Говорить о Боге в стихах – примерно как описывать свет при помощи цвета. Например, солнце на картине. Прямого пути тут нет и быть не может, буквальная передача невозможна.  Источник: Лампада 2(53)  Говорить о Боге в стихах – примерно как описывать свет при помощи цвета. Например, солнце на картине. Прямого пути тут нет и быть не может, буквальная передача невозможна. Хороший живописец запечатлевает сияние света посредством цвета и контрастов. Для выражения духовного смысла есть икона, она противопоставлена картине, как свет и цвет. Конечно, можно сказать, что адекватной передачей света будет икона, в нашей аналогии – литургическая поэзия. Но это особая тема. А как говорить о Боге и религии средствами обычной литературы? Душе моя, ликуй и пой, Наследница небес: Христос воскрес, Спаситель твой Воистину воскрес! … Из света вечного Господь Сошел в жилище тьмы, Облекся в персть, оделся в плоть – Да не погибнем мы! Ликующее, написанное традиционным «одическим» размером стихотворение В.Кюхельбекера интересно тем, что в нём практически нет ничего личного, если не считать, конечно, искренней веры и пасхальной радости автора. Он прямолинейно использовал готовые слова и понятия, большая часть которых заимствована из богослужебных текстов. Этот метод, назовем его «методом готовых понятий», чаще всего используют непрофессиональные поэты. Поэзия полностью поглощается благочестием, и, увы, стихотворение не достигает цели, если считать таковой передачу поэтом своих мыслей и настроения. Впрочем, чеканные стихи Кюхельбекера я лично отношу к удачным, ибо тут благочестие и мастерство идут рука об руку. Позднее поэты, как правило, старались идти более окольным путем. Тема стихотворения К.Бальмонта «Вербы», скорее, не сам праздник Пасхи, а восприятие его поэтом через внешние черты: …Ветви пасхальные, Нежно-печальные, Смотрят весёлыми, Шепчутся с пчёлами. Кладбище мирное Млеет цветами, Пение клирное Льётся волнами. Светло-печальные Песни пасхальные Сердцем взлелеяны, Вечным овеяны. «Пение клирное», которое «льется волнами», – явная аллюзия на субботний ирмос «Волною морскою»… Итак, одна крайность – прямая декларация, выходящая за рамки поэзии.

http://pravmir.ru/pasxa-v-russkoj-poezii...

" Иоанн Дамаскин " Алексея Толстого Мой интерес к поэмам Алексея Толстого и, в частности, к его поэме «Иоанн Дамаскин» имеет давнюю историю, не представляющую особого интереса, однако один автобиографический факт связан с тем, что я хотел бы сказать сегодня об этой поэме. В течение нескольких последних лет я изучал жизнь святого Иоанна Дамаскина, его труды, богословские воззрения и совсем недавно закончил писать книгу о нём . Таким образом, когда я взялся несколько месяцев назад прочитать (и частично перечитать) поэму Толстого, то её тема мне была достаточно хорошо известна. Но прежде чем мы перейдём к поэме, нам следует, пожалуй, представить поэта. Граф Алексей Толстой – не путать с советским автором – родился в 1817 и умер в 1875. Он приходился троюродным братом великому писателю и был другом детства царя Александра II; Дмитрий Оболенский писал о нём как о «непоколебимом защитнике свободы искусства в эпоху секуляризма» . Поэма «Иоанн Дамаскин» Толстого , отличается от других его поэм не только размером. Здесь лирический поэт, любящий исторические баллады и шутливые стихи, вступает в новую для него область. Эта поэма рассказывает о некоторых сторонах жизни преп. Иоанна Дамаскина. Она начинается изображением его как любимого слуги дамасского халифа Умаяда (Велида, по житию свт. Димитрия Ростовского. – прим. Ред.), и в этом контексте упоминается о его легендарной поездке Константинополь для обличения византийского императора Льва III в защите иконоборчества (под «легендарной» я имею в виду в данном случае «лишённой исторического основания» и скорее всего невозможной). После этого преп. Иоанн уходит в Великую лавру преп. Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Значительная часть поэмы освещает принятие преп. Иоанном решения написать стихотворение, чтобы утешить брата усопшего монаха. Это прямо противоречило наказу его духовного отца (старца), повелевшего ему оставить всё мирское, в том числе написание стихов или песен. Старец разгневан из-за непослушания Иоанна и прогоняет его от себя. Затем старцу является Пресвятая Богородица в видении и спрашивает его, почему он гонит Иоанна. Пресвятая Дева, говоря о преп. Иоанне, сравнивает радость, которую приносит его дар с радостью, которую дарит природа и заканчивает свою речь следующим обращением к старцу: «Оставь земле её цветы, оставь созвучья Дамаскину!» Конец поэмы – торжество дара песни преп. Иоанна. Здесь упоминается, в частности, песнь Воскресения – Пасхальный канон, самый известный пример литургической поэзии преп. Иоанна Дамаскина. Центральная часть поэмы Толстого – стихотворение, или тропарь, который Иоанн написал в память усопшего брата монаха.

