Патриарха Никона



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... рождения: 1605 г. Дата смерти: 1681 г. Дата пострига: 1635 г. Страна: Россия Биография: Патриарх Никон был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви. С его именем связаны самые важные исторические события нашей жизни XVII столетия — не только церковные, но и политические, имевшие решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства. Патриарх Никон миру Никита Минич Минин) родился В мае 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманова Нижегородской губернии и был наречен во святом крещении Никитой, по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. С малых лет Никита учился «святых книг чтению» и старался не пропускать ни одного богослужения. В возрасте 12 лет склонный к уединению, любознательный и любящий учение мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения. По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к ... далее ...
НИКОН МОСКОВСКИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... служение. Реформы. Царя и патриарха связывала настоящая дружба. Еще новоспасским архимандритом Никон каждую пятницу ездил к царю во дворец, и они подолгу засиживались за откровенной беседой; царь и сам нередко навещал архимандрита. Когда Никон стал патриархом, царь иногда целые дни проводил с ним в его загородных монастырях. Впечатлительные и порывистые, с преобладающими практическими наклонностями, и с очень развитыми эстетическими вкусами, они тем больше могли давать друг другу, что за одним чувствовалось преимущество житейского опыта и решительного характера, за другим - душевной мягкости и чуткости. Выдвинутый царем, Никон и в глазах общества являлся желательным кандидатом на патриарший престол, ввиду важных задач, стоявших тогда перед церковной властью. Большую тревогу среди преданных церкви людей вызывали тогда общая распущенность нравов, отражавшаяся и на духовенстве, и разнообразные погрешности в богослужебном чине. Еще при патриархе Иосифе, в видах упорядочения церковной жизни, образовался в Москве кружок ревнителей, с царским духовником Стефаном Вонифатьевым во главе, получивший большое влияние на церковные дела. Воззрения ревнителей разделял и Никон, ... далее ...
Московский Кремль: храм Двенадцати апостолов / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... Московской городской епархии История Храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле сооружен на месте церкви прп. Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1566-68 гг. Церковь имела придел ап. Филиппа и находилась на территории митрополичьего (с 1589 г. — Патриаршего) двора. В 1652 г. на Патриарший престол был возведен митрополит Новгородский Никон, и в Московском Кремле начинается обустройство нового Патриаршего двора, территория которого значительно увеличилась. Старые постройки двора, в том числе церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, разбирают и на их месте по заказу Патриарха Никона русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым возводятся новые трехэтажные каменные палаты и домовая церковь, которую в 1656 г. освятили в честь ап. Филиппа. На месте разобранной церкви были построены паперть нового храма и сени, ведущие в Патриаршие палаты. Проезд на передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви. Новый храм представлял собой четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов. В оформление барабанов пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует ... далее ...
Из новейших открытий археологов ИА РАН: Л.А. ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... оформления сохранившегося «Трехсвятительского» колокола (вес ок. 100 пудов) . Судя по месту находки (засыпка Больничных палат с Трехсвятительской церковью, не так уж далеко от «колоколенной ямы») и допуская, что две стороны фрагмента специально срублены под прямым углом, можно думать, что кусок спрятали сознательно, предварительно отрезав от более крупного фрагмента. До сих пор ни одного подобного медальона, даже в лучших примерах колокольного литья второй половины XVII – первой половины XVIII вв., известно не было. Эта находка – весомый вклад в представления о церковном искусстве эпохи патриарха Никона, подтверждающий его безусловно европейскую иконографию. Горны для обжига изразцов Не менее интересны находки, связанные с системой из трех горнов для обжига изразцов, врезанных в склон монастырского холма. В этом центре новационного для Московии производства рельефных изразцов с многоцветной эмалевой поливой керамические печи открывались неоднократно, в том числе и нашей экспедицией. Но в первый раз мы видим не одну печь, а целый производственный комплекс: два больших горна одного размера, имеющие общую стенку (общий размер 385 х 347 см) , и пристроенный к ним позже еще ... далее ...
Молитвы утренние и вечерние в составе печатных ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... седмичных канонов, которое до этого было неким неизменным «ядром» келейного правила в московских книгах. Сопоставительный анализ показывает, что новый состав восследования Псалтири представляет собой собрание текстов келейного правила согласно традиции киевского «Полуустава» (1643) и находит четкое соответствие с рекомендациями из «Науки о правиле» свт. Филофея Константинополского. Только собрания молитв «на сон грядущим» и утренних и акафист Иисусу Сладчайшему не были перенесены [55] на этой первой стадии в московскую Псалтирь с восследованием (1658) . После отстранения святейшего патриарха Никона наступило время «обратной реакции» на МПД: следующее издание Псалтири с восследованием (1660) в части Молебника возвращает прежнюю традицию — собрание седмичных канонов и чин «Како начати правило». Однако молитвы «спальные» так и не вернулись в этот тип сборника: их нет ни в Молебнике, ни в Часослове. Канонник издания 1662 г. повторяет дониконовское издание 1651 г., лишь добавляя ряд новых глав в конце, и становится последним изданием данного типа книги по старой традиции. Последующая традиция Псалтири с восследованием (начата с издания 1669 г.) теряет связь с Канонником в ... далее ...
