Памятникам архитектуры были посвящены статьи «Орнаментика и современное состояние старинных Самаркандских мечетей» С. М. Дудина (1903. Вып. 7. С. 49-73), «Смоленская крепостная стена: Отчет об осмотре ее в 1903 г.» П. П. Покрышкина (1904. Вып. 12. С. 1-25), «Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири» Н. В. Султанова (1907. Вып. 24. С. 1-154) и др. Начиная с 1911 г. на страницах издания печатались описания памятников рус. архитектуры по губерниям, в основном северным (1911. Вып. 39. С. 102-162; Вып. 41. С. 78-222; 1912. Вып. 44. С. 95-142; Вып. 46. С. 91-137; 1913. Вып. 48. С. 55-129; Вып. 50. С. 99-138; 1914. Вып. 52. С. 128-172; 1915. Вып. 57. С. 125-177; Вып. 59. С. 107-190). Эти публикации не были доведены до конца. Отдельными выпусками на страницах ИИАК с 1908 г. публиковались «Вопросы реставрации», в к-рых размещались протоколы реставрационных заседаний Археологической комиссии. Там содержатся ценные сведения по архитектурной археологии, реставрации и истории рус. архитектуры. Всего вышло 19 выпусков (как правило, появлялись 2 раза в год) (1908. Вып. 26. С. 1-61; Вып. 28. С. 1-106; 1909. Вып. 31. С. 1-66; Вып. 32. С. 1-90; 1910. Вып. 34. С. 1-54; Вып. 36. С. 1-62; 1911. Вып. 39. С. 1-76; Вып. 41. С. 1-77; 1912. Вып. 44. С. 1-94; Вып. 46. С. 1-90; 1913. Вып. 48. С. 1-42; Вып. 50. С. 1-98; 1914. Вып. 52. С. 1-127; Вып. 55. С. 1-130; 1915. Вып. 57. С. 1-124; Вып. 59. С. 1-95; 1916. Вып. 61; 1917. Вып. 64; 1918. Вып. 66). Церковной археологии в издании изначально отводилось скромное место. В основном выходили статьи, посвященные отдельным памятникам, напр. «Раскопки развалин церкви св. Григория близ Эчмиадзина» архим. Месропа (Тер-Мовсесяна) (1903. Вып. 7. С. 1-48), «Армянская церковь в Аруче» Н. Я. Марра (1904. Вып. 12. С. 61-64). Со временем (особенно с появлением «Вопросов реставрации») внимание к церковной археологии резко возросло, стали публиковаться большие отчеты об исследованиях, обобщающие статьи по типологии церковных памятников и методам их изучения и сохранения: «Церкви Псковского типа XV-XVI столетия» Покрышкина (1907. Вып. 22. С. 1-37), «Церковь с. Дубровиц» М. В. Красовского (1910. Вып. 34. С. 55-71), «Савиновская церковь близ Казани» Печенкина (Там же. С. 72-84), «Упраздненный Николо-Сторожевский монастырь» Репникова (1914. Вып. 52. С. 173-179), «Спасо-Вифанский монастырь и его здания» А. А. Захарова (1916. Вып. 61) и др. С 1913 г. в ИИАК публиковались материалы по церковным рукописям и др., напр. «Житие святых епископов Херсонских в грузинской Минее» (1913. Вып. 49. С. 75-88).

