Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ [Болг. Партений] (Стаматов Стоян Стоянов; 7.03.1907, г. Провадия - 2.03.1982, София), еп. Левкийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Начальное образование получил в родном городе, в 1923-1929 гг. учился в Софийской ДС. 8 июня 1929 г. пострижен в монашество с именем Парфений Софийским митр. Стефаном (Шоковым; впосл. экзарх Болгарский), на следующий день рукоположен во диакона. В 1929-1933 гг. учился на Богословском фак-те Софийского ун-та, служил в храме вмч. Георгия Победоносца в Софии. 20 июля 1933 г. рукоположен во иерея. 15 сент. того же года назначен преподавателем и библиотекарем Софийской ДС. 15 сент. 1936 г. стал протосинкеллом Неврокопской епархии , это послушание исполнял до 1944 г. В 1937/38 г. проходил богословскую стажировку в Берне и Фрайбурге. 7 янв. 1939 г. возведен в сан архимандрита. После прихода к власти в Болгарии «Отечественного фронта» (9 сент. 1944) П. был арестован, через 40 дней освобожден благодаря прошению Болгарского митр. Стефана. 1 дек. того же года поставлен протосинкеллом Софийской митрополии. 8 апр. 1945 г. в кафедральном соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом Левкийский, викария Софийского митрополита. Считал своим духовным отцом архиеп. Богучарского свт. Серафима (Соболева). Входил в состав делегации БПЦ на Всеправославном совещании на о-ве Родос (24 сент.- 30 сент. 1961; см: Всеправославно предсъборно съвещание на о-в Родос//ДК. 1962. Год. 42. N 1. С. 3-6; N 2. С. 1-9; N 3. С. 1-10. N 4. С. 3-15; Втори Родос//Там же. 1964. Год. 44. N 8. С. 1-16). Неск. раз посещал СССР в составе делегаций БПЦ. 15 янв. 1965 г. был определен викарием митр. Андрея (Петкова), управлявшего болг. епархией в Америке (см. в ст. Американо-Австралийская епархия ). Во время торжеств в честь 10-летия совершеннолетия наследника болг. престола, жившего в эмиграции в Испании, Симеона II Саксен-Кобург-Готского (род. в 1937) П. крестил в Православие 2 его сыновей - первенца Кардама (1962-2015) и Кирилла (род. в 1964). Это крещение вызвало недовольство властей Болгарии, к-рые, опасаясь, что П. станет духовным главой болг. эмиграции, потребовали отозвать его из Америки. Имея возможность остаться в США, П. последовал решению Болгарского Синода и в кон. 1965 г. вернулся на родину. Он никогда не скрывал антикоммунистических взглядов и отказывался от сотрудничества с органами безопасности Болгарии, что помешало его церковному служению - до конца жизни он оставался викарием Софийского митрополита. Был духовником схиигум. Марии (Дохторовой; † 1978), некролог к-рой опубликовал в ЖМП (ЖМП. 1978. 12. С. 51).

