ЦВ 4 (401) февраль 2009 /  27 февраля 2009 г. Роль Святейшего Патриарха Алексия II в консолидации русского мира 20 февраля в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России». На круглом столе выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Со стороны Русской Православной Церкви в круглом столе также приняли участие протоиерей Димитрий Смирнов, руководитель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, и священник Владимир Вигилянский, руководитель Пресс-службы Московской Патриархии. Вел круглый стол член Общественной палаты Максим Шевченко. Предваряя выступления участников встречи, он подчеркнул особый характер общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II: «В нелегкие 90-е он сумел провести Церковь золотым путем, не уклоняясь в радикализм», и выразил пожелание, чтобы подобные заседания стали постоянными. Митрополит Калужский и Боровский Климент в своем выступлении отметил, что Святейший Патриарх Алексий был одной из самых ярких и выдающихся личностей рубежа XX–XXI веков. По словам иерарха, Патриарх Алексий во многом способствовал положительным переменам в жизни нашего общества. В докладе советника Управления внутренней политики Президента России Бориса Лукичева было отмечено, что Святейший Патриарх Алексий стал первым Предстоятелем Русской Церкви, который стал применять эпистолярный жанр в общении с властью, понимая, что документ — это реальная движущая сила в диалоге с государством. Интересно соотношение писем, написанных Патриархом Алексием первому и второму Президентам РФ: 40 — Борису Ельцину и более 200 — Владимиру Путину. Президенту Ельцину Патриарх Алексий писал в среднем по четыре-пять писем в год. В них он поднимал самые разные вопросы: ходатайствовал о возвращении зданий религиозного назначения Церкви, о защите интересов духовенства, а также писал о наиболее острых и значимых общественных проблемах.

http://e-vestnik.ru/docs/rol_svyatejsheg...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл совершил панихиду у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II 05.12.2022 355 Время на чтение 3 минуты Фото: Monasterium.ru Сегодня, 5 декабря, в четырнадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихиду у гробницы своего приснопамятного предшественника в Благовещенском приделе Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. В этот день раннюю Божественную литургию в Богоявленском соборе возглавил заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан. Позднюю Литургию совершил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий в сослужении митрополита Липецкого и Задонского Арсения, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, настоятеля Богоявленского собора архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы, столичного духовенства. За панихидой Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий; митрополит Липецкий и Задонский Арсений; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома; епископ Луховицкий Евфимий, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы, председатель Синодального миссионерского отдела; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилл; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского собора (регент — А.К. Майоров). Заупокойное богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

http://ruskline.ru/politnews/2022/12/05/...

поиск:   разделы   рассылка Памяти Патриарха Алексия II Источник:  Православие и мир Епископ Саратовский и Вольский Лонгин Для каждого из нас, верующих, православных людей кончина Святейшего стала большой личной потерей. Не случайно в потоке публикаций, воспоминаний о Патриархе рефреном звучали слова: " Мы осиротели " . Но в то же время нет никакого сомнения, что смерть Патриарха стала одним из самых заметных, самых значимых событий за последние годы в жизни всей нашей страны – страны, в которой, как известно, Церковь отделена от государства и атеизм, несколько завуалированный и видоизменённый, остаётся основной идеологией. Почему так произошло? Можно без малейшего преувеличения говорить об исторических заслугах Патриарха Алексия. Всё это – подлинная правда, подтверждённая объективными данными, впечатляющей статистикой: количество открытых за 18 лет храмов, монастырей, духовных школ... Но есть и ещё одна причина – самая важная. Она не вписывается в рамки отчётов, её никогда не признают светские публицисты, аналитики, историки... Истина заключается в том, что мы видели действие Духа Божия, духовных законов: в жизни конкретного человека – нашего Патриарха – и всей нашей Церкви. Главным в его жизни было его служение и молитва, внутренняя, сокровенная жизнь, которую мир не понимает и не замечает. А видимый итог этой жизни – всё то, о чём говорили по кончине Святейшего Патриарха. За два десятилетия огромное количество политических деятелей ушло в тень, порой – в небытиё. И не было ни одного человека, который сохранил бы своё лидерство все эти годы (до распада великой державы, и во время этого распада, и после). Не было за этот период ни одного лидера, деятельность которого оценивалась бы как благо без всяких оговорок, с какой позиции её ни рассматривай. Не было человека, который бы оставил по себе столь же добрую память и попрощаться с которым стремилось бы столь же большое количество наших соотечественников. Кончина Святейшего Патриарха стала такой шокирующей неожиданной именно потому, что для множества людей он был тем Предстоятелем, при котором Церковь вернулась в мир. При нём большинство из наших прихожан и даже клириков вошли в Церковь, родились и выросли во Христе. В этом – его заслуга, сознаём мы это сейчас или нет. И он действительно был Великим Господином и Отцом, как именует его Церковь за богослужением, для всех нас – от архиереев до мирян. И та сыновняя скорбь, которую все мы почувствовали при известии о его кончине, стала ответом на его поистине отцовскую первосвятительскую молитву, которой он молился за свою паству.

