В подавляющем большинстве статей нормы поста приводятся нормы поста, предписываемые Типиконом, но едва ли практикуемые в жизни мирян сегодня: Во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день . Продолжим: В российских церквах на период Великого поста подают записки “О здравии” и “О упокоении”, в которых надо поименно перечислить своих крещеных сродников по плоти. Заметим, что как раз во время Великого поста записки подают на субботу и воскресенье, когда служится Литургия свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого и вынимаются частицы о здравии и упокоении. В течение же всего года записки могут подаваться на Литургию каждый день. Стилистическое построение фраз нередко удивляет: Перед началом Великого поста православный мир отмечает прощенную неделю. Православная церковь чрезвычайно учредила   и прощенный день. Первый день поста, он ведь самый сугубый . ( 1 канал) Сравнительный анализ состояния своей души преподобный Андрей Критский помогает нам сделать чтением Великого покаянного канона. Запевом служат тайные слова самого царя Давида. Великий покаянный канон исполняется в храмах уже почти 1200 лет. Основное количество публикаций повествуют о кухне православного поста, о гастрономической составляющей, нередко называемой диетой. Особое внимание во время поста уделяют сушеной и соленой зелени, пряностям. В некоторых статьях супружеский пост православных во время великого поста явно перемешивается с постом мусульманским: Во время Великого Поста разрешены только поцелуи между женой и мужем, и то лишь в темное время суток. Интересны и календарные подсчеты авторов статей: Пост в этом году продлится чуть больше месяца и завершится 8 апреля Пасхой. (Регнум) С Пасхой все это заканчивается. За аскезой и ограничениями наступает время праздника, с вином, гуляниями, выбросом адреналина. Вот тогда народ и отыгрывается за 48 самоограничительных дней. (Алтайское информационное агентство) Теперь перейдем к самому главному: во многих статьях выстраивается целая система предписаний того, что можно и нельзя делать, активно воспринимаемая многими читателями и перерастающая затем в крепчайшие суеверия.

http://pravmir.ru/velikij-post-v-svetski...

Таким образом, 18-ая кафизма, как постоянный и неизменяемый элемент вечернего богослужения, является проявлением архаического строя палестинской вечерни. Проявление указанного архаизма на великопостных вечернях фиксируется рядом средневековых Типиконов. Это замечание относится как к группе Студийских памятников , так и к группе Иерусалимских памятников ΧΙ–ΧΙΙ веков . Особые указания относительно кафизмы на вечерни в период Великого поста содержатся в Типиконе, регламентирующим устройство и богослужение Евергетидского монастыря, располагавшегося около стен Константинополя. Указанный памятник предписывает не исполнять кафизму на великопостных вечернях вообще. Исключением является первый день поста, когда положена 18-ая кафизма. Такое предписание связано с тем, что каждый день в течение Великого поста, кроме первого, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Кафизма же опускается, чтобы не затягивать вечернее богослужение. Однако в период Апостольского поста рассматриваемый Типикон предписывает исполнять стабильно на вечерни 18-ую кафизму . 3.    Кафизмы на утрени На протяжении Великой четыредесятницы современный Устав не сокращает количество кафизм на утрени ни при полиелейном разряде богослужения , ни на праздник Благовещения, если он приходится на будний день рассматриваемого периода . Только в четверг 5-ой седмицы поста полагается одна (восьмая) кафизма, что связано с исполнением Великого канона в указанный день . Таким образом, видно, что современный Типикон устанавливает в седмичные дни Великой четыредесятницы три кафизмы без всяких оговорок, исключение же составляет четверг 5-ой седмицы. Такая строгость исполнения кафизм в Великую четыредесятницу свойственна Иерусалимскому Типикону, и подобные указания на чтение кафизм мы встречаем во многих рукописных вариациях данного устава . Многие памятники студийской традиции предполагали больше моментов, нежели ныне, когда количество кафизм на утрени Великой четыредесятницы сокращалось. По Типикону прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.) в первый день Великого поста и в среду средостения положено две кафизмы, в четверг 5-ой седмицы – одна, в прочие седмичные дни – три кафизмы. Однако стоит отметить, что сокращение кафизм в понедельник первой седмицы Четыредесятницы компенсировалось тем, что первый час в этот день совершался с кафизмой .

