Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Пафнутьев Боровский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1444. Ссылки:     Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21398, 36.53266 Проезд: На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (ми ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10). На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители. Изменить описание объекта < (XVII в.) > Карта и ближайшие объекты Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского. Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 г. Преподобный Пафнутий скончался в 1477 г., а в 1547 г. был причислен к лику святых. В 1444 г. Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 г. принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00363

Первый день. Поучение 3-е. Преподобный Пафнутий Боровский. (Как должно уповать на промысл Божий?) I. Воспоминаемый ныне св. церковью преподобный Пафнутий (XV в.), мирским именем Парфений, был родом из татар; отец его сначала занимал должность баскака (татарский чиновник для сбора дани) в городе Боровске (ныне Калужской губернии), а впоследствии перешел в христианство. Родители Пафнутия были люди достаточные и владели поместьями. Пафнутий родился близ Боровска и до двадцати лет жил вместе с родителями; затем, чувствуя влечение к иноческой жизни, вступил в Покровский Боровский монастырь иноком и здесь проводил жизнь в строгом воздержании, молитве, посте и постоянных трудах. Два раза в неделю, в понедельник и пятницу, он совсем не принимал пищи, в среду ел только сухое. Телесными трудами его были: летом работа в огороде, ношение и рубка дров для братии; зимою – плетение рыболовных сетей и корзин. До самой кончины, не взирая на старость или болезни, вел преподобный этот строгий образ жизни, не послабляя себе ни в чем. Укажем несколько важнейших черт из жизни преподобнаго. Он был незлобив, терпелив в нуждах, незаботлив о своих телесных потребностях, строг к себе, снисходителен к другим. «Глубокое упование на помощь от Бога никогда не оставляло его». Так, однажды приближался праздник Пасхи, а в обители вовсе не было рыбы. Братия скорбели об этом, но преподобный сказал им: «не печальтесь: Господь утешит нас!» В великую субботу, в вечерню, клирик пришел к потоку почерпнуть воды и увидел в потоке необыкновенное количество рыбы. Закинули сети, и рыбы было наловлено в изобилии. Когда дело касалось нужд ближняго, преподобный Пафнутий первый спешил на помощь. Так во время сильного голода в окрестностях ежедневно до тысячи голодных жителей получали пищу из монастырских запасов. – Еще дар прозорливости отличал преподобнаго. Взглянув в лицо иноку, Пафнутий нередко узнавал, добрыя или худыя у кого мысли. Однажды, по одному взгляду, Пафнутий узнал убийцу. Еще при жизни преподобный творил многия чудеса, исцеляя слепых и расслабленных. Он скончался 1 мая 1478 года, 83 лет от роду, предсказав за неделю день своей кончины и благочестиво приготовив себя к этому дню. Тело его впоследствии было обретено нетленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Местоположение монастыря Боровской Пафнутиев мужской, первоклассный штатный Монастырь находится на левом берегу реки Протвы, в трех верстах, к востоку, от уездного города Боровска. Он расположен на отлогой покатости горы, при дороге от Боровска к городу Серпухову. Северную и западную стороны монастыря обнимают монастырские пруды и речка Истерма, отделяемая от прудов насыпною плотиною, имеющая течение на юг и впадающая в реку Протву. За Истермою, на правом берегу её, лежит по косогору монастырский сад, крестьянская земля и Рощинская слобода с приходскою её церковью на