Сортировать по Исключить новости К нему шли, когда земные средства были исчерпаны. Памяти схиархимандрита Власия (Перегонцева) 9 дней со дня смерти духовника Пафнутиева Боровского монастыря 12 ноября, 2021 9 дней со дня смерти духовника Пафнутиева Боровского монастыря Духовник Пафнутиева Боровского монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев) пережил гонения, предательства, рак, к нему за советом шли обычные люди и первые лица государства. Дорогие подарки отдавал нуждающимся, никому не отказывал в совете и, казалось, все про всех знал. В девятый день по смерти отца Власия о своем духовнике вспоминает Денис Ахалашвили. Когда мне позвонили из Боровского монастыря и сказали, что батюшка Власий ушел, я не поверил. Еще две недели назад он ласково трепал меня по шее, обнимал и говорил: «Ну что, добрался, наконец?» Мы разговаривали, что-то обсуждали, я просил советов и батюшкиной молитвы в делах. И очень злился, что встречи с духовником проходили на ногах, второпях, а столько нужно было ему рассказать, спросить, посоветоваться. Но самое главное он мне сказал. А еще были вечерние молитвы с братией в Ильинском, я спросил: «Можно буду рядом с тобой стоять?» Он улыбнулся и сказал: «Можно!» Я стоял, почти держа его за руку, возле большого образа Казанской, слушал его сильный уверенный голос, возносящий молитвы Богу, и на сердце было покойно и радостно. Потом все шли ко кресту и давали друг другу братское целование. И батюшка всех благословлял и целовал, и казалось, что так будет всегда. К нему шли, когда все земные средства были использованы Когда он заболел и перестал ходить на службы и братскую трапезу, никто особо не переживал. Это же наш батюшка! Что с ним будет? Думали, отдохнет от нас и наших бесконечных проблем, которые он безропотно тащил на себе почти пятьдесят лет, а потом снова с утра до вечера будет утешать, наставлять и миловать. После общения с ним все проблемы и невзгоды исчезали как дым, что еще вчера казалось неразрешимым, по его молитвам разрешалось. Когда уезжал, мы посидели с владыкой Иосифом (Королевым) в редакции, где с батюшкиного благословения я провел прекрасных полтора года (владыка до сих пор по вечерам сидит за своим стареньким компьютером, пишет докторскую). Я передал свои новые книги для батюшки, владыка благословил меня на дорогу, а сам пошел проведать нашего старца.

http://pravmir.ru/k-nemu-shli-kogda-zemn...

Житие преподобного Пафнутия Боровского Скачать epub pdf (написано современником и учеником его Вассианом Саниным) Когда за грехи русского народа Бог попустил безбожному царю Батыю прийти на Русскую землю в ярости гнева своего, тогда, как серп, виденный пророком, и как меч обоюдоострый, и как пламень огненный, пожигая и разоряя города и священные храмы со всею святынею и благолепием, и православия держателей как колосья пожиная, владеющих и владомых; как кедры высокие властителей мечем посекая и предавая пагубной смерти... Да и кто может представить или словом пересказать, если бы и всеми наречиями владел, все, что тот злой царь сотворил. И поставил он по всем городам властителей от безбожных татар, на половецком языке называемых баскаками. От того колена и рода имеет корень блаженный отец Пафнутий. Соделав же все то, безбожный царь отошел в иные страны и там был убит, достойную злочестия приняв месть, извергнув окаянную свою душу. Тогда собрались оставшиеся благочестивые русские самодержцы и снова возсиял свет благочестия. Православные собирались