Закрыть itemscope itemtype="" > Отец Церкви – отец народа Памяти Патриарха Алексия II († 5.12.2008) 04.12.2020 778 Время на чтение 8 минут Не будет преувеличением сказать, что наш русский двадцатый век - страшный и славный, кровавый и благословенный - кончился не в 2000 году, как следует по календарю, а с погребением в Елоховском соборе последнего, может быть, по-настоящему великого нашего современника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Пяти Патриархам - от Святителя Тихона до Святейшего Алексия II - Господь судил стоять у кормила церковного корабля в течение этого столетия. Каждый по-своему выразил суть своего времени, молитву и упование народа Божия в испытаниях истории: Святитель Тихон, подъявший подвиг мученичества и исповедничества в грозе и буре революционного катаклизма; Святейшие Сергий (Страгородский), сохранивший Церковь в условиях террора и антирелигиозного геноцида и возглавивший патриотический порыв верующего (и не верующего) народа в годы Великой Отечественной; Алексий I (Симанский), мужественно противостоявший хрущевским гонениям 1950-1960-х, Пимен (Извеков), приведший Церковь после десятилетий забвения и изгойства к незабываемым всенародным торжествам 1000-летия Крещения Руси… Патриарху Алексию II довелось быть главным вершителем нового церковно-исторического строительства на изломе столетий, в самом конце XX - начале XXI века. Трудно сказать, кто на кого " влиял " в тот или иной период сильнее: Церковь на Державу или Держава на Церковь, или воля Божия назначила время перемен для той и другой. Несомненно одно: для Церкви годы первосвятительства Алексия II были временем возрождения и утверждения. Напомним лишь основные, знаковые события его биографии. 23 февраля 1929 г. в столице Эстонии Таллине в семье православного священника Михаила Ридигера и Елены Иосифовны, урожденной Писаревой, родился их единственный сын Алексей. Традиционный вопрос о выборе жизненного пути и профессии для Алеши Ридигера не стоял. С детства он помнил наизусть не только утренние и вечерние молитвы, но и весь текст литургии. Уже тогда он решил, что будет священником.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/04/...

