Пахомием Логофетом



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015

Связи представителей Сербской Православной Церкви ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... HTML-код для вставки на сайт или в блог: Джоко Слиепчевич Связи представителей Сербской Православной Церкви с Россией Связи представителей Сербской Православной Церкви с Россией Труд сербского историка Джоко Слиепчевича «История Сербской Православной Церкви» является самым крупным и фундаментальным на сегодняшний день современным исследованием на эту тему. Его трехтомник охватывает период от появления сербов на Балканах до последней четверти XX века. Мы бы хотели всего лишь познакомить русского читателя с одной небольшой главой, посвященной связям представителей Сербской Церкви в Россией. Естественно, что эта широкая тема не может быть ей исчерпана, и это лишь малая часть из истории единства наших братских народов, но, тем не менее, этот материал представляет большой интерес как один из плодов сербской церковно-исторической науки второй половины XX века. Cвт. Савва Сербский p Связи представителей Сербской Православной Церкви с Россией Невозможно ставить под сомнение и определенное влияние русских книг и письменности на молодого сербского монаха. Свое первоначальное монашеское формирование он получил среди русских монахов. Когда же им был основан Хиландар, связи его ... далее ...
История толкования Ветхого Завета, Часть 10 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Поэтому не безразлично, какое слово употребляется при переводе и на какой язык перевод делается. Это понимание слова отразилось, в частности, и на переводах текстов Священного Писания, которые появились во время патриарха Евфимия, и на стиле этих переводов. Переводы Священного Писания того времени сыграли весьма значительную роль в формировании первого полного издания всех книг Священного Писания на церковно-славянском языке во времена Новгородского архиепископа Геннадия (1499 год) . Тот стиль перевода и письма был перенесен в Россию двумя сербами – митрополитом Киприаном и Пахомием Логофетом, как и известным Григорием Цамблаком 380. Цамблак был учеником патриарха Евфимия, он написал и житие 381 патриарха, которое относится к его лучшим работам. В этом житии он свидетельствует, что духовное влияние Евфимия распространилось далеко за границы Болгарии, на север (Румыния, Россия) и запад (Сербия) – «до Иллирика» 382, как посредством его работ и переводов, так и через духовное сияние и деятельность его многочисленных учеников. Патриарх Евфимий воистину считается реформатором всей литературной и культурной жизни Болгарии. Духовно и богословски он примыкает к лучшим ... далее ...
Преподобный Кирилл Белоезерский, игуменИскать в Источникеazbyka.ru
... По описи 1635 года в ней хранилось до 2092 рукописей. Обитель преподобного Кирилла во многих актах называется Лаврою. Наружный вид ее подобен укрепленному городу: высокая трехъярусная ограда с большими башнями, не считая малых, окружает монастырь, разделенный на несколько частей; одна их них, заключающая в себе тот холм, в котором была землянка преподобного, называется Ивановским монастырем. Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447–1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана ( † 1483; память 12 25 января ) , управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем. Молитвы Тропарь преподобному Кириллу, игумену Белоезерскому глас 1 Я́ко крин в пусты́ни дави́дски процве́л еси́, о́тче Кири́лле, злостра́стия те́рние искореня́я, и собра́л еси́ в ней учени́к мно́жество, стра́хом Бо́жиим и уче́нием твои́м наставля́емых, и́хже и до конца́ я́ко чадолюби́вый оте́ц не оста́вил еси́ посеща́я, да вси вопие́м: сла́ва Да́вшему ти ... далее ...
