Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Саввин?; 1672, г. Осташков, ныне Тверской обл.- 17(27?).12. 1726, Москва), еп. Воронежский и Елецкий. Род. в семье священника. После переезда семьи в Москву отец И. служил в Вознесенской ц. за Никитскими воротами (совр. ц. Большого Вознесения). Буд. архиерей после рукоположения также служил в этом храме. Вероятно, после кончины супруги принял монашеский постриг в Ниловой Столобенской пустыни 18 июля 1714 г. И. был возведен в сан игумена, назначен настоятелем переславского Никитского монастыря (см. Переславль-залесский во имя великомученика Никиты монастырь ). «Деятельность Иосифа как настоятеля,- вспоминал один из современников,- была работой хорошего, деловитого помещика; в тиши монастырской жизни он вел обширное хозяйство, копил добро и созидал благополучие своего монастыря». После поданной И. челобитной, в к-рой отмечалась древность обители, в Никитском мон-ре была введена архимандрития. В грамоте, подписанной царем Петром I, говорилось: «Возобновися сия древняя лавра Благовещения Пресвятыя Богородицы и великомученика Никиты и посвящен тоя лавры игумен Иосиф в архимандриты с шапкою и палицею, и дадеся ему грамота на пергаменте, златом расписанная, с кустодиею золотою, и по нем вперед будущим архимандритом вечно». 11 марта 1716 г. в Успенском соборе Кремля митр. Стефан (Яворский) возвел И. в сан архимандрита («ради всероссийския радости» - рождения царевича Петра Петровича). Вкладчики князья И. А. и С. Б. Голицыны, А. Ф. Лопухин (брат бывш. царицы Евдокии Феодоровны) и др. влиятельные лица способствовали повышению статуса мон-ря и власти настоятеля. В 1721 г. И. являлся одним из кандидатов на Иркутскую архиерейскую кафедру. В 1723 г. осуществлял ревизию Воронежской епархии, руководил следствием по делу о предполагавшихся финансовых нарушениях митр. Воронежского Пахомия (Шпаковского) ; возглавлял его погребение в строившемся Благовещенском соборе Воронежа. С разрешения Синода в память о покойном митрополите И. получил его рясу, «объяринную на хребтовом песцовом меху ценою в 23 рублей», а также 50 р. (ОДДС. Т. 4. 400. С. 407; Т. 7. VI. С. XLII). По поручению И. на время его воронежской командировки Никитским мон-рем руководил казначей иером. Лаврентий. В 1724 г. переславский каменщик В. Лоскутов подал в Синод донесение, в к-ром обвинял И. в организации убийства в июне 1719 г. монастырского крестьянина С. Недосекина, отданного в солдаты и бежавшего из полка. Однако в ходе расследования в Московской духовной дикастерии архимандрит доказал, что Недосекин, не раз сбегавший из-под стражи, был пойман и умер «за караулом... скоропостижною смертию» на монастырском дворе. И. был оправдан (Там же. Т. 4. 542. С. 548-550).

