Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин). Икона. 10-е гг. XXI в. [Греч. Νικηφρος] (Парасхес-Кантакузин Николай; 1537, Трикала, Фессалия - 1599, Мальборк), сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Галицких святых, Белорусских святых; пам. в УПЦ 6 окт.), архидиак., экзарх К-польского Патриархата, протосинкелл, борец против Брестской унии . Н. по отцу (успешному купцу) носил фамилию Парасхес (Παρσχης). Мать Н. была сестрой влиятельного и богатого грека Михаила Кантакузина (Шайтаноглу). В греч. источниках Н. фигурирует как Парасхес-Кантакузин, «мудрый учитель [дидаскал]» (Σοφς διδσκαλος) и «ученейший» (Λογιτατος). Греч. источники отмечают глубокие познания Н. в медицине, благодаря которым он приобрел имя при дворе султана ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 352). С молодости Н. был приближен к буд. К-польскому патриарху Иеремии II Траносу. Тот служил епископом в родном городе Н. Трикале, позже был поставлен митрополитом г. Лариссы, в 1572 г. взошел на К-польскую кафедру при протекции Михаила Кантакузина, дяди Н. В 1557 г. Н., приняв постриг, отправился учиться в Падуанский ун-т. С 1572 г. он экзарх К-польского Патриархата в Венеции. Параллельно с церковно-адм. деятельностью Н. в это время занимался изданием греч. богослужебных книг (Октоиха и Евхология в 1578: Legrand. Bibl. hell. XV-XVIe. T. 2. P. 27, 209). В 1580 г., после начала 2-го Патриаршества Иеремии II (авг. 1580), Н. вернулся в К-поль; в 1588-1589 гг., во время поездки Иеремии на Русь, Н. был его местоблюстителем в К-поле. Первое соприкосновение Н. с делами Западнорусской митрополии произошло в 1583 г., когда патриарх Иеремия, получив известия о введении в Речи Посполитой нового (григорианского) церковного календаря, отправил к Киевскому митрополиту и епископам Н., архим. Дионисия и переводчика Федора, чтобы убедить православных не принимать григорианский календарь. Послы патриарха, однако, до Киевской митрополии не доехали, дело ограничилось пересылкой патриарших грамот со спудеем Федором. Сохранилось письмо Н. и Дионисия от 28 апр. 1583 г. Пинско-Туровскому еп. Кириллу (Терлецкому) с просьбой рассказать Федору о притеснениях православных в Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2565460.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никифор Экзарх, сщмч. - житие Святой Синод Белорусской Православной Церкви прославил в лике священномучеников в числе местночтимых святых Белорусского Экзархата от 31 января 2002 года архидиакона Никифора (Парасхеса-Кантакузина) на основании жития, трудов, подвигов и церковного служения, отмечая при этом его христианские добродетели: " праведность жизни и пламенеющую любовь к Богу, которыми он явил в себе пример покорности воле Божией и следования за Христом; ревность ко православному исповеданию веры в Господа нашего Иисуса Христа; мужественное стояние за веру православную на Брестском Соборе 1596 г., приведшее к претерпению изгнаний, неоднократных покушений на его жизнь и мученическую кончину " . Родился Никифор в Константинополе, в состоятельной семье в 1540-х годах. Образование он получил в Италии в Падуанском университете. После окончания университета он преподавал греческий язык в Падуе. Затем принял сан диакона и стал служить в православном соборе святого Марка в Венеции, где пробыл семь лет в должности проповедника. За долгие годы жизни в Италии он хорошо изучил римо-католицизм и западную культуру. В начале 1580-х годов, он оказывается в Константинополе и занимает видное положение в Константинопольской Патриархии. Известный нам путь его жизни позволяет утверждать, что своей семьи у него не было — вероятно он был монах или не женат. С самого начала своей деятельности в Константинополе Никифор проявил необычную энергию в защите учения и традиций Православия. Так, поездка в Молдавию в город Яссы за сбором средств в патриаршую казну привела его к необходимости выступить за сохранение старого календаря и против уже тогда насаждаемой унии. В этот же период он познакомился с такими видными деятелями как князь Константин Острожский и канцлер Я. Замойский. Они пригласили Никифора преподавать в основанных ими школах. Никифор принял приглашение православного князя Константина и отверг просьбу католика Замойского.

