В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — Даже в России нет такого ее почитания». Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999        В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — Даже в России нет такого ее почитания». В Сербии очень много храмов, посвященных святой Параскеве. Самый древний из них находится в Калемегдане — Старой крепости, построенной в том месте, где река Сава впадает в Дунай. Здесь всегда много народа, а особенно в выходные и праздничные дни: приходят и молодые, и пожилые люди, и мужчины, и женщины, гражданские и военные, жители Белграда и провинциалы. Каждый может поставить свечку перед иконой святой Петки (так ее тут зовут) и помолиться перед ней. — В чем причина такой сильной любви сербов к святой великомученице Параскеве? — спросил я настоятеля этого храма Радомира Поповича. — Она вовсе не великомученица. — А кто же? — Преподобная. — Значит, она сербская святая? — Да. Ларчик открывался просто. Излишне говорить о том, что в каждом сербском доме имеется икона святой Параскевы, а теперь и в Москве она есть у многих. Света Петка (святая Параскева) родилась в Сербии, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди, они всегда исполняли заповеди Божии и щедро раздавали милостыню. Девочка очень любила посещать храм Божий. Однажды за Божественной литургией она услышала евангельские слова: Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Как стрела, пронзили эти священные глаголы сердце юной Петки. Выйдя из храма, она отдала свое красивое нарядное платье первой же нищенке, а сама оделась в ее лохмотья. Родители Петки пожурили дочку за такой поступок и снова одели ее в чистую и хорошую одежду. Через некоторое время девочка опять явилась домой в нищенских лохмотьях.

http://pravmir.ru/sveta-petka-rasskaz-o-...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Петкана. Сербский бестселлер издан на русском языке В апреле в рамках Дней сербской культуры в Москве в Издательстве Московской Патриархии прошла презентация романа «Петкана» с участием его автора — сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович. Русский перевод романа вышел в издательстве «Паломник» в 2008 году. В книге рассказывается об одной из самых почитаемых в Сербии святых — преподобной Параскеве Петке, жившей в Византийской империи в XI веке. Сербское слово «Петка» обозначает «Пятница». Этот день недели особо почитается православными верующими — ведь именно в пятницу был распят Господь Иисус Христос. Описывая жизнь святой Петки, автор романа опиралась на житие подвижницы, составленное патриархом Евфимием Тырновским в XIV веке. На презентации автор ответила на вопросы своих российских читателей. — Госпожа Хабьянович-Джурович, почему ваш роман именно о преподобной Параскеве Петке? — Всего я написала девять романов. Я бы разделила их на два цикла. Первый цикл — это как бы моя исповедь, а вторая часть уже может быть названа литературой духовной. Эту вторую часть открывает как раз роман «Петкана». В 1999 году я закончила свой роман «Павлинье перо» и сразу после этого начала работать над другой книгой. 29 декабря 2000 года я пришла в церковь преподобной Параскевы Петки, чтобы приложиться к ее святой иконе. И вдруг поняла, что должна прекратить работу над той книгой и начать писать книгу о преподобной Параскеве. Я очень испугалась, потому что в Сербии преподобная Параскева Петка — это, несомненно, самая любимая святая, почитание которой может сравниться только с почитанием Самой Пресвятой Богородицы. На протяжении столетий множество людей в Сербии стали свидетелями чудес, совершенных по молитвам святой преподобной Параскевы. Я и сама неоднократно разговаривала с людьми, которые в наше время стали свидетелями этих чудес. Я боялась, что, взявшись за такой труд, я могу невольно оскорбить чувства этих людей. Больше месяца я провела в тяжких раздумьях. И вот одним прекрасным утром я проснулась и поняла, что все-таки начну работу над этим романом. И как только я сказала себе: «Да, я возьмусь за это», у меня в голове сразу выстроился план и композиция будущей книги, и все мне стало ясно и понятно.

