Для меня лично праздник Пасхи каждый раз приходит как совершенно особое и уникальное событие в жизни. И сколько бы раз ни праздновалась Пасха, сколько бы раз ни слышались призывы псалмопевца: «Воскресни, Боже, суди земли, ибо Ты царствуеши во веки», — всякий раз, когда приходит Великая Суббота, когда наступает Пасха, вновь переживается это ни с чем не сравнимое чувство присутствия Божия среди нас здесь и теперь. И отчетливо осознается, что ради этого стоит жить, — все остальное пройдет, а это останется. Нередко задают вопрос о том, в чем заключается различие в праздновании Пасхи в католической и православной традициях. Различие прежде всего в дате: иногда дата Пасхи совпадает, но чаще различается. В прошлом году, например, православные и католики праздновали Пасху одновременно, а в этом году — с разницей в одну неделю. Пасха и праздники, которые привязаны к Пасхе — Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, праздники так называемого подвижного цикла — совершаются по календарю, который связан с луной, то есть Пасха совершается в первое воскресенье после весеннего равноденствия. I Вселенский Собор 325 года установил единый принцип вычисления Пасхи, и на протяжении более тысячи лет все христиане праздновали Пасху вместе. Но когда был введен новый календарь (сначала в Западной Церкви, а затем уже в XX веке и в некоторых Православных Церквах), тогда возникла разница в неподвижных праздниках, а также разница в праздновании Пасхи между православными и католиками. На данный момент у православных, во-первых, действует то правило, что наша Пасха не должна отмечаться раньше еврейской Пасхи, а во-вторых, использование разных календарей для подвижных праздников сказывается, в том числе и на Пасхалии. В полной мере история земной жизни Иисуса Христа, Его страданий и смерти раскрывается только в свете веры в Воскресение Христово. Вот почему, когда мы приходим на богослужения Страстной седмицы, которые посвящены страданиям Христа и Его смерти, мы все время слышим напоминания о воскресении. Да, Он пострадал, да, Он умер, но Он воскрес, и в свете этой Пасхальной веры в Воскресение Христово приобретает смысл вся история Иисуса Христа. А в свете этой истории обретает смысл земная история всякого человека — в том числе и безвременно или безвинно погибшего.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5176676...

Подвал храма расчистили, отштукатурили, побелили, выложили пол плиткой, и это было наше первое собственное помещение. На лавках со свечкой (свет еще не провели) мы и занимались по воскресным дням после Божественной Литургии. Главным стало изучение Закона Божия. Уровень знаний всех слушателей был почти одинаков. Урок (продолжительностью около часа) делился на три части: история Нового (позже Ветхого) Завета, порядок Богослужения, устройство храма, содержание праздников и молитва. Сначала мы учили молитвы по “шпаргалкам”, заготовленным заранее матушкой, так как учебника Закона Божия еще не было в продаже. А в это время строилось здание воскресной школы. Для школы был выделен второй этаж (общей площадью 450 кв. м) большого здания, в подвале которого находятся хозяйственные службы, на первом этаже теплый туалет для прихожан и гараж с мастерскими. В нашем храме все (окна, двери, киоты, аналои) делается руками Владимира Николаевича Толмачева — плотника с удивительным отношением к труду и работоспособностью. Подручные и ученики менялись, а он до сих пор трудится, несмотря на почтенный возраст и радикулит. Число слушателей росло и они уже не умещались под сводами подвала. Среди прихожан появились учителя средних школ, они стали преподавателями в детских группах. Пока принимали только школьников. В подвале разделили помещение на 4 класса (три для детей и один для взрослых) и провели освещение. Уже тогда зародились наши традиции: праздники (Рождество Христово и Пасха), паломничества по святым местам нашей епархии, посещения больниц, дома престарелых. Первое Рождество было в храме с елкой, красиво убранной, подарками, стихами, рождественскими песнопениями и выставкой работ нашего иконописного класса. Будущие иконописцы оставались на хорах после Литургии вместе с Сергеем Ивановичем Логиновым, который помогал художникам в росписи центральной части купола. Свод тогда переложили заново, храм оштукатурили, ошпаклевали. Года три иконописцы, как мы называли пятнадцать человек, изучали рисунок. И вот их первые работы: лики святых на грунтованном картоне. Они до сих пор стоят в нашем читальном зале. Сейчас в храме уже много работ наших иконописцев. Стены заполняются киотами с иконами; каждая последующая получается лучше предыдущей.

