Москва. Церковь Рождества Иоанна Предтечи при подворье Пекинской духовной миссии. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Начало XX в. было отмечено значительным расширением сферы деятельности Пекинской Духовной Миссии, в чем несомненная заслуга её начальника - преосвященного Иннокентия, епископа Переславского. Испытывая заметную нехватку средств для воплощения планов по распространению православной проповеди на просторах Китая, он стал основывать подворья миссии, чтобы таким образом получить дополнительную поддержку своим начинаниям. Так возникли подворья в Харбине, Дальнем, на станции Маньчжурия Китайско-восточной железной дороги, Санкт-Петербурге и, наконец, в Москве. Нелегко было начальнику миссии найти средства для приобретения недвижимости в Москве. После долгой переписки с правительственными инстанциями он получил разрешение потратить деньги, составлявшие остаток от компенсации, выплаченной китайским правительством: Св. Синод получил эти деньги “на восстановление разрушенных во время боксерского восстания в Китае зданий Миссии”. Неистраченная часть средств в размере 200 тыс. рублей была отчислена, по определению Св. Синода от 16-24 октября 1910 г. 6752), в качестве неприкосновенного фонда Пекинской Духовной Миссии и положена в Русско-азиатский банк. Синод дозволил взять из фонда 97 тыс. рублей для оформления купчей на землю и постройки будущего подворья в Москве, чтобы имущество немедленно было заложено и деньги возвращены в банк. Можно было считать это большим достижением преосвященного, ибо в тогдашней российской практике были часты случаи, когда средства, предназначавшиеся на нужды Церкви, подчас направлялись на иные цели. Например, ревнуя о вере, российский консул в Фучжоу (пров. Фуцзянь в Юго-восточном Китае) собрал в начале XX в. 25 тыс. руб. на строительство православного храма в этом портовом городе, куда регулярно заходили суда нашего дальневосточного Добровольного флота. После смерти дипломата собранные им средства так до представителей Церкви и не дошли.