http://pravenc.ru/text/578541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 18.12.1767, Воронеж - 23.02.1837, Киев), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф. Биография Евгений (Болховитинов), митр. Киевский и Галицкий. Портрет. Сер. XIX в. (ГММЗ «Михайловское») Евгений (Болховитинов), митр. Киевский и Галицкий. Портрет. Сер. XIX в. (ГММЗ «Михайловское») Род. в семье священника Ильинской ц. (после перестройки в 1767-1770 освящена в честь Входа Господня в Иерусалим). Предки Е. происходили из г. Болхова, во 2-й пол. XVII в. числились детьми боярскими Острогожского гарнизона, прадед Е. Стефан Федосеевич был уже священником, дед Андрей Стефанович служил в канцелярии Воронежского митр. Пахомия (Шпаковского) . В 1776 г. Евфимий потерял отца. Мать, оставшаяся с 3 детьми, отдала его певчим в архиерейский хор воронежского Благовещенского собора. В 1777 г. Е. Болховитинов был зачислен в Воронежскую ДС. Летом 1785 г. Воронежский еп. Тихон (Малинин) удовлетворил его прошение о переводе в Москву для продолжения обучения и снабдил юношу рекомендательным письмом к митр. Московскому Платону (Левшину) , ректору Славяно-греко-латинской академии . Болховитинов был зачислен слушателем академии, к-рую окончил в 1788 г. В свободное время он посещал лекции в Московском ун-те, где познакомился с членами лит. кружка Н. И. Новикова , подрабатывал корректором в типографии М. П. Пономарёва. В Москве произошло знакомство Болховитинова с архивистом и археографом Н. Н. Бантыш-Каменским , во многом определившее научные интересы буд. архиерея. После возвращения в родной город Болховитинов в янв. 1789 г. был назначен преподавателем в Воронежскую ДС. В разное время вел курсы риторики, франц. языка, греч. и рим. древностей, философии, богословия, церковной истории, герменевтики и др. В 1790 г. был назначен префектом семинарии и зав. семинарской б-кой, с целью пополнения к-рой неоднократно ездил в Москву, в 1797 г. стал начальником открытой при ДС бурсы. Сплотившиеся вокруг молодого ученого единомышленники из среды формирующейся местной интеллигенции составили болховитиновский кружок, выступивший в 1798 г. инициатором создания губ. типографии. В 1793 г. Болховитинов женился на дочери липецкого купца А. А. Расторгуевой. В 1795 г. было удовлетворено поданное им вместе с братом Алексеем в 1791 г. прошение о причислении Болховитиновых к дворянскому сословию. 25 марта 1796 г. Болховитинов был рукоположен во пресвитера и возведен в сан протоиерея Спасо-Преображенского собора г. Павловска Воронежской губ. с оставлением при семинарии в прежних должностях, одновременно определен присутствующим в Воронежской консистории.

http://pravenc.ru/text/186969.html

1720 г. вновь послала на Дон указ с подтверждением права Воронежских епископов на духовное управление Донской обл. В указе, в частности, записано: «В духовных делах войску Донскому быть у него, митрополита, в ведении, и попов, от него свидетельствованных и в их казачьи городки присылаемых, принимать, и без ведома от него, митрополита, оных собою от приходов не отлучать, из городов не высылать и от места к месту не переводить, и без его митрополичья ведения, без данных от него, митрополита, письменных свидетельств собою никаких попов и старцев отнюдь ни в какие города и места не принимать и не держать, чтобы между ними не было каких непосвященных, от чего чинятся и могут быть расколы и всякие непостоянства» (цит. по: Овсянников. 1902. С. 25). После кончины в сент. 1723 г. Воронежского митр. Пахомия (Шпаковского) донские казаки немедленно послали прошение Петру I о передаче их в ведение недавно образованного Святейшего Синода, в чем им было отказано 28 янв. 1724 г. через Военную коллегию по указу Петра I. В 1776 г. в указе об учреждении Екатеринославской епархии Синод еще раз подтвердил принадлежность донских казаков в церковном отношении к Воронежской кафедре. Донское войско обладало столь значительными привилегиями, в т. ч. в церковной сфере, что на его территории мн. нормы епархиальной жизни были нарушены. На страже привилегий стояло войсковое правительство, к-рое всячески противодействовало стремлению Воронежских архиереев установить свою власть в донских приходах. Еп. Иоаким (Струков), управлявший Воронежской епархией в 1730-1742 гг., докладывал Синоду, что казаки под страхом наказания запрещают священникам слушаться распоряжений архиерея и судят их по своим обычаям в кругу, что войсковой атаман Иловайский писал, чтобы архиерей не смел вмешиваться в духовные дела своих приходов, т. к. причты определяются после утверждения их казачьим кругом и старшинами. Еп. Феофилакт (Губанов) повторил запрет принимать в донские церкви священников и диаконов без ставленых, а вдовых иереев - без епитрахильных и охранных грамот.

