Представители мирян и духовенства третьего благочиннического округа Богучарского уезда, пребывая [в] спокойной и радостной работе, спешат выразить Временному правительству доверие, и не за страх, а за совесть будут повиноваться и исполнять все его распоряжения. С нетерпением ждем тот момент, когда спокойно свободный народ выскажет свою волю в Москве, сердце России, [на] Учредительном Собрании. И все мы во имя блага Родины подчинимся и тому решению. Да поможет Господь Бог первому народному правительству. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 97. Л. 167. Подлинник. 592. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 43-го благочиннического округа Томской епархии 19 апреля 1917 г. Съезд духовенства 43 [-го] благочин[ническ]ого округа Томской епархии приветствует в лице вашем Временное правительство, вырвавшее дорогую родину из цепей рабства, [давшее] ей свободу. И всецело присоединяется к нему. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 154. Подлинник. 593. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства 1-го Макарьевского благочин-нического округа Костромской епархии 19 апреля 1917 г. Духовенство первого Макарьевского [благочиннического] округа Костромской епархии приветствует вас, уважаемый Михаил Владимирович, как председателя Государственной Думы вместе с лучшими представителями ее, имевшего мужество для спасения нашей родины порвать узы царизма, угнетавшего своей тяжелой рукой жизнь государства и Православной русской церкви. Духовенство молит Бога об укреплении ваших сил по созданию новой свободной России и новой Православной русской церкви. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 157. Подлинник. 594. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян П-го благочиннического округа Осташковского уезда Тверской губернии Третья декада мартавторая декада апреля 1917 г. Благородные могучие порывы лучших людей возродили Россию. Возглавляемое вами Временное правительство мудро выводит страну на светлый путь свободного гражданского ее устроения. Поднимается светлая заря новой свободной жизни и в церкви Христовой. Духовенство, церковные старосты и миряне округа 807 Осташковского уезда, собравшись на благочиннический съезд, стоят перед новыми задачами приходской жизни на началах свободы. Объединенные в горячем стремлении принести все силы своей души на благо Родины, просим принять наши приветствия и всемерную преданность Временному правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Резолюц. 19 окт. 1866 г. Орлов . изд. стр. 64. 232 Проект инстр. благочин. церквей § 63. Душ. Чт. 1872 г. 1, 451; ср. резолюц. 3 сент. 1830 г. «предписать священнику, что и при всех возможных случаях должно ему назидательным словом стараться чуждающихся церкви привлекать и возвращать в ее матернее недро.» Юбил. сборн, стр. 265. 237 Письмо м. Филарета к архиеп. Твер. Алексию, Москва, 1883 г. стр. 149. Такие же точно отношения к раскольникам, т.е. чуждые всякой начальственности и официальности, м. Филарет признает наиболее целесообразными и со стороны архиереев. «Более удобства обращает, пишет он в одном из своих мнений по вопросам о расколе, и менее угрожает затруднениями не начальственное и формальное, а простое, добровольное сношение архиерея с раскольником, которого архиерей, по любви ко спасению душ, тщательно поищет и в котором кротко и миролюбиво примет разномыслящего, в котором и раскольнику менее будет повода поступать раздражительно, в котором наконец, и оскорбительное слово или действие раскольника менее будет иметь значения, как неприятность в приватном сношении, a не оскорбление прямого начальника». Собр. мнен. и отз. т. III, стр. 182. Такой же способ сближаться и беседовать с раскольниками: «кротце, по общежитию» советует м. Филарет и в частном письме к преосв. Евлампию Екатеринбургскому. Чтен, в общ, люб. дух. просв. 1877 г. отд. III – материалы, стр. 5. 238 Проект, инстр. благочин., § 63. Душеп. Чт. 1872 г. ч. II, стр 451; ср. Собран, мнен. и отз. т. V, ч. 2, стр. 583, § 3. 244 Резолюц. 16 мая, 1851 г. Душ. Чт. 1891 г., II ч.. 440 стр., ср. резолюц. 28 июня, 1835 г. Душ. Чт. 1872 г. ч. I., стр. 350. То же самое м. Филарет советует и архиереям; см. письмо его к Евлампию (Пятницкому) , еп. Екатеринбургскому, в котором он пишет: «пособий светского начальства православию осмотрительно и умеренно требовать надлежало». Чт. в общ. люб. дух. просв. 1877 г. III отд., материалы, стр. 9; ср. пис. его к преосвящ. Алексию Тверскому (стр. 269), где он пишет: «помощь гражданской власти надобно просить (только) против обличенных совратителей и против оказательства раскола».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

