Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на епархиальном собрании г. Москвы Москва, 24 декабря 2007 г. В понедельник 24 декабря в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил работу ежегодного епархиального собрания города Москвы. В начале мероприятия Первоиерарх выступил с докладом о жизни Русской Православной Церкви в минувшем году, сообщает Седмица.Ru. Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на епархиальном собрании г. Москвы: Сердечно приветствую архипастырей, наместников ставропигиальных монастырей, настоятелей и настоятельниц обителей, клириков, членов приходских советов города Москвы, собравшихся на Епархиальное собрание, которое объявляю открытым. Председателем собрания, согласно Уставу Русской Православной Церкви, является правящий архиерей, каковым для Москвы является Патриарх. Согласно Уставу, нам предстоит избрать заместителя председателя, секретаря и 2-х членов собрания, для подписания протокола. Заместителем предлагаю избрать Патриаршего викария архиепископа Истринского Арсения. На прошлых собраниях секретарем избирался протоиерей Владимир Диваков, предлагаю избрать его и в этот раз. Решение принято единогласно, поэтому прошу секретаря занять место в президиуме. Для подписания протокола предлагаются кандидатуры архимандрита Саввы (Фатеева), наместника Саввино-Сторожевского монастыря, и игумении Елизаветы (Жигаловой), настоятельницы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Решение тоже принимается единогласно, и мы можем начать работу. На Епархиальном собрании 3 года назад был избран Епархиальный совет, полномочия которого ныне истекают. Предстоит переизбрание Совета. Председателем Епархиального совета, согласно Уставу Церкви, является правящий епископ Москвы – Патриарх. Начало деятельности Епархиального совета в новом составе – его первое заседание – открывается и возглавляется Нами. Дальнейшая деятельность Совета и его заседания, ввиду Нашей занятости общецерковными делами, по Патриаршему указанию проходят под председательством архиепископа Истринского Арсения, а протоколы предоставляются Нам для рассмотрения и утверждения.

http://pravoslavie.ru/25324.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance " В монастырь не уходят – туда приходят " . Интервью патриарха Алексия II журналу «Фома» 10 мин., 23.02.2019 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отвечал на вопросы журнала «Фома» в 2005 году. Его мудрое и внимательное слово всегда отзывалось в сердцах верующих людей. Сегодня, в день 15 летия со дня кончины Патриарха Алексия, мы хотим вспомнить это интервью. - В конце 30-х годов Вы с родителями совершили две паломнические поездки в Свято-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере, и эти поездки во многом определили Ваш духовный путь. Что произошло тогда? - Да, впервые Валаам я посетил еще ребенком. Впечатление от увиденного навсегда осталось в памяти. Позже я писал письма в монастырь - и самое удивительное, что мне, ребенку, монахи отвечали. Эти драгоценные, полные мудрости и любви письма я неоднократно перечитывал, храня их как святыню. И, быть может, впервые тогда мне открылось монашество, его глубинный смысл. - Ваша семья была верующей. Ваш отец был священником. И сами Вы с детства жили церковной жизнью. С какими трудностями приходилось чаще всего сталкиваться церковному человеку в 30-е, 40-е и 50-е годы? - Мое детство прошло в довоенной Эстонии, поэтому ужасы гонений на Церковь в то время меня не коснулись. Были другие проблемы, связанные с неприятием России и русского. В Советском Союзе эти тяжелейшие годы все люди переживали одинаково нелегко - первые пятилетки, страна только встала на ноги, но затем началась война, а далее были послевоенные труды. Все пережили и голод, и холод, и гонения на веру Христову, и репрессии советской власти, и жестокость оккупантов. Переживали всей страной - без разбора чинов, вероисповедания, национальности. - В тридцать два года Вы приняли монашеский постриг. Среди нецерковных людей существует устойчивое мнение, что в монастырь уходят несчастные, раздавленные горем люди. Так ли это? Что подтолкнуло Вас к принятию монашества?

