Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРФОЛОМЕЙ [арам.    ; греч. Βαρθολομαος], ап. от 12 (см. ст. Апостолы ) (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов). В Новом Завете В. упоминается только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 14; Деян 1. 13). «Варфоломей», вероятно, является распространенным арам. патрономическим именем (отчеством)     - «сын Фалмая» (ср. LXX Нав 15. 14), или «сын Толомея» (ср.: Ios. Flav. Antiq. XX 5. 2). Ставшее традиц. отождествление В. с ап. Нафанаилом (Ин. 1. 45-51) аргументируют болландисты (ActaSS. Aug. T. 5. P. 7-108), ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя, напр., блж. Августин выступал против их отождествления ( Aug. In Ps. 65. 4). Ап. Варфоломей. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в. Ап. Варфоломей. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в. В. и ап. Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя В. приводится в списках апостолов синоптических евангелий, тогда как евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о к-ром синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, В. стоит рядом с ап. Филиппом , что позволяет сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин 1. 43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском оз., т. к. и все др. ученики, свидетели этого чуда,- апостолы (Ин 21. 1-14). Наконец, поскольку В.- патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и др. имя, Нафанаил (арам.  , Натанаэл), тогда полное арам. имя В.- Натанаэл бар Толами (      ). Визант. агиографическая традиция или рассматривала ап. Нафа-наила (пам. 22 апр.) как отдельное лицо (Минологий Василия II кон. Х в.- PG. 117. Col. 418-420, 516), или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом (Синаксарь К-польской ц. X в.- SynCP. Col. 781). Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап. Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 260). В новейших трудах греч. агиографы либо склоняются к идентификации апостолов В. и Нафанаила (ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 616), либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с В. и с Симоном Зилотом ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 344). РПЦ в XIX в. еще безусловно следовала греч. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 118), но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского...» (М., 1903-1911) их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с В., хотя упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) (ЖСв. Июнь. С. 211).

http://pravenc.ru/text/154389.html

Предстоятель Церкви: Ми хочемо чути, що Константинопольського об " Православ " я, а не його 5 2019 р. 15:30 В ответном послании Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва изложил позицию Польской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине. Подчеркнув, что сложившаяся в этой стране ситуация в церковной сфере «более двадцати лет требовала и требует сегодня серьезного отношения, чтобы она служила к примирению, а не к разделению», Его Блаженство с сожалением констатировал, что в настоящее время общество Украины разделено. Блаженнейший Митрополит Савва, в частности, упомянул о разрушительной работе, которую более двух десятилетий ведет в стране бывший митрополит Филарет (Денисенко). Как известно, в 1992 году решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении. Архиерейский Собор Русской Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил это решение и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства. Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1997 году он был предан анафеме. Блаженнейший Владыка напомнил, что решения относительно этого раскольнического лидера были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской. «Его деятельность в вышеуказанное время способствовала не единству, а разделению людей веры, — отметил Предстоятель Польской Православной Церкви в послании Патриарху Варфоломею. — Она перешла также и в соседние страны, в том числе, в Польшу». Излагая позицию Польской Православной Церкви по ситуации на Украине, Блаженнейший Митрополит Савва привел решения Архиерейского Собора этой Церкви от 9 мая 2018 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5337261...

