«Святой Патрик стал своеобразной поп-звездой» Карнавал в честь подвижника не приводит людей в Церковь 17 марта, 2017 Карнавал в честь подвижника не приводит людей в Церковь «Остался только внешний карнавал. Он не плохой, он не хороший, просто он не церковный, а, скажем так, околоцерковный. Может быть, если воспринимать его как инструмент миссии, в нем что-то есть. Хотя я, честно говоря, не видел людей, которые после карнавала пришли в церковь», – протоиерей Александр Шабанов, исследователь и популяризатор кельтских святых в России, рассказывает о феномене святого Патрика. Остался только внешний карнавал – Когда мы слышим: «День святого Патрика», чаще всего вспоминаются парады, зеленые наряды, пивные вечеринки. Как к этому относиться?   – Сначала надо понять, откуда появились эти парады, такое широкое празднование. Дело в том, что, когда, начиная с первой половины XIX века, ирландцы эмигрировали за границу, в частности, в Соединенные Штаты, они оказывались в окружении людей, исповедующих в основном протестантизм в разных его формах. Рядом с ними были и «классические» протестанты, и баптисты, и адвентисты. Ирландцы-католики жили в ирландских районах, где сосредотачивались на этнорелигиозной основе, там строили свои храмы. Празднование Дня святого Патрика было неким выходом за стены церкви, за стены своего «этнического микромира», своего рода праздничной манифестацией. Потом, со временем, в восприятии многих святой Патрик становится своеобразной поп-звездой: происходит обмирщение праздника. Как раз результатом такого обмирщения и стало искажение фигуры святого, ушел самый главный – сакральный смысл памяти святителя как такового, принятый и Западной, и Восточной Церковью. Остался только внешний карнавал. Он не плохой, он не хороший, просто он не церковный, а, скажем так, околоцерковный. Может быть, если воспринимать его как инструмент миссии, в нем что-то есть. Хотя я, честно говоря, не видел людей, которые после карнавала пришли в церковь. Они идут «на Патрика» как на некую условную фигуру, связанную даже не с Церковью как таковой, а со множеством рассказов о чудесном и загадочном. Кто пограмотнее из западных христиан, рассказывают о Чистилище святого Патрика на озере Лох-Дерг, о тонком мире… Канонического жития святого Патрика нет

http://pravmir.ru/svyatoy-patrik-kak-pop...

День святого Патрика, зеленые человечки и первый секретарь ЦК КПСС Зачем 17 марта надевать зелёную шапку? 17 марта, 2014 Зачем 17 марта надевать зелёную шапку? 17 марта в городах России, а особенно в Москве, на улицах появляется множество молодых людей в зеленых шапках на голове, порой с трилистником, нарисованном на лице, отовсюду доносится музыка, чаще ирландская, а главным напитком дня становится пиво. Народ празднует день святого Патрика. Какое отношение это имеет к реальному святому Патрику Ирландскому? Стоит ли православным участвовать в таких празднествах и как чтить память святого? Отвечает священник Георгий Завершинский, доктор богословия, магистр философии, кандидат технических наук, благочинный приходов Шотландии и Ирландии. Содержание статьи День святого Патрика в России — Отец Георгий, сейчас в России стало модно праздновать День святого Патрика, который ассоциируется у многих россиян с фестивалем пива, зелеными одеяниями, изображением клевера. Какое все это имеет отношение к реальному святому? Или никакого, и идет сплошное «зарабатывание денег»? — Коммерциализация праздника присутствует. Но она не обошла стороной и другие праздники, в том числе — Рождество. Здесь распродажи, фестивали еще шире, чем в день святого Валентина или святого Патрика. Так что не нужно смешивать имя святого, будь то Валентин или Патрик, с тем, как дни их памяти использует светское общество. В самом праздновании дня святого Патрика нет ничего плохого. Его празднуют во всем мире, и в Европе, и в России, и в США. Центр празднования — это Ирландия. — Если, празднуя Рождество, люди все-таки в курсе, какое событие вспоминают в этот день, то о святом Патрике с точки зрения его истории мало кто знает, по крайней мере, в России. — По крайней мере, знают, — речь о святом, а это уже немало. Что касается истории: святой Патрик сам родом из Британии, но попал в  Ирландию в плен, провел там детские и юношеские годы. Потом вернулся в Британию. И, уже став христианином, имея священный сан, он был вновь послан в Ирландию с миссией просвещения и объединения разрозненных христианских общин. Святой Патрик — первый епископ Ирландии, просветитель ирландского народа.

