«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Изложение Галликанской литургии Свт. Герман Парижский «Краткое изложение древней Галликанской литургии» (однако, с уверенностью говорить об авторстве Германа нельзя). Здесь описано чинопоследование Литургии и даны краткие комментарии и толкования. Герман, епископ Парижский, написал о литургии следующее: Итак первый и величайший из всех даров (carismatum) — литургия воспевается в память смерти Господа; — ибо смерть Христова сделалась жизнию мира; — так что совершаясь она служит ко спасению живых и покою умерших. О совершаемом пред чтениями. Пред чтениями поется антифон (antiphona) по примеру тех патриархов, которые до потопа таинственными словами воспевали пришествие Христово, как Енох, седьмый от Адама, переселенный Богом, пророчествовал, говоря: се идет Господь со тмами святых своих сотворить суд и пр. (Иуд. 14). Об этом свидетельстве упоминает в своем послании апостол Иуда, брат Иакова. Ибо как пророчествующим являлась рука Господня над ковчегом (Исх. XXV, 22. Числ. X, 35), чтобы в виновных сохранить остаток на земле (Быт. XLV, 7), так при пении клириков выходит священник в образе Христа из святилища, как бы с неба, в ковчеге Господнем, который есть Церковь, чтобы наставлениями и увещаниями питать в народе добрыя дела и истреблять злыя. О безмолвии. Безмолвие же диакон возвещает по двум причинам, именно чтобы безмолвствующий народ лучше слушал слово Божие, и чтобы сердце наше безмолвствовало от всякаго нечистаго помысла, при чем лучше воспринималось бы слово Божие. Священник обращается к народу для того, чтобы, когда он благословляет народ, говоря: Господь да будет всегда с вами, ему благословляться от всех говорящих: и с духом твоим, так чтобы он был тем более достоин благословлять народ, поколику он по милости Божией получает благословение из уст всего народа. О трисвятом (de ajus). Трисвятое пред пророчеством поется на греческом языке потому, что проповедь новаго Завета возвещалась в мире на греческом языке, исключая (евангелия) Апостола Матфея, который первый в Иудее издал евангелие Христово еврейскими письменами. Соблюдайте же честь языка, который первый принял в свои ветхия недра евангелие Христово и своими письменами научил первой песни. Когда предстоятель Церкви начинает трисвятое, то (клир) поет на латинском языке с греческим, чтобы показать связь ветхаго и новаго Завета. Слово: аминь (заимствовано) с еврейскаго на подобие надписи, которую Пилат по внушению Божию сделал на трех языках над крестом, исповедуя хотя и без ведения Иисуса Назорея, т. е. Святаго и Царя. А три отрока, которые одними устами поют: Господи помилуй (Khyrie eleison), именно на еврейском, греческом и латинском, (означают) как бы века трех времен, т. е. прежде закона, под законом и под благодатию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Все рассказы об отце Брауне Рассказы Честертона об отце Брауне — само воплощение удивительной способности английской литературы (особенно христианских её представителей) писать одновременно «легко» и «серьезно»: способность создавать гениальное «легкое чтиво». Классика детектива и одновременно классика «поучающей» литературы (уже во времена Честертона не слишком популярный вид творчества). Наталья Трауберг, знаток и переводчик Честертона пишет о рассказах об отце Брауне: «При всей любви к Льюису, Дороти Сэйерс, Чарльзу Уильямсу я вынуждена признать, что Честертон резче и явственней их всех противостоит стереотипам «мира сего». Не случайно его сравнивают и с юродивыми, и с блаженными в евангельском смысле слова. Одно из обычных для него несоответствий «миру» – сочетание свойств, которые считают несовместимыми и даже противоположными. Собственно, весь брауновский цикл стоит на сочетании простодушия с мудростью.» Здесь представлены все пять сборников рассказов Честертона об отце Брауне в одной книге: Неведение отца Брауна Мудрость отца Брауна Недоверчивость отца Брауна Тайна отца Брауна Позор отца Брауна Рассказы о патере Брауне Неведение отца Брауна Сапфировый крест Между серебряной лентой утреннего неба и зеленой блестящей лентой моря пароход причалил к берегу Англии и выпустил на сушу темный рой