http://religare.ru/2_70957.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 года В заседании Священного Синода 27 декабря 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://mospat.ru/archive/86359-zhurnal-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь-подвиг 03.06.2005 374 Время на чтение 8 минут Исполнилось 35 лет со дня кончины святейшего Патриарха Алексия I, четверть века возглавлявшего Русскую Православную Церковь в советском государстве, так тогда называли Россию. Скончавшийся на 93-м году жизни, он прожил удивительно долгую жизнь, достойную глубокого уважения Это была личность государственного масштаба. Блестяще образованный светски (он окончил юридический факультет Московского Императорского университета, написал и сегодня актуальную кандидатскую работу об армии и мирном населении во время войны), будущий Патриарх происходил из дворянского сословия. Его отец Владимир Андреевич служил камергером в придворном ведомстве. Родившийся в Москве 27 октября 1877 г. сын был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, Лавру которого часто посещали родители с маленьким О многом говорит и создание женского монастыря на землях псковских имений Симанских - двух братьев, подлинная глубокая, жертвенная вера которых предопределила духовный путь сына и племянника. Гимназия, Николаевский лицей, Московский университет в те годы имели прекрасных церковных наставников. И домовые храмы оказывали влияние на воспитанников. Военную службу С. В. Симанский (как в миру звали Святейшего Патриарха Алексия) проходил в Самогитском московском полку. Открывалась блестящая светская карьера. Внешне очень красивый человек с прекрасным воспитанием и образованием, С. В. Симанский, видимо, не вдруг выбирает иноческий путь, что поразило тогда многих. После университета, в 1900 г., он становится студентом Московской Духовной академии, принимает постриг с именем Алексий в честь митрополита Московского. Свершилось это в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры под духовным руководством тогда ректора МДА епископа (затем митрополита) Арсения (Стадницкого), бывшего потом одним из в жребии на выборах Патриарха Московского и всея России поместным Собором 1918 г. Академию о. Алексий окончил в 1904 г. со степенью кандидата-богослова. Тема была " Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета " , весьма чтимого в семье Симанских. Первая иерейская служба о. Алексием была совершена в Чудовом монастыре в Кремле, у раки мощей святителя Алексия. По приглашению архиепископа Ярославского Сергия он посетил г. Рыбинск, где в селе рядом литургисал о. Иоанн Кронштадтский, встретивший о. Алексия возгласом: " А, отец инспектор! " Смутившийся о. Алексий стал объяснять, что это не так, но батюшка Иоанн упорно повторял И что же? После этой поездки его вызвал в Псков владыка Арсений, получивший после ректорства в МДА Псковскую епархию, и предложил место инспектора Псковской семинарии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Самое большое чудо Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 29 декабря – 18 января. – Итоги и планы. – Дух капитализма. – Рождество Христово. – Святки. – Первоканальные оригинальности. – Оптимальные отношения. – Горе-ученый в роли пророка. – Реформаторский зуд. - Дети и радость. – Восстановить истину. – Смерть детской литературы. – Латвия: борьба за русский язык. – Два интервью. – Мифы от Госдепартамента США. – Геноцид в Сербии. – Святой преподобный Серафим. Последние дни 2003 года были посвящены подведению итогов и размышлениям о предстоящем. На сайте «Религия и СМИ» был опубликован большой материал Александра Кырлежева с лаконичным названием «РПЦ-2003: итоги и планы» . Начало статьи автор посвятил рассказу о прошедшем в конце декабря епархиальном собрании г. Москвы, где, как отмечает автор «обозначается некоторая «внутрицерковная линия», которой и предлагается следовать». Далее автор подробно анализирует итоги состоявшегося 26 декабря заседания Священного Синода, а также рассуждает о проблеме единения Русской Православной Церкви и РПЦЗ, фактически повторяя и обобщая все, что было написано и сказано по этому поводу в течение последних месяцев 2003 года. Сайт «Регионы России» в канун нового 2004 года и в преддверии великого христианского праздника – Рождества Христова – сообщает о поздравлении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   с наступающими  праздниками: «Радости, любви и осуществления всех надежд» пожелал соотечественникам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в канун Нового года и в преддверии Рождества Христова. …по словам патриарха Алексия, истекший год «укрепил уверенность в том, что после тяжелых испытаний для Отечества и всех нас приближается пора мира, созидания и благополучия». … В то же время, констатировал он, во многих странах мира все еще льется кровь от рук террористов, для множества людей еще не созданы возможности жить достойной жизнью. По словам Алексия, «продолжаются попытки подорвать основы нашей нравственности, лишить духовной опоры особенно молодое поколение». При этом Предстоятель РПЦ напомнил, что «ничто и никто не поколеблет нас, если мы тверды в вере и преданы воле Бога».  Полностью «Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II » можно прочитать на сайте газеты «Известия».

