Владыка Лавр поселился в маленьком, отдаленном от монастырских построек, однокомнатном домике. Этот домик доселе называется скитом. В этот скит он всегда ходил пешком. Жил там один. В летнее время он сам ухаживал за скромным садом в скиту, косил траву, а зимой сам чистил снег. Ежедневно, даже после того как стал Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, он по своему обычаю ранним утром, в 4:30, пешком шел в главный монастырский Троицкий собор на полунощницу, и, по словам монахов, он порой даже помогал зажигать лампады. Затем владыка заходил в алтарь, читал свой помянник и целовал плечо служащего иеромонаха. Он никогда не надевал епитрахиль и поручи и сам не вынимал частицы, считая, что проскомидия - часть Божественной Литургии и нельзя, не служа Литургии и не подготовившись к ней, участвовать в неотъемлемой ее части - проскомидии. Все выходили на монастырские поля собирать картошку; первым, оставаясь до конца, - епископ Лавр Помню свои первые месяцы учебы в семинарии. Тогда в октябре месяце вся братия и семинаристы выходили на монастырские поля для сбора картошки. Первым выходил и оставался до конца епископ Лавр. В праздник Святого Духа и в день всенародного празднования преподобного Иова Почаевского владыка Лавр у себя в скиту устраивал угощение, на которое мог прийти любой священник, семинарист или богомолец. Во время моего обучения в семинарии мы у него на участке скита любили играть в волейбол против команды из прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Олбани. Недавно, на пастырской встрече духовенства Западно-Американской епархии, протоиерей Стефан Павленко поделился своими воспоминаниями о Митрополите Лавре. В частности он вспоминал, как он, будучи летним мальчиком в монастыре, помогал тогда еще архимандриту Лавру. Незадолго до одного из всенародных праздников в обители отец Лавр позвал будущего отца Стефана ему помочь и повел его за монастырские гаражи, туда, где были туалеты для паломников. Отец Стефан думал, что отец Лавр ему лишь покажет, что надо делать, а тот сам взялся мыть унитазы вместе с ним!

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/17/krup...

Выслушав чтение протоиереем Серафимом Ганом письма от Святейшего Патриарха Алексия, адресованного Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру, по поводу мероприятия церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь», призванного объединить усилия церковных и светских организаций по сохранению и приумножению ценностей культуры, нравственности и веры, Архиерейский Синод постановил направить на эти мероприятия архиепископа Берлинского и Германского Марка, монаха Филарета, насельника Иово-Почаевского монастыря в Мюнхене, и Н. Машкова. Архиерейский Синод также рассмотрел представленное протоиереем Серафимом Ганом прошение Г.А. Меркулова, исполнительного директора Международного Центра Культуры, Искусства и Духовного Возрождения «Русский Ренессанс», о возможности выступления Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви соучредителем Некоммерческого Партнерства этой организации. Цель ее деятельности – привлечь внимание общественности к духовным идеалам жизни, сохранить русские культурные традиции в мультикультурном мире, тяготеющем к глобализации и отчуждению от национальных приоритетов. Всесторонне обсудив этот вопрос, Архиерейский Синод определил удовлетворить прошение Г.А. Меркулова и делегировать представителей Русской Зарубежной Церкви в Попечительский Совет и Правление Центра, а именно епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила и протоиерея Серафима Гана, личного секретаря Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. В ответ на приглашение Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского Ильи, Архиерейский Синод направляет епископа Женевского и Западно-Европейского и его протодиакона на торжества, устраиваемые Грузинской Православной Церковью в октябре с.г. Рассмотрев письмо Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о заседаниях рабочих групп, составляющих документ, в котором будет изложена церковная позиция по правам человека, а также документ, отражающий позицию Церкви в отношении нехристианских религий, Архиерейский Синод определил направить на эти заседания протоиереев Александра Лебедева и Николая Артемова.

