Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ [Болг. Партений] (Стаматов Стоян Стоянов; 7.03.1907, г. Провадия - 2.03.1982, София), еп. Левкийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Начальное образование получил в родном городе, в 1923-1929 гг. учился в Софийской ДС. 8 июня 1929 г. пострижен в монашество с именем Парфений Софийским митр. Стефаном (Шоковым; впосл. экзарх Болгарский), на следующий день рукоположен во диакона. В 1929-1933 гг. учился на Богословском фак-те Софийского ун-та, служил в храме вмч. Георгия Победоносца в Софии. 20 июля 1933 г. рукоположен во иерея. 15 сент. того же года назначен преподавателем и библиотекарем Софийской ДС. 15 сент. 1936 г. стал протосинкеллом Неврокопской епархии , это послушание исполнял до 1944 г. В 1937/38 г. проходил богословскую стажировку в Берне и Фрайбурге. 7 янв. 1939 г. возведен в сан архимандрита. После прихода к власти в Болгарии «Отечественного фронта» (9 сент. 1944) П. был арестован, через 40 дней освобожден благодаря прошению Болгарского митр. Стефана. 1 дек. того же года поставлен протосинкеллом Софийской митрополии. 8 апр. 1945 г. в кафедральном соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом Левкийский, викария Софийского митрополита. Считал своим духовным отцом архиеп. Богучарского свт. Серафима (Соболева). Входил в состав делегации БПЦ на Всеправославном совещании на о-ве Родос (24 сент.- 30 сент. 1961; см: Всеправославно предсъборно съвещание на о-в Родос//ДК. 1962. Год. 42. N 1. С. 3-6; N 2. С. 1-9; N 3. С. 1-10. N 4. С. 3-15; Втори Родос//Там же. 1964. Год. 44. N 8. С. 1-16). Неск. раз посещал СССР в составе делегаций БПЦ. 15 янв. 1965 г. был определен викарием митр. Андрея (Петкова), управлявшего болг. епархией в Америке (см. в ст. Американо-Австралийская епархия ). Во время торжеств в честь 10-летия совершеннолетия наследника болг. престола, жившего в эмиграции в Испании, Симеона II Саксен-Кобург-Готского (род. в 1937) П. крестил в Православие 2 его сыновей - первенца Кардама (1962-2015) и Кирилла (род. в 1964). Это крещение вызвало недовольство властей Болгарии, к-рые, опасаясь, что П. станет духовным главой болг. эмиграции, потребовали отозвать его из Америки. Имея возможность остаться в США, П. последовал решению Болгарского Синода и в кон. 1965 г. вернулся на родину. Он никогда не скрывал антикоммунистических взглядов и отказывался от сотрудничества с органами безопасности Болгарии, что помешало его церковному служению - до конца жизни он оставался викарием Софийского митрополита. Был духовником схиигум. Марии (Дохторовой; † 1978), некролог к-рой опубликовал в ЖМП (ЖМП. 1978. 12. С. 51).

