Скачать epub pdf БОГОСЛУЖЕНИЕ Основанная Иисусом Христом Церковь христианская уже во времена святых апостолов имела собственное богослужение, хотя и очень несложное. В него вошли некоторые обычаи иудейской синагоги, которые были освящены светом новозаветной Христовой благодати. Все богослужение христианское, сообразно с заповедью Спасителя, было служением Богу «в духе и истине» ( Ин. 4, 24 ). По своим составным частям христианское богослужение в первое время приближалось к иудейскому. Первое, что было заимствовано из богослужебной практики иудейской церкви, это чтение Священного Писания . В иудейских синагогах, еще со времени вавилонского плена, каждую субботу читалось Священное Писание, именно закон и пророки ( Деян. 13, 14–15 ), разделенные для богослужебного употребления на отделы. Это было особенно важно тогда, когда еще не было собственно христианских писаний. Позже в богослужебное употребление вошли и появившиеся апостольские писания, которые передавались из одной церкви в другую для прочтения. Так, апостол Павел пишет к колоссянам, чтобы они, прочитав его послание, передали церкви Лаодикийской, чтобы и в Лаодикийской церкви его прочли ( Кол. 4, 16 ). За чтением священного Писания в христианских богослужебных собраниях следовало его объяснение, оно имело характер слова, наставления ( Деян. 13, 15 ), и предлагалось преимущественно апостолами: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов», говорится в книге Деяний апостольских ( Деян. 2, 42 ), причем апостолы останавливались на местах Священного Писания , имеющих отношение к Новому Завету. Так, апостол Петр ( Деян. 1, 15–16, 20 ) объяснял псалмы: 40, 10; 68, 26; 108, 8. Далее, в состав апостольского богослужения входили молитвословия. Христиане в своих богослужебных собраниях творили молитвы, частью взятые из Ветхого Завета, частью собственные ( Деян. 2, 42 ). Большая часть толковников соглашается, что в 1Тим. 2, 1 речь идет об открытом богослужении, которому благоприятствует и самая цель послания, и в таком случае молитвы богослужебных собраний были следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Первое упоминание о городке-крепости (κστρον) Иерисс на месте древнего Аканта содержится (в форме Ερισς) в акте 883 г., регулирующем земельные отношения между мон-рем Иоанна Колова, жителями города и монахами Афона (Actes de Prôtaton. 1975. N 1). В актах X в. город уже называется Иерисс. Город Эркулы (Ερκολων, Ερκουλων), позднее известный как Ардамерий (Αρδαμερου, Αρδαμρεως), упоминается в одной из редакций т. н. нотиции патриарха Николая I (X в.), в более поздних списках к-рой фигурирует и Иерисс ( Darrouzès. Notitiae. P. 68-69, 278-279). Первый известный еп. Эркульский Иоанн в 943 г. присутствовал вместе с архиеп. Фессалоники Григорием при межевании границы между Афоном и Иериссом (Actes de Prôtaton. 1975. N 6). Эта запись свидетельствует о том, что отдельная Иерисская кафедра в то время еще не существовала. Однако в акте 982 г., когда жители Иерисса признали права Иверского монастыря на владения близлежащей обители Иоанна Колова, уже стоит подпись еп. Иерисса Феодота (Actes d " Ivirôn. 1985. Vol. 1. P. 128). Данный акт примечателен тем, что среди имен подписавших его жителей Иерисса много славянских, а один автограф выполнен глаголицей ( Порфирий (Успенский). Суждение об Афоно-Иверском акте 982 г. и о глаголической подписи на нем попа Георгия//ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 1. С. 14-20; Он же. Первое путешествие. Ч. 1. Отд. 2. С. 311-316; ср.: Срезневский И. И. Глаголические буквы на Иверской грамоте 982 г.//ИОРЯС. 1861. Т. 10. Вып. 1. Стб. 78-80). Еп. Порфирий, впервые обнаруживший в 1845 г. этот древнейший датированный памятник глаголического письма, сопоставил его с упоминанием в хрисовуле 959/60 г. осевших в округе Иерисса «славян болгар» (см.: Actes d " Ivirôn. 1990. Vol. 2. P. 85); приведя сообщение игумена Зографского мон-ря Анфима о том, что еще в нач. XIX в. в Иериссе имелись слав. богослужебные книги, еп. Порфирий предположил многовековую традицию слав. богослужения в данной области ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. Ч. 1. Отд. 2. С. 315). Возведение Иерисса в ранг епископии связывают с ростом значения этого города в эпоху бурного развития афонских мон-рей ( 1973; Papachryssanthou. 1981).