http://pravicon.com/info-3033

В 1586 г. О. в качестве свидетеля подписал привилей Радзивилла Несвижу с пожалованием городу магдебургского права. В 1582 г. правосл. мон-ри и храмы в Полоцке (взятом польск. войсками 30 авг. 1579) были переданы новообразованной коллегии иезуитов. В том же году папа Римский Григорий XIII обнародовал буллу о принятии нового (григорианского) календаря. Кор. Стефан Баторий издал указ о введении календаря в Речи Посполитой для всех подданных - католиков и иноверцев, в т. ч. православных. Православные не соглашались перейти на новый календарь. Кн. Острожский отправил письмо К-польскому патриарху Иеремии II, прося наставлений в создавшейся ситуации. Иеремия вместе с Александрийским патриархом Сильвестром прислал князю ответ с призывом не отступать от древнего календаря и не принимать новый. 11 янв. 1583 г. патриарх Иеремия II направил письмо о календаре О. и всем подчиненным ему епископам (одновременно письма были отправлены виленским мещанам и всем православным в Речи Посполитой). Патриарх писал, что он послал к правосл. пастве в Речи Посполитой экзархов - протосинкелла сщмч. Никифора (Парасхеса-Кантакузина) и архим. Дионисия, в качестве переводчика - спудея Федора. Экзархи не смогли попасть в Западнорусскую митрополию, встреча с ними О. не состоялась, патриаршие грамоты доставил спудей Федор. Притеснение православных, не желавших отступать от юлианского календаря, на землях католической Львовской епархии должно было рассматриваться на Варшавском сейме в февр. 1585 г. Правосл. Львовский еп. Гедеон (Балабан) решил на сейме призвать к ответу католич. архиепископа Суликовского. О. обещал приехать на сейм, чтобы вместе с епископом и галицкими дворянами защищать правосл. Церковь, но не приехал. Возмущенные шляхтичи написали О. письмо, в к-ром говорили, что считают великим несчастьем находиться под его властью, что он не заботится о защите паствы, к-рая терпит такие беды, каких не бывало никогда (среди проч. фактов упом. передача королем Перемышльской кафедры мирянину Стефану Брылинскому (в монашестве Арсений) и поставление его митрополитом во епископы в 1581 против желания паствы и др.).

