Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Эта странная Пасхальная ночь Впечатления участника богослужения 21.04.2020 1354 Время на чтение 4 минуты Это была самая странная Пасхальная ночь. Это была самая драгоценная Пасхальная служба. Тёплый сумрак храма. Темноту под церковными сводами едва рассеивают горящие красные свечи, да на пюпитрах у хора светлячками поблёскивают лампочки, освещающие ноты. Свечей немного, совсем немного для Пасхального торжества. В полутьме молча и спокойно стоят люди, иногда лишь шепотом повторяя слова молитв и песнопений. Люди стоят в защитных масках. Все. Если маски на ком-то нет, к нему тихой тенью подходит служительница, что-то говорит, и человек закрывает лицо. Если у кого-то нет маски, женщина даёт её из своей сумки. Нас мало. Намного меньше, чем всегда. Все мы – нарушители. Преступники. Разбойники перед Престолом Божиим. Праведников здесь нет. Мы пришли сюда вопреки всем запретам, предписаниям и увещеваниям. Как древние римляне собирались в катакомбах на свои первые литургии, так мы тайком пробирались по улицам замершего города, бесплотными призраками выскальзывая из городских щелей, по одному, по двое неслышными шагами стекались на главный праздник туда, где нас не должно было быть. Повторяя в мыслях слова Спасителя: «Приходящего ко мне не изжену вон». И нас впустили и не выгнали из храма. Впервые в жизни надев медицинскую маску, сразу начинаешь задыхаться. Потом привыкаешь, потому что иначе нельзя. В масках священники, принимающие исповедь, алтарники, проходящие по храму с церковной утварью, девушка, протирающая праздничную икону после каждого подходящего к ней прихожанина. Только хор и батюшки в алтаре и на амвоне с открытыми лицами. Во мраке храма мы не узнаём друг друга, подслеповато щурясь на соседей и пытаясь разглядеть знакомые черты под масками. Мы не привыкли к такому. Не мы это придумали. Нам это не нужно. Но мы не можем подвести тех, кто сегодня принял нас под сводами Божьего дома. Мы – грешники, которые должны оплакивать свою греховную участь. Праведников здесь нет. Сегодня праведники встречают Воскресшего Христа перед телевизором. По приказу, по запрету, по благословению. А мы – не бунтовщики, не дерзкие нарушители спокойствия и порядка. Мы – те, кого Господь призвал на покаяние, для которых немыслимо жить без ощущения Царства Небесного, открывающегося нам через отверстые Царские Врата. Что лучше – быть разбойником перед Крестом Божиим или праведником перед экраном гаджета – каждый решает сам по своей совести. Мы – не лучше тех. Мы сегодня несчастнее их, и это внушает нам безумство дерзости. Но почему так печален лик Спасителя на иконе? Из-за нашего непослушания? Или оттого, что нас так мало?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/21/et...

§ 6. Ритмические свойства греческого распева Напевы греческого распева, также как и знаменного, вообще не имеют симметричного квадратного ритма в позднейшем значении этого слова, который выражался бы строгой соразмерностью частей мелодии и однообразным последованием сильных и слабых времён, но имеют ритм словесный, основанный на словесном составе поемого текста. Словесный ритм в нашем греко-русском распеве выражается в следующем: 1) Прежде всего его мелодии в своём характере применяются к характеру и общей мысли того или другого церковного песнопения, т. е. сообразно с его содержанием и значением в составе богослужения выражают то радость и торжество, то скорбь и умиление. Так скорбные мотивы непорочных Великой субботы, гласа 3-го и 5-го этого распева, сменяются во дни Пасхи светло-торжественным и радостным пением пасхального канона (глас 1-й) и стихир–по хвалитех (глас 5-й). 2) Мелодия применяется к понятиям, выражаемым отдельными словами и фразами песнопений, содействуя таким образом их выразительности. По замечанию А. Ф. Фокаевса 39 эта частная выразительность фраз и слов текста не случайна, а подлежит известным правилам, по которым высокими звуками выражаются речения, означаются высоту, например, „небо“, „гора“ и т. и., низкими звуками речения, означаются низкое положение, как-то „земля, бездна, ад“, светлым голосом речения, возбуждающие радостное чувство, наприм. „рай, победа“, а скорбными мотивами слова, означающие печаль, как-то: „смерть, осуждение, трех“ и т. д. Это фигура подражания в обширном смысле слова. Применение этих правил весьма заметно и в нашем греко-русском распеве. В нем особенно выделяются или ударением, или высотой звуков, или музыкальным развитием наиболее важные слова в песнопениях, которые и при произношении речи должны быть отмечаемы особым акцентом. Таковы слова и фразы, имеющие существенное значение в речи, а также выражающие усиленное тёплое моление, вопрос и восклицание, например: Христос воскресе (Синод. Обих. л. 232 об.); Владычице помози (л. 237): Ито бы нас избавила, кто же бы сохранило (л. 238): О Мати (л. 238); О Пасха (л. 232); О другими; О Владыко, востани (л. 220); высоту нам (л. 236) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