http://pravenc.ru/text/2579089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ СЛИВЕНСКИЙ [болг. Димитър Сливенски]; (9.10.1818, г. Сливен - 30.01.1841, там же), болг. нмч. янв.]. Житие Д. С. впервые опубликовал еп. Левкийский Парфений (Стаматов) без анализа источников (см.: Партений, еп. Левкийски. Жития на бълг. светци. София, 1979. Т. 2. С. 19-23). Возможно, жизнеописание Д. С. составил вскоре после его смерти иером. Стефан, к-рый навещал в темнице и отпевал мученика, либо иные свидетели событий. Последующие публикации Жития Д. С. являются редакциями версии еп. Парфения. Д. С. род. в семье благочестивых Ивана и Комны, к-рые 8 лет не имели детей. Родители рано умерли, младшего брата увели цыгане, и Д. С. в юном возрасте остался один. Когда дом развалился, а земельный участок присвоил сосед-турок, он стал слугой мусульманина, к-рый полюбил юношу и уговаривал его принять ислам. Но Д. С. отвечал: «Наша христианская вера дана нам Самим Господом Иисусом Христом, а ваша вера дана обыкновенным человеком Мухаммадом». Хозяин выгнал его, и он стал помощником пекаря. В беседах с мусульманами юноша часто говорил о преимуществах христианства перед исламом. Это вызвало ненависть мусульман, и они попросили главу города наказать юношу. Вскоре Д. С. позвали на пир в честь прибытия нового судьи. Судья настойчиво предлагал юноше вместе с ним выкурить табак и выпить ракию, но тот отказывался. Тогда судья, расхвалив Д. С., пообещал, что если он примет ислам, то повелит пекарю сделать его своим зятем и отдать половину состояния. Подыгрывая, Д. С. ответил: «Было бы так, господин!» Эти слова присутствующие сочли согласием, и один из мусульман снял свой пояс и стал из него делать чалму для Д. С. Тогда юноша заявил: «Неужели вы мои слова приняли за правду? Знайте, я христианин и верю в Бога Иисуса Христа, никогда не отрекусь от Него и не обращусь к вашему Мухаммаду, который не послан Богом, а самозваный пророк, предводитель неверных!» - и убежал из города. Неск. дней он прятался в Сливене, а потом пошел в Русе, надеясь найти защиту у митрополита Русенского (имя митрополита не указано, Русенская епископия получила статус митрополии только в 1872). Митрополит его тепло встретил, 3 дня укреплял в вере и подарил золотую монету и крестик. Д. С. половину стоимости монеты раздал бедным и отправился в Валахию, надеясь найти работу. Но, приняв решение пострадать за Христа, в с. Жеравна он сдался тур. страже. Его отвели в Сливен и заточили в темницу. Судья предположил, что если через 3 месяца юноша вернулся обратно, значит, одумался и желает принять ислам. Но Д. С. достал подаренный митрополитом Русенским крестик и исповедал веру во Христа. Судья дал ему 3 дня на размышления и сказал, что в случае отказа принять ислам его ждет наказание. Городской совет старейшин потребовал от судьи либо заставить юношу принять ислам, либо казнить его.

http://pravenc.ru/text/178229.html

М. П. принял монашеский постриг в молодости. Не позднее 1707 г. он был рукоположен во диакона. Некоторое время М. П. служил архидиаконом Никомидийского митр. Парфения, который хотел видеть его своим преемником. Но молодой подвижник не считал себя достойным даже священнического сана. В 1713 г. М. П. вернулся на Патмос и оставался там до конца жизни. При этом он ни разу за долгие годы не посетил никого из родных и не пришел на их погребение. Григорович-Барский поясняет, что М. П. «сие же сотвори не ради небрежения, но да победит любовь мирскую любовию еже к Богу» (Там же. С. 189). Подвижник поселился в кафизме, устроенной у пещеры Апокалипсиса. Там он открыл бесплатную школу, в к-рой велось преподавание грамматики, риторики, философии, богословия, церковной музыки, греческого и латинского языков. В школу принимались и монашествующие и миряне. М. П. ставил своей задачей не только дать учащимся гуманитарные знания, но и воспитать их духовно. К 1729 г. число учеников возросло настолько, что стало необходимо создать новую школу. Она получила название «Патмиада». Средства на строительство зданий и нужды школы были выделены фанариотом М. Ипсиланти. Учиться в Патмиаду приезжали жители К-поля, Смирны, Хиоса, Самоса, Лемноса, Родоса, Кипра, Коса, Милоса, Крита, Ионических о-вов, Македонии, Фессалии, Пелопоннеса, Кизика, Синая и даже Малороссии (Григорович-Барский). В конце жизни М. П. число учеников достигло 100 чел. Ряд выпускников Патмиады, обучавшихся под рук. М. П., впоследствии заняли высокие церковные посты: К-польский патриарх Кирилл V, Александрийский патриарх Киприан, Иерусалимские патриархи Ефрем II Афинянин и Софроний VI (впоследствии К-польский патриарх Софроний II), митр. Алеппский Герасим, митр. Смирнский Неофит. Помощником М. П. и преемником на посту схоларха стал один из его лучших учеников - иером. Герасим Византийский, которого сменил др. ученик М. П.- мон. Василий (Куталинос). Многие ученики М. П. стали дидаскалами на греческих землях, в Сирии, Египте и Дунайских княжествах: иером. Иаков Патмосский (Анастасиу), Стаматий (Папас), Александр Тирнавитис, мон. Иерофей Дендрин, иером. Косма Лемносский, мон. Дамаскин Леросский, иером. Иоаким (Симонос), иеродиак. Афанасий (Влахос), Николай (Хадзис) с Коса, иеромонахи Афанасий Лемносский, Афанасий (Бусопулос), Афанасий (Хрисоху) с Патмоса, Каллиник (Фитианос), Паисий (Каравиас), Трифон из Мецово.