http://pravoslavie.ru/4870.html

Святой памяти почивших В путь всея земли 17 апреля 1970 года в 21 час 40 минут перестало биться сердце нашего Святейшего дорогого отца Патриарха Алексия I. Нет достаточно слов для того, чтобы выразить ту скорбь, то горе, которые объяли душу верных сынов Русской Православной Церкви, когда печальная весть о кончине Святейшего дошла до их слуха. Но скорбь христианина не граничит с отчаянием. Он глубоко уверен, что Святейший отец был с ним, со всей своей любимой московской паствой, со всей Русской Православной Церковью – был, есть и будет. Есть и будет духом своим бессмертным, который, разрешившись от тела, предстоит ныне у Небесного Престола и видит всё текущее и преходящее на земле. Каков был жизненный путь Святейшего Патриарха Алексия I, каковы были его святительские подвиги? Об этом говорят и ещё, несомненно, скажут своё опытное слово наши церковные историки. Мне же сейчас хочется рассказать о похоронах Святейшего отца, свидетелем чего и участником, как иподиакон Его Святейшества, я был. По молитвам Его Святейшества Господь удостоил меня почти беспрерывно стоять с двукирием (с трикирием также стоял многолетний иподиакон Его Святейшества Константин Михайлович Комаров 213 , прилетевший из Берлина проститься с дорогим отцом) у гроба Патриарха Алексия в Богоявленском соборе, что в Елохове, провожать тело почившего из Москвы в Загорск 214 , молиться у ног Святейшего в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры и быть свидетелем последнего печального момента – предания тела земле. Когда я пришёл вечером 18 апреля в Патриарший собор, тело Его Святейшества уже было здесь. Войдя в алтарь, я увидел стоящего в сторонке на обычном своём месте протоиерея Алексия Остапова 215 – крестника Его Святейшества и близкого ему человека... Подошёл к нему взять благословение... Хотел что-то сказать, но не смог произнести ни единого слова... В алтаре я увидел всех постоянных членов Священного Синода, московское духовенство, работников Патриархии и её отделов... Шла всенощная накануне Вербного воскресенья... В движениях священнослужителей, в их голосах, в пении патриаршего хора, на лицах молящихся – во всём чувствовалось и отражалось, что в жизни Святой Русской Церкви произошло событие, повергшее всех в единую печаль... Надев стихарь, я взял двукирий, с которым много лет в радости стоял возле Его Святейшества, и с печальным трепетом пошёл на кафедру к гробу Первосвятителя...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Слово Патриарха Алексия на открытии форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» Москва, 18 октября 2004 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» Уважаемые представители органов государственной власти Российской Федерации! Ваши Превосходительства, уважаемые члены президиума, преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне на форум, посвященный демографической ситуации в России. Мы начинаем свою работу в день памяти пяти Московских святителей и чудотворцев – Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, которые, находясь на высоте церковного служения, проявляли заботу о жизни народа и судьбах Отечества. Пусть же их молитвами работа форума будет способствовать улучшению жизни людей в нашей стране и укреплению Российского государства. Вот уже более десяти лет население России неуклонно уменьшается и это не может не вызывать серьезную тревогу и озабоченность всех, кому дорого будущее нашего Отечества. Без преувеличения можно сказать, что демографическая ситуация в России становится уже общенациональной проблемой, и поэтому Русская Православная Церковь приняла решение провести широкий церковно-общественный форум, дабы обсудить вопросы демографического развития России с представителями светской власти, общественными деятелями, людьми науки и культуры. Благодарю всех, кто откликнулся на наш призыв и изъявил желание принять участие в работе этого представительного форума. Для серьезного и вдумчивого обсуждения данной проблемы необходимо четко определить причину сложившейся ситуации и, в соответствии с этим, наметить необходимые меры к ее преодолению. Прежде всего, следует сказать, что глубокий демографический кризис в России, когда нация теряет в год до 1 млн человек, явление неоднозначное и требует комплексного подхода в его решении. Одной из основополагающих причин, вызывающих сокращение численности населения, является духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей, и, прежде всего, утрата благоговения перед священным Божиим даром жизни. По существу, сегодня мы уже стоим перед выбором: быть или не быть нашему Отечеству в будущем.

