Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Великий пост и общество потребления 10.03.2008 307 Время на чтение 25 минут В христианском сообществе, как западном, так и восточном, время Великого поста - семь недель перед Пасхой - традиционно рассматривается как высшая точка церковного года. Это kairos - время решений и возможностей, специально выделенное время. Но выделенное для чего? Как мы в современном нам потребительском обществе должны понимать назначение Великого поста, или, как говорят православные, Великой четыредесятницы? Какое отношение имеет, и имеет ли Великий пост к экологическому кризису, с которым все мы сегодня сталкиваемся? ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ В Греции, по крайней мере в прошлом, первый день Великого поста - так называемый Чистый понедельник (поскольку в православной церкви пост начинается не в среду, как в западной, а на два дня раньше), был первым в году праздником, который отмечался на открытом воздухе. Люди целыми семьями выезжали в сельскую местность, поднимались на холмы и с крутых холмов запускали воздушных змеев. Вот хороший образ начала Великого поста, чтобы сопоставить его с обрядами западной Пепельной среды. Очевидно они очень различаются по своим акцентам. Пепел, посыпаемый на головы и оставляющий след на наших лицах, со всем его символизмом покаяния и неотвратимости смерти, безусловно, отражает важную и неотделимую составляющую значения поста в целом. Но греческое православие, отмечая вхождение в пост, делает акцент не на этом. Напротив, мы стараемся связать пост со свежим воздухом, с ветром, веющим поверх холмов, с приходом весны. Великий пост - это время воздушных змеев, время приключений, открытий, новых инициатив, новых надежд. В этой связи, конечно, не является случайностью, что время Великого поста наступает не осенью, когда опадают листья и дни становятся короче, и не в середине зимы, когда деревья стоят голые и водоемы замерзают, но весной, когда вскрывается лед и новая жизнь отовсюду заявляет о себе. Действительно, первоначальный смысл английского слова " Lent " (пост) - это именно " весенняя пора " , как это видно из слов средневековой поэмы:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Сортировать по Исключить новости В самом начале я говорила: «Это не страшнее сезонного гриппа» Джованна Парравичини — о трагедии в Италии и мужестве людей 26 марта, 2020 Джованна Парравичини — о трагедии в Италии и мужестве людей Джованна Парравичини, искусствовед и сотрудница итальянского фонда «Христианская Россия», живет в Москве. А в Италии, в Ломбардии, в эпицентре пандемии осталась ее пожилая мама, родные и друзья. Почему сначала никто не воспринимал опасность всерьез, как люди проявляют мужество и милосердие в период пандемии и что может сделать каждый из нас — в материале «Правмира». — В какой момент вы поняли, что коронавирус — не локальная беда одной страны, что он идет дальше? — Когда он пришел в Италию. Я — итальянка. В Италии, в Ломбардии — моя пожилая мама, и родственники там же. В Сериате (Бергамо) — наш фонд «Христианская Россия».  У меня было множество планов, например, в начале марта я должна была везти в Сицилию группу из 70 человек. И как раз в конце февраля, в Пепельную среду — для нас, католиков, это начало Великого поста — я поняла, что вирус распространяется, и мы должны отменить эту поездку.  Вообще удивительное совпадение, что все стало разворачиваться в Великий пост — самый молитвенный период года, когда люди уходят в молитву, постоянно находятся на богослужениях. И именно в Великий пост в Италии перестали открыто, с присутствием мирян, служить мессы. Мне кажется, что Господь хотел таким образом призвать нас к внутреннему посту, к внутреннему духовному деланию. Врач сказал: «Я буду молиться, если вы не в силах» —  Как ваша мама переносит изоляцию? — Маме — 87 лет, отец умер несколько лет назад. Она очень ждала меня — я должна была приехать в марте, потом — провести с ней Пасху, у нас она в этом году 12 апреля. Мама сидит дома одна. Ей помогает одна женщина, а мы с ней можем только разговаривать — по скайпу и в воцапе.  Все вдруг ощутили, что наш мир — невероятно хрупок. Совсем недавно казалось, что человечество все может, все умеет, все планирует. И вдруг наша планета совершенно изменилась. Люди перестали двигаться, перестали работать, перестали общаться, не могут навестить и поддержать своих близких. 