и множились во всех городах. И повелели тогда держатели православия, чтобы татарского рода начальников, если они не приступят к благочестивой вере, предавать смерти. Среди них был дед преподобного, изволивший принять семена благочестия и банею Божественного крещения породиться от воды и Духа. И наречен он был Мартином, и жил во всяком благочестии. Отец святого родился от сего Мартина и в Святом крещении был назван Иоанном. Родительницей блаженного отрока была Фотиния, и оба они отличались христианским благочестием и соблюдали благие заповеди Господни. Более же всего они славились как неоскудевающая рука к требующим милостыни. Жили они в сельце, называемом Кудиново, что досталось им в наследие от отца, в трех верстах от города Боровска. От них же произошел блаженный, как от благого корня священный сад. С возрастом он научился Священному Писанию , и от того зародился в нем присноцветущий плод целомудрия и прочих добродетелей, ибо во всем он имел весьма крепкий смысл, как никто же другой, всегда избегая неполезного и пустых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Здесь чудом Божиим все строится! 01.02.2021 705 Время на чтение 15 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ С иеромонах ом Пафнути ем (Архипов ым ) мы встречались несколько раз. И когда он был настоятелем Калужского Свято-Лаврентьева мужского монастыря, имевшего статус Архиерейского подворья . И когда исполнял обязанности наместника Богородице-Рождественского Пафнутьева мужского монастыря города Боровска . Встречи были удив и тельные , запоминающиеся : о событиях духовной жизни батюшка говорил откровенно , словно бы вслух размышлял, предъявля я к себе высокие требования как к христианину, монаху. Рассказал , например, в нашу последнюю встречу , как б лагодатная сила молитвы духовника монастыря, схиархимандрита Власия ( Перегонцева ) , помогла ему справиться с серьезным грехом – ропотом. После того, как отца Пафнутия , насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, осенью 2009 года назначили настоятелем Свято-Лаврентьевского монастыря, он не сколько удивился: монашество-то принял недавно, так что в этом плане, можно сказать, младенец, хотя по возрасту – человек в летах, приближающийся к своему 70-летию. Однако ропота не было. Есть воля Божия – значит, надо ее исполнять ! Но вот весной 2016 года к этому послушанию прибавилось новое – и .о . наместника Пафнутьева Боровского монастыря . И тут такой ропот возник! Там стройка, здесь большое монастырское хозяйство! Ропот жил в его душе целых полгода, пока отец Власий не сказал ему что-то такое простое и мудрое, что ропот бесследно исчез. .. Печалился отец Пафнутий , что люди сейчас «утыкаются» в телефоны, а личного – обогащающего душу – общения становится всё меньше и меньше . Радовался, когда шли, что называется, от души, от щедрого сердца какие-то пожертвования на восстановление святынь. Многое вспомина лось из наших бесед на протяжении минувших лет – то одно, то другое всплывало в памяти в нужный момент, в определенной ситуации . Помогало! И вот теперь чувство благодарности «за науку» соединилось с чувством глубокой скорби . Не стало о тца Па фнутия – он умер 28 января 2021 года. Но в качестве утешения можно привести то, что пастырь достойно нес по жизни свой крест и достойно подготовился к Вечности. А мы будем молиться Господу, чтобы Он дал верному Своему рабу вечное упокоение.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/01/zdes_c...

