3. 3. 1//PG. 3. Col. 428; ср.: Ibid. 3. 3. 14//PG. 3. Col. 445; Ibid. 5. 1. 5//PG. 3. Col. 505; Ibid. 2.//PG. 3. Col. 392). Особое значение в своем комментарии на литургию автор «Ареопагитик» придает символизму «выхождения» и «возвращения». Эта тема имеет ярко выраженные неоплатонические коннотации, отсылая к триаде «пребывание, исхождение, возвращение». Так, служба Е. начинается с процессии каждения. Иерарх начинает движение от алтаря, обходит все пределы храма и возвращается обратно (Ibid. 3. 1//PG. 3. Col. 425). Весь евхаристический чин становится подобным символом (Ibid. 3. 3. 1//PG. 3. Col. 429). Преломление Хлеба и преподание Чаши также рассматриваются как символ божественного исхождения во множественность, а единотворящее причащение - как символ возвращения к Богу (Ibid. 3. 3. 12//PG. 3. Col. 444). Центральная часть литургии начинается с того, что «на божественный жертвенник полагаются чтимые символы, посредством которых Христос обозначается и приобщается (σημανεται κα μετχεται)...» (Ibid. 3. 3. 9//PG. 3. Col. 437). Иерарх преподает собравшимся мир, после чего совершается лобзание мира, читаются диптихи , и иерарх со священниками омывают руки водой. Затем подробно описывается анафора: в ней иерарх воспевает деяния Господа Иисуса Христа, к-рыми был спасен род человеческий. Трижды в главе, посвященной «таинству синаксиса», дословно повторяется фраза: «Иерарх священнодействует (ερουργε) божественнейшее и делает наглядным то, что воспевается посредством священно предложенных (ερς προκειμνων) символов» (Ibid. 3. 2//PG. 3. Col. 425). Иерарх снимает покров с Хлеба и Чаши, делая их видимыми, а затем раздает их причащающимся: он «делает видимыми покрытые Дары и разделяет их единство на множество» (Ibid. 3. 3. 13//PG. 3. Col. 444). «Показав Дары богодействий, иерарх и сам подходит для священного приобщения им (ες κοινωναν ατν), и иных побуждает» (Ibid. 3. 2//PG. 3. Col. 425). Иерарх не просто освящает Дары, но «священно исполняет» божественные действия (Ibid.

http://pravenc.ru/text/348067.html

53) Записка с надписью «Заседание отдела о ВЦ Управлении...». 54–59) 6 записок с различными положениями о соборе. 60) Положение о Вр[еменном] В[ысшем] Ц[ерковном] Упр[авлении] (утверждено соб[ором] 22 мая). 61) Полож[ение] – др[угой] экземпляр с подписью Махароблидзе. Мат[ериал] отдела по вопросу об устройстве прихода 62) Список членов (2 экз[емпляра] – оригинал). (Подписи.) 63) Заявление т[айного] сов[етника] Скворцова (на 3 стр. – оригинал). 64) Тезисы доклада Никонорова («Положения...»), оригинал. 65) Доклад[ная] записка Свенцицкого по этому же вопросу (оригин[ал]). 66–67) Протоколы заседан[ия] приход[ского] отдела 21/22 мая (оригинал и копия, 2 экз[емпляра]). 68) Рукописное заявление членов собора о передаче доклада С[оюза] р[усских] нац[иональных] о[бщин] в в[ысшее] ц[ерковное] упр[авление]. 69) Записка с тезисами по развитию эк[ономической] жизни в цер[ковном] приходе (3 стр. – оригинал). Материал 3 отдела о цер[ковной] дисциплине 70) Список членов (оригинал). (Подписи.) 71) Протокол заседан[ия] 22 мая (оригинал – 2 стр.). Материал 4 отд[ела] о дух[овных] уч[ебных] заведениях 72) Подписи членов (оригинал). 73) Протокол 22 мая (оригинал – 6 стр.). 74) Резолюции отдела. 75) Прошение пед[агогического] собр[ания] Екатер[инодарского] жен[ского] учил[ищ]а (3 стр., оригин[ал]). 76) Доклад Ставр[опольского] Еп[архиального] совета (13 стр. – оригинал). Материал комиссий 77) Список членов ком[иссии] 1 по составлению грамот и воззваний. 78) [Список членов ком[иссии] 2 «личного состава». 79) Протокол ком[исс]ии лич[ного] состава 2 от 20 мая (4 стр., ориг[инал]). 80) Список членов собора с указанием епархий (4 стр.). 81) Список членов президиума и участников отделов и комиссий. 82–83) Список чл[енов] ред[акционной] комиссии 3) и ее протокол 22 мая. 84–85–86) Телеграммы от собора разным лицам (рукой Верховского) 207 . 87) Заявление попа Николайченко председателю собора от 22 мая. 88) Текст адреса архиеп[иско]пу Агафодору (поп Карташев писал, 4 стр.). Продолжение списка 1 о ст[авропольском] соборе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