http://pravenc.ru/text/2579089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ СЛИВЕНСКИЙ [болг. Димитър Сливенски]; (9.10.1818, г. Сливен - 30.01.1841, там же), болг. нмч. янв.]. Житие Д. С. впервые опубликовал еп. Левкийский Парфений (Стаматов) без анализа источников (см.: Партений, еп. Левкийски. Жития на бълг. светци. София, 1979. Т. 2. С. 19-23). Возможно, жизнеописание Д. С. составил вскоре после его смерти иером. Стефан, к-рый навещал в темнице и отпевал мученика, либо иные свидетели событий. Последующие публикации Жития Д. С. являются редакциями версии еп. Парфения. Д. С. род. в семье благочестивых Ивана и Комны, к-рые 8 лет не имели детей. Родители рано умерли, младшего брата увели цыгане, и Д. С. в юном возрасте остался один. Когда дом развалился, а земельный участок присвоил сосед-турок, он стал слугой мусульманина, к-рый полюбил юношу и уговаривал его принять ислам. Но Д. С. отвечал: «Наша христианская вера дана нам Самим Господом Иисусом Христом, а ваша вера дана обыкновенным человеком Мухаммадом». Хозяин выгнал его, и он стал помощником пекаря. В беседах с мусульманами юноша часто говорил о преимуществах христианства перед исламом. Это вызвало ненависть мусульман, и они попросили главу города наказать юношу. Вскоре Д. С. позвали на пир в честь прибытия нового судьи. Судья настойчиво предлагал юноше вместе с ним выкурить табак и выпить ракию, но тот отказывался. Тогда судья, расхвалив Д. С., пообещал, что если он примет ислам, то повелит пекарю сделать его своим зятем и отдать половину состояния. Подыгрывая, Д. С. ответил: «Было бы так, господин!» Эти слова присутствующие сочли согласием, и один из мусульман снял свой пояс и стал из него делать чалму для Д. С. Тогда юноша заявил: «Неужели вы мои слова приняли за правду? Знайте, я христианин и верю в Бога Иисуса Христа, никогда не отрекусь от Него и не обращусь к вашему Мухаммаду, который не послан Богом, а самозваный пророк, предводитель неверных!» - и убежал из города. Неск. дней он прятался в Сливене, а потом пошел в Русе, надеясь найти защиту у митрополита Русенского (имя митрополита не указано, Русенская епископия получила статус митрополии только в 1872). Митрополит его тепло встретил, 3 дня укреплял в вере и подарил золотую монету и крестик. Д. С. половину стоимости монеты раздал бедным и отправился в Валахию, надеясь найти работу. Но, приняв решение пострадать за Христа, в с. Жеравна он сдался тур. страже. Его отвели в Сливен и заточили в темницу. Судья предположил, что если через 3 месяца юноша вернулся обратно, значит, одумался и желает принять ислам. Но Д. С. достал подаренный митрополитом Русенским крестик и исповедал веру во Христа. Судья дал ему 3 дня на размышления и сказал, что в случае отказа принять ислам его ждет наказание. Городской совет старейшин потребовал от судьи либо заставить юношу принять ислам, либо казнить его.

http://pravenc.ru/text/178229.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (IX в.), ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, входит в число т. н. св. седмочисленников . В источниках Л. упоминается всего неск. раз, поэтому сведения о его жизни в основном имеют гипотетический характер. Впервые о нем в кон. XI - нач. XII в. сообщает архиеп. Охридский Феофилакт Болгарский в Пространном Житии равноап. Климента Охридского, при этом он иногда путает Л. еще с одним учеником Кирилла и Мефодия, Саввой. П. Й. Шафарик назвал это ошибкой Феофилакта Охридского ( Š afarik P. J. Rozkvet slovanske literatury v Bulharsku// Idem. Sebrane spisy. Praha, 1865. D. 3. S. 179). Оба ученика упоминаются также в т. н. Почаевском списке XVI в. «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и в «Сказании о переводе Священного Писания», составленном в XVI в. в Хиландарском мон-ре. Еп. Левкийский Парфений (Стаматов) выдвинул версию, что имя Савва Л., бывший целибатным священником или монахом, принял при постриге в монашество или схиму; но эта и иные попытки отождествления Л. и Саввы в научных кругах поддержки не получили ( Trapp Е. Die Sieben Slavenapostel in der liturgischen Dichtung//AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 475). Имя Л. не упоминается в надписи на ковчеге, в к-ром, как утверждается, мощи св. седмочисленников хранятся в кафедральном соборе Пресв. Богородицы в г. Берат (Албания), и в списке возможных учеников Мефодия, приведенном в «Книге побратимов монахов» мон-ря Райхенау ( Шнитер М. За побратимените монаси между Истока и Запада: (Отново за «Книга на побратимените монаси» от манастира Райхенау)//Старобълг. лит-ра. София, 2009. Кн. 41/42. С. 64-76). Возможно, Л. фигурирует как Лампертус, 3-й епископ Кракова, в польск. летописном тексте XIII в. и в Каталоге епископов Кракова при перечислении учеников Кирилла и Мефодия, поселившихся ок. 995 г. в обл. Малопольша, хотя Ф. Дворник полагал, что Л. жил в Болгарии ( Dvornik F. Byzantine Missions among the Slaves: Constantin-Cyril and Methodius. New Brunswick (N. J.), 1970. P. 198, 246).

