архим. Палладий Коптский сборник сказаний о преподобном Антонии Великом Родина христианского монашества – Египет. Преподобные Антоний Великий , Пахомий Великий , Феодор Освященный, Макарий Египетский , Макарий Александрийский были египтяне и говорили на египетском – или коптском языке 1 . Великое множество их учеников также были египтяне. Из Египта монашество перешло и в другие страны. В Европе всегда довольно много знали о древних подвижниках Египта, о их делах и наставлениях. Но это знание не было вполне твёрдым и ясным: источники его были греческие или латинские, а не египетские, не туземные. Между тем в библиотеках европейских и более всего в монастырях египетских скрывались коптские документы по истории египетского монашества. В течение последнего десятилетия много этих документов напечатано и переведено на французский язык членом французской археологической миссии в Каире Амелино (отчасти в мемуарах этой миссии, отчасти в Annales du Musée Guimet) 2 . На два тома этих документов, из которых один (о св. Пахомии и его общежитии) имеет чрезвычайную важность, с восторгом указал профессор А. П. Лебедев в своих статьях в Богословском Вестнике за 1892 г. (январь и апрель). Он критически разобрал и мысли французского комментатора об этих документах и их значении. Другие два тома, кажется, не были отмечены в нашей литературе. Первый из этих томов: Annales du Musée Guimet, tom. XXV, – Monuments pour servir à lhistoire de lÉgypte chrétienne. Histoire des monastéres de la Basse-Egypte. Paris 1894. Здесь помещены жития Павла Фивейского, Макария Великого , Макария Александрийского , Максима и Дометия, Иоанна Колова и изречения старцев об Антонии Великом и Макарии Великом (о последнем две статьи, кроме его жития, составленного Серапионом, епископом Тмуи). – Другой том этих документов: Mémoires publiés par les membres de la mission archéologique française au Caire, tom. IV, deuxième fascicule – Monuments pour servir à lhistoire de lEgypte chrétienne, Paris 1895. Здесь много отрывков из жизни препод. Пахомия Великого , мелкие жития различных подвижников, панегирик Макарию, епископу Ткоу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Исследование путей восстановления древнего канонического управления монастырями и общежительного начала Скачать epub pdf Содержание Общежительное устройство Отец общежития Управление общежитием Заключение     Монашеская жизнь берет свое начало в подвигах отшельников и пустынников. Ее корни уходят в глубину веков, к древнейшим аскетам, которых мы встречаем в их же родных городах со времен апостолов. Монашеская жизнь наполняла весь Восток, а впоследствии была перенесена Афанасием Великим на Запад. И на Востоке, и на Западе имело место воплощение евангельского идеала, и всеми признано, что именно ему Церковь обязана своими духовными достижениями. Начиналась подвижническая жизнь в пустынях. Спустя некоторое время Церковь через своих великих отцов признала монахов причастниками благодати и мучениками, а монашескую жизнь – жертвой и всесожжением Богу, похвалой и гордостью, «самой высокой ступенью», «ремеслом, объявшим небеса». Из первоначальной формы аскетической жизни – проживания в городах произошло отшельничество, затем при Антонии Великом возникли лавры, а при Пахомии Великом – общежительные монастыри, достигшие совершенной формы при Василии Великом . Согласно ему, монахи, живущие в общежитии, подражают Самому Христу, Который «составил череду учеников – апостолов и им все, в том числе и Самого Себя, предоставил в общее пользование». Монашескую жизнь отождествляет с апостольским путем в своих трудах Антоний Великий , об этом говорится в чинопоследовании пострига в ангельскую схиму, с этим соглашается и святоотеческое церковное Предание, украсившее свою историю духовной бранью и достижениями на этом поприще преподобных отцов, подвизавшихся в пустынях, пещерах и общежительных монастырях. Признавая монахов «воинами Христовыми» (так их называл Василий Великий ), монастыри – надежными укреплениями, а монашескую жизнь – средоточием евангельского совершенства, святоотеческой мудрости и вселенского духовного опыта, Церковь не только сохранила себя, но вместе с тем и сформировала, укрепила, усовершенствовала и превознесла монашество и, конечно же, общежитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Палладий (Добронравов), еп. Фотография. 