http://pravenc.ru/text/293670.html

Скачать epub pdf СЕМЯ ЦЕРКВИ: МУЧЕНИЧЕСТВО КАК ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗВАНИЕ «Мирные времена благоприятны для сатаны, поскольку они лишают Христа Его мучеников, а Церковь – Ее славы». Павел Евдокимов . В календаре Православной церкви есть, как минимум, два события, указующих на исключительную ценность мученичества. Первое из них – праздник Торжества Православия, который приходится на первое воскресение Великого Поста. В этот день воспоминается окончание иконоборческих споров 842–843 годов. Торжественно движется крестный ход со святыми иконами, анафематствованы еретики, и весь народ Божий поет «вечную память» защитникам веры. Это праздничное, ликующее богослужение резко выбивается из покаянного настроя великопостных служб предшествующей недели. Однако именно в этом празднике по-особому раскрывается смысл мученичества и борений святых, смысл преследований, муки гонений, которые претерпели они за имя Христово. Так праздник Торжества Православия становится праздником мучеников и исповедников. В своем земном странствии Церковь может рассчитывать только на торжество мученичества. О том же напоминает и праздник Всех Святых, который в православном календаре приходится на первое воскресенье по Пятидесятнице. Поскольку этот день напоминает о плодах Сошествия Святого Духа в жизни церкви, можно сказать, что он тесно связан с Торжеством Православия. Примечательно, что оба песнопения праздника Всех Святых – тропарь и кондак – впрямую отсылают к воспоминаниям о мучениках: «Иже во всем мире мученик Твоих, Яко багряницею и виссон, Кровьми Церковь Твоя украсившися... Яко начатки естества Насадителю твари, Вселенная приносит Ти Богоносныя мученики... » Таким образом, праздник Всех святых становится, по сути, праздником Всех Мучеников. Мученик есть святой par excellence. Нынешним христианам, несомненно, стоило бы задуматься над ценностью мученичества, поскольку уходящий век был по преимуществу веком мученическим. В течение двух межвоенных десятилетий за веру пострадало несравнимо больше христиан, чем за первые три века после Воскресения Христова. По сравнению с теми испытаниями, которые выпали на долю верующих в XX веке, взять хотя бы Советский Союз (1917–1988 гг. ) и Эфиопию (1974–1991), римские гонения на раннюю Церковь кажутся довольно безобидными и даже гуманными. Опыт Юлии де Бособр

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Утреня (заутреня) (греч. ρθρος (ортхрос) (от глагола ρθρζω — рано приходить)) – одно из богослужений суточного круга – церковное общественное богослужение , совершаемое, согласно  Уставу , утром. Время совершения и место Утрени в суточном круге богослужений Суточный круг, согласно сложившейся традиции, зафиксированной в Типиконе (книге, излагающей богослужебный устав), привязан не к астрономическому, но к так называемому богослужебному времени. Так, первое богослужение суточного круга – Полуночница (слав. Полунощница) – должна начинаться по прошествии половины ночи. Следующая служба – Утреня . Согласно Типикону, ее окончание совпадает с рассветом («Слава Тебе, Господи, показавшему нам свет!» – характерное начало воспеваемого или читаемого в конце утрени т. н. великого славословия). Далее – Первый час , совершаемый как правило сразу после утрени, в первом часу начинающегося с восходом солнца дня. Следующие богослужения суточного круга – Третий час , Шестой час , Изобразительны (по сути, древнее молитвенное правило ко Святому Причащению: у монахов в то время, когда складывался устав, была распространена практика ежедневного келейного причащения запасными дарами, освященными за воскресной или праздничной Литургией; после причащения полагалась трапеза), Девятый час , Вечерня , Повечерие (по-вечерие, то есть служба после “вечери” – ужина). Литургическая тема Утрени Каждое богослужение подразумевает выражение некоторой основной идеи; в частности, утреня, завершающаяся на восходе солнца, носит мессианский характер, воспевая восход Солнца Правды – первое пришествие в мир обетованного Спасителя, Господа Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шестопсалмием, начинает раскрываться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Ангелов на Рождество Христово. Происхождение Утрени Утреня в целом составлена из двух частей различного происхождения, обозначаемых обычно как кафедральная (городская) и монашеская. Первая из них, признаваемая наиболее древней, совершалась на рассвете в Иерусалиме в храме Воскресения Христова начиная с IV в. и оканчивалась вышеупомянутым великим славословием. Вторая, называемая тогда «канон», – предшествовала первой, совершалась в конце ночи, еще до рассвета, и сложилась в монашеской практике. Считается, что в V в. в монастырях эти службы совершались уже соединенными друг с другом. Виды Утрени