горе; на южной стороне монастыря расположены монастырские, городские и Рощинской слободы крестьян деревянные лавки для ярмарок; за ними крестьянские дома той же Рощинской слободы, а далее река Протва; имеющая течение на восток. На восточной стороне монастыря не на дальнем расстоянии скотный монастырский двор с огородами, и Ребушинская слобода с приходскою её церковью на горе. II. Сведения об основателе монастыря, преподобном Пафнутие Монастырь Боровский основан преподобным Пафнутием в 6592 (1444) году апреля в 23 день, при владении удельного Боровского князя Василия Ярославовича, как о сем сказано в житии преподобного Пафнутия, описанном его учеником Вассианом, Архиепископом Ростовским и Ярославским и напечатанном в Чет – Минеи под 1 ч. мая. Из жизнеописания видно, что основатель сего монастыря преподобный Пафнутий произошел от рода татар ордынских. Дед его во времена властвования татар был баскаком – властителем города Боровска, в последствии, приняв христианскую веру остался навсегда в России и жил в сельце Кудинов около трех верст от города Боровска на юго-западной стороне. От сына сего баскака родился преподобный, которому при св. крещении дано было имя Парфений, а когда пришел в возраст, оставил дом родительский и вступил в число братства Покровского монастыря, находившегося на восточной оконечности горорда Боровска, вниз по течению реки Протвы на правом берегу её, и именовавшегося по возвышенности местоположения Высоким Покровским.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Феодосий, митрополит Черкасский и Каневский (Снигирев Денис Леонидович) Дата рождения: 31 августа 1974 г. Дата хиротонии: 6 января 2011 г. Дата пострига: 2 апреля 1998 г. День ангела: 16 мая Страна: Украина Биография: Родился 31 августа 1974 г. в Киеве. В 1991 г. окончил среднюю школу. В 1994 г. окончил Николаевское медицинское училище с присвоением квалификации «фельдшер». В 1994 г. поступил в Калужское духовное училище, которое по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 января 1997 г. было преобразовано в духовную семинарию. С 1996 г. — иподиакон архиепископа Калужского и Боровского Климента . 2 апреля 1998 г. архиепископом Климентом пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского. 21 апреля 1998 г. архиепископом Климентом рукоположен в сан иеродиакона, 30 июня 1998 г. — в сан иеромонаха. В 1998 г. окончил Калужскую духовную семинарию. 3 июля 1998 г. зачислен в братию Рождества Богородицы Пафнутьев Боровского монастыря, назначен казначеем обители и главным редактором еженедельного издания «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря». В 1999 г. назначен благочинным Пафнутьев Боровского монастыря и членом Епархиального совета Калужской епархии . В 1999 г. поступил в Московскую духовную академию . 3 июля 2000 г. переведен на служение в г. Калугу, назначен секретарем Епархиального совета Калужской епархии, заведующим канцелярией Калужского епархиального управления и настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Калуге. 23 августа 2001 г., согласно поданному прошению, направлен на Украину. 24 октября 2001 г. назначен настоятелем храма-часовни в честь прп. Евфросинии Полоцкой в Киеве. В том же году, согласно поданному прошению, переведен из Московской духовной академии в Киевскую духовную академию , которую окончил в 2003 г. С марта 2002 г. — главный редактор миссионерского еженедельника «Православный Печерск». 5 апреля 2004 г. возведен в сан игумена. 28 февраля 2005 г. возглавил созданный на базе прихода в честь прп. Евфросинии Полоцкой киевский Владимирский духовно-просветительский центр.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198693...