http://pravenc.ru/text/293850.html

Без указания имени автора. 160 . Мысли о чтении Евангелия//Домаш. беседа. – 1862. – Вып. 43. – С. 333–335; Вып. 4. – С. 357–359. – Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. 1847. Без указания имени автора. 161 . Роса//Домаш. беседа. – 1862. – Вып. 48. – С. 450–452. – Подпись: Сергиева пустынь. Без указания имени автора. 162 . Крест свой и Крест Христов//Домаш. беседа. – 1863. – Вып. 4. – С. 81–83; Вып. 5. – С. 113–115. – Подпись: Сергиева пустынь. 1850 г. Без указания имени автора. 163 . Разговор между мирянином и монахом о монашестве//Домаш. беседа. – 1863. – Вып. 9. – С. 209–214; Вып. 10. – С. 233–239; Вып. 11. – С. 261–265; Вып. 12. – С. 281–285; Вып. 15. – С. 353–356; Вып. 16. – С. 377–379; Вып. 17. – С. 401–405; Вып. 18. – С. 421–423; Вып. 19. – С. 437–441; Вып. 22. – С. 499–502; Вып. 23. – С. 515–521:164. Скорбящим//Домаш. беседа. – 1863. – Вып. 2. – С. 33–35; Вып. 3. – С. 57–59. – Подпись: Сергиева пустынь. 1850 г. Публикация статьи «Слово утешения к скорбящим инокам». Без указания имени автора. 165 . Отзыв на рецензию сочинений преосвященного Игнатия, сделанную священником Павлом Матвеевским//Домаш. беседа. – 1864. – Вып. 3. – С. 63–70; Вып. 4. – С. 91–101; Вып. 5. – С. 127–132. – Подпись: Православный. Автор установлен по ист.: РНБ. РО. ф. 1000, оп. 2, 531, л. 397. Отд. отт.: СПб., 1864. Под загл.: Отзыв Православного на рецензию Слова о смерти и других сочинений епископа Игнатия священником Павлом Матвеевским, помещенную с сентябрьской книжке за 1863 год духовного журнала «Странник». 166 . [Речь к гражданам г. Ярославля 17 октября 1865 г.]//Домаш. беседа. – 1865. – Вып. 46. – С. 1346–1347. При возвращении из Ярославля чудотворной иконы свт. Николая, привезенной из Николо-Бабаевского монастыря. 167 . Образец понимания святыми Отцами естества духов и души человеческой//Домаш. беседа. – 1866. – Вып. 10. – С. 266–270. – Подпись: Православный. Автор установлен по ист.: Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 25. – С. 694:168. Блажен муж//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 29. С. 746–752:169. Думы затворника//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 30. – С. 762–763:170. Многополезный совет старца внимающему себе иноку: (42-я гл. кн. «Приношение современному монашеству»: (в сокр.)//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 25. – С. 698–702:171. Послание к братии Сергиевой пустыни//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 35. – С. 854–856:172. [Строки, написанные накануне и в день кончины]//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 21. – С. 581–582. – В статье: Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Вып. 3. Стб. 201-205) и «Славянские рукописи Британского музея в Лондоне и Бодлейской библиотеки в Оксфорде» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 233-236) Срезневского; «Камни, хранящиеся во Владимирском Успенском соборе» К. Н. Тихомирова (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 369-370); «Описи свияжского Богородичного мужского монастыря, составленные в 1614 г.» Н. И. Суворова (Там же. Вып. 6. Стб. 548-589); «План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе» И. И. Горностаева (1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 145-150); «Сведения о доме в Москве, принадлежавшем в XVII в. боярину Н. И. Романову» П. П. Пекарского (Там же. Вып. 4. Стб. 258-259); «О старинных русских мерах протяжения» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 258-274), «Разбор прописи на Мстиславовом Евангелии» (Там же. Стб. 275-284), «О значении царского титула до принятия русскими государями титула императорского» (1877. Т. 8. Вып. 3. Стб. 193-218; Вып. 5. Стб. 449-477; 1880. Т. 9. Вып. 2/3. Стб. 201-271) и «О размерах Большого Чертежа» (1884. Т. 10. Вып. 2. Стб. 118-130) Д. И. Прозоровского; «О времени написания фресков Киево-Софийского собора» прот. П. Г. Лебединцева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 67-71); «Греческая икона 1771 г., изображающая г. Иерусалим с окрестностями» (1884. Т. 10. Вып. 1. Стб. 35-44) и «Составление первого руководства по церковной археологии» (Там же. Вып. 2. Стб. 93-118) прот. К. Т. Никольского ; статьи А. Ф. Бычкова, Н. А. Абрамова, К. И. Невоструева и др. Серию статей по филологии Византии опубликовал Г. С. Дестунис : «Ватопедский снимок Птолемеевой географии» (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22), «Объяснение стихов на Византийском складне» (Там же. Вып. 4. Стб. 229-232), «Заметки на ватопедский список географии Страбона» (1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 29-32) и др. В неск. томах печаталась известная работа Срезневского «Из обозрения глаголических памятников» (Там же. Стб. 1-18; Вып. 3. Стб. 185-198; Вып. 6. Стб. 437-457; 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1-16; Вып. 2. Стб. 93-119; Вып. 3. Стб. 197-201; Вып. 4. Стб. 273-308; Вып.