151 Кирилл (Говорун), архим.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4975 153 Степаненко М. Евро-Майдан: евреи руками униатов вытащили самые большие каштаны.//Миссионерско-апологетический проект «К Истине». – URL: http://www.k-istine.ru/sects/sects_ukraina-02.htm 154 Кирилл (Говорун), архим.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4975 156 Обращение священнослужителей Украинской Православной Церкви ко всем людям доброй воли в Украине.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/4963 157 Петр (Мещеринов), игум. Экклезиология: теоретические и практические проблемы.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: 160 Огульчанский Б., прот. Быть христианином в гражданском обществе, или Спасение души versus гражданская и политическая активность?//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5012 161 Обращение священнослужителей Украинской Православной Церкви ко всем людям доброй воли в Украине.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/4963 162 Дудченко А., прот. Интервью о священниках на майдане.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/4967 163 Огульчанский Б., прот. Быть христианином в гражданском обществе, или Спасение души versus гражданская и политическая активность?//Интернет-портал «Киевская Русь» . – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5012 165 Обращение украинской интеллигенции к Верховной Раде Украины в связи с межконфессиональной ситуацией в Украине.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/5094 166 Черноморец Ю. Как нам возрождать Украину?//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5047 167 Дудченко А., прот. О Московском Патриархате в Украине.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5429

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНЕЙ (ШУЛЬМИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Ириней (Шульмин) Михаил Шульмин, 1914 год В обновленчестве 26 июня 1923 года еп. Ириней вместе с духовенством и приходами города официально примкнул к обновленчеству , о чем послал заявление обновленческому Уфимскому и Мензелинскому еп. Николаю Орлову . Как указывал еп. Ириней позднее на допросе: " Цель нашего признания ВЦС была такая: сохранить мир церковный и прекратить среди народа нелепые слухи об обновленчестве, чтобы т[аким] образом служа в Мензелинске не быть предметом раздора, а всех примирить, объединить под управлением ВЦС, что мне, кажется, и удалось сделать " . Возможно, переход Иринея в обновленчество объяснялся угрозой его свободе. За борьбу с обновленцами в это время были арестованы священнослужители Нижнетагильского викариатства во главе с еп. Львом (Черепановым) . 29 июня 1923 года еп. Ириней был задержан и затем этапирован в Екатеринбург. Проходил по одному делу с еп. Львом и группой православного духовенства и мирян Екатеринбургской епархии (всего 13 человек). Ириней обвинялся в связях с " черносотенным духовенством в районах Урала " и в " контрреволюционной деятельности " по организации Нижнетагильской автокефалии. Согласно постановлению Екатеринбургского губотдела ГПУ от 17 августа 1923 года, обвиняемые были направлены в Москву в Секретный отдел ГПУ. Прибывших арестованных поместили в Бутырскую тюрьму . По решению Коллегии ГПУ от 25 сентября того же года еп. Ириней и другие проходившие по делу, за исключением еп. Льва, были освобождены под подписку о невыезде с постоянного места жительства. Мензелинский викарий Уфимской епархии 1 октября 1923 года еп. Ириней подал рапорт патриарху Тихону , в котором писал, что теперь, " освободившись из заключения, готов служить Церкви Христовой " , и просил утверждения в своей должности. Указом патриарха от 2 октября 1923 года он был назначен епископом Мензелинским , викарием Уфимской епархии . Т. о. патриарх признал законной епископскую хиротонию Иринея (как и все хиротонии, совершенные в период временной автокефалии Уфимской епархии) и утвердил учреждение Мензелинского викариатства, совершенное Собором Уфимских автокефальных епископов.

http://drevo-info.ru/articles/13672081.h...