Преподобный Андре́й Рублев, иконописецИскать в Источникеazbyka.ru
... отношение к каждому движению кисти. «Сего ради», то есть ради столь высокого и столь духовного образа жизни «Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный». Уже после кончины святого Андрея его «сопостник» Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по смерти, умирая, получает откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном: «виде... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство». Это особенно важное свидетельство приводится также в несколько иной редакции, в «Житии святого Никона Радонежского», составленном Пахомием Логофетом: «Егда бо хотяше Даниил телесного союза отрешитися, абие видит возлюбленного ему Андреа, в радости призывающа его. Он же, яко виде его, желаше зело, радости исполнися; братиям престоящим поведа им сопостника своего пришествие и абие предаси дух... ». Таким образом, мы имеем два указания о смертной славе святого Андрея. Младший в земной жизни, он указывается старшим в духовном мире и как бы принимает душу праведного Даниила при ее разлучении с телом. Местом вечного упокоения обоих подвижников стал Спасо-Андроников монастырь. На протяжении ХIV–ХVII вв. память обоих ... далее ...
Память о преподобном Мартиниане Белозерском - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... издано с научными комментариями Институтом русской литературы 3. Подризник преподобного Мартиниана. Кирилло-Белозерский музей-заповедникДругим изданием, в котором содержатся сведения о жизни прп. Мартиниана, является книга И. Бриллиантова, написанная к пятисотлетнему юбилею Ферапонтова монастыря и посвященная в основном истории монастыря и его древним памятникам. О юношеском периоде жизни прп. Мартиниана, когда он был учеником прп. Кирилла и жил в его монастыре, можно найти сведения в житии прп. Кирилла Белозерского, которое было написано в 1462 году известным писателем-агиографом Пахомием Логофетом. Автор составил житие из рассказов многих очевидцев жизни святого Кирилла, которых он еще застал среди насельников его обители, и лично беседовал с ними, записывая их рассказы. Одним из главных рассказчиков был сам прп. Мартиниан, поведавший Пахомию о некоторых памятных ему событиях. Кроме того, сохранилось насколько грамот на имя игумена Мартиниана, относящихся как к периоду его жизни в Ферапонтовом монастыре, так и ко времени игуменства в Троице-Сергиевой обители. Грамоты раскрывают круг практических дел по управлению монастырями, содержат имена людей, которых прп. ... далее ...
Интернет-ресурс "Древнерусская литература в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Ефросина " , " К 400-летию Дома Романовых. Музыкальные дары русским императорам " , " Из заветного ковчега. Учредительные документы Императорской публичной библиотеки " , " Житие Сергия Радонежского. Автограф Пахомия Логофета " и " А. А. Нартов. Описание монетного производства " . Алексей Иванович отметил, что в дальнейшем ресурс будет пополняться новыми рукописями. В проекте " Житие Сергия Радонежского. Автограф Пахомия Логофета " можно познакомиться с хранящейся в РНБ уникальной рукописью " Жития " Сергия Радонежского, написанного собственноручно знаменитым агиографом Пахомием Логофетом в XV веке. " Современные технологии позволяют на качественно новом уровне решить проблему популяризации и открытого доступа к источникам древнерусской литературы. Для этих целей и был создан наш интернет-ресурс " , – пояснила заведующая сектором древнерусских фондов отдела рукописей РНБ Екатерина Крушельницкая. Она провела небольшой экскурс по интернет-ресурсу, разъяснив его структуру и подробно остановившись на технологии поискового аппарата. " Поиск по иллюстрациям является уникальной опцией, которой больше нет ни в одном подобном ресурсе. Система позволяет увидеть все ... далее ...
Егор Холмогоров: Русская сотня / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... отдать свою жену хану, княгиня Евпраксия, бросающаяся с младенцем-сыном со стены, Евпатий Коловрат, ставший символом сопротивления русских монголам. На этом основании «Повесть» часто пытались отнести к поздним и исторически малодостоверным произведениям, но целый ряд деталей и характеристик указывают на ее достаточно раннее (не позже первой трети XIV века) происхождение. Перед нами не историческая хроника, но и не сочиненный задним числом роман, а идеальная икона сопротивления русских захватчикам. Житие преп. Сергия Радонежского Созданное Епифанием Премудрым и обработанное Пахомием Логофетом житие самого почитаемого в средневековой Руси святого – игумена Радонежского Сергия. Сергий был родоначальником масштабного движения общежительных монастырей, охватившего Русь в XIV–XVI веке и приведшего к появлению русских обителей даже за полярным кругом. Деятельность Сергия и его продолжателей строилась на сочетании молитвы, послушания и неустанного труда, что превратило эти монастыри в идеальных проводников хозяйственной колонизации русского Севера. «Житие» подробно раскрывает механизм формирования и развития первого и самого знаменитого из монастырей этого движения ... далее ...