http://foma.ru/v-monastir-ne-uhodiat-tud...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение Архиерейского Собора «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» 1. Воздать хвалу Господу о продолжающемся всестороннем возрождении церковной жизни в России, других странах Содружества Независимых Государств и Балтии. Благодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священный Синод за труды по руководству общецерковной деятельностью, принесшие добрый плод Пастыреначальнику Христу. 2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на настоящем Архиерейском Соборе со благодарением принять к сведению. 3. Полагать весьма полезными состоявшиеся в межсоборный период визиты Святейшего Патриарха в епархии Русской Православной Церкви, в ходе которых Его Святейшеством совершались богослужения, собиравшие большое количество верующих, проводились встречи с духовенством и мирянами, руководителями местных органов власти, военнослужащими, молодежью, интеллигенцией, представителями общественных кругов и средств массовой информации, заключенными. Просить Святейшего Патриарха продолжать в будущем посещения епархий, содействующие укреплению церковного единства, создающие возможность общения клира и паствы со своим Первоиерархом, способствующие разрешению насущных проблем на местах. 4. Выразить удовлетворение в связи с визитами Предстоятеля Русской Церкви в другие Поместные Православные Церкви, в ряд стран СНГ и дальнего зарубежья. Соборно свидетельствовать о высоком значении этих визитов и прошедших в их рамках встреч с Предстоятелями Церквей-Сестер, инославными и другими религиозными лидерами, главами государств, видными политическими и общественными деятелями. 5. С удовлетворением отметить состояние церковной жизни в стольном граде Москве, клирики и миряне которого являют добрый пример во всех областях служения Церкви. Благодарить Святейшего Патриарха за попечение о ставропигиальных монастырях и храмах, составляющих наряду со столицей Патриаршую область.

http://sedmitza.ru/lib/text/429325/

Закрыть itemscope itemtype="" > Что такое современная икона? Телепрограмма 07.02.09 13.02.2009 604 Время на чтение 12 минут Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня наша программа будет посвящена иконописи. Что такое современная икона? Существует ли современная иконопись или художник лишь воспроизводит лишь старые образцы? Должна ли меняться икона и отзываться на ритм современности? Об этом мы поговорим с гостем программы - искусствоведом Ниной Квливидзе. Вы можете принять участие в интерактивном опросе. Если Вы считаете, что современная икона может меняться и развиваться. Позвоните по телефону 995811, если Вы думаете, что иконопись должна следовать только древним канонам, наберите 9958112. А начнем мы программу с главной новости минувшей недели - интронизации Святейшего Патриарха Сюжет: Интронизация Патриарха Интронизация избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошла 1 февраля в Храме Христа Спасителя. Во время Литургии, перед чтением Апостола два старейших митрополита Русской Церкви возвели избранного Патриарха на Горнее место и трижды посадили на трон под всеобщее пение «Аксиос» - «Достоин». После этого на Патриарха Кирилла возложили те же священные облачения, в которых проходила интронизация Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II. По окончании Литургии на Патриарха Кирилла возложили зеленую мантию и патриарший куколь. Ему вручили посох святителя Петра, эту святыню на время интронизации доставили из Оружейной палаты Кремля, где патриарший жезл храниться постоянно. Святейший Патриарх Кирилл: - Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла «Братья, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны и Бог любви и мира будет с вами. Аминь». На следующий день в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх совершил молебен, почтив память Московских Первосвятителей. В тот же день в Георгиевском зале Большого Московского Дворца Президент России принял участников Поместного Собора.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

ЦВ 7 (404) апрель 2009 /  10 апреля 2009 г. Состоялось заседание Священного Синода 31 марта в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Костромской и Галичский Александр, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, епископ Брянский и Севский Феофилакт, епископ Туровский и Мозырский Стефан, митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о проведении дней памяти почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Алексия II, приуроченных к 80-летию со дня его рождения, Священный Синод поблагодарил всех, кто принял участие в мемориальных мероприятиях. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о посещении города Смоленска, Священный Синод выразил благодарность губернатору Смоленской области С.В. Антуфьеву, а также всем представителям областной и городской администрации за теплый прием, оказанный Предстоятелю Русской Православной Церкви. Священный Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о визите в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Православной Церкви в Чешских землях и Словакии Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора. Синод отметил важность для укрепления общеправославного единства состоявшегося общения Предстоятелей братских Церквей, совместного совершения Божественной литургии и обсуждения актуальных вопросов церковной жизни. Синод также выразил удовлетворение в связи с вручением Блаженнейшему Митрополиту Христофору премии имени Святейшего Патриарха Алексия II, в знак признания его заслуг в деле утверждения христианских ценностей в жизни общества.