http://azbyka.ru/utrenya

Второй Ватиканский собор, проходивший в 1962-1965 годах при двух папах - Иоанне XXIII и Павле VI, принимал решения в ситуации, которую сами католики определяли как глубокий кризис. В то время отток духовенства из Римско-католической церкви в одних только Соединенных Штатах превышал тысячу человек в год, а количество тех, кто были католиками неноминальными, практикующими (как они говорят по-английски - " church qoers " становилось все ниже по отношению к католикам по факту рождения или национальной принадлежности, то есть лишь крещенным в ограде Римско-католической церкви. В чем-то ситуация самими католическими иерархами и богословами определялась как параллельная той, что была в Европе перед эпохой Реформации, эпохой кризиса католицизма. Второй Ватиканский собор был реакцией на это действительно кризисное положение. Соборные определения и последующие реформы вызвали весьма значительные изменения в жизни Католической церкви. Коснемся лишь некоторых из них. Общеизвестно, что вехой, эпохальным решением II Ватиканского собора была реформа католического богослужения. Первое - мы должны определить это точно - II Ватиканский собор разрешил перевод богослужения целиком на национальные языки. Подчеркнем: " разрешил " , а не " предписал " , как у нас это иногда трактуется. Например, в Италии, Польше, у нас в стране достаточное количество католических храмов, где месса по-прежнему совершается на латыни. Или предположим, в той же Польше или Италии одна месса совершается на латинском языке, другая - на национальном. Переводы богослужения на национальные языки были осуществлены не самочинно, не на уровне отдельного прихода, не решением группы интеллигентов-энтузиастов - но санкцией местной епископской конференции. И тем не менее, делая вывод из личных бесед со многими представителями Католической церкви, можно сказать, что многие из практикующих традиционных католиков указывают на утрату сакрального молитвенного наполнения богослужения после введения в обиход этих весьма тщательно выверенных и корректных переводов, утрату, которая не привела новых людей в церковь, но оттолкнула часть постоянных прихожан. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что раскол в Католической церкви, связанный с именем Лефевра, французского епископа, оттолкнувшегося от католицизма после II Ватиканского собора, в значительной мере был связан именно с тенденциями к литургическому обновлению, которые он и его последователи восприняли как разрыв с полуторатысячелетней традицией западного латинского богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/294/...