http://pravoslavie.ru/115.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2010 19 мин., 19.04.2010   1-я страница обложки – портрет прославленного хоккеиста, трехкратного олимпийского чемпиона Владислава Третьяка (фото Владимира Ештокина). См. рубрику: «Интервью номера» (С.8-11).   Пролог: (на заставке – фото Владимира Ештокина)   Протоирей Леонид Грилихес. Пасхальная проповедь. Стихотворение//Фома. - (84) – апрель 2010. – С.2. – (рубрика «Пролог»).   Содержание : С. 3.   Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . Пасха для всех, или О вере для воцерковленных и невоцерковленных . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Белый ангел. Фрагмент фрески Вознесения в монастыре Милешево, Сербия. До 1228 г.//Фома. - – апрель 2010. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог» ). публикация//Фома. Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.6-7.   Вопрос номера: Светлые дни Пасхи. Что нужно обязательно сделать в это время? //Фома. - – апрель 2010. – С.6-7. – (рубрика « Вопрос номера »). На вопрос ответили:   Борис Корчевников , журналист, актер. Дать возможность Богу что - Фото Владимира Ештокина. – С.6;   Иван Семенов , обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер телеканала «Вести», Москва. Прикоснуться к тайне Великой Субботы . Фото Сергея Тетерина. – С.6;   Максим Костенко , координатор проектов Братства преподобного Иона Киевского (волонтерское движение «Молодость неравнодушна»), Киев. Стать участником Его дел . Фото из архива автора. – С.6;   Анна Бычкова , руководитель международного молодежного центра «Диалог будущего», член Императорского Православного Палестинского Общества, Москва. Окунуться в жизнь православных арабов . Фото из архива автора. – С.7;   Елена Ваенга , певица, актриса, композитор, автор песен, Санкт-Петербург. Разделить свою радость со всеми . PhotoXpress. – С.7;   Марина Кравцова , руководитель социальных мастерских для инвалидов, кандидат психологических наук, Минск. Совершить чудо . Фото из архива автора. – С.7.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-84-a...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2018 19 мин., 22.04.2018 1-я страница обложки. В центре обложки на белом фоне написано: 8  апреля (цифра  8 расположена горизонтально, превратившись в знак бесконечности). Внизу окончание надписи: бесконечность начинается В ВОСКРЕСЕНИЕ. См. в рубрике «Даты месяца»: 8 апреля. Пасха. Патриарх Кирилл. Воскресения невозможно избежать. Из слова после Пасхальной великой вечерни… (с.4-5). Пролог : Михаил Зенкевич.  «От попорченной в нерве настройки… ». Стихотворение. 1953//Фома. - – апрель 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца. Апрель //Фома. - – апрель 2018. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 8 апреля. Пасха. Патриарх Кирилл. Воскресения невозможно избежать. Из слова после Пасхальной великой вечерни в Храме   Христа Спасителя в Москве, 16 апреля 2017 года. Заголовок дан    редакцией. Фото Олега Варова/Пресс-служба Патриарха Московского и          всея Руси. - С.4-5; См. также: Игорь Афанасьев, режиссер, драматург//Фома. - – апрель  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). 11 апреля. 50 лет исполняется писателю-фантасту Сергею Лукьяненко . Из колонки на сайте «Фомы». Фото Владимира Ештокина. – С.6; 22 апреля. Воскресенье святых жен мироносиц. – С. 6; 15 апреля. 110 лет назад в Москве на месте убийства великого князя Сергея Александровича был открыт памятник, сооруженный  по  рисунку художника В. М. Васнецова. Фото kremlin.ru. – С.6; 6 апреля. 75 лет назад, в 1943 году, в Нью-Йорке впервые опубликована повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» . Ил.:Рисунок автора из книги «Маленький принц». – С.7; 19 апреля. 455 лет назад в Москве Иван Фёдоров начал печатание «Апостола» . Ил.: Апостол. Фото издания. – C.7.   Колонка главного  редактора: Владимир  Легойда .  День Распятия Ил.: Via Dolorosa в Иерусалиме. Фото Diomedia//Фома. - – апрель 2018. – С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-180-...