http://pravenc.ru/text/293864.html

Н.В.Елагину , – предлагая перевесть. Пробежал. Идет. Можно перевесть” (Собрание писем святителя Феофана. Вып.7. М., 1900, с.182–183). “Афонцы возложили на меня послушание переложить на русский язык “Невидимую брань”, – сообщал Святитель. – Прелагаю понемногу. Книга аскетического свойства (Собрание писем святителя Феофана, вып.3, с.83. Отзыв на “Невидимую брань” см.: 1913, февраль, вып.2, с.67–68). 123 Там же, вып.2, с.138. Впоследствии были сделаны извлечения из этого переводного труда и вышли под заглавием: “Как научиться?” (1-еизд. М., 1887. 32с.). 129 Изд.1-е. М., 1890. 521с. Из материала, вошедшего в 5-й том “Добротолюбия”, впоследствии было издано сочинение под заглавием “Каллист патриарх и его сподвижник Игнатий Ксанфопулы. Наставления для безмолвствующих” (М., 1890. 134с.). 133 Рецензию на “Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители святого Саввы Освященного, что близ Иерусалима” см.: Душеполезный собеседник, 1908, июнь, с.174–175. 134 Рецензию Учебного комитета на “Начертание христианского нравоучения” см.: Церковные ведомости, 1891, с.731. 141 После кончины Святителя были изданы следующие его сочинения: 1) Краткое учение о богопочитании. М., 1896. 68с.; 2) Наставление о преуспеянии в христианской жизни. М., 1896. 30с.; 3)Слова инока Антиоха – Душеполезный собеседник, 1899, вып.2, 3, 8; 1900, вып.9; 1902, вып.2; 4)Избранные песнопения из Октоиха – Душеполезный собеседник, 1900, вып.2, 3, 7; 1901, вып.2, 3, 11; 1902, вып.2–3; 1903, вып.1, 2, 6, 8, 10, 11; 1904, вып.2, 7, 8, 10; 1905, вып.10, 11; 1906, вып.10; 5)Мысли и изречения святых подвижников. – Душеполезный собеседник, 1909, вып.5, 7, 10, 11; 1910, вып.1, 4, 5, 7, 10, 11; 1911, вып.2, 6, 7, 10; 1912, вып.3, 7, 9; 1913, вып.10; 6) Патерик. – Душеполезный собеседник, 1915, вып.2–6, 8, 9, 11, 12; 1916, вып.1. 145 Письма епископа Феофана к Валаамскому схимонаху Агапию. – Полтавские епархиальные ведомости, 1905, с.207. 147 Из ответов на эти письма были с течением времени составлены целые сборники и изданы святителем Феофаном под заглавием: 1) Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1878; 2)Письма о духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Пред началом утрени дьякон выходит со свечой, а священник с кадильницей и кадит всю церковь в молчании, пока не дойдут до царских дверей, в которые дьякон, говоря: «Благослови, владыко», а священник: «Благословенно» (вып. II, стр. 162). Далее, в порядке чина следовало шестопсалмие, которое по принятому обычаю «здешних стран», как выражается архид. Павел, читал первенствующий, не исключая и самого патриарха (вып. I, стр. 81). После шестопсалмия дьякон возглашал «большую» ектению (вып. II, стр. 188). Начиная с Бруссы и далее по Молдавии и Валахии, «на ектениях поминали сначала патриарха, а потом местных митрополитов» (вып. I, стр. 11–12); в Константинополе же поминали сначала Константинопольского патриарха, а затем патр. Макария Антиохийского (вып. I, стр. 15). После великой ектении – «Бог Господь» (вып. I, стр. 82), «пропели величание (тропарь) святому» (вып. II, стр. 189) и потом «читали кафизмы из Псалтири». По уставу Константинопольской церкви кафизмы читались на средине храма одним из дьяконов (вып. I, стр. 16). При каждой кафизме садились и прочитывали часть из жития святого (вып. II, стр. 161; вып. IV, стр. 14), или