Москва оставалась без митрополита почти два месяца. В завещании, публикуемом в этой книге, Иов утверждает, что стал митрополитом Московским и всея Руси 11 декабря. Однако по другим сведениям к 20 декабря митрополитом стал Иона, а Иов впервые упоминается как митрополит лишь 2 февраля следующего, 1587 г. Теперь Борис Годунов имел помощника, которому можно было доверять во всех начинаниях. Годунову отнюдь не нужна была сильная, самостоятельная Церковь. Еще в 1584 г. был принят соборный приговор об отмене податных привилегий монастырей и иерархов (тарханов). Было подтверждено запрещение расширять церковные земли путем покупок и вкладов, держать крестьян-закладчиков. По обыкновению, Борис Федорович представлял эти ограничения как временные, " покаместа земля поустроитца " (как и запрещение крестьянского выхода). Но важнее было то, что администрация строго следила за ограничением церковных владений: приток новых земель и крестьян в них практически прекратился. Было, конечно, желательно, чтобы русский митрополит стал патриархом, да еще не последним в ряду патриархов Вселенской православной церкви. Но не случайно от имени царя Федора Иоанновича было открыто заявлено, что власть желает иметь дело именно с дорогим для нее человеком — Иовом. Только и исключительно Иов был кандидатом в патриархи — и получил этот сан, несмотря на все трудности и потери. Когда эпопея с учреждением Московской патриархии была завершена и Уложенная грамота о ней подписана — предполагавшаяся реформа епархий была прочно забыта. До подписания грамоты Иов возвел в сан четырех митрополитов, пятерых архиепископов и одного епископа на вновь открытую Псковскую епархию. На этом деятельность нового патриарха по обустройству вверенной ему " отрасли Вселенского православия " замерла. Нижегородский архиепископ, упоминаемый в Уложенной грамоте, так никогда и не был поставлен. Правда, в Москве жил архиепископ Елассонский Арсений, служивший в Архангельском соборе, но шестым архиепископом русским его считать нельзя. Об этом свидетельствует сам патриарх Иов, в 1602 г. учредивший шестую архиепископию в Астрахани (отобрав часть епархии у слишком влиятельного и деятельного архиепископа Казанского и Астраханского Гермогена).

