Поэтому Николай Васильевич выражал самую искреннюю надежду: «Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено самим Христом. Разнесется звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее — и праздник Светлого Воскресения воспразднуется как следует прежде у нас, чем у других народов!» Антон Павлович Чехов в рассказе «Архиерей» нарисовал фигуру печальную и трагическую. Провинциальный владыка, выбившийся из низов духовенства, почувствовал, что болен и, кажется, смерть подкрадывается к нему. Как раз наступает Великая неделя. День ото дня душа его попеременно испытывает то восторг, то тягу к глубочайшему раскаянью в грехах. На одном из богослужений эта боль, столь созвучная духу последних дней перед Пасхой, прорывается: «Вечером монахи пели стройно, вдохновенно, служил молодой иеромонах с черной бородой; и преосвященный, слушая про жениха, грядущего в полунощи, и про чертог украшенный, чувствовал не раскаяние в грехах, не скорбь, а душевный покой, тишину и уносился мыслями в далекое прошлое, в детство и юность, когда также пели про жениха и про чертог, и теперь это прошлое представлялось живым, прекрасным, радостным, каким, вероятно, никогда и не было. И, быть может, на том свете, в той жизни мы будем вспоминать о далеком прошлом, о нашей здешней жизни с таким же чувством. Кто знает! Преосвященный сидел в алтаре, было тут темно. Слезы текли по лицу. Он думал о том, что вот он достиг всего, что было доступно человеку в его положении, он веровал, но всё же не всё было ясно, чего-то еще недоставало, не хотелось умирать; и всё еще казалось, что нет у него чего-то самого важного, о чем смутно мечталось когда-то…» И лишь постепенно, тяжело пришел человек, облеченный высокой духовной властью, к пониманию двух простых вещей: его земной срок вышел; пора уходить, и душе потребно покаяние. …и после нее Вот грянула революция. Огромный мир, коему Пасха служила сердцем, умер, захлебнувшись кровью. Полтора десятилетия Пасха, изуродованная и поставленная под запрет, превращалась из центра вселенной в полуподпольное празднество немногих людей. Как будто яркая звезда гасла! И здесь, в России, она почти погасла, малости не хватило…

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

В храм приходим на панихиду. Благодарность Среди ладошек-листиков в росе, В неброской и застенчивой красе, К земле цветочки нежно опустив, Белеет ландыш – рад тому, что жив. Его находит солнышко лучом, И ветерок касается крылом. Он всем доволен, что дано ему, И благодарен – видно по всему. Благодарит он Господа за то, Что этой жизни маленький глоток Он с Божьим миром на земле испил, Благоухал и цвёл, и нужным был. Его возьми ты из лесной глуши И на полянке собственной души Сумей небесный ландыш посадить. Научит он тебя благодарить За эту жизнь – Небесного Отца: От первых лет до самого конца. И скромности научит он тебя. Живи и ты, весь Божий мир любя. Как ландыш, от зари и до зари Ты Господа за всё благодари. Незримый Свет Ливень хлещет, ливень бьёт, Дождь по городу идёт. Он прибил к земле цветы И лишил их красоты. Но наутро солнца свет Им пошлёт живой привет, И потянутся к лучам Все цветочки тут и там. Так и ты, моя душа, В час беды не оплошай, А спеши, тянись к Христу На святую высоту. Посреди скорбей и бед Пусть Его незримый Свет И в молитве, и в борьбе Прикасается к тебе. Светлый Праздник Весна сливается с постом. Приходит праздник Воскресенья. На этом свете и на том Звучат святые песнопенья. Восходит праздник до небес, Дарованный в страданьях крестных. Христос воистину воскрес – И христиане с Ним воскреснут. Пасхальный звон Динь! Динь-дон! Динь-дон! Динь! Динь-дон! Динь-дон! Колокольный звон. Праздничный трезвон. Пасха красная звенит – Веселиться всем велит! Динь! Динь-дон! Динь-дон! Динь! Динь-дон! Динь-дон! Все, кто хочет, приходи! С высоты не упади! Колокол не урони, А звони, звони, звони! Динь! Динь-дон! Динь-дон! Динь! Динь-дон! Динь-дон! Пасха светлая у нас Колокольный любит глас! Все, кому она мила, Бьют теперь в колокола! Даже наша детвора Прямо с самого утра! Динь! Динь-дон! Динь-дон! Динь! Динь-дон! Динь-дон! Динь-динь-дон! Колокольный звон Да со всех сторон Да в душе трезвон! Динь-динь Дон! Цвет чистоты Белая лилия – цветик небесный. С нею к земле посылается вестник –

http://azbyka.ru/fiction/ot-zemli-do-neb...