http://sobory.ru/article/?object=37997

М.Н. Боголюбов Ипатова А. С. Празднование 250-летия Российской Духовной Миссии в Китае (1935) «Трудами многих поколений строилась Миссия, молитвами святых подвижников освящено ее прошлое; Святитель Иоанн,. Митрополит Тобольский, Святитель Иннокентий, Епископ Иркутский принимали непосредственное участие в ея возникновении: и развитии; много знаменитых ученых, много выдающихся политиков воспитала она в тиши своих стен; свидетельницей великих событий в истории Китая была она, и не только свидетельницей, но и участницей. О многом рассказывает ея 250-летняя история», – с такими словами обратился владыка Виктор к собравшимся в Успенском соборе на торжественный акт, посвященный 250-летнему юбилею Миссии 23 июня 1935 г. Итак, в 1935 г. Пекинская Духовная Миссия праздновала свое 250-летие 222 . В историописании Миссии существуют две даты ее основания и обе имеют историческое право на существование. Это: 1685 г. – год появления на китайской земле православия, когда священник о. Максим, прибывший вместе с другими албазинцами в Пекин, начал службу в бывшей буддийской кумирне, переделанной в православную часовню; и 1713 г. – время принятия решения об отправке в Китай 1-й миссии (либо 1716 г.– время прибытия ее в Пекин). Это обстоятельство нашло свое отражение не только в историографии, но и в разнобое с юбилейными датами, когда в течение XX в. с интервалами в 20, а затем в 55 лет отмечалось 200, 250 и 275-летие Миссии 223 . Празднованию в 1935 г. столь солидной даты придавалось очень большое значение и не только церковного характера. Для этого были весьма серьезные основания. Достаточно вспомнить, каким трагическим и разрушительным для Миссии и ее прихожан было начало XX в., какими тернистыми и непредсказуемо сложными стали для нее и последующие годы. Восстание ихэтуаней не обошло стороной и русскую православную церковь , в руины и дымящиеся развалины превратив резиденцию Миссии, Северное подворье (Бэйгуань). Уцелело лишь то немногое, что заранее вывезли в Посольский квартал. Здания Миссии были разрушены и сожжены. В пламени пожара погибла уникальнейшая библиотека, терпеливо и целенаправленно создававшаяся членами 18-й миссии и особо славившаяся •собранием редких буддийских книг. Сгорел и ценнейший архив Пекинской Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Лежайский; 1657, Чернигов - 1717, Пекин), архим., начальник 1-й Пекинской духовной миссии. Окончил Киево-Могилянскую академию, служил помощником архиеп. Черниговского свт. Иоанна (Максимовича) , переведенного позднее в Тобольск. В 1702 г. вместе с назначенным на Тобольскую и Сибирскую кафедру митр. Филофеем (Лещинским) переехал в Тобольск и в сане иеромонаха некоторое время служил проповедником или экономом при архиерейском доме. В 1709 г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем якутского в честь Преображения Господня мон-ря, а также заказчиком (управителем) Киренского и Илимского острогов с уездами. В нач. 1713 г. митр. Тобольский и Сибирский Иоанн (Максимович) избрал И. начальником 1-й Пекинской духовной миссии и направил в Китай вместе с 7 причетниками (Иосифом Дьяконовым, Никанором Клюсовым, Петром Якутовым, Григорием Смагиным, Феодором Колесниковым, Андреем Поповым, Иосифом Афанасьевым), иеродиак. Филимоном, иером. Лаврентием. В российских исторических архивах не сохранилось достаточных сведений о начальном периоде существования Пекинской миссии. Воссоздать историческую картину можно лишь по воспоминаниям членов более поздних миссий или католич. миссионеров, находившихся в то время в Китае. Совр. историки объясняют этот факт тем, что «момент посылки Лежайского относится к середине 10-х гг. XVIII в., когда в России фактически еще не было центрального учреждения, ведавшего церковными делами». Кроме того, «Тобольский митрополит, так же как и сибирский губернатор в гражданских делах, имел огромные права в решении местных церковных вопросов. На то, что вопрос о посылке священника в Пекин мог быть признан в Тобольске местным, указывает практика того времени, когда волей митрополита назначались священники к едущим в Пекин караванам, к посольствам в пограничные районы и деловым посылкам в Ургу и Наун» (Русско-китайские отношения. 1978. Т. 1. С. 31). Среди историков не существует единой т. зр. в вопросе о том, когда миссия прибыла в Пекин. Рус. архивные источники указывают 2 даты: 20 апр. 1715 г. и 11 янв. 1716 г. (Там же. С. 611-612. Примеч. 2). Кит. источники дают только год - «54-й год правления Канси», что соответствует периоду с 4 февр. 1715 по 23 янв. 1716 г. При этом известно, что миссия прибыла в Пекин вместе с кит. посольством Тулишеня, возвращавшимся из поволжских степей от калм. Аюки-хана. В «Записках о чужеземном крае» («И-юй лу») Тулишень пишет, что он вернулся в столицу в 27-й день 3-го месяца 54-го года правления Канси ( Иманиси Сюнцзю. 1964. С. 341). Эта дата соответствует 30 апр. 1715 г. по европ. календарю, и ее можно принять за день приезда И. и членов его миссии в Пекин.

http://pravenc.ru/text/389189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (РПЦ), Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) и Китайской автономной Православной Церкви (КАПЦ). Существовала с 1918 г. по нач. 60-х гг. ХХ в. на территории Китая. История П. е. тесно связана с деятельностью Пекинской духовной миссии . 3 июня 1902 г. 18-й начальник Российской духовной миссии в Китае архим. Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во архиерея и получил титул епископа Переславского. Пребывая в Пекине, еп. Иннокентий номинально являлся викарием Владимирскойтавепархии. Тем не менее впосл. именно возведение начальника духовной миссии в сан епископа представлялось как начало существования в Китае самостоятельной правосл. епархии. Первоначально архипастырская юрисдикция еп. Иннокентия охватывала всю территорию страны, включая Тибет и Монголию, причем в ней находились как правосл. китайцы и служащие миссии, так и рус. паства, численность к-рой в нач. ХХ в. быстро увеличивалась в связи со строительством в Сев.-Вост. Китае (Маньчжурии) Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Имеются сведения, что еп. Иннокентий планировал перенести епископскую кафедру из Пекина в г. Дальний (ныне Далянь) в арендованную Россией у Китая Квантунскую обл. ( Дацышен. 2007. С. 156), однако этому помешала русско-японская война 1904-1905 гг., прервавшая связь Пекинской миссии с приходами в Маньчжурии. В 1907 г. храмы в полосе отчуждения КВЖД были переданы под управление Владивостокского архиерея. В юрисдикции Пекинской миссии в зоне КВЖД остались только подворья в Харбине и на ст. Маньчжурия (Маньчжоули). В 1911 г., после отделения от Китая Монголии, в юрисдикцию Иркутской епархии перешел ранее подчинявшийся Пекинской миссии приход в Урге (ныне Улан-Батор). К 1917 г. под упр. еп. Иннокентия находились 2 монастыря и 19 церквей. Кафедральным являлся Успенский храм в Пекине, шла подготовка к строительству нового кафедрального собора - в честь Воскресения Христова.