http://bogoslov.ru/article/4453203

Прямое происхождение сырной седмицы из Византии и то, как относились к ней сами византийцы, оказывается и ныне вне достаточного внимания. Наиболее подробные сведения по истории масленицы в составе постной Триоди содержатся  у профессоров дореволюционных духовных академий Ивана Даниловича Мансветова (МДА) и Ивана Алексеевича Карабинова (СПбДА) . 1. О разных сроках Великого поста В сути вещей история происхождения Великого поста и подготовительного времени такова. Первоначально пост появляется для того, чтобы подчеркнуть событие Воскресения. Самый древний Пасхальный пост, установленный апостолами по заповеди Христа, — поститься в тот день, когда отнимется у них Жених , мог быть однодневным или двухдневным, о чем писал св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих —даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи» . Однако этот краткий пост было не так просто выдержать, поскольку он обозначал полное неядение. В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще 7 дней . Дальнейшее увеличение поста отражено в «Апостольских постановлениях» и в постановлении I Вселенского Собора, в 5-м правиле которого определено проводить первый ежегодный областной собор перед началом Четыредесятницы. Следующие слова о посте прп. Симеона Нового Богослова подтверждают, что впоследствии в Византии помнили о начальных этапах становления поста: «Сему, братья мои, не возможно совершиться ни в один день, ни в течение одной седмицы, но за многое время и с большим трудом в соответствии с намерением и произволением каждого» . В целом, традиция проведения Великого поста, предшествующего событиям Страстной Седмицы, проникнута стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. В Древней Церкви этот пост мог длиться 3, 6, 7 или даже 8 недель. Так, по описанию Никифора Каллиста Ксанфопула, в Риме постились 3 недели, в Элладе и Александрии – 6 недель, наконец, в Константинополе - 7 недель . Страстная седмица или включалась в число постных дней, как, например, в Палестине , месте появления традиции святой 40-цы,  или исключалась, как например у Михаила Пселла, который насчитывал 48 дней , или у прп. Неофита Затворника, который исчислял общее время поста 47 днями . При этом в выходные дни или не постились, или делались определенные послабления.

http://bogoslov.ru/article/4446196

Разъяснения о том, как правильно поститься, содержатся в богослужебной книге Типикон. Воздержание в гастрономическом плане предполагает полное отречение от мясных и молочных продуктов, от яиц, рыбы и по будням — от растительного масла. В первый день Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи. Устав, который дается в Типиконе — это срединная модель нашего поста. Вместе с духовником (а не самостоятельно) человек определяет, как ему поститься — более или менее строго. Послабление поста разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим и так далее — Церковь находит для человека много оправдательных моментов. Однако важно помнить, что определять и соблюдать меру поста мы с вами должны по совести. Главный смысл поста не в голодании, а в труде души. А еда должна быть простой, но достаточной для сохранения сил и на молитву, и на повседневные дела. Важно также не осуждать тех, кто поститься менее строго. А гордость за свои «постные подвиги» так и вовсе сводит все старания к нулю. Нужно стараться не обижать окружающих, внимательно следить за своей жизнью и стараться избавиться от грехов и вредных привычек. Господь слышит тех, кто кается, искренне хочет измениться и обращается к Нему за помощью в этом. Поэтому по возможности следует чаще исповедоваться и причащаться хотя бы в дни Великого поста. На нужный лад настраивают и особенные богослужения этого периода. Поэтому важно не только внимательно отнестись к гастрономическому посту, но и распределить свои силы и время так, чтобы чаще бывать в храме на неповторимых великопостных службах и молиться дома. Великий пост: что запрещается делать? Так как пост совершается, в первую очередь, не ради воздержания от пищи, а ради возрастания в духовном делании, мы стараемся поститься постом благоприятным, угодным Богу. А это значит, что мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены. В пост нужно максимально отстраниться от гнева, обид, осуждения и попытаться делать еще больше добра, чем в другое время — таким образом мы подготовим себя к встрече Светлого Христова Воскресения.

http://foma.ru/velikiy-post-kak-pravilno...