http://pravmir.ru/den-svyatogo-patrika/

Житие святой Бригиты Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 24 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 От переводчика. Вступление Святая Бригита Килдарская — одна из трех наиболее почитаемых в Ирландии святых 1 . Двое других — святой Патрик и святой Колумба, прозванный Колумом Килле, Голубем Церкви. Святой Патрик — апостол Ирландии, давший мощный импульс христианству на острове. Колум Килле — защитник ирландских поэтов, филидов, хранителей древней литературной традиции, сам поэт, влиятельный политик и добровольный изгнанник, принявший изгнание из Ирландии как мученичество. Кем же была святая Бригита и какое место занимает она в ряду великих святых Ирландии? Жизнь святой Бригиты приходится на самые первые века христианства на острове. Согласно ирландским анналам, она почила в 524 или 526 г., прожив, как сообщает составитель среднеирландского Жития, восемьдесят восемь лет (на тридцать один/три года пережив святого Патрика и став современницей родившегося в 521 г. Колума Килле). Бригита была дочерью одного из ирландских королей и рабыни. Так она стала причастной и королевской, и народной традициям, и была принята в сердца и королевских династий, и простолюдинов. В ее жизни было и изгнанничество. Ее мать-рабыня была продана, и Бригита, будучи еще в утробе матери, покинула родные земли своего отца и провела все детство и отрочество вдали. Бригита отказалась от замужества и избрала для себя путь монашества, приняв постриг от епископа МакКайле. Насколько необычен был такой шаг, можно судить по реакции на это родных девушки, понуждавших ее к замужеству. И все же такой выбор был не единичен. Еще несколько девушек принимали постриг вместе с Бригитой, но, видимо, женского монастыря в то время еще не существовало, и принявшие постриг девушки жили в семьях. Так же по свидетельствам Житий жила и Бригита. И только через некоторое время для нее выделяется земля под монастырь. К этому времени мы видим вокруг нее уже постоянных спутниц — святых дев, составлявших, вероятно, первую женскую общину в Ирландии. Но и до основания монастыря святая Бригита была центром притяжения для многих людей. Как рассказывает одно из Житий святой, уже те девушки, которые приняли постриг со святой Бригитой, признают ее духовный авторитет и вместе со своими родителями просят ее не покидать их и остаться жить с ними.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatoy-brigity...

Мария Ненарокова Глава I. Беда и его время «Золотой век» англо-латинской литературы приходится на период между 600 и 800 годами, когда, по мнению некоторых исследователей, она стала «лучшей в Европе» 32 . В это время были заложены основы национальной английской литературы, соединившей в себе элементы англосаксонской культуры и латинскую ученость, германский и ирландский фольклор и культуру античного Средиземноморья. Центральной фигурой этого периода был англосакс Досточтимый Беда (672/3 – 735 гг.). Чтобы понять истоки такого необыкновенного явления, как творчество Беды – богослова и церковного писателя, оказывавшее влияние на европейскую культуру на протяжении всего периода Средних веков, необходимо обратиться к истории церкви и христианского просвещения в Англии и соседней с ней Ирландии. Англия, первоначально называемая Британией, по названию кельтского племени бриттов, Шотландия и Ирландия были тесно связаны между собой в этническом и культурном отношении, так как на территории этих стран жили родственные кельтские племена. Бритты первыми приняли христианство , принесенное из Галлии во II в. н.э. 33 . В Шотландии первая христианская церковь была построена св. Нинианом в конце IV века 34 . В Ирландии первым проповедником христианства и, соответственно, первым главой церкви был св. Патрик (ок. 390 – 461 (?)). Поначалу организация Кельтской Церкви была такой же, как и в греко-римском мире. Территория, на которую распространялась церковная юрисдикция, делилась на диоцезы, управлявшиеся епископами. Епископские кафедры находились в крупных городах. Так, в начале IV в. в Британии было три епископских кафедры – в нынешних Лондоне, Йорке и Линкольне 35 . Брак для клириков был допустим. Например, св. Патрик был сыном диакона и внуком пресвитера 36 . VI-V вв. были временем возникновения монашества в Египте и Палестине и распространения его в Европе. Идеалом для христиан стал прп. Антоний Великий . Его житие было известно в Европе уже в IV веке и, согласно Блаженному Августину , многих побудило отречься от мира 37 . «Житие прп. Антония» в переводе Евагрия, многочисленные сборники изречений египетских отцов, патерики были весьма распространены в Британии и Ирландии V-VI вв. 38