О православном Богослужении Православное Богослужение отправляется три раза в день – вечером, утром и в полдень. Первое называется вечерня, второе утреня, а третье литургия или обедня. Вообще православное Богослужение совершается не так как у нынешних евреев, где каждый может совершать Богослужение, как умеет; оно отправляется, как некогда у древних израильтян, непременно священниками, облаченными в священные одежды, и в освященном храме. При Богослужении помогают священниками иногда диаконы, и непременно бывают чтецы и певцы. Такой образ их священнослужения установлен по примеру ветхозаветной церкви, в которой диаконов заменяли левиты, помогавшие священникам при Богослужении. Не буду объяснять вам вечернего Богослужения отдельно, как оно совершается в будни, а укажу только на то, что совершается на всенощном праздничном бдении, в котором вечерня соединяется с утреней. Всенощное Богослужение 13 изображает прежде всего сотворение Мира, падение человека и вообще ветхозаветные времена, в которые люди подготовлялись к принятию Спасителя Мира; а потом воспоминаются и события новозаветные, как рождество Спасителя и воскресение Его. Во время воскресной всенощной воспоминается воскресение Господа нашего Иисуса Христа с его спасительными действиями для людей. Это воспоминается тогда, когда поют: «хвалите имя Господне и далее: «Благословен еси Господи», – когда читается воскресное утреннее Евангелие и когда выносят Евангелие для поклонения и лобзанья всему народу. О подробностях этого Богослужения и таинственном значении их поговорим особо, в другое время, или прочитаем готовое сочинение. Я, как мирянин и малоученый, не беру на себя смелости много говорить с вами от себя о таком важном предмете; скажу вообще, что все, читаемое и воспеваемое во время всенощной, заимствовано из священных книг Ветхого и Нового Завета; и все это свидетельствует, о важности православного Богослужения. Слушая его в церкви, я особенно начал благоговеть, к молению христиан и убедился, что Богослужение христиан, которое так, унижают иудеи, священно и Богоприятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Скачать epub pdf Слово в неделю о самаряныне, сказанное в Предтеченской церкви архиерейского дома 20-го апреля 1858 года. «Грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною» ( Иоан. 4, 23 ). Все мы, братие, без сомнения, желали бы быть истинными поклонниками небесному Отцу. А потому для всех нас весьма важно знать, что значит поклоняться Ему «духом и истиною». Тем более важно, что вокруг нас есть люди, именующие себя духовными христианами, которые превратно толкуют эти слова Спасителя и на основании их отвергают все внешнее Богослужение, нами содержимое. И мы поймем подлинный смысл этих слов, если рассмотрим их в целом составе речи, в которой они находятся, а не отрывочно, как обыкновенно поступают неправомыслящие, и если снесем с другими местами Священного Писания , где также говорится об истинном поклонении Богу. Жена-самарянка, беседуя с Иисусом Христом, которого приняла сначала за простого иудея, скоро увидела, что Онъ – пророк ( Иоан. 4, 19 ) и хотела предложить Ему для решения вопрос, бывший тогда предметом спора между самарянами и иудеями и считавшийся важнейшим. Вопрос состоял в том: где должно поклоняться Богу и совершать общественное Богослужение, – на горе ли Гаризин, где находился храм самарийский, или во Иерусалиме, где стоял храм иудейский, и следовательно – какое поклонение, какое Богослужение лучше, угоднее Богу, самарянское или иудейское. Отвечая на этот вопрос, заключавший в себе как бы две половины, Спаситель возводит мысль жены-самарянки к иному, высшему поклонению и Богослужению, которое принес на землю Он, и которое гораздо совершеннее, как самарянскаго, так и иудейскаго. «Жено, веру ми ими», – сказал Он, решая первую часть вопроса, – «яко грядет час, егда ни в горе сей, ни в Иерусалимех поклонитеся Отцу» ( Иоан. 4, 21 ), т. е., когда истинное поклонение и Богослужение не будет привязано ни к горе Гаризин, ни к Иерусалиму, а будет совершаться по всей земле, на всяком месте. Здесь указывается первое превосходство христианского Богослужения пред иудейским и самарянским. Иудейское могло, по закону, совершаться только в иерусалимском храме; самарянское совершалось только на горе Гаризин. Следовательно то и другое были местными и не могли соделаться общими для всего человеческого рода. Христианская вера предназначена для всех людей и возвешена всем народам; потому и христианское Богослужение должно совершаться повсюду, христианские храмы могут устрояться во всех странах мира и не привязаны ни к какому определенному месту.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Звериноголовское. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в с. Звериноголовском – одна из старейших церквей в Зауралье. Первое богослужение в Крестовоздвиженском храме состоялось в 1826 году. 30 июля 1891 года, совершая кругосветное путешествие, храм посетил цесаревич Николай (наследник престола, сын Александра III, будущий император России Николай II). После революции храм уцелел. В 20-е годы была попытка его взорвать, но  храм отстояли. Богослужения в Крестовоздвиженской церкви продолжались до 1938 года. Затем в церкви было устроено зернохранилище. В 1947 году в Крестовоздвиженском храме возобновились богослужения. При въезде в Звериноголовское, на развилке дорог, одна из которых ведет в Казахстан, установлен большой православный крест с надписью: «Господи, спаси и сохрани Россию». Охранный крест установлен Оренбургским казачьим войском в 2004 году, когда отмечался 250-летний юбилей станицы Звериноголовской. Казачья станица была военным форпостом России на восточных рубежах. Казаки верой и правдой служили Отечеству. Неотъемлемой частью казачьего образа жизни, духовной сутью его являлась православная вера. Всюду, где появлялись казачьи крепости и станицы, первым делом строились православные храмы. Первоначально в крепости Звериноголовской было два храма. Первый, по данным, собранным курганским крае-ведом М.И. Хлызовым, это храм в честь святителя Николая. Деревянный храм был построен без единого гвоздя в середине XVIII столетия. Никольская церковь, перестроенная в XIX веке, достояла до 1958 года, но во времена хрущевских гонений на церковь была разобрана. В 2006 году на месте разрушенной Никольской церкви установлен памятный покаянный крест. Второй, тоже деревянный, Крестовоздвиженский храм был перенесен из Бакланской крепости в 1752 году и простоял до середины XIX века. Казачья крепость нуждалась в большом каменном храме. На суммы, собранные по распоряжению и попечению оренбургского военного губернатора Петра Кирилловича Эссена, началось строительство нового каменного храма в честь Воздвижения Креста Господня. Первое богослужение в Крестовоздвиженском храме состоялось в 1826 году. В этом году храму 180 лет.