отв. ред. Д. С. Лихачев Патерик Волоколамский Патерик Волоколамский – сборник житий монахов Иосифова Волоколамского, Пафнутиева Боровского и других монастырей, составленный по образцу аналогичных древних переводных и оригинальных сборников – Патериков Синайского, Скитского, Киево-Печерского и др. Автор П. В. пишет о себе: «Изволих же писаниемь предати о жительстве отца Пафнутиа... елика от него слышахом и от ученик его бывшая в его обители и инде же он исповеда учеником своим, такоже и ученика его отца Иосифа надгробными словесы почтохом и мало объявихом... еже от него слышахом и сами видехом...». Автором надгробного слова Иосифу Волоцкому был его племянник Досифей Топорков; он же был редактором Синайского патерика и, по-видимому, составителем первоначальной редакции Хронографа Русского, ряд статей которого совпадает с П. В. Есть поэтому достаточные основания считать создателем П. В. Досифея Топоркова. Начав свое повествование с истории Новгородской земли, к пределам которой принадлежал Волок Ламский, составитель П. В. упоминал о том, что город этот никогда не был «взят от агарян», и это давало автору повод привести рассказы (читающиеся также и в Хронографе) об архангеле Михаиле, преградившем Батыю путь в Новгород, и о гибели Батыя от «богоданной секиры». Источником этих преданий были, по его словам, рассказы Пафнутия Боровского – внука крещеного татарского баскака Мартина. Дальнейший текст П. В. разделяется на две части – рассказы, восходящие к Иосифу Волоцкому , и «Повести отца Пафнутия». Несомненно, что уже сам Иосиф Волоцкий думал о создании патерика русских подвижников XV – нач. XVI в.: теме этой было посвящено «Сказание вкратце о святех отцех, иже в Рустей земли сущих», включенное в пространную (минейную) редакцию его Монастырского устава (10-я глава). Идеологическая острота многих рассказов П. В. определялась тем, что он составлялся в тот период, когда борьба между последователями Иосифа Волоцкого и их противниками еще далеко не завершилась. Для защиты иосифлянских позиций особое значение имела повесть, рассказанная в патерике самим «старцем Иосифом» со слов иконописца Феодосия (сына знаменитого Дионисия).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

История нашего дома началась в Пафнутьевом Боровском монастыре, где живет мой духовный отец, схиархимандрит Власий . Осенью 1998-го я сидел у него в келье, болтал ногами и рассказывал обо всем, что было на сердце. А там было много всего, и кроме всего прочего – дом, который вот уже полгода безуспешно искали мои родители. Родители решили, что к пенсии хорошо было бы продать две наших квартиры, потому как вид из окна старой городской «хрущевки», прямо скажем, не очень, и купить нормальный дом с небольшим участком земли где-нибудь в городской черте или неподалеку, потому что мы хоть и любим природу и тишину, но без фанатизма. Родители и объявление в газете давали, и знакомым всем сказали, но дом все не находился. То место где-то в Тьмутаракани с видом на болото, то земли совсем нет, то еще что-нибудь. Батюшка меня слушал-слушал, а потом говорит: «Дом будет в деревне». В какой еще деревне? Мы люди городские, на дачу редко ездим. Он смеется, по голове меня треплет: «В деревне дом, в деревне!» Я пожал плечами и решил, что так духовник хочет показать мне, чтобы я не задавал вопросов, не касающихся моей мятущейся непоседливой души. Мы мечтали каждый о своем, но после разговора с батюшкой мы друг друга нашли Проходит несколько месяцев. Звонят родители: «Когда сможешь приехать, дом посмотреть?» Дом оказался большим, благоустроенным и удобным. И он был в деревне. Хозяин работал в городе машинистом на железной дороге, а хозяйка сидела дома и мечтала о городской жизни. В деревне хозяйке было невыносимо скучно, она спала и видела себя в городе. А в городе в это время мы спали и видели себя в большом красивом благоустроенном доме с видом на речку и лес. Мы мечтали каждый о своем, и все это происходило в параллельных вселенных, но после разговора с батюшкой что-то случилось, и мы друг друга нашли. Когда владельцы дома узнали про нашу двухкомнатную квартиру, то немедленно захотели туда въехать и предложили обмен. Спустя какое-то время я заметил на обоях небольшие крестики из папиросной бумаги. Оказалось, что сын бывших хозяев дома – священник, и он его освятил….