http://sedmitza.ru/lib/text/439624/

Патриарх Иов никого никогда не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Вступив в управление Русской Церковью, он обратил внимание на распущенность низшего духовенства и принимал меры к улучшению его нравственности. Он вновь установил учрежденные еще Стоглавым Собором, но уже забытые должности поповских старост и десятских, следивших за благочестием и исправностью духовенства. Был нестяжателен и употреблял все свои немалые средства на храмы Божии и помощь ближним. Исключительно его заботами воздвигнуты монастыри на окраине России, в Сибири. При нем успешно возобновилось прекратившееся было печатание богослужебных книг. В первый раз были изданы Цветная и Постная Триоди, Октоих, Архиерейский Чиновник, Общая Минея и Служебник. Во время патриаршества Иова были канонизированы несколько святых: святители Гурий, архиепископ Казанский († 1563; память 20 июня/3 июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), и Варсонофий, епископ Тверской († 1576; память 11/24 апреля и 4/17 октября), преподобный Антоний Римлянин († 1147; память 3/16 августа). Василий Блаженный, Московский чудотворец († 1557; память 2/15 августа), и другие. Патриарх Иов ревностно заботился о распространении и укреплении христианства среди казанских татар и в недавно присоединившейся к России Грузии. По просьбе грузинского царя Александра в апреле 1589 года были отправлены в Грузию священники для исправления порядка в богослужении и иконописцы для украшения обветшавших храмов. Н. М. Карамзин считал, что «умный и способный Иов» своим возвышением был обязан исключительно Борису Годунову, видевшему в нем прекрасное орудие для достижения своих честолюбивых планов. Но М. В. Толстой резонно возражал против этого и утверждал, что патриаршество было основано еще при Федоре Ивановиче, а «набожный Феодор не отважился бы на важное нововведение церковное, если бы не имел своих собственных благочестивых побуждений... и ту услугу, которую будто бы ожидал Годунов от Иова патриарха, мог бы оказать ему тот же Иов и в сане митрополита».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На эти качества инока обратил внимание царь Иоанн Грозный, однажды посетивший Старицкий монастырь. Государевым изволением Иов был назначен архимандритом этой обители. В 1571 году он был переведен в Москву настоятелем Симонова монастыря, а в 1575 году стал архимандритом Новоспасского монастыря, считавшегося царским. В 1581 году Иов был посвящен в епископы на кафедру подмосковного города Коломны, а в 1586 году стал архиепископом Ростова Великого. В том же году по воле царя Федора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, Иов стал митрополитом Московским и всея Руси – главой Русской Церкви. Ради этого царь и его шурин Борис Годунов, фактически правивший страной, поспешно удалили с московской кафедры митрополита Дионисия. Этому архиерею выпал жребий совершить предсмертный постриг в иночество Иоанна Грозного, отпеть и похоронить его, а потом венчать на царство Федора Иоанновича. " Премудрый грамматик " Дионисий слыл за человека умного и образованного, обладающего силой воли и характера. Вместе с князьями Шуйскими, некоторыми боярами и купцами он принял участие в заговоре против Годунова. Но тот успел предупредить действия недругов: Шуйские и бояре были отправлены в ссылку, " торговые мужики " – казнены, а Дионисий был лишен кафедры и сослан в новгородский Хутынский монастырь. Отречение от Византии В начале XVI века ученый старец Филофей из Пскова в споре с католиками, утверждавшими, что первенство в христианском мире принадлежит Риму и Римскому Папе, сформулировал и озвучил аксиому русской средневековой национальной идеологии – учение о Москве–Третьем Риме: Первый Рим пал от " латынской ереси " , Второй Рим (Константинополь) пал от нашествия турок, Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать. С этим учением на Руси распространилась уверенность в том, что Московское царство – последний в мире оплот истинной православной веры, а Московская Церковь – единственный гарант неизменности и чистоты этой веры. В это верили и этому учили все старорусские церковные мыслители от Иосифа Волоцкого до протопопа Аввакума.

http://religare.ru/2_43692_1_21.html

Архимандрит Матфей (Вакаров), как благочинный монастырей и скитов, в 1951 г. так характеризовал отца Иова: «Человек весьма скромный и братиею любимый...». Епископ Мукачево-Ужгородский Илларион (Кочергин) в 1955 г. писал: «Игумен Иов (в миру Кундря Иван Георгиевич) отличается монашеским смирением и послушанием, молитвенностью и трудолюбием. Ввиду этих духовных качеств он снискал себе уважение среди монашества, духовенства и верующих. Как настоятель скита, он неутомимо заботится обо всех нуждах скита и его насельников». В 1950 г. архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачево-Ужгородский Макарий (Оксиюк) обязывает старца быть духовником не только для Городиловского скита, но и для Мукачевского монастыря, который незадолго перед этим вернули православным. В 1951 г. новый епископ Мукачево-Ужгородский Илларион (Кочергин) снимает отца Иова с этой должности и поручает ему обслуживать Свято-Ильинскую церковь села Велятино Хустского района и благочиния Закарпатья при обязанности регистрации у уполномоченного по делам религий. Во время управления епископа Варлаама (Борисевича) в Мукачевско-Ужгородской епархии начинается планомерное наступление на права монастырей и скитов. Отец Иов выступил против этой политики, даже подписался под коллективным письмом-жалобой к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I на епископа Варлаама (Борисевича) с прошением сместить его. После этого случая епархиальное начальство сместило его с должности настоятеля, а скит был закрыт. В 1958–1959 гг. отец Иов находился в Свято-Николаевском монастыре в с. Иза-Карпутлаш Хустского района, затем в Спасо-Преображенском монастыре с. Теребля Тячевского района, где некоторое время исполнял послушание настоятеля. Но вскоре и эти монастыри были закрыты. В 1960–1962 гг. он был настоятелем храма в с. Угля Тячевского района, затем ? в с. Монастырец Хустского района. С 1962 г. и до своей кончины (28 июля 1985 года) нес послушание настоятеля храма Святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района, где некогда был древний монастырь.