БОГОСЛОВИЕ В ТРИНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТРАСТЫ Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г. и монгольское завоевание Восточной Европы в 1237–1240 гг. были событиями катастрофическими, поставившими под угрозу само существование восточного христианства как социального и культурного организма. Тем не менее восточное христианство выжило, сохранив абсолютную верность своему богословию. На Западе тот же XIII в. был временем зарождения новых и динамичных форм интеллектуального творчества в университетах и монашеских орденах, радикально изменивших сам «способ» христианского богословствования. Необходимо уточнить термин «богословие» в контексте этого времени. В византийском обществе, так же как и в западном раннесредневековом мире, богословские представления, убеждения и верования присутствовали практически во всей социальной или личной жизни. К ним обращались не только на архиерейских соборах, в полемических прениях между представителями разделенных церквей, их не ограничивали кругом специальных трактатов, проповедей, антологий и святоотеческих сборников. Они звучали ежедневно в церковных песнопениях, их пели и слышали даже неграмотные. Они неизбежно присутствовали в политических делах, основанных на религиозном понимании царства. Ограничиваясь XIII столетием, достаточно вспомнить хотя бы спор об употреблении святого мира ( μρον) при помазании императоров, переросший в спор о природе и значении самого помазания, начатый Димитрием Хоматианом в связи с коронованием Феодора Ласкариса в Никее (1208) 647 . Богословские предпосылки влияли и на экономические, и на социальные явления, как это видно, например, из отношения церкви к ростовщичеству, из требований, связанных с браком, из религиозного обоснования управления церковной собственностью или из богословского осмысления форм искусства и иконографии. Поэтому очень трудно дать действительно ясное и четкое определение «богословия» в византийском или раннесредневековом западном контексте. Однако именно в XIII в. между латинским Западом и новым греческим (и славянским) Востоком устанавливается институциональное, социальное и концептуальное разделение. Первая часть моего доклада будет посвящена этому возникшему противостоянию. Следующие две части будут кратким обсуждением богословской конфронтации между Востоком и Западом в XIII в. и появления «монашеского» богословия в византийском мире. 1. Запад: университеты и монашеские ордена

