Шкаровский М. В. Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение Антицерковная, антихристианская политика советского государства в первые десятилетия после Октябрьской революции вызвала массовое сопротивление духовенства и мирян. В разные годы оно принимало различные формы. Особенно эта борьба обострилась в период великого перелома – конца 1920-х – начала 1930-х гг. Вплоть до 1927 г. попытки гражданских властей подчинить Православную Церковь , поставить ее под полный контроль, сделать в конечном итоге придатком государственного аппарата (обновленческий, григорианский расколы и т. п.) в целом заканчивались неудачей. Рубежом в этом плане явилась легализация Временного Патриаршего Священного Синода (ВПСС) при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) , потребовавшая значительных уступок. «Декларация 1927 г.», допускавшая уход с позиций аполитичности, перемещения епископов по политическим мотивам и ряд подобных актов создавали новые условия взаимоотношений Патриаршей Церкви с государством. Именно с этого времени начал утверждаться почти тотальный контроль последнего над внутрицерковной жизнью. Такие компромиссы были негативно восприняты многими священнослужителями и мирянами. Часть православного духовенства попыталась спасти Церковь от внедрения в нее чужеродных государственных начал. Возникшее в 1927 г. движение «непоминающих» (гражданской власти и митр. Сергия) было достаточно широко распространено по стране. Всего первоначально насчитывалось более 40 архиереев, отказавшихся от административного подчинения Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Однако большинство из них не было связано между собой. Центральное место занимала наиболее сильная и сплоченная иосифлянская группа, получившая свое название по имени руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) 584 . Именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь », употребив его в 1928 г. в одном из своих писем. Недовольство «Декларацией митр. Сергия» в одной из ведущих епархий страны – Ленинградской – проявилось уже в августе 1927 г. В сентябре оно резко усилилось вследствие постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о переводе митрополита Ленинградского Иосифа, отбывавшего ссылку в Моденском монастыре, на Одесскую кафедру. Ситуацию в северной столице очень обострил и указ митр. Сергия от 21 октября о поминовении во всех храмах за богослужением властей и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке. В ноябре в городе появились приходы, не поминавшие Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание заместителя патриаршего местоблюстителя, Митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и временного при нем Патриаршего Священного Синода («Декларация» Митрополита Сергия). 1927 г. Приводится по изданию: Прот. Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви Божиею милостию, смиренный Сергий (Страгородский) митрополит Нижегородский Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Патриарший Священный Синод. Преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Святой Всероссийской Православной Церкви. О Господе радоватися. Одною из забот почившего Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона пред его кончиной было поставить нашу Православную Русскую церковь в правильные отношения к Советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования. Умирая, Святейший говорил: «Нужно бы пожить еще годика три». И, конечно, если бы неожиданная кончина не прекратила его святительских трудов, он довел бы дело до конца. К сожалению, разные обстоятельства, а главным образом, выступления зарубежных врагов Советского государства, среди которых были не только рядовые верующие нашей Церкви, но и водители их, возбуждая естественное и справедливое недоверие правительства к церковным деятелям вообще, мешали усилиям Святейшего, и ему не суждено было при жизни видеть своих усилий, увенчанных успехом. Ныне жребий быть временным Заместителем Первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, недостойного митрополита Сергия (Страгородского), а вместе со жребием пал на меня и долг продолжать дело Почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел. Усилия мои в этом направлении, разделяемые со мною и православными архипастырями, как будто не остаются бесплодными: с учреждением при мне Временного Патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок, возрастает и уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона.