из толкований на евангелие, или что-либо «иное из Патерика» (вып. II, стр. 100). Чтения были также после третьей и шестой песни канона. «Они (русские), – говорит архид. Павел, – много читают из житий и поучений при кафизмах Псалтыря и песнях канона» (вып. II, стр. 161). Даже пред пением седьмой песни канона в Светлое Воскресение «протопоп прочел синаксар» (вып. III, стр. 197). После кафизм следовал полиелей (вып. II, стр. 189). Эту торжественную часть всенощного богослужения архид. Павел описывает довольно подробно, так как здесь, по преимуществу, всегда участвовал патриарх. До этого момента патриарх обычно стоял на своем патриаршем месте (вып. I, стр. 17). «Во время полиелея, – говорит архид. Павел, – царь попросил нашего учителя войти в алтарь и надеть полное облачение по их обычаю» (вып. IV, стр. 126). Так и было сделано: патриарха облачили в алтаре и «затем все служащие, после «Блаженны» вышли в нарфекс, где для патриарха было приготовлено особое возвышение (архиерейский амвон). Иереи и диаконы шли попарно; по выходе из алтаря они кланялись царю, патриарху и размещались кругом него в обычном порядке» (вып. IV, стр. 127). В это время «принесли патриарху множество свечей, и он роздал их присутствующим» (вып. II, стр. 14) – царю, архимандриту монастыря (служба была в Саввином монастыре), царским вельможам и прочим служащим (вып. IV, стр. 127). Начали пение полиелея, затем патриарх, сойдя со своего места, совершил каждение. Сирийцы по своему обычаю, когда кончили каждение, вошли в алтарь и сняли облачение. «Но царь попросил патриарха не разоблачаться, пока не прочтет Евангелия утрени» (вып. IV, стр. 127). И только уже после прочтения Евангелия, с патриарха сняли облачение и он, выйдя из алтаря, стал на своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

47 . Царство Христово и царство мира сего//Домашняя беседа. 1872, Декабрь. Вып. 51. С. 1060–1063. 48 . Где конец учению христианскому?//Домашняя беседа. 1873. Январь. Вып. 3. С. 70. 49 . Деятели внутренней жизни//Домашняя беседа. 1873. Февраль. Вып. 5. С. 126. 50 . Образ и подобие Божие//Домашняя беседа. 1873. Февраль. Вып. 6. С. 146–147. 51 . Умягчение сердца//Домашняя беседа. 1873. Март. Вып. 9. С. 210–212. 52 . Дети в храме Божием//Домашняя беседа. 1873. Март. Вып. 10. С. 230–231. 53 . Как стоять в храме Божием//Домашняя беседа. 1873. Март. Вып. 11. С. 258. 54 . Духовная радость//Домашняя беседа. 1873. Март. Вып. 13. С. 306. 55 . Сошествие Святого Духа//Домашняя беседа, 1873. Май. Вып. 21. С. 498–500. 56 . Несение креста своего//Домашняя беседа. 1873 Июнь. Вып. 25. С. 606–607. 57 . Милостыня – сеяние//Домашняя беседа. 1873. Июнь. Вып. 26. С. 630–631. 58 . Духовное восхождение//Домашняя беседа. 1873. Сентябрь. Вып. 35. С. 834–835. 59 . Оправдательное слово (письмо к редактору)//Домашняя беседа. 1873. Октябрь. Вып. 40. С. 942–946. 60 . Адские мучения//Домашняя беседа. 1873. Октябрь. Вып. 41. С. 996–997. 61 . Прощение обид//Домашняя беседа. 1873. Ноябрь. Вып. 44. С. 1076–1077. 62 . Свет Христов просвещает всех//Домашняя беседа. 1873. Ноябрь. Вып. 45. С. 1104–1105. 63 . Свод пророчеств о Лице Господа нашего Иисуса Христа//Домашняя беседа. 1873. Декабрь. Вып. 52, С. 1268–1271. 64 . Толкование пастырских посланий святого апостола Павла. Изд. 1–е. М., 1882. 65 . Толкование Послания святого апостола Павла к Галатам. Изд. 2–е. М., 1893. 