http://pravmir.ru/v-samom-nachale-ya-gov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [англ. United Methodist Church], крупнейшая методистская церковь в США, имеющая своих последователей во всем мире. Член Всемирного Совета Церквей , Всемирного методистского совета , Национального совета церквей (США). Вероучение и богослужебная практика О. м. ц. приняла Исповедание веры Методистской церкви 1962 г., продолжила использовать в качестве вероучительных документов 25 статей религии (24 подготовленные Дж. Уэсли на основе 39 статей Церкви Англии, 25-я была добавлена амер. методистами в 1784), «Типовые проповеди Джона Уэсли» (1746-1760) и его «Объяснительные заметки к Новому Завету» (1755). В О. м. ц. признаются 2 таинства: Крещение и Евхаристия. Крещение как детей, так и взрослых совершается окроплением, обливанием или погружением (по желанию). Евхаристия в конгрегациях совершается с различной периодичностью - от ежеквартальной до еженедельной. В большинстве из них вместо вина используется неферментированный виноградный сок. С т. зр. О. м. ц. это выражает пастырскую заботу о выздоравливающих алкоголиках, обеспечивает участие детей и молодежи и поддерживает воздержание. Принимать причастие в О. м. ц. могут и христиане из других конфессий, ибо «стол, за которым мы собираемся, принадлежит Господу, он должен быть открыт для всех, кто отвечает на любовь Христа, независимо от возраста или членства в церкви» (Book of Worship. Nashville, 1992. P. 29). Кроме того, принимать участие в Вечери Господней могут и некрещеные, т. к. считается, что это может стать 1-м шагом на пути к таинству Крещения. Великий пост в О. м. ц. начинается в Пепельную среду и заканчивается на закате в Великую субботу. Пост не предполагает пищевых ограничений, а является временем саморефлексии, покаяния и сосредоточения на Боге. О. м. ц., особенно в США и Европе, постоянно поддерживает диалог по темам, вызывающим дискуссии в Церкви и в обществе. Конфликты, связанные с равенством полов, разводами, абортами, нетрадиц.

http://pravenc.ru/text/2578115.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ирландские иезуиты превращают интернет в " священное пространство " В настоящее время сайт доступен на двадцати языках мира, в том числе и на русском. ДУБЛИН. Иезуиты из ирландской провинции Общества Иисуса (подразделение Ордена иезуитов, действующее в Ирландии) уже давно задались целью превратить интернет в " священное пространство " . Для этого еще в 1999 году ими был создан сайт Sacredspace.ie. За пятнадцать лет существования этот веб-ресурс стал подлинным " Пространством Молитвы " , который помогает людям в их ежедневной молитве и духовных размышлениях, сообщает в четверг " Радио Ватикана " . На страницах сайта пользователи проводят в среднем четыре с половиной минуты. " Такие показатели выгодно отличают проект от обычного использования интернета. Они говорят, что здесь происходит нечто особенное " , приводит слова руководителя сайта Пайарас Джексон. " Изначально проект был посвящен времени Великого Поста, но вскоре выяснилось, что он обретает более долгосрочную направленность " , - пояснил он. " Это началось с того момента, когда переводчики из разных стран стали добавлять в него другие языковые версии. И так мы продвигались вперёд, вплоть до сегодняшнего пятнадцатилетнего юбилея нашего присутствия в интернете " , - рассказал священник-иезуит. В настоящее время сайт доступен на двадцати языках мира, в том числе и на русском, и его цель остается неизменной: приглашать людей остановиться на несколько минут в " Пространстве Молитвы " и побыть с Богом - перед экраном компьютера, планшета или смартфона. В этом пользователям интернета помогают введение в молитву и отрывок из Священного Писания, специально подобранный на каждый день. " Мы предлагаем ресурсы для поддержки людей в христианской жизни. Наш сайт, - отмечает его руководитель, - обращен ко всем людям доброй воли, и его используют христиане всего мира. 70% пользователей - католики, остальные принадлежат к другим христианским конфессиям. За последний год у нас было более 5,5 миллионов посещений, - 24 000 только за одну Пепельную Среду (начало Великого поста в Католической Церкви), которая всегда была самым насыщенным днем и считается днем рождения сайта " .