http://pravenc.ru/text/178954.html

В архиерейском доме со времен свт. Митрофана существовало неск. последовательно сменявших друг друга домовых церквей. Первой в 1706 г. упоминается «крестовая церковь», построенная при архиеп. Арсении (Костюрине) . При митр. Пахомии (Шпаковском) она была освящена во имя св. Пахомия Великого, при еп. Льве (Юрлове) - в честь Казанской иконы Божией Матери. Еп. Иннокентий (Полянский) в 1789 г. переосвятил ее в честь Софии Премудрости Божией, а еп. Епифаний (Канивецкий) в 1817 г.- во имя апостолов Петра и Павла. Наконец, в 1826 г. свт. Антоний (Смирницкий) освятил домовую ц. в честь Рождества Христова. Она была устроена на 2-м этаже, с вост. стороны от архиерейских покоев. Впосл. в церкви освятили придел во имя свт. Тихона Задонского. В 1892 г. домовая церковь ремонтировалась. Возраставшие доходы М. В. м. позволяли обновлять и перестраивать архитектурный комплекс. Первое обновление Благовещенского собора, уже монастырского, состоялось в 1855 г. при архиеп. Иосифе (Кобыльском-Богословском) . Капитальной перестройке собор подвергся в 1868 г.: он стал слишком тесен для богомольцев. Проект его расширения был выполнен архитекторами В. И. Егоровым (1823-1868) и А. А. Кюи (1824-1909). Купола, арки и всю западную стену храма разобрали и удлинили храм на 11 саж. Вместо крестообразной храм приобрел прямоугольную форму. Для поддержки сводов помимо имевшихся двух возвели еще 6 столбов. В соборе устроили хоры. На кровле вокруг главного купола появились 4 деревянные главы. Новый 3-ярусный иконостас был собран из разноцветного итал. мрамора, иконы написаны с.-петербургским худож. И. А. Тюриным. Старое печное отопление заменили водяным. После окончания всех работ, 28 сент. 1875 г., собор был освящен архиеп. Серафимом (Аретинским) . На время работ мощи свт. Митрофана были перенесены в Архангельский храм. В янв. 1892 г. Благовещенский собор пострадал от пожара, вскоре на пожертвования был отремонтирован. В 1902 г. в связи с подготовкой к празднованию 200-летней годовщины со дня кончины свт. Митрофана начался капитальный ремонт всех построек мон-ря под наблюдением городского архит. А. М. Баранова (1843-1911). Были восстановлены 4 сгоревшие главы, но уже не в дереве, а в бетоне. 7 авг. 1903 г. собор был вновь освящен.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

В середине 1980-х гг. началось восстановление приходской и монастырской жизни. 4 ноября 1990 года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом монастыре, в июне 1994 года — в Толшевском Преображенском женском монастыре; в 1997 году возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском мужском монастыре, в 1998 году — в Костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре; 12 сентября 2004 года, в день престольного праздника пещерного храма (единственного из сохранившихся в обители), совершена первая Литургия в Воскресенском Белогорском мужском монастыре. На территории Акатова монастыря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: сщмч. Тихона (Никанорова), митрополита Пахомия (Шпаковского), митрополита Владимира (Шимкович), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). В 1990 году был освящен памятный знак на месте массовых расстрелов репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем. Позже подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены и в других населенных пунктах епархии. В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежское епархиальное духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (левый берег города). В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 года училище было преобразовано в Воронежскую духовную семинарию. 4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную духовную семинарию, в январе 2003 года — получила статус высшего профессионального учебного заведения. На переданном в распоряжение правящего архиерея земельном участке был построен Свято-Серафимовский мужской монастырь; 1 августа 1998 года был освящен первый монастырский храм. В ноябре 1998 года состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Святейший Владыка освятил закладной камень в основание строящегося Благовещенского собора (в память о трех разрушенных в XX веке соборах Воронежа — Благовещенском в Митрофановом монастыре, Троице-Смоленском и Князь-Владимирском), посетил Акатов женский монастырь, Воронежскую духовную семинарию, Успенский Адмиралтейский и Казанский храмы Воронежа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