http://pravenc.ru/text/2561454.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (IX в.), ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, входит в число т. н. св. седмочисленников . В источниках Л. упоминается всего неск. раз, поэтому сведения о его жизни в основном имеют гипотетический характер. Впервые о нем в кон. XI - нач. XII в. сообщает архиеп. Охридский Феофилакт Болгарский в Пространном Житии равноап. Климента Охридского, при этом он иногда путает Л. еще с одним учеником Кирилла и Мефодия, Саввой. П. Й. Шафарик назвал это ошибкой Феофилакта Охридского ( Š afarik P. J. Rozkvet slovanske literatury v Bulharsku// Idem. Sebrane spisy. Praha, 1865. D. 3. S. 179). Оба ученика упоминаются также в т. н. Почаевском списке XVI в. «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и в «Сказании о переводе Священного Писания», составленном в XVI в. в Хиландарском мон-ре. Еп. Левкийский Парфений (Стаматов) выдвинул версию, что имя Савва Л., бывший целибатным священником или монахом, принял при постриге в монашество или схиму; но эта и иные попытки отождествления Л. и Саввы в научных кругах поддержки не получили ( Trapp Е. Die Sieben Slavenapostel in der liturgischen Dichtung//AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 475). Имя Л. не упоминается в надписи на ковчеге, в к-ром, как утверждается, мощи св. седмочисленников хранятся в кафедральном соборе Пресв. Богородицы в г. Берат (Албания), и в списке возможных учеников Мефодия, приведенном в «Книге побратимов монахов» мон-ря Райхенау ( Шнитер М. За побратимените монаси между Истока и Запада: (Отново за «Книга на побратимените монаси» от манастира Райхенау)//Старобълг. лит-ра. София, 2009. Кн. 41/42. С. 64-76). Возможно, Л. фигурирует как Лампертус, 3-й епископ Кракова, в польск. летописном тексте XIII в. и в Каталоге епископов Кракова при перечислении учеников Кирилла и Мефодия, поселившихся ок. 995 г. в обл. Малопольша, хотя Ф. Дворник полагал, что Л. жил в Болгарии ( Dvornik F. Byzantine Missions among the Slaves: Constantin-Cyril and Methodius. New Brunswick (N. J.), 1970. P. 198, 246).

http://pravenc.ru/text/2462473.html

Воспоминания об архиепископе Серафиме (Соболеве) его духовных чад 23 мая 2014 года в Россию по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приезжает с официальным визитом глава Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Неофит. Всем известны давние дружественные связи, которые скрепляют не только народы Болгарии и России, но и наши Поместные Церкви. В XX веке наши народы нашли ещё одну точку соприкосновения в лице замечательного русского иерарха Серафима (Соболева) , с 1921-го по 1950-й год жившего и служившего в Болгарии. Сейчас место упокоения архиепископа Серафима в крипте софийского собора святителя Николая является объектом массового паломничества верующих, испрашивающих у почившего архипастыря помощи и исцелений. Портал Православие.Ru публикует воспоминания об архиепископе Серафиме его духовных чад — епископа Левкийского Парфения (Стаматова; † 1982) и архимандрита Александра. Из записок епископа Левкийского Парфения (Стаматова; † 1982) (Православно слово. 2001. 4. С. 7–9.) Архиепископ Серафим (Соболев) Хорошо сохранилось в моей памяти следующее предсказание архиепископа Серафима, которое недавно уже исполнилось. За несколько лет до своей смерти (26.02.1950 г.), блаженнопочивший архиепископ Серафим предупредил меня, что восемьдесят шестой год жизни моей матери будет для нее роковым. Я принял предсказание с тревогой, в его самом тяжелом буквальном смысле, но мне хотелось верить, что, может быть, моя мать в этом возрасте только перенесет тяжелую болезнь. Но это исполнилось в самом скорбном смысле: 23 января 1959 г. моя мать, Стойка Стаматова, безболезненно почила в возрасте 86 с половиной лет (родилась в 1872 г.) В 1946 году испортились мои карманные часы, которые нельзя было починить, так как для них не было нужных запасных частей. Моя близкая знакомая пожелала подарить мне дорогие золотые часы. Я решил предварительно спросить благословения архиепископа Серафима , поскольку меня смущала мысль, что монаху не следует иметь и привязываться к золотым предметам. И на первой же после этого события исповеди, я спросил его, даст ли он благословение на получение такого дорогого подарка. Владыка лежал в постели, так как был болен, посмотрел на меня, улыбнулся и ответил: " Возьми, моя радость! Она обидится, если не возьмешь. Но они (часы) очень маленькие " . Я был поражен, ведь часы действительно были миниатюрным шедевром швейцарского часового мастерства, а покойный владыка их никогда до этого не видел, и в тот момент часов у меня с собой не было, так как я к тому времени, я еще не принял подарка. В первый момент меня охватил ужас, но потом я пришел в себя, и стал смеяться от радости, что у нас есть такой благодатный духовник