М.И.Одинцов Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18     «Видно не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний». Письма епископа Ямбургского Алексия (Симанского)  митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) .  1921–1922 гг. Работа в архивах время от времени дарит исследователям приятные неожиданности. Разыскивая материалы, относящиеся к жизни патриарха Алексия (Симанского), и готовя на их основе историческую повесть о нем 1 , я обратился к личному фонду митрополита Арсения (Стадницкого) . Фонд этот лишь в последние 5–6 лет стал доступен для историков, многие десятилетия до этого находясь в архиве НКВД-МВД, затем в Государственном архиве РФ (ГА РФ) под грифом «совершенно секретно». Он состоит из более пятисот архивных дел, содержащих в себе около 10 тысяч документов. Здесь многие сотни писем государственных, общественных, церковных деятелей, представителей мира науки и культуры России конца XIX – начала XX в. митрополиту Арсению. Среди них обнаружились и несколько сот писем Алексия Симанского. Переписка между этими церковными деятелями продолжалась более двух десятилетий, начавшись в тот момент, когда Сергей Симанский учился в Московской духовной академии и вплоть до его служения на кафедре епископа Ямбургского, викария Петроградской епархии. К публикации отобраны письма 1921–1922 гг., наиболее сложного периода в истории Советской России (окончание Гражданской войны, нэп, голод в Поволжье) и в истории взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви в связи с изъятием церковных ценностей из культовых зданий и молитвенных помещений 2 . Письма представляют собой ценнейший источник по истории Русской православной церкви послереволюционного времени, раскрывают обстоятельства и условия, в которых приходилось жить церковным деятелям, руководителям православных общин, наиболее активным верующим. Их значимость возрастает и оттого, что епископ Алексий писал их, заведомо зная, что они не будут подвергаться цензуре, поскольку передавались адресату из рук в руки через различных доверенных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поздравительный адрес от имени членов Священного Синода в связи с 45-летием архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия 3 сентября 2006 г. 15:59 Его Святейшеству Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыко! В сей торжественный и радостный для всей Полноты Русской Православной Церкви день позвольте нам, членам Священного Синода, сердечно поздравить Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 45-летием архиерейской хиротонии. Ваше первосвятительское служение совершается под благодатным Покровом Царицы Небесной и сонма святых угодников Божиих. Во святом Крещении Вас нарекли в честь преподобного Алексия, человека Божия; через монашеские обеты, данные в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре у раки преподобного Сергия, Господь привел Вас сначала к епископскому, а затем и к первосвятительскому служению, которое Вы восприняли в Богоявленском Патриаршем соборе у мощей святителя Московского Алексия, Вашего Небесного Покровителя. Имея вокруг себя такое облако свидетелей (Евр. 12, 1) — подвижников и святых, число которых за годы Вашего патриаршего служения пополнилось множеством новомучеников и исповедников Российских, Вы с терпением и христианским упованием идете по жизненному пути, уготованному Вам Подвигоположником Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Сорок пять лет назад за Божественной литургией в Александро-Невском кафедральном соборе в Таллине, при вручении Вам архиерейского жезла, Вы услышали обращенные к Вам слова напутствия: «Тебе, епископу Церкви Христовой, подобает усердно нести труд и заботу об устроении жизни церковной, помня, что великая ответственность за это лежит на нас, епископах, и перед Пастыреначальником Господом, и перед Церковью Православной». И действительно, минувшие годы воистину стали для Вас временем плодотворного и душеспасительного служения. Находясь на Эстонской кафедре, Вы явили архипастырскую мудрость, сохранившую от закрытия Александро-Невский собор и Пюхтицкий монастырь, насельницы которого и по сей день с благодарностью молятся о Вашем здравии и благоденствии. Совмещая епархиальное служение с многолетними трудам на ответственном посту Управляющего Делами Московской Патриархии, Вы проявляли живую и поистине апостольскую заботу обо всех приходящих к Вам за помощью и утешением. В то непростое время, когда Церковь наша находилась в жестких рамках государственного контроля, Вы обрели уникальный опыт отстаивания церковных интересов, помогая епархиям и приходам совершать спасительную миссию в далеко не благоприятных условиях административных гонений.

http://patriarchia.ru/db/text/138440.htm...

В воскресенье, 9 ноября, исполнилось 75 лет со дня рождения Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Утреннее радио приносит радостное известие: Указ Президиума Верхозного Совета СССР о награждении Патриарха Алексия за выдающуюся патриотическую деятельность как в период Отечественной войны, так и после нее, – орденом Трудового Красного Знамени. Это уже второй орден Трудового Красного Знамени, полученный Святейшим Патриархом Алексием. Семидесятипятилетие Святейшего Патриарха Русская Православная Церковь ознаменовывает торжественными Богослужениями в храмах нашей необъятной Родины. В Москве, в этот знаменательный день, в Патриаршем Богоявленском соборе, Божественную литургию совершал высокий юбиляр – Святейший Патриарх Алексий, в сослужении Членов Священного Синода: Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины Иоанна, Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, архиепископа Можайского Макария, епископа Ивановского и Кинешемского Венедикта и епископа Кишиневского и Молдавского Нектария, а также протопресвитера Н. Колчицкого, наместника Свято-Троице-Сергеевой Лавры архимандрита Иоанна, ректора Московской Духовной Академии протоиерея К. Ружицкого, настоятеля Болгарского подворья в Москве архимандрита Максима, благочинных храмов города Москвы протоиереев П. Цветкова , А. Скворцова и А. Соллертовского и соборного духовенства. К 10 часам утра собор уже был переполнен молящимися. Под торжественный трезвон колоколов Святейший Патриарх Алексий прибыл в храм. Воодушевленным пением «От восток солнца до запад...» встречает Первосвятителя патриарший хор под управлением В. С. Комарова. Протоиерей П. Цветков кратко приветствует Патриарха Алексия от лица благочинных храмов г. Москвы с днем рождения и, в знак сыновней любви, подносит Святейшему юбиляру мантию, на скрижалях которой художественно изображены небесные покровители Патриарха,– святитель Алексий и преподобный Сергий. Одновременно протоиерей К. Ружицкий приветствует Его Святейшество от Московской Духовной Академии и Семинарии и преподносит Патриарху сосуд для умовения рук при Богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