http://pravoslavie.ru/23856.html

В предшествующие Собору дни было немало разногласий, переживаний, волнений, была даже попытка сорвать созыв Собора или по крайней мере его отложить. Первые дни Собора были также весьма напряженными, а к среде 10 мая 2006 года, третьему дню заседаний, сложилось впечатление, что невозможно будет достичь не только единения, но даже взаимопонимания. Атмосфера достигла такого накала, что отдельные лица были готовы объявить о своем недоверии Священноначалию и лично Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви Митрополиту Лавру. Раскол, казалось, был неизбежен. И здесь произошло то, что неоднократно происходило в церковной истории, а именно — чудо тайны Церкви и действия благодати Святого Духа в ней. Ежедневным совершением Божественной литургии, предстательством Необоримой Стены в Ее чудотворной Курско-Коренной иконе и святителя Иоанна в его мощах, молитвами членов Собора и сотен тысяч болеющих за судьбу Русской Церкви православных христиан по всем миру — в России, Сербии, Иерусалиме, Грузии, на Афоне, в странах русского рассеяния — невозможное стало возможным. В четверг 11 мая 2006 года участники IV Всезарубежного Собора единодушно заявили, что проявляют всецелое доверие и любовь ко своему Первоиерарху Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и Архиерейскому Собору и засвидетельствовали, что склонятся перед волей Божией и подчинятся решениям предстоящего Архиерейского Собора. В Резолюции Собора его участники выразили свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви — между ее частями в Отечестве и за рубежом. Этот благодатный день вошел в историю Русской Церкви как день принятия решения о восстановлении русского церковного единства. В Русской Зарубежной Церкви сохранилась традиция ведения подробных соборных и синодальных протоколов. Это позволяет последующим поколениям православных и церковным историкам не только живо представить ход совершающихся событий, но и почувствовать личность каждого выступающего, его эрудицию и подход. Читатель становится свидетелем не только того, как по-человечески драматично проходит обсуждение соборных вопросов, но и того, как в соборном процессе действует Божественная Сила, как под воздействием Духа Святого преображаются участники Собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2224107...

Вообще, характерны слова архиепископа Берлинского и Германского Марка, который в своем докладе на Соборе сказал: " Когда я первый раз (после 1990 г .) приехал в Россию, в Суздаль, и возносил за богослужением имя первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, я ясно почувствовал, что это - абсурд. В центре России, в столице древнего русского княжества, в одной из древнейших русских епархий у нас вдруг оказалось несколько приходов Зарубежной Церкви " … Приводим Резолюцию IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей Служить вместе и причащаться от единой Чаши ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Мы, участники IV Всезарубежного Собора, собравшиеся в богоспасаемом граде Сан-Франциско, в благодатном присутствии Одигитрии Русского Зарубежья Курско-Коренной Иконы Божией Матери и святых мощей Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, в трепетном сознании ответственности, лежащей на нас, в послушании Архипастырю—Христу, во всецелом доверии и любви пастырей и мирян ко своему Первоиерарху, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и Архиерейскому Собору, свидетельствуем, что, как верные чада Святой Церкви, будем преклоняться воле Божией и подчиняться решениям предстоящего Архиерейского Собора. Мы, архипастыри, пастыри и миряне, члены IV Всезарубежного Собора, единодушно выражаем свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви — между ее частями во Отечестве и за рубежом. Нашей Пасхальной радости сопутствует великая надежда, что в благоприятное для сего время, будет восстановлено, на основе Христовой Истины, единство в Русской Церкви, открывающее нам возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши. Выслушав доклады, прочитанные на Соборе, и сообщения Комиссии по переговорам со встречной Комиссией Московского Патриархата, и высказанные в прениях различные точки зрения, мы выражаем наше соборное согласие с тем, что необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской Зарубежной Церкви, как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви, в соответствии с действующим Положением о Русской Православной Церкви Заграницей.