10-е гг. XX в. (Добронравов Николай Константинович; 18.11.1865, Могилёвская губ.- 1922, Москва), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель. Из семьи коллежского советника, помощника губ. землемера. Во время учебы в Могилёвской муж. гимназии у него «возникло намерение посвятить свою жизнь на служение св. Церкви в звании инока». В 1881 г., окончив 5-й класс гимназии, перевелся в Могилёвскую ДС. Впоследствии продолжил обучение в Вифанской ДС и Московской ДС, которую окончил в 1887 г. В том же году поступил в МДА. Во время учебы в академии, 29 мая 1888 г., был пострижен ректором МДА Волоколамским еп. Христофором (Смирновым) в рясофор, а 27 нояб. того же года - в мантию с именем Палладий. Рукоположен 25 дек. 1888 г. еп. Христофором во диакона, 15 апр. 1890 г.- во иерея. В 1891 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Преподобный Ефрем Сирин и его нравственное учение». 2 сент. того же года назначен смотрителем Коломенского ДУ. 28 марта 1892 г. переведен на ту же должность в Звенигородское ДУ. С 1892 г. преподавал словесность, греч. язык и богословие в Вологодской ДС, затем гомилетику в Могилёвской ДС (с 1894) и Тульской ДС (с 1896). В 1897 г. назначен наблюдателем миссионерских курсов при КазДА и наместником Спасо-Преображенского мон-ря в Казани, возведен в сан архимандрита. В 1899 г. защитил дис. «Преподобный Пахомий Великий и первое иноческое общежитие (по новооткрытым коптским документам)» на соискание степени магистра богословия. В том же году был назначен ректором Литовской ДС. В 1901 г. определен синодальным ризничим. Получил известность как духовный писатель благодаря своим работам о раннехрист. святых, основоположниках христ. монашества и учителях веры: преподобных Пахомии Великом, Антонии Великом и Макарии Великом (нек-рые работы П. переизданы в нач. XXI в.); также было опубликовано неск. сборников проповедей П.

http://pravenc.ru/text/2578735.html

§ 109. Антоний – начальник отшельнической монашеской жизни. И жизнь, и писания Антония представляют великого Антония отцом иноческой скитской жизни. И он действительно начальник сего жития. Это не надобно понимать в том смысле, что будто до времени Антония, или наставника его Павла, не было вовсе того, что видим в жизни великого. Жизнь девственная, соединенная с строгими подвигами воздержания и молитвою, с первых времен христианства, была предметом ревнования между верующими. Доказательство тому в словах Спасителя и Его Апостола, в посланиях Апостольского ученика Климента, в сочинении Мефодия о девстве. Ориген писал, что подвизающихся в постоянном девстве между христианами весьма много 104 ; учитель его Климент называет этих людей избраннейшими из избранных 105 . Ириней 106 , Дионисий Александрийский 107 и другие 108 свидетельствуют, что такие люди не только не вкушали мяса, но часто по два и по три дня, или и более, проводили в посте и занимались молитвою; их иначе называли аскетами и многие из таковых доселе известны по именам между скончавшимися мученически 109 . Нельзя утверждать и того, чтобы аскеты жили не иначе, как между людьми; напротив, это иногда могло быть вовсе несовместным с решимостью их – как можно более заниматься молитвою. С другой стороны, самые нужды времени заставляли многих и в первые века удаляться в уединение, т.е. гонения, в продолжении которых иные не по страху, а следуя словам Спасителя, удалялись от гонителей. Сам Антоний свидетельствует: «С первых пор, как я начал вести жизнь монашескую (βιον μοναχικον), не было нигде общежития, в котором бы заботились о спасении других: но всякий из древних монахов по окончании гонения подвизался особо. Но в последствии времени отец ваш (говорит о Великом Пахомии), при помощи Божией, совершил столь спасительное дело» 110 . Что же сделано Великим Антонием? Так как несомненно, что не все аскеты вели постоянно уединенную жизнь, а с другой стороны гонения, то расточали их, то пожинали как класы, почему они и в жизни, и в истории были явлениями малоприметными: то оставалось частное и малозаметное возвести в правило общее и это то предоставлено Великому Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После смерти преподобного Пахомия святой Феодор управлял Тавеннисским монастырем, а позднее стал во главе всех Фиваидских обителей 29 мая. ПРАВМИР. Преподобный Феодор назван «Освященным», потому что первый в своей обители был рукоположен во священники. Преподобный Феодор происходил из Египта и был