людей. Тот, за кем мы последуем, не выделялся из них — он и не хотел выделяться. Ничто в нем не привлекало внимания, разве что праздничное щегольство костюма не совсем вязалось с деловой озабоченностью взгляда. Легкий серый сюртук, белый жилет и серебристая соломенная шляпа с серо–голубой лентой подчеркивали смуглый цвет его лица и черноту эспаньолки, которой больше бы пристали брыжи елизаветинских времен. Приезжий курил сигару с серьезностью бездельника. Никто бы не подумал, что под серым сюртуком — заряженный револьвер, под белым жилетом — удостоверение сыщика, а под соломенной шляпой — умнейшая голова Европы. Это был сам Валантэн, глава парижского сыска, величайший детектив мира. А приехал он из Брюсселя, чтобы изловить величайшего преступника эпохи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О вере, неверии и сомнении «О вере, неверии и сомнении» — своеобразный вид автобиографии, «исповедь о вере», «заметки сердца» как определяет сам Федченков. «О вере, неверии и сомнении» — это череда воспоминаний и размышлений, связанных с духовным путем владыки Вениамина (Федченкова). Владыка Вениамин (Федченков) пишет о создании «О вере, неверии и сомнении»: «Давно уже копился у меня материал о вере и неверии. Можно даже сказать, что почти вся жизнь переплетена была с этими вопросами — так или иначе. И до сего момента живу в атмосфере этих вопросов: все прочее кружится около них или ими пересекается. Читал я на эти темы лекции и в СПб Академии и в Парижском Богословском институте, и в разных публичных выступлениях. Есть у меня и наброски-конспекты. И вот теперь в эту свободную неделю запишу, что удастся. Это не будут непременно «лекции», а скорее, «автобиографические» заметки. Как я в жизни своей переживал вопросы о вере, что думал о них. Это — вроде «исповеди о вере». И я хочу, чтобы это было живо, — ведь это действительно все переживалось. Это записки или заметки сердца, облеченные потом и в формы ума. А кому-нибудь и пригодятся: люди — подобны.» Митрополит Вениамин (Федченков) О вере, неверии и сомнении " А сердце говорит мне: верь!.. " Написанная почти полвека назад русским архиереем, богословом, духовным писателем митрополитом Вениамином, в миру Иваном Афанасьевичем Федченковым (1880–1961), волею судеб познавшим горький хлеб чужбины, книга интересна и в наши смутные дни, когда так необходимы нравственные ориентиры. Владыка Вениамин делится своими размышлениями о вере, о путях, ведущих к истине, о месте человека в этом мире, о роли ума, сердца, разума и веры. Он не сторонний наблюдатель жизни, создатель неких философских построений, а собеседник, с чувством достоинства ведущий диалог. " О вере, неверии и сомнении " … Так называется книга, предлагаемая ныне вниманию читателей. Имя ее автора — митрополита Вениамина (Федченкова) — вряд ли известно широкому читателю. До недавнего времени произведения этого яркого духовного писателя совсем не издавались, за исключением разве что фрагментарных публикаций в церковной периодике.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Герман Парижский, святитель Свт. Герман Парижский (496 — 576) епископ города Паризии (т. е. Парижа). Принадлежал к аристократическому  галло-римскому роду. Согласно житию, его мать, будучи беременной, попыталась вытравить плод, однако Герман все же родился. После она хотела его задушить — но и это не вышло (история, не вяжущиеся с распространенным мифом, гласящим, что святые рождаются исключительно у «благочестивых родителей»). Религиозное образование Герман получил благодаря родственнику Скопилиону. Св. Агриппин рукоположил Германа сначала в диакона, затем в пресвитера. Его приемник Нектарий поставил Германа настоятелем  монастыря св. Симфориана в Августодуне (который, по некоторым данным, придерживался традиции египетского монашества). Там Герман прославился как благотворитель. Как то он раздал весь провиант, который был в распоряжении монастыря. Подобная «расточительность», вкупе со строгостью, вызывала ропот братии. Герман выкупал рабов и отпускал их на волю. Став епископом, Герман продолжил занятия благотворительностью и выкупать рабов. Еще будучи настоятелем, но в большей степени став