Церкви / Ihmepb " ю, 17 / Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   24 червня 2010 р. 16:33 Митрополит Волоколамский Иларион: «Мы должны быть союзниками, чтобы трудиться вместе на едином миссионерском поле» [Ihmepb " ю] 24 июня 2010 года во время поездки председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона в Варшаву состоялась его беседа с польскими журналистами. 1 червня 2010 р. 12:10 Святейший Патриарх Варфоломей: «Спустя 17 лет я нахожу совершенно иную Россию» [Ihmepb " ю] Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, завершая свой официальный визит в Русскую Православную Церковь, рассказал в интервью телеканалу «Россия 24» об отношениях двух Церквей и об итогах этой поездки. 4 травня 2010 р. 16:46 Митрополит Волоколамський «Ми досягли консенсусу в про надання [Ihmepb " ю] робота з обговорення питань порядку денного Святого Великого Собору Церкви. Про роботу в " ю «Журналу Церкви на митрополит Волоколамський (рос.) 13 2010 р. 19:47 Протоиерей Антоний Ильин: Для многих европейцев Христос это утраченное и потерянное Слово их собственной традиции [Ihmepb " ю] В марте 2010 года в Брюсселе начал свою работу Комитет представителей Православных Церквей при Европейском Союзе. Главной целью деятельности комитета является поддержание и развитие диалога между политическим сообществом Европы и Православными Церквами. И.о. представителя Русской Православной Церкви при Евросоюзе протоиерей Антоний Ильин в интервью корреспонденту сайта Православие.ru рассказал о новой структуре. 5 2010 р. 09:55 Интервью митрополита Волоколамского Илариона порталу «Romfea.gr» [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью церковному порталу новостей «Romfea.gr».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Закрыть Удар, откуда не ждали… В Польшу едет Константинопольский патриарх Варфоломей. Неужели и ППЦ признает украинских раскольников? 23.03.2022 4049 Время на чтение 4 минуты Фото: orthodox.pl Вчера Архиерейский Собор Польской Православной Церкви постановил обратиться к властям Российской Федерации с призывом остановить военные действия на Украине , сообщает « Союз православных журналистов » со ссылкой на официальный сайт Польской Православной Церкви. Польские архиереи убеждены, что «в результате вторжения российских войск в Украину наступило тяжелое время братоубийственных схваток, которое продолжается и по сей день». «В результате нарушена нормальная жизнь граждан, убито много невинных людей, прогрессирует деградация церковной и общественной жизни. Разрушаются материальные блага: храмы, памятники, объекты критической инфраструктуры и жилые дома», – говорится в постановлении Собора. Они сравнили события на Украине с тем, как Каин убил своего брата Авеля, и отметили, что не могут понять причины, по которым воюют друг с другом два братских православных и славянских народа. Поэтому призывали власти России остановить войну. «Как в Ветхом Завете, так и сегодня Бог взывает ко всем участникам военных действий: " Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли " (Быт. 4:10). Священный Архиерейский Собор Польской Автокефальной Православной Церкви, руководствуясь этой библейской истиной, призывает власти Российской Федерации во главе с президентом прекратить боевые действия в Украине, видя их злыми и непонятными», – говорится в постановлении Собора архиереев Польской Церкви. Читая такое миротворческое по виду заявление польских православных архиереев, не перестаёшь удивляться лукавству: вроде бы это обращение является призывом к миру, но почему-то оно обращено только к Владимиру Путину , а не к Владимиру Зеленскому одновременно. Фактически, «миротворческое» обращение, таким образом, превращается в обвинение России в агрессии. Получается, польские архиереи не понимают причин, которые привели к этому конфликту. Ну возможно они в Польше не замечали, как идеология укронацизма подчиняла себе Украину. Хотя это особенно странно в отношении поляков, что они не видят опасности в героизации приспешников фашистов – Бандеры и Шухевича. Ведь страшную «Волынскую резню» делали именно героизируемые ныне на Украине «херои» ОУН-ОПА (запрещена в РФ), и, казалось бы, именно поляков это должно особенно беспокоить. Но, видимо, мы, русские, чего-то не понимаем в психологии европейцев...

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/ud...

