А.Г. Долженко Скачать epub pdf Краткая характеристика постов в православии Все посты, существующие в православии, делятся на две группы: многодневные и однодневные. К числу многодневных принадлежат следующие посты. Святые четыредесятницы, или Великие четыредесятницы, или Великий пост . Этот пост представляет собой предварительную подготовку христианина к надлежащей встрече праздника Пасхи – главного праздника христианства. Этот пост был установлен в честь сорокадневного пощения Иисуса Христа в пустыне. Начало Великого поста припадает на понедельник в просторечии называемый «чистым». Помимо Вербного воскресенья в Великую четыредесятницу входит пять воскресных дней, каждый из которых связан с особым воспоминанием. В этот пост входит семь недель, каждая из которых называется по порядку. Например, первая, вторая, и т.д. седмица Великого поста. Богослужение этого поста имеет свою специфику и отличительные черты, характеризующиеся тем, что на протяжении всей Великой четыредесятницы по понедельникам, вторникам и четвергам не совершается литургии в том случае, если в эти дни не отмечаются праздники, а читаются и поются Часы. Во время Великого поста и по средам и пятницам производят литургию преждеосвященных даров. В воскресенье осуществляют литургию Василия Великого . А по субботам совершают обычную литургию Иоанна Златоуста . Особенной службой во время Великого поста отличаются следующие дни. Пятница первой недели поста. В этот день отмечается память Феодора Тирона и благословение Калива. Четверг первой недели поста. В этот день читается житие Марии Египетской, а также поют Великий канон. Суббота пятой недели поста. Этот день получил название «Акафистной» субботы. В этот день для похвалы Богородицы осуществляют так называемое «акафистное пение». Среда четвертой крестопоклонной недели. Этот день называют «преполовением» а в просторечии называют «средокрестье». В католичестве четыредесятницу начинают отмечать с середины первой недели Великого поста. Эта неделя называется «пепельной», потому что папа Римский, Григорий Великий , ввел обычай во время этого богослужения посыпать пеплом голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Пресс-конференция «Гармония буддизма и современные вызовы». Москва Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Презентация нотного сборника песнопений литургии, посвящённого новомученикам и исповедникам Русской Церкви XX века Семинар «Церковно-приходская жизнь русского зарубежья: будни и праздники (по материалам архивных фондов ДРЗ)». Москва Все » Новости По данным исследования Pew, 20% взрослых американцев идентифицируют себя как католики 19.04.2024 14:21 Версия для печати Пепельная среда в соборе Святого Сердца в Хьюстоне.  Фomo: pewresearch.org Вашингтон, 19 апреля. Исследовательский центр Pew опубликовал новый информационный бюллетень, который содержит девять демографических и статистических фактов о католическом населении в Соединенных Штатах, основанных на многочисленных опросах центра. Вот девять фактов Pew о католиках в Соединенных Штатах, которые сообщает «Седмица» со ссылкой на информационное агентство CNA. 1.Двадцать процентов взрослых американцев идентифицируют себя как католики – стабильная цифра за последние 10 лет. Из 262 млн взрослых в США около 52 млн сказали бы, что они католики, сообщает Pew. В 2007 году 24% взрослого населения США заявили, что они католики. 2. Треть всех католиков США – латиноамериканцы. По данным Pew, католическое население составляют 57% белых, 33% латиноамериканцев, 4% азиатов и 2% афроамериканцев, а 3% принадлежат к другой расе. 3. Католики, как правило, старше американцев в целом, но католики латиноамериканского происхождения, как правило, моложе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» 6 Мар 2023 Власти Никарагуа запретили проводить уличные Крестные ходы во время Великого поста и Страстной недели В Избранное Фото: Приход Эль-Кальварио-Масая Президент считает церковь «мафией», а епископов подстрекателями к цветной