Что же до часов, говорится в одном из откликов, то «ежели идти логикой современных разоблачителей, то и самого Христа надобно разоблачать, ибо Он был одет в дорогой «нешвенный хитон», из-за которого между его палачами даже разгорелась свара — кому он достанется». Можно обратить внимание еще на один аспект. Некогда Патриарх Никон ходил в роскошных одеяниях, под которыми скрывались власяница и тяжеленные вериги (цепи), которыми Патриарх себя смирял. В христианской аскетике принято, что лучше стяжать осуждение, чем прилюдные похвалы. Кто знает, может быть, и покойный Патриарх Алексий, и здравствующий Патриарх Кирилл практиковали нечто похожее на действия Патриарха Никона. Часы по личному усмотрению Остается сказать несколько слов о том, как вообще церковные иерархи относятся к наручным часам. Понятно, что для пастырей часы важны — ведь церковные службы происходят в точно назначенное время, и в то же время отношение к ношению часов бывает весьма различным. Скажем, Патриарх Алексий I был противником ношения наручных часов. Митрополит Питирим вспоминал: «Ему на все хватало времени, во всем ему были свойственны аккуратность и точность. Помню, как однажды, приехав на две минуты раньше куда-то, где его ждали, он страшно извинялся. Одним из небольших «искушений» были церковные часы в разных храмах, где ему приходилось служить, шли по-разному, неточно, и если мы, иподиаконы, выезжали, чтобы подготовить все к службе, то нам нужно было еще проверить, правильно ли идут часы. У самого Патриарха они были исключительно точные. Носил он их на цепочке — считал, что архиерею носить часы на руке не-прилично. Если он видел такое у епископа, говорил: «Преосвященнейший, вы что, носите часы на руке?» И в знак особого расположения мог достать из ящика часы на цепочке и подарить. «Вот вам, пожалуйста. Чтобы этого больше у вас на руке не было!» А Патриарх Пимен уже смотрел на это по-другому. Как-то я спросил его: «Ваше Святейшество! А вы как относитесь к часам на руке?» «Очень хорошо, — ответил он. — Я сам ношу. Вот у меня «Победа». Прекрасно ходят!» Так вслед за ним и мы все стали носить часы на руке».

http://zavet.ru/a/page_ts_6.html

В началото на тази статия аз цитирах бъдещия Патриарх Александрийски Христофор, който заявява, че Вселенската Патриаршия е започнала да разпростира своята юрисдикция върху диаспората едва през 1922 г., т.е. с Томоса от 1922 г. Ние обаче можем да проследим претенциите на Патриаршията върху диаспората чак до 1908 г. Като цяло, струва ми се, Христофор е прав. Изглежда, че теорията за «варварските земи» трябва да се отнесе към началото на XX в. За първи път тя е ясно изразена в Томоса от 1908 г., но няма практически резултати до 1922 г. Една последна забележка. Патриарх Мелетий, който е баща на модерната теория за «варварските земи», се отказва след няколко години от нея. През 1924 г. турците го принуждават да напусне Константинопол, а през 1926 г. той е избран за Александрийски Патриарх. През следващата година той лишава от сан свещеник в Мароко, което в древни времена се е намирало под властта на Рим. Този свещеник се обръща към Вселенския Патриарх, претендиращ за юрисдикция над Мароко (страна, която по това време би трябвало да се смята за диаспора). В отговор Мелетий заявява претенции върху цяла Африка, въпреки че до този момент неговата титла звучи като «Патриарх на Александрия, Либия, Пентапол, Етиопия и цял Египет». 1927 г., въпреки теорията за «варварските земи», започват претенциите на Александрия за «цяла Африка». Вселенският Патриарх не признава претенциите за «цяла Африка» до 2001 г. Аз, разбира се, съм отворен за всякакви опровержения. Не съм канонист, нито историк на Византия. Може би Валсамон и Зонара просто са игнорирали теорията за «варварските земи» в своите тълкувания на 28 Правило.

http://mospat.ru/bg/authors-analytics/89...