http://pravmir.ru/o-voskresnoy-shkole/

История из кн. Исход описывает действия с кровью пасхального агнца как апотропеический обряд: «губитель» должен пройти мимо домов, дверные перекладины и косяки которых помазаны кровью (Исх 12. 23), а последующее поедание запеченного мяса, ограниченное узким семейным кругом, является продолжением этого обряда. Однако уже в данном тексте в традицию празднования П. включается и предписание о 7 днях опресноков, во время к-рых запрещено вкушать дрожжевой хлеб (и вообще квасное) и к-рые отмечены «священными собраниями» в 1-й и 7-й дни, когда следует воздерживаться от работы и, очевидно, собираться для общинного богослужения (Исх 12. 15-20; 13. 3-10). Общинный характер празднования опресноков контрастирует с семейным характером вкушения пасхального агнца, и это заставляет исследователей предполагать, что эти 2 установления изначально не были связаны. Рассказ в его совр. форме исследователи классифицируют как принадлежащий к священнической традиции (о Священническом кодексе см. в ст. Пятикнижие ), но он безусловно содержит и более ранний материал. По утвердившемуся в совр. научной лит-ре мнению, самой ранней частью предания о П. является Исх 12. 21-23. В свою очередь праздник опресноков (в отличие от П.) был одним из 3 паломнических праздников Израиля, к-рые описаны в календарях Исх 23. 14-17 (часть «Книги завета») и 34. 18-24 («Культовый декалог») в качестве отмечаемых «для Господа» и к-рые были связаны с аграрным циклом,- это праздники жатвы первых плодов и собирания плодов; праздник опресноков, отмечавшийся в месяц авив, в тексте Пятикнижия уже обосновывается событием исхода из Египта. Несмотря на связь праздника опресноков с событием исхода в этих календарях, заклание пасхального агнца в связи с опресноками в них не фигурирует, что также свидетельствует в пользу предположения о различном происхождении праздников П. и опресноков. Впрочем, в Исх 23. 18 календарь «Книги завета» дополнен указанием: «Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра», к-рое напоминает предписания Исх 12.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за то, что ответили на наши вопросы. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: В этот раз Пасха выпадает на майские праздники, которые наши сограждане традиционно проводят на отдыхе. Есть и те, кто уехал за границу. Как быть им? Как праздновать Воскресение Христово, особенно если православного храма поблизости нет? Митрополит Иларион: Во-первых, в этом году на так много людей уехало за границу. Во-вторых, многие из тех, кто уехали, находятся там, где есть православные храмы. Сейчас практически везде, где отдыхают наши соотечественники, поблизости есть православные храмы. Если же Вы находитесь очень далеко и действительно нет возможности прийти в храм, но Вы хотели бы все-таки почувствовать радость праздника Святой Пасхи, то включите телевизор или Интернет и посмотрите трансляцию Пасхального богослужения, которое совершает Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя. Тем самым, хоть Вы и находитесь далеко, сможете приобщиться к пасхальной радости. Вопрос: Почему в Русской Церкви нарушен суточный круг богослужений? В Великий пост утреня служится вечером, а вечерня — утром. Как так получилось и какие, на Ваш взгляд, есть пути разрешения этого несоответствия? Митрополит Иларион: Это довольно долгая история. У нас постепенно утреня «переехала» на вечернее время. Это было связано с практикой совершения так называемых всенощных бдений, которые совершались не в течение всей ночи, а в вечерние часы. А всенощное бдение включает в себя вечерню и утреню, которая присоединяется к ней. Если бы всенощное бдение совершалось всю ночь, тогда, действительно, все началось бы с вечера, а закончилось под утро. Но так как такие всенощные бдения не совершаются в наших российских монастырях (за редчайшим исключением), а в приходских храмах они никогда не совершались, то постепенно утреню стали переносить на вечер, чтобы присоединить ее к вечерне. Так и сложилась эта традиция.

http://patriarchia.ru/db/text/5806305.ht...

