Все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением 28 мая. ПРАВМИР. Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января), является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника. Однажды после 10 лет пустынной жизни преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним. Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

Пятнадцатый день. Поучение 2-е. Преподобный Пахомий Великий. (Об удалении от еретиков). I. Преподобный Пахомий Великий , память коего совершается ныне, жил в IV веке в Египте и почитается первым основателем монастырского общежития, ибо до него, в первыя времена христианства, пустынники, отшельники и др. подвижники не знавшие ни монастырей, ни общежития, жили по одиночке. Достигнув высокой степени духовного совершенства и получив от явившегося ему ангела в виде схимника уставы и правила постнического жития, препод. Пахомий основал несколько монастырей близ Товенны, места, лежавшего на берегу р. Нила. Препод. Пахомий не щадил трудов своих и мудро управлял многочисленною братиею, число которых иные полагают до 10,000. Пахомий имел все качества, нужные для руководителя: высшее призвание, просвещение и чрезвычайные дары благодати. Отличительными чертами его были кротость и снисходительность. Беседа его с учениками была беседа отца с детьми. При всех своих добродетелях преподобный считал себя великим грешником. На власть свою над другими он смотрел не иначе, как на обязанность служить всем, и не терпел никакого отличия от других для самого себя. Влияние такого руководителя, служившего вместе с тем и образцом святости, не могло не оказаться в высшей степени благотворным; потому и общество товеннских монахов представляло образец достижения духовного совершенствования, и хотя большая часть иноков была из простых поселян, необразованных и малограмотных, все они тем не менее «были полны мудрости Божественной, которую почерпали в слушании и исполнении св. писания и в просвещающем влиянии на них великого Пахомия». Из монастыря Пахомия многие иноки заняли впоследствии епископские престолы. Преподобный Пахомий скончался в 348 году от заразительной язвы, открывшейся в его монастырях. За два дня до смерти он созвал начальников и строителей монастырей и сказал им: «чувствую, что конец мой приближается. Помните, что я вам внушал. Будьте бодры в молитвах и рассудительны во всех действиях. Не имейте общения с приверженцами Мелетия, Ария, Оригена . Сближайтесь только с теми, которые боятся Бога и могут принести вам пользу и душевное утешение своею беседою. Изберите между вами человека, который правил бы вами по духу Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

§ 111. Пахомий Великий. Как Антоний Великий был основателем собственно отшельнической-иноческой жизни, так Пахомий Великий был отцом общежитий иноческих, которыми населил он берега Нила в верхнем Египте. Сын фиваидских язычников, на 18 году, во время войны Константина с Максимином (в 312) взят он был в военную службу; опыт любви, оказанной ему и его товарищам христианами, глубоко тронул душу его; война кончилась, и он крестился; в купели же Крещения он ощутил в себе новую жизнь и обратился вслед за тем к строгому аскету Палемону для изучения христианского подвижничества; с Палемоном провел он 10 лет 119 . В 325 г. во время молитвы в Тавенне он услышал голос: «Поселись здесь и выстрой монастырь; к тебе соберется много иноков». Вместе с тем явился пред ним Ангел с медною доскою, на которой начертаны были правила иноческого общежития. Пахомий повиновался званию Божию и скоро стеклись к Пахомию ревнители духовной жизни. Пример Пахомия освящал те правила, которые он назначил для их жизни, и число живших с ним возросло до 1300; между тем по его правилам жили и в других обителях 120 . «Муж человеколюбивейший и весьма любезный Богу, так что мог предвидеть будущее и часто беседовал с святыми Ангелами» 121 , Великий авва скончался во время моровой язвы, в 348 году 122 . «Пахомий муж с Апостольскою благодатью как в учении, так и в творении знамений, написал Правило, которое получил от Ангела»: так говорят древние известия 123 . Св. Пахомий писал свое правило на египетском языке. Блаженный Иероним в 404 г. перевел его на латинский язык по верному греческому списку 124 в ). Правило или Устав св. Пахомия – первый устав иноческого общежития. Сделаем краткий обзор содержанию его. 1) Когда является желающий вступить в монастырь: то настоятель поручает его опытному старцу испытать расположения его. В продолжение 10-ти и более дней, он за монастырем должен повергаться пред братиями и терпеть поношение. От него не принимается ни денег, ни чего-либо другого для монастыря, чтобы иначе в последствии не гордился и не нарушал покоя братии своими требованиями. Ему дается монастырская одежда, а мирская берется под сохранение. Если замечено будет в нем неповиновение или ропот: то ему возвращают его платье и высылают в мир 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Меню Закрыть Викторина Монастыри – самые древние центры образования. Так ли это? Перенесемся в III-IV века нашей эры. Что нужно было, чтобы поступить в египетский монастырь? А какое умение требовалось, чтобы перевести Евангелие на сирийский язык? Представьте себя на месте сирийских переводчиков и египетских монахов в нашей новой викторине.   