http://pravenc.ru/text/2462473.html

Воспоминания об архиепископе Серафиме (Соболеве) его духовных чад 23 мая 2014 года в Россию по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приезжает с официальным визитом глава Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Неофит. Всем известны давние дружественные связи, которые скрепляют не только народы Болгарии и России, но и наши Поместные Церкви. В XX веке наши народы нашли ещё одну точку соприкосновения в лице замечательного русского иерарха Серафима (Соболева) , с 1921-го по 1950-й год жившего и служившего в Болгарии. Сейчас место упокоения архиепископа Серафима в крипте софийского собора святителя Николая является объектом массового паломничества верующих, испрашивающих у почившего архипастыря помощи и исцелений. Портал Православие.Ru публикует воспоминания об архиепископе Серафиме его духовных чад — епископа Левкийского Парфения (Стаматова; † 1982) и архимандрита Александра. Из записок епископа Левкийского Парфения (Стаматова; † 1982) (Православно слово. 2001. 4. С. 7–9.) Архиепископ Серафим (Соболев) Хорошо сохранилось в моей памяти следующее предсказание архиепископа Серафима, которое недавно уже исполнилось. За несколько лет до своей смерти (26.02.1950 г.), блаженнопочивший архиепископ Серафим предупредил меня, что восемьдесят шестой год жизни моей матери будет для нее роковым. Я принял предсказание с тревогой, в его самом тяжелом буквальном смысле, но мне хотелось верить, что, может быть, моя мать в этом возрасте только перенесет тяжелую болезнь. Но это исполнилось в самом скорбном смысле: 23 января 1959 г. моя мать, Стойка Стаматова, безболезненно почила в возрасте 86 с половиной лет (родилась в 1872 г.) В 1946 году испортились мои карманные часы, которые нельзя было починить, так как для них не было нужных запасных частей. Моя близкая знакомая пожелала подарить мне дорогие золотые часы. Я решил предварительно спросить благословения архиепископа Серафима , поскольку меня смущала мысль, что монаху не следует иметь и привязываться к золотым предметам. И на первой же после этого события исповеди, я спросил его, даст ли он благословение на получение такого дорогого подарка. Владыка лежал в постели, так как был болен, посмотрел на меня, улыбнулся и ответил: " Возьми, моя радость! Она обидится, если не возьмешь. Но они (часы) очень маленькие " . Я был поражен, ведь часы действительно были миниатюрным шедевром швейцарского часового мастерства, а покойный владыка их никогда до этого не видел, и в тот момент часов у меня с собой не было, так как я к тому времени, я еще не принял подарка. В первый момент меня охватил ужас, но потом я пришел в себя, и стал смеяться от радости, что у нас есть такой благодатный духовник

http://pravoslavie.ru/70903.html

«В личности владыки Питирима сочетались все добродетели русского человека» Беседа о митрополите Питириме (Нечаеве) и жизни современной Болгарской Церкви Митрополит Гавриил (Динев) 16 мая в Волоколамске состоялось торжественное открытие памятника митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву) – человеку, который является олицетворением целой эпохи в истории Русской Церкви и русской культуры. О личности владыке Питирима, его выдающейся церковной деятельности мы побеседовали с митрополитом Ловчанским Гавриилом (Динёвым) – одним из самых известных иерархов Болгарской Православной Церкви, который был духовным чадом митрополита Питирима, его другом и коллегой. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) – Владыка, расскажите о своём приходе в Церковь и знакомстве с митрополитом Питиримом. – Будучи на 1 курсе инженерно-строительного института, по милости Божией, я сподобился познакомиться с выдающимся архиереем Болгарской Церкви – владыкой Парфением (Стаматовым), епископом Левкийским, который поистине был человеком высокодуховной, чистой жизни, очень грамотным и интеллигентным. Я был верующим, но в то же время мало знакомым с церковной жизнью человеком, ведь в школе нам прививали атеистические идеи, принципы, которые с церковной жизнью имели мало общего, и владыка Парфений повёл меня по пути церковной жизни, неоценимую красоту которой я стал постепенно замечать. Одним из ярких эпизодов моего воцерковления было знакомство со схиигуменьей Марией (Дохторовой), которое состоялось благодаря владыке Парфению. Матушка Мария жила в скиту Прп. Параскевы недалеко от г. Софии и являла пример настоящей подвижнической жизни, рядом с ней всегда было тепло и радостно. В то время, когда я стал общаться с этой подвижницей, мне было 22 года, а матушке 77 лет. В скором времени от рака скончалась последняя монахиня матушкиной обители, и я решил перейти на заочный сектор моего института, для того чтобы быть рядом с матушкой и помогать ей. Все те духовные сокровища, которые я приобрёл в те годы, мне дала матушка.