И вот Пасха! Светлое Христово Воскресение. Еще в детстве отец как-то сказал мне, что в Пасху солнце на восходе играет, радуется воскрешению Христа. С тех пор я встаю в этот день до восхода, чтобы не пропустить это чудо. И тут поднялась пораньше. Весна выдалась ранняя, а Пасха поздняя, в мае. Всё зелено. Тишина. Народ дачный спит, только птички пересвистываются. Так светло, тихо и радостно на душе… Думала, что услышу: «Христос воскресе!» А тут такое! Ушам не поверила. И глаза у Егоровны злющие Первой в этот день явилась Егоровна. Встала за забором, меня подзывает. Иду, радуюсь: «Ну вот, сейчас поздравим друг друга с праздником. Она мне скажет: “Христос воскресе!” Я отвечу: “Воистину воскресе!” И закончится этот почти годовой кошмар». Ушам своим не поверила. То, что пришлось услышать, никак не было похоже на поздравление. Что она говорила, я не понимала, только видела перед собой искаженное злобой лицо. Злющие глаза. Я попятилась и молча ушла. Наконец-то до меня дошло, что ей надо! Ответная реакция на зло. «Ну нет, Егоровна, – думаю. – Сегодня уж точно у тебя ничего не выйдет!» Праздник она мне не испортила. Но задуматься пришлось: «Почему в самый светлый, самый лучший день вместо добрых слов мне довелось услышать брань? Что-то во мне не так…» И всё же был еще один срыв. Мы встретились у колодца. Она начала порочить моего мужа: «Ты скажи ему…» «Сейчас, – говорю, – скажу». Неожиданно для себя наклонилась к ее уху и тихонько: «Да пошла ты…» И послала. Напрямую. Иду от колодца. На душе мутно. Опять поддалась – понятно ведь, что она провоцирует. И я хороша. Ведь не терплю, когда матом ругаются, а тут сама, да женщину много старше себя… И опять встреча у колодца. Я уже с полным ведром уходила, когда услышала: «Постой! Ты прости меня, что я так с вами». – «Да ладно, – говорю, – и ты меня прости, я ведь тоже была не права». Егоровна переступила с ноги на ногу. Словно хотела еще что-то добавить, но посмотрела на меня долгим взглядом, повернулась и ушла, опустив голову. Лишь тогда до меня дошло, что на груди ее был один скромный серебряный крестик, а черно-синего камешка, который всегда вызывающе бросался в глаза, не было… Случилось что-то невероятное, что заставило ее снять амулет.

http://pravoslavie.ru/80535.html

Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение. Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется. Почему Великий пост начинается в разное время? Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником. Праздником — потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом!» Передвижным — потому что его продолжительность всегда одинаковая, и всегда он начинается за 48 дней до Пасхи. Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя — то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта. Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля. Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасхавоскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника (в Католической — со среды), а заканчивается — в воскресенье. Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника. Почему Великий пост длится 49 дней?

http://foma.ru/velikiy-post-kak-pravilno...

Сам Праздник, после Литургии, может проходить по-разному. Обязательно разговляемся всей семьёй. Потом иногда едем в гости, навестить прабабушку с прадедушкой и поздравить их. В прошлом году решили сделать в этот день семейное фото. Второй год дети собирают коллекцию красивых скорлупок от пасхальных яичек, особым способом сохраняя. А самое необычное Светлое Воскресенье было у нас десять лет назад – тогда в этот день родился наш сын! Поэтому часто Пасха в нашей семье совпадает с поздравлением именинника Тимы. В любом случае, Пасха у нас в доме – это нарядные светлые одежды, это непередаваемое ощущение покоя, умиротворения и великой радости. Можно детям, наконец, смотреть телевизор, играть в военные игры — а не хочется! Детям, наверное, интуитивно жаль нарушать это необыкновенное состояние первых дней Пасхи. Через неделю – праздник у младшего сына в Воскресной школе. В прошлом году, отчаявшись подобрать подходящее для пятилетнего малыша стихотворение, сели с дочерью и сочинили что-то свое, простенькое для утренника. Нынче первый раз радовалась колокольному звону, красивым яичкам и нарядному платьицу наша младшая годовалая дочка Евдокия.… И долго, целую неделю, будем ходить с нею на крестный ход, слушать Благовест. Путь к празднику Пасхи долгий. Но и сам Праздник длится долго! Христос Воскресе! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 1 мая, 2016 20 апреля, 2014 29 апреля, 2012 23 апреля, 2012 13 апреля, 2012 12 апреля, 2011 7 июня, 2007 10 мая, 2007 30 марта, 2007 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/put-k-prazdniku-prazdn...