революции МАНАГУА. Власти Никарагуа запретили проводить уличные Крестные ходы во время Великого поста и Страстной недели, поскольку президент считает церковь «мафией», а епископов подстрекателями к цветной революции, пишет  catholicnewsagency. Местные СМИ сообщили 23 и 24 февраля, что правительство запретило давнюю традицию Крестных ходов во время Великого поста и Страстной недели. Как уточнил в интервью никарагуанской газете La Prensa отец Уиндер Моралес (Winder Morales) из епархии Гранадской, «в этом году нам дозволили совершать только вокруг собора Крестные ходы, которое мы традиционно совершаем на улицах по пятницам Великого поста». Церковный источник в Манагуа подтвердил журналисту La Prensa, что «после службы в пепельную среду прибыли мирские власти и уведомили нас, что по соображениям безопасности нам не разрешают совершать уличные Крестные ходы». (Пепельная среда – день начала Великого поста в латинском обряде за 46 дней до Пасхи, соответствует чистому понедельнику в православии). Газета Nicaragua Actual опубликовала расшифровку аудиозаписи наставления епископа Леонского Рене Сандиго (René Sándigo), объясняющему священникам, как следует совершать Крестные ходы. «Власти уже известили многие приходы, что Крестные ходы можно совершать только внутри [храмовой территории] или в атриуме [центральном зале] церкви, а в другие приходы пока не приходили с этой вестью, – говорит епископ. – Поэтому предпочтительнее и лучше, чтобы мы все крестились внутри церкви или в атриуме, дабы сохранять это приобщение, а также потому, что может случиться так, что некоторых известят с опозданием, либо они могут забыть или не подчиниться. Я думаю, что сейчас такие времена, когда мы можем еще раз прочувствовать всей душой эти прекрасные образы Господни на пути к Голгофе и глубоко пережить их. Да благословит вас всех Бог, и пусть этот Великий пост позволит нам возвыситься в вере».

http://azbyka.ru/news/vlasti-nikaragua-z...

Ричард Хайнс      – Что привело вас в Оптину пустынь ? – спрашиваю я Ричарда Хайнса. Ричард думает недолго: – Стихи Элиота и романы Достоевского. Знаешь стихи Томаса Элиота? Роюсь в кладовой памяти. Американский поэт, переехал в Англию, религиозные и философские стихи, Нобелевская премия… Нет, не могу вспомнить ни одного стихотворения… Ричард смотрит с легкой укоризной: – Все знают Элиота. «Hollow men», «Ash Wednesday», «Little Gidding» – «Полые люди», «Пепельная среда», «Литл Гиддинг». Говоришь на английском – неужели не читала? Почитай! Дома читаю Элиота и пытаюсь понять: какие именно строки запали в душу этому американцу? Может, вот эти: Пепел на рукаве старика – Всё, что оставили зимние розы. Пыль над седой головой – Всё, что осталось от прожитого. Поэт Томас Элиот      Или вот эти строки? Если захотите ещё раз пройтись Этой дорогой в другое время, Она останется такой же: нужно только Отказать от суждений. Вы здесь не для того, Чтобы устраивать проверку. Вы здесь Для того, чтобы стать на колени и молиться. И молитва будет больше, чем слова, Чем сознающий мозг, чем звуки от молитвы. И это будет то, что мертвые хотели рассказать, И это будет больше, чем язык живущих. Здесь, в Англии или нигде, Пересечение вневременного с временем. Всегда и никогда. Приезд Ричарда в Оптину – тоже из пересечения вневременного со временем. Потому что здесь он решил для себя главные вопросы в своей жизни. – Можно я напишу о вас для сайта « Православие.ру », Ричард? – Можно! Хочешь – сфотографируемся на память? Сейчас, я только возьму букет цветов… Мне подарил их мой духовный отец! “Эти цветы мне подарил мой духовный отец!” – с радостью и гордостью: теперь у него в Оптиной есть духовный отец Последнее – с радостью и гордостью: теперь у него в Оптиной есть духовный отец. Ричард приехал в Оптину из Южной Каролины. Этот южный американский штат когда-то был полностью сельскохозяйственным и славился хлопковыми плантациями. Мой собеседник гордится предками, которые стояли у истоков основания американского государства.