http://pravoslavie.ru/105113.html

Сортировать по Исключить новости Иеромонах Фотий (Мочалов): Что я буду делать после «Голоса» Чем для отца Фотия стало участие в шоу, чему это его научило и что он собирается делать после? 25 декабря, 2015 Чем для отца Фотия стало участие в шоу, чему это его научило и что он собирается делать после? Иеромонах Фотий (Мочалов), насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, прошел в финал музыкального шоу «Голос». Чем для него стало участие в шоу, чему это его научило и что он собирается делать после? – Отец Фотий, что за время участия в шоу вы для себя поняли, открыли? – Да, в общем-то, ничего особенного я не открыл, ни про себя, ни про других. Интересно было посмотреть, как конкурс устроен изнутри, как он выглядит со сцены, со стороны всей редакции, руководителей проекта, со стороны «1-го канала», как происходит общение с наставниками. В итоге я не разочаровался ни в чем. Мне всё понравилось. Причем это просто конкурс, там нет шоу-бизнеса, тем более в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это понятие, со всеми стереотипами, что это грязь, жажда денег и прочее. Конечно же, я набрался опыта в общении с профессионалами и это ценно, поскольку много дало мне для моего вокального развития. Теперь я знаю больше секретов, тонкостей, как сделать так, например, для того, чтобы твой голос лучше звучал, воспринимался, в том числе профессионалами. Мне приятно было работать с оркестром. У меня всегда была мечта спеть с настоящим музыкантом, с настоящим оркестром. И замечательно, что она сбылась на этом конкурсе. – Вы рассчитывали, что окажетесь в финале? – Всё шло как-то постепенно, равномерно. В итоге появилось ощущение, что, возможно, я буду в финале. – А что для вас это? – Мое участие в финале – это, наверное, какой-то знак подтверждения мне от самого себя и от зрителей того, что действительно я могу приносить радость людям своим пением, что всё это не просто так. Это ключевой момент. То есть, если бы я, допустим, выбыл бы из конкурса, тогда бы, наверное, задумался, действительно пение – это то, что мне нужно?

http://pravmir.ru/ieromonah-fotiy-mochal...

Хождение за три моря Афанасия Никитина Подготовка текста М. Д. Каган-Тарковской и Я. С. Лурье, перевод Л. С. Семенова, комментарии Я. С. Лурье и Л. С. Семенова «Хождение за три моря» тверского купца XV в. Афанасия Никитина – бесспорно, один из наиболее замечательных памятников древнерусской литературы. Важнейшей особенностью этого памятника следует считать его совершенно неофициальный характер – это записки русского человека, попавшего на чужбину, не имевшие определенного адресата. Мы ничего не знаем об Афанасии Никитине, кроме сведений, содержащихся в «Хождении», и заметки, предшествуюшей ему в летописной редакции. Как может быть установлено по этим источникам, путешествие Никитина происходило в 1468–1475 гг., незадолго до присоединения Твери κ Московскому государству; умер он около 1475 г., не дойдя до Смоленска. Нет оснований считать Афанасия Никитина особенно предприимчивым купцом, сознательно стремившимся в Индию; не был он и дипломатом. Товары, с которыми он отправился в путь, предназначались, очевидно, для продажи на Кавказе. Β Индию он пошел «от многия беды», после того как был ограблен в низовьях Волги. Единственным товаром, который он доставил в Индию, был купленный по дороге и проданный с большим трудом конь. Путевые записки Никитина были, в сущности, дневником, только без разбивки на даты. Он предполагал, конечно, что его дневник прочтут на родине (именно поэтому он записывал наиболее сомнительные с официальной точки зрения разделы по-тюркски и персидски), но не приспосабливал его к этикетным нормам, характерным для церковной и официальной светской литературы того времени. Своей непосредственностью и конкретностью «Хождение» напоминало рассказ Иннокентия ο последних днях жизни Пафнутия Боровского. Личностный характер рассказа Никитина, способность его автора раскрыть читателю свой внутренний мир – этими чертами «Хождение» перекликается с величайшим памятником древнерусской