В этом отношении мы говорим об определенной вероучительной близости всех монотеистических религий, из которых три называются авраамическими, потому что все они восходят генетически к Аврааму как отцу израильского народа. Авраамических религий три: иудаизм, христианство и ислам (я перечисляю их в порядке появления). И для христианства Авраам является праведником, и для христианства история израильского народа является Священной историей. Если вы познакомитесь с текстами, которые звучат на православном богослужении, то увидите, что все они наполнены рассказами из истории израильского народа и символическими их толкованиями. Конечно, в христианской традиции эти рассказы и истории преломляются сквозь опыт христианской Церкви. Большинство из них воспринимается как прообразы реалий, связанных с пришествием в мир Иисуса Христа, тогда как для израильского народа они представляют самостоятельную ценность. Например, если в иудейской традиции Пасха отмечается как праздник, связанный с воспоминанием о переходе израильского народа через Чермное море и об избавлении от египетского рабства, то для христиан эта история является прообразом освобождения человека от греха, победы Христа над смертью, и Пасха уже мыслится как праздник Воскресения Христова. Есть некая генетическая связь между двумя Пасхами — иудейской и христианской — но смысловое наполнение этих двух праздников совершенно разное. Общая основа, которая существует между двумя религиями, помогает им уже в наши дни взаимодействовать, вести диалог и вместе трудиться на благо людей. Православие и ислам Взаимоотношения между христианством и исламом в истории были не менее сложными и не менее трагическими, чем взаимоотношения между христианством и иудаизмом. Ислам появился на рубеже VI и VII веков, его родоначальником является Мухаммад (Магомет), который в мусульманской традиции воспринимается как пророк. Книга, которая в мусульманской традиции играет роль Священного Писания, называется Кораном, причем мусульмане верят в то, что она продиктована самим Богом, что каждое ее слово верно и что Коран до того, как был записан, предсуществовал у Бога. Мусульмане считают роль Магомета пророческой в том смысле, что слова, которые он принес на землю, являются Божественным откровением.

http://patriarchia.ru/db/text/813944.htm...

Разделы портала «Азбука веры» «Часы» и так называемые «стражи» – это основные единицы измерения времени в рамках суточного цикла, используемые в гражданском быту и христианском богослужебном обиходе. Современный час – это внесистемная единица времени, равная 60 минутам, или 3600 секундам. 1 сутки=24 часам. Деление на часы впервые отмечается в Древнем Египте. Уже в XXI веке до Р. Х. египетские жрецы пользовались системой из 24х часов: 10 часов дня, 2 часа сумерек и 12 ночных часов. Позднее была принята более простая система, употреблявшаяся и в Вавилонии: дню и ночи стали отводить по 12 часов. У вавилонян этот принцип заимствовали греки (Геродот. История, II, 109). Римский dies civilis, «гражданский день» (в значении сутки) начинался в полночь и полуночью заканчивался. Древние евреи считали за полный 24-хчасовой день (сутки) период времени от одного вечера до следующего вечера. Эта традиция сохраняется и в православном богослужебном календаре: богослужения соответствующему дню или празднику начинаются в предыдущий день вечером: в городских храмах, как правило, – в 18 часов (в монастырях и сельских приходах обычно в 17 или даже 16 часов). «День» (в узком значении) продолжается от 6 часов утра до 18 часов вечера, а «ночь» – с 18 часов вечера и до 6 часов утра. Таким образом, «1й час дня» нашего Церковного Устава начинается с 6 часов утра, 3й час – с 9 часов утра, 6й – с полудня, 9й – с 15 часов (заканчивается к 18-ти часам). Вечерние богослужения (или т. наз. «Всен о щное бдение», «Всенощная») предписывается начинать в «1й час нощи» (то есть с наступлением 18-ти часов). Единственное исключение составляет Пасха, праздничное богослужение которой начинается с наступлением именно «римского дня» – сразу после полуночи. Римляне евангельских времён для военной караульной службы делили ночь (от заката до восхода солнца) на 4 стражи (vigiliae): prima, secunda, tertia, quarta, – считая по 3 часа в каждой страже. Эта система определяла ритм жизни и оккупированной римлянами Иудеи (с 63 г. до Р. Х.), и мы встречаемся с ней в книгах Нового Завета, откуда она перешла в наш богослужебный Устав.