поиск:   разделы   рассылка Леонид Болотин Екатеринбургские останки: Отношение к ним Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Источник:  Русская линия По поводу некоторых вопросов читательского форума к статье Виктора Корна " Следствие закончено... Дело за судом " Публикация статьи Виктора Корна вызвала оживленную и не во всем лицеприятную дискуссию. К сожалению, к этому нелицеприятию приложил руку и аз, многогрешный, позволив себе грубовато-ироничную реплику об одном из участников, который подписывает свои рассуждения именем " Прихожанка " . Вспомнилось одно из шуточных стихотворений Саши Черного о литературных псевдонимах, и я, действительно, неловко переложил его в прозу. Прошу прощения за это и у читателей, и у " Прихожанки " . Но поскольку на форуме двумя его участниками было обнародованы " свидетельства " об " истинном " отношении к этим останкам почившего в БОЗЕ Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, то хотел бы противопоставить этим " свидетельствам " документальный материал. 22 Сентября 1998 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха и известной общественной деятельницы, вдовы Тихона Николаевича Куликовского-Романова, родного племянника Святого Царя-Мученика Николая, – Ольги Николаевны Куликовской-Романовой. Мне довелось присутствовать на этой встрече, а другой сотрудник О.Н.Куликовской-Романовой, также присутствовавший тогда, с разрешения Святейшего Патриарха даже записывал эту беседу. Предлагаю вниманию читателей " Русской Линии " отрывок из этой беседы. + + + Святейший Патриарх Алексий:...Давление оказывалось на каждого, кто был причастен к этому расследованию. Кто дрогнул, кто выстоял. Давление оказывалось и на Церковь. В канун захоронения, 16-го Июля, я служил в Успенском соборе Кремля. Вдруг мне сообщают в алтаре, что меня разыскивает по телефону Президент. Поскольку шла служба, ответил, чтобы перезвонили после ее окончания в Патриархию. Когда разговор состоялся и Президент спросил, не осложнит ли наши отношения его поездка в Санкт-Петербург на перезахоронение Екатеринбургских останков, я ответил: " Если не будет из уст Президента сказано, что это Царские останки " . В своих выступлениях Президент нигде не сказал прямо, что это – Царская Семья (1).

http://religare.ru/2_62596.html

ЦВ 24 (397) декабрь 2008 /  22 декабря 2008 г. Служение Патриаршего Местоблюстителя 13-21 декабря 2008 13 декабря, на девятый день после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил заупокойную Литургию и панихиду в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, где погребен Первосвятитель. По окончании заупокойной Литургии митрополит Кирилл совершил панихиду по почившему Патриарху у места его погребения. Затем Патриарший Местоблюститель обратился к собравшимся со словом, в котором отметил: «Мы собрались сегодня у могилы Предстоятеля, чтобы вознести молитву о упокоении его души. Чем дальше отдаляешься от дня его кончины, тем более значимым представляется образ Святейшего Патриарха. Сегодняшнее его девятидневное памятование совпадает с днем памяти святого апостола Андрея Первозванного, которому Господь судил придти на киевские холмы и своей молитвой утвердить основание нашей Церкви». В тот же день митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В крипте Успенского собора у гробниц почивших Предстоятелей Русской Православной Церкви патриарха Алексия I († 1970) и патриарха Пимена († 1990) митрополит Кирилл совершил литию. За поминальной службой пел хор Московских духовных школ. Затем в Троицком соборе Местоблюститель Патриаршего престола поклонился мощам преподобного Сергия Радонежского, преподобного Никона Радонежского и другим святыням, находящимся в храме. Преподав богомольцам архипастырское благословение, митрополит Кирилл обратился к ним со словом: «С большим волнением преступил я черту Святых врат и вошел в обитель преподобного Сергия — великую, вселенскую святыню. В самых трудных обстоятельствах жизни в эту обитель приходили люди наши; здесь они черпали помощь, получали поддержку и утешение. Сейчас Церковь наша проходит очень сложный период своего исторического бытия: скончался Святейший Патриарх, который 18 лет мудро вел церковный корабль. И для того чтобы сохранить и умножить его наследие, нам следует в первую очередь сделать то, что делает каждый, приходя в эту в святую обитель, — просить Господа, преподобного Сергия, угодников Божиих, чтобы они не оставили Церковь Русскую, не оставили землю нашу. Просить, чтобы перст Божий указал того, кто во славу Церкви и Отечества продолжит дело Святейшего Патриарха Алексия. Ныне нам всем, быть может, более, чем прежде, подобает хранить мир, любовь и единомыслие, чувствовать духовно локоть друг друга. Да поможет нам в этом Господь молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, и всех русских святых».