В основании всей жизни Патриарха лежит молитва. Постоянное, практически ежедневное, особенно в поездках, совершение Литургии. Как он служил Литургию? Каждый, кто молился на Литургии, когда у престола предстоял Святейший Патриарх Алексий, мог сказать: «Мы молились вместе». При всей пышности обряда, молитва всегда оставалась больше, чем любые внешние действия. Духовный авторитет Патриарха Что же это такое — авторитет Святейшего Патриарха? Это не только авторитет сана и титула, это, прежде всего, личный авторитет. 1990-е годы были трудными — всё можно было растерять, разменять на сиюминутные выгоды. То поколение, к которому принадлежит Патриарх, быстро сошло с политической сцены, и даже более молодые политики, общественные деятели, бизнесмены ушли или были изгнаны из публичного пространства. Немногие из оставшихся сохранили авторитет. Митрополит Алексий стал Предстоятелем Русской Церкви в 1990 году, но нас с этим временем разделяют не просто 20 лет — нас разделяет несколько исторических эпох. Государственные и общественные институты возникали, возвышались и рушились, увлекая в водоворот всех, кто соприкасался с ними. Патриарх аккуратно и твердо вел церковный корабль, не уклоняясь от общения ни с кем, но поддерживая равноудаленную дистанцию от всех политических сил. Если и можно здесь говорить о секрете, то он прост: Патриарх все эти годы был носителем ясного национального самосознания и занимал твердую гражданскую позицию. Само общение с Патриархом воспитывало политиков, военных, ученых, артистов, чиновников. Сколько непонимания, отчуждения со стороны чиновников разных лет встречалось Патриарху на его пути… Но именно поэтому он понимал, что необходимо продолжать разговор, снова и снова возвращаясь к тем вопросам, которые не находили своего решения. Именно поэтому в поездках Патриарх никогда не отказывался от встреч с чиновниками. Все знали: если Патриарх лично попросит, мало кто сможет ему отказать или, пообещав, не выполнить. Для самых разных начальников слово, данное Патриарху, было особенным обещанием.

http://e-vestnik.ru/church/obraz_tserkov...

Толстого Св. Синоду 332. Из определения Св. Синода 333. Всеподданнейший доклад канцлера князя А.М. Горчакова 334. Проект отношения Министерства Иностранных Дел к послу в Константинополе Н.П. Игнатьеву. Всеподданнейший доклад канцлера князя А.М. Горчакова 335. Всеподданнейший доклад канцлера князя А.М. Горчакова 336. О выдаче части доходов Иерусалимской патриархии. Всеподданнейший доклад канцлера князя А.М. Горчакова 337. Послание бывшего патриарха Иерусалимского Кирилла II к императору Александру II 338. О погребении патриарха Кирилла II. Всеподданнейший доклад канцлера князя А.М. Горчакова 339. Всеподданнейший доклад товарища министра иностранных дел Н.К. Гирса 340. В.Н. Хитрово. Записка о Бессарабских имениях Святого Гроба 341. Письмо В.Н. Хитрово к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву 342. Послание патриарха Иерусалимского Иерофея к императору Александру III 343. О перенесении останков патриарха Кирилла II из Константинополя в Иерусалим. Из дневника архимандрита Антонина (Капустина) 344. Справка о субсидии для патриарха Иерусалимского Никодима 345. Определение Св. Синода 346. Предложение Святейшему Правительствующему Синоду обер-прокурора К.П. Победоносцева 347. Определение Св. Синода 348. Предложение обер-прокурора К.П. Победоносцева Св. Синоду 349. Послание патриарха Иерусалимского Никодима Св. Синоду. Приложение к документу 348 350. Отношение обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева к графу Н.В. Адлербергу 351. Письмо графа Н.В. Адлерберга к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву 352. Определение Св. Синода 353. Донесение консула в Иерусалиме Д.Н. Бухарова послу в Константинополе А.И. Нелидову 354. Письмо уполномоченного ППО в Иерусалиме Д.Д. Смышляева к члену совета Общества В.Н. Хитрово 355. Донесение Генерального консула в Бейруте К.Д. Петковича в Азиатский департамент МИД 356.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