http://sobory.ru/article/?object=09408

Российскому православному институту передан храм, временно занимаемый Музеем Москвы 20 сентября, 2010. Редакция " Правмира " Церковь Иоанна Богослова на Новой площади напротив Политехнического музея, занимаемая сегодня Музеем Москвы, стала храмом Российского православного института святого Иоанна Богослова. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своим указом предоставил институту данный храм с прилегающими приходскими строениями «для богослужебной, просветительской и социальной деятельности». При этом институтская церковь Иоанна Богослова станет Патриаршим подворьем. Настоятелем нового Патриаршего подворья назначен ректор РПИ игумен Петр (Еремеев), на которого указом предстоятеля Русской Православной Церкви возложена забота «по скорейшему возвращению Церкви принадлежащего ей храма и приходских строений, оформлению имущественной и иной документации и скорейшему возобновлению богослужений в храме». По словам игумена Петра, «передача институту «храма-жемчужины» в центре столицы, с помещениями, необходимыми для научно-образовательной и просветительской работы, свидетельствует об особом внимании Святейшего Патриарха к вопросам развития высшего православного образования и, в частности, к проводимой руководством РПИ работе по превращению вуза в мощный современный университетский центр». Первое богослужение в храме его настоятель намерен совершить 9 октября – в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Руководство вуза отмечает, что об этом еще предстоит договориться с руководством Музея Москвы. Хотя с 1992 года законное право пользования комплексом было закреплено за Московским Патриархатом, музей до сих пор продолжает незаконно занимать церковные здания. «Мы рассчитываем, что в день престольного праздника в нашем храме будет совершено богослужениепервое за последние 85 лет. Церковь, начиная с момента возвращения ей храмового комплекса, уже 18 лет терпеливо ожидает освобождения музеем церковных помещений. Надеемся, что сейчас процесс переезда музейных коллекций из храма в здания Провиантских магазинов, предоставленные под эти цели столичными властями, ускорится», — отмечает игумен Петр.

http://pravmir.ru/rossijskomu-pravoslavn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест патриарха Кирилла О частной жизни главы Русской православной церкви читателям «АиФ» рассказал его пресс-секретарь диакон Александр Волков 26.05.2014 683 Время на чтение 12 минут Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. ©/ пресс-служба патриарха Московского и всея Руси 5 лет главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. О его обширной общественной деятельности, позиции по тому или иному вопросу знают многие, а вот частная жизнь от чужих глаз скрыта. Впервые завесу тайны только для читателей «АиФ» согласился открыть глава пресс-службы патриарха диакон Александр Волков. Время, отведённое Богом Юлия Тутина, «АиФ»: Отец Александр, говорят, все великие люди мало спят. А каков распорядок дня у патриарха? Александр Волков: За десятилетия напряжённой работы в Церкви, всегда находясь в режиме абсолютной нехватки времени, патриарх выработал жёсткий график работы. И сейчас мы, люди, которые его окружают, оказываемся в таком же постоянном, почти невыносимом цейтноте. Святейший ценит каждую минуту и потому старается максимально оптимизировать своё время, заполняя все свободные интервалы. В рабочей резиденции в Москве , в Чистом переулке, за основным зданием есть небольшой старый садик, где он в последние месяцы по рекомендации врачей взял за привычку прогуливаться. Так я его там никогда не видел в одиночестве! Он всегда вызывает кого-то из сотрудников патриархии. У выхода в этот садик теперь даже висит дежурная куртка для людей, с которыми он прогуливается. Вся эта ситуация - проекция мысли, которую он часто повторяет окружающим: нам Богом отведён конкретный промежуток времени, чтобы успеть сделать что-то для изменения духовного состояния в обществе. Время это отнюдь не безгранично, поэтому мы должны в каждый день втиснуть максимальное количество дел, которые приносили бы пользу Церкви и обществу. - Так во сколько же он встаёт? - Около 7 утра. Затем молитва, завтрак, выезд на работу или в храм. В рабочую резиденцию он обычно приезжает часам к 10, а богослужение начинается раньше. Затем встречи, работа с документами до позднего вечера. Если выезжает домой в Переделкино в 9 вечера, то обязательно берёт с собой кипу документов - работает после ужина. Ложится спать каждый день глубоко за полночь. Врачи рекомендуют изменить режим, но он считает - возможности нет. Из оздоровительных мероприятий - уже упомянутые прогулки, а также не очень регулярные, но достаточно интенсивные физические нагрузки. Для священнослужителя первое место отдыха - это богослужение. Православное богослужение вообще сложное физически, а уж патриаршее - тем более. Оно всегда торжест­венное, очень эмоционально напряжённое. Но я не раз убеждался в том, что именно оно даёт патриарху силы. Если так складывается, что патриарх не имеет возможности совершать на протяжении недели богослужение, то он после перерыва во время службы просто преображается, молодеет на несколько лет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010