В сборнике представлены стихотворения членов «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга» (о предыдущей презентации этого сборника в Доме писателей РНЛ уже сообщала 23 января сего года). Хотя существует мнение, что современную поэзию читают и слушают только сами поэты, наши периодические поэтические вечера доказывают, что это всё-таки не совсем так. Мне, как председателю Собора православной интеллигенции (СПИН), доверили открыть поэтический вечер. Я напомнил о создании СПИН на перепутье двух веков и о том, что его первым мероприятием был именно Пасхальный поэтический вечер в красной гостиной дворца Бобринских на Галерной, 60 (где тогда находился НИИ комплексных социальных исследований Петербургского университета). На том вечере выступали православные поэты и барды нашего города, в том числе некоторые из авторов сборника «Дань». Я отметил замечательную деятельность Дарьи Алексеевны Белянской, директора ТО «Возрождение» в многолетней организации православных книжных выставок и поэтических вечеров, выразил ей сердечную благодарность за это от Собора православной интеллигенции. Далее выступал профессор Николай Андреевич Лобанов, член совета СПИН, бывший директор НИИ проблем непрерывного образования ЛГУ им. А.С. Пушкина, редактор-составитель поэтического сборника «Дань», благодаря чьей инициативе и стараниям сборник и был издан. За что мы поэты-соборяне ему премного благодарны. Он рассказал о замысле, содержании сборника, а также непростых обстоятельствах современной издательской деятельности. Следующими выступающими были авторы поэтического сборника. Член Союзов писателей и художников России, сотрудник госмузея Эрмитаж, кандидат искусствоведения, поэт Михаил Аникин от души поблагодарил Николая Андреевича Лобанова за изданный им поэтический сборник «Дань» (что потом делали практически все выступающие) и прочел несколько своих стихотворений. …И пусть враги пугают вновь Блокадой новой - не удастся! Напрасно будут зло стараться, Им здесь вовек не удержаться, Где сохранила нас любовь…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/27/et...

Достоевский проводит своих героев через испытания и искушения, через крест. У Раскольникова происходит пасхальное чудо «воскресения» и преображение его личности, а у Ставрогина или Смердякова — полная и окончательная смерть. Исследователи творчества писателя говорят о «пасхальности» как об эстетической категории в произведениях Достоевского и, шире, как о свойстве русской литературы в целом. А если вспомнить пушкинскую строку из стихотворения «Памятник» — «Веленью Божию, о муза, будь послушна», Божий призыв в стихотворении «Пророк» — «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею Моей», то задачи, стоящие перед современной литературой, становятся предельно ясными. Яд атеизма, отравивший европейского человека и едва не приведший к гибели России в трагическом XX веке, поразил и литературу. Постмодернистские игры, ставшие одной из главных стратегий в современной литературе, тому подтверждение. — Можно ли сказать, что литература сегодня занимает скромную нишу, что она стала маргинальной? — Литературу постарались сделать маргинальной разными способами: агрессивным насаждением массовой культуры, разрушением той системы, при которой в библиотеки и книжные магазины поступали практически все издаваемые в России книги, сломом системы гуманитарного образования в школах и вузах… — можно продолжить этот ряд. Исследователи нынешней культурной ситуации напрямую говорят об издательском сговоре в стремлении максимально снизить влияние на умы серьезной литературы. Бестселлерами становятся такие книги, которые не имеют ничего общего с литературой и теми ценностями, которые она призвана нести. Можно сказать, что все делается для того, чтобы лишить читателя высоких смыслов, развратить его. К счастью, это не всегда удается. Например, когда появилась книга митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», то читатель откликнулся так, что ее совокупный тираж превысил миллион экземпляров. Трехтомник замечательного писателя Бориса Шергина, включающий дневник писателя «Праведное солнце», моментально был раскуплен и сейчас является библиографической редкостью. Книги Сергея Дурылина сложно отыскать, давно раскуплен и его трехтомник, и книга «В своем углу» — дневниковые записи писателя. Существует жажда истинного слова, которое проникает в душу человека. Можно говорить о трагедии разрыва между автором и читателем. Читатель — при обилии издающейся литературы и при наличии вездесущего Интернета — не может зачастую сориентироваться в том потоке информации, который обрушивается на него. Особенно тяжелая ситуация с поэзией. Даже книги наших прекрасных поэтов-классиков Александра Кушнера, Олега Чухонцева, Юрия Кублановского и других практически недоступны, до провинциальных городов их книги не доходят. Поэтические сборники выходят крохотными тиражами, тысяча экземпляров уже считается хорошим тиражом, а ведь были времена, когда 25 тысяч считались тиражом маленьким.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6081172...