В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней 5 . Дальнейшее увеличение поста отражено в «Апостольских постановлениях» 6 и постановлении I Вселенского Собора, в 5-м правиле которого определено проводить первый ежегодный областной собор перед началом Четыредесятницы. Следующие слова о посте преподобного Симеона Нового Богослова подтверждают, что впоследствии в Византии помнили о начальных этапах становления поста: «Сему, братья мои, невозможно совершиться ни в один день, ни в течение одной седмицы, но за многое время и с большим трудом в соответствии с намерением и произволением каждого» 7 . В целом традиция проведения Великого поста, предшествующего событиям Страстной седмицы, проникнута стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. В Древней Церкви этот пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. Первоначально фактическое несоответствие строго 40-дневному сроку 8 компенсировалось представлениями о Великом посте как о десятине времени, приносимой Богу в течение года (36 из 365 дней), о чем замечательно написано в 15-м «Душеполезном поучении» аввы Дорофея: «Семь седмиц без воскресений и суббот становятся тридцатью пятью днями. Итак, если добавить пост в Великую субботу и половину яркой и светлой ночи, то становятся трид­цатью шестью с половиной днями, что является десятой частью триста шестидесяти пяти дней в году с большой точностью» 9 . Впоследствии в Византии появилось осознание целостности поста (ср. у святителя Кирилла Александрийского: «Для доказательства достаточен постоянный сорокадневный пост») 10 и необходимости включения или неисключения в этот срок выходных дней. Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии Однако в мире Древних Восточных Церквей, придерживавшихся, в частности, монофизитской доктрины, именно самый длинный срок из восьми недель получил наибольший авторитет. Этот авторитет усиливался и другими традициями малых постов, предшествовавших Великому посту. Яковитская монофизитская Церковь отмечала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур или Арачаворк. Особый срок для поста стал очень удобен как один из атрибутов или символов защиты своей веры.

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

Это, как поет Святая Церковь : – «воздержание языка, «ярости отложение», «похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления». Этот пост духовный настолько важен и необходим, что без него, как учит наш великий российский святитель Тихон Задонский , «телесный пост ничтоже есть», то есть телесный пост теряет всякую силу и значение, если нет поста духовного, или воздержания от греховных страстей. Но отсюда никак нельзя делать вывода, что телесный пост маловажен, и можно им пренебречь. Телесный пост чрезвычайно важен потому, что 1) он укрепляет нашу волю в послушании Церкви и ее установлениям и 2) помогает смирить и обуздать плоть, в которой гнездятся телесные страсти, часто доводящие человека до неистовства и самых страшных преступлений. Первая заповедь, которую дал Господь Бог человеку, была как раз  заповедь о посте  – о невкушении плодов от древа познания добра и зла: «от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт.2,17 ) , и эта заповедь была дана не для чего-либо другого, как именно  для укрепления в добре  новосозданного человека чрез послушание его любящему Творцу и Отцу Богу. Не устоял первый человек в добре, нарушил эту столь, казалось бы, простую и легкую заповедь Божию, и этим навлек на себя и на весь происшедший от него человеческий род неисчислимые бедствия. Вот как важно укрепить свою волю в добре, что достигается только чрез послушание Богу путем отсечения своих собственных вожделений! Великий пост и есть, по замыслу Святой Церкви, такое упражнение воли, с целью исправить то зло в наших душах, которое мы унаследовали от нашего родоначальника Адама и праматери нашей Евы, нарушивших данную им заповедь Божию. И к этому упражнению Святая Церковь призывает нас ежегодно в форме и телесного и духовного поста, поскольку каждый из нас состоит из души и тела, и они друг на друга взаимно влияют. Вот почему – грубое заблуждение думать, будто пост состоит в одном только воздержании от скоромной пищи и что Церковь только такого воздержания от нас и требует. Против такого утверждения говорят многие песнопия Великого поста, а одно из них прямо говорит, что кто воздерживается лишь от пищи, тот «злым бесам уподобляется, николиже ядущим». И Церковь не требует телесного поста от немощных и болящих («кроме немощи телесные…»), а свв. отцы-подвижники даже утверждают, что болезнь вменяется человеку больному вместо поста. Но только, конечно, настоящая болезнь, а не мнимая, воображаемая или притворная, с целью свергнуть с себя иго поста, под предлогом болезни. Тут судией может быть только духовник, без которого вообще у человека верующего самочинно ничего не делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И только войдя в храм, чувствуешь, что пришел домой. Конфликт между храмом и миром всегда тлеет, но во время Великого поста он разгорается необыкновенно. Недаром в последний день перед началом поста мы вспоминаем изгнание Адама из рая. «Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, рукама бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго», – поет Церковь в этот день. Несчастный Адам, наслаждавшийся Богообщением, внезапно оказался обманут и обворован диаволом, изгнан из Отчего дома и в тоске и отчаянии «плакал горько». Он видел, ощущал, опытно знал сладость рая, поэтому и плакал. Мы не знаем ее опытно, но лишь как сквозь «тусклое стекло», ощущая благодать Божию, только догадываемся о ней. И постоянно сталкиваясь с жестокостью мира, еще более тоскуем о потерянном рае. И храм для нас становится подобием утраченного рая. Может быть, начальный возглас Литургии «Благословенно Царство» и об этом говорит тоже? Он говорит нам о существовании таинственного Царства, прорывающегося к нам посредством Евхаристии, но в то же время это и тоскующий крик сыновей Адама, рыдающих об утраченном рае… Великий пост велик во всем. В первый день поста сначала чувствуешь себя немного растерянным. Просто удивительно: как это так еще на прошлой неделе ты мог спокойно в рабочей суете не завтракать и не обедать и только поздно вечером наскоро «клюнуть» бутерброд и юркнуть в постель, не заметив особых приступов голода, – и вот наступил первый понедельник поста, ты еще не «оголодал», что случится ближе к Пасхе, но уже начинается голодная брань. В другие дни в это время ты ни за что и есть-то не захочешь, а в пост – уже с утра голод. Причем приступы голода подкрадываются незаметно: вот был как будто сыт, и тут раз – безумное желание вкусить пищи! Если полчаса продержишься, не уступишь желанию – голод уходит и есть не хочется. Человек голодный всегда голоден, а тут ты вроде и голоден, а вроде и нет. Так познается сверхъестественный характер голода и обнаруживается действие бесовского духа. В пост познается сверхъестественный характер голода, и через голод обнаруживается действие бесовского духа