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:не ранее 1690. Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21468, 36.53285 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня примыкает к северной стороне трапезной. Построена в 1690 году на средства князя К.О.Щербатова. Архитектурные формы традиционные - четверик на восьмерике. Особенностью колокольни является то, что грани восьмерика расположены на осях четверика - прием довольно редкий. Колокольня представляет собой самостоятельное здание, пристроенное к северной стене трапезной. После сооружения в 1511 году здания трапезной на ее северной паперти была устроена звонница. В конце XVII века на ее месте, с сохранением некоторых элементов основания, возводится красивейшая колокольня, дошедшая до наших дней. Колокольня пятиярусная, с «восьмериком на четверике». Такая форма характерна для середины и конца XVII века. Верх её сделан по образцу колокольни московского Высоко-Петровского монастыря. Но мастера каменных дел не стали повторять ранее созданного. Они развернули восьмерик так, что против плоскости четверика оказалась не плоскость, а ребро восьмерика. В XVII веке в русской архитектуре наметилась и развилась тенденция к богатому украшению строений как снаружи, так и изнутри. Построенная в этот период монастырская колокольня выглядит празднично: в трех поясах восьмерика и в среднем ярусе четверика в углублениях установлены изразцы с барельефными изображениями на них серафимов и разных плодов. Это творение белорусского мастера Степана Иванова, прозванного за мастерство Степаном Полубесом. Углы колокольни оформлены полуколоннами, асимметрично расположенные большие, средние и малые окна с дугообразными перемычками обрамлены красивыми кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет определенное практическое назначение — освещать лестничный ход на колокольню, паперть, ризницу, подсобные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=02056

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Трапезная церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:не ранее 1511. Ссылки:   Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.2144, 36.53305 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трапезная с церковью Рождества Христова - старейшее здание монастыря (1511 г.). Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен. С северной и южной сторон к зданию примыкают паперти, из которых средняя включена в массив колокольни, построенной в 17 веке. Храм Рождества Христова с трапезной – самое древнее из сохранившихся строений Пафнутьевой обители, время его постройки относится к 1511 г. Этот комплекс, в котором слились воедино колокольня, трапезная, теплая церковь Рождества Христова и церковь прп. Онуфрия, является самым сложным по конструкции и архитектурным формам сооружением монастырского ансамбля. Внешне комплекс выглядят как массивное, суровое, без каких-либо излишеств и украшений двухэтажное здание, вплотную примыкающее к колокольне. Единственным декоративным обрамлением гладких стен служат два узорчатых пояска, выложенных из кирпича: один, ниже окон, разделяет здание на два этажа, второй завершает верх стены. Маленькие окошки, выглядывающие из глубины толстых стен, не имеют даже простых наличников. Трапезная палата по своему устройству напоминает Грановитую палату Московского Кремля. Она представляет собой большой, площадью 260 кв. метров зал со сводчатым потолком, опирающимся на стены и один квадратный центральный столп. В толще стен, с откосами по боковым сторонам и вверху, размещены небольшие окна. Все это способствует хорошей естественной освещенности помещения. Если в настоящее время при строительстве жилых и бытовых помещений соотношение световой площади окон к площади пола берется как 1:3 – 1:6, то в трапезной оно составляет 1:50! И в то же время за счет конструктивных особенностей окон и использования отраженного света в помещении достаточно светло.

http://sobory.ru/article/?object=02057