http://azbyka.ru/chasy-i-strazhi

Пасха 2024 — Воскресение Христово (Пасха в 2023 году: число, дата - 16 апреля) Какого числа Пасха в 2024 году? Дата Пасхи в 2024 года. Календарь Пасхи 2024 Пасха в 2024 году! Всю информацию о Пасхе вы найдете в списке статей, опубликованных на этой странице: дата в 2024 году, поздравления, богослужение, история, традиции и многое другое! Дата празднования Воскресения Христова в 2024 году выпадает на 15 мая. Что мы знаем о традициях Пасхи? Правильно ли понимаем значение праздника? Ведь иудеи тоже празднуют Пасху. Мы помним события Ветхого Завета, книги Исход: освобождение от рабства, исход из Египта, поражение египетских первенцев — единственное, что смогло остановить жестокость по отношению к рабам… Кровь агнца, которой помазали косяки иудеи, спасла их детей. Христос — Агнец Божий, Принявший грехи мира. Его кровью спаслись мы, люди Нового Завета. Отличать народные традиции и обычаи от обычаев Церкви — важно, если мы хотим называться христианами. Смысл праздника в освобождении от духовного рабства. От власти смерти и греха. Сын Божий пришел на место традиционной пасхальной жертвы. Принял страдание и смерть, чтобы приготовить нам путь на Небо, в Царство Небесного Отца. «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» — На Светлой Седмице мы будем часто слышать эти слова, означающие, что вера наша не тщетна. Но празднование Воскресения Христова продлится еще 40 дней. Мы уже пережили Страстную седмицу. Для христиан страшные события Великой Пятницы, осуждение Христа на смерть, это — не просто воспоминание об истории давно минувших дней. Вместе с Ним мы должны мысленно взойти на Крест, понять, что мы куплены дорогой ценой. Но вот заканчивается Великий пост и в утешение нам дается великая радость, Праздник Праздников — Воскресение Христово. Из наших материалов вы узнаете: Смертью смерть поправ, Господь спас и нас от смерти. Христос Воскресе! Христос воскресе! Фильм 1 канала смысл воскресения для нас информационный листок Правмира о Пасхе Поздравления Богослужение Песнопения викторина

http://pravmir.ru/articles/pasxa/

Разделы портала «Азбука веры» Пасха в 2024 году - 5 мая О Воскресении Христовом Богослужение Пасхи Молитва в дни Пасхи История Пасхи О праздновании Пасхи Пасхальные проповеди Пасхальные поздравления Рецепты Стихи и рассказы о Пасхе Суеверия в Пасху Тест, кроссворд, фото Иконография Пасхи Пасхальный календарь Мультимедиа ПАСХА или ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ? Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера. Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые? Пасхальное ночное разговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образованием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!» Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения. Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи. Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов? Прообразы: «Пасха земная»