16 марта 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория " Крапивенский 4 " . С докладом на тему " Фанар vs Русская Православная Церковь в конце XVIII века " выступил председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского экзархата, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Александр Романчук. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Предваряя выступление, докладчик отметил, что тема взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом не перестает быть актуальной. " На фоне напряженности, которая в последнее время возникла во Вселенском Православии в связи с легализацией Константинопольским Патриархом Варфоломеем украинских раскольников и созданием т.н. ПЦУ, можно столкнуться с мнением, что якобы экклесиология, на основании которой Фанар обладает правом вмешиваться в жизнь автокефальных Православных Церквей, сложилась только в ХХ веке. Однако экклесиология Фанара сложилась вовсе не в ХХ столетии: хорошо известны претензии Константинопольской Патриархии на особые властные полномочия во Вселенском Православии, связанные с церковно-государственным симбиозом, сложившимся в Османской империи после 1453 года, а также представлением константинопольской иерархии о продолжении своей власти на всех территориях, входивших прежде в состав империи ромеев. Пользуясь поддержкой турецкого правительства, Фанар в течение нескольких столетий вмешивался в дела Поместных Церквей, оказавшихся в пределах Высокой Порты, последовательно подчиняя их своей власти. Вместе с тем, уже в конце XVIII столетия он попытался вмешиваться в дела Русской Православной Церкви, которая не входила в состав Османской империи " , – считает церковный историк. Протоиерей Александр Романчук напомнил о том, что в ноябре 1790 года власти Речи Посполитой широко распространили среди населения белорусских и украинских земель листовку, содержащую пастырское послание Константинопольского Патриарха Неофита VII. " Для современников это было неожиданно и удивительно: во-первых, польское католическое правительство никогда не заботилось об улучшении положения Православной Церкви, поскольку стремилось к его искоренению; во-вторых, православные в польском государстве после 1686 года канонически подчинялись Святейшему Синоду Русской Церкви, вследствие чего несанкционированное обращение Предстоятеля одной Поместной Церкви к пастве другой нельзя было интерпретировать иначе как грубое нарушение канонического порядка, влекущее за собой осложнение межцерковных взаимоотношений. Вместе с тем, текст послания Патриарха Неофита VII никогда полностью не переводился на русский язык, что было бы полезно сделать в свете современных межцерковных отношений, – это послание проливает свет на многие процессы " , – полагает докладчик.

http://religare.ru/2_121516.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Православный мир готов дать бой разрушителям веры Международные совещания иерархов накануне собора Русской православной церкви 18.11.2021 871 Время на чтение 8 минут Источник: ФСК Фото: ФСК Во второй декаде ноября в Киево-Печерской лавре предстоятель УПЦ (МП) митр. Онуфрий провёл международную православную конференцию, направленную против папистского курса Фанара. Участие в совещании, официально именуемом «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения», приняли представители семи автокефальных церквей: Антиохийской, Русской, Сербской, Болгарской, Польской, Чешских и Словацких земель, Американской. Отметим, что в конце сентября конференцию по аналогичной тематике («Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения») провел патриарх Московский Кирилл. Судя по всему, задача состояла в выработке всеправославной богословской поддержки ожидаемому решению Архиерейского собора РПЦ по осуждению Экуменического патриарха Варфоломея (вплоть до анафемы) и Стамбульского патриархата в целом. Киевская конференция рассматривалась как окончательная сверка часов мирового православия (греческий этнофилетизм к оному, разумеется, не относится) перед вынесением судьбоносного решения. 12 октября, однако, синод РПЦ перенес начало собора с 15 ноября на 26 мая. От источников в Стамбуле или Вашингтоне патриархия могла получить известия о том, что Варфоломею предстоит срочная операция в США (24 октября он там действительно слёг, а в начале ноября был прооперирован). И ввиду вполне вероятной смены правления на Фанаре руководство РПЦ решило не спешить с окончательным разрывом отношений с Экуменическим патриархатом. Конечно, сейчас надежды на изменения выглядят наивно. Основной претендент на фанарский престол Елпидифор является человеком Госдепа и ЦРУ. Но это при Варфоломее, который и поставил его ответственным за американское направление. Однако, став «первым в православии», Елпидифор, не исключено, возжелает быть более независимым. И кто знает, не захочет ли он с корабля на бал войти в историю как «вселенский примиритель». Тем более что яблоко раздора – «Святейшая церковь Украины » – гниёт на глазах и активно подтачивается такими зубастыми червями, как «почётный патриарх СЦУ Филарет», принимающий в «евхаристическое общение» уже и греческих старостильников.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/18/pravos...