http://pravoslavie.ru/139643.html

В 1934 году Болгария установила дипломатические отношения с советским государством. Русские храмы в Болгарии перешли в ведение Болгарской Церкви, которая выделила русской общине другие помещения. Приход Никольского храма на бульваре Царя Освободителя перешел в Никольский храм на улице Калояна. На десять лет этот храм стал местом основного служения владыки Серафима. В 1934 году Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви возвел епископа Серафима в сан архиепископа. Однако высокий сан мало что изменил в его жизни. Архиепископ вместе со своим братом архимандритом Сергием снимал очень скромную и лишенную элементарных удобств квартиру на улице Велико Тырново. Архипастырь вообще старался избегать роскоши и пристрастия к вещам. Он говорил: «Вещи меня обременяют. Они — тяжесть для души». Были у владыки Серафима и скорби. Он постоянно болел, в середине 1920-х годов находился на грани смерти от туберкулеза. Кроме того, архипастырь всю жизнь ухаживал за больным братом. Митрополит Доростольский Иларион (Цонев) свидетельствовал, что уже в те годы жители Софии видели в архиепископе Серафиме угодника Божия. «Многие считали владыку прозорливым, — пишет митрополит Иларион. — Почитание и сыновняя преданность к архиепископу Серафиму была велика в то время и у русских, и у болгар». Прозорливость архиепископа испытал на себе и сам будущий митрополит Иларион, тогда еще студент Димитрий Цонев. «Митя будет монахом», — уверенно сказал однажды о нем архиепископ. Интересный случай был связан с русским эмигрантом — доцентом одного из российских университетов. В тяжелых условиях эмиграции он не мог написать магистерскую диссертацию, а, следовательно, получить место в университете. Во время исповеди этот человек поделился своей скорбью с архипастырем. На вопрос: «Стану ли я магистром?» — владыка ответил: «Не скорби, еще четыре года, и станешь». Слова архиепископа Серафима в точности сбылись, и через четыре года после защиты диссертации этот эмигрант стал профессором в одном из университетов. Духовные чада архиепископа Серафима вспоминали, что нередко во время исповеди он напоминал им забытые грехи, а также отвечал на мысленные вопросы исповедующихся. «Это случайно», — улыбаясь, говорил архипастырь в ответ на недоумение духовных чад. А когда владыка узнавал, что кто-то пытается записывать подобные случаи, то строго запрещал делать это. И все же до нас дошло немало свидетельств проявления его духовных дарований. Множество случаев донесли до нас в своих воспоминаниях духовные чада архиепископа Серафима — епископ Парфений (Стаматов), архимандриты Пантелеимон (Старицкий), Александр (Петранов), протоиерей Всеволод Шпиллер.

http://pravicon.com/info-3857

Сочинения Е. в XV-XVII вв. широко распространялись в правосл. слав. мире. Константин Костенечский , учителем к-рого был Андроник, один из учеников Е. в Бачковском мон-ре, назвал «великого этого искусника [Евфимия] славянских письмен светилом стран тех, что воистину явилось и поныне [является] до реки глаголемой Марица, и в Скифских странах, и в Загорье». Почти в полном составе книжное наследие Е. перешло в Валахию и Молдавию, где, как предполагают ученые, был полностью переписан 10-томный свод отредактированных им Житий, похвал и служб. Труды Е. копировались в Бачковском и Рильском мон-рях, в серб. землях, на Афоне, в Вел. Литовском княжестве, в Москве и Новгороде. Из Житий, составленных Е., на Руси и в Вел. Литовском княжестве стали популярными Жития Параскевы (Петки), Илариона Мегленского и Филофеи Тырновской, из Похвальных слов в рус. торжественниках встречается только Похвала равноапостольным Константину и Елене и перевод отрывка из творения еп. Евсевия Кесарийского, посвященного имп. Константину. В XVI в. написанные Е. Жития болг. святых вошли в ВМЧ, в XVIII в.- в свод свт. Димитрия Ростовского. Почитание Ссылаясь на то, что не сохранилось ни одного болг. списка Похвального слова Е. митр. Григория Цамблака, К. Иванова пришла к выводу, что автор написал его в период проповеди в Сучаве либо в период пребывания на кафедре в Киеве с целью инициировать прославление своего учителя, а не как следствие распространения его почитания ( Иванова. 1986. С. 100-101). На основании упоминания Е. как святого в заглавии одной из молитв в Служебнике нач. XVI в. П. А. Сырку сделал вывод, что в XVI в. Е. почитался в афонском мон-ре Зограф, а отсутствие более поздних следов его почитания (в т. ч. Жития и службы) объяснил последовавшим запустением мон-ря ( Сырку. 1890. С. 57-58). Гимнография Помимо Похвального слова в отрывке рукописи, происходящей из Бобошевского мон-ря, под 17 июля сохранилась стихира, посвященная Е. ( Калев Д. Богослужебна прослава на св. патриарх Евтимий//ДК. 1979. Кн. 1. С. 26). На основании текстуальных совпадений между Похвальным словом и этой стихирой можно предположить, что была и служба в честь Е., к-рая не сохранилась. Совр. служба в честь Е. была составлена еп. Левкийским Парфением (Стаматовым) в 1951 г. (Минея. Янв. М., 2002. Т. 5. Ч. 2. С. 183-197). Иконография