Начать викторину 1. Составитель правил для монастырей с общежительным уставом: Антоний Великий Феодосий Печерский Пахомий Великий Правильный ответ: Пахомий Великий был одним из тех, кто начинал писать на коптском языке, ему принадлежат правила, по которым устраивалась жизнь в общежительных монастырях. Очень часто форму этих правил сравнивают с воинским уставом, так как звучат они просто и требуют неукоснительного выполнения. Правильный ответ: Пахомий Великий был одним из тех, кто начинал писать на коптском языке, ему принадлежат правила, по которым устраивалась жизнь в общежительных монастырях. Очень часто форму этих правил сравнивают с воинским уставом, так как звучат они просто и требуют неукоснительного выполнения. Правильный ответ: Пахомий Великий был одним из тех, кто начинал писать на коптском языке, ему принадлежат правила, по которым устраивалась жизнь в общежительных монастырях. Очень часто форму этих правил сравнивают с воинским уставом, так как звучат они просто и требуют неукоснительного выполнения. 2. Кто имел право на получение образования в Египте в IV веке: люди из высшего общества человек из любого сословия затрудняюсь ответить, так как не уверен, что в то время в Египте вообще существовали школы Правильный ответ: Образование в IV веке в Египте могли получать люди из разных слоев населения. Например, Шенуте — коптский монах, классик, его произведения считаются вершиной коптской литературы. Он родился в семье пастухов, жил в деревне, но это не помешало ему получить образование и создать литературный коптский язык. Правильный ответ: Образование в IV веке в Египте могли получать люди из разных слоев населения. Например, Шенуте — коптский монах, классик, его произведения считаются вершиной коптской литературы. Он родился в семье пастухов, жил в деревне, но это не помешало ему получить образование и создать литературный коптский язык.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/victorina-...

Антоний Великий, основатель иноческого отшельнического жития; Пахомий Великий, учредитель общежития иноческого; Женские иноческие обители в Египте. Преподобный Антоний Великий, основатель монашества 88 . Преподобный Антоний родился в среднем Египте, в селении Кома, близ Гераклеополя великого 89 в 251 г., от благородных и благочестивых родителей. Желая сохранить в чистоте сердце сына своего, родители Антония не позволяли ему никуда отлучаться из дому, кроме Церкви. Потому Антоний не получил ученого образования. Но, по словам Афанасия, он дома внимал чтению, и душеспасительным чтением укреплял в себе любовь к благочестию и страх Божий. Двадцати лет он сделался сиротою, лишившись отца и матери, и должен был принять на себя попечение о малолетней сестре. Но заботы домашние не ослабили в душе Антония ревности к благочестию. Он находил всегда свободное время для того, чтобы присутствовать при Богослужении в храме. Однажды идя в храм, он размышлял о том, как Апостолы, оставив все, последовали за Спасителем, как первые Христиане полагали к ногам Апостолов все, что имели. С такими мыслями он вошел в храм и услышал слова Евангелия: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Антоний в сих словах услышал голос с неба, относившийся к нему. Возвратясь домой, он немедленно продал свое имущество и раздал его нищим, оставив для содержания сестры небольшую часть. Но услышав в другой раз в церкви слова Спасителя: не пецытеся на утрей ( Мф.6:34 ), Антоний раздал нищим и оставшееся у него и, поручив сестру свою знакомым и благочестивым девам, сам решился вдали от мира подвизаться для единого Бога. Так совершилось призвание Антония к иноческой жизни – призвание непосредственное, Божественное. «Ибо, – говорил Авва Пафнутий, – первое побужденыие к обращению принял он от Самого Бога, услышав слова Евангелия о самоотвержении ( Лк.14:26 ) и об отречении от имущества ( Мф.19:21 ); в величайшем сокрушении сердца он принял сие наставление так, как бы оно относилось единственно к нему, и тотчас оставив все, последовал Христу без посредства убеждения и учения человеческого» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Родиной монашества стал Египет. Первый великий египетский подвижник — это преп. Антоний, который прожил больше ста лет (умер в середине IV в). Но преп. Антоний имел учителя, им был преп. Павел Фивейский, и, значит, какие-то единичные случаи такого подвижничества, были и до преп. Антония. Преп. Антоний Великий происходил из довольно простой, хотя и зажиточной египетской семьи. Здесь очень важно с самого начала отметить национальную принадлежность. Он жил в эллинистическом Египте, но едва ли мог говорить по-гречески, его родным языком был коптский язык. Поэтому главный биограф преп. Антония святитель Афанасий Великий называет его человеком неученым и некнижным. И действительно, мы ничего не знаем о литературной деятельности преп. Антония, Позднее ему были приписаны довольно пространные аскетические творения, которые явно ему не принадлежат (собраны в первом томе Добротолюбия). Желая что-то передать своим ученикам, он обычно диктовал; как правило, то были не очень пространные послания. Преп. Антоний создал отшельнический тип монашеской жизни. Он стремился к полному молитвенному уединению, но ему не удавалось уйти от людей: слишком многие шли к нему за духовным советом, а некоторые — чтобы и навсегда остаться при нем, стать его учениками, принять его образ жизни. Ученики преп. Антония селились в отдельных жилищах» — каждый в своем собственном, на некотором расстоянии от преп. Антония. Так, чтобы удобно было собираться на общую молитву и вместе с тем — пребывать целыми днями в молитве келейной. Этот тип монашеской жизни имеет свои преимущества. И до сих пор есть монахи, подвизающиеся в одиночку или в небольших скитах, где живут по двое трое. В частности, на святой горе Афонской есть подвижники, которые живут в отдельных кельях или даже пещерах. Но такой об раз монашеской жизни, естественно, имеет и свои особые трудности. В том же Египте другой великий учитель монашества, преп. Пахомий Великий, создал совсем иной тип монашеской жизни, тип, который получил на звание «общежительного» монашества. В общежительных монастырях живет вместе большое число монахов. Жизнь в монастырях Пахомия была организована иначе, чем, как в современных обителях. Он объединил под своим началом целую группу монастырей, которые подчинялись единому, разработанному им уставу (Пахомий — первый составитель монашеского устава), и единому возглавлению. Каждый из них имел своего настоятеля, но все настоятели подчинялись преп. Пахомию и его преемникам. Такие главы таких больших монашеских общин получили наименование архимандритов, это название происходит от слова «мандра» (что значит «овечий загон»).

http://sedmitza.ru/lib/text/434175/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Доклад архимандрита Дамаскина (Лебедя), преподавателя Киевской духовной академии, на XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 25–26 января 2018 года) Введение Преподобный Иоанн Лествичник , рассуждая о том, кто такой монах и что такое монашеская жизнь, писал, что «монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных» 1 , он отвергает все естественное «для получения тех благ, которые превыше естества» 2 . Данный образ жизни, по замечанию святителя Феофана Затворника , имеет своим источником Самого Спасителя Господа Иисуса Христа 3 . Именно от Спасителя всё приняли святые апостолы, которые передали то своим ученикам, те – ранним подвижникам, а они – первым писателям иноческих уставов – преподобному Пахомию Великому , святителю Василию Великому , преподобным Иоанну Кассиану и Венедикту. Таким образом, «древность передала нам четыре иноческих устава, появившихся не в одно время и не в одних местах, но в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании» 4 . Всё это следует отнести и к тем местам из этих уставов, где говорится о монашеских обетах. Но чтобы увидеть некоторые особенности обетов, причины и предпосылки их формирования, следует обращаться не только к самим уставам, но и к жизни их составителей. Монашеские обеты в уставе преподобного Пахомия Великого Если преподобный Антоний Великий был основателем анахоретского направления монашеской жизни, то преподобный Пахомий Великий был основателем киновийного. За свою небольшую жизнь (приблизительно 57 лет), преподобный Пахомий, глава Тавеннисиотов, основал девять мужских общежительных обителей и две женских и ввел в них свой устав со своими обетами. Изучающий жизнь преподобного «не может не заметить, что, хотя Тавеннисиотские порядки в главном очертились еще при жизни св. аввы, но многие подробности продолжали определяться и при ближайших преемниках его, Орсисии и Феодоре Освященном. Можно положить, наверное, что многие пункты и в устав внесены уже при сих преемниках» 5 . Потому, для полного понимания этого устава и изложенного в нем материала касательно обетов, следует взять во внимание обстоятельства жизни и этих великих авв, с их наставлениями ученикам.