сыном богатых и знатных родителей-христиан. В нем рано проявилось стремление к иноческой жизни. Однажды, когда в доме родителей в честь праздника Богоявления было большое угощение, отрок, не желая принимать участие в пиршестве, скорбел, что за радости земной жизни будет лишен их в жизни будущей. В возрасте 14 лет он тайно ушел из дома и поселился в одном из монастырей. Услыхав о преподобном Пахомии Великом, он возгорелся желанием увидеть подвижника. Преподобный Пахомий с любовью принял пришедшего отрока, будучи предуведомлен Богом о приходе его. Оставшись в обители, преподобный Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно же в полном послушании своему наставнику и в сострадании к окружающим братиям. Мать Феодора, узнав, что он находится в Тавеннисской обители, с письмом от епископа пришла к преподобному Пахомию, моля о свидании с сыном. Но инок Феодор, опасаясь нарушить обет отречения от мира, отказался видеться с матерью. Видя разум и способности святого Феодора, преподобный Пахомий однажды указал ему говорить поучение братии от Божественного Писания. Святому Феодору тогда было 20 лет. Он беспрекословно повиновался и стал говорить, но некоторые из старших братий оскорбились тем, что им читает поучение новоначальный инок, и удалились. Тогда преподобный Пахомий сказал им: «Вы покорились дьяволу и своим самомнением погубили свои труды. Вы не Феодора отвергли, но отвергли Слово Божие и лишились Святого Духа». Святой Пахомий назначил преподобного Феодора строителем Тавеннисской обители, а сам удалился в более уединенный монастырь. Святой Феодор продолжал с сыновней любовью заботиться о своем наставнике, в предсмертной болезни преподобного Пахомия ухаживал за ним, когда великий авва преставился ко Господу, закрыл ему глаза.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХМИМ АХМИМ [Древнеегип. h ntj-mnw - святость (?) Мины; греч. Χμμις, Πανς πλις; араб.  ], г. в Египте на правом берегу Нила, в 467 км к югу от Каира; в Др. Египте - столица IX нома В. Египта. А. и его окрестности известны в визант. и араб. время благодаря многочисленным мон-рям и церквам. В «Лавсаике» (гл. 32) сказано, что в районе А. (Панополя) существовал пахомианский мон-рь, монахи к-рого довольно успешно вели хозяйство. Копт. источники о прп. Пахомии Великом упоминают 3 мон-ря, основанных преподобным в районе А.: Тсе, название следующего не упоминается (основан по просьбе епископа А.) и Тесмине. Несмотря на то что нек-рые ученые (Л. Т. Лефор, М. Жюльен, А. Готье) предпринимали попытки определить местонахождение этих мон-рей, их окончательная локализация не выявлена. Об А. упоминает копт. «Житие Шенуте». Араб. автор XIV в. аль-Макризи, описывая А., приводит названия неск. мон-рей, существовавших в его время: «монастырь семи гор» (Дейр-эс-Сабат-Джибаль), «монастырь плачущих ив» (Дейр-эс-Суфсафа), Дейр-Сабрах и Дейр-аби-Бисада-эль-Ускуф. Из существующих ныне мон-рей в районе А. можно назвать Дейр-эль-Малак-Михаил (называемый у аль-Макризи Дейр-Сабра), Дейр-эш-Шухада, Дейр-эль-Мадвид (у аль-Макризи Дейр-эс-Сабат-Джибаль), Дейр-анба-Бахум, Дейр-мар-Джирджис-эль-Хадиди, расположенные к востоку, северу и югу от А. В А. сохранилось неск. христ. церквей, 2 из к-рых (абу-Сайфайн и Дейр-ситт-Димьяна) представляют значительный исторический и архитектурный интерес. Абу-Сайфайн расположена в юго-вост. части города и включает в себя кладбище оттоманского периода и нек-рые зависимые от нее постройки, а также 2 церкви, построенные рядом: трехнефную базилику XII в. с прямоугольным святилищем и купольную церковь с колоннами ранее XII в., тип к-рой появился в мамлюкский период. Ц. Дейр-ситт-Димьяна расположена в сев. части города. В нее ведет коридор, с правой стороны к-рого находится ц. Богородицы. Сама Дейр-ситт-Димьяна расположена в полуметре ниже ц. Богородицы и представляет собой тип купольного храма с колоннами. Она имеет 3 святилища, в целом типичных для данного региона. В глубине центрального святилища расположен епископский престол, позади сев. святилища находится коридор, назначение к-рого не совсем ясно. В нач. 80-х гг. XX в. ц. Дейр-ситт-Димьяна была внутри оштукатурена и расписана. Иконостас церкви датируется XVI в., что является terminus ante quem для датировки самой церкви и сходных с ней по архитектурному типу соседних церквей. Ц. Богородицы предположительно датируется более поздним, чем ц. Дейр-ситт-Димьяна, временем.