http://pravenc.ru/text/2579898.html

М.Н. Боголюбов Архимандрит Августин (Никитин) С.-Петербургская Духовная Академия и Русская Духовная Миссия в Пекине: архимандрит Гурий (Карпов) (1814–1882) Основанная в начале XVIII в. Российская Духовная Миссия в Пекине первоначально пополнялась в основном выпускниками Московской Духовной Академии, Казанской и Тамбовской семинарий; в Китай направлялось также духовенство из Иркутской епархии. В 1809 г. в столице Российской империи была основана С.-Петербургская Духовная Академия, и вскоре ее выпускники получили преимущественное право на занятие должностей в центре Православия в Пекине. Это произошло при императоре Александре I; по словам выпускника С.-Петербургской Духовной Академии (далее – СПбДА), начальника 14-й духовной миссии в Пекине, архимандрита Гурия, «Александр Благословенный увеличил штат, указав студентов и духовных (лиц) избирать непременно в Петербурге и из высших учебных заведений, со свидетельством об отличной нравственности и способностях» 84 . С этого времени в состав Пекинской Миссии стали направляться выпускники СПбДА: в 1819 г. – иеромонах Вениамин (Морачевич) (впоследствии – архимандрит, с 1828 г. – начальник Миссии, ск. в 1854 г.); иеромонах Аввакум (Честной), иеромонах Феофилакт (Киселевский) и иеродиакон Поликарп (Тугаринов) (с 1839 г. – архимандрит и .начальник Миссии); иеромонах Гурий (Карпов) , иеромонах Иннокентий (Немиров) и иеродиакон Палладий (Кафаров) ; студенты И. Гошкевич и В. Горский. В 1848 г. начальником новой Миссии был назначен иеродиакон Палладий (Кафаров) , возведенный в сан архимандрита; на иеромонашеские и иеродиаконскую должности поступили из студентов СПб ДА священник Петр (по пострижении иеромонах Павел (Цветков), иеромонах Евлампий (Иванов) и иеродиакон Илларион (Оводов), а также студенты Н. Успенский и М. Храповицкий. В 1856 г. при отправлении в Пекин 14-й миссии в ее состав были включены воспитанники СПбДА – иеромонах Александр (Кульчицкий), иеромонах Исаия (Поликин), Н. Мраморнов, А. Попов ; начальником Миссии был назначен архимандрит Гурий (Карпов) 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пекин. Домовая церковь Иннокентия, епископа Иркутского в здании Красной фанзы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Стараниями начальника Миссии архиепископа Иннокентия (Фигуровского) в начале XX в. Российская Духовная Миссия в Китае расширила свою территорию и восстановила прежние постройки. Появляется новый участок земли, на котором располагалось современное здание Красной Фанзы. Существует две версии, почему эта земля перешла Миссии. Согласно первой, этот участок был подарен китайским правительством в благодарность за то, что архимандрит Иннокентий, живший после снятия осады посольского квартала, где он укрывался во время боксерского восстания в одном из дворцов ламаисткого храма Юнхэгун, расположенного неподалеку от Миссии, спас его от разрушения. Когда один из немецких отрядов экспедиционных войск подошел к Юнхэгуну с намерением его разграбить, архимандрит Иннокентий вышел к воротам монастыря и обратился к немецким солдатам, сказав, что он здесь живет и не допустит расхищения храма. Согласно второй версии, Миссия просто купила этот участок. «Осенью 1901 г. Миссии был отведен и отмежеван участок земли, площадью в пятнадцать русских десятин и 117 кв. саж., вмещавший в себе как прежнее место Миссии (Бэйгуань, или Северное подворье), так и прилегающие к нему опустошенные кварталы и подворье одного маньчжурского князя с древними дворцовыми зданиями, которые приобретены Миссией в мен за лавки и дома, принадлежащие Миссии в южной части Пекина…» - говорится в работе «Краткая история Русской православной миссии в Китае» сотрудника Пекинской Духовной Миссии архимандрита Авраамия (1864-1918 гг. ). За дворец наследники китайского князя получили 5 тысяч лан серебра, а также земли в Южном городе и уезде Шунъисянь. Точная дата постройки дворца неизвестна. Предположительно, в 1901 г. Фанза была разделена на две равные части: правая – архиерейские покои, левая – архиерейская Крестовая церковь во имя Святителя Иннокентия Иркутского. Сейчас это представительское здание – зал для торжественных приемов Посольства РФ в КНР – «Красная Фанза». В настоящее время здесь проходят богослужения Свято-Успенской Православной общины г. Пекина…