http://pravoslavie.ru/70903.html

Карулия Старец Парфений происходил из благородного рода русских Царей и в возрасте 18 лет стал монахом в келлии Святого Николая Буразери. Подвизался он в послушании, смирении и сокрушении помысла, как учит киновиальная жизнь, однако жажда совершенного безмолвия заставила его покинуть свою келлию и уйти в Карулию, где он проявлял самоотречение и любовь ко всем тамошним отцам-исихастам, на которых смотрел как на святых ангелов Божиих во плоти. В общем, он помогал всем, но никому не позволял войти в свою келлию, чтобы утаить, что он спал там на полу в пещере и никогда – на постели. Руки его никогда не расставались с четками, а уста – с молитвой Внешность у него была библейская, и достаточно было взглянуть на его лицо, чтобы догадаться о его благородном происхождении. Руки его никогда не расставались с четками, а уста – с молитвой. Завидев его, люди испытывали страх, смешанный с восхищением. Всем он внушал почтение, и все его любили. Однако по причине многих подвигов он не прожил долго. Бог призвал его в небесные чертоги, чтобы там он всегда радовался вместе с вечным Богом, Отцом и Сыном и Святым Духом. Старец Зосима, плетший корзины Чтобы никому не быть обузой, он научился плетению корзин Другим достойным упоминания и преисполненным добродетелей был старец Зосима, бывший офицер русской армии в высоком чине, который после падения царского режима посетил монастырь Святого Пантелеимона, затем скит Святого Андрея , так называемый «Серай», и скит Пророка Илии (скиты, воздвигнутые и населяемые русскими монахами), но не остался ни в одном из них: душа его обрела покой на обрывистых и скалистых склонах Карулии. Чтобы никому не быть обузой, он научился плетению корзин. Это было его рукоделием, доставлявшим ему хлеб насущный. На устах его всегда была молитва, как и у всех монахов, а перед глазами – память смертная, особенно после всего виденного и пережитого им в годы революции и войны у себя на родине. Всеми он был любим, и в маститом возрасте Всеблагий Бог забрал его в Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/126229.html

«В личности владыки Питирима сочетались все добродетели русского человека» Беседа о митрополите Питириме (Нечаеве) и жизни современной Болгарской Церкви Митрополит Гавриил (Динев) 16 мая в Волоколамске состоялось торжественное открытие памятника митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву) – человеку, который является олицетворением целой эпохи в истории Русской Церкви и русской культуры. О личности владыке Питирима, его выдающейся церковной деятельности мы побеседовали с митрополитом Ловчанским Гавриилом (Динёвым) – одним из самых известных иерархов Болгарской Православной Церкви, который был духовным чадом митрополита Питирима, его другом и коллегой. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) – Владыка, расскажите о своём приходе в Церковь и знакомстве с митрополитом Питиримом. – Будучи на 1 курсе инженерно-строительного института, по милости Божией, я сподобился познакомиться с выдающимся архиереем Болгарской Церкви – владыкой Парфением (Стаматовым), епископом Левкийским, который поистине был человеком высокодуховной, чистой жизни, очень грамотным и интеллигентным. Я был верующим, но в то же время мало знакомым с церковной жизнью человеком, ведь в школе нам прививали атеистические идеи, принципы, которые с церковной жизнью имели мало общего, и владыка Парфений повёл меня по пути церковной жизни, неоценимую красоту которой я стал постепенно замечать. Одним из ярких эпизодов моего воцерковления было знакомство со схиигуменьей Марией (Дохторовой), которое состоялось благодаря владыке Парфению. Матушка Мария жила в скиту Прп. Параскевы недалеко от г. Софии и являла пример настоящей подвижнической жизни, рядом с ней всегда было тепло и радостно. В то время, когда я стал общаться с этой подвижницей, мне было 22 года, а матушке 77 лет. В скором времени от рака скончалась последняя монахиня матушкиной обители, и я решил перейти на заочный сектор моего института, для того чтобы быть рядом с матушкой и помогать ей. Все те духовные сокровища, которые я приобрёл в те годы, мне дала матушка.