епископом, Герман пытается внести нравственные начала в тогдашнюю франкскую политику; выступал миротворцем. В частности Герман пытался прекратить междоусобную брань между королями Сигибертом и его братом Хильпериком; отлучил короля Хариберта за незаконный брак. Герман боролся за чистоту нравов клира, обличал пороки знати, боролся с пережитками язычества. Участник нескольких местных соборов. Св. Герман основал на окраине Парижа монастырь св. Викентия Сарагосского «в полях», ставший одним из центров духовной жизни Франции (мы его знаем как Сен-Жермен-де-Пре). Характерен рассказ о посмертном чуде Германа, описанном Григорием Турским: «Когда заключенные в темницу воззвали о помощи, его тело вдруг отяжелело на улице, но как только их освободили, его тело снова подняли без труда. А сами освобожденные, следуя с благоговением за его прахом, дошли до базилики, где он и был погребен». Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ger...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Единственный роман Тэффи (все же скорее повесть). Тэффи не нравилось, когда ее называли юмористкой. «Анекдоты, — говорила она, — смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия». «Авантюрный роман» самим названием говорит о своей пародийности. «Грязная парижская драма дегенератов, великосветских кокоток и сутенеров» — как определяется в самом романе; но все же эта история, на самом деле про «Марусю». Внешне — «бульварная» история с любовной и криминальной фабулой. Пародийное это двойничество, переходящее в кошмар, прослеживается на всех уровнях: сама ситуация эмиграции, отказ героини от своего имени и личности, трагически-издевательски сбывшиеся пророчества, любовная история, обернувшаяся обманом… Центром романа становятся бред и сны героини: «К Наташе приходили сны почти всегда одни и те же. Она все искала какого-то ребенка, которого унесли и где-то мучают. Вероятно, в этих сновидениях просто отражалось сокровенное ее любви: нежность и тревога за этого «заблудившегося мальчика». Просыпалась, слышала воющий плач сирены и засыпала, чтобы снова бродить по неведомым лабиринтам и искать и не находить…» И все же последние слова героини: » тут ей показалось, что нужно непременно что-то сделать такое, что всегда все делают, а она вдруг забыла. Что же это? Ах, да — надо помолиться. — Господи! — сказала она. — Спаси, помилуй и сохрани рабу Твою Нат… да ведь не Наталья же я! Я Маруся, Мария…». И последние слова самого романа: «В руки твои, Господи». Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/avantyurny...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Книга митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра) — это слово, обращенное к человеку XXI века. Владыка Георгий (Ходр) соединяет в своем богословии наследие парижской школы (о. С. Булгаков, и др.) с наследием великой Антиохии, прилагая к этому свой огромный опыт молодежного работника, пастыря и епископа. Он — один из основателей Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос». «Призыв Духа» очень важно читать для вдохновения тем, кто занимается молодежной работой, миссией, — всем, кто слышит для себя призыв Господа о том, чтобы быть подлинно учеником Христовым. Она будет также полезна и тем, кто забыл, что святоотеческое наследие необходимо не только хранить, но и творчески использовать, самим стать живыми носителями и продолжателями дела Отцов. «Эта книга содержит раздумья иерарха Антиохийской Православной Церкви о жизненной позиции христианина в современном мире. Владыка Георгий Ходр касается в ней таких острых тем, как отношение христианина к общественной деятельности и политике, технологической цивилизации, социальной и национально-освободительной борьбе. Значительное внимание уделяется проблемам так называемого «третьего мира». Автор неоднозначно высказывается по вопросу о возможности для христианина применить оружие ради торжества дела, которое он считает правым. Главная мысль книги в том, что принадлежность к Церкви должна перестать быть внешним и формальным обстоятельством в жизни человека и стать определяющим фактором во всех его делах». Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/prizyv-duh...