Олег с дочерью на руках вышел первым. За ними выбежал и Алексей Иванович, подталкивая перед собой тетку Дарью. Полинка улыбалась отцу и крепко прижимала к себе икону Божией Матери Владимирской . Утром в старом доме все сидели за праздничным столом, украшенным разноцветными пасхальными яйцами и пышными куличами. Все еще были возбуждены и громко обсуждали вчерашний пожар, выдвигали версии случившегося и искали виноватого. Олег смотрел прямо перед собой, туда, где висела икона Пресвятой Богородицы, за которой в огонь бросился его ребенок Лишь Олег не принимал участия в споре, а прижимал к себе дочку и внимательно смотрел прямо перед собой, туда, где висела икона Пресвятой Богородицы, за которой в огонь бросился его ребенок. Потом отец что-то прошептал на ухо дочери, она серьезно посмотрела на него, взяла за руку, подвела к иконе и вместе с ним опустилась на колени. Оба они благодарили Пресвятую Матерь Божью за милость, им данную, и оба радовались. Отец – за открывшееся внезапно понимание того, о чем раньше он и не думал и знать не хотел и что прошедшей ночью осмыслил и принял – принял всей душой и всем сердцем, поверил и уверовал, а веру эту через подвиг ребенка своего получил. А дочка – за изменившегося в одно мгновение родного, любимого и доброго папу, ставшего еще ближе, еще роднее и еще любимее. Радовалась, глядя на них, и Дарья Васильевна. Вот он, урожай! Вот они, росточки и всходы брошенных ею в душу ребенка маленьких зернышек добра, веры и любви к Господу Богу. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 6 февраля 2016, 11:19 " Заболела " Вашими рассказами. Очень нравятся. Спасибо. Дай Бог здоровья Вам и всем добрым людям. Светлана 19 апреля 2015, 17:28 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! Однажды в Светлое Христово Воскресение подружка подравняла мне кончики волос. Дома мама мне сказала, чтобы больше я никогда и ни за какую работу ни в Пасху, ни в воскресение не принималась, в том числе и не стригла волосы. Мне было тогда 15 лет. Пасха была в апреле. В мае у меня жутко начала чесаться голова. Когда мама посмотрела голову, оказалось, что у меня полна голова вшей. Где я могла заразиться мы тогда не могли понять. Это был такой кошмар, который словами не опишешь. Молодая девушка с длинными волосами и кишащими в них насекомыми. В те давние советские времена в аптеках не было препаратов против педикулеза, поэтому лечили народными средствами. Но избавлялась я от паразитов совсем на короткое время и нашествие их возобновлялось еще большим количеством. Зимой я тяжело заболела. Лихорадку, высокую температуру практически невозможно было сбить никакими лекарствами. Мои родные никто от меня не заразился ни педикулезом ни гриппом, что удивительно, бытовые условия не позволяли меня изолировать. Я понимала причину моих страданий. Терпела как могла. Но чудо произошло на Пасху в следующем году. Вши исчезли так же таинственно, как и напали на мою бедную голову. Самая полезная работа в воскресный день - быть на службе в храме и славить Бога!

