пер. Л.А. Самуткиной Вступительная статья Традиционный в средневековой историографии жанр всемирной хроники берет начало в ранневизантийской хронистике VI–VII веков 1 . Всемирная хроника начиналась с пересказа библейской Книги Бытие и завершалась современными автору событиями. Современник Юстиниана Великого сириец Иоанн Малала и неизвестный автор «Пасхальной хроники», доведенной до 630 г., первыми разрабатывали основы христианского жанра, заложенного еще в позднеантичный период хронистами Юлием Африканом и Евсевием Памфилом . Анонимная хроника, известная как Пасхальная хроника, а также как Александрийская хроника, Константинопольская хроника, Сицилийские фасты, обязана своим именем знаменитому французскому филологу Дюканжу (1610–1668), который назвал ее так по пасхальным таблицам, начертанным на обратной стороне двух листов содержащей ее рукописи. «Пасхальная хроника» состоит из Пролога и Эпитомы времен, которая носит название «Эпитома времен от первозданного человека Адама до двадцатого года царствования Ираклия Благочестивейшего, девятнадцатого года после его консульства, восемнадцатого года царствования его сына Ираклия Нового Константина, третьего индиктиона». Текст хроники представлен одной греческой рукописью XI века, известной как Ватиканский кодекс 1941 (Vat. gr. 1941), и несколькими ее списками XVI в. Хотя рукопись ограничена четырьмя листами спереди и тремя сзади, у нее отсутствует начало и конец. Хроника обрывается описанием событий 628 г. В середине Ватиканский кодекс имеет несколько лакун, объемом от одного листа до нескольких. Текст начинается с цитаты Филона Александрийского о времени иудейской Пасхи. Далее в Прологе анонимный хронист рассуждает о вычислении точной даты христианской Пасхи и других церковных праздников. Автор дает некое подобие истории пасхалий. Он приходит к следующему выводу: «Итак, так как мы не нашли кем-либо начерченный праздничный цикл на 532 года, во всем согласующийся с богодухновенным Писанием и с безукоризненно справляемыми праздниками в святой Божьей кафолической апостольской церкви, ...мы решили, что есть необходимость составить праздничный цикл на 532 года, во всем согласный с богодухновенными Писаниями и с безошибочными традициями богоносных отцов, с правильно справляемыми праздниками во всех святых Божьих церквях» (D.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

В затворе помимо молитв и богослужений М. С. занимался учеными изысканиями, связанными с хронологией Свящ. истории. С 1072 г. и до кончины работал над «Хроникой» - единственным известным сочинением М. С. (обоснование датировки см.: Baran-Kozlowski. 2008. P. 328-335). Отправной точкой его изысканий стали расхождения между основными трудами по библейской хронологии и истории Церкви, такими как «Хроника» Евсевия Кесарийского (ок. 303), переведенная с греч. языка на латынь и продолженная блж. Иеронимом (до 378), более поздние хроники Проспера Аквитанского (455), Кассиодора (519), Исидора Севильского (1-я версия закончена ок. 615) и Беды Достопочтенного («Малая хроника» (703) и «Большая хроника» (725)). Сохранился рукописный сборник, который М. С. использовал при расчетах (Paris. lat. 4860, сер. IX в.; ркп. создана в мон-ре Райхенау; вероятно, с Х в. хранилась в б-ке архиепископа Майнцского). Рост интереса к проблемам хронологии в кон. Х - XI в. был вызван, в частности, завершением в 1063 г. 2-го после Рождества Христова 532-летнего пасхального «великого цикла», что требовало продолжения существовавших таблиц для определения дат Пасхи и др. переходящих праздников. Работая над ними, нек-рые ученые осознавали несовершенство общепринятой в католич. мире пасхалии Дионисия Малого и предложенной им даты Рождества Христова. Так, Аббон из Флёри († 1004), составивший пасхалию на 1064-1595 гг., приравнял «реальный» год Страстей Христовых к 13-му г. «эры Дионисия»; при этом дата Рождества отодвигалась на 21 год назад по сравнению с датой, предложенной Дионисием Малым (In circulos beati Cyrilli et Dionysii Romani ac Bedae studiosi cuiusdam praefatio//PL. 139. Col. 573-577). Современник Аббона Херигер, аббат мон-ря Лоб († ок. 1007), предложил др. хронологическую систему, расходившуюся с дионисиевой на 7 лет ( Herigeri abbatis Lobiensis Epistola ad quemdam Hugonem monachum//PL. 139. Col. 1129-1136). Однако их труды не получили широкой известности в отличие от сочинения М. С. ( Cordoliani A. Abbon de Fleury, Hériger de Lobbes et Gerland de Besançon sur l " ère de l " Incarnation de Denys le Petit//RHE. 1949. Vol. 44. P. 463-487; Verbist. 2010).