http://pravicon.com/info-3643

7 июля 2014 года в Киево-Печерской лавре была совершена заупокойная Божественная литургия, которую возглавил Местоблюститель митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Ему сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, собор архипастырей Украинской Православной Церкви и другие иерархи Московского Патриархата: архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), епископ Туровский и Мозырский Леонид, епископ Унгенский и Ниспоренский Петр. Проститься с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром прибыли представители Поместных Православных Церквей: Константинопольской — архиепископ Телмисский Иов и епископ Эдмонтонский и Западноканадский Иларион, Иерусалимской — митрополит Вострский Тимофей, Грузинской — митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим и митрополит Некресский Сергий, Сербской — епископ Моравичский Антоний, Польской — архиепископ Люблинский и Холмский Авель, Православной Церкви в Америке — епископ Толедский Александр и архимандрит Александр (Пихач). При совершении чина отпевания митрополит Волоколамский Иларион огласил соболезнование Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Прозвучали соболезнования от Константинопольской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Польской Православных Церквей, Православной Церкви в Америке, а также Православной Церкви Молдовы, Русской Зарубежной Церкви. Блаженнейший митрополит Владимир погребен перед храмом Рождества Божией Матери Киево-Печерской лавры. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести молитву ко Господу о упокоении новопреставленного Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. 2. Отметить выдающийся вклад новопреставленного архипастыря в сохранение канонического единства Русской Православной Церкви. 3. В тяжелых испытаниях, переживаемых Украиной, выразить поддержку Украинской Православной Церкви, самоотверженно совершающей свое служение во имя преодоления междоусобной брани и водворения мира на украинской земле.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3695945...

Александр (Бердов) архиепископ, рукоположен с 12.09.1576 по 30.01.1589 переименован и возведен в сан митр. Новгородского и Великолуцкого Новгородская и Великолуцкая С 26 января 1589 года Александр (Бердов) митрополит, бывший архиеп. Новгородский и Псковский с 30.01.1589 † 02.06.1591 Варлаам (Белковский) митрополит, рукоположен с 20.02.1592 † 15.04.1601 Исидор митрополит, рукоположен с 6.02.1603 (1604) † 10.04.1619 Макарий митрополит, бывший архиеп. Вологодский и Великопермский с 22.07.1619 † 12.09.1626 Киприан (Старорусенков) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 20.10.1626 † 17.12.1634 Аффоний митрополит, свт., рукоположен с 8.03.1635 по 7.01.1649 удалился на покой в в Хутынский монастырь † 6.04.1653 Никон митрополит, рукоположен с 11.03.1649 по 25.07.1652 патриарх Московский и всея Руси Макарий митрополит, рукоположен с 8.08.1652 † 14.11.1663 Питирим митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский (Крутицкий) с 6.08.1664 по 7.07.1672 патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов) митрополит, рукоположен с 22.12.1672 по 26.07.1674 патриарх Московский и всея Руси Корнилий митрополит, бывший митр. Казанский и Свияжский с 6.08.1674 по 3.03.1695 на покое в Зеленецком монастыре; † 26.02.1698 Евфимий (Рылков) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский (Крутицкий) с 14.04.1695 † 6.12.1696 Иов митрополит, рукоположен с 6.06.1697 † 3.02.1716 Аарон (Еропкин) епископ Корельский, викарий Новгородской епархии с 3.02.1716 по 1721 временно управлял возвратился на свою кафедру Феодосий (Яновский) архиепископ, рукоположен с 1721 по 27.04.1725 арестован, лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь; † 5.02.1726 Феофан (Прокопович) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Изборский и Нарвский с 25.06.1725 † 8.09.1736 Амвросий (Юшкевич) епископ, бывший еп. Вологодский и Белозерский с 29.05.1740 архиепископ с 3.08.1740 † 17.05.1745 Стефан (Калиновский) архиепископ, бывший еп. Псковский, Изборский и Нарвский с 18.08.1745 † 16.09.1753 Димитрий (Сеченов) архиепископ, бывший еп. Рязанский и Муромский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Молитвенные воздыхания о упокоении новопреставленного Патриарха Болгарского Максима возносятся сегодня к небу не только в Болгарии, но и в России, на Украине, в Белоруссии, Молдове и других странах канонического присутствия Московского Патриархата. Покойный Болгарский Первосвятитель всегда оставался добрым другом Русской Православной Церкви. Пять лет своей жизни он отдал служению в Москве на посту настоятеля Болгарского Подворья при Патриархе Московском и всея Руси, а впоследствии, в сане Патриарха Болгарского, не раз с братскими визитами посещал пределы Русской Православной Церкви. Им было сделано очень многое для упрочения отношений между нашими Церквами. Мне довелось с юных лет лично знать Патриарха Максима, который всегда был для меня примером деятельной христианской веры, монашеской мудрости и пастырской любви. Совсем недавно, во дни Святой Пасхи, я имел радость общения с Его Святейшеством, и известие о его отшествии в вечность наполняет печалью мое сердце. Болгарская Православная Церковь осиротела, и мы разделяем с нашими братьями горечь утраты. Но печаль, объемлющая нас сегодня, светла, ибо Господь Иисус Христос призвал к Себе великого иерарха, который умер, насыщенный днями (см. Иов 42:17). Верю, что никогда не оставит он молитвенным предстательством своих чад духовных. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! От имени архипастырей, честного клира, боголюбивых монашествующих и мирян Русской Православной Церкви примите соболезнования в связи с кончиной Первосвятителя Болгарской Церкви. Находясь на пути в Иерусалим, присоединяюсь к Вам сегодня в молитвах об упокоении души новопреставленного. Господь Иисус Христос, Воскресение, живот и покой усопших рабов Своих, да водворит душу почившего Патриарха Болгарского Максима в селениях праведных. Вечная и благая ему память. С любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ » В тот же день митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Викентий посетил подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии, где совершил заупокойную литию на месте погребения архиепископа Серафима (Соболева). Настоятель подворья игумен Филипп (Васильцев) в приветственном слове отметил, что блаженнопочивший Святейший Патриарх Болгарский Максим в феврале 1950 года участвовал в погребении владыки Серафима, которого почитал как подвижника веры и благочестия.