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Крещение Ирландии и Ирландская Церковь V—IX веков Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 29 июня, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 В начале пятого века по Р. Х. обветшавшая Западная Римская империя доживала последние десятилетия, страдая от нападений соседних варварских племен. Отдаленная провинция Британия подвергалась набегам кельтов-гэлов из соседней Ирландии. Гэлы грабили города, увозили предметы роскоши, украшения, угоняли рабов. Во время одного из таких нападений на казавшуюся им невероятно роскошной римскую виллу в плен был взят шестнадцатилетний мальчик, сын диакона и землевладельца Кальпорния. Подростка продали в рабство в далекий и дикий Коннахт на самом западе Ирландии. Ирландия тогда была настоящим краем света. И если с востока этого острова в хорошую погоду можно иногда разглядеть холмы Британии, то на западе простирается безбрежный и бесконечный океан. Здесь на самом краю земли пас стада своего хозяина раб-британец с римским именем Патрик 1 , которое ирландцы переделали по-своему на Котриг. Ирландия, оказавшись на самой границе римского мира, осталась независимой почти случайно. Несколькими столетиями раньше — летом 82 г. правитель Римской провинции Британия Гней Юлий Агрикола стал собирать силы для покорения народа Ирландии, полагая, видимо, не без оснований, что завоевать эту страну можно при помощи одного-единственного легиона. Однако что-то помешало Агриколе осуществить свой поход, и кельтская страна осталась независимой. Римские легионеры так и не ступили на землю Ирландии, и все же в каком-то смысле она была завоевана Римом — но ее покорило не оружие, а христианство и неразрывно связанные с ним письменность и ученость. В Ирландии в первом тысячелетии по Р. Х. государства в современном понимании еще не было. Это был тот тип общественного устройства, который теперь принято называть словами “вождество” или “чифдом” (раньше называли “властью военно-племенной аристократии”), хотя все эти термины не вполне удачны. Красочное описание такого устройства дают древнейшие ирландские саги. Ирландское общество было значительно более архаичным, чем то, которое Цезарь пятью веками ранее застал в Галлии. В Ирландии еще в полной мере продолжался “героический век” с дописьменной культурой позднего железа.

http://pravmir.ru/kreshhenie-irlandii-i-...

Протоиерей Алексей Уминский: Память наших святых или остается глубоко в храмах, или приобретает державно-государственный характер 14 марта, 2017 Протоиерей Алексей Уминский в эфире радиостанции «Эхо Москвы» А.Гусаров 15 часов и 5 минут в Москве. Здравствуйте! Действительно, программа «Персонально ваш». Ольга Журавлева и Алексей Гусаров. У нас в студии – Алексей Уминский, священнослужитель, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах. Алексей Анатольевич, здравствуйте!   А.Уминский Здравствуйте!   А.Гусаров Ну, что у нас святой Патрик? Теперь и наш святой тоже. Официально будут праздновать, правда, не 17 марта, а 30-го.   А.Уминский Ну, почему? Это 17 марта по старому стилю.   О.Журавлева То есть это просто в традиции.   А.Уминский В традиции Русской православной пользоваться старым церковным календарем и поэтому в этот день 30 марта – это день наших с вами, Алексей, именин Алексея, человека Божия – и в этот же день будет праздноваться впервые в России память преподобного Патрика Ирландского, замечательного святого.   А.Гусаров Я удивился, потому что еще лет пять назад проводился здесь на Арбате 17 марта парад.   А.Уминский Неоднократно проводился.   А.Гусаров Много раз. В нем участвовали, в том числе, ирландские чиновники. Было много молодежи. А потом власти Москвы это дело запретили. Стали относиться сначала неодобрительно, сначала не разрешали, а потом, последние годы он не проводится. И вот, когда РПЦ признает Патрика, может быть, будут и шествия разрешать?   А.Уминский Это было бы неплохо, конечно. Как раз эта традиция ирландская празднования своих святых, и не только ирландская, вообще, традиция Западной Европы, когда покровитель отечества, покровитель города открывает какой-то традиционный праздник. Это же всегда бывает…, патрон города, скажем, празднуется всеми людьми – людьми церковными, людьми нецерковными, людьми верующими, неверующими. Потому что для них это пласт культуры, которых хранится из поколения в поколение, который связан с детством, со школой с подарками, с какими-то замечательными историями, с прекрасными праздниками.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksey-umi...