35 . Обязанности благочинного по отношению за наблюдением по ведению церковного хозяйства и исполнением правил церковным старостой, равно как и отношение старост к благочинному подробно изложены в §§ 48, 49, 50 и 51 инструкц. церковным старостам и в инструкц. благочинному. Благочинный обязан порученные его смотрению церкви посещать дважды в год, примечая и наведываясь все ли так делается, как в его инструкции предписано, и поступает во всем непременно повыше описанному в его инстр. (инстр. благочин. § 45). Благочинный обязан надзирать за старостами церковными, дабы сборы и расходы в данные от консистории книги записывались и никаких расходов без ведома причта, а больших и без согласия прихожан не чинили, чтобы церковный староста был снабжен Высочайше утвержденною Инструкцией, сообразно с которою и должен во всем поступать и наблюдать: А) сообразно ли с сею инструкцией ведется запись по книгам прихода и расхода церковных и свечных доходов и денег, собираемых от доброхотных дателей по особо выданным книгам, также записывается-ли приход и расход полагаемых на умерших венчиков и разрешительных молитв, которых в церкви всегда должно быть достаточное количество; Б) Сумма свечная, кошельковая и вся вообще церкви принадлежащая в таком-ли порядке хранится, как предписано инструкцией церковного старосты, т.е. за замком-ли и церковною печатью, хранящеюся в церкви в заведывании священнослужителей, a излишние отсылаются-ли в кредитные учреждения; В) с ведома-ли священно и церковно-служителей производятся мелочные расходы, a более значительные с разрешения-ли епархиального начальства; Г) нет-ли по приходу и расходу церковных сумм также венчиков и разрешительных молитв, какой-либо заимообразной раздачи а по свечным доходам и, не замечается-ли упадка оных против прошлого года и ежели окажется, то немедленно дознавать причину и доносить; Д) исправно ли с правилами отчетности ведутся приходо-расходные книги и по тем церквам, где получаются вспомогательные оклады, жалование, руга и правильно-ли производится раздел оных и своевременно-ли отдается отчет в них куда следует; Е) количество церковной земли, оброчные угодья и капиталы, положенные кем либо, на вечное обращение из процентов в пользу причтов или церквей, показываются-ли по клировым ведомостям, а церковные планы зданий, земель, межевые книги по описям; Ж) где имеются дома, лавки, мельницы, леса, луга, земли и другие угодья, с торгов-ли отдаются в наймы и с разрешения-ли епархиального начальства. (Инстр. благочин. § 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 Прежде чем духовная власть не сказала своего слова об известном событии, заключающем в себе признаки совращения, может иметь место только полицейское дознание или могут быть приняты полицией меры, предписанные в Уст. о пред. и прес. прест. (Св. Зак. т. XIV), но не может быть речи о начатии уголовного следствия именно потому, что даже приблизительно не решен вопрос, преступно ли самое событие, о котором идет речь? Совращение, о котором говорится в ст. 1006, может, согласно Улож. о наказ., означать: 1) как совращение из православного в иное христианское исповедание, так и в особенности 2) совращение в какую-либо ересь иди секту. Ст. 1006, требующая для начатия уголовного следствия разрешения Епархиального Начальства и тем устраняющая произвол со стороны низших органов власти, как гражданских, так и духовных, вполне согласна с теми правилами, которые содержатся в наставлении, данном 15 октяб. 1858 г. для руководства по делам о расколе. Так, в самом первом § этого наставления говорится: «в деле раскола гражданское начальство действует единодушно с духовным». В § 3 этого наставления сказано: «приходское духовенство ни в каких делах по предмету раскола не обращается с требованиями или доносами к светским властям, а входит по таковым делам с донесениями к своему епархиальному архиерею, и он со светским начальством входит в сношение только в обстоятельствах действительной важности и в определенных случаях совращения в раскол или в случаях соблазнительного для православных доказательства раскола». (Судеб. Уставы, изд. Государ. Канцел. С. ПБ. 1867 г , ч. II, стр. 368–370). 11 Детей раскольников с православными можно венчать и без согласия родителей первых (Высоч. утвержд. опред. Св Син. 28 окт. 1842 г.), но не иначе, как по присоединении к правосл. Церкви и когда дадут обязательство неуклонно пребывать и воспитывать детей в Православии (Инструк. благочин. 