Смотрите новые видео от «Фомы» ! [Каждую неделю на канале журнала «Фома» в УоиТиве — новые программы о вере, психологии, невыдуманные истории из жизни священников. Наведите камеру смартфона ha QR-koд и смотрите их прямо сейчас!]. Ил.: Кадры из представленных видеоматериалов//Фома. май 2023. — С.24-25. — (рубрика « Смотрите новые видео от  „ Фомы “»). В материале предложены три видео: Эмоциональное выгорание. Что будем делать? В новом выпуске программы «Что будем делать?» священник и психолог Александр Гаврилов из реабилитационного центра «Крылья» отвечает на вопрос зрительницы, которая перестала находить радость в своей работе, в семье, в помощи ближним. — С.24; Что-то новое! Журнал «Фома» представляет новый цикл видеоинтервью «Женский клуб». Искренние и глубокие разговоры с женщинами с удивительной судьбой. Смотрите выпуск со Светланой Дружининой, актрисой, кинорежиссером, сценаристом, народной артисткой России.— С.25; Как подготовиться к Причастию? Протоиерей Игорь Гагарин в программе «Тет-а-тет» рассказывает о том, как правильно подготовиться к таинству. — С.25. ВЕРА(раздел). — С.26-45. 50 псалом: какие смыслы в нем скрыты? [Этот псалом пророк Давид написал после того, как совершил два смертных греха — убийство и прелюбодеяние. Но удивительное дело: мы ничего такого не совершали, а читаем его так, словно это наши собственные, из самого сердца излившиеся слова]. О 50-м псалме беседуем с протоиереем Игорем Гагариным . Во вставках к материалу представлены текст псалма (С.29) на русском и церковнославянском языках и справка «Что такое Псалтирь?» (С.30). Беседовал Александр Ананьев. Полную версию беседы смотрите на уоитиве-канале «Фомы», QR-koд. Ил.: Покаяние царя Давида. Миниатюра, Парижская псалтирь, Х век. Фото Екатерины Соловьевой//Фома. май 2023. — С.26-31. — (Раздел «Вера» ). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает актер, режиссер и педагог Валерий Трошин //Фома. май 2023. — С.98-99. — (рубрика « Эпилог »). Говорят, что : Говорят, что. Фото Владимира Ештокина//Фома. май 2023. — С.32-33. — (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы:

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-241-...

В церковной истории немало примеров именно такого отношения к Священному Писанию. Вот некоторые. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, долго живший среди египетских монахов, говорит, что сутки монаха должны делиться на четыре равные части: шесть часов необходимо уделять чтению Священного Писания, шесть — молитве, шесть — рукоделию и столько же сну. Понятно, это идеал, не учитывающий время, которое все мы, в том числе монахи, по необходимости тратим на что-то другое — на прием пищи, стирку и прочее — но важен сам принцип: изучению Писания отводится не меньше времени, чем сну или молитве. У некоторых сирийских монахов в древности было вот какое монашеское молитвенное правило: они ежедневно прочитывали всю Псалтирь. К Псалтири отношение в древности было особым. Так, патриарх Геннадий Цареградский не поставлял никого в диаконы, если кандидат не знал Псалтирь наизусть. Было не редким знание наизусть и Евангелия. Можно привести и примеры, более близкие нам по времени. Преподобный Серафим Саровский, как известно, ежедневно прочитывал по целому Евангелию. А знаменитый русский богослов XX века Владимир Лосский, как говорят, трясясь в парижских трамваях, всегда читал греческий Новый Завет карманного формата, а Великим постом перечитывал целиком всю Библию. Нам, по сравнению с Лосским, и проще, и сложней. Проще потому, что теперь у каждого в кармане iPhone или другой гаджет, в который можно закачать Библию на всех, каких только можно языках, а в придачу — горы пособий и справочной литературы. Сложней — потому, что мы, в отличие от Владимира Николаевича, живем уже совсем в другое время, время постмодерна, когда всё трудней сосредоточиться, всё трудней умолкнуть самим и настроить внутренний слух на слушание Божьего слова. Мы разучились читать медленно и внимательно, разучились внимать читаемому слову, размышлять над ним, вступать с ним в диалог и хранить его в своем сердце. Нам, при всей технической доступности текстов, требуется больше усилий для их восприятия, чем в старину, когда такой технической доступности не было.