http://sedmitza.ru/lib/text/440043/

Петр (Полянский Петр Федорович), митр.Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола Родился около 1860–1865 годов. Окончил московскую духовную академию со степенью магистра богословия. Много лет занимал разные посты в Учебном Комитете и Училищном Совете при Священном Синоде. 25 сентября 1920 года хиротонисан во епископа Подольского, Московской епархии. В 1923 году возведен в сан архиепископа. В 1924 году возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Крутицким. 17 ноября 1924 года хиротонисал во епископа Ереванского Антония (Романовского). 12 апреля 1925 года собором 37 русских иерархов, присутствовавших на отпевании Патриарха Тихона, согласно завещанию последнего, был избран местоблюстителем Патриаршего Престола. Каноничность местоблюстительства митр. Петра остальным епископатом Русской Церкви была признана не сразу, многие еще недоумевали, как мог недавно посвященный во епископа Петр стать местоблюстителем, тем более, что он в Патриаршем завещании был последним кандидатом. Действительно, в завещании Патриарха первым кандидатом был указан митрополит Кирилл, – затем – митрополит Агафангел, а митрополит Петр, согласно указанию Патриарха, должен был принять управление Церковью в том случае, если ни один из указанных выше по каким-либо обстоятельствам не сможет стать местоблюстителем. Обстоятельства были именно таковы, что ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел не имели этой возможности, вследствие чего обязанность управлять Церковью легла на митрополита Петра, который тоже был местоблюстителем очень недолго, всего семь месяцев, до 10 декабря 1925 года. Епископат Русской церкви был не расположен к нему за его очень быстрое возвышение. Многие были убеждены в том, что он достиг этого возвышения посредством настойчивого сближения с Патриархом, но деятельность митрополита Петра показала, что Патриарх не ошибся, указав его, ибо он оказался стойким и мужественным руководителем вверенного ему корабля Русской Церкви. В тот момент, когда митрополит Петр принял управление Церковью, основной и ближайшей задачей его была борьба против обновленчества, так как обновленцы в то время еще не сложили своего оружия и точили мечи для новых боев, хотя огромное большинство духовенства и мирян уже поняло настоящую сущность обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Будущий митрополит священномученик Кирилл (в миру Константин Иларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 г. в Кронштадте семье псаломщика. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1887 г. руковоположен во иерея. Овдовев, в 1902 г. принял монашеский постриг. С 1902 по 1904 г. начальник Урмийской Духовной миссии в сане архимандрита. В 1904 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Член Предсоборного совета. С 1909 г. епископ Тамбовский и Шацкий. 6 мая 1913 г. возведен в сан архиепископа. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., заместитель члена Священного Синода. В апреле 1918 г. назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским, к месту назначения прибыть не смог. В 1919 г. арестован в Москве. С апреля 1920 г. митрополит Казанский и Свияжский. В мае 1920 г. включен в состав членов Священного Синода. С августа 1922 г. находился в тюремном заключении в Москве. В декабре 1922 г. отправлен в ссылку в Зырянский край, где встретился со святителем Афанасием, также сосланным в эти места. По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона митрополит Кирилл первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, не воспринял эту должность, так как находился в ссылке. В октябре 1926 г. был переведен в г. Котельнич Вятской губернии. В конце 1926 г. в ходе проведенного без его ведома тайного опроса архиереев, о котором не знал, тайно избран Патриархом. После учреждения Временного Патриаршего Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) , уволен им от управления Казанской епархией. С января 1930 по август 1933 г. в ссылке в Туруханском р-не Красноярского округа. В ссылке проживал со святителем Афанасием. После освобождения в 1934 г. поселился в г. Гжатске. Публикуемые письма написаны в Красноярске после освобождения святителя Кирилла из туруханской ссылки. Интервал между ссылками (с августа 1933 по июль 1934 г., до нового ареста) был отмечен активной перепиской святителя Кирилла, вызванной стремлением использовать передышку для уяснения ситуации, сложившейся в Русской Церкви в результате «нового курса» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, и по возможности повлиять на нее. Примерно в это же время, в августе 1933 г., вернулся во Владимир из ссылки святитель Афанасий. Архиереев связывала дружба, основанная на единомыслии по насущным вопросам церковной жизни, в особенности в отношении к деятельности митрополита Сергия, которого они считали превысившим свои полномочия. 14 июля 1934 г. митрополит Кирилл был арестован, приговорен в 3 годам ссылки в Казахстан. 7 июля 1937 г. арестован в ссылке и 20 ноября 1937 г. расстрелян под г. Чимкентом вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евением (Кобрановым). Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. 1. 22–23 октября 1933 г. 626