http://e-vestnik.ru/reviews/petkana_serb...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. и целе Umaлuje enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Учреждена в 1931 г. Объединяет приходы СПЦ на территории сев. части Хорватии, а также окормляет общину в Словении и 5 общин в Италии (Триест, Рим, Милан, Бари и Венеция). Кафедра в г. Загреб. Правящий архиерей - митр. Иоанн (Павлович) , на кафедре с 1977 г. Епархия разделена на 5 наместничеств, имеет 48 приходов, 2 мон-ря ( Лепавина и мон-рь во имя прп. Параскевы (Петки) в Загребе), 15 священников (2007). На территории Славонии (историческая обл. на северо-востоке совр. Хорватии) правосл. духовенство появилось благодаря Екатерине, дочери серб. деспота Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ). В 1433 г. она вышла замуж за гр. Ульриха Целльского и привезла с собой из Смедерева правосл. священника. По ее заказу был переведен на слав. язык Апостол (1454; Белград, МСПЦ). Но Ватикан дважды, в 1432-1434 и в 1435-1439 гг., посылал в Славонию францисканского миссионера Иакова из Марке (впосл. был канонизирован католич. Церковью) с целью обратить «схизматиков» в «римскую веру». После обновления Печской Патриархии в 1557 г. правосл. сербов в Славонии окормлял митрополит Пожегский. Во время австро-тур. войны (1593-1606) в окт. 1595 г. митр. Пожегский Василий основал Марчанскую епархию с кафедрой в мон-ре Марча . Архиереи этой кафедры активно противостояли навязыванию унии со стороны католиков. В 1640 г. благодаря действиям католического еп. Загреба Бенко (Бенедикта II) Винковича (1637-1642) на территории епархии были открыты униат. школы. В 1716 г. униаты на пороге храма убили игум. мон-ря Лепавина Кондрата. 29 авг. 1700 г. католич. еп. Загреба Стефан IV Селишичевич (1694-1703) отмечал, что мн. сербы перешли в католичество, а в 1702 г. католич. еп. Сеньско-Модрушский Мартин Брайкович (1699-1703) добился выплаты священникам-униатам жалованья. В 1708 г. Собор австр. сербов не допустил к работе епископов-униатов и лишил их сана.

http://pravenc.ru/text/182463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Рака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре Любостиня (В монашестве Евгения; ок. 1335 - 11.11.1405, мон-рь Любостиня), прп. (пам. 19 июля), серб. кнг. М. происходила из боковой ветви правящей династии Неманичей , была прапраправнучкой вел. жупана Сербии Вукана , старшего сына серб. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), правнучкой его сына Димитрия (см. Давид , прп.), младшей дочерью кн. Вратко, вельможи при дворе серб. кор. Стефана Уроша IV (с 1346 царь, см. Стефан IV Душан ). О раннем периоде жизни М. ничего не известно, сведения о ней появляются в источниках (Жития кн. Лазаря и Похвальные слова ему, акты, сказание Григория Цамблака о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) Тырновской в Видин и Сербию, житие деспота Стефана Лазаревича) после 1389 г. В нач. 50-х гг. XIV в. она вышла замуж за придворного Стефана Душана Лазаря , принявшего впосл. титул князя, а после смерти Стефана Уроша V (1371) ставшего крупнейшим правителем на серб. землях и имевшего двор в г. Крушевац. Сначала у М. родились 5 дочерей, затем 3 сына - Стефан (см. Стефан Лазаревич ), Добривой (или Добровой; † во младенчестве) и Вук. В воспитании детей ей помогала дальняя родственница мон. Евфимия , впосл. деспот Стефан называл ее своей 2-й матерью. После гибели супруга в битве на Косовом поле (15 июня 1389) М. стала регентшей при малолетнем сыне Стефане до его 16-летия (1393) и решала внутри- и внешнеполитические вопросы. Вскоре после Косовской битвы к княжескому двору в Крушевац прибыли послы тур. султана Баязида I (1389-1402). Сербия признала зависимость от Османской империи и обязалась выставлять войско для участия в османских военных действиях. Наследник серб. трона Стефан и его брат Вук регулярно посещали двор султана, а их сестра Оливера была отправлена в султанский гарем. М. согласилась на эти требования, выдвинув условия, что ее дочь останется христианкой, а Православная Церковь в Сербии не будет подвергаться гонениям. Оливера стала одной из законных жен султана, имела на него влияние и помогала матери и братьям, а после гибели супруга в 1402 г. вернулась в Сербию. Верность Православию и Сербии сохранила и дочь М. Драгана, когда ее муж Александр, сын болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, в 1393 г. принял ислам и стал тур. пашой.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [серб. Жичка enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Кафедра в мон-ре Жича близ г. Кралево (Сербия). Ж. е. объединяет приходы и мон-ри на территории Златиборского, Моравичского, Рашского и неск. общин Шумадийского округов Республики Сербии. Правящий архиерей - еп. Хризостом (Столич) , на кафедре с 2003 г. Ж. е. разделена на 15 наместничеств: Гружанское (с. Гружа), Драгачевское (с. Гуча), Жичское (г. Кралево), Жупское (г. Брус), Качерское (г. Лиг), Любичское (с. Коневичи), Моравичское (г. Иваница), Пожегское (г. Пожега), Рачанское (г. Баина-Башта), Студеницкое (г. Рашка), Таковское (г. Горни-Милановац), Трстеникское (г. Трстеник), Трнавское (г. Чачак), Ужицкое (г. Ужице), Црногорское (г. Косьерич), насчитывает 221 приход, 200 священнослужителей (2006). В епархии 34 действующих мон-ря: Жича, Студеница , Градац , Трнава , Рача , Моравци , Ковиле , Овчарско-Кабларские монастыри (Благовештене, Ваведене, Вазнесене, Йоване, Николе, Преображене, Света Троица, Сретене, Успене), Ежевица , Любостиня , Ново-Павлица (см. ст. Павлица ), Каменац , Лепенац , Стьеник , Клисура , Велуче, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь (близ г. Трстеник, основан в XIV в.), Увац, в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (близ г. Прибой, известен с XVII в.), Врачевшница, во имя вмч. Георгия Победоносца жен. мон-рь (близ г. Горни-Милановац, XV в.), Руденица, во имя прор. Илии женский мон-рь (близ г. Трстеник, основан в 1410), Вуян, во имя св. арх. Гавриила муж. мон-рь (близ г. Чачак, XVI в.), Волявча, во имя вмч. Прокопия женский мон-рь (с. Бресница, кон. XVII в.), Стубал, во имя св. Параскевы-Петки жен. мон-рь (близ г. Кралево, построен в 70-х гг. ХХ в.), Згодачица, во имя вмч. Димитрия Солунского женский мон-рь (близ г. Кралево, основан в 1980), Плеш, во имя св. бессребреников Космы и Дамиана муж. мон-рь (близ г. Александровац, основан в 1997), Стрмац, во имя св. праведных Иоакима и Анны муж. мон-рь (близ г. Брус, ХХ в.), Руян, во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-рь (с. Биоска, строится); в обителях проживают 211 монашествующих. История