http://pravoslavie.ru/4968.html

«...Участие Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна», — цитирует архиепископ Иларион соборный документ, и добавляет, что «Московский Патриархат мог бы взять пример с Грузинской и Болгарской Православных Церквей , которые вышли из состава Всемирного Совета Церквей». В таком случае, по мнению архиепископа Илариона, «доброму примеру Русской Православной Церкви» последовали бы и другие Поместные Православные Церкви. «Русской Православной Церкви лучше было бы держаться того курса, который был принят Всеправославным Совещанием в Москве в 1948 году», — полагает архиепископ Иларион. «Не вся паства еще готова влиться в процесс примирения и восстановления общения с Церковью в России. Это свидетельствует о том, что для этого требуется, на мой взгляд, немного больше времени и старания, чтобы достичь взаимопонимания и доверия», — отмечается в заявлении. «Я, как и все Архиереи Русской Зарубежной Церкви, всей душой искренно желаю примирения и духовного единства разделенных частей Русской Православной Церкви. Верю, что этот момент наступит и, даст Бог, скоро, когда это будет Ему угодно. Сердцем болею за ту часть паствы, вверенную мне по послушанию, которая искренне не приемлет в настоящее время нашего вступления в общение с Московским Патриархатом. Не желаю отпадения ни единой души от лона Святой Церкви и отпадения в безблагодатные раскольнические группировки», — пишет архиепископ Иларион. По его словам, «ради духовной сохранности паствы процесс нормализации церковных отношений требует больше времени, усиленной молитвы и более близкого и рассудительного ознакомления с жизнью Церкви в России, с отсеянием всех ложных представлений и предубеждений с обеих сторон в этом важном деле». «Хочу засвидетельствовать, что я всецело предан нашему мудрому и духовно рассудительному Первоиерарху, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру , и Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей, и призываю всех верных чад к преданности и послушанию иерархии нашей Церкви, а также к молитвенному подвигу для богоугодного разрешения сложного и болезненного процесса восстановления церковного единства», — завершает свое обращение  архиепископ Иларион.

http://patriarchia.ru/db/text/146826.htm...

Третья веха: в 2004 году я вошел в делегацию сопровождающую Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра во время его первого официального визита в Россию. Первая служба, на которой мы молились, была литургия на месте расстрела новомучеников в Бутово. Когда перед литургией была встреча Святейшего Патриарха Алексия II, я впервые в жизни почувствовал силу и значимость патриаршества и с печалью понял, чего мы в Зарубежной Церкви были лишены столько лет. Посещая святыни, участвуя во встречах со Святейшим Патриархом и наблюдая над тем, как Митрополит Лавр своей скромностью и смирением покоряет сердца всех, с кем входит в контакт, видя веру и благочестие русских людей я ясно понял, что объединение двух частей Русской Церкви – это воля Божия, что это неизбежно произойдет, и никто из людей не сможет этому помешать. Фото протоиерея Петра Перекрестова Четвертая веха – это, несомненно, IV Всезарубежный Собор Русской Зарубежной Церкви, который проходил в мае 2006 года в г. Сан-Франциско. К тому времени уже был готов проект Акта о каноническом общении и оставалось лишь Архиерейским Соборам (или по указанию Собора – Архиерейским Синодам) РПЦ-МП и РПЦЗ утвердить этот проект. Митрополит Лавр в мае 2005 г. созвал IV Собор с целью обсуждения вопроса установления нормальных отношений между Церквами в России и за рубежом. В предшествующие Собору дни было немало разногласий, переживаний, волнений, была даже попытка сорвать созыв Собора или, по крайней мере, его отложить. Фото Михаила Перекрестова Первые дни Собора были также весьма напряженными, а к среде 10 мая, третьему дню заседаний, сложилось впечатление, что невозможно будет достичь не только единения, но даже взаимопонимания. Раскол, казалось, был неизбежен. И здесь произошло чудо : 11 мая 2006 года участники IV Всезарубежного Собора в Сан-Франциско единодушно заявили, что проявляют всецелое доверие и любовь к своему Первоиерарху Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и Архиерейскому Собору и засвидетельствовали, что преклонятся перед волей Божией и подчинятся решениям предстоящего Архиерейского Собора. В Резолюции Собора его участники выразили свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви. Если говорить о конкретном дне, когда для меня стало ясным, что объединение состоится, это был этот день.

http://pravmir.ru/protoierej-petr-perekr...