http://sedmitza.ru/text/4799920.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации У католиков наступила Пепельная среда - начало Великого поста В 2014 году Пасха в Католической церкви будет праздноваться 20 апреля. ВАТИКАН. Паства Римско-Католической Церкви 5 марта отмечает Пепельную среду, которая является первым днём Великого поста. В течение дня в храмах проходят мессы, во время которых священники совершают покаянный обряд возложения пепла на головы верующих. Как сообщил РИА Новости настоятель столичного кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии священник Иосиф Заневский, главное богослужение совершит в среду вечером председатель Конференции католических епископов России митрополит Павел Пецци (начало в 19.00 мск). Пепельная среда, первоначально называвшаяся dies cinerum (Пепельный день), упоминается в христианских богослужебных текстах, относящихся к концу VIII века. В этот день, в соответствии с древним обычаем, освященным пеплом верующим наносится на лоб знамение креста или просто посыпается голова. Во время обряда священник произносит одну из двух формул, призывающих к покаянию: " Помни, что ты прах, и в прах возвратишься " или " Покайтесь и веруйте в Евангелие " . В знак покаяния некоторые католики, согласно древней традиции, в течение всего дня не стирают со лба пепел, который в христианской традиции является символом покаяния и бренности человеческого бытия. Великий пост в Католической церкви длится 40 дней. Пять воскресных дней, выпадающие на этот период, посвящены воспоминаниям евангельских повествований о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Первое воскресенье (In-oca-it) посвящено воспоминанию сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне (Евангелие от Марка, глава 1, стихи 12-15); второе (Reminiscere) - воспоминанию преображения Христа (Евангелие от Марка, глава 9, стихи 2-10); третье (Oculi) - воспоминанию встречи Иисуса Христа с самарянкой (Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5-42); четвертое (Laetare) - воспоминанию исцеления слепорожденного (Евангелие от Иоанна, глава 9, стихи 1-41); и пятое (Judica) - воспоминанию воскрешения Лазаря (Евангелие от Иоанна, глава 11, стихи 1-45). Все воскресенья Великого Поста приравниваются по своей значимости к великим праздникам. Каждую пятницу Великого Поста во всех храмах совершается особая процессия, называемая " Крестный путь " , и поклонение Святому Кресту.

http://sedmitza.ru/text/4539085.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Власти Никарагуа запретили проводить уличные Крестные ходы во время Великого поста и Страстной недели Президент считает церковь «мафией», а епископов подстрекателями к цветной революции МАНАГУА. Власти Никарагуа запретили проводить уличные Крестные ходы во время Великого поста и Страстной недели, поскольку президент считает церковь «мафией», а епископов подстрекателями к цветной революции, пишет catholicnewsagency. Местные СМИ сообщили 23 и 24 февраля, что правительство запретило давнюю традицию Крестных ходов во время Великого поста и Страстной недели. Как уточнил в интервью никарагуанской газете La Prensa отец Уиндер Моралес (Winder Morales) из епархии Гранадской, «в этом году нам дозволили совершать только вокруг собора Крестные ходы, которое мы традиционно совершаем на улицах по пятницам Великого поста». Церковный источник в Манагуа подтвердил журналисту La Prensa, что «после службы в пепельную среду прибыли мирские власти и уведомили нас, что по соображениям безопасности нам не разрешают совершать уличные Крестные ходы». (Пепельная среда – день начала Великого поста в латинском обряде за 46 дней до Пасхи, соответствует чистому понедельнику в православии). Газета Nicaragua Actual опубликовала расшифровку аудиозаписи наставления епископа Леонского Рене Сандиго (René Sándigo), объясняющему священникам, как следует совершать Крестные ходы. «Власти уже известили многие приходы, что Крестные ходы можно совершать только внутри [храмовой территории] или в атриуме [центральном зале] церкви, а в другие приходы пока не приходили с этой вестью, – говорит епископ. – Поэтому предпочтительнее и лучше, чтобы мы все крестились внутри церкви или в атриуме, дабы сохранять это приобщение, а также потому, что может случиться так, что некоторых известят с опозданием, либо они могут забыть или не подчиниться. Я думаю, что сейчас такие времена, когда мы можем еще раз прочувствовать всей душой эти прекрасные образы Господни на пути к Голгофе и глубоко пережить их. Да благословит вас всех Бог, и пусть этот Великий пост позволит нам возвыситься в вере».