66 . Духовное единение//Домашняя беседа. 1875. Декабрь. Вып. 50. С. 1306–1307. 67 . Беда от лжепророк//Домашняя беседа. 1875. Декабрь. Вып. 51. С. 1334–1335. 68 . Толкование первого Послания святого апостола Павла к Коринфянам. Изд. 2–е. М, 1893. 69 . По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе//Душеполезное чтение. 1875. Ч. 3. С. 342–352. 70 . Библия по переводу семидесяти толковников есть законная Библия//Домашняя беседа. 1876. Вып. 20–23.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Серия «Памятники древней письменности» (с нояб. 1898 - «Памятники древней письменности и искусства»; ПДПИ) представляла собой отчетную часть деятельности ОЛДП, содержавшую сведения о заседаниях, ежегодные научные и финансовые отчеты, исследования, тезисы и резюме сообщений, библиографические описания и обзоры, а также тексты небольших по объему рукописей (1878-1925. Вып. 1-190). Тираж «ПДПИ составлял 200 экз., 90 экз. предназначались для приобретения библиотеками высших и средних учебных заведений. В ПДПИ публиковались обзоры, каталоги, описания и указатели рукописей, хранившихся в библиотеках и частных собраниях. Среди подобных публикаций: «Обзор Московских книгохранилищ: Приложение к протоколу заседания ОЛДП», «Собрание факсимиле и материалов по книгопечатному делу в портфелях Т. Ф. Большакова», «Библиотека И. Н. Царского», «Славяно-русские рукописи Парижской библиотеки» Ф. И. Булгакова, «Книгохранилище Чудова монастыря» (все - 1879. Вып. 4); «Рукописи о России в Королевской библиотеке в Стокгольме» кн. В. С. Оболенского и «Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской ДС» М. И. Лилеева (обе - 1880. Вып. 6(1)); «Описание рукописей Черниговской ДС» (1880. Вып. 7(2)); «Описание рукописей суздальского Спасо-Евфимиева монастыря» И. А. Шляпкина (1880. Вып. 9(4)); «Каталог российских рукописных книг, находящихся в библиотеке Новгородского Софийского собора» П. Н. Тиханова (1881. Вып. 21); «Гос. древлехранилище в теремах Московского Кремлевского дворца» А. Е. Викторова (1882. Вып. 26); «Каталог патриаршей библиотеки (1718)» (1894. Вып. 103); «Статистические сведения о сохранившихся древне-русских книгах XI-XIV вв.» Н. В. Волкова (1897. Вып. 123). Также в ПДПИ публиковались крупные исследования, в частности «Из истории отреченных книг» М. Н. Сперанского (1898. Вып. 129; 1899. Вып. 131; 1900. Вып. 137; 1907. Вып. 171), «Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст» В. Й. Мансикки (1913. Вып. 180) и др. Одной из самых известных работ, осуществленных ОЛДП, стала публикация Сийского иконописного подлинника - собрания рисунков XVII в. (свыше 500 листов), предназначенного для использования в иконописной практике (подготовлено Н. В. Покровским; 1894. Вып. 106; 1895. Вып. 113; 1897. Вып. 122; 1898. Вып. 126). В альбомную часть издания вошли, в частности, переводы с икон Прокопия Чирина, Симона Ушакова , Ф. Е. Зубова (см. в ст. Зубовы ), Семена Спиридонова (Холмогорца) и др., как столичных, московских, так и ряда менее известных сев. иконописцев - напр., каргопольца Василия Мамонтова, усольца Федора, вологжанина Ермолая или сийского чернеца Никодима, к-рым, очевидно, был собран и сам подлинник. Важную часть этого издания составляют иконографические пояснения Покровского ( Вздорнов. 1986. С. 166) и его работа «Лицевой иконописный подлинник и его значение» (ПДПИ. 1899. Вып. 133).