http://pravoslavie.ru/80674.html

Документы Обращение архиепископа Павла Пецци к верующим по поводу решения об уходе на покой Папы Римского Бенедикта XVI 13.02.2013 20:53 Дорогие собратья во священстве,   монашествующие,   верные Народа Божиего! Возлюбленные во Христе братья и сестры! Сегодня, начиная Великий Пост, мы не можем забыть слова Папы Бенедикта XVI, который позавчера объявил о своем решении отказаться от Престола Святого Петра. Этот поступок, который, можно сказать, не имеет прецедентов в истории Церкви, поразил и взволновал всех нас.   Этот шаг Папы говорит о его глубоком чувстве ответственности и одновременно о подлинном смирении. Папа принял это решение, как сам он говорит, после того, как неоднократно испытал свою совесть перед Богом. Святейший Отец пришел к уверенности, что этот шаг будет на благо Церкви. Поэтому мы не должны испытывать разочарования из-за его решения. Его поступок побуждает и нас отдать свою жизнь ради блага Церкви на том месте, куда призвал нас Бог. Мы все несем ответственность за Тело Церкви, как я написал в пастырском послании по случаю начала Великого Поста.   В поступке Папы мы видим также смирение человека, который ощущает на себе взгляд Бога и уповает на Бога. Бенедикт XVI прекрасно осознает, что для служения Святого Петра, духовного служения, требуется в то же время энергия тела: «В сегодняшнем мире, подверженном стремительным переменам и взволнованном вопросами величайшей важности для жизни в вере, чтобы управлять лодкой Святого Петра и возвещать Евангелие, необходима энергия как тела, так и духа». Эти слова заставляют и всех нас переживать свое служение в Церкви с таким же доверием Богу и смирением.   Папа не бросает нас. Своим шагом он помогает нам полностью положиться на таинственное Божие Провидение.   Призываю всех вас в своих молитвах доверить Святейшего Отца Бенедикта XVI Христу и Богородице, чтобы мы и дальше ощущали его отцовскую любовь, и прошу молиться в течение этого Великого Поста Святому Духу, чтобы после избрания нового Папы Церковь уверенно продолжила свой путь в сегодняшних столь ответственных обстоятельствах.   Желаю вам доброго пути Великого Поста к празднованию светлого Христова Воскресения.   С молитвой о Господе † Архиепископ Павел Пецци Москва, 13 февраля 2013 г., Пепельная Среда Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Бенедикт XVI заявил, что будет вести закрытый для внешнего мира образ жизни 14.02.2013 23:16 Ватикан, 14 февраля. Папа Римский Бенедикт XVI заявил, что после отречения от престола будет вести закрытый для внешнего мира образ жизни, сообщает ИТАР-ТАСС . Об этом понтифик объявил сегодня в ходе коллективной аудиенции столичным священнослужителям. Церемония, прошедшая в переполненном актовом зале ватиканского Аудиториума им. Павла VI, традиционно организуется на следующий день после " пепельной среды " - дня начала Великого поста в латинском обряде католической Церкви. В этом году " пепельная среда " носит характер публичного прощания римского первосвященника со своей паствой. " Уверен, что буду всегда близок вам, а вы будете близки мне, даже если для внешнего мира я буду невиден " , - сказал Бенедикт, который 28 февраля официально покинет престол Святого Петра. Эксперты отмечают, что с 1 марта, после своей добровольной отставки, Йозеф Ратцингер, вероятно, будет носить титул " почетного епископа Рима " . На сегодняшней встрече Папа Бенедикт напомнил о важных датах, отмечаемых сейчас Римско-католической Церковью - о провозглашенном им всемирном Годе Веры и о 50-летии Второго Ватиканского собора, участником которого был немецкий профессор Йозеф Ратцингер, видный богослов, получивший затем кардинальскую мантию из рук Папы Павла VI. Понтифик живо, без бумажки, рассказал о своих впечатлениях того времени, упомянув и забавный анекдот о своей встрече с Иоанном XXIII, относящийся к 1959 году. Папа Бенедикт пожелал римским священникам " успешно трудиться на ниве Господней во благо Церкви Христовой " . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости В издательстве «Никея» выходит новая книга митрополита Антония Сурожского 22.08.2016 18:13 Москва, 22 августа. В сентябре в издательстве «Никея» выходит новая книга митрополита Антония Сурожского «Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности», сообщает пресс-служба издательства. Эта книга – беседы одного из самых известных духовников и проповедников рубежа XX-XXI века митрополита Сурожского Антония (Блума; 1914-2003), в которых он говорит о красоте, творчестве, искусстве, об образе и выражении реальности, о том, чем безобразие отличается от уродства.  Беседы 1982 года проводились митрополитом Антонием по приглашению университета графства Кент в рамках ежегодных чтений, посвящённых памяти христианского поэта Томаса Элиота. Несмотря на, казалось бы, далекую от богословия тему, митрополит наполняет ее глубочайшим богословским содержанием. Материал этой книги уникален: он никогда еще полностью не издавался в России, практически ни в одной из многочисленных бесед владыки Антония нет такого широкого обращения к поэзии, изобразительному искусству, такого обилия цитат и примеров. В конце книги автор найдет несколько прекрасных стихотворений, имеющих непосредственное отношение к главной теме книги – красоте: «Пепельная среда» Т.С. Элиота, «Последний пассажир» К. С. Льюиса и др. Предисловие для книги  написала известный поэт, переводчик, филолог Ольга Седакова. После каждой главы-лекции приводятся ответы митрополита Антония на вопросы студентов, что, кроме ценности самих ответов, интересно тональностью разговора владыки и передает живость его характера и энергетику речи. Митрополит Антоний (Антоний Сурожский, в миру Андрей Борисович Блум; 19 июня 1914 года — 4 августа 2003 года) — иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник. Автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В католич. Церкви характер В. т. помимо тех же веществ, что и в правосл. Церкви, имеют освященные соль, используемая при освящении воды и в предкрещальных чинах (см.: Aug. Confess. 1. 11. 17), и пепел, символизирующий покаяние и раздаваемый перед началом Великого поста (см. ст. Пепельная среда ). Все В. т., к-рые участвовали в богослужении, являются святынями и требуют благоговейного отношения. Вдвойне это относится к Св. Дарам, св. миру и воде Крещения. Оставшиеся после литургии Дары обязательно потребляет диакон или священник, св. миро омывается после Крещения, вода Крещения выливается только в непопираемое место (гл. 199 Номоканона при Большом Требнике). Запасные Св. Дары и св. миро хранятся в алтаре, на св. престоле. Развернутое богословское осмысление использования В. т. в богослужении есть уже у авторов III в.- напр., у Климента Александрийского и Оригена. Большое влияние на развитие богословия таинств и, в частности, на понимание В. т. оказали сочинения блж. Августина, интерпретировавшего таинства как одну из разновидностей знаков ( Aug. De civ. Dei 10. 5; Con. Faust. 19. 1-2, 16; Ep. 138. 7), состоящих из слова и вещества ( Aug. In Ioan. Tract. 80. 3). В средневек. зап. схоластике под влиянием аристотелизма материальная сторона таинств была втиснута в рамки категорий мышления; в лат. богословие были введены категории формы и материи, субстанции и акциденции. Поскольку с XII в. наметилось значительное сужение самого термина «таинство», в католич. богословии под В. т. стали понимать только те натуральные элементы, что используются в чинопоследованиях Крещения, Конфирмации, Евхаристии и Елеосвящения. Внешние свойства и качества этих веществ были строго регламентированы. Любое отклонение или несоответствие хотя бы по одному показателю стало считаться непреодолимым препятствием для совершения и действенности таинств. Священнослужители, сознательно нарушавшие предписанные нормы в отношении В. т. или попустительствовавшие их несоблюдению, подлежали строгим прещениям вплоть до извержения из сана. Основные положения были после Тридентского Собора (1545) включены, окончательно кодифицированы и опубликованы в послесоборных католич. богослужебных книгах.