Поскольку после присоединения к Воронежской епархии по настянию митрополита Пахомия (Шпаковского) на Дону начали строиться церкви, а духовенство прибывало на Дон далеко не в достаточном количестве, Войско Донское взяло на себя обязанность изыскивать священно- и церковнослужителей среди казаков. Кандидатов в священство и диаконство выбирало общество станиц из своих граждан и посылало в Воронеж к епископу на рукоположение (хиротонию) по приговору станицы 192 . Во многих случаях такими выборными могли быть дети служивших на освободившемся или на соседнем приходе священников. Факт необходимости рукоположения ставленников, не одобренных волей епископа, а выбранных казачьими станицами из своей среды, весьма раздражал правящего епископа, но повлиять на процесс выборности духовенства он не мог, поскольку находился далеко от своей паствы. Если поставление священников и диаконов требовало рукоположения епископа, то причетники – дьячки и пономари – до учреждения на Дону самостоятельной епископской кафедры в 1829 г. назначались к церквам Войсковой канцелярией. Впрочем, назначению канцелярии также предшествовало избрание церковнослужителя на станичном сходе. Поставление Войсковой канцелярией достаточно ярко выражено в документах середины XVIII в.: «Бабской станицы Покровской церкви: священник Артемий Федоров, дьячок Иоанн Федоров, пономарь Казма Петров по войсковой грамоте определены... Ведерниковской станицы Архангельской церкви священник Иоан Дмитриев пономарь Кирилла Максимов определен по войсковой грамоте. Кагальницкой станице Богоявленской церкви священник Симеон Иванов дьячек Емелиан пономарь Петр Симеонов определены по войсковой грамоте...» и т д. Клировые ведомости первой половины XIX в. почти в каждом послужном списке сообщают: Агапов Симеон Андреевич, диакон. 28 ноября 1818 г. по указу Войсковой канцелярии был определен пономарем Раздорской станицы Васильевской церкви 193 194 ; Ажогин Иоанн Леонтиевич, диакон. 2 января 1813 г. был определен бывшей Войсковой Канцелярией на должность дьячка Успенской церкви станицы Кочетовской 195 ; Андреев Матфей, пономарь. Был назначен на должность пономаря церкви свт. Василия Великого станицы Раздорской указом Войсковой канцелярии в 1796 г. 196 и т. д. Служение казаков в качестве церковнослужителей в начале XIX в. зачастую приравнивалась к войсковой службе. Таким образом, духовное сословие Дона значительно пополнялось за счет духовенства казачьего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 мая 1724 г. И. в числе 19 архимандритов присутствовал на коронации имп. Екатерины I . В июне 1724 г. И. был избран, а 17 июля того же года Святейшим Синодом назначен асессором при Московской синодальной конторе инквизиторских дел. Особая инструкция Синода предписывала И. «принимать подаваемые из Приказа инквизиторских дел доношения и чинить по ним надлежащее следствие, причем маловажные дела решать собственною властию, о немаловажных же, или о неудоборассудительных и опасных, составив из них предварительно выписки, докладывать находившемуся в Москве синодальному советнику» настоятелю Новоспасского московского монастыря архим. Иерофею, с к-рым он «должен рассматривать и решать дела по доносам инквизиторов, касавшихся личности епархиальных архиереев» (Там же. Т. 5. Прил. 2). Одновременно с июня 1724 г. И. являлся и настоятелем московского Андроникова монастыря , в котором располагалась инквизиторская контора. 10 мая 1725 г. И. был вызван в С.-Петербург. Указом имп. Екатерины I от 16 сент. того же года определен на Воронежскую кафедру. 29 окт. в Троицком соборе состоялось наречение, а 31 окт. 1725 г.- хиротония, в к-рой участвовали архиеп. Тверской и Кашинский Феофилакт (Лопатинский) , еп. Ростовский и Ярославский Георгий (Дашков) . С 1723 г., после кончины митр. Пахомия (Шпаковского), Воронежская кафедра более 2 лет оставалась вакантной (управление временно осуществлял келарь иером. Илия), епархиальные дела пришли в упадок. За короткий срок управления епархией И. наладил уставную жизнь мон-рей, издал указ, чтобы «монахи по улицам и дворам безвременно не волочились под жестоким наказанием и штрафом». По поручению Синода от 10 дек. 1725 г. И. руководил допросом братии Мигулинского Троицкого мон-ря в связи с «невоздержанным житием», пьянством и др. проступками иером. Серапиона, сосланного в эту обитель прежним митр. Воронежским Пахомием. По просьбе И. казначеем Воронежского архиерейского дома 28 янв. 1726 г. был назначен мон. Феолог ( 1734), бывший справщик Московской типографии (Там же. Т. 5. 359. С. 579-584; 93. С. 154-155). В 1726 г. несколько месяцев длился розыск 50 беглых крестьян Воронежского архиерейского дома, укрывавшихся у атамана Донского войска А. Лопатина. Епископ добился особого указа Синода и распоряжения Военной коллегии (16 нояб. 1726) на имя донского атамана о незамедлительной высылке беглых крестьян. При И. в Воронеже вместо старого храма строили каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Архиерей безуспешно обращался в Синод за разрешением истратить на завершение строительства собранные в 1725 г. «лазаретные» деньги, предназначавшиеся на содержание госпиталей. 19 нояб. 1725 г. И. просил Синод помочь выселить из Воронежского архиерейского подворья в Москве проживавшего там царя Картли Вахтанга VI с многочисленной свитой и приближенными (Там же. Т. 5. 272. С. 438; Т. 6. 31. С. 59-60; 134. С. 210-211).