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. Визит Патриаршего Местоблюстителя в Санкт-Петербург 2 января Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл в Санкт-Петербург для участия в торжествах по случаю 100-летия преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. У врат Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке Патриаршего Местоблюстителя хлебом-солью встречали игумения Серафима (Волошина) с сестрами. Затем митрополит Кирилл поклонился мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. За праздничной Литургией митрополиту Кириллу сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, епископ Гатчинский Амвросий, архимандрит Закхей (Вуд; Православная Церковь в Америке), сонм клириков Санкт-Петербургской митрополии. Обратившись после Евангельского чтения к собравшимся богомольцам, Патриарший Местоблюститель пожелал, чтобы молитвами отца Иоанна Кронштадтского благословил Господь Россию и Русскую Церковь, Иоанновскую обитель и каждого, кто с верой и любовью призывает святое имя праведного. После совершения Божественной литургии была отслужена заупокойная лития по новопреставленному Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. По окончании богослужения настоятельница монастыря игумения Серафима (Волошина) приветствовала архипастырей, совершивших Божественную литургию. В дар Владыке Кириллу матушка преподнесла напрестольный крест — копию того креста, который в 1898 году был вручен праведному Иоанну Кронштадтскому его прихожанами. Копии этой святыни были сделаны по благословению почившего Святейшего Патриарха Алексия как памятный дар всем тем архипастырям, которые участвовали в торжествах по случаю 100-летия преставления кронштадтского угодника Божия. По завершении Божественной литургии в Иоанновском монастыре на Карповке, Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вместе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром поклонился святыням северной столицы.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

ЦВ 24 (397) декабрь 2008 /  22 декабря 2008 г. Служение Патриаршего Местоблюстителя 13-21 декабря 2008 13 декабря, на девятый день после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил заупокойную Литургию и панихиду в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, где погребен Первосвятитель. По окончании заупокойной Литургии митрополит Кирилл совершил панихиду по почившему Патриарху у места его погребения. Затем Патриарший Местоблюститель обратился к собравшимся со словом, в котором отметил: «Мы собрались сегодня у могилы Предстоятеля, чтобы вознести молитву о упокоении его души. Чем дальше отдаляешься от дня его кончины, тем более значимым представляется образ Святейшего Патриарха. Сегодняшнее его девятидневное памятование совпадает с днем памяти святого апостола Андрея Первозванного, которому Господь судил придти на киевские холмы и своей молитвой утвердить основание нашей Церкви». В тот же день митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В крипте Успенского собора у гробниц почивших Предстоятелей Русской Православной Церкви патриарха Алексия I († 1970) и патриарха Пимена († 1990) митрополит Кирилл совершил литию. За поминальной службой пел хор Московских духовных школ. Затем в Троицком соборе Местоблюститель Патриаршего престола поклонился мощам преподобного Сергия Радонежского, преподобного Никона Радонежского и другим святыням, находящимся в храме. Преподав богомольцам архипастырское благословение, митрополит Кирилл обратился к ним со словом: «С большим волнением преступил я черту Святых врат и вошел в обитель преподобного Сергия — великую, вселенскую святыню. В самых трудных обстоятельствах жизни в эту обитель приходили люди наши; здесь они черпали помощь, получали поддержку и утешение. Сейчас Церковь наша проходит очень сложный период своего исторического бытия: скончался Святейший Патриарх, который 18 лет мудро вел церковный корабль. И для того чтобы сохранить и умножить его наследие, нам следует в первую очередь сделать то, что делает каждый, приходя в эту в святую обитель, — просить Господа, преподобного Сергия, угодников Божиих, чтобы они не оставили Церковь Русскую, не оставили землю нашу. Просить, чтобы перст Божий указал того, кто во славу Церкви и Отечества продолжит дело Святейшего Патриарха Алексия. Ныне нам всем, быть может, более, чем прежде, подобает хранить мир, любовь и единомыслие, чувствовать духовно локоть друг друга. Да поможет нам в этом Господь молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, и всех русских святых».