http://sobory.ru/article/?object=41532

Пекин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты По словам работников посольства РФ, на территории которого расположена церковь, она является единственной действующей в данный момент православной церковью на территории КНР. На территории посольства России в КНР располагался большой собор, разрушенный в советское время. На его месте можно видеть остатки фундамента и поклонный крест. Успенская Церковь, закрытая в советское время, использовалась как гараж. В настоящий момент здание возвращено Церкви. Внутреннее убранство полностью новое. Первым православным епископом, которому определено было служить в Пекине, возглавляя Российскую Духовную Миссию, был святитель Иннокентий Иркутский. В 1902 году на территории Российской Духовной Миссии в Пекине был освящен крестовый архиерейский храм в память святителя Иннокентия. Богослужения в этом храме совершались ежедневно, преимущественно на китайском языке. Сама архитектура храма, китайский стиль, использованный для оформления интерьера храма, воплотили идею служения Православной Церкви в китайском мире, идею создания китайской православной культуры. Теперь на месте бывшей Русской духовной миссии в Пекине территория посольства Российской Федерации. На территории посольства сохранились постройки Русской духовной миссии: Красная фанза, Успенский Храм, часть зданий Успенского монастыря, основание колокольни, а также постройки советского времени – здание посольства, жилые дома. В настоящее время в посольстве возрожден Успенский храм, освященный 13 октября 2009 года, идут восстановительные работы в храме св. Иннокентия. Источник: информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» Здание Успенского храма на территории Российской Духовной Миссии в Пекине (в районе именуемом Бэйгуань — Северное подворье) было построено по благословению начальника 18 Миссии епископа Пекинского Иннокентия (Фигуровского) в 1903 г. Ранее храм во имя Успения Божией Матери появился на Северном подворье Русской Духовной Миссии в Пекине на месте первой православной Никольской церкви албазинцев (группа русских, поселившихся на подворье Бэйгуань в северо-восточной части Пекина в 1685 г.), разрушенной при землетрясении 19 августа 1730 г.

http://sobory.ru/article/?object=17978

М.Н. Боголюбов Начальный этап деятельности Российской Духовной Миссии в Японии: 1870–1875 гг. О. В. Шаталов (Опыт исторической реконструкции на основе архивных материалов) В конце 1869 г., находясь в России и имея за плечами 8-летний опыт пастырского служения на Японских островах, тоща еще в сане иеромонаха, о. Николай (Касаткин) обратился в Святейший Синод с предложением организовать там постоянно действующую Православную Духовную Миссию. Мотивируя это свое предложение, будущий святитель Николай исходил из изменившегося отношения местных властей к христианству и его последователям из числа подданных империи (соответствующие заявления на этот счет в числе прочих известий о мероприятиях годов Мэйдзи появлялись время от времени в официальной правительственной прессе), а также первых успехов собственной миссионерской деятельности (за 1865–1868 гг. им было обращено в Православие 12 человек). Для образования миссии, по мнению автора проекта, требовалось дополнительно 3 священнослужителя из числа выпускников духовных семинарий или академий и один причетник, что позволило бы открыть 4 миссионерских стана: в «колыбели христианства» – г. Нагасаки, на о. Хонсю в г. Йокогаме (еще лучше в бывшей сёгунской столице г. Эдо) и г. Хёго, для северных районов страны в г. Хакодате, где уже имелась церковь при русском консульстве. Для финансового обеспечения миссии о. Николай считал достаточным 10 000 руб. единовременного и 6000 руб. ежегодного содержания, которые были бы употреблены на строительство домов для миссионеров и выплату им жалованья, помимо тех сумм, которые получали он сам лично и состоящий при нем в должности псаломщика Виссарион Сартов предшествующими синодальными постановлениями в ежегодном размере 2500 и 800 руб. соответственно каждому. 14 января 1870 г. последовало соответствующее определение Св. Синода об открытии в пределах Японии Православной Духовной Миссии. А затем по согласованию с Государственным Казначейством и Министерством Иностранных Дел в соответствии с Высочайшей Волей и существующими правилами (утверждены 27 апреля и 1 мая 1867 г.) и практикой в организации заграничных церквей Православного исповедания (Иерусалимская и Пекинская) были утверждены рекомендованные о. Николаем штат миссии и суммы на ее содержание. По делам общеепархиальным Российская Духовная Миссия в Японии была иерархически подчинена Камчатскому епархиальному ведомству, во главе которого тогда находился Преосвященный Вениамин, епископ Камчатский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