3 июня Никита Алексеев отправил патриарху обещанные три сорока соболей, а 4 июня состоялась его пятая по счёту аудиенция у патриарха Дионисия. «И патриарх говорил Никите, к великим государем, к их царскому величеству, и к сестре их государской, к великой государыни, благоверной царевне, листы и ко святейшему Иоакиму, патриарху Московскому, и отпустителные грамоты готовы, толко иные еще у него листы к великим государем будут о своей нужде. И те он все листы и грамоты отдаст ему, Никите, июня в 5 день, а гетманскому посланному говорил, что он, патриарх, изготовил грамоты гетману отпустителные: ему, гетману, и митрополиту, да грамота всему малоросийскому народу, духовному и мирскому, чтоб они знали, что он, Вселенский патриарх, Киевскую митрополию отпустил под благословение святейшаго патриарха Московского, и они б тому Киевскому митрополиту во всем повиновались, и отдаст ему грамоты в то ж время, как и царского величества посланному» (л. 133 об. – 134 об.; весь этот комплекс документов будет рассмотрен ниже). Никита Алексеев вручил патриарху царскую милостыню размером в двести золотых червонцев, «и святейший патриарх, приняв их, великих государей, милостыню, на их государском жалованье бил челом и говорил, то, де, он, патриарх, Киевскую митрополию отдает святейшему патриарху Московскому не для такой царского величества милостыни и присылки, толко видя, что в грамоте царского величества к нему писано, что некоторой отметник апостолския Церкви Шумлянской ю дерзает писатись Киевскою митрополиею и прелщает народ благочестивой к унее, и ему то, святейшему патриарху, зело болезненно» (л. 135–135 об.). Таким образом, патриарх Дионисий специально подчеркнул, что причиной передачи Киевской митрополии в юрисдикцию патриарха Московского была угроза унии – что и было центральной темой грамот царей, патриарха Иоакима и гетмана, – и отверг любые подозрения в корыстной подоплеке принятого решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