1 прим. к 18 прав.). 12 а) В видах удержания чад правосл. Церкви от раскольнических заблуждений, приходское духовенство должно следить за выставляемыми при дверях полицейских или волостных правлений (ст. 12 прав. прил. к ст. 1093, т. IX, изд. 1876 г) объявлениями о раскольниках, желающих записать брак свой в метрическую книгу, и по справке, не числится ли этот раскольник в списке православных прихожан, или не состоит ли он в браке, венчанном в правосл. Церкви, заявлять надлежащей власти в установленный законом семидневный срок о могущих встретиться препятствиях ко внесению раскольничьего брака в метрическую полицейскую книгу (Ук. Св. Син. 24 мар. 1875 г. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Ни попа, ни наставника, ни даже уставщика у них нет, а есть только начетчица – девица, которая отчасти руководит ими, но особенного влияния и значения среди них не имеет. В отношениях с православными они большей частью уклончивы и вступать в разговоры о предметах веры совсем отказываются. Из селений Новозыбковского уезда, кроме вышеуказанных более заметных пунктов беглопоповщины, может быть отмечено еще с. Старый Кривець, в котором проживает одно семейство беглопоповцев, состоящее из 4 душ, – да и это семейство не из коренных жителей этого села, а из мещан пос. Клинцов, занимающихся в Кривце арендою земли. В 4 благочин. округе Сосницкого уезда есть незначительное число беглопоповцев (человек до 15), которые обыкновенно для исполнения своих треб уезжают в раскольнические слободы. Из этого краткого обзора беглопоповщины в Черниговской епархии видно, что она еще очень значительна по количеству своих последователей, но очень бедна и малозначительна своим внутренним содержанием, совсем почти не имея в своей среде необходимо-существенного для поддержания и продолжения своего существования, т.е. беглых попов. А потому нет ничего удивительного, что последователи беглопоповщины удобно поддаются воздействию на них пропагандистов австрийского священства, а нередко и беспоповщинских наставников, тем более что многие из беглопоповцев по своим внутренним содержанием, совсем почти не имея в своей среде необходимо-существенного для поддержания и продолжения своего существования, т.е. беглых попов. А потому нет ничего удивительного, что последователи беглопоповщины удобно поддаются воздействию на них пропагандистов австрийского священства, а нередко и беспоповщинских наставников, тем более что многие из беглопоповцев по своим воззрениям отстоят весьма недалеко от беспоповщинских доктрин, каковы, напр., лужковцы. Беспоповцы. На ряду с поповцами по австрийскому священству и беглопоповцами в разных посадах, слободах и селениях Черниговской епархии продолжают существовать в значительном количестве и беспоповцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Примечание. Благочинный обязан наблюдать над старостами церковными, где имеются дома, лавки, мельницы, леса. луга, земли и другие угодья, с торгов ли отдаются в наймы и с разрешения ли епархиального начальства (инстр. благочин. § 43 п. ж.). 148 . Недвижимые имущества, принадлежащие церквам ненужные для их употребления могут быть отдаваемы в наем не долее однако же как на двенадцать лет по распоряжение приходских священно-служителей, церковного старосты и почетнейших прихожан. Внутренние церковные здания не могут однако же быть отдаваемы в наем под торговые и трактирные заведения (т. X, ч. I, ст. 1711 изд. 1887 г.). Примечание. Арендный договор, заключенный на 12 лет с оговоркой в нем прав арендатора по истечении арендного контракта, удержать арендуемое имение за собою еще на 12 лет является арендным договором, заключенным на 24 года, а потому неправильным и со ст. 1691 и 1692 т. X, ч. I не согласным (гражд. кассац. департ. реш. 18 Окт. 1873 г.). 149 . При отдаче в оброчное или арендное содержание недвижимых и вообще оброчных статей, принадлежащих церквам, консистория входит в подробное соображение предполагаемой отдачи в арендное содержание, обозревает выгоду и законность условий контракта, и представляет свое заключение епархиальному архиерею (т. X. ч. I ст. 1712 зак. о сост. изд. 1887 г.; уст. дух. коне, ст.106, 126 и 137). 150 . Договор найма недвижимого имущества, составляется письменно со включением всех условий, договаривающимися постановляемых (там же ст. 1700). Договор найма подписывается обеими договаривающимися сторонами самими или их поверенными (там же ст. 1701). 