http://pravenc.ru/text/2578435.html

В июле 1594 г. патриарх Мелетий Пигас отправляет К. Л. в Польшу в качестве протосинкелла и экзарха вместе с экзархом архим. Никифором Парасхисом-Кантакузином. В том же году К. Л. становится ректором Острожской академии . 27 марта 1595 г. митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Михаил (Рагоза), принявший в 1596 г. Брестскую унию , поставляет К. Л. архимандритом Троицкого монастыря в Вильно. 2 февр. 1596 г. правосл. братство Вильно назначило К. Л. ректором своей школы. Именно в Вильно у К. Л. были первые контакты с лютеранами. В окт. 1596 г. К. Л. вместе с Никифором Кантакузином отправляется в Брест с заданием воспрепятствовать осуществлению провозглашенной на Брестском Соборе 1595 г. унии части правосл. епископата с Римом. Во время II Собора в Бресте в 1596 г., к-рый должен был утвердить постановление о создании Польской униат. церкви, несогласные правосл. епископы, священнослужители и миряне Польши, включая кн. Константина Острожского, были удалены из ц. Богоматери, где проходил Собор. Тогда противники унии собрались в доме неподалеку от церкви и образовали свой Собор; были зачитаны догматические письма патриарха Мелетия Пигаса, привезенные К. Л. и Никифором Кантакузином, и осуждена уния и ее сторонники. В то время как Никифор Кантакузин по приказу польск. кор. Сигизмунда III Вазы был объявлен шпионом тур. султана, арестован в Мариенбурге и казнен, К. Л. преподавал во Львове. В окт. 1598 г. К. Л. вернулся в Османскую империю, Рождество провел на Крите; во время праздника он произнес проповедь в церкви метохия Синайского мон-ря. В нач. 1600 г. К. Л. вновь отправился в Польшу в качестве Великого архимандрита и экзарха, чтобы передать письма Мелетия Пигаса кор. Сигизмунду и лютеранам. Польск. лютеране в мае 1599 г. по инициативе кн. Константина Острожского вели переговоры с православными об объединении, задуманном в качестве реакции на Брестскую унию, поэтому 6 июня 1599 г. они отправили письма патриарху К-польскому Матфею III и патриарху Александрийскому Мелетию Пигасу. Восточные патриархи весьма сдержанно отнеслись к проекту объединения и не дали ему особого хода, предлагая обсудить взаимные политические интересы, но не богословские вопросы. Неизвестно, передал ли К. Л. письмо лютеранам или испугался обвинения в тайных контактах с ними. Письмо патриарха Мелетия кор. Сигизмунду было составлено по причине того, что в 1599 г. с целью принуждения православных к унии король запретил въезд и выезд иностранцам без его разрешения,- это сделало затруднительным приезд правосл. священнослужителей в Польшу. Патриарх Мелетий просил разрешения посылать в Польшу необходимое для окормления православных число пастырей.

http://pravenc.ru/text/1840363.html

В Киеве было открыто заявлено, что в день Покрова Пресвятой Богородицы готовится насильственный захват величайших святынь — Киево-Печерской Лавры и Почаевской Лавры. Если опасность нависла даже на Лаврами, что уж говорить о не столь заметных храмах! Под маской Христа происходят небывалые антихристианские действия: захвачены десятки храмов, запрещается русский язык и многое другое. И все видят, что этому способствует никто иной, как патриарх Варфоломей. Все это напоминает учение Святых Отцев о приходе антихриста. Воля Божия может быть совершенно непостижимой. Мы должны просить Бога о том, чтобы свободно служить Ему и проповедовать Христову веру в соответствии с православными догматами, о том, чтобы исправить свои ошибки, которые нас ведут к катастрофе. Такой ошибкой является в частности, то, что мы фактически предали забвению великих святых Киевской Руси. Долгое время не было канонизаций святых, подвизавшихся в землях исторической Киевской Руси. Напомним, что только в 2000-х годах был причислен к лику святых такой великий борец с католической унией, как Константинопольский экзарх архидьякон Никифор (Парасхес-Кантакузин), который был уморен голодом в 1599 г., (как и немного позже патриарх Гермоген в Москве при поляках). Это не единственный пример того, что мы небрежно относились к воинам Христовым в Юго-Западной Русской митрополии. Что мы знаем о другом мученике, святом Афанасии Брестском? А убиенный в 1918 году митрополит Владимир? В XVII веке современникам казалось, что эта русская митрополия находится далеко. В Синодальный период просто забылось о весьма многом, что там происходило. В советский период мы забыли еще больше и престали молиться даже тем святым, которых Московское царство всегда чтило и поминало. Например, страстотерпцев Бориса и Глеба, убитых братом. Это своевременно вспомнить сейчас, когда идет прямая братоубийственная война в Донбассе. До революции 1917 года в Москве были храмы, посвященные святым Антонию и Феодосию Киево-печерским. А сейчас их никто не восстанавливает. Не признаем ли мы этим собственную свою духовную отделенность от Киевской церкви? Такому великому святому, как преподобный Иов Почаевский, у нас в Москве никогда не было посвящено ни одного престола, и только сейчас достраивается, наконец, небольшая церковь во имя святого Иова в Кадашах. Думается, что в нас самих очень много той самой «теплохладности», о которой Апокалипсис учит как о причине отнятия благодати.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksandr-s...