http://patriarchia.ru/db/text/2579988.ht...

В 1581 году он – епископ Коломенский, в 1586 году – архиепископ Ростовский и в том же году – митрополит Московский и всея Руси. С 26 января 1589 года – патриарх. Как явствовало из многих заявлений константинопольского патриарха Иеремии – главного участника учреждения патриаршества в России, «так как ветхий Рим пал от аполлинариевой ереси, а второй Рим – Константинополь – находится в обладании у безбожных турок, то... великое Российское царство – третий Рим – превзошло благочестием все прежние царства, они соединились в одно... царство (Московское) и один (русский царь) теперь именуется христианским царем во всей вселенной; поэтому и это превеликое дело (учреждение патриаршества) по Божию промыслу, молитвами чудотворцев русских и по... царскому прошению у Бога и... совету исполняется» 3 . Здесь воедино сведены три важнейшие, неразрывно связанные причины учреждения патриаршества в России: 1) высота православного благочестия в Русской церкви; 2) положение русского царя как единственного в мире православного государя; 3) необходимость увенчать церковь в его царстве патриаршеством с тем, чтобы оно, следовательно, имело попечение обо всем Вселенском православии. Хотя, согласно соборному определению Восточной церкви 1593 года, русский патриарх занимал 5-е место в диптихе восточных патриархов, после Иерусалимского, de facto он становился опорой всего православия. Отсюда понятно, почему о патриаршестве в России хлопочет прежде всего царская власть при полном почти бездействии власти церковной. В данном случае это внешнее бездействие – лишь знак совершенного согласия русской иерархии с действиями государственной власти. Патриарх Иов был человеком глубокой молитвы, доброго православного подвига и выдающихся личных способностей. Всех удивляло его богослужение! Оно отличалось не только чинностью и благочестием, но и тем, что Иов наизусть служил литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого , чин великого освящения воды на Богоявление, даже все пространнейшие коленопреклоненные молитвы праздника Троицы читал наизусть... 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку патриарх – это не степень священства, а только почетный титул, то, по сути, у его носителя не больше прав, чем у любого другого епископа. Патриарху подчиняются не потому, что он «выше» других, а потому, что он обладает авторитетом среди епископов. Вся власть патриарха ограничена внутренними канонами Церкви и личным авторитетом пастыря. К примеру, патриарх не может единолично поставлять новых епископов или принимать решения, с которыми не будут согласны другие авторитетные члены архиерейского собора. Кто был первым патриархом на Руси? Святитель Иов, первый патриарх Русской Церкви, был поставлен в 1589 году московским Собором под председательством Константинопольского патриарха Иеремии II. До этого времени наша Церковь возглавлялась митрополитами, причем до середины XV века Русская Церковь относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления. Обязанности патриарха Патриарх как первосвященник возглавляет молитвенное служение Церкви и практически всегда лично совершает наиболее торжественные богослужения. Он также определяет отношения Церкви с государством и общественными организациями, а это означает, что он непрерывно, иногда буквально круглые сутки должен исполнять представительские и организаторские функции. Также патриарх обязан председательствовать в Священном Синоде, являющемся высшей церковной властью в период между церковными соборами. При его участии происходит назначение архиереев, поэтому он должен вникать в подробности всех внутрицерковных дел. Патриарх обязан брать на себя решение всех основных вопросов, как духовных, так и вполне земных – вроде финансирования духовных академий или назначений на важные посты в Патриархии. Кроме того, патриарх Московский и всея Руси является главой столичной Московской епархии. А еще патриарх Московский и всея Руси управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии. Может ли Церковь жить без патриарха?