http://e-vestnik.ru/church/sinod_70409/

Интрониза­ция избран­ного Патриар­ха Алексия II состоя­лась в воскре­сение 10 июня 1991 года, в неделю всех Святых, в Богоявлен­ском кафед­ральном соборе. Собор не смог вместить всех россиян, поже­лавших молитвенно участ­вовать в постав­лении нового Предстоя­теля Церкви. На бого­служении присутст­вовали все члены Поместного Собора, Блаже­ннейший и Святейший Патриарх всей Грузии Илия II, предста­витель Патриар­ха Антиохий­ского при Патриархе Москов­ском епископ Филиппо­польский Нифон. Интронизация патриарха Тихона 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. В начале литургии митрополит Владимир вынес ковчежец, куда он опустил жребии с именами кандидатов. Ковчежец был поставлен перед перенесенной из Успенского собора Владимирской иконой Божией Матери. И уже после окончания литургии из алтаря вышел старец Алексий из Зосимовой пустыни и после усердной молитвы с земными поклонами достал жребий, на котором было написано: «Тихон, митрополит Московский». Хор грянул «аксиос» и все запели «Тебе Бога хвалим». «Была избрана на Соборе особая комиссия для разработки чина «настолования» Всероссийского патриарха. Пред этой комиссией прежде всего выяснился факт, что древняя Русь не имела своего чина «настолования» патриарха. До патриарха Никона у нас над новопоставляемыми патриархами вторично совершали чин архиерейской хиротонии. Но после патриарха Никона чин поставления патриарха был сведен к очень немногим обрядам, причем уж слишком сильно было подчеркнуто значение московского царя, из рук которого патриарх получал и жезл Петра митрополита. Комиссия поэтому выработала особый чин, сочетав в нем древний (XIV века) Александрийский чин поставления патриарха, современную Константинопольскую практику и некоторые подробности древнерусские. Днем торжественного «настолования» патриарха было назначено 21 ноября. Пребывавший в Троицкой лавре нареченный патриарх 19 ноября совершил литургию в храме Московской духовной академии, после которой корпорация профессоров принесла ему свои приветствия и поднесла приготовленный к тому времени диплом на звание Почетного члена академии.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

Интервью Святейшего Патриарха Алексия болгарскому порталу «Религия БГ» 9 апреля 2007 г. 21:13 В преддверии Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы главного редактора болгарского портала «Религия БГ» Албены Алексиевой. — Ваше Святейшество, традиции и теплые связи между нашими Православными Церквами — Болгарской и Русской — коренятся в глубокой древности. Еще митрополит Киприан (болгарин по происхождению) возродил Русскую Православную Церковь в XV веке. Русская Церковь в лице святителя Феофана Затворника сыграла большую роль в заступничестве перед царем–освободителем для освобождения Болгарии от турецкого ига. Ныне в Болгарии имена великих русских святителей Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Митрополита Алексия и т.д. очень известны и глубоко почитаются. Большая духовная радость сегодня у нас и то, что в глубоком сердце нашей столицы Софии находятся святые мощи святителя Серафима Соболева. Имея в виду эти духовные и исторические связи между нашими Церквами, как Вы расцениваете эти связи сегодня, в настоящем дне? — В настоящее время эти связи также поддерживаются на традиционно высоком уровне и отличаются особой теплотой и интенсивностью. В Москве действует подворье Болгарской Православной Церкви , а в Софии — Подворье Русской Православной Церкви. Официальное общение между нашими Церквами проходит на уровне церковных делегаций. За последнее время ни одно важное церковное празднование ни в Болгарии, ни в России не проходило без участия, соответственно, русской или болгарской церковных делегаций. Студенты из Болгарии учатся в духовных школах Русской Православной Церкви, также как и наши студенты ездят на учебу в Болгарию. Среди епископата нашей Церкви есть архиереи, получившие духовное образование в богословских заведениях Болгарской Церкви, а многие болгарские архиереи называют Московскую Духовную академию своей Alma Mater. Мы видим, что традиция нашего близкого братского общения не прерывается.

http://patriarchia.ru/db/text/226823.htm...