Петр VII, патриарх Александрийский. Фотография. Янв. 2004 г. (Папапетру; 3.09.1949, Синхари, Кипр - 11.09.2004, Эгейское м.), патриарх Александрийский (с 1997). В 1962 г., в возрасте 12 лет, поступил послушником в Махерасский монастырь на Кипре. В 1966-1969 гг. обучался в духовной семинарии «Апостол Варнава» Кипрской Православной Церкви в Никосии. 15 авг. 1969 г. рукоположен во диакона хорепископом Констанцийским Хризостомом (Аристодиму; см. Хризостом I , архиеп. Кипрский). В дек. 1970 г. перешел в клир Александрийской Православной Церкви (АПЦ) и до сент. 1974 г. служил диаконом при патриархе Николае VI (Варелопулосе) . В 1970-1974 гг. обучался в гимназии им. Г. Аверофа в Александрии, в 1974-1978 гг.- на богословском фак-те Афинского ун-та, совмещая обучение с диаконским служением в храме свт. Спиридона близ стадиона «Панатинаикос». 15 авг. 1978 г. с благословения и в присутствии патриарха Николая VI рукоположен во пресвитера еп. Додонским Хризостомом (Синетосом) в афинском мон-ре Успения Божией Матери (Пендели). 6 дек. 1978 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем каирского кафедрального собора свт. Николая и заведующим канцелярией Патриаршего представительства (эпитропии) в Каире. В окт. 1980 г. направлен в Юж. Африку и назначен архиерейским наместником (эпитропом) Иоаннупольской и Преторийской митрополии и настоятелем храма Божией Матери «Пантанасса» (Всецарица) в Йоханнесбурге. 9 июля 1983 г. избран епископом Вавилонским, исполняющим обязанности патриаршего представителя (эпитропа) в Каире. Архиерейскую хиротонию по просьбе патриарха Николая VI 15 авг. 1983 г. совершил в Махерасском монастыре архиеп. Кипрский Хризостом I при участии иерархов АПЦ митрополитов Иоаннупольского Павла (Лингриса) и Центральноафриканского Тимофея (Кондомеркоса), а также митр. Китийского Хризостома (Махериотиса). 14 июня 1990 г. избран митрополитом Аккрским и Западноафриканским. С окт. 1991 по дек. 1994 г.- патриарший экзарх в Иринупольской митрополии . В связи с преобразованием возглавляемой им епархии в нояб. 1994 г. получил титул митрополита Камерунского и Западноафриканского. 30-31 июля 1993 г. в Стамбуле вместе с митр. Новосмирнским Агафангелом (Тамбуратзакисом) представлял Кипрскую Православную Церковь на Расширенном Соборе (Η Μεζων και Υπερτελς Σνοδος), к-рый был созван К-польским патриархом Варфоломеем I (Архондонисом) в ситуации кризиса в отношениях с Иерусалимским Патриархатом.

http://pravenc.ru/text/2580338.html

     В ходе пребывания в Афинах председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству «Ромфеа». — Ваше Высокопреосвященство, в эти дни Вы посещаете Грецию. Какой вопрос будет предметом обсуждения на встрече с Предстоятелем Элладской Православной Церкви? — Как и всегда, когда я приезжаю в Афины, я буду встречаться с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом. Мы затронем как отношения между Русской и Элладской Православными Церквами, так и межправославную повестку дня; по ней накопилось немало вопросов, которые нужно обсудить. Я хотел бы рассказать Блаженнейшему Иерониму о ситуации на Украине и о трудном положении, в котором там оказалась сейчас каноническая Православная Церковь. Об этом же я буду говорить на Межпарламентской ассамблее Православия. Очень важно, чтобы Предстоятель и иерархи Элладской Церкви, а также широкая общественность представляли реальную картину происходящего на Украине, знали, что каноническая Украинская Православная Церковь, которая является Церковью большинства на Украине, подвергается сегодня дискриминации, гонениям и беспрецедентному давлению со стороны светских властей этой страны. Давление оказывается для того, чтобы каноническая Церковь признала инициированный государством проект по созданию на Украине «единой поместной церкви». В том виде, в каком он задуман украинскими властями, этот проект является невыполнимым и крайне опасным для Церкви, поскольку его идея заключается в том, чтобы оторвать каноническую Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата и присоединить ее к двум раскольничьим структурам. Кроме того, говорится, что к проекту должны примкнуть униаты. Униаты в этом заинтересованы, поскольку, по их словам, эта единая церковь «должна быть в единстве с преемником святого Петра», а значит, она уже будет не православной, а католической. Получается, мы возвращаемся к ситуации 1596 года, когда власти польско-литовского государства насильственно обращали в унию православных людей.