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

10 вопросов о встрече Патриарха Кирилла и Папы Франциска Первая в истории встреча Патриарха и папы состоится 12 февраля на Кубе. 6 февраля, 2016 Первая в истории встреча Патриарха и папы состоится 12 февраля на Кубе. Первая в истории встреча Патриарха и папы состоится 12 февраля на Кубе. Когда была последняя встреча Папы и Патриарха? Никогда. Это первая в истории встреча Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского. Как давно готовилась встреча Патриарха и Папы? С середины 90-х годов 20 века. Где и когда пройдет встреча Папы и Патриарха? Встреча состоится на Кубе, в международном аэропорту Гаваны 12 февраля 2016 года. Патриарх по (многократно возобновляемому) приглашению Председателя Государственного совета и Совета министров Кубы Рауля Кастро прибудет вечером 11 февраля. В эти же дни Папа Франциск будет посещать Мексику. «Ввиду пересечения маршрутов Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска  принято решение о проведении встречи между главами Римско-Католической и Русской Православной Церквей на Острове Свободы 12 февраля» — сообщил митрополит Волоколамский Иларион на пресс-конференции, посвященной визиту Патриарха в Латинскую Америку.   Почему встреча не состоялась ранее? «На протяжении 1996-97 годов велись интенсивные переговоры об организации встречи Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II в Австрии, однако эти переговоры были прекращены из-за проблем, по которым не удалось достичь согласия. Прежде всего, это касалось действий греко-католиков на Украине и прозелитизма католических миссионеров на канонической территории Московского Патриархата. Вместе с тем, Священноначалие Русской Православной Церкви никогда не отвергало саму возможность организации такой встречи в будущем, когда сложатся необходимые условия для ее проведения. Все эти годы главной проблемой в отношениях между двумя Церквами и главным препятствием для проведения встречи Предстоятелей оставалась уния. Разгром униатами трех епархий Московского Патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-90-х годов, перенос центра Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников — все эти факторы лишь усугубили проблему. Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени в Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами. Таким образом, к сожалению, проблема унии к настоящему времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквами» — пояснил митрополит Иларион.

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-vstreche...

В небольшой, но светлой комнате с бело­снежными накрахмаленными шторами стоят письменный стол, шкаф, кровать. В шкафу висят облачения отца Алексия и отца Сергия. Много книг, икон. В небольшой витрине под стеклом — епитрахиль, поручи, напрестольные Евангелие и крест праведного Алексия. Ирина Алексеевна отодвигает шторы, и в окно виден расположенный напротив Никольский храм. — Когда весной 1923 года отец Алексий сильно болел, большую часть времени лежал и практически не служил, ему открывали окно, и он, сидя на кровати, слушал богослужение.   У Мечёвых была дача в Верее, где жила старшая дочь отца Алексия — Александра. Отец Алексий любил там отдыхать. В Верее он и умер 22 июня 1923 года. Гроб с телом почившего доставили в храм святителя Николая в Кленниках 27 июня. Все церковные общины столицы пришли проститься с московским пастырем. Чтобы дать возможность помолиться всем пришедшим, вечером совершили две заупокойные всенощные: одну в храме, другую во дворе.   Протоиерей Владимир Отт, в то время еще мирянин, прихожанин Никольского храма на Маросейке, вспоминал, что в момент вынесения гроба из церкви собралось огромное количество людей, заполонивших всю улицу, так что по Маросейке нельзя было проехать. Хоронили отца Алексия на Лазаревском кладбище, и туда приехал Патриарх Тихон, только освободившийся из внутренней тюрьмы ОГПУ. Он же и отслужил литию по усопшему пастырю. Отец Владимир описывает в воспоминаниях, что когда Патриарх шел вместе со всеми за гробом к могиле, то на гроб почившего пастыря и на Патриарха Тихона посыпались цветы. Этот удивительный «дождь» сопровождал любимых и почитаемых народом двух великих людей: покойного пастыря и вышедшего из заключения Предстоятеля Русской Церкви.   Через десять лет, в сентябре 1933 года, в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия и его матушки были перенесены на Введенское кладбище, а его могила стала на долгие десятилетия местом паломничества верующих.   Ирина Алексеевна застала еще первых членов мечёвской общины. Спрашиваю у нее, что выделяло этих людей.