http://pravenc.ru/text/2562008.html

Содержание Глава первая. Обзор пособий для изучения хронологии Константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия «Опыт Византийской хронографии» Э. Муральта Πατριаρχικоι πινακες. Мануила Гедеона «Патриархи Константинопольские» трактат Ле-Кеня в 1-м томе сочинения «Восток христианский» «Примечания Бандурия к каталогу Никифора Каллиста» «Хронологическая история пахриархов Константинопольских» Купера Хронология Константинопольских патриархов в 1-м томе сочинений Гергенрётера о Фотие Глава вторая. Обзор источников для хронологии Константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия Хроника Марцеллина Хроника Виктора, Епископа Тунунского Хронография Иоанна Малалы Пасхальная хроника Церковная история Иоанна Ефесского Летопись Феофана Краткая история(στορα σντομος) патриарха Никифора Хроники анонимного продолжателя Феофана и Гизея Historia miscella Historiarum compendium Георпя Кедрина Летопись Иоанна Зонары Каталоги патриархов Константинопольских Менологии Глава третья. Хронология константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия Глава четвертая.Очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника Св. Анатолий Св. Геннадий Св. Иоанн Постник     Избрание нами для изучения хронологии константинопольских патриархов и жизни и деятельности некоторых замечательнейших из них в период времени именно от Халкидонского собора и именно до Фотия не должно представляться произвольным. Если выделение этих четырех веков (с половины 5-го до половины 9-го) в особый законченный период может не иметь достаточных оснований при изучении церковно-исторической жизни вообще во всех ее разветвлениях, то такое выделение вполне законно при изучении истории одного патриархата константинопольского. По концам означенного периода стоят столь крупные исторические факты, что их по отношению к истории этого патриархата с полным правом можно назвать эпохами в общепринятом значении этого слова. Что касается, прежде всего, патриарха Фотия, то едва ли даже следует упоминать о том, что жизнь и деятельность этого замечательного человека представляют собою такую эпоху не только в истории константинопольского патриархата, но и в истории всей вообще восточной церкви: Фотий начал собою «период трагической борьбы между церковью Римскою и Византийскою, закончившийся печальным следствием разделения единой церкви на два течения» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЛАСИЙ [Геласин; греч. Γελσιος, Γελσινος] (кон. III в.), мч. (пам. греч. 27 февр.), пострадал в г. Илиополь в Сирии (Гелиополь, совр. Баальбек, Ливан). Согласно самым ранним сведениям о мученике, к-рые находятся в Хронике Иоанна Малалы (VI в.), Г., названный здесь и в др. памятниках до IX в. Геласином, пострадал в правление имп. Максима Лициниана (хронист смешивает Максимина Дайу (305-313) и Лициния (308-324) - 2 правителей Римской империи). Г. был 2-м мимом (μμος δετερος), т. е. актером, исполнявшим вторые роли, как правило шутовские, в небольших театральных представлениях пародийного характера. Однажды он изображал христианина, принимающего Св. Крещение. В эту минуту на него снизошла благодать Божия и он уверовал во Христа. Тут же, в театре, Г. исповедал себя христианином. Разъяренная языческая публика выволокла его за стены театра и забила камнями. Родственники похоронили мученика в его родной дер. Мариамма недалеко от Дамаска, где впосл. был воздвигнут храм в его честь. Тот же рассказ о Г. с нек-рыми вариациями появляется в визант. «Пасхальной хронике» VII в. и копт. хронике Иоанна Никиуского кон. VII в., сохранившейся в переводе на эфиоп. язык. Составитель «Пасхальной хроники» делает уточнения относительно времени страдания мученика, исправляя неточную хронологию Иоанна Малалы и указывая, что Г. пострадал при имп. Диоклетиане, в 5-е консульство Максимиана Геркулия и 2-е Максимиана Галерия, т. е. в 297 г. (Chron. Pasch./Ed. L. Dindorf. Bonn, 1832. P. 513-514). Хотя хроника Иоанна Малалы сохранилась лишь в поздней редакции, маловероятно, что сообщение о мученике - позднейшая вставка (напр., из «Пасхальной хроники»), т. к. в этом рассказе имеется хронологическая неточность относительно нач. IV в., свойственная Малале. Остается неясным, пользовался ли он несохранившимся письменным памятником о мученичестве Г. или опирался на устную традицию, бытовавшую в VI в. в Сирии.