151 . В местностях в коих не введено в действие положение о нотариальной части договор найма по подписании, представляется к засвидетельствованию у маклера, или, где оного нет в присутственное место (там же прим. к ст. 1701). Примечание 1. Договор, подписанный только одною из договаривающихся сторон, не делает его действительным, если другая сторона, подписавшая договор приняла его к исполнению (реш. гражд. кассац. департ. 1875 г. 805).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Могилы, стр. 446. Сравн. Правосл. Исповедание его же, ч. I отв. на вопр. 90; там же отв. на вопр. 118. Преосвящ. Евсевия Беседы о седми спасит. таинств. стр. 535–536). При сем, причащение больного должно быть совершаемо также как и в других случаях, по уставу особенного в Требнике чина, како причастити больнаго. §15. Священники участвующие в совершении Таинства Елеосвящения должны помнить, что в то время, когда первый священник читает молитву освящения елея (Господи, милостию и щедротами), то и все другие должны читать оную совместно, только тихо; потому каждый из них должен иметь свою книгу, чтобы удобнее было делать это, не стесняя других и не производя беспорядка. §16. Для того, чтобы по уставу (см. выше §11), священники могли произносить молитву: Отче Святый врачу и телес... и в тоже время помазывать больного, они должны непременно изучить эту молитву всю наизусть: ибо, как справедливо замечает Петр Могила , «тяжко есть, паче же и не удобно и книгу в руце держати, и на ню чтя зрети, купно же и помазовати.“ – При сем, советует тот же Архипастырь, священник не должен начинать помазание больного вместе с началом молитвы, «но когда прийдешь к этим словам: исцели помазанием сим раба твоего имярек от обдержащия его душевныя и телесныя болезни..., помазуй во первых чело, а потом и другие члены, но не спеши окончанием молитвы, так чтобы, помазывая другие члены, вместе окончить и молитву“ (Требн. Могилы, стр. 446–447). §17. На западе России, некоторые священники, не следуя буквально ясному уставу православных требников, а придерживаясь постановлений, унаследованных из требников униатских, когда совершают Таинство Елеосвящения в единственном числе, без участия других священников, то помазывают больного только один раз после последнего Евангелия. Но сие положительно противоречит и древнему преданию и обычаям Церкви православной, и есть ни что иное, как явное подражание церкви западной, в которой больные действительно помазываются только однажды (срав. богослужебн. благочин.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

143 Кроме прямых инспекторских обязанностей, инспектору семинарии приходилось быть дядькою таких учителей, переводить с немецкого на русский яз. латышскую или эстскую грамматику, не зная ни латышского, ни эстского языков. 164 Чтобы легче было иметь дело с теми лицами из низшего клира, которые ведут себя худо и избежать затруднений в случае сиротства их семейств, прт недостатке средств в епархии к обеспечению их преосвященный исходатайствовал разрешение иметь причетников вольнонаемных. Указ Св. Син. от 15 мая 1858 г. 167 В 1846 г. положено было благочинным лифляндским выдавать на разъезды по 150 р. (Дело Риж. консист. 1850 г.). 185 Указы консистории: от 14 мая 1851 г. 1781, от 28 февр. 1858 года 919, от 17 февр. 1861 г. 869, от 20 февр. 1862 г. 827, от 12 нояб. 1863 г. 4391, от 31 дек. 1864 г. 6894, прот. 17 июля 1854 г. 194 О духовенстве распускались недоброжелателями православной церкви разные обидные слухи. Иногда возводились на него даже важные преступления. Многое из этого доходило до высшего начальства. Преосвященный Платон всячески заступался за невинных и охранял честь их (Прот. благочин. От 13 дек. 1864 г., письмо преосвящ. Платона к жандармскому полковнику в Риге от 29 дек. 1864 г., записки секр. Риж. дух. консист. От 14 марта 1865 года, отн. к обер-прок. Синода от 28 июля 1864 г., прот. от июля 1850 г.). 197 Предписания от 5 и 28 ноября 1851 г. 2752 и 2911; указ консистории от 23 марта 1865 г. 1313. 198 Вследствие разных представлений преосвященного Платона правительству и самому Государю Императору, относящихся к благоустройству рижской епархии, в 1857 г. был составлен, по Высочайшему повелению, временный комитет из преосв. Платона, министра внутр. Дел, шефа жандармов и синодального обер-прокурора. В этом комитете, между прочим, рассуждали и о мерах к водворению мира между лютеранским и православным духовенством. Журн. Врем. Ком. От 7 июля 1857 г. 202 «Наше русское имя не пользуется здесь должным уважением потому преимущественно, что многие из нас сами унижают его недостатком образования и грубостью нравов,» – говорил однажы преосв. Платон (речь его, «Странник», окт. 1866 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Инструкц. благоч. 