http://pravenc.ru/text/187641.html

На этот раз под резиденцию экзархата был снят (а позже выкуплен) армянский дом в квартале Ортакой. Экзарх Иосиф I проявлял исключительную заботу о своей пастве в вилайетах, но также уделял большое внимание и представителям самого экзархата в Стамбуле. Старая Деревянная церковь настолько обветшала, что было даже страшно служить в ней. С согласия болгарского правительства, которое финансово содержало экзархат в пределах Османской империи, было, наконец, решено построить новую, представительную церковь. С этой целью к 1 марта 1888 года был подготовлен специальный сборник правил по проведению архитектурного конкурса на лучший проект нового храма. Его выиграл амбициозный архитектор Ховсеп Азнавур (1854–1935), армянин, английский подданный, живший и работавший в турецкой столице. Еще осенью 1888 года он начал разбирать старый поломанный фундамент, заложенный осенью 1859 года во дворе Деревянной церкви. В марте 1889 года со стороны министерства иностранных дел была назначена комиссия по строительству храма. Ее председателем стал Иосиф I, но на самом деле его замещали выбранные им члены комиссии: бывший Скопский митрополит Феодосий (с 19 марта 1889 г. по 11 января 1890 г.), эконом Георги Хаджитилев, протосингел экзархата (с 13 января 1890 г. по 1895 г.), бывший Скопский митрополит Максим (в 1895–1897 гг.) и Димитр Мишев, главный секретарь экзархата (в 1897–1900 гг.). Остальными членами комиссии были Атанас Трайков, Никола Минчов, Атанас Калчов, Стоян Хр. Тыпчилещов, Христо Н. Бракалов и Христо Стаматов. Тем временем, 25 июня 1890 года, был издан высочайший султанский фирман, разрешающий Болгарскому экзархату строительство новой церкви на месте старой Деревянной церкви. По настоянию компетентных лиц комиссия по строительству распорядилась о начале полной расчистки старого фундамента 1859 года. Ранее, 5 декабря 1890 года, были выкопаны останки погребенных там шести архиереев – Авксентия Велешского, Паисия Пловдивского, Илариона Тырновского (Макариопольского), Доротея Скопского, Парфения Нишавского и Аверкия Врачанского. Останки были очищены и помещены в заранее приготовленные отдельные гробы. Также нашли останки Христо Тыпчилещова, но его близкие пожелали сами заняться останками и перевезти их в Софию. На следующий день, 6 декабря 1890 года, в Деревянной церкви состоялось богослужение, во время которого архимандрит Григорий был хиротонисан в епископа Макариопольского. Затем был отслужен молебен о здравии и долголетии султана Абдулы Хамида II. А после него экзарх Иосиф I и духовенство храма отслужили парастас по усопшим митрополитам, чьи останки были выкопаны накануне. Сам экзарх произнес прочувственное слово об усопших.