http://pravenc.ru/text/161939.html

Глава XVIII. Церковно-общественная жизнь в Марокко «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца» (А. Пушкин) Так как намеченный поначалу владыкой Нафанаилом к назначению в Марокко протопресвитер о. А. Шабашев лишен был возможности поселиться в Марокко, а прот. А. Киселев, получивший в частном порядке визу для приезда в Марокко, вскоре от визы отказался ввиду полученной возможности переезда его в Америку, где он ушел из подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви, начались со стороны Синода спешные хлопоты о визе в Марокко для моей семьи. Тут и начались происки темных сил. Из писем, получаемых мной из Марокко, было видно, что неведомые силы, видимо, заинтересованные в полном разброде церковной жизни в Марокко, употребляли все средства к тому, чтобы помешать приезду священника в эту страну – вплоть до таинственного исчезновения в делах ИРО в Казабланке папки с моими документами и до злостной клеветы, пущенной в Марокко в дни ожидания моего приезда. Невзирая на это, мои бывшие прихожане по Менхегофу как бы готовили почву к моему приезду: в целях удовлетворения молитвенной потребности русских людей в Казабланке и в Бурназеле устраивали каждое воскресенье в Казабланской домовой церкви молитвословия, пели изобразительные и акафисты. Акафисты читал бывший воспитанник духовной семинарии инженер В.И. Травлеев, пел хор Е.И. Евец. В первые дни Рождества Христова 1948 года Е.И. Евец посетил с хором дома в Казабланке и в Бурназеле с пением рождественских колядок, а пасхальную заутреню пел в греческом храме Казабланки. Наконец, 2 сентября 1948 года, преодолев последние испытания на пути в Марокко, состоявшие в том, что накануне посадки на пароход исчезли в бюро транзитного лагеря в Мюнхене мои проездные документы, найденные только благодаря вмешательству самого директора по набору рабочих, я прибыл в Казабланку. Встреченный в порту церковным старостой адмиралом А.И. Русиным с Д.Н. Федченко, М.П. Косенко и М.В. Геккером, отправился в Казабланский храм. Было обеденное время, но в храме собралось много народа, пришедшего приветствовать прибывшего священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Закрыть itemscope itemtype="" > ПЦ Петра Порошенко Олег Мономах о том, к чему приведут потуги украинской власти по созданию «единой поместной автокефальной церкви» 20.04.2018 783 Время на чтение 7 минут Петр Порошенко как профессиональный интриган и враг Церкви на Светлой седмице затеял очередную атаку на каноническое Православие. Хроника событий такова. 9 апреля, на второй день Пасхи, Порошенко побывал в Стамбуле, где помимо прочего встретился и с Варфоломеем. Идея, не исключено, возникла ситуационно: встретился с Эрдоганом, встречусь и с Варфоломеем, «чтоб второй раз не вставать». Сайт Порошенко осветил событие скупо, но комично: «Патриарх Варфоломей I поблагодарил Петра Порошенко за его миротворчество, в частности, за призыв к миру во время его Пасхального обращения. Президент Украины также отметил важность внедрения Единой Поместной Православной Церкви в Украине, к чему стремится украинский народ». Какой народ? Известно - раскольники и самосвяты. Их мечта легализоваться, обойтись без покаяния за духовные преступления. Администрация президента надавила на рычаги и к 17 апреля соответствующие документы, поощряющие Порошенко обратиться к Варфоломею, были подписаны «всеми без исключения» «епископами» УПЦ КП и УАПЦ. 18 апреля Порошенко попытался надавить на Предстоятеля канонической УПЦ (МП) Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Результат оказался плачевным. Сайт Администрации Порошенко скупо обронил: «Президент Украины и Предстоятель Украинской Православной Церкви (МП) обменялись мнениями по активизации межконфессионального диалога в Украине» . 19 апреля «партия войны» Верховной рады в едином порыве поддержала обращение Порошенко к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса «об автокефалии Православной церкви на Украине». Депутаты от Оппозиционного блока и группы «Возрождение» голосовали «против» или не голосовали вообще. «За» - вся «майданная элита»: Блок Петра Порошенко, Нарфронт Турчинова-Авакова-Яценюка, Радикалы Ляшко, Самопомощь Коломойского и Ко, они дали 268 голосов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/20/pc...