http://pravenc.ru/text/2578103.html

Собственный богатый духовный опыт и также продолжительное личное общение со многими выдающимися современниками (Львом Толстым, Владим. Соловьевым и др.) открыли ему душу современного русского человека, и притом различных социальных слоев; поэтому, вся его дальнейшая просветительная и апологетическая деятельность всегда имела и имеет в виду наличные интересы и духовные запросы времени и не сбивается, как это бывает нередко, на вневременную проповедь, а имеет в виду насущную духовную нужду текущего дня. Этой цели служат помимо многочисленных журнальных и газетных статей главным образом его издания и, среди них, составившая ему имя его «Религиозно-Философская Библиотека», недавно справлявшая, одновременно с выходом тридцатого выпуска, свой десятилетний юбилей. Это – целая серия духовно-просветительных книг, принадлежащих перу самого издателя, или составленных при его ближайшем, непосредственном участии, и являющаяся своего рода новым Добротолюбием. Выпуски «Библиотеки» могут быть сгруппированы в несколько отделов, связанных единством темы; распределим их примерно так: «Душевность и духовность». Искание Бога (Вып. II). Забытый путь опытного Богопознания (Вып. I). О непосредственном откровении по учению Слова Божия (Вып. XXIX). Гуманизм. Его смысл и значение в новой истории человечества (Вып. XXVII). Психологическое оправдание Христианства (Вып. XXVIII). —866— Нравственные условия Богопознания (Вып. XXVI). Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения (Вып. XXX). Вечная жизнь, как высшее благо (Вып. III). О цели и смысле жизни (Вып. XX и XXI). «Слово Божие». Что такое Библия (Вып. XII). Как читать Библию (Вып. XIII). Молитва Господня (Вып. VI). «Христианин в мире». Личность, общество и Церковь (Вып. V). Социальное значение религиозной личности (Вып. IV). Значение свободного слова для личности, общества и Церкви (Вып. VII). Альтруизм и христианская любовь (Вып. IX). Смысл мировой истории (Вып. XIV). О цели образования (Вып. VIII). «Вера и жизнь». Нравственный смысл основных христианских догматов (Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ИРАО), издание Русского археологического об-ва (РАО; см. в ст. Археологические общества ), выходившее в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. Печаталось в типографии С.-Петербургской АН отдельными выпусками, к-рые составляли тома (том содержал до 6 вып.), всего вышло 10 томов. Первые выпуски ИРАО совпали по времени выхода с последними томами др. издания РАО - «Записок императорского Русского археологического общества» (ЗРАО). Создать ИРАО было решено 16 февр. 1855 г. на внутреннем собрании Отд-ния русской и слав. археологии РАО как издание для оперативной публикации протоколов заседаний и заметок, по размеру и характеру не соответствующих уровню ЗРАО. Идею поддержало общее собрание РАО 30 дек. того же года. Помимо протоколов общих заседаний, заседаний каждого отд-ния и особых комитетов об-во постановило печатать в ИРАО библиографическое обозрение археологической лит-ры, выходящей в России и в Европе, а также исследования и материалы, по разным причинам не подошедшие ЗРАО. Тираж ИРАО планировался в 500 экз. (на 200 экз. больше, чем у ЗРАО) для рассылки всем членам об-ва и лицам, принимающим участие в его деятельности. Первым редактором ИРАО стал управляющий Отд-нием русской и слав. археологии И. И. Срезневский (1859. Т. 1. Вып. 1). Затем журнал редактировали Д. В. Поленов (1859. Т. 1. Вып. 2; 1861. Т. 2. Вып. 1-4; 1877. Т. 8. Вып. 1), секретарь РАО П. С. Савельев (1859. Т. 1. Вып. 3-6), В. В. Стасов (1861. Т. 2. Вып. 5/6; Т. 3. Вып. 1-6; 1863. Т. 4. Вып. 1-6; 1865. Т. 5. Вып. 1-6), В. В. Вельяминов-Зёрнов (1868. Т. 6. Вып. 1-3; 1872. Т. 7. Вып. 1-4), А. И. Савельев (1877. Т. 8. Вып. 2-5; 1880. Т. 9. Вып. 1-5), И. В. Помяловский (1884. Т. 10. Вып. 1-6). Небольшой по объему 1-й т. помимо протокольной части содержал библиографию и заметки постоянных авторов ЗРАО: «О рунических надписях на Пирейском льве» Поленова (1859. Т. 1. Вып. 2. Стб. 65-74), «Икона с славянской надписью в храме св. Петра в Риме» А. Н. Попова (Там же. Стб. 96), «О бывшем доме Романовых в Москве на Варварской ул. при Знаменском монастыре» П. И. Иванова (Там же. Вып. 3. Стб. 129-137), статьи В. В. Григорьева, П. С. Савельева, Срезневского. Были опубликованы «Материалы для истории икон и иконописания» (Там же. Вып. 6. Стб. 337-358).