http://azbyka.ru/monasheskie-obety-v-dre...

монах Павел Эвергетинос О том, что отрекшимся от мира не стоит встречаться с родственниками по плоти, ни питать привязанности к ним А. Из святого Палладия Некий уроженец Египта по имени Пиор с юных лет отрекся от мира и по избытку любви к Богу ушел из отчего дома. Он дал обет Ему, что больше не увидит своих родных. Спустя пятьдесят лет его сестра, уже состарившаяся, услышала, что брат жив, весьма обрадовалась, предвкушая встречу с ним. Не имея возможности пойти в пустыню, она попросила местного епископа написать святым отцам пустынникам, чтобы они прислали брата повидаться с ней. Старцам пришлось долго уговаривать Пиора, прежде чем он согласился и, взяв с собою другого брата, отправился к сестре. Когда он подошел к дому, сестре сказали, что брат у порога. Пиор, увидев, как сестра спешит к нему, зажмурил глаза и воскликнул: – Сестра моя! Я Пиор, твой брат, вот смотри на меня, сколько хочешь. Она, глядя на него, прославила Бога. Но сколько ни старалась, не смогла зазвать его в дом. Он же, сотворив молитву на пороге, снова возватился в пустыню. Однажды блаженному диакону Евагрию кто-то сказал, что его отец скончался. «Перестань богохульствовать, – возразил диакон, – мой Отец бессмертен». Б. Из жития святого Пахомия Родная сестра преподобного Пахомия услышала о его добродетельной жизни и отправилась в монастырь, горя желанием увидеть брата. Когда великий святой узнал, что она уже в дороге, то послал человека сказать ей: «Ты слышала, что я жив, поэтому возвращайся домой и не огорчайся, что я с тобой не увижусь. А если хочешь, то будь ревностна к той жизни, которую я возлюбил, чтобы мы вместе обрели милость у Господа. Если ты согласна, братья соорудят тебе келью, и ты сможешь безмолствовать в ней. Наверное, Господь призовет и других вместе с тобой, и вы вместе спасетесь. Ибо нет человеку никакого другого отдохновения на земле, кроме как творить благое и любезное Богу». Получив такой ответ, сестра прослезилась – он тронул ее сердце и направил ко спасению. Святой Пахомий узнал о ее рвении и, прославив Бога, велел благочестивейшим братьям построить на некотором расстоянии от монастыря небольшой скит, где сестра его стала совершать подвиг во славу Божию, и вокруг нее стали собираться и другие подвижницы. Когда их число умножилось, она стала матерью-игуменьей над ними, наставляя сестер и показывая им, какой путь для них спасителен. Святой Пахомий поручил почтеннейшему старцу Петру окормлять сестер и составил для них правила, дабы, придерживаясь их, они освоили жизнь по воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

монах Павел Эвергетинос Объяснение того, куда идут души умерших и что с ними бывает после исхода из тела А. Из жития святого Павла Фивейского Святой Антоний отправился к Павлу Фивейскому, чтобы отнести ему одеяние старца Афанасия, как и повелел этот старец. Когда авва шел пустыней и до пещеры подвижника оставалось совсем немного, то около третьего часа дня он воочию увидел прямо перед собой на дороге (только некоторые удостаиваются видеть такие чудеса) ангелов чины, апостолов шествия, пророков лики, мучеников строй и среди них – душу самого Павла. Она была белее снега и сияла ярче любого земного света и взносилась на небеса с превеликим ликованием. Б. Из жития святого Пахомия Когда Пахомий Великий жил в монастыре, ему сказали, что в обители Хинобоскиев 27 один брат заболел, мучается и просит причастить его. Божий человек как только это услышал, сразу встал и отправился к больному. Когда оставалось примерно две-три мили до места, где лежал занедужившии монах, он услышал священный глас и чудесное псалмопение в вышине. Святой поднял взор и увидел душу брата, которая возносится пресветлым путем в сопровождении ангельских песнопений к блаженной жизни. Между тем братья, которые шли вместе с ним, не слышали ни звука и не видели ничего необычного. Старец Пахомий долго пристально смотрел на восток. Увидев, что он застыл на месте, монахи спросили его: – Что ты остановился, отче? Пошли быстрее, а