http://pravoslavie.ru/11513.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_70957.html 07 декабря 2009 Памяти Патриарха Алексия II Источник:  и мир Епископ Саратовский и Вольский Лонгин Для каждого из нас, верующих, православных людей кончина Святейшего стала большой личной потерей. Не случайно в потоке публикаций, воспоминаний о Патриархе рефреном звучали слова: " Мы осиротели " . Но в то же время нет никакого сомнения, что смерть Патриарха стала одним из самых заметных, самых значимых событий за последние годы в жизни всей нашей страны – страны, в которой, как известно, Церковь отделена от государства и атеизм, несколько завуалированный и видоизменённый, остаётся основной идеологией. Почему так произошло? Можно без малейшего преувеличения говорить об исторических заслугах Патриарха Алексия. Всё это – подлинная правда, подтверждённая объективными данными, впечатляющей статистикой: количество открытых за 18 лет храмов, монастырей, духовных школ... Но есть и ещё одна причина – самая важная. Она не вписывается в рамки отчётов, её никогда не признают светские публицисты, аналитики, историки... Истина заключается в том, что мы видели действие Духа Божия, духовных законов: в жизни конкретного человека – нашего Патриарха – и всей нашей Церкви. Главным в его жизни было его служение и молитва, внутренняя, сокровенная жизнь, которую мир не понимает и не замечает. А видимый итог этой жизни – всё то, о чём говорили по кончине Святейшего Патриарха. За два десятилетия огромное количество политических деятелей ушло в тень, порой – в небытиё. И не было ни одного человека, который сохранил бы своё лидерство все эти годы (до распада великой державы, и во время этого распада, и после). Не было за этот период ни одного лидера, деятельность которого оценивалась бы как благо без всяких оговорок, с какой позиции её ни рассматривай. Не было человека, который бы оставил по себе столь же добрую память и попрощаться с которым стремилось бы столь же большое количество наших соотечественников.

http://religare.ru/2_70957_1_21.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Определения Священного Синода от 4 июня и 18-19 июля 1999 года В заседании Священного Синода 4 июня 1999 года под председательством Патриарха Слушали: доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Высокопреосвященного Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Феодосия и состоявшемся 13 мая сего года отпевании почившего. Постановили: 1. Вознести моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Высокопреосвященного Архиепископа Токийского Феодосия, Митрополита всей Японии. 2. Выразить соболезнование клиру и пастве овдовевшей Японской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 3. Управление Японской Автономной Православной Церковью до соборного избрания нового Предстоятеля принимает на себя Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 4. Епископу Читинскому и Забайкальскому Иннокентию поручается от имени Патриарха Московского и всея Руси осуществлять архипастырское попечение о приходах Японской Автономной Православной Церкви и совершать в них богослужения до вступления в управление Церковью ее нового Предстоятеля. В расширенном заседании Священного Синода 18 июля 1999 года под председательством Патриарха Слушали: Доклад Святейшего Патриарха Алексия о целесообразности проведения в год 2000-летия Рождества Христова юбилейного Собора Русской Православной Церкви. Постановили: 1. Одобрить предложение Святейшего Патриарха Алексия II. 2. Провести юбилейный Архиерейский Собор во второй половине 2000 года в Москве. 3. Дату и программу юбилейного Архиерейского Собора, согласно Уставу об управлении Русской Православной Церкви (III, 9), определить Священному Синоду. 4. Считать своевременным включение в повестку дня Архиерейского Собора вопрос о причислении к Собору новомучеников и исповедников Российских новых святых для общецерковного почитания.

http://mospat.ru/archive/86369-opredelen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010