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Доклад игумена Силуана (Туманова) на I Съезде регентов и певчих декабря 2016 Богослужебное пение в храме: апостольское служение, культурная традиция или развлечение? Меняются эпохи, меняется отношение ко многим сторонам церковной жизни, соответственно меняются и богослужебные формы. Это заметно по архитектуре храмов, по текстам богослужений, по иконописи и даже по покрою облачений. Но, пожалуй, никакой из элементов богослужения не претерпел в практике Русской Православной Церкви за последние четыре-пять веков таких существенных изменений, как богослужебное пение. Изменились не просто формы - изменился сам взгляд на пение в храме. И то, что является сегодня очевидным и бесспорным для подавляющего большинства певцов, весьма удивило бы тружеников клироса 400 - 500 лет назад, не говоря уже о церковных мыслителях и певцах периода расцвета христианской мысли. Вкратце эти изменения можно сформулировать так. Музыка в храме: 1) присвоила себе не свойственный древнему храмовому пению более или менее заметный элемент развлечения; 2) в известной степени перестала быть выражением молитвы стоящих в храме; 3) перестала быть выражением опыта Церкви, но сама навязывает стоящим в храме чувства, рожденные в голове композиторов, подчас весьма косвенно относящиеся к религии и к тексту песнопения. Такое изменение отношения церковного сознания к богослужебному пению в России произошло не за один век, но окончательно сформировалось к концу XVII века. Анализ этого процесса может помочь если и не решить, то верно обозначить пути решения проблем, связанных сегодня с церковным пением, обозначить вектор дальнейшего развития церковной музыки. Задачи христианского пения Общеизвестно, что начало богослужебного пения совпадает с началом истории самого христианства. Как повествует Евангелие от Марка, после Тайной Вечери Христос и апостолы, " воспев, пошли на гору Елеонскую " (Мк. 14:26). Нигде не указаны ни мелодия, ни ее авторство, ни иные подробности этого пения, но известно, что Господь следовал традиционному пасхальному ритуалу и пел с учениками псалмы со 112 по 117, которыми обычно заканчивалась иудейская пасхальная трапеза. Тем самым в Евангелии изначально указано на предназначение христианского богослужебного пения - быть укорененным в библейской традиции выражением пасхальной, евхаристической радости молитвенного общения всей общины, а не кого-то из ее членов. Кто являлся автором тех или иных мелодий раннего христианства, нам неизвестно. Изначально музыка в храме подчеркнуто анонимна, использует сложившиеся в иудейской и языческой традициях мелодии и созвучия своей эпохи, сопровождая молитву стоящих в храме священнослужителей и мирян.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-igu...

ЖМП 4 апрель 2022 /  22 апреля 2022 г. 13:00 Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты О СМЫСЛАХ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии  священник Антоний Борисов.  PDF-bepcuя. Проявление Божественного кенозиса Для оправдания своего отношения к Великой Субботе всего лишь как к времени ожидания Пасхи подчас используется неверно понятое богослужебное выражение «Господь субботствует» 1 . Логика здесь примерно такова: «Отдыхает Он — отдохнем и мы». Некорректность данного отношения вполне отчетливо была отмечена протопресвитером ­Иоанном Мейендорфом: «Богословие искупления не будет ни полным, ни адекватным, если оно станет рассматривать смерть и воскресение Христа просто как два события мгновенные ­и раздельные. Подлинное значение таинства Пасхи открывается в литургическом " тридневии " — таинстве, являющем нам полноту человечества Христа, равно как и величие Божественной любви. Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы» 2 . Вспомним, что после телесной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его искупительный подвиг продолжился — только за границей возможностей телесного зрения. А тот кенозис (Божественное самоуничижение), которым был ознаменован весь земной путь Спасителя, не только не сошел на нет, но даже усилился. Ведь вочеловечившийся Господь, пережив мучительный опыт умирания тела, душой отправился туда, где богооставленность присутствовала во всей своей угнетающей мощи. Сын Божий осуществил искупительное путешествие в глубины адовой тьмы, что требует от нас соответствующего отклика.