Я помню один характерный для владыки Лавра случай во время одной из таких поездок. После всенощной состоялся ужин на дому у настоятеля храма, там же где Владыка остановился (я лично не помню случая во время этих епархиальных поездок, чтобы Владыка останавливался в гостинице). На ужине, помимо владыки Лавра, семьи настоятеля и представителей прихода, было несколько жен священнослужителей и старых друзей приходской матушки. После ужина, все эти старые друзья захотели еще вместе провести время и пригласили с собой матушку. Настоятель должен был готовиться к службе, а троих малолетних детей нельзя было оставить без надзора. Тогда владыка Лавр предложил следующее: пусть отец настоятель занимается своими делами, пусть матушка проведет время со своими подружками, а он останется с детьми. И действительно, архиерей остался с детками, играл с ними, читал им и затем уложил спать! Кто хочет быть первым, да будет всем слуга. На настоловании владыки Лавра в Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в 2001 году епископ Евтихий (Курочкин) назвал нового митрополита " самым главным послушником Русской Православной Церкви заграницей " . Владыка Лавр со дня поступления в монастырь не отказывался ни от одного послушания и отошел он к Господу на своем посту, в послушании, проведя все службы первой седмицы Великого поста. Его самое великое послушание было возглавление Русской Зарубежной Церкви после очень трудного периода ее бытия и многочисленных перемен в жизни России, в том числе и церковных. Митрополит Лавр был сформирован в " старой " Зарубежной Церкви и знал, каков ее путь, особенно в отношении России, которую Владыка очень любил. Мне вспоминается, что в начале 90-х годов в Троицком монастыре, при содействии Фонда св. праведного Иоанна Кронштадтского, был переиздан огромный труд проф. Зызыкина о Патриархе Никоне. Когда я спросил Владыку Лавру, кто же будет читать такую объемную книгу, он мне ответил: " Это для будущей России " . " Люта зима, но сладок рай " (Из стихиры 40 мученикам Севастийским, которая пелась на вечерне в день отпевания митрополита Лавра)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Отчетливо помню, как эти эмоционально высказанные слова владыки Амвросия успокаивающе воздействовали на присутствующих. К концу третьего дня Собора (10 мая) редакционной комиссии, возглавляемой протоиереем Александром Лебедевым, было поручено составить резолюцию по вопросу о евхаристическом общении с Московской Патриархией. Работа над документом началась поздно вечером и шла весьма туго. К полуночи решено было прервать работу, перейти в собор к мощам святителя Иоанна и просить его о помощи К полуночи решено было прервать работу, перейти в собор к мощам святителя Иоанна и просить угодника Божия о его помощи. На раку с мощами святителя были положены черновой вариант резолюции и список имен всех делегатов Собора. Горячая молитва вселила в нас уверенность, что всё завершится так, как Богу будет угодно. После молебна работа по резолюции пошла как по маслу, и к началу утреннего пленарного заседания 11 мая резолюция была готова. Обсуждение и голосование по соборной резолюции о будущих отношениях Зарубежной Церкви с Церковью в России состоялись в четверг 11 мая. По мудрому распоряжению Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра голосование проходило в отдельности по каждому параграфу. «При обсуждении проекта резолюции Собора, – говорится в «Послании IV Всезарубежного Собора боголюбивой пастве», – рассматривался каждый ее параграф, вносились поправки, так что в создании ее участвовали все. Поистине это было соборное творчество, в котором ощутимо проявилась благодать Святого Духа, нас собравшая. Каждый абзац текста принимался отдельным голосованием – и был принят с дивным единодушием. Многие члены Собора впоследствии свидетельствовали о том, что выстраданное совместной работой соборное единство воспринято ими как чудо» . Вот несколько отрывков из окончательного текста резолюции IV Всезарубежного Собора: «Мы, участники IV Всезарубежного Собора, собравшиеся в богоспасаемом граде Сан-Франциско, в благодатном присутствии Одигитрии Русского Зарубежья Курско-Коренной иконы Божией Матери и святых мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, в трепетном сознании ответственности, лежащей на нас, в послушании Архипастырю Христу, во всецелом доверии и любви пастырей и мирян ко своему Первоиерарху Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и Архиерейскому Собору, свидетельствуем, что, как верные чада Святой Церкви, будем преклоняться воле Божией и подчиняться решениям предстоящего Архиерейского Собора.