http://pravenc.ru/text/182329.html

На могиле И. М. стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. После того как святой явился во сне одному монаху и наказал прекратить нестроения в мон-ре св. Апостолов, церковный Собор постановил открыть могилу. Мощи И. М. были обретены нетленными. Очевидно, до нач. XIII в. почитание И. М. носило местный характер, поскольку даже дни его смерти и перенесения мощей были приурочены к памяти прп. Илариона Великого ( Евтимий. 1990. С. 262). 21 окт. 1204 либо 1206 г. болгарский царь Калоян (1196-1207) перенес их в Тырново, вероятно, в храм в честь Вознесения Господня (см.: Николова Б. Православните църкви през бълг. средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 103), но позже болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) поместил мощи в новый тырновский храм во имя 40 мучеников, к-рый был построен в честь победы болгар над греками в 1230 г. Однако по неустановленным причинам почитание И. М. в Болгарии, вероятно, имело ряд отличий от почитания др. болг. святых, мощи к-рых с XIII в. находились в Тырнове - прп. Иоанна Рильского , прп. Параскевы (Петки) и прп. Филофеи Тырновских. Позднейшие данные о местонахождении мощей довольно противоречивы. По сведениям В. И. Григоровича , ссылавшегося на рассказы очевидцев, ок. 1845 г. мощи И. М. находились в гробнице в той же церкви, обращенной в мечеть ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. София, 1978р. С. 148; Донесения В. И. Григоровича о его путешествиях. Каз., 1915. С. 187). По др. сведениям, мощи И. М. во время тур. завоевания были спрятаны, а в XIX в. перенесены в К-поль (см.: 1965. С. 41). Однако анонимная визант. хроника 72а сообщает, что после завоевания Тырнова (1393) тур. султан Баязид I «нашел тело святого Илариона Чудотворца епископа Моглена и подарил его господарю Константину, который сидел в Жиглово и отнес его в святой монастырь Таксиарха в Сарандапор (см. Осоговский монастырь )» ( Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 560-564; 1979. Bd. 3. S. 114-116; Док-ти за политическата история на средновек. България XII-XIV вв./Сост.: И. Лазаров, И. Тютюнджиев, П. Павлов. Вел. Търново, 1990, 19922. С. 88-89). В настоящее время местонахождение мощей неизвестно. Агиография