http://pravoslavie.ru/78547.html

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, Аркадий, спасибо, что Вы пришли к нам в столь ранний час. Вы один из немногих светских журналистов, кто снимает фильмы о Православии. Вы воспитывались в религиозной семье? Аркадий Мамонтов: – Доброе утро, батюшка. Как Вам сказать, я воспитывался в семье русских интеллигентов. Мама у меня очень религиозный человек, она пришла к вере достаточно давно. Целенаправленно религиозного образования, конечно, в нашей семье не было, но постепенно что-то стало появляться. Ведь все идет от родителей (как говориться, «яблоко от яблони»): я смотрел на свою маму и постепенно начал понимать, что такое вера, что такое религия, начал читать соответствующую литературу. Но я, наверное, еще нахожусь в самом начале пути познания. Ведущий – священник Алексий Уминский: – То есть можно сказать, что Ваши фильмы – это и Ваше собственное познание Православия? Аркадий Мамонтов: – Да, именно. Православная программа, которую мы делали, является для меня маленьким духовным открытием. Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сейчас трудно представить, что еще в 80-е годы православная пресса выходила только в самиздате. Вы помните это время? Аркадий Мамонтов: – Мы же все вышли из советского народа. Специального журнала самиздатовского или статей мне не попадалось. Я в те годы был студентом. Мы были молодыми людьми, и нас всячески отвлекали от Церкви. Я хорошо помню другое: я жил в общежитии, и когда наступало Светлое Христово Воскресение, Пасха, устраивались дискотеки, а вокруг храмов стояла милиция и никого из молодежи не впускала. Я тоже ходил на эти дискотеки, было такое, на 3-4 курсе. Но однажды я сел на 27 трамвай и поехал к Даниловскому монастырю. Там стояла милиция, охрана, дружинники, и вокруг – народ. Еще стояли две молодые девушки, почти ровесницы мне, в платочках, и милиционер, который пропускал бабушек. Когда проходили какие-то молодые люди, я тоже захотел пройти вслед за ними, мне хотелось посмотреть – именно посмотреть. Но милиционер говорит, обращаясь ко мне и этим двум девушкам: «Ребята, что же вы пришли, сюда приходят одни бабушки, идите веселитесь, такая ночь сегодня!» И вот эти две молодые девочки говорят ему: «Грешно сегодня веселиться-то, сегодня радоваться надо, Господь Воскрес, а Вы так говорите». Эту фразу я запомнил надолго. Понимаете, все складывается по крупицам, кирпичик к кирпичику.

http://sedmitza.ru/text/400995.html

Вопросы геополитики и экономических интересов, несомненно, важны. Но в конечном итоге единственным фактором, который в сложившейся ситуации способен позитивно повлиять на российско-грузинские отношения, являются традиционно тесные духовные связи, на протяжении веков существовавшие между Русской Православной и Грузинской Православной Церквами, между народами России и Грузии. В целом же, пасхальная тематика в сообщениях светских СМИ заняла на этой неделе одно из ведущих мест. Однако нельзя не заметить тот факт, что правило журналистики — поиск конфликта и построение на нем всего информационного сюжета — слабо сочеталось с темой Пасхи. Это, впрочем, неудивительно. В конечном счете, Воскресение Христово есть праздник мира, символ победы над смертью, день, когда Крестными страданиями, смертью и воскресением Сына Божия разрешился главный конфликт человеческой истории, конфликт между Богом и человеком. Умение отобразить в информационном сообщении пресловутый конфликт, как выясняется, — не самое трудное в профессии журналиста. Куда сложнее передать радость и ликование — например, о Воскресшем Христе Спасителе. Ведь «от избытка сердца глаголют уста» — и, если в сердце, кроме чисто профессионального подхода к пасхальной тематике, нет ничего более, «ничего личного», как принято сейчас говорить, — то рассказать о чуде Воскресения так, чтобы тебе поверили, почти невозможно. Чтобы поверили — так, как веришь Пастернаку, когда он пишет о тайне Божественного Воскресения: У людей пред праздником уборка. В стороне от этой толчеи Обмываю миром из ведерка Я стопы пречистые твои. Шарю и не нахожу сандалий. Ничего не вижу из-за слез. На глаза мне пеленой упали Пряди распустившихся волос. Ноги я твои в подол уперла, Их слезами облила, Исус, Ниткой бус их обмотала с горла, В волосы зарыла, как в бурнус. Будущее вижу так подробно, Словно ты его остановил. Я сейчас предсказывать способна Вещим ясновиденьем сивилл. Завтра упадет завеса в храме, Мы в кружок собьемся в стороне, И земля качнется под ногами,

http://patriarchia.ru/db/text/227114.htm...