Вопросы и ответы, составленные по образу ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... следующее: патриаршество святого Мефодия - с 834 по 837 год, а уже в 866-м году в окружном послании Восточным патриархам Патриарх Фотий сообщает им об обращении руссов и о том, что бывшие враги теперь попросили его поставить им епископа. В Номоканоне Патриарха Фотия это Правило приведено (гл. 56) и, соответственно, оно было в употреблении. Русь приняла Православие со " всем греческим " , включая и практику приема в Церковь отступников. Отсюда это Правило во всех Требниках, куда оно попало с греческих оригиналов, и потому на него ссылается митр. Петр Могила. Его не коснулись и исправления Патриарха Никона, которые он внес в Кормчую уже в 1659 году, хотя тема приема еретиков несколько корректировалась. Для церковного сознания России Синодального периода 17-18-го веков было немыслимо повторение Таинства над отступниками от Православия, так это являлось не только церковным, но и тягчайшим государственным преступлением и в некоторых случаях заканчивалось смертной казнью. [5] В Указе Св. Синода «Како приимати еретики или отступники…», который можно найти в Требниках от начала XVIII-го века (к примеру, «Чинопоследование соединяемых…», Москва, Синод. т. 1849) , этот Чин совершенно ... далее ...
Новые находки в Новом Иерусалиме: сезон 2016 ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... случаях рельеф изысканно тонок) . Изразцы второго и третьего типа даже вместе не равны количеству изразцов первого; кроме того, на них есть ангоб ( светло-желтого цвета ) , в то время как на «боскетных» изразцах его следов не обнаружено. Изразцы не были в кладке, это не spolia, но трудно думать, что их готовили специально для склепа – видимо, просто взяли заготовленную ранее одну серию и остатки другой, состоявшей из двух типов. Сама по себе орнаментика – несомненно, европейского происхождения. Хронологически склеп должен относиться к последнему этапу достройки монастыря при учениках патриарха Никона – не исключены 1690-е – 1700-е годы или первая четверть века (в погребении обнаружен прямоконечный крест-тельник, который можно датировать, судя по гравировке и надписям, самым концом XVII-XVIII веками) . 3. Изразец с изображением слона С первых лет исследований Нового Иерусалима среди огромного комплекса изразцов обращала на себя внимание серия с изображениями животных, прорисованных чрезвычайно реалистично и в классической манере. Они явно возникли как керамические версии одного из бестиариев нового, близкого к научному, типа, в Европе XVII века уже многочисленных. Следует ... далее ...
Ченцова В. Г. Новая книга по истории Киевской ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... территории Киевской митрополии православие, некогда покровительствуемое столь блистательными магнатами, как князь Константин Острожский, и породившее феномен церковных братств и монастырей с их школами и активной книгоиздательской деятельностью, становилось переферийным по отношению к Москве. В то же время, нельзя не отметить того огромного влияния, которое оказали представители киевского духовенства, те, кто получил образование в Киево-Могилянской академии, на Русскую Православную Церковь. Дальнейшее изучение влияния киевского православия на московское, особенно в эпоху церковных реформ патриарха Никона и начавшейся книжной справы, присоединения к Русскому государству части земель Речи Посполитой, а затем и перехода Киевской православной митрополии в юрисдикцию московских патриархов представляется, таким образом, необходимым для дальнейшего более глубокого изучения этого явления. После разделов Польши, несмотря на принятие в правление Екатерины II указа о свободе вероисповедания, на канонических территориях Киевской митрополии началась борьба против униатской Церкви, усилившаяся в ΧΙΧ в. и приведшая к значительному сокращению числа униатских приходов и монастырей. ... далее ...
[Рец. на:] Вальденберг В. Е. Древнерусские учения ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... царской власти. Вывод неутешителен для современных любителей порассуждать о «единстве царя и земщины»: «У Ивана Грозного нельзя подметить никаких демократических стремлений, никаких намёков на народный характер царской власти... Имея своё основание за пределами народной жизни, царская власть как бы не нуждается ни в какой общественной поддержке» (С. 288) . Наконец, «бунташный» XVII век видится Вальденбергу вместилищем целого калейдоскопа политических идей - от западноевропейского влияния Смутного времени до «подчинения государства Церкви», усматриваемого в начальной деятельности патриарха Никона. Тезисы патриарха, формулируемые в этой части работы, действительно впечатляют: будучи лишь одним из членов Церкви, царь не должен участвовать в поставлении клириков, судить их, созывать церковные соборы (что нарушило бы Ап. пр. 37) , а также распоряжаться церковным имуществом. Закономерен вывод: «Никон настаивал на том, чтобы государство в лице царя не имело решительно никакого отношения к церкви» (С. 308) . А вот очерк славянофильства эпохи Тишайшего вызывает немало вопросов. С Вальденбернгом трудно спорить, тем более, что он является автором специальной монографии о ... далее ...
Актуальные проблемы современной российской ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... духовным академиям начала XX в. Мною создан прецедент, хотя и скромный, по монографическому изучению проблем духовных семинарий на примере одного региона. Рязанской исследовательницей Ольгой Дмитриевной Поповой изучаются женские епархиальные училища и на большом материале готовится к защите докторская диссертация. Зачастую внимание исследователей привлекают крупные исторические личности из русской церковной истории. Например, в РАГС около года назад была защищена докторская диссертация В. В. Шмидта, в которой поставлена и во многом успешно реализована задача исторической реабилитации патриарха Никона. Позволю себе представить глубокоуважаемым слушателям и свою книгу, легшую в основу моей диссертации и недавно защищенной в Московском университете. Она посвящена епископу Гермогену (Долганову) , одному из наиболее видных церковных деятелей начала XX в. Слаба еще и степень рефлексии историков, занимающихся историей Церкви, над собой и собственной наукой. Ничтожно мало исследований по историографии отрасли, специальность 07. 00. 09 (источниковедение, историография и методы исторического исследования) среди историков отечественной Церкви, мягко говоря, не популярна. Из работ ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Патриарха Никона
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"