то не успеем. – Куда спешить! – ответил святой. – Я вижу, как он уже возносится к вечной жизни. Братья попросили рассказать, каким образом он мог созерцать душу, и авва поведал, как все было. Некоторые из братьев поспешили в монастырь и там узнали точное время успения брата, и поняли, что именно в это самое мгновение их духовный отец и видел, как почивший брат во славе возносился на небеса. В. Из Патерика Старец рассказывал об одной целомудренной старице, весьма преклонного возраста, преуспевшей в страхе Божием: «Я спросил ее о причине ее отшельничества, и она поведала свою историю: – О досточудный, с раннего детства, с самого младенчества, я хорошо помню своего отца, по характеру доброго и кроткого, но телесно слабого и болезненного. Большую часть своей жизни он проводил, прикованный к постели, но как только ему удавалось поправиться, трудился изо всех сил. Отец не оставлял трудов, когда был здоров, и, терпя все тяготы, приносил домой плоды своих рук. Он отличался такой молчаливостью, что незнакомые принимали его за немого.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Саровский цветник. Наставления старцев Саровской пустыни в аудиоформате Содержание Предисловие Иеросхимонах Иоанн (1670–1737) Иеросхимонах Димитрий (1678 – 4 октября 1747) Иеромонах Ефрем (1694 – 30 мая 1778) Иеромонах Пахомий (1727 – 6 ноября 1794) Иеромонах Исаия (1741 – 4 декабря 1807) Игумен Нифонт (1761 – 8 марта 1842) Преподобный Назарий Саровский чудотворец (1735 – 23 февраля 1809) Иеромонах Илларион (1770 – 12 ноября 1841) Преподобный Марк Молчальник (1733 – 4 ноября 1817) Преподобный Серафим Саровский (19 июля/1 августа 1759 – 2/15 января 1833) Протоиерей Авраамий Некрасов (1805 – 5 апреля 1886) Иеросхимонах Василий. Последний старец Саровской пустыни (ок. 1833–1919) Использованная литература     Предисловие О Саров! Саров! Не только колыбель монашества, но ты Академия монашества! Прп. Антоний Радонежский В этом году православные верующие России вспоминают 20-летие поистине великого события – второго обретения мощей прп. Серафима Саровского . Тогда, в 1991 г., чудесное их обретение в запасниках Музея истории религии и атеизма и торжественное перенесение крестным ходом через всю страну в Дивеево имели огромное значение для только начинающей свое возрождение Русской Церкви. Все, кому довелось участвовать в том торжестве, помнят сопровождавшее его сияние пасхальной радости, обновляющей многострадальную русскую землю. Празднество это, как и прославление прп. Серафима в 1903 г., вновь утвердило в сердце каждого православного человека память о Саровском монастыре. Конечно, навеки имя этой обители связано с прп. Серафимом, но и до него и после него в Сарове были подвижники и учителя монашества, о чьих наставлениях самое время вспомнить сегодня. Что же за монастырь стал местом, в котором возрос великий светильник Русской земли прп. Серафим? В XVIII и первой половине XIX столетий среди всех русских монастырей своей строгостью выделялся Саров – Свято-Успенская Саровская пустынь. Основана она была в 1706 г. первоначальником иеросхимонахом Иоанном, составившим для обители общежительный устав, по которому она жила все время своего существования до закрытия в 1927 г. Первые настоятели монастыря, назначавшиеся на должность «строителей», соединяли в своем многотрудном подвиге множество усилий по благоустроению обители с суровой аскезой и непрестанным духовным деланием. Не только внешне красива и устроена была Саровская пустынь, но и внутренне украшена христианскими подвигами и благочестивой жизнью подвижников монашества, какими были ее первоначальник иеросхимонах Иоанн, его преемник и ученик строитель Димитрий, благочестивый старец Ефрем, благоговейный муж Пахомий, смиренный Исаия, правдивый игумен Нифонт, пустынник игумен Назарий, схимонах Марк, иеромонах Серафим, иеросхимонах Иларион. Из опытных Саровских старцев иногда избирались подвижники для устроения иных монастырей – так было с игуменом Назарием, ставшим возродителем Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010