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Документы Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 января 2009 года 23.01.2009 23:28 ЖУРНАЛ 1 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о составе рабочих органов Архиерейского и Поместного Соборов. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить состав секретариата, а также мандатной, счетной и редакционной комиссий Архиерейского и Поместного Соборов и представить его на рассмотрение Соборов. ЖУРНАЛ 2 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола СЛУШАЛИ: Сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола, Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, о предложении Комиссии относительно формы молитвенного поминовения на богослужениях новоизбранного 16-го Патриарха Московского и всея Руси в период со времени избрания его на Поместном соборе до патриаршей интронизации 1 февраля 2009 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить следующие тексты прошений молитвенного поминовения новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси в период со времени избрания Предстоятеля Церкви  до дня его интронизации: На великой ектении: О Господине нашем Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) Митрополите (Архиепископе или Епископе) имярек, избранном и нареченном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Господу помолимся. На сугубой ектении: Еще молимся о Господине нашем Высокопреосвященнейшем (или Преосвященнейшем) Митрополите (Архиепископе или Епископе) имярек, избранном и нареченном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и о всей во Христе братии нашей. На Великом входе: Господина нашего Высокопреосвященнейшаго (или Преосвященнейшаго) Митрополита (Архиепископа или Епископа) имярек, избраннаго и нареченнаго Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, да помянет Господь Бог во Царствии Своем… 2. Возносить данные прошения на богослужениях во всех храмах Русской Православной Церкви от времени избрания до совершения интронизации новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДЕКЛАРАЦИЯ» 1927 г. один из исторически важных актов Высшего управления Русской Православной Церкви (РПЦ), официально изданный как «Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода архипастырям, пастырям и всем верным чадам Всероссийской Православной Церкви». Название «Декларация» вошло в обиход в ходе полемики, разгоревшейся после появления данного документа, и закрепилось затем в церковно-исторической литературе. Принятие «Д.» было вызвано чрезвычайно сложными условиями, в к-рых оказалась Церковь в СССР в 20-х гг. ХХ в. Гражданские власти официально считали руководством РПЦ лидеров обновленчества , отказываясь признавать законность существования высшего и епархиального управления Патриаршей Церкви. При отсутствии офиц. регистрации правящих архиереев и епархиальных советов само их существование рассматривалось властями как незаконное и служило основанием для репрессий. Одним из главных требований, к-рым власти обусловливали предоставление Патриаршей Церкви легального статуса, было издание ее предстоятелем заявления, подчеркивающего лояльность к Советскому гос-ву и осуждающего его противников, прежде всего враждебный по отношению к руководству СССР Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Первоначальный проект подобного документа был направлен в НКВД 10 июня 1926 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриарх Московский и всея Руси), который подал его вместе с просьбой о легализации Высшего церковного управления: о регистрации канцелярии Заместителя Местоблюстителя и епархиальных советов, о разрешении проводить архиерейские Соборы, издавать церковный журнал. Одновременно проект обращения к всероссийской пастве был разослан и по епархиям. В этом проекте подчеркивалась лояльность Церкви к гос. власти, но в отличие от обновленческих манифестов не затушевывалась пропасть между атеистическим материализмом (офиц. идеологией правящей коммунистической партии) и христианством. Отделение Церкви от гос-ва интерпретировалось как гарантия невмешательства Церкви в политику, а гос. власти - во внутрицерковные дела.