За годы своего служения Патриарх Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода. Большое внимание Святейший Патриарх Алексий уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по благословению Его Святейшества открываются духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создаются структуры для развития религиозного образования и катехизации. Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана церковная система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Продолжая традицию христианского миротворческого служения, в период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года, чреватого угрозой гражданской войны, Патриарх принял на себя миссию умирения политических страстей, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах. Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака, военным конфликтом в Южной Осетии в августе 2008 г. и проч.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Началась почти девятилетняя эпопея добровольного изгнанничества русского патриарха. В этот период с заметной планомерностью против него велись различные козни и интриги, было совершено покушение на его жизнь. Чья-то злая рука не оставляла его в покое, нарочито создавая такую обстановку вокруг Никона, при которой его присутствие в Новом Иерусалиме являлось источником «лихорадки» для общества, делалось нестерпимым. Алексей Михайлович то смягчался к своему «собинному другу», то поддерживал борьбу против него. Царь метался в том безвыходном положении, в какое он сам себя поставил разрывом с патриархом. Были моменты, когда казалось, что Алексей Михайлович готов примириться с Никоном, что явилось бы благоразумным и верным с его стороны (и он это понимал). Но против Никона уже сложилась достаточно сильная боярско-княжеская группировка в правительстве, подобная же партия в русском и греческом духовенстве, угрожавшая царю. В такой обстановке Алексей Михайлович уже не мог единолично решить вопрос о возвращении Никона к правлению, а на поддержку такого шага боярским правительством рассчитывать не приходилось. Существовала, правда, и группировка придворных бояр, очень почитавших патриарха. В нее входили такие видные деятели русского государства, как князь А. Ордин-Нащокин, любимец царя А. Матвеев, боярин Н. Зюзин, князь Ю. Ромодановский, боярин Ф. Ртищев. Всей душой была предана Никону родная сестра государя царевна Татьяна Михайловна. Немало сторонников Никона имелось также в духовенстве русском и греческом. Однако эта партия не решалась на открытое выступление в защиту патриарха (слишком сильны были голоса его врагов). Наконец, в 1664 году возник загадочный, до сих пор непонятный заговор как будто с целью решительного возвращения патриарха Никона к правлению Церковью. Этому предшествовала длительная борьба вокруг серьезнейших проблем, вызванных уходом Никона. Прежде всего это была проблема личных отношений Никона и Алексея Михайловича. Она связывалась с более глубокой и основной проблемой – отношением царской и церковной власти в управлении Церковью. Кроме того, русская иерархия должна была решить вопрос о выборах нового патриарха и о судьбе Никона. Наконец, большой проблемой явилась апелляция к вселенскому православию по поводу тяжкого российского раздора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексий назвал их прозелитическую деятельность. Патриарх Алексий высоко оценил диалог РПЦ с традиционными нехристианскими религиями. Сотрудничество в рамках основанного в 1998 г. Межрелигиозного совета России дало положительные результаты, выразившиеся в совместном стремлении к укреплению межрелигиозного и межнационального мира, преодолению ксенофобии и экстремизма. В рамках межрелигиозного диалога была выработана общая позиция по вопросам корректировки Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и других законодательных актов, затрагивающих интересы религиозных организаций. Говоря о развитии межрелигиозного диалога в пределах СНГ, Патриарх упомянул прошедшие в Москве в нояб. 2000 г. и в марте 2004 г. I и II Межрелигиозные миротворческие форумы, к-рые, по словам предстоятеля РПЦ, стали первыми саммитами духовных лидеров стран Содружества в постсоветский период. Удовлетворительным было признано и партнёрство РПЦ с зарубежными межрелигиозными организациями. Обратившись к состоянию богословской науки и духовного образования, Святейший Патриарх отметил необходимость повышения качества образования православных пастырей и уровня исследовательской работы духовных учебных заведений. Патриарх констатировал необходимость продолжения усилий Учебного комитета, направленных на получение государственного признания дипломов и учёных степей духовных школ РПЦ. В области религиозного образования мирян патриарх Алексий, отметив успешное развитие Международных Рождественских чтений, сосредоточил внимание на ряде нерешённых проблем и призвал усилить духовно-просветительскую работу в приютах, детских домах, в вооружённых силах и местах заключения. В своём докладе Собору предстоятель РПЦ охарактеризовал церковную работу с молодёжью, миссионерские труды, социальное служение, состояние и проблемы богослужебной жизни, финансовое положение и экономическую деятельность Церкви.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Визит Святейшего Патриарха Алексия во Францию (комментарий в зеркале СМИ) В преддверии визита во Францию Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы корреспондентов французского журнала «La Vie» и агентства ИТАР-ТАСС. Интервью Святейшего Патриарха Алексия французскому журналу «Ля Ви» («La Vie», Франция, 26 сентября 2007 года) — Ваше Святейшество, каково для Вас значение визита во Францию? — В качестве Патриарха Московского я приезжаю во Францию впервые. Однако мне уже неоднократно приходилось бывать здесь, о чем я всегда вспоминаю с большой теплотой. Хорошо помню свой первый приезд в Париж в 1962 году для участия в заседании Центрального комитета Всемирного Совета Церквей. На протяжении веков между Францией и Россией сложились тесные отношения, которые были источником взаимообогащения наших культур. Я очень признателен Франции, что она после Октябрьского переворота 1917 года гостеприимно приняла под свой кров значительное число эмигрантов из России. Франция дала миру таких замечательных христианских мыслителей, таких, как Паскаль и Боссюэ, а ближе к нашему времени — Ива Конгара, Анри де Любака и Жака Маритена. Не могу не упомянуть кардинала Роже Эчегарая, с которым уже много лет меня связывают личные дружеские отношения. — Чего Вы ожидаете от этого визита? — Посещение Франции предоставит мне возможность встретиться с паствой Русской Церкви: потомками первых эмигрантов, людьми, приехавшими во Францию в последние годы, и теми французами, которые, стали православными благодаря русским эмигрантам. Православные, прибывшие во Францию из разных стран, создали церковные структуры, находящиеся в ведении различных Поместных Церквей, а не только Московского Патриархата. Надеюсь, что непосредственное общение с их представителями послужит дальнейшему укреплению общего свидетельства и православного единства. В Страсбурге я выступлю перед Парламентской ассамблеей Совета Европы. У нас, воспитанных в лоне православной христианской традиции, есть свой взгляд на многие проблемы современности, и без его учета трудно говорить о созидании действительно общеевропейского сотрудничества. Я также намерен встретиться с верующими Католической Церкви, в частности, с кардиналом Жан-Пьером Рикаром и архиепископом Парижским Андре Вэн-Труа, которые меня пригласили в Вашу столицу и которых я за это благодарю.