Награждены победители фестиваля " Воскресение-2020 " сентября 2020 Итоги VII Пасхального молодежного творческого фестиваля " Воскресение-20 " были подведены 27 сентября. Как и фестиваль, награждение проходило в онлайн-формате. Церемонию приурочили к празднику Воскресения Словущего , который в Русской Православной Церкви празднуется 26 сентября, - памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Это торжество было установлено в честь освящения храма, построенного равноапостольным Константином Великим в 335 году на Голгофе. Организаторы поблагодарили участников фестиваля, членов жюри, преподавателей, поздравили победителей. В этом году были организованы конкурсы литературного творчества, фотографии, видеовыступлений. Все проекты подготовлены отделом по делам молодежи и православным молодежным клубом " Встреча будущего " . Поскольку фестиваль проходил в онлайн-формате, организаторам удалось расширить аудиторию: в конкурсах участвовали 170 человек из регионов России и ближнего зарубежья. " Талант вложен в человека Творцом. Поскольку человек создан по образу Божию, талант безграничен, открывает все новые глубины, играет все новыми красками - только бы человек старался раскрыть его в полной мере. Такие площадки, как наша, позволяют это сделать: здесь мы встречаем единомышленников, которые могут услышать, увидеть, почувствовать то, чем мы делимся друг с другом " , - отметил председатель отдела протоиерей Константин Головатский . . По итогам конкурса " Квартирник " выявили трех победителей: в номинации " Декламация " победила Мария Алексеенок с проникновенным чтением стихотворения Сергея Острового " Без воды могу… " ; в номинации " Песня " - Арина Побединская, исполнившая песню " Ой, стога, стога... " ; в номинации " Танец " - коллектив танцевальной студии " Импровиз " за номер " Россия " . После дополнительного этапа голосования наградили Анну Леликову со стихотворением Ольги Дородных " Куда приятней мнить себя святым… " Накануне закрытия фестиваля организаторы устроили сюрприз - провели второй тур конкурса " Квартирник " . Победил Дмитрий Кондрашов с декламацией " Светлая заутреня " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Оркестровая высота звука поднимается выше и выше, и, если благовест колышет воздух, поэтический космос должен колыхать человеческие сердца. Мощью меди, царской речью высот звучит четверостишие Николая Гнедича, точно охватывающее всё пространство людское океаном любви: Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы, Но некогда весна бессменная придет. Жив Бог! Жива душа! И царь земной природы, Воскреснет человек: у Бога мертвых нет! Пронизанные верой строки таковы, что хочется и самому приобщиться к космосу, в котором пребывал классик… Простота плещевских строк, кажется вспенивается светлой волной, плеская в самые высоты: и сердца, ежели духовно живо, и пространства, мнящегося бесконечным: Как солнце блещет ярко, Как неба глубь светла, Как весело и громко Гудят колокола. Немолчно в Божьих храмах Поют «Христос Воскресе!» И звуки дивной песни Доходят до небес. Остро гранил Иван Бунин самоцветы слов и строк, точно и объёмно вписывал их в реальность: Христос воскрес! Опять с зарею Редеет долгой ночи тень, Опять зажегся над землею Для новой жизни новый день. Еще чернеют чащи бора; Еще в тени его сырой, Как зеркала, стоят озера И дышат свежестью ночной… И будто бы природа вспыхивала иначе, возникая чудесно в драгоценных стихах поэта. Иной – словно противоположный звук щедро предлагала Цветаева: Звон колокольный и яйца на блюде Радостью душу согрели. Что лучезарней, скажите мне, люди, Пасхи в апреле? И лучезарность сообщалась каждой строке: льющейся в бездны душ… Крепко пропитанное историей стихотворение Сергея Городецого запускало волны звучаний с силою убеждённости мастера в говоримом: и правда стиха казалась тяжёлой, хотя и световой: Солнце плыло из-за утренней зари, Мироносицы ко Гробу тихо шли. Скорбь овеяла их облаком седым: Кто у входа камень тяжкий сдвинет им? Прозрачный кларизм Михаила Кузмина напитан глубоким раствором православной подлинности: световой, несколько скорбной, разной: У Спаса у Евфимия Звонят в колокола. Причастен светлой схиме я, Когда весна пришла. Сквозь зелени веселые Луга видны давно, Смотрю на лес и села я Чрез узкое окно.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/26/...