http://pravoslavie.ru/139643.html

8 февр. 1902 г. митрополитом Молдавским стал еп. Нижнедунайский Парфений (Клинчени), получивший богословское образование в Афинах. При нем была перестроена резиденция митрополита, воздвигнутая митр. Иаковом II (Стамати) (1792-1803). Однако его фигура вызывала недовольство в митрополии, и 31 дек. 1908 г. он был смещен († 9 янв. 1910), 5 февр. 1909 г. митрополитом стал еп. Нижнедунайский Пимен (Джорджеску). До хиротонии он защитил степень доктора богословия в Черновицком ун-те (1885), затем преподавал апологетику и догматику на богословском фак-те Бухарестского ун-та. Историографы отмечают особые заслуги митр. Пимена во время первой мировой войны: многочисленные послания, в которых он поддерживал свою паству, посылки солдатам на фронт, активная деятельность в организации госпиталей для раненых при молдавских мон-рях. C 1925 г. стал издаваться епархиальный печатный орган - ж. «Mitropolia Moldovei» (Молдавская митрополия). Впосл., после переименования митрополии, журнал был также переименован в «Mitropolia Moldovei i Sucevei» (Митрополия Молдовы и Сучавы), с 1990 г. он называется «Teologie i viaa» (Богословие и жизнь) и по-прежнему является основным периодическим изданием М. и Б. м. После смерти митр. Пимена, 12 нояб. 1934 г. митрополитом Молдавским стал еп. Никодим (Мунтяну) , выпускник КДА, принявший постриг в Нямецком мон-ре и хиротонисанный в викарного архиерея Молдавской митрополии. В 1912 г. он занял Хушскую кафедру, в 1917 г. был делегатом от Синода РумПЦ на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , на котором было восстановлено Патриаршество в Русской Церкви. С 20 июня 1918 г. по дек. 1919 г. занимал Кишинёвскую и Хотинскую кафедру РПЦ. 31 дек. 1923 г. удалился в Нямецкий мон-рь, стал его настоятелем и основал в мон-ре семинарию для монахов. Участвовал в переводе Библии на румын. язык: в издании Библии 1936 г. ему принадлежит перевод 24 книг ВЗ; в издании 1944 г.- перевод тех же книг и всего НЗ. Также митр. Никодим переводил сочинения русских церковных авторов, своих современников: архиеп. Владимирского Сергия (Спасского) , священников Константина Стратилатова , Григория Петрова и др. Ему принадлежит авторство ряда сочинений духовного характера. 30 июня 1939 г. митр. Никодим был избран патриархом РумПЦ.