http://e-vestnik.ru/analytics/100_letie_...

В Подмосковье открылся единственный в мире музей икон Пресвятой Богородицы (+ФОТО) 4 июня, 2014. Наталья Глебова Со стен храма таинственно взирает Сама Пресвятая Богородица с сотен Своих древнейших и чудотворнейших Образов. 4 июня. ПРАВМИР. 1 июня 2014 года, в канун празднования дня памяти обретения мощей святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси Чудотворца, на Патриаршем подворье храмового комплекса святителя Алексия в Исакове, что в Солнечногорском районе Московской области, состоялось уникальное событие – открытие первого в мире храма-музея икон Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет». Торжество, включившее в себя множество праздничных мероприятий и собравшее огромное количество участников, началось Божественной литургией, которую возглавил Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Воскресенский Савва. Напомним, что перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (1363 — 1389), глубоко почитавший великого Святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился Святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма мощи святителя Алексия были обретены нетленными и в 1485 году перенесены в храм, посвященный его имени. Собором русских святителей было установлено празднование митрополиту Алексию в день его преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая или 2 июня по новому стилю. Однако, вернемся в день нынешний. Казалось, храм ни за что не вместит всех паломников, приехавших в это по-настоящему теплое и солнечное утро в глубокое Подмосковье, чтобы стать свидетелем настоящего чуда. Но организаторы все заботливо продумали, и трансляция богослужения была слышна на многие сотни метров, соделывая каждого стоящего на улице, присутствующим за соборной молитвой.

http://pravmir.ru/v-podmoskove-otkryilsy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЗАМАССКИЙ ВО ИМЯ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (НОВОДЕВИЧИЙ), ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Арзамасе Нижегородской губ., основан в 1634 г. по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой кн. Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре - бревенчатую холодную ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: юж.- во имя прп. Алексия, человека Божия, 2 сев.- во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и прп. Марии Египетской. Согласно описи 1686 г., у вост. стены мон-ря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых. Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный мон-рь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия,- небесных покровителей царской семьи. В 1635 г. царь пожаловал мон-рю хлебную и денежную ругу, к-рая выдавалась нерегулярно и не в полном объеме. Обитель была бедна и немноголюдна (по описи 1686 г., «30 стариц ружных, 20 безружных»). К нач. XVIII в. постройки мон-ря обветшали, в 1708 г. игум. Анисия с сестрами «била челом» царю Петру I , чтобы он дозволил произвести денежный сбор в пользу мон-ря. На собранные средства в 1723 г. были поновлены кельи. В 1744 г. перестроена деревянная Казанская ц., в 1753 г. вместо Алексеевского придела Казанской ц. построен каменный Алексеевский храм с сев. приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1764 г. А. м. был упразднен; Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано арзамасскому во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рю , в к-рый перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском мон-ре послушницы А. м. остались на прежнем месте, со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу. 18 авг. 1777 г. по прошению клириков и прихожан Алексеевской ц. Владимирский еп. Иероним (Фармаковский) благословил строительство на месте обветшавшей деревянной Казанской ц. каменного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской ц. были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевской ц. послушницы были переведены в Вознесенскую ц.

http://pravenc.ru/text/75920.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010