http://pravoslavie.ru/114040.html

     Методы борьбы с Церковью на Украине отработаны еще со времен Брестской унии. Нечто поменялось, но не значительно. 1. Грубое вмешательство власти Тогда это Сигизмунд III и его последователи – ярые и идейные враги Православия. Сегодня, что более гнусно, это «демократические» власти Украины, где Церковь и государство отделены по закону и религиозный пафос президентам в принципе противопоказан Конституцией. А очень сложно, доложу я вам, сопротивляться давлению государства. У этого Левиафана тысячи лап, хвостов и щупалец. Есть одно (ненасытное) чрево и полностью отсутствует совесть. 2. Раздача «хлебов духовных» Это кафедры и другие должности, раздаваемые «на прокорм» людям, заявившим лояльность власти. Такова была практика в Речи Посполитой. Отдавали монастыри с пасеками, речными перевозами, покосами и т.д. слугам короны, хоть бы были они кальвинистами или атеистами. Так получали верных слуг державы и верных врагов Церкви. Сегодня будут кафедрами торговать, приманивать отступников. При этом критерии претендентов не имеют духовного измерения. Даже чем грешнее, тем лучше. Лояльный грешник при подаренной духовной власти гораздо лучше непокорного праведника. Католики XVII века знали, что делали. 3. Наличие общего центра влияния и управления Тогда это был Рим, куда «ведут все дороги». Рим и короли, преданные апостольскому престолу. Там тогда научились прикармливать отступников (Варфоломей, кстати, там и учился – на Западе). Через образование и правительственное лобби научились формировать новые элиты. Сегодня эту работу вместе с Римом делает Вашингтон: принимают клятву на верность, преподают знания вместе с обещанием будущего трудоустройства, формируют папки с компроматом, распределяют деньги, снабжают документами перебежчиков и т.д. На каком-то этапе к Риму с Вашингтоном подключился Стамбул в лице ряда патриархов, носящих титул исчезнувшего города. 4. Лишение государственной регистрации Нажим польской власти на иерархов после подписания унии привел к тому, что почти все епископы в унию ушли. Кто – из страха, кто – вприпрыжку за привилегиями. К 1620 году осталось только духовенство и монашество, остался народ. Но без епископов Церкви быть нельзя. Приехавший Иерусалимский патриарх Феофан возобновил законную иерархию, рукоположив новый епископат. Тут же был объявлен агентом… Кого? Стамбула! И только под защитой казаков остался жив и покинул пределы Речи Посполитой.

http://pravoslavie.ru/118723.html

Блаженнейший митрополит Владимир возглавил торжества по случаю 850-летия Свято-Успенского кафедрального собора во Владимир-Волынском 12 мая 2010 г. 15:49 10-11 мая 2010 года во Владимир-Волынском прошли торжества по случаю 850-летия Успенского кафедрального собора, сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви. 11 мая, в день памяти Собора Волынских святых, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион совершили Божественную литургию на площади перед кафедральным Успенским собором во Владимир-Волынском. Предстоятелю Украинской Православной Церкви и Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей сослужили: митрополит Луцкий и Волынский Нифонт ; архиепископы Хустский и Виноградовский Марк , Ровенский и Острожский Варфоломей , Львовский и Галицкий Августин ,  Сарненский и Полесский Анатолий , Винницкий и Могилев-Подольский Симеон , Белоцерковский и Богуславский Митрофан , Мукачевский и Ужгородский Феодор ; епископы Семятицкий Георгий ( Польская Православная Церковь ), Хотинский Мелетий , Владимир-Волынский и Ковельский Никодим , Шепетовский и Славутский Владимир , Переяслав-Хмельницкий Александр , Васильковский Пантелеимон , Запорожский и Мелитопольский Иосиф , духовенство Владимир-Волынской и Ковельской епархии . Перед началом богослужения Блаженнейший владыка освятил памятный крест и памятники строителю Успенского собора князю Мстиславу Изяславовичу, а также князьям Даниилу Галицкому, Васильку, Владимиру и княгине Анне. Памятники были установлены на прихрамовой территории специально к празднованию 850-летия собора. По окончании Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил крестный ход к часовне всех Волынских святых. Блаженнейший владыка окропил освященной водой часовню, в которой недавно завершились восстановительно-ремонтные работы. Затем на соборной площади был совершен благодарственный молебен, после чего управляющий Владимир-Волынской епархией епископ Никодим обратился с приветственным словом к Блаженнейшему владыке. На память о торжествах по случаю 850-летия Успенского собора епископ Никодим от лица духовенства и верующих вверенной ему епархии передал Его Блаженству икону Воскресения Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/1158250.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010