— Позвольте, я начну со статистики. Если брать период с 2009 года по январь 2016-го, то на 5 тыс. храмов увеличилась наша Церковь, на 10 тыс. увеличилось количество духовенства, на 122 увеличилось количество монастырей. Произошел рост приходов в городе Москве — их стало на 160 больше. Количество епархий в 2009 году 159, сегодня — 296. И количество епископата — 200, сегодня — 361, вот такие сухие цифры. Но я хочу сказать, что каждый этап жизни Церкви был отмечен очень важными достижениями. Если говорить о периоде патриаршества Алексия I, патриарха Пимена, то Церковь сузилась до 6 тыс. с небольшим приходов, до 16 монастырей, но она выжила. Больше того, именно в то время сформировался епископат, способный вести реальный диалог с властями и с внешним миром. У епископата того времени был очень редкий опыт международной работы, работы за рубежом. И вот если бы этого периода не было, то я не знаю, что было бы к 1991-1992 годам, не знаю, что бы от Церкви осталось. Вы помните, что в начале 90-х на нас хлынули полчища различного рода сектантов, миссионеров, и они были полностью уверены, что возьмут всю Россию, потому что им казалось, что в России был духовный вакуум. Но они столкнулись с этими 6 тыс. с небольшим приходов, и с этим духовенством, и с этим епископатом, которые насмерть встали, обороняя наш народ от этой агрессии. И конечно, огромную роль сыграли не только епископат, духовенство, церкви, но и народ, который видел, что Церковь существует. Ведь люди ходили в храмы на Пасху, яйца красили, куличи пекли, это все была связь с традицией. И поэтому когда вдруг эта вся орда на нас двинулась, то народ встал против, больше того, местные руководители — вчерашние секретари райкомов говорили: «Нет, это не наше, мы будем против этого». Вот этого сопротивления никогда не было бы, если бы не сложный период патриаршества патриархов Алексия I и Пимена. Поэтому я думаю, что мы все должны с благодарностью относиться к подвигу служения духовенства того времени. Потом наступил период святейшего патриарха Алексия II. Открылись новые возможности, стали строиться храмы, восстанавливаться монастыри. Было сделано очень много для того, чтобы Церковь обрела инфраструктуру. Недостаточно было 6 тыс. храмов, надо было больше. Нужно было открыть больше семинарий, монастырей, и это было сделано.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии церковно-общественного форума " Духовно-нравственные основы демографического развития России " Уважаемые представители органов государственной власти Российской Федерации! Ваши Превосходительства, уважаемые члены президиума, преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне на форум, посвященный демографической ситуации в России. Мы начинаем свою работу в день памяти пяти Московских святителей и чудотворцев - Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, которые, находясь на высоте церковного служения, проявляли заботу о жизни народа и судьбах Отечества. Пусть же их молитвами работа форума будет способствовать улучшению жизни людей в нашей стране и укреплению Российского государства. Вот уже более десяти лет население России неуклонно уменьшается и это не может не вызывать серьезную тревогу и озабоченность всех, кому дорого будущее нашего Отечества. Без преувеличения можно сказать, что демографическая ситуация в России становится уже общенациональной проблемой, и поэтому Русская Православная Церковь приняла решение провести широкий церковно-общественный форум, дабы обсудить вопросы демографического развития России с представителями светской власти, общественными деятелями, людьми науки и культуры. Благодарю всех, кто откликнулся на наш призыв и изъявил желание принять участие в работе этого представительного форума. Для серьезного и вдумчивого обсуждения данной проблемы необходимо четко определить причину сложившейся ситуации и, в соответствии с этим, наметить необходимые меры к ее преодолению. Прежде всего, следует сказать, что глубокий демографический кризис в России, когда нация теряет в год до 1 млн. человек, явление неоднозначное и требует комплексного подхода в его решении. Одной из основополагающих причин, вызывающих сокращение численности населения, является духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей, и, прежде всего, утрата благоговения перед священным Божиим даром жизни. По существу, сегодня мы уже стоим перед выбором: быть или не быть нашему Отечеству в будущем.

http://religare.ru/2_10984.html

священник Алексий Федотов Скачать epub pdf IV ГЛАВА. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ § 1. Возрождение монастырей, приходов, и религиозного образования, социального служения Церкви. 1990-е годы – сложнейший и противоречивый период в жизни не только Русской Православной Церкви, но и России в целом. События 1991 года, закончившиеся развалом Советского Союза и окончательно победившая в1993 году поставило Российское государство и общество в совершенно новые исторические условия. Сегодня сложно давать объективную оценку 1990-х – слишком недалеко отстоят они от нас. Однако это не значит, что не нужно их рассматривать. Для Русской Православной Церкви 1990-е годы – время, когда дважды ей пришлось делать выбор, какую форму государственной власти в России она поддерживает. Взвешенность и осторожность решений Святейшего Патриарха Алексия II способствовали тому, что Церковь безболезненно пережила события и 1991 и 1993 года. 1990-е годы – также время, когда дважды менялось Российское Законодательство о религии – в 1990 и 1997 годах. Перемены в законодательстве способствовали росту числа православных приходов; начинают появляться и первые монастыри. Поддержка Русской Православной Церкви со стороны первого Президента РФ Б.Н. Ельцина обуславливала быстрые темпы открытия новых религиозных общин. 13 мая 1990 года скончался Патриарх Пимен. Последние годы он, в силу болезней, не мог уже уделять много внимания вопросам собственно церковного управления. Из трех кандидатов – митрополита Киевского и Галицкого Филарета, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия и митрополита Ростовского и Черкасского Владимира – Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года избрал Патриархом Московским и Всея Руси митрополита Алексия. Избранный Собором Святейший Патриарх Алексий принял на себя бремя управления Церковью в трудный период. Налицо была «неготовность сложившихся норм церковной жизни к разительным переменам, происходящим в государстве, сознание духовенства отставало от стремительных перемен в сознании общественном» 357 . Все изменилось с избранием нового Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010