литературы, созданным два века спустя, – «Житием» протопопа Аввакума. «Хождение за три моря» дошло до нас в трех изводах, или редакциях. Один из них содержится в составе Софийской второй и Львовской летописей, восходящих к своду 1518 г., отражавшему, в свою очередь, более ранний летописный свод 80-х г. XV в.; второй входит в сборник конца XV–haчaлa XVI в. из Музейного собрания РГБ (принадлежавший ранее Троицкому монастырю и именуемый поэтому обычно Троицким); третья редакция, входящая в состав поздней летописно-хронографической компиляции, относится уже к XVII в. Отрывки из «Хождения» читаются также в сборнике конца XV в. – РГБ, ф. 178. 3271 (л. 35 об.). Нет оснований видеть в этих изводах различные авторские редакции – вероятнее предположить, что они возникли при переписке памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Беспалов Р. А. О «напрасной» смерти князя Михаила Федоровича     м Специалистам хорошо известно, что круг письменных источников по средневековой истории Верхнего Поочья очень ограничен. Вместе с тем имеется ряд агиографических произведений, которые в изучении истории региона используются крайне редко. В частности это Волоколамский патерик и отдельная редакция Жития прп. Пафнутия Начиная с конца XIX в. они неоднократно издавались и использовались в историографии в связи с иными темами В них содержится рассказ Пафнутия, в котором упоминается о нападении хана Ахмата на Алексин в 1472 Также в патерике есть повествование, события которого произошли после смерти Пафнутия, постигшей его 1 мая 1477 г. Оно записано со слов монаха Волоколамского монастыря Никандра. Будучи в 1480 г. еще мирянином, он жил «на краю Литовской земли» вблизи церкви Богородицы (недалеко от устья Угры), и во время пребывания хана Ахмата на Угре пострадал от одного из татарских В том же месте произошли события еще одного рассказа Никандра о «воскрешении» сына знатной вдовы, который едва ли не был похоронен Основной же темой данного исследования является рассказ о трагических событиях в Воротынске. Свидетелем их последствий стал прп. Иосиф Волоцкий, который в то время был еще учеником прп. Пафнутия    В Волоколамском патерике рассказ находится в составе «Повестей отца Пафнутия», его автором называется прп. По мнению В. О. Ключевского, «Повести отца Пафнутия» записал некий Данила Моисеев, вероятно, бывший инок Пафнутьева монастыря. В патерик они были включены после смерти Иосифа его племянником Досифеем (Топорковым), не ранее 1546 Оттуда вместе с «Повестями отца Пафнутия» рассказ попал в отдельную редакцию Жития прп. Пафнутия Боровского, где получил название «О убиении богобоязлива мужа». Досифей (Топорков), по всей видимости, собирал материалы для патерика на протяжении весьма длительного времени. Л. А. Ольшевская отметила, что одним из его информаторов еще в начале XVI в. мог быть его дядя – младший брат прп. Иосифа Волоцкого Вассиан (Санин), с 1506 г. архиепископ Ростовский, Ярославский и

http://sedmitza.ru/lib/text/7630052/

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Пафнутия Боровского 2862 Память 1 мая Преподобный Пафнутий был внуком Татарина-баскака. Когда за грехи русского народа пришел на нашу землю, по Божию попущению, татарский царь Батый 2863 со своим многочисленным войском, то, опустошив ее мечом и огнем, пленивши города, разрушивши церкви Божии с их святынями и посекши как деревья или колосья русских князей и начальников, он поставил в ней татарских властителей, называвшихся баскаками 2864 . Таким баскаком и был дед преподобного Пафнутия. Во время одного восстания русских против татар дед Пафнутия принужден был креститься и был назван Мартином. У нового Христова последователя, отличавшегося благочестием, родился сын Иоанн, который, по достижении совершеннолетия, женился на девице Фотинии. Иоанн и Фотиния жили в своем наследственном селе Кудинове, верстах в четырех от Боровска 2865 . От этой четы, благочестивой и нищелюбивой, и родился около 1395 г. преподобный Пафнутий, названный во святом крещении Парфением. Развиваясь и возрастая телесно, Парфений вместе с тем совершенствовался и