http://pravenc.ru/text/77210.html

Феодор Освященный, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Феодор Освященный, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Феодор Освященный, прп. Преподобный Феодор Освященный, игумен (память 16 мая по старому стилю) Ученик преподобного Пахомия Великого (память 15/28 мая). Назван «освященным» потому, что первым в своей обители был рукоположен во священники. Родился он около 316 г. в Египте и был сыном богатых родителей. Рано появилось в преподобном стремление к иноческой жизни, 14-ти лет от роду св. Феодор тайно ушел из родительского дома и поселился в одном из монастырей. Услышав о преподобном Пахомии Великом, юноша загорелся желанием увидеть святого старца, надеясь при его помощи лучше познать Бога и Его святую волю. Достигнув Тавеннисской обители, он с любовью был принят преподобным, который был предуведомлен от Бога о его приходе. Став учеником великого аввы святой Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно же в полном послушании своему наставнику и в сострадании и любви к братии. Видя разум и способности св. Феодора, преподобный Пахомий однажды поручил ему сказать поучение братии. Феодору тогда было 20 лет. Он беспрекословно занял место Пахомия и произнес поучение, считая для себя законом волю старца, хотя некоторые из старших братий и оскорбились тем, что их поучает новоначальный. Удалившись в более уединенный монастырь, св. Пахомий ставит преподобного Феодора строителем Тавеннисского монастыря, а после смерти великого аввы, св. Феодор становится во главе всех фиваидских обителей. Преподобный прославился святостью жизни и обильным даром чудотворений; к нему с особенным уважением относился святитель Афанасий Великий. Кончина преподобного последовала в 368 г. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феодор Освященный, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3533

В 1890-1891 при архимандрите Амфилохии стены Спасо-Песоцкого храма были расписаны клеевой техникой иконописцем из Владимирской губернии Козьмой Леоновым. Роспись представляет собою образец стилизации в «русском стиле» конца XIX в. В барабане изображен «Вседержитель», «Праотцы» и «Пророки». На своде «Богоявление», «Преображение», «Неопалимая купина», «Знамение», «Ангел Господен». Все три стены храма заняты сценами из Апокалипсиса, образцом для которых послужила книга «Лицевой Апокалипсис» петровского времени. Отдельные клейма помещены в прямоугольные рамы из красных и синих крестов. Пространство между клеймами заполняет травный узор из стилизованных голубых незабудок на золотисто-охряном фоне. Белые ниши окон расписаны синим и красным плетеным орнаментом. Нижнюю часть стен украшает узор из полотенец. На столбах изображены общерусские и ростовские святые. На выступах стены «Кирилл и Мефодий», «Николай чудотворец и Василий Великий». Там же помещена подробная летопись, повествующая об основных периодах в истории церкви Спаса на Песках, о ее построении в 1603 г. и освящении епископом Кириллом, об упразднении Спасо-Песоцкого монастыря в 1764 г., о разрушении каменной Георгиевской церкви этого монастыря в 1777 г. и употреблении ее кирпича для стен Спасо-Яковлевского монастыря, и, наконец, о реставрации церкви Спаса в 18891890 г.г. при архиепископе Амфилохии, наместнике Пахомии и казначее Сергии. В алтаре написана «Евхаристия», в жертвеннике «Благое молчание», в дьяконнике «Знамение». Стенопись паперти (1891) со сценами жития Иоанна Богослова сохранилась фрагментарно. После того как по указу Екатерины II в 1764 г. Спасский (Княгинин) монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь, к которому относится и церковь Спаса на песках. Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом/В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Рост. кремль " . – М.: Сев. паломник, 2008; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом/текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова). – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.