http://pravoslavie.ru/39459.html

Резкую антисоветскую позицию занял архиерей РПЦЗ в Южной Америке архиепископ Феодосий (Самойлович). Он писал, что молиться за советское правительство – «служение сатане» . Но было и противоположное отношение к войне. Управлявший русскими приходами в Болгарии святитель Серафим (Соболев) никогда не служил молебнов о победе Германии, а духовные чада архипастыря, архимандрит (впоследствии епископ) Парфений (Стаматов) и архимандрит Мефодий (Жерев), поддерживали связь с антифашистским подпольем в Болгарии . Глава Североамериканской митрополии РПЦЗ митрополит Феофил (Пашковский), а также некоторые другие североамериканские иерархи в годы войны молились о победе Советского Союза . Святитель Иоанн (Максимович) Некоторые архипастыри в течение войны меняли свою позицию. Святитель Иоанн (Максимович) , епископ Шанхайский, в первые годы войны молился за победу Германии и изменил свою позицию лишь в начале 1943 года. С этого времени он начал совершать молебны о победе Красной армии . Есть сведения, что святитель совершал денежные сборы на ее нужды . В 1945 г. архипастырь совершил благодарственный молебен в связи с победой стран антигитлеровской коалиции. Позиция главы РПЦЗ митрополита Анастасия заслуживает особого рассмотрения. Находиться под влиянием гитлеровской администрации он не хотел и в 1941 г. даже предпринял попытку перебраться из Югославии в Швейцарию . Переезд не состоялся, митрополит Анастасий остался в Белграде. Рейнхард Гейдрих Уже в первые месяцы после нападения Германии на Советский Союз стало ясно, что Русской Зарубежной Церкви с национал-социалистами не по пути. Гитлер, стремившийся к расчленению России, старался не допустить и единой Православной Церкви на ее территории. 16 августа шеф полиции безопасности и СД Р. Гейдрих подписал оперативный приказ 10, основанный на директивах фюрера. В приказе прямо говорилось, что не может быть и речи о поддержке Православия и воссоздании Патриаршей Русской Церкви. Наоборот, расщепление и дробление церковных групп поощрялось . Против Православия, как объединяющей русской силы, выступал и рейхсминистр восточных территорий А. Розенберг. В его секретной инструкции от 13 мая 1942 г. говорилось, что на оккупированных территориях всякое религиозное сообщество должно ограничиваться пределами одной области, а Русская Церковь не должна допускаться к духовному руководству в Белоруссии и Украине.

http://pravoslavie.ru/108286.html

Епископ Парфений Духовным чадом архиепископа Серафима был епископ Парфений (в миру Стоян Стаматов, 1907–1982). Все, кто знал этого архиерея, отзываются о нем как об очень добром человеке. Его родители содержали гостиницу, но Стояна с детства влекло к монашеской жизни. Постригал его митрополит Неврокопский Борис (Разумов). В 1945 г. архимандрит Парфений был рукоположен во епископа Левкийского, викария Софийского митрополита. Некоторое время иерарх служил в Америке и Испании. Епископ Парфений близко познакомился с болгарской царской династией, именно ему было суждено крестить наследника болгарского престола. Когда сотрудник спецслужб заявил иерарху, что он совершил преступление перед болгарским народом, епископ Парфений ответил: «Я православный епископ, и всякий, кто желает приобщиться к Православной Церкви, не должен быть отвергнут. Не имеет значения, кто хочет прийти к Церкви – генерал, царь или обыкновенный человек, у Бога все равны». Епископ Парфений оставил после себя несколько книг и множество статей. Он написал службы святителю Евфимию Тырновскому, преподобному Феодосию Тырновскому, преподобному Иоанну Рыльскому, софийским мученикам Николаю, Георгию Новому, Георгию Новейшему и другим. Кроме того, архипастырь переводил на болгарский язык святоотеческие сочинения. Епископ Парфений оставил и краткие воспоминания об архиепископе Серафиме. Архимандрит Пантелеимон Одним из близких к архиепископу Серафиму духовных чад был архимандрит Пантелеимон (в миру Михаил Николаевич Старицкий, 1883–1980). О его авторитете среди русской общины говорит то, что после смерти архиепископа большинство его духовных детей перешло под духовное руководство отца Пантелеимона. М.Н. Старицкий был военным, участвовал в Первой мировой войне и Белом движении, получил звание полковника. В эмиграции Михаил Николаевич жил в бедности. Не выдержав тягот беженской жизни, супруга ушла от него. Старицкий стал келейником владыки Серафима, им же был пострижен в монашество и рукоположен. За два месяца до своей кончины архиепископ Серафим благословил отцу архимандриту быть духовником Покровского монастыря в Княжево. После смерти архипастыря отец Пантелеимон некоторое время управлял русскими приходами в Болгарии, был настоятелем Кокалянского монастыря. В начале 1950-х гг. архимандрит Пантелеимон был переведен в Рыльский монастырь, а затем в Княжевский монастырь, где продолжал свое духовническое служение до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

  001     002    003