(Впрочем, на Великий четверг гусинско-киселевское НТВ выдавало еще более бредовые идеи. Так, оно с утра до вечера с упрямством слабоумного рассказывало телезрителям о неких " ритуальных омовениях " православных, которые якобы в этот день дружно купаются в источниках, " чтобы смыть остатки грехов " . И ни слова о том, что Великий четверг - это день установления Таинства Евхаристии, когда все верующие причащаются Тела и Крови Христовых.) Надо сказать, что российский Интернет не обошел своим вниманием народную традицию советского времени ездить в Пасху на кладбища. Многие сайты опубликовали просьбу столичных властей не ездить на кладбища на личном автотранспорте, а пользоваться городским. Некоторые, однако, добавили к этому призыву вполне уместный комментарий: " А Deadline.Ru призывает на Пасху на кладбище не ездить. Пусть вам говорят - всегда так было, пусть ссылаются на вековую традицию предков. Никакой вековой традиции в этом нет, это, скорее традиция советской эпохи. По церковному уставу не следует делать этого не только в Светлое Христово Воскресение, но и во всю Светлую седмицу. Пасха - особый праздник, это жизнь, это избавление от смерти. И ликовать нам с живыми, и радоваться, что живы. А во вторник второй недели Пасхи (24 апреля) настанет день, именуемый православными Радоница. В этот день по церковному уставу и пойдите на кладбище к усопшим родным и разделите с ними радость Пасхального торжества " . Уже упоминавшийся сервер " Пресс-центр " , регулярно проводящий пресс-конференции в режиме реального времени в рамках рубрики " Диалог дня " , пригласил в Великий четверг священника Антония Ильина . Посетители сайта со всей России присылали вопросы о. Антонию. Эти вопросы затрагивали и проблему посещения кладбищ, и совпадение празднования Пасхи разными конфессиями, и многие другие, как бытовые и политические (ситуацию со сменой руководства НТВ), так и чисто духовные аспекты жизни. Приятно, что светские новостные web-pecypcы уделили внимание жизни Православия в святые для христиан дни. Видно, что Православие русскому Интернету интересно. Или, по крайней мере, русский Интернет понимает, что Православие интересно русскому обществу. Общество, пусть даже через внешние атрибуты христианства, через крашение яиц и освящение куличей узнает больше о Церкви и учится уважать ее традиции.

http://pravoslavie.ru/press/inet_o_pasxe...

– Да, батюшка, интересно рассказываешь, – задумчиво произнёс духовник. – Тут тебе и крест, и алтарь, и Евангелие, и службу творить надобно. – Да в том-то и дело, отец Петр! – искренне воскликнул священник. – Отмахнулся бы я от сна этого, мало ли что снится, но ведь одно и то же постоянно. Я уже и бояться начал. Духовник решительно надел на рясу епитрахиль и пригласил отца Стефана в алтарь. – Давай-ка, отче, грехи твои вспомним. Хоть и исповедовался ты недавно, но может, что запамятовал или в чём неискренен был. Встал на колени пред Престолом Божиим отец Стефан, руки на Евангелие положил и голову на них склонил. Постарался всё припомнить, чего греховного в себе находил. После исповеди, уже за чаем с сушками, сказал духовник и слово своё, к проблеме отца Стефана относящееся: – Ты, батюшка, постарайся всё же о сне меньше думать. Бога об этом попроси. Дни сейчас постовые, нелёгкие, на искушения богатые, так что к молитве почаще прибегай. Думаю, что разъяснится все вскоре. Затем, подумав немного, добавил: – И всё же крест тебе снится, Евангелие, алтарь… Ох, на всё воля Божия. На этом и распрощались. И хотя и не сказал духовник ничего конкретного, но как-то стало спокойнее на душе отца Стефана, да и сон с того дня прекратился. В службах и заботах весенних пребывал священник, к светлому Христову Воскресению вместе с приходом готовился. Неожиданно, перед самым вербным праздником, который Входом Господним в Иерусалим правильно именуется, вызвали отца Стефана в епархию. Обычно в дни эти к архиерейскому оку не приглашают. Страстная седмица да сама Пасха административные епархиальные заботы в сторонку отодвигают. Поэтому с тревогой ехал отец Стефан в областной центр, перебирая в голове все возможные и невозможные причины данного вызова. Кажется, всё по полочкам разложил и варианты обдумал, но то, что едет он за исполнением своей недавней тревоги, никак не предполагал. В епархии ждать долго не пришлось. Отца Стефана тут же в кабинет архиерейский пригласили. Владыка встретил с улыбкой доброжелательной. О делах приходских расспросил, за усердие поблагодарил, а затем и главное сказал:

http://pravoslavie.ru/69870.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010