http://pravenc.ru/text/578541.html

Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. В 1989 г. А. м. был возвращен Воронежской епархии РПЦ и 4 нояб. 1990 г. открыт как женский. Восстановлены двухэтажный Алексиевский храм: верхний, бывш. Воскресенский, освящен 4 нояб. 1990 г. во имя свт. Алексия Московского, нижний, бывш. Алексиевский,- 21 нояб. 1991 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери; также восстановлены шатровая и надвратная колокольни. Построены часовня для водосвятных молебнов, двухэтажный келейный и гостиничный корпуса, дом для паломников, большая сестринская трапезная, просфорная, теплица, реставрационная, иконописная, швейная и деревообрабатывающая мастерские, гаражи, технические помещения. Насельницами выполнены росписи в трапезной, создан иконостас. В 1992-2000 гг. в А. м. засвидетельствовано обильное мироточение и обновление икон, особо почитаемых в епархии: Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма, вмч. Пантелеимона, святителей Митрофана и Тихона Воронежских, Питирима Тамбовского. При мон-ре имеются детская воскресная школа, благотворительная столовая, сельскохозяйственное подворье. Устроено монастырское кладбище, куда в 1993 г. перенесены с городского кладбища останки Воронежских архиереев XVIII-XX вв.: Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина) , Серафима (Аретинского) , Вениамина (Смирнова) , Анастасия (Добрадина) сщмч. Тихона (Никанорова) . Настоятельница с апр. 1992 г.- игум. Варвара (Сажнева); в штате мон-ря 3 священника, 2 диакона, 50 сестер, 30 послушниц. Лит.: Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 66-69; Описание воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря/Сост. архим. Иларион (Боголюбов). Воронеж, 1859; Яворский Ф. К. Алексеевский Акатов монастырь//Воронежские ЕВ. 1869. 9. С. 373-382; 10. С. 410-424; 11. С. 448-464; 12. С. 481-497; 13. С. 517-528; 14. С. 558-570; Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 44-45; Вып. 2. С. 207-213; Зверев С. Е. Историческое известие об основании воронежского Алексеевского монастыря//Воронежские ЕВ. 1892. 21. С. 842-847; [Поликарпов Н. И.] Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»//Воронежская старина. 1909. Вып. 8. Прил. С. 183-213; Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922. С. 30-32; Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 103-113; Мирошкина В. Мироточие икон: верующим подкрепление, сомневающимся вразумление//Воронеж-Липецк православный. 1997. 8 (8). С. 3.