http://sedmitza.ru/text/411698.html

Закрыть itemscope http://schema.org/Article > Патриарх прочел Европе мораль Алексий II выступил в Страсбурге 03.10.2007 378 Время на чтение 5 минут Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил вчера в Парламентской ассамблее Совета Европы с программной речью, в которой заявил, что мораль и нравственность важнее прав человека. Европейцы не стали с ним спорить, и лишь старожил организации лорд Рассел-Джонстон повздорил с патриархом на тему сексуальных меньшинств. Из Страсбурга - корреспонденты Ъ МИХАИЛ Ъ-ЗЫГАРЬ И ПАВЕЛ Ъ-КОРОБОВ. Вчерашнее утро для группы сотрудников ФСО России началось со встречи с группой чеченцев-демонстрантов. И те и другие сделали вид, что друг друга не заметили. Первые сопровождали кортеж патриарха Алексия II, приехавшего к Дворцу Совета Европы. Вторые держали флаг Ичкерии и портреты Джохара Дудаева, Зелимхана Яндарбиева и Аслана Масхадова. Четыре раза в год они пикетируют сессии ПАСЕ, требуя от делегатов обсудить ситуацию в Чечне. Они, видимо, даже не подозревали, что пикетируют кортеж Алексия II. Зато сотрудники ФСО и свита патриарха остались уверены, что чеченцы вознамерились навредить святейшему. У порога Дворца Совета Европы Алексия II встречал Рене ван дер Линден. Он был очень возбужден, поскольку патриарх стал первым религиозным лидером, приглашенным для выступления в ПАСЕ именно в этом качестве. Патриарх тоже, видимо, был взволнован - поездкой в Страсбург он начал первый в своей жизни официальный визит в Западную Европу. Российская делегация к приезду патриарха подготовилась тщательно: встречать его вышли почти все. Однако процессия с патриархом и господином ван дер Линденом прошла мимо. - А что же Слуцкий нас не представил? - обиженно зароптали выстроившиеся депутаты, глядя вслед патриарху и следующему рядом с ним депутату от ЛДПР Леониду Слуцкому. Однако согласно драматургии визита патриарха депутатам предстояло выйти на сцену чуть позже. Процессия дошла до кабинета главы ПАСЕ, и там вдруг выяснилось, что по дороге потерялся переводчик. Но Алексий II неожиданно решил обойтись без него и заговорил с Рене ван дер Линденом по-немецки. Свое предложение он, впрочем, закончил русским словом дружба .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010