http://pravoslavie.ru/119934.html

Православный человек совершенно прав. Есть только один маленький нюанс. Задумаемся на мгновение: а для чего, собственно, нам нужен Рождественский пост? Если вбить это словосочетание в поисковике, выскочит несчетное количество ссылок. А вот конкретные святоотеческие тексты найти не просто: нашла я святителя Феофана Затворника, но и тот говорил больше о послушании Матери-Церкви, чем о самой сути поста. В большинстве же текстов можно найти календарь с указанием дней, в которые разрешается или не разрешается рыба. В некоторых текстах деликатно напоминают, что пост несовместим с увеселениями. Однако увеселения увеселениям рознь: в Российской империи даже Великим постом отменяли далеко не все концерты, а в современной Греции в первый день Великого поста весело запускают бумажных змеев. Что же касается поста Рождественского, то он в целом вполне «развлекательный»: несколько почитаемых в народе праздников (Введение во Храм Пресвятой Богородицы, святитель Николай, святая великомученица Варвара), легкий устав (рыбу миряне ели почти во все дни), в целом ожидание праздника, висящее в воздухе запахом хвои и пением ирмосов канона Рождества на службах. Почему так? В Католической церкви для периода подготовки к празднику Рождества Христова используется красивое слово «Адвент» — «пришествие». Время Адвента посвящается радостному (это важно) ожиданию прихода Христа – Младенца и Царя. Благочестивые католики посвящают эти дни размышлениям о Втором Пришествии Христа и покаянию. Что, впрочем, нисколько не мешает им вместе со своими детьми рисовать и делать своими руками вертепы, украшать дома свечами, еловыми ветками и венками, ходить на ярмарки – в том числе и благотворительные… Православный человек вновь вступит в полемику и напомнит, что братья-католики не считают Адвент периодом поста. Разве только по традиции в некоторых местах отказываются от мяса в Сочельник да отдельные ревнители благочестия берут на себя какой-то более строгий подвиг ограничения в пище. Что ж, это справедливое замечание. Но основную-то суть предрождественских дней западные христиане уловили совершенно верно: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте!» — и можно только горестно вздохнуть, что за спорами, можно ли есть рыбу на Николу Зимнего, если он выпадает на пятницу, именно об этом мы часто и забываем. Хотя, как уже было сказано выше, в самой народной традиции и в самом уставе, пищевом и богослужебном, Рождественского поста сквозит это радостное «Встречайте!»