духовно. Преуспевая в изучении грамоты и особенно в чтении Божественных книг, отрок поучался и добрым нравам: кротости, незлобию, целомудрию. Охотно подражая людям добродетельным, он стремительно избегал общения с пустыми людьми. Когда Парфению исполнилось двадцать лет от роду, он оставляет дом отца, сладкую любовь родителей, сродников и друзей; отрекается от всего мирского и поступает в Высокий Покровский монастырь близ города Боровска 2866 . От Маркелла, настоятеля этого монастыря, Парфений принял пострижение с именем Пафнутия и был отдан под руководство престарелого священноинока Никиты, бывшего ученика преподобного Сергия 2867 . Семь лет преподобный Пафнутий был в послушании у благочестивого старца и научился от него иноческим добродетелям. Он приобрел общую любовь и почтение братии. Когда игумен Маркелл скончался, преподобный Пафнутий был избран настоятелем Высокой обители, после долгих и настоятельных просьб братии и боровского князя Симеона Владимировича. Посвящение он принял от рук всероссийского митрополита святого Фотия 2868 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В лето 6985 (1477) мая 1 преставился преподобный игумен Пафнутий за час до ночи... Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой Пафнутий Боровский (1394–1477) – один из наиболее почитаемых русских святых. Основанный им в 1444 г. в трех верстах от Боровска монастырь стал крупнейшим монастырем в Древней Руси, которому покровительствовали именитые люди, князья и бояре, а также великий князь московский Иван III Васильевич. Из числа литературных памятников, повествующих о святом Пафнутии, наиболее известен «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского» (см. т. 7 наст. изд.) – «литературное „чудо» XV века» (Д. С. Лихачев). Житие Пафнутия Боровского дошло до нашего времени в нескольких редакциях. Полного текстологического исследования этого памятника не существует, однако ученые последовательно выделяют обширное житие, написанное пострижеником св. Пафнутия, ростовским архиепископом Вассианом Саниным, которое сохранилось в двух редакциях (см.: Лурье Я. С. Вассиан Санин//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. С. 125.) и две кратких редакции жития (см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Переизд. М., 1988. С. 208). Публикуемая нами краткая редакция Жития Пафнутия Боровского читается только в списках ВМЧ и, можно предположить, создана специально для этого памятника. Источниками для составления этой редакции стали обширное житие, написанное Вассианом Саниным, «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», летописная статья о св. Пафнутии (см.: ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 310), а также, по-видимому, «Сказание о Борисе и Глебе» (см. коммент.). Текст этой редакции помещен в ВМЧ без заглавия вслед за текстом жития редакции Вассиана Санина. Текст публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийская собр., 1321, лл. 75 об.–76). 1 МАЯ В ЛЕТО 6985 (1477) МАЯ 1 ПРЕСТАВИЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ ИГУМЕН ПАФНУТИЙ ЗА ЧАС ДО НОЧИ, А ВО ВТОРОЙ МАЯ, КОГДА НАСТАЛ ПЕРВЫЙ ЧАС ДНЯ, ПОГРЕБЕН БЫЛ С юных лет отрекся от мира и от всего сущего в мире, 20-ти же лет принял иноческий сан и жил в монастыре Пречистой Богородицы честного ее Покрова на Высоком в Боровске, в месте своего пострижения, 30 лет без полугоду. Выйдя же из , в котором постригся, пришел на реку Истерму апреля 23 на память святого великомученика Георгия и помощью Господа Бога Иисуса Христа и содействием Пречистой Богородицы создал своим потом и трудом предивный монастырь. И поставил церковь каменную во имя Пречистой Богородицы честного ее Рождества, и расписал, искусных живописцев старца Митрофана и Дионисия, и всяческими красотами украсил ее. И все церковное священное устроил убранство, что и ныне сохраняется, удивляя очи видящим красоту . И стадо Христово, избранное к истинному богоразумию, множество иноков обители своей, в безопасности сберег от звериных зубов чудными словами божественных своих поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010