http://pravenc.ru/text/158330.html

18 От греч. στενς — узкий, тесный; ограниченный. 19 Англ.: «История духовности: восточной и западной, древней и средневековой». 20 Англ.: атомная угроза. 21 Англ.: Пепельная среда, День покаяния — первый день Великого поста у католиков и протестантов. 22 Англ.: конгрегационалисты, пуритане — сторонники независимости местных церковных конгрегаций (приходов) от церковной иерархии, отколовшаяся ветвь англиканской церкви. 23 Англ., здесь: отдельный семинар. 24 Амер.: молодые совершеннолетние. 25 Англ.: обращение, речь, официальное выступление. 26 Англ.: Doctor of Divinity — доктор богословия. 27 Англ.-франц.: авиапочтой. 28 Иером.Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Париж, 1952. 29 Греч. — книга, содержащая службы Пятидесятницы от Пасхи до Недели Всех святых, иначе Триодь цветная. 30 41 Греч.: «Сошествие Христа во ад с православной точки зрения». 31 Статья «Единство Церкви по образу Святой Троицы». См. сб.: Архим. Софроний (Сахаров). Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс — М., 2002. С. 50—90. 32 Англ.-франц. message — послание, обращение. 33 От греч. λακς — народный; мирской, не относящийся к клиру. 34 «Действительно из действия» (лат.) — одна из особенностей католического учения о таинствах, согласно которому таинства имеют силу из самого совершённого действия (ex opere operato), т. е. если совершающий таинство имеет намерение совершить его так, как оно установлено, и правильно произносит его совершительную формулу, а принимающий таинство со своей стороны не делает препятствия его действию, то благодать сообщается приемлющему, хотя бы он и не имел веры. 35 Франц. équilibre — равновесие. 36 Преп. Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. Di. 2, 88: «... γνεται Seфs m7j μεθεξει της Sei χ , αριτος ». — PG 90, 1168 Α Ρ . π . (А. И. Сидорова) см.: Творения. T. 1. М., 1993. C. 253. 37 Франц. revue — обзор. 38 Греч. κνωσις — истощанне, опустошение. 39 Статья «Тварь и тварность». См. сб.: Флоровский Г., прот. Догмат и история. М.1998. С. 108—151.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3948...

Масленица — это уже пост Карнавал — это тоже пост Масленица посвящена посту, и не просто посвящена: она уже сама по себе частичный пост. Все знают: масленица — это ограничение себя в мясной пище. Можно есть только молочные продукты — сыр и масло, откуда и название. У католиков эти дни носят другое название — карнавал (буквально «прощай, мясо»), т.е. время, когда уже не едят мясное, а только сыр и яйца. Иными словами, карнавал — это тоже пост, но об этом все давно забыли, и карнавал стал веселым и иногда необузданным времяпрепровождением. Все, кто ходит на карнавалы , должны об этом знать и помнить. Но что же такое пост? Сам по себе пост есть и у других христиан, отпавших от Православия. Например, у католиков есть «пепельная среда». Есть посты и у других религий. Но ни у кого из них — ни у католиков, ни у иудеев, ни у мусульман, ни у буддистов и прочих — нет такого поста, как наш строгий и длительный Великий пост. Это одна из особенностей Православия. Единственная религия, которая по-настоящему учит воздержанию и идет против мейнстрима, движения всего человечества к невоздержанию, — это православное христианство. Пост — это наше богатство. В XXI веке, когда всё направлено на развлечения и всё меряется деньгами, человек совершенно перестает владеть самим собой. Он не хочет даже и думать о том, что он в чем-то должен себя ограничить. Так живут почти все: и дети, и взрослые. Для нас важны прежде всего удовольствия. Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение Во время поста человек заставляет себя воздерживаться от влекущих его пищи, развлечений и удовольствий. Он должен себя победить. Только победив себя, человек становится личностью. Победа над собой — самая трудная задача, с чем согласится каждый, кто вступает в такую борьбу. Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение. Нужно ли воздержание, тренировка воли, нужно ли учиться делать не то, что хочется, а то, что должно? Все согласны, что это важное и необходимое умение. Но как его достичь? Вполне очевидно, что только Церковь является той силой, которая может направить человека на такой путь. Но не все идут в Церковь.

http://pravoslavie.ru/68733.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010