В целом известны 27 наименований книг, напечатанных здесь. Среди работавших и преподававших в Остроге греков были, в частности, экзарх Вселенского Патриарха архидиакон Никифор Парасхес-Кантакузин, уморенный поляками голодом в Мальборкском замке в заточении после достопамятного собора в Бресте 1596-го года, где Никифор вместе с князем Острожским организовал параллельный, уже православный собор, предавший церковной анафеме отступников в епископских мантиях. В 2002 году Никифор был причислен к лику священномучеников в соборах Галицких и Белорусских святых; архиепископ Кизический Дионисий Ралли-Палеолог, будущий Патриарх Александрийский, Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис, ставший также вторым ректором Острожской академии, и многие другие. Тот факт, что такие образованнейшие люди своего времени тесно сотрудничали с Острожской академией, вели здесь исследовательскую и учебную работу свидетельствует об уровне учебного заведения, о его статусе и репутации. Вероятно, вполне по праву Острожская академия считается первым университетом в Восточной Европе, или «Волынскими Афинами», как ее называли. Среди выпускников академии были люди, сыгравшие судьбоносные роли в истории Руси-Украины: автор «Грамматики» Мелетий Смотрицкий (сын первого ректора), гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный, архимандрит Киево-Печерской лавры, основатель Лаврского печатного двора Елисей Плетенецкий, писатель-полемист, философ, автор знаменитого «Апокрисиса» Христофор Филалет и другие. Но славный род князей Острожских пресекся в 1620 году, а старый князь оказался последним православным в родовой цепи. С основанием в Остроге иезуитской коллегии в 1624 году Академия пришла в упадок и в 1636 году прекратила свое существование. Вот это, на мой взгляд, главный вклад княгини Гальши Острожской в историю и культуру сегодняшней Украины. Беата Косцелецкая Обратимся же к личной и непростой судьбе как Гальши Острожской, так и ее матери Беаты Костелецкой. Беата была внебрачной дочерью короля Польши Сигизмунда Старого от Катаржины Костелецкой (Тельничанки).

http://pravoslavie.ru/153912.html

Нек-рая сложность состояла в том, что Н. уже обладал королевским привилеем на настоятельство в монастыре и нужно было найти основания для отмены этого документа. Такие основания были найдены: плохое управление церковным имуществом, к-рое архимандрит якобы «розным особам позаставовал», и отказ принять «посвящение» от митрополита. Грамотой от 5 мая 1595 г. кор. Сигизмунд III известил митр. Михаила (Рагозу), присоединившегося к этому времени к сторонникам унии, что он должен, «яко набордзей могучи», посетить Киево-Печерский мон-рь, заняться проверкой обвинений против настоятеля, а до окончания следствия взять в секвестр монастырь и его имущество. 20 мая 1595 г. Ипатий (Потей) и Кирилл (Терлецкий) сообщили митрополиту, что у него есть все основания для занятия мон-ря - «привилея», «листы уважчие», к-рые следовало передать королевскому «дворянину» для введения митрополита во владение. Митрополит, однако, в Киев не поехал, вероятно понимая слабость своих позиций в городе (что показали и последующие события), и 10 июня 1595 г. вызвал Н. в духовный суд, очевидно, для разбора выдвинутых обвинений, но архимандрит на этот и последующие вызовы не реагировал. Когда выдвигались описанные выше планы относительно Киево-Печерского мон-ря, Н. принадлежал к той части духовенства, которая 28 янв. 1596 г. на Соборе, созванном еп. Гедеоном (Балабаном) во Львове, сделала заявление о своем желании соединиться с Римской Церковью. Однако среди сторонников унии Н. оставался недолго. В письме кн. Константина Константиновича Острожского от 4 авг. 1595 г. говорится о поездке Н. по просьбе князя в Сандомир на встречу с протестантами, очевидно, чтобы договориться о совместных действиях против сторонников унии. В окт. 1596 г. на правосл. Соборе в Бресте Н. принадлежала видная роль. Он стоял во главе делегаций, приглашавших митрополита и епископов, принявших унию, прибыть на правосл. Собор. Когда после 3 приглашений они прибыть отказались, Н. в ответ на вопрос представителя К-польского патриарха сщмч. Никифора (Парасхеса-Кантакузина) о причинах отказа объяснил, как митрополит и епископы, опасаясь наказания за беззаконные поступки, присоединились к Римской Церкви, чтобы сохранить свое положение. Одновременно он сообщил, что православные не хотят порывать со своей Церковью, ссылаясь на инструкции, привезенные на Собор его участниками. Неудивительно, что в решениях униат. Собора в Бресте Н. было уделено особое внимание: грамотой от 9 окт. 1596 г. он был лишен сана и отлучен от Церкви.