Святой Колумба Ирландский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 13 мая, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 К 1400-летию преставления святого Колумбы Ирландского, называемого также Колум Килле Зародившись и оформившись как новое вероучение на развалинах многонациональной Римской Империи, христианство по самой своей сути не имело специфических национальных корней. В этом, возможно, состояла его сила: комплекс этических законов христианства был направлен в первую очередь на человека как на духовную личность, и это способствовало его быстрому распространению в Европе раннего средневековья, столь многоликой и пестрой. Но, попадая в новую этническую среду, христианство каждый раз неизменно окрашивалось, если можно так выразиться, в специфические “национальные цвета”, что дало нам все разнообразие существующих и в наши дни форм местной святости. Одну из наиболее интересных и сложных форм конкретного воплощения христианского учения представляет собой кельтская Церковь, особенно — в период раннего средневековья, когда она была еще относительно свободна от влияния Рима 1 . Наиболее яркое свое воплощение кельтская Церковь нашла, безусловно, в Ирландии, христианизированной уже в V в. (мис­сия святого Патрика традиционно датируется 432 г.) и оставившей в своей истории множество имен местных святых, зачастую официально так и не признанных Римом. Но кто именно объявлялся святым в Ирландии в период раннего христианства? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, необычайно важен, так как облик святого может служить своего рода индикатором того, как именно понималась идея святости данной этнической культурой. Как известно, святым покровителем Ирландии считается святой Патрик, принесший на остров это новое вероучение и основавший первый в Ирландии монастырь (Армаг). Непосредственно рядом с ним принято ставить фигуру Бригиты, святой девственницы, также основательницы монастыря (Килдар). Ориентация на монастырь и монастырскую культуру отличала ирландское христианство с самых первых десятилетий его существования.

http://pravmir.ru/cvyatoy-kolumba-irland...

«Batushka ответит»: Сейчас я бы снял ролик про деньги священников по-другому 14 июня, 2017. Валерия Михайлова Видеоблог православного священника как альтернатива «бабушкиному христианству» В Международный день блогера — беседа с блогером и православным священником Александром Кухтой. Это было одно из самых необычных интервью: оно состоялось в первом часу ночи по скайпу – у  отца Александра Кухты гостили родственники и только в это время наступили тишина и покой. Формат вполне адекватный герою: православный блогер и священник – на «ты» с интернет-технологиями и известен на YouTube как автор и ведущий видеоблога «Batushka ответит» . Молодой батюшка отвечает на вопросы о доходах священников и о том, кто такой святой Патрик Ирландский; о том, почему не прав атеист Вассерман и что делать с Мавзолеем и лежащим там Лениным; что такое грех и откуда в обществе появились адепты «церкви летающего макаронного монстра». Сам священник предпочел миссию карьере программиста, служит в рабочем поселке под Минском и занимается тем, что предлагает альтернативу «бабушкиному христианству». О том, насколько это уместно и эффективно, – наш с ним разговор.  «Дружище Иисус» или миссия с серьезным лицом? – Отец Александр, начну с вопроса, который многие ваши критики задают: вот вы делаете такой модный молодежный блог о Церкви, а разве в любом формате можно говорить о Боге? У вас не было такого рода сомнений, что получается, скорее, некая провокация или большое упрощение, как «дружище Иисус» в фильме «Догма», помните? – Да, я понимаю, о чем идет речь. Во-первых, если у нас пойдет очень серьезный разговор, я покажу и докажу, что только в таком формате в современном мире можно обращаться к той аудитории, на которую я ориентирован. Во-вторых, никакого упрощения на самом деле нет. Хорошо, если один сценарий к короткому 7-минутному ролику пишется всего лишь 4-5 часов – это прямо супер-легкий сценарий! Большинство роликов – это сложнейшие сценарии, где есть огромное количество смыслов и подтекстов. Что поменялось? Только форма подачи. Форма такая, чтобы было понятно и интересно, но за ней мы, конечно, пытаемся не терять содержания.