http://bible.predanie.ru/igumen-arsenij-...

И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно? И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? История Ионы. Миниатюра из Парижской Псалтири « И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину ». В качестве четвертого чтения мы слышим целиком Книгу пророка Ионы. Сам Христос говорил, что « как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф 12:40), так что вполне очевидно, почему это чтение взято в службу. Но Книга Ионы — не только пророчество о Воскресении Христовом: это еще и книга о силе покаяния, а также о том, насколько непросто быть пророком Божиим. Языческая Ниневия слышит проповедь Ионы, принимает ее, совершает покаяние и получает прощение от Бога: даже такой жестокий и извращенный город, как Ниневия, дорог Богу, и Господь желает не покарать его, а обратить к покаянию и спасти. Именно для того, чтобы « все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим 2:4), Христос и пролил Свою драгоценную Кровь. Но спасение Ниневии — это именно то, чего страшился пророк, не желая брать на себя возложенную Богом миссию: « Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии » (Иона 4:2) — пророка удручает, что он оказался посрамленным, проповедуя разрушение Ниневии, которого не случилось, поскольку ее жители « обратились от злого пути своего » (Иона 3:10). Финал книги открыт — Бог вразумляет пророка, сначала произрастив растение, под которым тот скрывался от зноя, а потом иссушив его: « Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? » (Иона 4:10–11) . Но как на это среагировал пророк — не сказано… 5. Книга Иисуса Навина (5:10–15)

http://blog.predanie.ru/article/chteniya...

561. Архангельский А. Библейская космогония. — ПС, 1889, с. 357-403. 562. Бердяев Н. Смысл истории. Париж, 1969, с. 105-153. 563. Бернфельд С. Воздаяние. — ЕЭ, т. V, с. 671-683. 564. Его же. Монотеизм. — ЕЭ, т. XI, с. 253-260. 565. Его же. Даат-Элогим. Варшава. 566. Богословский М. Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Заветах. Казань, 1887 (автор — правосл. богослов, преп. Нов. Зав. Казанск. Дух. Акад.). 567. Бубер М. О еврейском мифе. Пер. с нем. — В сб.: «Сафрут», в. 1, М. (автор евр. рел. философ). 568. Буш Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, «Жизнь с Богом». Пер. с франц. 1965, с. 232 (автор — католич. богослов). 569. Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. Серг. Посад, 1901, с. 296 (автор — правосл. богослов, проф. Моск. Дух. Акад.). 570. Верховский С. Об имени Божием. — ПМ, 1948, в. VI с. 27-49 (преп. Парижск. Правосл. ин-та). 571. Вольф Л. Что такое иудаизм? Пер. с англ. — Всх, 1887, 572. Воронцов А. Учение Библии о душе человеческой. Казань, 1900, с. 78. 573. Воронцов Е. Языческий миф о золотом веке и мессианские чаяния иудеев. — ВР, 1905, с. 663-685. 574. Гедеон (Покровский), иером. Археология и символика ветхозаветных жертв. Казань, 1888, с. 206 (автор — впоследствии епископ Владикавказский). 575. Генкель Г. Представление о загробной жизни у евреев. — «Будущность», 19, 40, 43 (автор — историк-востоковед). 576. Гершензон М. Ключ веры. Пг., 1922, с. 124 (автор — историк литературы). 577. Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Киев, 1900, с. 705. 578. Его же. Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской Церкви. Киев, 1909. — Оттиск из ТКДА, с. 61. 579. Глаголев С. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Серг. Посад, 1900, с. 442 + XXII (автор — правосл. богослов, проф. Моск. Дух. Акад.). 580. Добросмыслов Д. Мнения отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея. Казань, 1892, с. 204 + II. 581. Ельяшевич С. Два завета. М., 1912 (Караимское издание). 582. Ильин Д. Христос и Израиль. — «Путь», Париж, 1928, с. 59-75 (автор — правосл. богослов).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  001     002