http://pravenc.ru/text/2565500.html

Собор Белорусских святых. Агафангел (Преображенский, свт., митрополит Ярославский) Александр (Петровский, еп. Харьковский, сщмч.) Александр (Саульский, иерей, сщмч. ) Алексий Могильницкий, сщмч. Анатолий (Ботвинников, иеромонах, прмч.) Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, мчч. Афанасий (Кислов, иерей, сщмч. ) Афанасий, игум. Брестский, прмч. Борис Туровский, блгв. кн. Валентина Минская, блаж. Гавриил Белостокский мч,. млд. Гавриил, архиеп. Рязанский, свт. Галактион (Урбанович-Новиков, иеромонах, прмч.) Геннадий Могилевский, прп. Георгий, архиеп. Могилевский, свт. Гермоген (Долганов, еп. Тобольский, сщмч.) Димитрий (Власенков, муч.) Дионисий, еп. Полоцкий, свт. Евпраксия Псковская, блгв. кн. Евфросиния, игум. Полоцкая, прп. Елисей Лавришевский, прп. Иоанн Кормянский, прав. Иоанн, архиеп. Рижский, сщмч. Иоанн, еп. Рыльский, сщмч. Иоасаф, еп. Могилевский, сщмч. Иона (Лазарев, еп./Невельский/, сщмч.) Иосиф (Счененович, диакон, сщмч.) Иулиания, кн. Ольшанская, прав. Киприан (Климуц, иерей, сщмч. ) Кирилл, еп. Туровский, свт. Константин, пресвитер Шарковщинский, сщмч., Лаврентий, еп. Туровский, свт., Леонтий, архим. Виленский, прп., Макарий, игум. Пинский, прмч. Макарий, митр. Киевский, сщмч. Манефа Гомельская, преп. Мартин Туровский, прп. Мелетий (Леонтович) свт., архиеп. Харьковский Мина, еп. Полоцкий, свт. Митрофан, архиеп. Астраханский, сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин, архид., сщмч.) Николай (Гаварин), пресвитер, сщмч. Павлин, архиеп. Могилевский, сщмч. Петр (Полянский, свт., митрополит Крутицкий, сщмч.) Ростислав Смоленский, блгв. кн. Симеон, еп. Полоцкий, свт. София, кн. Слуцкая, прав. Тихон (Белавин, свт., Патриарх Московский и всея Руси) Тихон (Никаноров, архиеп. Воронежский, сщмч.) Феодор, кн. Острожский, прп. Харитина, кн. Литовская, прп. Ярослав (Савицкий, прот. сщмч.) 23 новомученика Минской епархии Александр (Шалай, прот., сщмч.) Валериан (Новицкий, свящ., сщмч.) Владимир (Зубкович, прот., сщмч.) Владимир (Измайлов, прот., сщмч.) Владимир (Пастернацкий, прот., сщмч.)