Скачать epub pdf Ноябрь Антоний (Храповицкий), еп. Библейское учение об Ипостасном Слове Божием//Богословский вестник 1904. Т. 3. 11. С. 387–394 (2-я пагин.) —387— Все христиане знают, что под Словом в первой главе четвёртого Евангелия разумеется Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, но немногие из них могут восстановить связь этого наименования с ветхозаветными прообразами и пророчествами, с коими связаны все вообще эпитеты, уподобления и образы Апостола Иоанна, как в Евангелии, так и в Посланиях его, так и в Откровении. Эта связь, остаётся неизвестной не только для обычных читателей св. Библии, но и для большинства учёных толкователей, как немецких, так и русских, обыкновенно заимствующих у них, а между тем только через восстановление помянутой связи возможно уяснить истинный смысл евангельского понятия о Слове, и о таком восстановлении её мы и постараемся в этой статейке. Протестантские богословы, а за ними и русские, изучая Библию отдельными отрывками, настолько потеряли возможность восстановлять её внутреннее единство, что гораздо охотнее отыскивают последнее между св. Евангелием и языческой философией, в данном случае – Платоновой. Попытки связать пасхальное зачало Евангелия с учением этого философа о Логосе или Разуме, или даже вывести первое из последнего, создали за границей уже целую, довольно нелепую литературу, которая нашла своё отражение в докторской диссертации кн. Трубецкого: „Учение о Логосе“, где автор, или – точнее – переведённые им с немецкого авторы, стараются установить такую точку зрения, будто учение Платона о Логосе отразилось весьма сильно на иудейской апокрифической литературе, а эта послед- —388— няя – на Евангелии; зависимость же этой литературы и Иоаннова Пролога от псалмопевцев и Соломона, живших задолго до Платона, г. Трубецкой вовсе не отмечает, или, точнее выражаясь, не знает о ней. В 1902 году в „Миссионерском Обозрении“ появилась критическая статья Старобельского, который между прочим доказывал, что в иудейской литературе, как библейской, так и апокрифической, под словом – Мемра никогда не разумелось Платоновское понятие, обозначающее Разум, ибо иудейский термин обозначает только слово, глагол и ничего более, разум же или познание определяется словом яда: точно так же и евангельский Логос обозначает вопреки многим богословам только слово, глагол, а вовсе не разум.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИБИЙ СЕВЕР Имп. Либий Север. Солид. Аверс. 461–465 гг. (Национальный археологический музей, Флоренция) Имп. Либий Север. Солид. Аверс. 461–465 гг. (Национальный археологический музей, Флоренция) [Лат. Libius Severus; греч. Σεβρος; Флавий Ливий Север], император Зап. Римской империи (19 нояб. 461 - 15 авг. или 14 нояб. 465). На время его правления пришелся все углублявшийся процесс распада империи. По сведениям визант. хрониста Феофана Исповедника (нач. IX в.), Л. С. имел прозвище Серпентий (Σερπντιος; Змеиный; Theoph. Chron. P. 112). Происхождение прозвища неясно. Оно не зафиксировано в современных Л. С. лат. источниках и, возможно, является уничижительной кличкой, к-рую он получил в К-поле, ввиду того что в Византии никогда не был признан законным императором. Однако в визант. «Пасхальной хронике» (нач. VII в.; Chron. Pasch. P. 593) под 462 г. указано консульство визант. имп. Льва I и Серпентия, что дает возможность утверждать, что прозвище могло быть частью офиц. имени Л. С. Однако неясно, откуда эти сведения появились в Пасхальной хронике, т. к. консулаты Л. С. в V в. в К-поле не признавались. Имп. Либий Север. Солид. Аверс. Реверс. 461–465 гг. Имп. Либий Север. Солид. Аверс. Реверс. 461–465 гг. О жизни Л. С. до его правления сведений нет. Вероятно, он принадлежал к сенаторскому сословию. «Галльская хроника» 511 г. и Кассиодор сообщают, что он был родом из Лукании ( Cassiod. Chron. AD. 461; Chron. min. 511//MGH. AA. T. 9. P. 664). Вскоре после гибели имп. Майориана Л. С. был провозглашен императором в Равенне (19 нояб. 461) и одновременно консулом на 462 г. Л. С. был ставленником магистра армии Запада империи Рицимера (Рекимера), гота по происхождению, к-рый был фактическим правителем Италии и неск. др. регионов в центре Европы. Ничего не известно о к.-л. действиях или решениях Л. С. во внешней политике и взаимоотношениях с варварами. В 463-465 гг. все дипломатические связи с К-полем поддерживались самим Рицимером.