День обретения мощей свт. Алексия Московского / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство будущего Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства конца XIII-XIV в. Боярами были его младшие братья - Феофан (Фофан) , родоначальник Фофановых (при великих князьях Иоанне Иоанновиче Красном и Димитрии Иоанновиче Донском) , и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых (при великом князе Димитрии Иоанновиче) . Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409) называют святителя Алексия в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом, и позднейшие летописи - Елевферием (разговорная форма Олфер) Алфер (начальной буквой соответствует монашескому имени) ; в некоторых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у святителя Алексия так называемого прямого имени (соответствующего святому, память которого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христианских княжеских имен) . Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон Юродивый, память 21 июля, и ... далее ...
Священномученик архимандрит ИоасафИскать в Источникеpravmir.ru
... вводная статья, комментарии Е. Куксиной. М., 2000. С. 47. 26 Сказание Авраамия Палицына. С. 136. 27 Там же. 28 Некоторые данные об артиллерийских приготовлениях см. Мархоцкий Н. История Московской войны. С. 161. 29 Сказание Авраамия Палицына. С. 140. 30 Там же. 31 Там же. С. 141. 32 Там же. С. 142. Письмо постриженного после ранения Троицкого защитника см. : Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 452. 33 Сказание Авраамия Палицына. С. 143. 34 Там же. С. 144. 35 Там же. 36 Там же. С. 147; Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным в переводе на русский язык. М., 1997. С. 138. 37 Сказание Авраамия Палицына. С. 147. 38 Там же. С. 149. 39 Там же. С. 150. 40 Там же. См. также: Воробьёв Г. А. Смутное время. Деятельность русского духовенства (1605–1613) Русский архив. М., 1892. № 1. С. 21. Ныне этот образ святителя Николая находится с восточной стороны южного столпа в Троицком соборе Лавры. 41 Сказание Авраамия Палицына. С. 151. 42 Там же. 43 Сказание Авраамия Палицына. С. 152; Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского… С. 139–140. 44 Сказание Авраамия ... далее ...
Иконы Преподобного Сергия РадонежскогоИскать в Источникеpravmir.ru
... Матери преподобному Сергию известно не только как клеймо житийной иконы, но и как самостоятельный иконографический сюжет уже с первой половины XVI в. : Богоматерь с посохом, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна протягивает руки навстречу святому, который склоняется пред Нею в молитве; позади преподобного Сергия изображают его келейника, преподобного Михея Радонежского. Большие житийные иконы преподобного Сергия появляются во второй половине XV в. Литературной основой для них служило Житие, написанное Епифанием Премудрым и в середине XV в. основательно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В числе наиболее известных — икона начала XVI в., круга Дионисия, из Успенского собора города Дмитрова; ныне она в собрании Музея им. преподобного Андрея Рублева. Посмотрим, как представлена на ней жизнь Троицкого игумена. Первое клеймо (левое верхнее) — рождение Варфоломея, затем следуют: «Научение грамоте» (старец-монах благословляет отрока Варфоломея) ; пострижение святого в монахи игуменом Митрофаном. Следующее клеймо — изгнание бесов молитвами преподобного: однажды преподобный Сергий ночью вошел в церковь на молитву, и когда он начал пение, внезапно стена церкви ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015

Постоянная ссылка на эту страницу: Пахомием Логофетом
Справочник - ПОИСКОВ.РФ