никто - показать буквальную связь каждой строчки православной литургии с текстом Священного Писания. На взгляд издателя, данная книга будет весьма полезна всем читателям, хотящим более глубоко изучить православную литургическую традицию. Не менее ценна она и как вклад в развитие межхристианского диалога - как своеобразный мостик между православием и протестантизмом, помогающий открыть последнему наличие непреходящей истины, которая существует в Православной Церкви в течение уже двух тысячелетий. Протоиерей Константин Наср - православный священник, настоятель прихода св. Илии Антиохийского Патриархата в Оклахома-Сити, США. Родился и вырос в Палестине в семье девяти поколений священнослужителей. В 1961 году приехал в Штаты по приглашению своего отца, протоиерея Захарии, который служил тогда в приходе св. Марии в г. Омаха, штат Небраска. В 1973 г. принял священнический сан. Учился и закончил Свято-Владимирскую семинарию в Нью-Йорке. В 1982 г. был назначен настоятелем прихода св. Илии в Оклахома-Сити, где служит и по сей день. Кроме «Путешествия по Божественной литургии» и «Библии в литургии» отец Константин является  автором книг «Энциклопедия православного евангелизма» и «Вечная память» (на англ.). «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/121775.htm...

Скачать epub pdf 1 Приведем два примера таких исследований на материале православной гимнографии. Четырнадцать лет назад выдающийся русский филолог М. Ф. Мурьянов (1928–1995) опубликовал найденный им церковно-славянский текст Службы на обретение мощей священномученика Климента Римского , принадлежащий, как доказал Мурьянов, перу равноапостольного Кирилла, просветителя славян. См.: Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. С. 69–143. Подробнее о творчестве М. Ф. Мурьянова и библиографию его работ см.: Philologica. 1996. Vol. 3. 5/7. С. 47–50, 57–67. Примером исторического исследования может служить реконструкция жизненного пути преподобного Иосифа Песнописца, предпринятая протоиереем Владимиром Рыбаковым: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280–306; Сб. 27. 1986. С. 81–106. 2 Хронология написания этих статей такова: «Преподобный Косьма Маиумский и его каноны» (1980), «Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве» (1981), «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца» (1981, 1984), «Святой Герман, патриарх Константинопольский, как гимнограф церковный» (1981), «Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии» (1982), «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви» (1983), «Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной» (1983), «Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного» (1984), «Труды русских песнотворцев в Киевский период» (1986), «Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев» (1987). Читать далее Источник: Церковные песнотворцы/Монахиня Игнатия. - Москва : Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2005 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). - 463 с. - (Серия : Библиотека журнала " Альфа и Омега " ). ISBN 5-7789-0168-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

10 апр. 1970 г. Н. назначен патриаршим экзархом Центр. и Юж. Америки. 2 июля того же года, согласно прошению, освобожден от управления Аргентинской и Южноамериканской епархией и от должности экзарха Центр. и Юж. Америки с предоставлением ему 3-месячного отпуска. 1 дек. 1970 г. стал архиепископом Харьковским и Богодуховским. 24 февр. 1971 г. также был назначен временно исполняющим обязанности экзарха Центр. и Юж. Америки. Н. являлся наблюдателем от РПЦ на ассамблеях Всеафриканской конференции Церквей в Лусаке (Замбия, 1974) и Найроби (Кения, 1981); совершил поездки в составе делегаций Московской Патриархии в Грецию и на Афон (1970, 1978), на Св. землю (1976, 1982), в Канаду (1979), Бельгию (1980), Испанию (1980, 1984), Японию (1983), Индию (1984), Польшу (1985). Как экзарх Центр. и Юж. Америки Н. в целях налаживания церковной жизни в латиноамер. странах посетил большинство гос-в региона: Аргентину, Бразилию, Уругвай, Чили, Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию, Венесуэлу, Мексику, Кубу, Гаити, Гватемалу, Панаму, Тринидад и Тобаго, Коста-Рику, Гондурас, Гренаду. В мае 1971 г., во время визита на Кубу, Н. присоединил к РПЦ общину правосл. Константино-Еленинского храма в Гаване (ранее находился в юрисдикции К-польского Патриархата) и рукоположил 2 правосл. кубинцев: одного - во иерея, другого - во диакона. В 1972 г., во время посещения Аргентины, Н. рукоположил во иерея для служения в пров. Мисьонес своего духовного сына диак. Георгия (Хорхе) Санчеса. Во время поездок в Мексику, в 1973 и 1976 гг., Н. решал вопросы о строительстве Покровского храма для общины в Непантла-де-Сор-Хуана-Инес-де-ла-Крус. 6 окт. 1977 г. был освобожден от временного исполнения обязанностей экзарха Центр. и Юж. Америки, но в 1985 г. вновь совершил поездку в Аргентину, где освятил в Буэнос-Айресе после ремонта Благовещенский собор и новое здание Патриаршего Экзархата. Также Н. открыл памятник равноап. кн. Владимиру на городской площади, переименованной в честь святого в связи с 1000-летием Крещения Руси.

http://pravenc.ru/text/Никодиму ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010