М.Н. Боголюбов Подворье Пекинской Духовной Миссии в Санкт-Петербурге (По страницам журнала «Китайский благовестник») Архимандрит Августин (Никитин) В С. –Петербурге, Москве, Киеве и некоторых других городах России издавна имелись подворья – храмы и монастыри, обладавшие особым статусом. Это были церковные представительства иногородних или зарубежных монастырей. При подворье находился храм, а при нем – церковно- и священнослужители из монахов, числящихся в штате такого монастыря. Главной целью подворья был сбор средств в пользу отдаленной обители, не имевшей особых доходов и нуждающейся в пожертвованиях. Эта традиция своими корнями уходит в раннехристианскую эпоху. Вот что говорится об этом в книге Деяний апостольских: «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее; что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла» ( Деян. 11:27–30 ). Апостол Павел пересылал в иерусалимскую общину добровольные пожертвования, собранные среди христиан, живших в Малой Азии. «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских, – обращается апостол Павел к коринфским христианам. – В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами для доставления вашего подаяния в Иерусалим» ( 1Кор. 16:13 ). В течение нескольких столетий Россия была единственным православным государством, свободным от иноземного гнета. Исполняя апостольскую заповедь, Русская Православная Церковь оказывала щедрую помощь ближневосточным христианам, помогая им выстоять в иноверном окружении. Большие средства требовались также и на миссионерскую деятельность, которая к началу XX в. приобрела широкие масштабы. «У себя дома Россия питала и питает (миссионерскую деятельность. – Авт.) подаянием трудовой копейки, подаянием восковой свечи и поддержанием монастырских подворий, – отмечалось в те годы в отечественной печати. – Ни один православный человек в России не задумается (не откажется. – Авт.) дать посильную лепту на дело благовестия в чужих землях. Он видит в этом долг свой по отношению к исповедуемому им Православию» 249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Немиров Иона Макарович; 15.06.1810, погост Руново Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 12.05.1897, тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), архим., миссионер. Род. в семье дьячка ц. в честь Воскресения Господня (не сохр.). Окончил Ярославскую ДС, в 1836 г. был направлен в СПбДА. 7 сент. того же года в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг, 3 нояб. рукоположен во диакона. В 1839 г. окончил СПбДА со степенью кандидата. Как слушателя высшего отд-ния академии его рекомендовали в новый состав Пекинской духовной миссии сроком на 10 лет. Согласно рапорту С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) от 15 июня 1839 г., И. сначала отказался от поездки, сославшись на состояние здоровья и бедность престарелого отца, однако позже, вероятно под влиянием деятельности синолога мон. Иоакинфа (Бичурина) , согласился. И. был назначен членом 12-й Пекинской духовной миссии 14 июля 1839 г., 18 нояб. того же года рукоположен во иерея, прибыл в Китай в 1840 г. Быстро овладев с помощью толкового словаря «Кан-си цзыдянь» необходимыми знаниями кит. языка, И. занялся изучением кит. религ. обрядов, связанных с похоронами. Перевел на рус. язык изложение истории Китая до династии Цин «Беглое обозрение китайской империи Ду-Джао» (Б-ка Казанского гос. ун-та. Ркп. 1518). В 1850 г. вернулся в Россию. По дороге в пограничной торговой слободе Кяхте 9 июля того же года передал в дар местному уч-щу кит. языка коллекцию кит. книг (13 наименований). В 1851 г. пожертвовал в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь напрестольный серебряный ковчег, в 1854 г.- 4 фунта 27 золотников шелка в пользу войск, находящихся в Крыму, а в 1859 г.- нек-рые книги в Старорусское ДУ. 23 февр. 1851 г. И. был возведен в сан архимандрита, 21 апр. того же года назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря . Одновременно с 28 мая 1852 по 1 мая 1853 г. исполнял обязанности благочинного мон-рей С.-Петербургской епархии. С 15 июля 1853 г. вместе с архим. свт. Игнатием (Брянчаниновым ; впосл. епископ Кавказский) провел ревизию описей, церковного и ризничного имущества обителей епархии, составил «Археологическое описание древностей, найденных в 1854 г. в мон-рях С.-Петербургской епархии» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1799; публ.: Игнатий [Брянчанинов], свт. Полное собр. творений. М., 2002. Т. 3. С. 299-366). Совпадение текста и структуры этой рукописи и большей части анонимного издания «История и древности 3-классного Троицкого Зеленецкого монастыря С.-Петербургской епархии» (СПб., 1866) позволяет считать И. главным автором данной книги. В Зеленецкой обители над мощами прп. Мартирия на средства благотворителей И. устроил в 1855 г. медно-серебряную раку с барельефными сюжетами из жития (установлена в 1857).

http://pravenc.ru/text/468737.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010