Пасхальные поздравления: открытки, картинки и стихи Поздравьте близких с Пасхой! 3 января, 2013 Поздравьте близких с Пасхой! Пасха — главный праздник церковного года для православных христиан. Слово «Пасха», пришедшее из греческого языка означает «прехождение», «избавление». Через Христа Спасителя и Его жертву, человечество освобождается от рабства диаволу, Господь дарует нам чудо вечной жизни и вечного блаженства. Крестной смертью Христа совершается наше искупление, а Его Воскресение дарует нам вечную жизнь. В нашей статье Вы найдёте красивые Пасхальные поздравления. Мы подготовили для Вас стихотворения, картинки и открытки, а также небольшую историческую справку. Пасха в иконографии Воскресение Христа — один из главных иконографических сюжетов. Удивительно, но при этом не существует иконы Воскресения Христова. Христос, исходящий из гроба в белоснежных ризах со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, в российских храмах она появилась в послепетровское время. Воскресение Христово В традиционной православной иконографии нет момента самого Воскресения Христа. Тем не менее существуют иконы с надписью «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», но в действительности там изображены события, происходившие днем раньше — в Великую Субботу. Воскресение Христово. Сербская икона В Православной Церкви икона Пасхи — это икона «Ανστασις» («Воскресение Христово»), примерно с XVIII века ее также стали называть «Сошествие во ад». Воскресение Христово. Сербская фреска Robert Anning Bell. Жены-мироносицы В день Святой Пасхи хорошо поздравить родных, близких, друзей и коллег с этим светлым днем! Телефонный звонок, подарок, доброе слово и, конечно же, радостная и красивая пасхальная открытка. «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе» слышится повсюду. Пасхальные поздравления: картинки и открытки от Правмира! Христос Воскресе на разных языках мира: русский: Христос Воскресе! английский: Christ is Risen! белорусский: Хрыстос уваскрос! украинский: Христос воскрес! немецкий: Christus ist auferstanden!

http://pravmir.ru/pashalnyie-pozdravleni...

Прошел вечер памяти протоиерея Владимира Шамонина декабря 2023 Вечер памяти протоиерея Владимира Шамонина " Открыты Царские врата пред нами... " состоялся 3 декабря в духовно-просветительском центре Спасо-Парголовского храма . " Сегодня, в канун Введения во Храм Пресвятой Богородицы, мы чтим память подвижника веры и молитвенника протоиерея Владимира Шамонина, - обратился со вступительным словом к собравшимся настоятель протоиерей Роман Ковальский . - Он был клириком нашего храма в 1944-1961 годах. Жизнь отца Владимира поучительна и полна испытаний, которые он с Божией помощью смог пройти с верой и смирением. Множество людей искали у него духовной помощи, и сегодня перед его могилой служатся панихиды и звучат молитвы " . Ведущие Серафим Добровольский и Элина Рузиева, открывая мероприятие, отметили, что название вечера − это строки из пасхального стихотворения отца Владимира: " Открыты Царские врата пред нами,  Святой огонь сияет от свечи…  Кругом опять расставили во храме  Цветные яйца, пасхи, куличи.  Еще темно, но солнышко играет,  Играет всеми красками небес. И радостно друг другу повторяем:  " Христос воскрес! " - " Воистину воскрес! " Участница молодежного хора Исаакиевского собора Анна Разинкова рассказала о детстве и юности отца Владимира, отметив, что еще во время его учебы в Кадетском корпусе императора Александра II и в Павловском военном училище он испытывал интерес к предмету " Закон Божий " и жаждал духовной жизни. Потому не приходится удивляться, что в 1902 году Владимир Шамонин поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую оканчивает с дипломом кандидата богословия. Педагог воскресной школы Исаакиевского собора София Синяя выступила с сообщением " Супружество и первые годы служения отца Владимира Шамонина " . По воспоминаниям самого батюшки, записанным его дочерью Зоей, известно, что в 1905 году студент академии Владимир Шамонин посещает Оптину пустынь и испрашивает благословение на монашество у иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), однако в ответ получает благословение жениться. Из отметки на билете на законный брак из Санкт-Петербургской духовной консистории следует, что 28 мая 1908 года Владимир Шамонин обвенчался с дочерью диакона Благовещенской церкви на Васильевском острове Варварой Михайловной Ливановой. Он был рукоположен в священный сан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и по собственному прошению направлен на приход в селе Сари Новоладожского уезда.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010