http://pravenc.ru/text/293864.html

(вып. I, стр. 11:81) до конца, «Христе свете истинный» (вып. I, стр. 81). Такой обычай не был повсеместным. Еще в XV столетии в русской церкви стало совершаться всенощное бдение 158 . A XVI–XVII в. – это была эпоха, когда всенощное закончило свое развитие с применением всех требований Типикона 159 . Самое чинопоследование вечерни, описываемое архидиаконом в разных местах (вып. II, стр. 60–61:160–161:188; вып. IV, стр. 125), по своим характерным особенностям, предполагает такую службу 160 , которая входит в состав всенощного бдения. Архидиакон Павел большею частью участвовал в патриарших служениях. Службы патриарха, как особо торжественные, всегда приурочивались к великим праздничным событиям, естественно поэтому, что он в своем описании дает сведения о богослужении, называемом всенощным бдением. История этой службы действительно подтверждает, что всенощное бдение у нас совершалось накануне воскресных дней, особо чтимых святых всею православною церковью, а также накануне дней, в которые совершалась память святого, чтимого в той или иной местности, в том или другом храме или обители (вып. II, стр. 60:186) 161 . Начало всенощного бдения в разные праздники было неодинаково. В воскресные и праздничные дни оно почти всегда начиналось в полночь. Так было на Николин день в Коломне. «В понедельник, следовавший за третьим воскресеньем Рождественского поста, накануне праздника св. Николая, ко всенощному бдению ударили в колокола в полночь (вып. II, стр. 188). Точно также в (день) нового 1655 года зазвонили к службе в полночь (вып. II, стр. 191). «Накануне 29 августа, по случаю памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи», в праздники Рождества и Богоявления было совершено бдение в полночь (вып. IV, стр. 80:112, 118). Наш архидиакон час полуночный считает обыкновенным для всенощных бдений. Находясь в Новгороде и описывая жизнь в монастыре Св. Георгия, архид. Павел говорит: «по обыкновению встали в полночь к службе» (вып. IV, стр. 70:77, 82). Иногда ко всенощному бдению ударяли в четвертом часу ночи, как то было в Кашире под праздник Успения Богородицы (вып. II, стр. 138) и в Прилуках (вып. II, стр. 92). В Новодевичьем монастыре, в день памяти явления иконы Божией Матери Смоленской, к бдению ударили в колокола «после третьего часа ночи» (вып. IV, стр. 49), а в Иверском монастыре, накануне Успения, сирийцы «встали к бдению в два часа ночи» (вып. IV, стр. 63). Великим постом эта служба также начиналась иногда ранее, иногда несколько позднее полуночи (вып. III, стр. 169). Например, «в канун Пятницы Страстной Седмицы великое бдение началось во втором часу ночи» (вып. III, стр. 185), а в великую Субботу – «на заре» (вып. III, стр. 194), в Светлое же Воскресенье «за три часа до зари» (вып. III, стр. 197). Всенощное бдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010