http://pravenc.ru/text/2463655.html

Рубрики Коллекции «Мама, мы пойдем в храм на Пасху?» Раньше я возила детей на позднюю пасхальную литургию, а приезжая, вынуждена была поскорее кормить их и выводить на улицу, чтобы муж свои два часа ничком хотя бы не слышал звуки бурной детской радости над ухом. Повести ночью в храм детей-погодок, один из которых грудной, мне и в голову не приходило. Мол, пока что в своем уме. А потом я познакомилась с матушкой, чьи дети примерно ровесники моих, и несказанно удивилась: она и все ее знакомые прихожанки преспокойно ходят на ночную службу вместе с детьми. 13.04.2017 Жены-мироносицы: пасхальная история для детей Ранним утром в дверь одного из домов города Иерусалима тихонько постучались. Дверь была сделана из толстых кипарисовых досок, плотно подогнанных друг к другу. Изнутри она была заперта на тяжелый брус, сделанный из дуба — очень прочного дерева. Даже если бы кто-то захотел взломать дверь снаружи, ему пришлось бы очень нелегко. Но никто и не собирался её… 30.04.2023 Суд над Иисусом: хроника страшной ночи Был поздний вечер четверга. Приближался праздник Пасхи. Высоко поднялась над Иерусалимом луна. Отражение её дрожало и рассыпалось в водах ручья Кедрон, протекавшего в долине под стенами древнего города. Вдоль ручья двигались силуэты. Сверкали в свете факелов мечи и доспехи, цеплялись за колючие кусты плащи воинов и длинные одежды сопровождавших их людей… Спокойно и прямо шел… 11.04.2023 Гефсиманский сад: о чем помнят его деревья Седые, серебристые оливы. Морщинистые стволы, узловатые корни… Уже две тысячи лет растут они на склоне Елеонской Масличной горы, что возвышается у Иерусалима, за ручьем Кедрон. Сегодня олив осталось совсем мало. А ведь когда-то здесь был огромный сад, в котором можно было спрятаться и даже заблудиться. Или — уединиться, чтобы никто тебя не тревожил, и глубоко… 14.09.2022 Как Христос взял Свою Маму на Небо. История для детей Что значит слово «Успение»? Кому-то покажется, что оно происходит от слов «успех» или «успеть». На самом деле это не так. Вслушайтесь в другие слова: «просыпаться», «засыпать» — похоже, верно? Эти слова действительно близкие. И они связаны со сном. Успение — погружение в сон. Но почему мы называем уход Богородицы из земной жизни не смертью, а сном? Что было с Богородицей после Пасхи…

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-prazd...

П. х. охватывает всю мировую историю от сотворения мира до 628 г. по Р. Х. Последние события, упомянутые в сохранившемся тексте П. х., относятся к весне 628 г.: восшествие на трон персид. шаха Кавада II Широе и мирные переговоры его послов с визант. имп. Ираклием (Chron. Pasch. P. 734-737). Повествование в П. х. носит в основном компилятивный характер, сведения гл. обр. заимствованы из др. известных источников. Наиболее важным из них была хроника, составленная Иоанном Малалой (сер. VI в.), из к-рой автор П. х. брал большие отрывки, переписывая их почти буквально. Кроме нее в разном объеме использованы хроники Секста Юлия Африкана (нач. III в.), Евсевия Памфила (нач. IV в.), а также трактат свт. Епифания Кипрского «О мерах и весах» (кон. IV в.). Из книг Свящ. Писания в текст П. х. вошли большие фрагменты из кн. Левита, Книги прор. Даниила и Евангелия от Луки. Сведения об истории ветхозаветных патриархов, пророков, св. Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, первомч. Стефана взяты хронистом из сочинений Космы Индикоплова (сер. VI в.), а также из Житий Псевдо-Дорофея. Использованы акты мучеников Иустина, Дометия, Меркурия. Повествование П. х. о событиях VI в. написано крайне непоследовательно. До 532 г. сведения в П. х., как и в более ранних разделах, преимущественно взяты из сочинения Иоанна Малалы, о периоде 535-551 гг. никаких сведений не приводится. При этом здесь же полностью внесен пространный текст эдикта имп. Юстиниана I о вере, изданный в 533 г. (Ibid. P. 629-633). Наибольшим значением как исторический источник обладает завершающая часть П. х., после лакуны с 552 г. По своим особенностям эта часть имеет большое сходство с рим. консульскими фастами и является одним из важнейших источников для изучения эпохи правления визант. императоров Маврикия (582-602), Фоки (602-610) и Ираклия (610-641). В заключительной части текста много внимания уделено фигуре К-польского патриарха Сергия I (610-638), поэтому принято считать, что автор П. х. был близок к клиру Патриаршего двора в К-поле. Тем не менее в тексте мало информации по истории Церкви, кратко упомянуты лишь важнейшие события, такие как Вселенские Соборы.

http://pravenc.ru/text/2579167.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010