http://sedmitza.ru/text/10229575.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Римско-католические епархии в северной Италии вводят полный запрет на публичные богослужения Совершение таинства Евхаристии уже запрещено в Милане, Венеции, Модене и Павии МИЛАН. Подчиняясь указаниям церковных и гражданских властей, римско-католические епархии в северной Италии вводят полный запрет на публичные богослужения, включая совершение таинства Евхаристии. Такой запрет уже действует в Милане, Венеции, Модене и Павии. Северные районы Италии столкнулись с резким ростом числа случаев заболевания коронавирусом в выходные дни, 22 — 23 февраля, что побудило некоторые регионы приостановить все мероприятия или собрания в любой форме, будь то государственные или частные. Итальянские чиновники также наложили карантинные ограничения на несколько городов в регионах Ломбардия и Венето, где произошло большинство случаев заражения. Архиепархия Милана приостановила служение Месс начиная с вечера 23 февраля до дальнейшего уведомления. Миланский собор также был закрыт для туристов 24 и 25 февраля. В Венеции Патриарх Венецианский архиепископ Франческо Моралья приостановил служение Месс и других богослужений, включая Крещения, до воскресенья 1 марта. В Туринской архиепархии архиепископ отменил все приходские мероприятия и собрания в течение недели с 24 февраля по 1 марта, за исключением Мессы, с просьбой, чтобы все католики получали Причастие в руки и воздерживались от обмена «поцелуем мира». В Туринской архиепархии также запретили проводить катехезы и другие пастырские встречи. Также дано указание в Пепельную среду, 26 февраля 2020 года, знаменующую начало Великого поста, посыпать головы верующих пеплом без физического контакта священника с мирянами. Епископы в регионах Эмилия-Романья и Лигурия также призвали отменить Мессы и другие приходские мероприятия.

http://sedmitza.ru/text/9599918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСЯТЬ СТАТЕЙ [англ. The Ten Articles], 1-й вероисповедный документ Англиканской Церкви . В 1536 г. Комитет Реформации под председательством Архиепископа Кентерберийского Т. Кранмера , главного идеолога англ. Реформации в 1-й пол. XVI в., поддерживавшего тесные связи с немецкими протестант. теологами Ф. Меланхтоном , М. Буцером , В. Ф. Капито , А. Озиандером и др., сформулировал основные принципы англикан. вероисповедания - Д. с., закреплявшие, несмотря на их компромиссный характер, разрыв с римско-католич. доктриной. Д. с. были утверждены Генрихом VIII и Конвокацией (собранием представителей англ. клира) и напечатаны с предисловием короля, где говорилось о необходимости установить мир и единомыслие в Церкви Англии. В отличие от лютеран. принципа Sola Scriptura (только Писание) Д. с. наряду со Свящ. Писанием признает значение Апостольского, Афанасиева и Никео-Цареградского Символов веры, а также решения 4 Вселенских Соборов. Согласно Д. с., в Церкви существует только 3 таинства, установленные Самим Иисусом Христом,- Крещение, Евхаристия и Покаяние. Крещение объявляется необходимым условием для спасения любого человека (даже младенцев; против пелагиан и анабаптистов ); таинство Покаяния должно включать 3 необходимых элемента: искреннее раскаяние, исповедь, отпущение грехов; хлеб и вино в Евхаристии пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Хотя и принимается доктрина оправдания верой (Solo Fidei), но указывается необходимость добрых дел и послушания; почитание икон отменяется, но их разрешается держать в храмах для возбуждения у прихожан благочестивых чувств; почитание святых, Пресв. Богородицы и целование св. Креста, а также молитвенное призывание святых разрешаются. Полезными признаны облачение духовенства, окропление св. водой, шествие со свечами в праздник Сретения Господня (Candlemas) и раздача пепла в Пепельную среду (Ash-Wednesday). Доктрина о существовании чистилища сохранена, но без положения о действенности индульгенций. Молитвы за усопших разрешаются.