http://azbyka.ru/desyat-voprosov-o-patri...

Спустя два года сменились Предстоятели как Русской, так и Константинопольской Церквей. На Московскую кафедру в декабре 1586 года был возведен архиепископ Ростовский Иов, а Константинопольский патриарший престол в третий раз занял бывший до того времени в ссылке патриарх Иеремия II. Он принадлежит к числу наиболее замечательных Византийских патриархов турецкой эпохи. Монашеский путь он начинал в обители Иоанна Предтечи близ Созополя, откуда был возведен на митрополичью кафедру в Лариссе, а после нее — на патриаршую. Став патриархом, он вскоре созвал Собор, на котором была осуждена симония, а также запрещен емватикий (подарки духовенства вновь назначенным архиереям). Заняв Константинопольский престол в третий раз, патриарх Иеремия II нашел Церковь в крайне бедственном состоянии. Кафедральным собором завладели турки, превратив его в мусульманскую мечеть, а патриаршие кельи были разграблены и разрушены. Все это предстояло строить заново, а средств у патриарха не было. Поэтому он решил сам отправиться за помощью в Россию. Его путь в Москву лежал через Речь Посполитую. Находясь во Львове, патриарх обратился к канцлеру Яну Замойскому с просьбой дать ему пропускную грамоту. Об их встрече известно из писем Яна Замойского. Он сообщает, что речь шла о возможности перенесения патриаршего престола в Киев, где некогда находилась кафедра Митрополита «всея Руси, а также Московии». Ян Замойский высказывает надежду о возможном объединении Православной Церкви с Католической. По словам канцлера, патриарх Иеремия также «не был чужд» этим проектам. Патриарх высказал свои соображения, очевидно, склоняясь к тому, чтобы оставить Константинополь. Когда патриарх прибыл в Москву, из первой же беседы с ним стало ясно, что он приехал только за помощью, а Соборного решения об учреждении патриаршества на Руси не привез. Это поставило московское правительство перед выбором: либо отпустить его без больших субсидий — и тем самым лишиться возможности учредить патриаршество, открывшейся в связи с первым посещением Руси главой Вселенской Церкви; либо одарить его богатой милостыней в надежде, что данный вопрос будет решен на Востоке, хотя история с патриархом Иоакимом показала, что полагаться на словесные обещания нельзя, Наконец, можно было задержать патриарха Иеремию и убедить его поставить патриарха на Москве.

http://e-vestnik.ru/church/patriarshestv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010