http://azbyka.ru/paskha

Календарь Материалы 5 мая 2013 г. [Сретенский монастырь/История и современность] Господь Своим Воскресением уничтожил смерть и даровал нам Жизнь Вечную. Поэтому сегодня радуются небо и земля, ангелы и люди. Будем же хранить эту радость в наших сердцах и нести ее всему миру! [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Национальные церковные традиции/Церковно-народные обычаи] Шио Отарашвили На Пасху в некоторых селах играют в «лело бурти». Этому обычаю уже 300 лет. Игра очень азартна и зрелищна. Мяч для нее хранится в церкви, и состязание начинает священник. [Интернет-журнал/Книжная закладка] Александр Сегень – Э-э-э… Зачем ты тогда нас застабил гоборить «Абаистину абаскрес!»? Аббас бросил ислам, стал теперь Бутрос. [Встреча с Православием/Богослужение] 22 апреля/5 мая 2013 г. Светлое Христово Воскресение. Пасха. Сретенский монастырь. Пасхальная заутреня, Литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:20:32 мин. Размер 101.2 Mb) [Встреча с Православием/Православная библиотека] Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав English Edition [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] Later the Risen Christ revealed Himself to the apostles in the Divine Glory of the Resurrection. And when they witnessed that glory, a new awareness of life was born within them along with the power of faith which moved them to new deeds in their apostolic service. It led them into a hostile world in which they were to endure suffering and which met their preaching of the Crucifixion and Resurrection of Christ with enmity and scorn. But we know that Christ " s apostles carried His holy message throughout the Greek and Roman world and into other lands, preaching Christ, how He had come into the world to save men and how, though Himself God, He had taken human flesh and lived as a man among men, and how, as a man, He had achieved incomprehensible perfection. [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] St. Gregory the Theologian Yesterday I was crucified with Him; today I am glorified with Him. Yesterday I died with Him; today I am made alive with Him. Yesterday I was buried with Him; today I am raised up with Him.

http://pravoslavie.ru/archive/130505

Храм Воскресения Христова (Вятское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Воскресения Христова - кирпичная церковь, построенная в 1750 году в духе традиционного зодчества. Содержание История [ править править код ] Кирпичная церковь, построенная в 1750 в духе традиционного зодчества. Высокий пятиглавый четверик с поясом кокошников под карнизом, с обширной трапезной и очень стройной столпообразной шатровой колокольней. Декор выдержан в духе XVII в. В трапезной приделы Михаила Архангела и Григория Богослова . Не закрывалась. Храм до ремонта Вятское относилось к числу самых крупных и богатых сёл в северо-восточной части Ярославской губернии, интересно хорошо сохранившейся каменной застройкой XIX в. Еще недавно Воскресенский храм в Вятском стоял в лесах, а сейчас сияет своим великолепием. Благодарственный молебен в честь обновления церкви отслужил митрополит Пантелеймон. Реставрация была проведена, благодаря совместным усилиям Ярославской епархии, прихожан и историко-культурного комплекса " Вятское " . " Мы бы хотели, чтобы наши гости, наши друзья Вятского немножко отдохнули от этой предпраздничной суеты, немножко посмотрели в глубь себя, чтобы подумали о вечном, о будущем " , - сказал автор проекта " Возрождение села Вятское " , лауреат государственной премии России Олег Жаров. В церкви не только восстановили стены. По-новому заблистали и святые ворота. Изразцы и живописные иконы созданы известным художником Николаем Мухиным. В обновленной 50-метровой колокольне теперь обустроена и большая звонница. К 4-м старинным колоколам прибавилось 5 новых, отлитых в Тутаеве. Есть в храме Вятского и специальная система управления звоном " электронный звонарь " . " Приход молодой еще, только формируется, и, конечно, электронный звонарь в этом плане выручает, что можно с телефона отправить смс-ку с номером колокольного звона, и он начинает звонить, радовать " , - сказал отец Иоанн, настоятель Воскресенского храма (с. Вятское). Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата Как добраться [ править править код ] Адрес : Россия, Ярославская область, Некрасовский район, село Вятское, Давыдковская улица Телефон: 8(48531) 644-73 " Сайт:: http://vyatskoe.cerkov.ru/ Паломнику [ править править код ] Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Возвращение Священного Евангелия в Вятское Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010