1806 г. ст. 23. Указ 5 августа 1779 г. и того же года ук. июля 31). Но по нынешним нашим законам гражданским каждый старик не может вступить в брак только по истечении 80-ти лет, а потому раньше этого испрашивать какого-либо особого разрешения от архиереев на повенчание старых людей в настоящее время не принято (Св. Зак. т. X. ч. I, ст. 4). Браки стариков, заключенные по истечении 80-ти-летнего возраста, хотя бы они даже вступали в супружество с лицами одного с собою возраста, признаются у нас незаконными и также подлежат расторжению, как и другие браки запрещенные (Св. Зак. т. X. ч. I, ст. 37). §10. По самому смыслу брака, для заключения его требуется также физическая способность к брачному сожитию как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Это требование, впрочем, в силу наших законов, не подлежит ведению священников, а предоставляется самим брачующимся. В случае, если впоследствии напр. окажется, что то или другое лицо из состоящих в супружестве неспособно к надлежащему сожитию, этот брак по требованию заинтересованной стороны может быть расторгнут по закону (Св. 3. т. X, ч. I, ст. 45). Если хотят вступить в брак тяжко-увечные, у которых неспособность к брачному сожитию открывается так или иначе очевидным образом, священник не должен венчать их (Инструкц. благочин. 1806 г.). В других подобных обстоятельствах священникам всего лучше заручаться медицинскими свидетельствами, или же отсылать таковых увечных к архиерею и потом уже действовать по его указанию. §11. Желающие вступить в брак должны находиться оба в здравом уме, т.е. должны быть совершенно свободны от всякого умопомешательства и вообще расстройства душевного. Ибо у нас вообще самым строжайшим образом запрещаются всякие браки с безумными и сумасшедшими (Св. Зак. т. X, ч. I, ст. 5). Брак, заключенный в безумии одного или двух брачующихся между собою, расторгается подобно другим незаконным бракам, по закону. (Св. Зак. т. X, ч. I, статья 37. Уст. Дух. Консист. §217). §12. Кроме этого бывает и так, что к священникам для повенчания обращаются немые и глухонемые, которые не могут выразить своего согласия на вступление в супружество с известным лицом определенным словом, как это требуется по уставу (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Картину жизни лаврской школы 1910-1914 гг. воссоздают воспоминания худож. Редько (1897-1956) и его автобиографическая повесть «Зрачки солнца» (ЦДАМЛМУ. Ф. 333. Д. 8-10). Обучение в школе выходило за рамки овладения приемами иконописного ремесла. В программе занятий наряду с академическим рисунком были также натюрморт и пейзаж. Проводились сеансы рисования с живой натуры. Учеников знакомили с анатомией и перспективой, искусством эпохи Ренессанса. Иконы писались по образцам, к-рыми служили репродукции. В 1910-1912 гг. преподавателем был А. Е. Чижский, после него - И. И. Мищенко. В свободное время ученики занимались живописью, наиболее способным из них разрешалось писать этюды в стиле импрессионистов. Художники Ижакевич и М. В. Нестеров, часто бывавшие в школе, смотрели и обсуждали с учениками их работы. Неск. раз в год в мастерской устраивались ученические выставки, где лучшие произведения отмечались денежным вознаграждением. После открытой 25 дек. 1913 г. рождественской выставки Редько, получивший 1-ю премию, продолжил обучение в школе Имп. об-ва поощрения художеств в С.-Петербурге. Школа прекратила существование в 1915 г., после начала первой мировой войны. В списке лаврской мастерской за 1918 г. значилось только 5 иконописцев. Смерть иером. Владимира, принявшего схиму с именем Варлаам, в 1919 г. ознаменовала конец истории лаврской иконописной школы. Худож. Редько, увидев в послевоенной лавре разрушенное здание иконописной школы, записал в дневнике: «Погиб родной дом, в котором я узнал, что помимо жизни, составляющей хлеб насущный, существует мир Искусства» (Там же. Д. 22. Л. 228). Е. В. Лопухина Арх.: НБУВ ИР. Ф. 1. 5411-5413; Ф. 229. 1-48; РГБ ОР. Ф. 152. 2; РГИА. Ф. 797. Оп. 64. Ст. 3. Отд. 3. Д. 161; Ф. 835. Оп. 4. Д. 144; ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 3. Д. 167; Ф. 128. Оп. 1 (тип.). Д. 916; Оп. 1 (общ.). Д. 135, 254, 440, 2445; Оп. 1 (благочин.). Д. 3443; Оп. 1 (КДС). Д. 644; Оп. 2 (тип.). Д. 862; ЦДАМЛМУ. Ф. 333. Д. 8-10, 20, 22. Лит.: Истомин М. П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в.//ЧИОНЛ.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

  001     002    003    004    005