http://sobory.ru/article/?object=00595

Преподобный Феодор назван «Освященным» потому, что первым в своей обители был рукоположен во священники. Преподобный Феодор происходил из Египта и был сыном богатых и знатных родителей-христиан. У него рано появилось стремление к иноческой жизни. Однажды, когда в доме родителей в честь праздника Богоявления было большое угощение, отрок, не желая принимать участие в пиршестве, скорбел, что за радости земной жизни будет лишен будущей. 14-ти лет он тайно ушел из дома и поселился в одном из монастырей. Услыхав о преподобном Пахомии Великом , он возгорелся желанием увидеть подвижника. Преподобный Пахомий с любовью принял пришедшаго отрока, будучи предуведомлен Богом о приходе его. Оставшись в обители, преподобный Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно же в полном послушании своему наставнику и в сострадании к окружающим братиям. Мать Феодора, узнав, что он находится в Тавеннисской обители, с письмом от епископа пришла к преподобному Пахомию, моля о свидании с сыном. Но инок Феодор, опасаясь нарушить обет отречения от мира, отказался видеться с матерью. Видя разум и способности святого Феодора, преподобный Пахомий однажды просил его сказать поучение братии от Божественного Писания. Святому Феодору тогда было 20 лет. Он беспрекословно повиновался и стал говорить, но некоторые из старших братии оскорбились тем, что им читает поучение новоначальный инок, и удалились. Тогда преподобный Пахомий сказал им: «Вы покорились дьяволу и своим самомнением погубили свои труды. Вы не Феодора отвергли, но отвергли Слово Божие и лишились Святого Духа». Святой Пахомий назначил преподобного Феодора строителем Тавеннисской обители, а сам удалился в более уединенный монастырь. Святой Феодор продолжал с сыновней любовью заботиться о своем наставнике, в предсмертной болезни преподобного Пахомия ухаживал за ним. Когда великий авва преставился ко Господу, он закрыл ему глаза. После смерти преподобного Пахомия святой Феодор управлял Тавеннисским монастырем, а позднее стал во главе всех фиваидских обителей. Преподобный Феодор Освященный прославился святостью жизни и обильным даром чудотворений, он был хорошо известен святителю Афанасию, Патриарху Александрийскому. Блаженная кончина святого Феодора последовала в 368 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Многие священномученики, как известно, приняли смерть на Бутовском полигоне. Отметим из их числа псаломщика Петра Ворону, прот. Петра Воскобойникова, расстрелянного за помощь семьям пострадавшим от советской власти, законоучителя земской школы Петра Голубева, протоиерея Петра Любимова, заявившего о том, что «советская власть довела народ до того, чем нечем накрыть мертвого человека», арестованного и расстрелянного в 1938 г. и многих других. С их биографиями читатель сможет ознакомиться в 55-м томе Православной энциклопедии. В томе содержатся также биографии Патриархов Константинопольского и Иерусалимского с именем Петр, семи Патриархов Александрийских, трех Патриархов Антиохийских. Отметим также статьи о чингисиде ордынском царевиче прп. Петре, молчальнике прп. Петре Галатийском. Наконец, читателю предстоит познакомиться с биографиями трех российских императоров Петров, написанных известным российским историком Е. В. Анисимовым. Самая обширная из них описывает противоречивую деятельность первого из российских императоров. В новом томе «Православной энциклопедии» имеется также блок статей, посвящённых святым с именем Пафнутий, среди которых можно выделить статьи о прп. Пафнутии, принявшим мученическую смерть при императоре Диоклетиане, прп. Пафнутии Александрийском, отце прп. Евфросинии, прп. Пафнутии Балахнинском, прп. Пафнутии Боровском, прп. Пафнутии Киево-Печерском. Том также содержит подробную статью о Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре. Несколько биографических статей о подвижниках с именем Пахомий также заинтересуют читателей. В томе содержатся материалы о прп. Пахомии Кенском, карельском чудотворце, «костромском» святом Пахомии Нерехтском, новомучениках, погибших в годину сталинских репрессий, двух константинопольских и двух антиохийских патриархах. Наиболее объемны статьи о прп. Пахомии Великом, основателе общежительного монашества в Египте и Пахомии Логофете, известном древнерусском книжнике. Любителям средневековой культуры будет интересна статья о св. Патрикии (Патрике Ирландском). Том содержит также статьи о ереси пелагианства и ее «основателе» богослове Пелагии, а также о двух Пелагиях, папах Римских и многочисленных подвижницах христианства с именем Пелагея.

http://pravenc.ru/shop/2495294/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010