http://pravmir.ru/ne-teryaya-ni-dnya/

Точно так же взрослых детей (юношей и девушек) нельзя уже насильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут сильно тяготиться им. В этом случае пощение не даст пользы душе, а может ее ожесточить. Господь сказал: “Милости хочу, а не жертвы” ( Мф. 9, 13 ) . И весь смысл поста – в добровольном воздержании и ограничении себя. Чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста, детей и следует приучать к посту с самого младшего возраста. В качестве примера мудрого отношения к посту своих духовных детей приводим случай из жизни Пахомия Великого . Посетив один из им основанных монастырей, он услышал жалобу от молодого инока, что за последнее время им перестали варить горячую пищу. Прп. Пахомий выяснил, что это было распоряжение главного повара, который заставлял поваров вместо приготовления пищи плести рогожи. Прп. Пахомий глубоко огорчился этим самоволием и приказал сжечь приготовленные поварами 500 рогож. Прп. Пахомий сказал повару, что ему следовало бы; наоборот, готовить кушанья разных видов и варить всякие плоды, чтобы доставлять братьям возможность добровольно отказаться от них, учась обуздывать свои желания, и что его (Пахомия) более всего беспокоит то, чтобы братия не предались унынию от непривычной для них строгости жизни, а немощные из них не ослабели бы телом. Как надо приучать детей к посту, говорит следующий рассказ одной престарелой монахини “Моя семья была истинно христианская и строго соблюдала посты. Когда мне было уже 3 года, в прощеное воскресенье мама сказала мне: “С завтрашнего дня начнется первая неделя Великого поста. Не проси больше до субботы молока. А в субботу после причастия мы его тебе дадим, если батюшка разрешит”. А я очень любила молоко и, выслушав маму, тут же решила про себя: “А все равно его выпрошу”. На другой день прошу молока. А мне его не дают. На слезы и просьбы мои никто и внимания не обращает. Крепко обиделась я и решила: “Ничего тогда есть не буду”. И так не ела первый день. На другой день голод взял свое, и я чего-то немного поела. В тот же день почувствовала себя плохо и захворала.

http://azbyka.ru/deti/detskijj-post-nesk...

Помните, други мои, слово Христово: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). Аминь. Подвиг поста. Поучение в 1-й день первой седмицы Великого Поста Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне Очистив себя взаимным всепрощением, мы теперь должны приступить к подвигам поста по правилам церкви. Вот первее всего эти правила: в понедельник и вторник на первой неделе совсем не принимать пищи тем, кто здоров и может вынести такой пост. В среду после литургии Преждеосвященных Даров должна быть трапеза и состоять из хлеба и вареных овощей. Те же, которые не могут пробыть без пищи двух дней, и также старые, должны воздерживаться от пищи и пития по крайней мере первый день, а во вторник могут подкрепить себя, после вечерни, хлебом. В четверг опять не должно быть трапезы. В пяток по литургии такая же трапеза, как и в среду, с прибавлением колива, – разваренной пшеницы с медом. В следующие недели, кроме суббот и воскресных дней, принимать пищу ежедневно, но не чаще как один раз в день, и то не ранее вечера, и без масла. Вино и масло разрешаются только в субботы, воскресные и праздничные дни. Рыба воспрещается во весь пост. Больным дозволяется ослаблять пост. Так жене-родительнице разрешает церковь масло н вино даже в страстную неделю, в которую до великого четвертка – даже и трапезы не поставляется, а в пятницу и субботу ниже хлеба с водою полагается, до отхода субботней литургии. – Мы не входим, бр., в рассуждение о времени происхождения велико-постного устава в показанных подробностях, но то несомненно, что вообще строгое воздержание во дни великой четыредесятницы узаконено еще во времена апостольские. Одно из апостольских правил гласит: «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится во св. четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесные, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Такова воля церкви о нашем пощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010