Совершив перед святым жертвенником священную молитву, иерарх, начав каждение с жертвенника, обходит весь круг, занимаемый священным собранием, и потом, возвратившись опять к божественному жертвеннику, начинает священное пение псалмов вместе со всем церковным клиром, который участвует вместе с ним в пении псаломского славословия. Вслед за тем совершается через церковнослужителей чтение священных книг, после этого оглашенные и с ними одержимые демонами и кающиеся выводятся из святого храма, где остаются только достойные созерцания и приобщения Божественных Таин. А из церковных служителей одни стоят у запертых дверей святилища, другие исправляют что-нибудь другое из дел своего чина. Избранные же из священнослужительского чина предлагают вместе с иереями на божественный жертвенник священный Хлеб и Чашу благословений, между тем как все церковное собрание возглашает кафолическое песнословие. При этом божественный иерарх совершает священную молитву и возвещает всем святой мир, и когда все облобызают друг друга, совершается таинственное провозглашение священных помянников. Затем иерарх и иереи умывают водою руки и иерарх становится у средины божественного жертвенника, а вокруг стоят вместе с иереями только избранные служители. Воздав хвалу святым делам Божиим, иерарх священнодействует Божественные Таины и в священно-предлежащих символах перед очами поставляет то, чему воздал хвалу, затем, открыв богодейственные Дары, сначала сам приступает к священному причастию их и потом других призывает. Приобщившись и преподав богоначальное причастие другим, иерарх обращается наконец к священному благодарению вместе с народом, который участвует в благодарении, приникая к одним только божественным символам, а он сам – возводясь постоянно Богоначальным Духом священноначальственно в чистоте богообразного чина к святым началам совершаемых действий в блаженных и мысленных созерцаниях. III. Созерцательная сторона 1 . Теперь, возлюбленное чадо, после образов перейдем, держась указанного чина и с достойным святыни благоговением, к богообразной истине первообразов, заметив для только еще совершаемых в соответственное их силам и нуждам душеводство, что и самая разнообразная и священная совокупность образов не есть для них нечто не имеющее значения, хотя открывает только внешнюю сторону таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Ведь таковой человек, приходя к концу своих борений, наполняется священной радостью и с большим удовольствием шествует по пути к священному пакибытию. Божественной же близостью и единонравием близкие к усопшему, каким бы он ни был, восхваляют его, с желанием приходящего к победоносному концу, и воссылают благодарственные песни Виновнику победы, молясь при этом о том, чтобы и самим прийти к подобному же жребию. И, взяв его, относят к иерарху, как бы для вручения священных венцов. И тот радостно приемлет его и совершает согласно уставу совершаемое над преподобно усопшими. Собрав 1416 священный лик, божественный иерарх, положив усопшего перед божественным жертвенником, если тот принадлежал к священническому чину, начинает молитву и благодарение Богу. Если же тот принадлежал к чистым 1417 монахам или к священному народу, то он полагает его перед честным святилищем, около священнического входа. Затем иерарх совершает благодарственную молитву Богу, после чего литурги, прочтя находящиеся в божественных 1418 Речениях неложные обетования нашего священного воскресения, священно поют подобные по словам и тождественные по смыслу псаломским Речениям песни. Затем первый из литургов отпускает оглашенных и произносит имена уже усопших святых, вместе с которыми удостаивает только что скончавшегося равночинного прославления, и побуждает всех просить о блаженном во. Христе скончании. Затем божественный иерарх, подойдя к усопшему, творит над ним священнейшую молитву, а после молитвы целуют его и сам иерарх, и следом за ним все присутствующие. После того, как все его поцелуют, иерарх возливает на усопшего елей и, сотворив священную молитву обо всех, кладут тело в чтимом покое вместе с другими равночинными ему священными телами. 