http://pravenc.ru/text/171618.html

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Содержание Предисловие Археографическое предисловие Раздел 1. Документы церкви 1. Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 2. Обращение церковной общины Князь-Владимирского собора в Ленинградский Совет депутатов трудящихся (Ленсовет) о желании открыть на средства общины лазарет для раненых и больных воинов 3. Список священнослужителей и действующих храмов Русской Православной Церкви в г. Ленинграде, I составленный митрополитом Алексием (Симанским) 4. Объявление Епархиального управления о проведении богослужения в церквях г. Могилева 5. Послание Патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского к верующим г. Москвы 6. Телеграмма митрополита Ленинградского Алексия И. В. Сталину о внесении Ленинградской епархией 500 000 руб. на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского 7. Обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия к верующим в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики 8. Определение Патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия митрополита Московского и Коломенского «По делу митрополита Сергия Воскресенского с другими» 9. Рапорт священника Димитриевской церкви Г. Бенигсена начальнику Псковской Православной миссии освобожденных областей России протоиерею Кириллу Зайцу об открытии приюта для сирот, детского сада, церковной школы и ведении им радиопередач на религиозные темы и обращение протоиерея Кирилла Зайца к экзарху Сергию (Воскресенскому) с просьбой передать благословление прихожанам и священнику Димитриевского прихода за их начинания 10. Письмо митрополита Ленинградского и Псковского Алексия председателю исполкома Ленсовета П. С. Попкову с просьбой разрешить издание документального сборника по истории Ленинградской епархии в годы войны 11. Письмо председателя церковного совета Хомутовской церкви Щелковского района Московской области А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. Отмена патриаршества. – Стефан – местоблюститель патриаршего престола Как Феофан по выбору Петра посвящен в епископа, точно также по выбору Петра, за восемнадцать лет пред тем, посвящен был в рязанские митрополиты из киевских учёных Стефан Яворский . Судьба его в истории нашей церкви чрезвычайно интересна. Он стоит на переходе от допетровской патриаршей формы церковного правления к петровской-синодальной и стоит не безучастным зрителем совершающегося перелома, но страдательною его жертвою. К сожалению, у нас ещё мало сведений для того, чтобы оценить и охарактеризовать это замечательное лицо. У него много общего с Феофаном во внешней судьбе: но в душе, в убеждениях, в образе действий – всё другое до противоположности. Он также был униатом; также путешествовал и учился в чужих краях, скрываясь под чужим именем и чужим исповеданием; по возвращении из-за границы также присоединён был к церкви, как впоследствии Феофан; так же блистал на академической и церковной кафедрах; также случайно сделался известным царю и, по его приказанию, посвящён во епископы. Но за этими, так сказать, внешними формами жизни, у Стефана скрывались совершенно иные убеждения, нежели у Феофана. В 1700 г. 16 октября скончался патриарх Адриан. Адриан ещё при жизни просил в помощники себе, желая в то же время иметь преемником себе по смерти, холмогорского архиепископа Афанасия, известного с хорошей стороны и Государю; на него же, по смерти Адриана, указывал Государю Тихон Стрешнев 81 ; но ни в ту пору, ни теперь Государь почему то не хотел остановить своего выбора на Афанасии 82 . Вероятно, ему нужно было для новых порядков и лицо новое. Экзархом, блюстителем и администратором патриаршего престола, 16 декабря 1700 г., назначен рязанский митрополит Стефан. Можно думать, что в это время Петр уже порешил в мыслях отмену патриаршества, и есть предание, что он тогда же выразил желание отменить это звание. Начавшаяся Шведская война дала ему повод продлить переходное положение под тем предлогом, что ему не достает душевного спокойствия, необходимого к назначению достойного лица на первую степень в русской церкви. Стефан назначен был наместником патриаршего престола с таким ограничением, чтобы, по важнейшим делам церковного управления, советовался с другими епископами, которых положено было попеременно вызывать, для этой цели, в Москву и представлять о последствиях совещаний на утверждение Государя. Это собрание очередных епископов из епархий называлось Освящённым собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010