http://pravmir.ru/batushka-otvetit-rolik...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Местночтимые святые Сурожской епархии От редакции Предлагаемый материал существенно отличается по форме подачи от предыдущих публикаций в этой рубрике, так как он подготовлен в Сурожской епархии и предоставлен редакции по благословению ее викария епископа Василия (Осборна). По нашему мнению, текст представляет интерес именно в том виде, в котором он был получен редакцией. Местное почитание православных святых, о которых здесь говорится, введено в Сурожской епархии Русской Православной Церкви по благословению правящего архиерея митрополита Антония в 1978 г., когда (в первое воскресенье после Дня всех святых, в земле Российской просиявших) в Лондонском соборе впервые праздновался День всех святых Британских островов. Во всех частях Испании, среди различных племен галлов, в пределах бриттов, не подчиняющихся Римской власти, но покорившихся Христу… ныне правит имя Христово. Тертуллиан . “Против Иудеев”, гл. 7. Ок. 200 г. по Р. Х. Введение После Пятидесятницы Апостолы пошли в мир с проповедью Евангелия. Вместе с учениками они основывали Церкви везде, где люди принимали проповедь спасения. Эти поместные Церкви были частью единой вселенской Православной Церкви, которая продолжает жить доныне. Из литературы и археологических свидетельств мы знаем, что в Британии Православная Церковь была основана в очень раннее время: до 200 г. по Р. Х. Действительно, греческий Синаксарь повествует об Аристовуле, апостоле от Семидесяти, который проповедал в Британии и там же мирно почил. С течением веков Православная Церковь в Британии росла и давала много святых. В этой работе представлены в основном трое из них: святой Патрик Ирландский (ок. 390–461) 37 , святой Айдан (†651) и святой Катберт (ок. 634–687). Вера так возрастала в Британии (особенно благодаря многочисленным монастырям), что с начала VII в. ирландские и английские монахи стали играть решающую роль в обращении ко Христу языческих стран Западной Европы. Только после великой схизмы 1054 г. и вторжения норманнов в 1066 г. Британия вовлекается в западноевропейское движение к римо-католичеству, поэтому до схизмы все святые Британии – православные.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

протоиерей Александр Шабанов Глава 4. Остановка на северо-западе Достиг блаженныя земли Святой монах Брендан. И Ты мне душу укрепи, Христос – Мой Капитан. Где птицы райские поют – Направь нас к той земле – Туда, где люди узнают Таинственный Туле. Иль лучше на спине – кита Дай справить Пасху нам, Ты Сам Христос – Ты наш Туле, Господь, мой Капитан! Стефан Красовицкий В брошюре «Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии» (Тверь, 1999) буквально штрихами я высказал гипотезу распространения кельтской миссии в России. Она основывалась на ставрографических наблюдениях и некоторых литературных свидетельствах. Самым ненадёжным местом этого построения была ссылка на рукопись князя Сулукадзева (†1830). Репутация человека склонного к эпатажу, мистификации (его считают автором «Велесовой книги») убедительности изложенному никак не придавали. Сулукадзева называли «русским Жюль Верном». Вполне справедливо, хотя подобное сравнение можно расценивать как комплимент, если вспомнить, что многое из «сочинённого» французским фантастом впоследствии было открыто или сконструировано. Оспаривалось также наличие именно кельтских крестов в церковном зодчестве Северо-Запада, и ставилась под сомнение сама возможность ирландского присутствия в России. Элиас Канетти писал: «Тяга в даль, к путешествиям у человека неистребима, и он ненасытно копошится в минувших эпохах и чужих культурах. Застылость собственного существования усиливается, а это занятие – самое неисчерпаемое средство для внутренних духовных перемен». Сначала о «Плавании». Из дошедших до нас повествований о святом Брендане – это самая яркая история, получившая свою самостоятельную судьбу и значение. При чтении нетрудно заметить, что –мореплаватели оказываются людьми весьма осведомлёнными и подготовленными для путешествий. У них прекрасно получается корабельная работа; они знакомы с основами навигации, судового строительства, ремонта; управляются с прямым парусом, гребут на вёслах, маневрируют в сложных ситуациях. Их пожилой игумен (Master of God – «первый после Бога») – не только духовный наставник, но и опытный капитан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010