http://pravicon.com/info-1873

568-570 НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем 570-577 577-578 578-584 584-586 НИКИТИН Николай Васильевич (1828-1913), рус. архитектор и реставратор, исследователь древнерус. зодчества, общественный деятель, академик Имп. АХ, член Православного миссионерского об-ва. 586-589 НИКИТСКИЙ Александр Иванович (1842-1886), российский историк, автор исследований по истории Церкви в Сев.-Зап. Руси, действительный статский советник (1883) 589-590 НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ недействующий, во имя вмч. Никиты, Скопской епархии непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви 590-591 591-592 592-593 НИКИФОР (XV или 1-я пол. XVI в.), Калужский, прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших) 593-594 НИКИФОР (в монашестве Никита) (80-е гг. XVI в. - 1616), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Новгородец, пустынник Соловецкого о-ва 594-595 НИКИФОР сщмч. (пам. греч. 28 нояб.), пресв.- см. в ст. Тимофей и Феодор, священномученики, епископы, и другие, с ними пострадавшие НИКИФОР Романович Литвинов (1892-1937), диак., сщмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 595-596 НИКИФОР (Парасхес-Кантакузин Николай; 1537-1599), сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Галицких святых, Белорусских святых; пам. в УПЦ 6 окт.), архидиак., экзарх К-польского Патриархата, протосинкелл, борец против Брестской унии 596-598 НИКИФОР прмч. (пам. 23 марта в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские НИКИФОР (Кучин Николай Иванович; 1880-1928), иером., прмч. (пам. 4 апр., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 598-599 НИКИФОР (Югов Николай Ильич; 1869-1918), прмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон.

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

– А где же Вы теперь поместите фрески с изображением тех, кто был канонизирован за эти 25 лет – Могилевского святителя Георгия (Конисского), Праведного Иоанна Кормянского, Священномученика архидиакона Никифора (Парасхеса-Кантакузина), священномученика Николая (Околовича), пресвитера Витебского, Исповедника Христовой веры Владимира (Еленевского), блаженных Валентины Минской и Манефы Гомельской? Места ведь уже нет... – Да, действительно... Наверное, в крестильной церкви попробую... – Отец Иоанн, Ваш храм не только одним из первых стал возрождаться из небытия: он также один из тех городских храмов, с которым связана богатейшая история белорусской столицы и этого района. Какие у Вас отношения с историками? – История наша, действительно, богатая! И столь же трагическая. Ведь здесь было огромное Сторожевское кладбище, на котором несколько веков хоронили православных минчан. А теперь сами видите: если бы не памятный крест, который мы установили, никто бы и не узнал, что в этом месте были захоронения. Когда мы восстанавливали наши постройки, то находили в земле косточки из порушенных прежде могил. Собрали всё, что нашли на своей территории, и похоронили с честью. До сих пор к этому кресту приходят те, чьи родные были здесь когда-то погребены. А вон там, в нескольких сотнях метров отсюда, видите строительное ограждение? Там было большое братское кладбище, на котором похоронены православные воины, погибшие в годы Первой Мировой войны. А потом был пустырь, птичий рынок... Общественность и наш приход добились того, чтобы здесь не было застройки, а место было почтено, как положено. Но вот будет ли на бывшем воинском захоронении небольшой храм или часовня в честь иконы Божией Матери " Знамение " , приписной к нашей церкви, – вопрос пока открытый. Надеюсь, усилия нашего Владыки склонят чашу весов в эту сторону, и тогда к 100-летию начала Первой Мировой войны мы уже будем служить здесь панихиды об упокоении " всех, за веру, Царя и отечество жизнь свою положивших " .

http://religare.ru/2_61571.html

  001     002