4 . Если несвященные люди увидят или услышат это, нами совершаемое, то громко посмеются, как мне кажется, и за заблуждение нас пожалеют. Не следует этому удивляться: ведь «если они не веруют тому, что говорят Речения, то и не разумеют» (ср. Ис.7:9 ). Мы же, – благодаря Иисусову световодительству 1419 – узрев умопостигаемый смысл совершаемого, скажем, что не бессмысленно иерарх вводит усопшего и полагает на равночинное ему место: ведь он тем самым священно показывает, что в пакибытии все удостоятся такого жребия, какой они выбрали в здешней жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/3825071.html Логос//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 45–47. Лосский В.Н. Тварное бытие//Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 70–86. Лосский В. Н. Творение. Триединый Бог–Творец и Божественные идеи. Творение: время и вечность. Творение: космический порядок//Догматическое богословие. М., 1991. С .222–240. Майоров Д., диак. Предельные вопросы естествознания: взгляд «снаружи». Исход//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/3863278.html Мумриков О., свящ. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»: опыт библейско–богословского осмысления реалий современной эволюционной антропологии//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/2458777.html Мумриков О., свящ. Вопрос о множественности миров в контексте мировоззрения М. В. Ломоносова//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/2288128.html Мумриков О., свящ. Космогония и космология: альфа, омега и предельные вопросы//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/3107623.html Мумриков О., свящ. Материя и иерархия мироздания//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1704645.html Мумриков О., свящ. О проблемах «богословия эволюции» на рубеже XX – XXI вв.//Богослов.RU.Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1415473.html Мумриков О., свящ. Одиноки ли мы во Вселенной?//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1671247.html Мумриков О., свящ. Продуктивен ли «Разумный дизайн» как парадигма в современной православной апологетике?//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/4472138.html Мумриков О., свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНЕЙ (СКОПЕЛИТИС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ириней, б. патриарх Иерусалимский. Фото 2018 г. Иерусалимский патриарх Ириней (Скопелитис) Хроника конфликта Скандал вокруг Патриарха Иерусалимского начался в начале года с того, что греческие СМИ заявили о том, что избрание Иринея в 2001 году было связано с закулисными махинациями и кампанией по очернению его конкурентов. Иринею были предъявлены обвинения в том, что он пользовался для своего избрания услугами международного авантюриста Апостолоса Вавилиса, который заявил, что за продвижение кандидатуры патриарха ему обещали заплатить несколько сотен тысяч долларов. Положение Иринея значительно ухудшилось после того, как появилась информация о махинациях с продажей обширного недвижимого имущества патриархата в Старом городе Иерусалима . Сообщалось, что к этим махинациям может быть причастен Ириней. По этому поводу патриарх был вызван для объяснений израильскими , сирийскими и палестинскими властями, которые пользуются влиянием на жизнь Церкви. Еще одной стороной конфликта оказалась Греция , так как греческие монахи традиционно контролируют Иерусалимский Патриархат и составляют его иерархию. МИД Греции выразил недовольство происходящим внутри церкви и призвал патриарха Иринея " взять на себя историческую ответственность " . Однако Ириней до последнего времени категорически отказывался уйти в отставку, указывая, что избран на этот пост пожизненно. 6 мая 2005 года Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви большинством в 14 голосов из 17 членов объявил о недоверии патриарху Иринею и отрешил его от должности в связи с его причастностью к сделке со сдачей в аренду еврейской организации " Атерет коаним " участка в Старом городе около Яффских ворот, где расположены несколько гостиниц и магазинов. Сам Ириней отрицал, что являлся инициатором сделки и заявлял, что за нею стоит находящийся сейчас в бегах финансовый менеджер Патриархии Николас Пападимас. Патриарх Ириней отказался оставить свой пост, заявив, что занимает его пожизненно.