http://e-vestnik.ru/church/velikaja_subb...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Без памяти невозможно объективно оценить настоящее Обзор журнала «Вертикаль. XXI век» 74, 2022 г. 09.08.2022 492 Время на чтение 6 минут Фото: Обложка номера   Просыпается радость пасхальная, Словно колокол в сердце запел. Русь ушедшая, патриархальная В песнопеньях церковных капелл.   Это строчки из стихотворения, помещённого в поэтическую подборку Татьяны Антиповой – известного нижегородского поэта. Её произведениями открывается содержание пасхального номера журнала. Стихи Татьяны просты, искренни и доверительны. Они легко и безпреградно доходят до сердец читателей. Что бы ещё хотелось отметить в первую очередь из содержания 74-го номера. Это очерк «Доктор Пауст» Сергея Овчинникова, писателя из города Щекино Тульской области, посвящённый жизни и творчеству Константина Георгиевича Паустовского. Овчинников рассказывает и о том, какое влияние проза Паустовского оказала на его собственное творчество, вообще на склад жизни. Особенно подробно автор останавливается на книге Паустовского «Золотая роза», в которой писатель делится с читателями собственным методом работы над художественными произведениями, над своими книгами. С этой публикацией перекликаются очерки Валерия Сдобнякова «И просто – жить» и «Яблоки русского сада» из рубрики «Вспомним». Они так же посвящены общению автора с замечательными творческими личностями. В первом случае с художником Заногой и скульптором Пуриховым, во втором – с поэтом, писателем Олегом Шестинским. Олег Николаевич уже ушёл из жизни. Сдобняков успел опубликовать очерк до кончины старшего товарища, Шестинский его прочитал и высоко оценил. Минули годы, многое забывается за чередой бурных событий, потому писатель и решил со страниц «Вертикали, XXI век» напомнить о творцах – своих современниках. Хотя в текстах и достаточно, назовём это так – отстранённых размышлений, воспоминаний, публицистических оценок, как прошедшего, так и происходящего в России на наших глазах. Вообще весь нынешний выпуск журнала можно охарактеризовать, как пробуждающий память. Судите сами.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/09/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МНОГОГЛАСНИК В церковном пении визант. и древнерус. традиций - песнопение, части к-рого распеты в разных гласах . В рукописной традиции глас, предписанный по Уставу ( Типикону ), обозначается в начале песнопения традиц. рубрикой «Глас...», а дальнейшие смены гласа указываются простыми цифровыми обозначениями. Традиционно М. называют песнопения с нерегулярным чередованием гласов, хотя, строго говоря, к ним относятся и те песнопения, в к-рых чередование гласов подчиняется к.-л. формальному принципу; эти последние носят название осмогласников или четверогласников в зависимости от количества использованных гласов. В наст. время известно ок. 100 М., из к-рых ок. 70 имеют нерегулярную смену гласов; исследователи постоянно обнаруживают новые М. Основной жанр М.- стихиры. Это и стихиры праздникам неподвижного годового круга, и великопостного и пасхального циклов, и евангельские стихиры, образующие свой литургический цикл. В Великую пятницу М. встречается среди антифонов утрени и тропарей на часах. Существует М. и среди внебогослужебных песнопений - это покаянный стих «Приимя мя пустыни» (гласы 8, 4). Вопрос о наличии М. среди кондаков остается открытым, хотя существует гипотеза о применении мартирий в кондакарной нотации . Однако эта нотация не расшифрована и знаки, имеющие сходство с ранневизант. мартириями или древнерус. цифровыми обозначениями гласов, не могут быть прочитаны однозначно. М. фиксируются в Стихирарях месячных и постных, в дополнительном разделе Кондакаря , в подборках стихирных моделей и покаянных стихов. М. унаследованы древнерус. певч. традицией из Византии, это показал А. В. Преображенский на примере славника Успению Пресв. Богородицы «Богоначальным мановением» ( Преображенский. 1926). В древнерус. рукописях XI - сер. XV в. М. встречаются весьма часто, напр. в Стихирарях БАН. 34.7.6 (XII в.; 26 песнопений), Ath. Chil. 307 (XII в.; 11 песнопений), РНБ. Кир.-Бел. 637/894 (2-я четв. XV в.; 8 песнопений), РНБ. Соф. 384 (1155-1163 гг.; 6 песнопений) и др. Гласовые обозначения (за исключением заглавного) проставляются мелко, черными чернилами, в крюковой строке.