http://pravenc.ru/text/63812.html

Монастырский комплекс сложился гораздо раньше образования обители. О времени создания Благовещенского собора, будущего главного храма М. В. м., нет точных сведений. Одни исследователи относят его строительство к 1620 г. (Е. А. Болховитинов), другие - к 1585-1586 гг., периоду основания крепости Воронеж (Н. И. Поликарпов). Первая церковь города была деревянной и построена «на посаде, подле города, в остроге». В ней имелось 2 престола - в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Вероятно, завершение строительства крепости совпало с праздником Благовещения, к-рый стал для жителей главным. В 1590 г., во время набега «черкас», церковь была сожжена, впосл. восстановлена, неск. раз горела и отстраивалась. В 80-х гг. XVII в. свт. Митрофан организовал строительство каменного кафедрального 5-главого Благовещенского собора (ок. 1692), к-рый запечатлен на рисунке (1703) голландца К. де Бруина. Однако еще при жизни свт. Митрофана «оказалось, что каменное здание собора непрочно, и открылись местами трещины». По инициативе митр. Воронежского Пахомия (Шпаковского) новый собор был заложен на др. месте и освящен 9 нояб. 1735 г. Строительство возглавлял, по мнению историка архитектуры В. А. Митина, каменных дел мастер Андрей Клюка, выходец из Украины. Впосл. в соборе были устроены 3 придела: во имя св. Иоанна Милостивого, в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя вмч. Феодора Стратилата. В 80-х гг. XVIII в. при еп. Воронежском и Елецком Тихоне (Малинине) в процессе расширения храма были ликвидированы приделы, установлен новый иконостас, над к-рым работал живописец из г. Бирюча И. М. Вейделев, стены расписаны «наилучшей итальянской живописью». 18 окт. 1786 г., после ремонта, храм был вновь освящен. В последний раз перед открытием мон-ря перестройки в соборе были осуществлены в нач. 30-х гг. XIX в. при архиеп. Воронежском и Задонском свт. Антонии (Смирницком): устроили новую кровлю, позолотили главы. В связи с подготовкой к открытию мощей и прославлению свт. Митрофана начались масштабные работы по благоукрашению собора. В его интерьере появились живописные рельефные изображения по эскизам архит. О. И. Бове . В кон. 1833 г. был освящен придел во имя свт. Митрофана.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Новый период в становлении высшей церковной власти на Дону связан с передачей Петром I жителей Донской земли, ее монастырей, церквей, часовен и всех священно- и церковнослужителей в ведение Воронежской епархии. Немаловажной причиной, приведшей к этому решению, было стечение на Дон большого числа старообрядцев, которым покровительствовала войсковая власть, в большинстве принадлежащая к старообрядчеству. Подчинение Воронежскому епископу мыслилось как начало процесса приведения церковной жизни Войска Донского в соответствие с давно существующим порядком во всех епархиях Русской Православной Церкви. Как было разъяснено в грамоте от 8 марта 1718 г., «известно ему, Великому Государю, учинилось, что в казачьих Донских городках при церквах, монастырях и часовнях во многих местах есть, укрываючись от воровства, растриженные и непосвященные старцы, которые чинят многие расколы и возмущения, а иные перешли к вору Некрасову на Кубань, и за дальностью от Москвы таковых смотреть и наказывать невозможно» 138 . В 1718 г. Петр I послал Войску Донскому и митрополиту Воронежскому Пахомию (Шпаковскому) грамоту «о бытии церквам, монастырям, священникам и всем на Дону вместо Патриаршей епархии в Воронежской» 139 . Однако войсковому начальству такое ограничение его прежних свобод давалось нелегко. Любые действия воронежских архиереев, касающиеся приходов Земли Войска Донского, приводили к острым противоречиям между войсковой и духовной властью. В Москву шли жалобы воронежских епископов на непокорность и своеволие новой паствы. Характерна жалоба в Святейший Синод первого воронежского архиерея, в ведение которого перешли казаки, митрополита Пахомия (Шпаковского), писавшего, что они принимают к себе и высылают от себя «всяких пришлых погонов и чернецов, поступая во всем «собою» по прежнему своему донскому обычаю, а архиерейских указов ни в чем не слушают» 140 . В 1720 г. по жалобе митрополита Пахомия Иностранная коллегия подтверждает требование о подчинении церковной жизни на Дону власти Воронежа: «Без его митрополичья ведения и без данных от него митрополита письменных свидетельств собою никаких попов и старцев отнюдь ни в которые города и места не принимать и не держать, чтобы между ними не было никаких непосвященных, от чего чинятся и могут быть расколы и всякие непостоянства, чего надобно войсковому атаману самому смотреть и предостерегать, чтобы этого отнюдь нигде не было» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010