http://drevo-info.ru/articles/595.html

Патриарх Ириней дал первое большое интервью в качестве Предстоятеля Сербской Церкви Источник: Седмица.Ru Патриарх Ириней, Предстоятель Сербской Церкви БЕЛГРАД. Новоизбранный Патриарх Сербский Ириней дал первое большое интервью в качестве главы Сербской Православной Церкви, которое опубликовал интернет-ресурс «Vesti.Online». 25 января Святейший Патриарх Ириней ответил на вопросы журналистов и высказал свою точку зрения по ряду проблем современного положения сербов как в странах бывших республиках Югославии, так и в диаспоре, а также рассказал о возможности визита Папы Римского Бенедикта XVI в Ниш. Относительно положения сербского меньшинства в Косово и Метохии Патриарх Ириней заявил, что сербы в крае «находятся в тяжелейшем положении, самом тяжелом, которое когда-либо там существовало». «Столько мучений, столько страданий и столько гибели среди тех, которые там остались, - этого история не забудет. Трагедия в том, что могущественные силы знают об этом, но делают вид, что этого не видят или что все это им незнакомо. Они встали на сторону тех, кто нас выгоняет в течение более 100 лет с Косово-Метохийских просторов. Многие, будучи не в состоянии сопротивляться, бежали, и сербское население края становится все меньше. А те, которые хотели бы вернуться, не имеют никакой возможности это сделать. Те же, которые сейчас там живут в своих домах и своих небольших владениях, не уверены, что вернутся живыми, если выйдут из своих домов. Трагедия этого народа - глубочайшая трагедия в сегодняшнем мире» - сказал Патриарх Ириней. Затронув тему нестабильных отношений между Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины, двух субъектов на территории единого государства Босния и Герцеговина, Патриарх выразил надежду, что благодаря разумным действиям политических руководителей будет найден «наилучший путь, который устроит и сербский народ, и Федерацию Боснии и Герцеговины». «Веруем, что проблемы будут решены способом, приемлемым для обеих сторон, полезным для нашего народа и для всех наций, которые там проживают» - сказал Патриарх Ириней.

http://pravoslavie.ru/38069.html

IV 41. 4). Т. о., экзегеза Иринея была призвана обосновать ортодоксальные представления о П. ( White. 2014). Чаще всего Ириней использовал Послания при доказательстве единства Бога, реальности Воплощения и неразрывной последовательности истории спасения человечества, к-рые он противопоставил теориям своих противников: дуализму , детерминизму, докетической и адопцианской христологии ( Norris. 1990; Osborn. 2001. P. 190; ср.: Noormann. 1994. S. 521-522). Ириней рассматривал Послания П. как важную составную часть корпуса вероучительных текстов, находящихся в согласии между собой и раскрывающих божественный «план» спасения. Поэтому он сопоставлял отдельные высказывания апостола, доказывая их соответствие «правилу истины» (христ. пониманию Свящ. Писаний - см. в ст. Герменевтика библейская ), общему для всего Свящ. Писания ( Norris. 1990; Blackwell. 2011. P. 197-199; ср.: Bal á s. 1992; Noormann. 1994. S. 39-58, 518; Lieu. 2015. P. 426-427). Ириней обосновывал применение «правила истины» тем, что оно проистекает из самого Писания, к-рое рассматривается в свете Предания, поэтому его нельзя считать внешним критерием ( Ochagav i a J. Visibile Patris Filius. R., 1964. P. 204; ср.: Cattaneo. 2017. P. 270). Т. о., Ириней использовал круговую аргументацию, к-рую он воспринимал как проявление гармонии и внутренней согласованности ортодоксального вероучения. Дедуктивный метод, с помощью которого Ириней выстраивал богословскую систему на основании библейских текстов, был заимствован из эллинистической грамматики и риторики ( Grant R. M. Irenaeus of Lyons. L.; N. Y., 1997. P. 46-53; ср.: Idem. [Rev.]//JEcclH. 1997. Vol. 48. P. 134-135). Ириней использовал учение П. при разъяснении важнейших элементов своей богословской системы: учения о единстве Бога, о Воплощении Логоса, о божественном «плане» спасения, а также в антропологии ( Bal á s. 1992; Noormann. 1994. S. 523-529; ср.: Blackwell. 2011. P. 199-204). Термин «рекапитуляция» (см. в ст. Ириней , еп. Лионский), к-рый Ириней применил к своей концепции божественного «плана» спасения (см.: Osborn.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010