http://pravenc.ru/text/2563868.html

Пост пришел в христианство еще из ветхозаветной практики, где он понимался как жертва Богу. Человек постился весь день, его физические силы ослабевали и это воспринималось как жертва Богу вместо всего тела человека (в древних культурах, кроме библейской, ничего страшного не видели в человеческих жертвоприношениях как таковых). В древности пост был полным воздержанием от пищи с утра до вечера. Так же понимают пост сейчас мусульмане. В христианстве это воздержание стало осмысляться как дело милосердия – средства, сэкономленные на несъеденной за день пище, предлагалось сосчитать и отдать бедным. В христианском произведении II века, «Пастыре» Ерма, о посте говорится так: «прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный. Поступай же так: исполнивши вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды: и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу и получивший от тебя насытит свою душу и будет молиться за тебя Господу. Если будешь совершать пост так, как я повелел тебе, то жертва твоя будет приятна Господу, и этот пост будет написан, и дело, таким образом совершаемое, прекрасно, радостно и угодно Господу. Если соблюдешь ты это с детьми твоими и со всем домом твоим, то будешь блажен». Древнейшие сведения, дошедшие до нас, говорят, что сначала постом отмечался сам день Пасхи. Пасха праздновалась в один день с иудейской и была главным образом воспоминанием не о воскресении Христа, а о Его страданиях и смерти. Накануне иудейской Пасхи Христос был распят и в память об этом христиане постились в день Его смерти. Пасхальный пост продолжался где день, где два, а где 40 часов, в память о 40-дневных постах Моисея, Илии и Христа. В одних церквах пост заканчивался в день иудейской Пасхи, в других начинался, но везде он был недолог. Даже и до сих пор в Страстную Пятницу и Великую субботу поются праздничные песнопения. Это отголосок того периода, когда и смерть, и воскресение Христа отмечались в один день.

http://predanie.ru/velikijpost/post-pere...

Пасхальные праздники проходят в Санкт-Петербургской епархии апреля 2015 Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко) в Светлый вторник, 14 апреля, поздравил с Пасхой детей социального реабилитационного отделения центра социального обслуживания населения Курортного района. Отец Гавриил причастил детей святых Христовых Тайн и окропил отделение реабилитации святой водой. Добрая традиция посещать детей из социального реабилитационного отделения в Светлую Седмицу продолжается более пяти лет. В поздравлении приняли участие казаки общины " Невская сечь " - прихожане храма Тихвинской иконы Божией Матери, которые также ежегодно вместе с настоятелем приходят к детям. Дети в ответ дарят гостям пасхальные подарки, которые изготавливают своими руками на занятиях по рукоделию. В пятницу Светлой седмицы, 17 апреля, клирик храма святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Сергий Окунев и воспитанники воскресной школы побывали в Библиотечно-культурном комплексе 4. В празднике приняли участие Детский социальный центр 7 для детей, оставшихся без попечения родителей, театр для детей и взрослых с ограниченными возможностями " Питершед " , детский вокальный ансамбль " Веселые нотки " . После приветственного слова отца Сергия все пропели тропарь Воскресению Христову. Дети активно отвечали на вопросы викторины, посвященной Пасхе, радостно и живо воспринимали выступление других и сами с удовольствием участвовали в концерте. Воспитанники воскресной школы храма святого Иоанна Кронштадтского порадовали всех представлением по " Маленьким притчам " монаха Варнавы (Санина). Дети получили от храма пасхальные подарки. В пятницу, 17 апреля, в крипте Казанского кафедрального собора состоялся концерт " Пасха красная " , организованный совместно с арт-салоном " Невский, 24 " . Вступительное слово сказал руководитель культурно-просветительского центра собора протоиерей Михаил Шастин . Перед слушателями выступил Российский роговой оркестр под руководством Сергея Поляничко. Под аккомпанемент роговой музыки солистка хора " Артос " Маргарита Красова исполнила византийские пасхальные песнопения. Семейный дуэт четы Чековани " Ч.Ч. " спел несколько духовных произведений и порадовал слушателей авторскими песнями. Сюрпризом для гостей вечера стало выступление ансамбля кафедры русского народного песенного искусства Университета культуры и искусств " Левада " , певиц Вероники Курбанмамадовой и Лии Брагиной, а также оперного певца и гусляра Михаила Великанова.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Сортировать по Исключить новости Какого числа Радоница в 2024 году? Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. 28 апреля, 2020 Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Радоница в 2024 году – какого числа? Радоница – 9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Подробнее об этом – в статье! Радоница в 2024 году – какого числа? Радоница в 2024 году – 14 мая Радоница в 2025 году – 29 апреля Радоница в 2026 году – 14 апреля «Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Радоница в 2024 году – 14 мая. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

http://pravmir.ru/radonica/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010