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАДЛУБОВСКИЙ Арсений Петрович (2.03.1867, С.-Петербург - зима 1921, Алушта), литературовед, исследователь древнерусской агиографии. К. был незаконнорожденным сыном слависта П. А. Лавровского , после смерти отца, скончавшегося в 1886 г., жил в семье дяди - акад. Н. А. Лавровского (записки О. А. Кадлубовской, дочери К., в архиве Л. А. Герд). К. окончил Нежинский историко-филологический ин-т (1888). В сент. 1899 г. был принят в Харьковский ун-т на должность приват-доцента по кафедре словесности. В 1902 г. в Варшаве защитил магист. дис. «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых». В 1904 г. был избран участником съезда слав. филологов и историков от Харьковского ун-та, выполнял обязанности секретаря секции. В 1905 г. принял участие в 13-м археологическом съезде в Екатеринославе. С дек. 1906 г. секретарь историко-филологического фак-та Харьковского ун-та. В 1915 г. переехал в Петроград, читал лекции по истории житий в Петроградском ун-те. В 1916 г., когда в Перми открылся филиал Петроградского ун-та, стал первым деканом историко-филологического фак-та и первым директором б-ки, преподавал древнерус. лит-ру, обосновал необходимость собирания и изучения фольклорных и этнографических материалов Пермского края. В 1919-1920 гг. являлся профессором Таврического ун-та, образованного в Симферополе правительством барона П. Н. Врангеля (наряду с Н. К. Гудзием , В. Е. Петуховым , Д. В. Айналовым , Б. Д. Грековым и мн. др.), сблизился с С. Н. Булгаковым и Г. В. Вернадским. Скончался и был похоронен в Алуште. Научная деятельность К. началась в 1898 г. в Нежине, где вышло подготовленное им издание Жития прп. Пафнутия Боровского в редакции Вассиана II (Санина). Во вступительной статье исследователь отметил значимость не только исторической основы Жития, но и отразившихся в нем взглядов автора («представления об идеале»). Соглашаясь с мнением В. О. Ключевского о «шаблонности и однообразии житий XVI в.», К. отметил, что агиографические тексты «и при однообразии содержания могут служить выражением известного идеала и потому представляют интерес для изучения» (Житие прп. Пафнутия Боровского. 1898. С. 2). Среди важнейших источников Жития К. назвал записку о последних днях прп. Пафнутия, составленную его учеником Иннокентием, и рассказы о жизни подвижника. К. пришел к выводу, что автор Жития «останавливается на внешних фактах, внешней стороне жизни и деятельности святого. О внутренней, душевной его жизни, о богомыслии, о стремлении к внутреннему совершенствованию и о внутренних проявлениях благочестия автор не говорит ничего» (Там же. С. 5). Ученый выделил 3 группы списков Жития прп. Пафнутия.

http://pravenc.ru/text/1319778.html

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Пафнутия Боровского 2862 Память 1 мая Преподобный Пафнутий был внуком Татарина-баскака. Когда за грехи русского народа пришел на нашу землю, по Божию попущению, татарский царь Батый 2863 со своим многочисленным войском, то, опустошив ее мечом и огнем, пленивши города, разрушивши церкви Божии с их святынями и посекши как деревья или колосья русских князей и начальников, он поставил в ней татарских властителей, называвшихся баскаками 2864 . Таким баскаком и был дед преподобного Пафнутия. Во время одного восстания русских против татар дед Пафнутия принужден был креститься и был назван Мартином. У нового Христова последователя, отличавшегося благочестием, родился сын Иоанн, который, по достижении совершеннолетия, женился на девице Фотинии. Иоанн и Фотиния жили в своем наследственном селе Кудинове, верстах в четырех от Боровска 2865 . От этой четы, благочестивой и нищелюбивой, и родился около 1395 г. преподобный Пафнутий, названный во святом крещении Парфением. Развиваясь и возрастая телесно, Парфений вместе с тем совершенствовался и духовно. Преуспевая в изучении грамоты и особенно в чтении Божественных книг, отрок поучался и добрым нравам: кротости, незлобию, целомудрию. Охотно подражая людям добродетельным, он стремительно избегал общения с пустыми людьми. Когда Парфению исполнилось двадцать лет от роду, он оставляет дом отца, сладкую любовь родителей, сродников и друзей; отрекается от всего мирского и поступает в Высокий Покровский монастырь близ города Боровска 2866 . От Маркелла, настоятеля этого монастыря, Парфений принял пострижение с именем Пафнутия и был отдан под руководство престарелого священноинока Никиты, бывшего ученика преподобного Сергия 2867 . Семь лет преподобный Пафнутий был в послушании у благочестивого старца и научился от него иноческим добродетелям. Он приобрел общую любовь и почтение братии. Когда игумен Маркелл скончался, преподобный Пафнутий был избран настоятелем Высокой обители, после долгих и настоятельных просьб братии и боровского князя Симеона Владимировича. Посвящение он принял от рук всероссийского митрополита святого Фотия 2868 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Боровск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Роще. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Иоанна Богослова , Василия Великого Год постройки:1708. Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща Координаты: 55.21444, 36.52528 Проезд:На маршрутном автобусе Балабаново-Боровск до остановки " Роща " , далее по ул. Шмидта 400 метров до кладбища. На территории погоста и находится этот храм. На этом же автобусе можно доехать и с Боровской автостанции. Автобус ходит через 10-15 минут Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1708 году в селе Роща (Рощинская слобода) на деньги прихожан был построен храм. Кирпичное здание храма включало в себя холодный четверик и трапезную часть с печным отоплением, на зиму холодная половина закрывалась. Храм и примыкающее к нему кладбище обнесены каменной оградой. Престола три: центральный освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, южный - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный - во имя святителя Василия Великого. Главный пятиярусный иконостас украшен деревянной резьбой с позолотой. В храме находится Иверская икона Божией Матери со Святой Горы Афон. В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери «Утоли моя печали», обретенная, по преданию, в реке Протве. Из утвари особо замечательно Евангелие небольшого размера, напечатанное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. В 1840 году московский купец И. В. Волков построил при храме богадельню. До 1905 года на приходе действовала одноклассная земская школа для мальчиков. В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в нем совершались регулярно. Церковь Рождества Богородицы, каменная, обнесённая каменной оградой, которой отведено кладбище. Построена в 1708 г. прихожанами. На небольшом удалении от обители прп. Пафнутия Боровского расположен храм, по некоторым данным построенный в 1709 г. Строение кирпичное. Престолов три. Один во имя Пресвятой Богородицы. Два в теплой половине: по правую сторону - св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по левую - во имя св. Василия Великого. Утвари было достаточно - Евангелие небольшого размера, печатано в 1668 г. при государе Алексее Михайловиче. Церковные деньги хранились в высокоустроенной стене каменной кладовой с металлической дверью, за двумя замками, внутренним и наружным. При приходе была земская одноклассная школа для мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=01763

Закрыть itemscope itemtype="" > Страшная секуляризация Церкви По словам иерея Алексия Мороза, выступление иеромонаха Фотия в шоу «Голос» вызывает недоумение 29.09.2015 3943 Время на чтение 5 минут Участником популярного шоу «Голос» на Первом канале стал насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря из Калужской области иеромонах Фотий (Мочалов), пишет «Российская газета» со ссылкой на сообщение обители. Четвертый сезон популярного музыкального шоу «Голос» стартовал на Первом канале 4 сентября. Заявки на участие в нем прислали несколько тысяч претендентов со всего мира. Из них были отобраны 150 человек. В их число вошли вокалисты из Уфы, Калининграда, Бурятии, Ростовской и Иркутской областей, а также певцы из Индии и Бразилии. «Калужскую область представил насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов), который по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента примет участие в конкурсе», - говорится в сообщении. Необычный участник исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», покорив своим голосом одного из самых строгих членов жюри – Григория Лепса. Взыскательный наставник прервал слепое прослушивание после первой же музыкальной фразы: «Куда, куда, куда вы удалились, судьбы моей златые дни?» А певец Александр Градский не удержался и в конце выступления пропел часть арии вместе с участником. Отец Фотий рассказал, что закончил музыкальное училище, поет на многих иностранных языках, а в монастыре несет послушание регента – руководит хором. Участие же в светском конкурсе считает для себя испытанием. Прямо на сцене Григорий Лепс дал участнику задание выучить новый романс, который тот, вероятно, исполнит со сцены уже в ближайшее время. В интервью порталу SUPER отец Фотий рассказал об отношении к проекту. Отвечая на вопрос журналиста, позволяет ли священный сан выходить на сцену, отец Фотий сказал: «Я его воспринимаю не как шоу, и, в общем-то, оно немножко отличается от всех вокальных шоу, которые мы можем наблюдать на других каналах. Я воспринимаю это как вокальный конкурс, прежде всего. Я выступал и на других вокальных конкурсах тоже, и на сцене выступал и мне не запрещали это. И сан тоже мне это не запрещает. Нет таких канонов».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/29/st...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010