http://pravenc.ru/text/2564050.html

       Келья эта была возобновлена в XIX веке неким Стаматисом. Однажды он шел этой дорогой, великомученик явился ему и сказал по-гречески: «Стой! Куда идешь?» Великомученик был в одежде древних воинов, и спутать его с кем-нибудь не было возможности. Отсюда и его прозвище от слова «stamata» (остановись) -- Стаматис. Он был разбойник, но после этой встречи переменил свою жизнь. Он остановился здесь навсегда и возобновил келью. Надпись на келье указывает на то, что она была перестроена в 1811 году. Ранее она была ориентирована алтарем на восток, а после перестройки храма из-за недостатка места пришлось направить его на север или северо-восток.      По Барскому, вокруг храма было три кельи, построенные «от неких добродетельных пустынножителей сербских». Но сам путешественник застал уже греков, «зело благоговейного жития». Сегодня в усыпальнице можно видеть главы схимонахов Варсонофия, Паисия, Зосимы, Иннокентия и иеросхимонаха Никона.     Из жизнеописания старца Тихона, учеником которого был известный всему миру схимонах Паисий, мы узнаем, что он пятнадцать лет подвизался в пещере на Каруле и по воскресным дням ходил причащаться в келью, которая была расположена над его пещерой. «Его пещера находилась у подножия той самой горы, где была келлия святого Георгия. Там подвизался один богомудрый старец, который и стал для Тихона духовным учителем» 1, 2.       «Нет в Югославии человека, которому не было бы известно имя Василия Николаевича Штрандтмана 3 », – так начиналась статья в журнале «Часовой» за 1934 г., посвящённая последнему русскому посланнику в Королевстве СХС. Можно с уверенностью сказать, что сегодня трудно найти в России человека, которому было бы это имя знакомо. Мы хорошо помним эпизод перед началом Первой мировой войны, когда наш Император прислал Регенту Александру историческую телеграмму, в которой сообщалось, что Россия не оставит Сербию. В тот момент, когда разразился сербский кризис, неожиданно умер от разрыва сердца посол в Сербии Гартвиг Н.Г., и вся тяжесть тех нелёгких минут легла на плечи его первого заместителя Василия Николаевича Штрандтмана. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, и Василию Николаевичу пришлось принимать участие в переговорах с австрийцами и германцами.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&iid=1...

В 1934 году Болгария установила дипломатические отношения с советским государством. Русские храмы в Болгарии перешли в ведение Болгарской Церкви, которая выделила русской общине другие помещения. Приход Никольского храма на бульваре Царя Освободителя перешел в Никольский храм на улице Калояна. На десять лет этот храм стал местом основного служения владыки Серафима. В 1934 году Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви возвел епископа Серафима в сан архиепископа. Однако высокий сан мало что изменил в его жизни. Архиепископ вместе со своим братом архимандритом Сергием снимал очень скромную и лишенную элементарных удобств квартиру на улице Велико Тырново. Архипастырь вообще старался избегать роскоши и пристрастия к вещам. Он говорил: «Вещи меня обременяют. Они — тяжесть для души». Были у владыки Серафима и скорби. Он постоянно болел, в середине 1920-х годов находился на грани смерти от туберкулеза. Кроме того, архипастырь всю жизнь ухаживал за больным братом. Митрополит Доростольский Иларион (Цонев) свидетельствовал, что уже в те годы жители Софии видели в архиепископе Серафиме угодника Божия. «Многие считали владыку прозорливым, — пишет митрополит Иларион. — Почитание и сыновняя преданность к архиепископу Серафиму была велика в то время и у русских, и у болгар». Прозорливость архиепископа испытал на себе и сам будущий митрополит Иларион, тогда еще студент Димитрий Цонев. «Митя будет монахом», — уверенно сказал однажды о нем архиепископ. Интересный случай был связан с русским эмигрантом — доцентом одного из российских университетов. В тяжелых условиях эмиграции он не мог написать магистерскую диссертацию, а, следовательно, получить место в университете. Во время исповеди этот человек поделился своей скорбью с архипастырем. На вопрос: «Стану ли я магистром?» — владыка ответил: «Не скорби, еще четыре года, и станешь». Слова архиепископа Серафима в точности сбылись, и через четыре года после защиты диссертации этот эмигрант стал профессором в одном из университетов. Духовные чада архиепископа Серафима вспоминали, что нередко во время исповеди он напоминал им забытые грехи, а также отвечал на мысленные вопросы исповедующихся. «Это случайно», — улыбаясь, говорил архипастырь в ответ на недоумение духовных чад. А когда владыка узнавал, что кто-то пытается записывать подобные случаи, то строго запрещал делать это. И все же до нас дошло немало свидетельств проявления его духовных дарований. Множество случаев донесли до нас в своих воспоминаниях духовные чада архиепископа Серафима — епископ Парфений (Стаматов), архимандриты Пантелеимон (Старицкий), Александр (Петранов), протоиерей Всеволод Шпиллер.

http://pravicon.com/info-3857

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010