http://pravenc.ru/text/171774.html

Католики отмечают Пепельную среду - начало Великого поста. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Католики отмечают Пепельную среду - начало Великого поста 10.02.2016 19:18 Версия для печати Москва, 10 февраля. 10 февраля католики всего мира отмечают Пепельную среду, знаменующую начало Великого поста. Как сообщает РИА Новости , первый день Великого поста у католиков получил свое название от древнего обычая, по которому в этот день во время мессы священник в знак их покаяния наносит на лоб верующим знамение креста освященным пеплом пальмовых ветвей, произнося: " Прах ты и в прах возвратишься " , или " Обращайтесь и верьте в Евангелие " .   Эти ветви обычно хранятся в храме со времени процессии в Пальмовое (в России у православных — Вербное) воскресенье — праздника Входа Господня в Иерусалим. В Пепельную среду их сжигают (огонь, в котором они сгорают, символизирует огонь любви, который превращает все грешное в прах), а собранный пепел освящается по особому чину перед первой мессой.   Обычай этот имеет ветхозаветные корни: в Библии говорится, что кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак сокрушения и покаяния в грехах.   Священники в этот день совершают литургии в фиолетовых облачениях — этот цвет символизирует покаяние и надежду на перемену жизни кающихся прихожан к лучшему.   Появившийся в VIII веке обряд посыпания голов верующих пеплом выражал солидарность, единение всех кающихся. Причем, в древней Церкви освященный пепел получали только публично кающиеся, а сам обряд завершался покаянной процессией. В XI веке папа Урбан II объявил его обязательным для всей Католической Церкви.   В Пепельную среду принято соблюдать строгий пост. А тем, кто не смог в этот день участвовать в мессе, близкие обычно приносят освященный пепел и посыпают им их головы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Папа Франциск возглавил в Риме традиционное богослужение Пепельной среды. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Папа Франциск возглавил в Риме традиционное богослужение Пепельной среды 28.02.2020 02:03 Версия для печати Рим, 28 февраля. Папа Франциск возглавил 26 февраля великопостное богослужение Пепельной среды в Риме, сообщает « Сибирская католическая газета » со ссылкой на Vatican News. В 16.30 по среднеевропейскому времени началась традиционная покаянная процессия, путь которой пролегал от базилики св. Ансельма (при монастыре бенедиктинцев) до базилики св. Сабины (при обители доминиканцев). Базилики св. Ансельма и св. Сабины расположены в пределах исторической части Вечного Города на Авентинском холме. Ежегодно в Пепельную среду Римский понтифик приезжает на Авентинский холм, чтобы вместе с древними монашескими общинами Рима отметить крестным ходом, мессой и обрядом возложения пепла начало Святой Четыредесятницы – времени подготовки к торжеству Светлого Христова Воскресения. В этот раз, как и прежде, в папской литургии Пепельной среды приняли участие кардиналы, епископы, священники, монашествующие и многочисленные верные.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010