http://pravoslavie.ru/104793.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Петр Перекрестов К первой годовщине Высокопреосвященного Митрополита Лавра: " Сам Господь его избрал возглавлять Церковь в настоящее время " Источник:  Православие и мир В 2001 г. на трапезе по случаю избрания нового Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, мы обратились к некоторым участникам торжества с рядом вопросов: Почему вас радует избрание архиепископа Лавра в Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей? Какие его главные качества и какие надежды связаны с его избранием, учитывая нынешние нестроения в церковной жизни? К первой годовщине блаженной кончины приснопамятного митрополита Лавра прилагаем ответы участников этого опроса посетителям нашего портала. Божие милостью митрополит Лавр не только оправдал надежды и ожидания верных чад Русской Церкви, выраженные при его избрании, но их превзошел. Вечная память владыке Лавру! Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (ныне митрополит Восточно-Американский и Нью-Йокрский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви) Иларион: Я, как и большинство наших архиереев, духовенства и паствы считаю, что благодаря мудрости, опытности и благорассудительности владыки Лавра, он был самым подходящим кандидатом на пост Первоиерарха нашей Церкви, особенно в нынешнее трудное для нашей Церкви время. По семинарии и монастырю мне вспоминается, что владыка Лавр всегда был очень заботливым, внимательным и приветливым ко всем учащимся. С ним всегда было легко общаться. У него очень важное качество – доступность. Сегодня я переживаю великую радость и я уверен, что Владыка митрополит Лавр будет твердо и уверенно вести наш церковный корабль, будет его вести средним царским путем. Со своей стороны, мы, архипастыри, будем ему оказывать братскую поддержку. Епископ Ишимский и Сибирский (ныне Домодедовский) Евтихий: Я познакомился с новым митрополитом десять лет тому назад. Должен признаться, что мне тогда казалось, что он не достаточно деятельный, но чем больше я его узнавал, тем больше я понимал, что владыка Лавр – самый главный послушник Русской Православной Церкви заграницей. За последние годы я особенно проникся к нему уважением и любовью.

http://religare.ru/2_63177.html

«В ожидании приближающегося исторического момента» Обращение Пастырского совещания Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру, Первоиерарху Русской Православной Церкви за границей Ваше Высокопреосвященство, милостивый архипастырь и отец! Благословите! Господь, по Своей неизреченной милости, сподобил нас дожить до самого порога того долгожданного и поистине исторического момента окончательного упразднения разделения между Церковью на родине и за рубежом. Благодарим Господа, что Он сподобил именно Вас, дорогой владыко, быть у руля церковного корабля в эти судьбоносные дни. Молитвенно будем с Вами в день Вознесения Господня, когда в разрушенном в свое время большевиками, а ныне по промыслу Божию восстановленном храме Христа Спасителя в первопрестольном граде Москве будет подписан одобренный Архиерейскими соборами и Синодами «Акт о каноническом общении». Знаменательно также и то, что вторая совместная служба – в Успенском соборе Московского Кремля – приурочена ко дню святого праведного Иова Многострадального и дню рождения царя-мученика Николая, а третья – на Бутовском поле, освященном кровью тысячи мучеников. В связи с этим великим событием смиренно просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, передать приложенное приветствие нашего духовного собрания по случаю вожделенного восстановления канонического и евхаристического общения между двумя частями Русской Церкви Его Святейшеству, Алексию II , Патриарху Московскому и всея Руси. Молим Господа о даровании Вам сил духовных и телесных в несении возложенного на Вас тяжелого бремени Первосвятительства и приветствуем Вас с наступающим 40-летием Вашего архипастырского служения. Испрашиваем Ваших святых молитв и Первосвятительского благословения. Сыновне преданные Вашему Высокопреосвященству, Кирилл, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский, и участники Пастырского совещания Приветствие Пастырского совещания Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви за границей Его Святейшеству Алексию II,

http://pravoslavie.ru/755.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010