http://pravenc.ru/text/389221.html

София. Церковь Параскевы Сербской. Църква " Света Петка Българска " ; Церковь Параскевы Тырновской (Петки Старой) Карта и ближайшие объекты Церковь Света Петка Стара – православный храм в столице Болгарии, городе София. Церковь была построена в XIII веке. По своему экстерьеру храм стилистически сочетается с античным дворцовым комплексом императора Константина I (здания в тот период служили резиденцией болгарского царя Калояна), поэтому исследователи часто делают вывод о том, что Света Петка Стара была дворцовой церковью. Осенью 1386 года войска Османской империи разрушили здание старой церкви, однако позднее храм был восстановлен за счет пожертвований верующих жителей Софии (точная дата строительства неизвестна, но первое письменное упоминание о новом здании зафиксировано в путевых заметках путешественника Стефана Герлаха, посетившего Болгарию в 1578 г.). В 1930 г. в церкви были проведены ремонтные работы. Интерьер храма довольно необычен: отсутствие естественного освещения (в церкви нет окон), низкие арочные своды, выкрашенные белой краской, и почти полное отсутствие фресок создают необычный для православного храма облик, который, однако, привлекает своей уютностью и камерностью. Посетители церкви могут посмотреть на древние иконы, в том числе чудотворные иконы святой Петки и святого Мина, колодец с лечебной водой и реликвию с названием «Дерево святого Тарапонтия». Церковь Св. Петка Стара традиционно пользуется популярностью жителей Софии и гостей города, поэтому внутри здания всегда много народа, как верующего, так и просто интересующегося историей и культурой Болгарии. В центре болгарской столицы Софии сосредоточено много культурных и архитектурных объектов, свидетельствующих о тысячелетней истории города. Среди них и старинная церковь Святой Петки Старой. «Церковь посвящена Святой Петке Тырновской, которая жила в XI веке. Родом она была из Эпивата (Фракия), а день ее памяти отмечается 14 октября, – рассказал настоятель храма отец Николай. – На южном входе в церковь есть надпись: «Старинный храм Святой Петки – 1241 год». Это означает, что в том году храм был либо обновлен, либо построен заново на старом фундаменте в честь перенесения мощей Параскевы-Петки Болгарской в город Тырново – столицу тогдашнего болгарского царства. Самые ранние письменные сведения о существовании храма относятся к XVI веку. В них записано, что тогда православные болгары жили в 16 окраинах Софии. Духовным центром города была Софийская святая митрополия вместе с митрополитским храмом Святой Петки». К имени святой добавлено слово «старая», чтобы было понятно, что это самый древний из всех храмов Софии, посвященных Святой Петке, и что речь идет не о церкви Святой Петки Самарджийской, посвященной мученице Параскеве Иконийской из Малой Азии, жившей в III веке.

http://sobory.ru/article/?object=47021

Габрово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Църква " Успение Богородично " Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Църква Успение Богородично) – православный храм, здание которого считается шедевром архитектуры эпохи Болгарского Возрождения. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Габрово была возведена в историческом центре города, рядом с церковью Святой Петки, где хранились частицы мощей этой святой (известной также как Параскева Пятница Сербская, Болгарская, Эпиватская, Тырновская), особенно почитаемой в Балканских странах. В Русской Православной Церкви день памяти Святой Параскевы Пятницы отмечается 14(27) октября и 30 августа(12 сентября) - в Соборе Сербских святых. Освященная в честь особо почитаемой болгарской святой - покровительницы города, церковь Святой Петки в свое время была важным духовно-просветительским центром. Храм существовал и в первые века османского владычества. В 1798 году турецкие войска под предводительством Хусейна-паши варварски опустошили Габрово, подвергнув город разрушению и разграблению. Наряду с остальными значимыми городскими постройками, была сожжена и церковь Святой Петки. Со временем она так и не была восстановлена. В 1804 году к югу от старого храма была построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Согласно существовавшим турецким законам, храм был наполовину вкопан в землю. Но на строительство этой церкви не было получено разрешение от турецких властей, и поэтому габровцы, чтобы предотвратить закрытие храма, решили временно разместить во вновь построенном здании мастерскую по изготовлению сёдел для лошадей. В XIX веке, с началом эпохи индустриализации, Габрово становится развитым промышленным, коммерческим, экономическим и образовательным центром. Численность городского населения значительно увеличивается, и поэтому возникает необходимость строительства большого храма. 5 мая 1865 года старое здание церкви было разрушено, и на его месте через несколько дней, 11 мая, началось строительство нового здания. В 1866 году было возведено величественное здание церкви Пресвятой Богородицы. Здание храма построено по проекту выдающегося болгарского архитектора Генчо Кынева, автора проектов здания Априловской гимназии в Габрово и нескольких церквей в Румынии и Греции. 26 октября 1866 года новая церковь была торжественно освящена.

http://sobory.ru/article/?object=36868

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТКОВИЦА Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г. Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г. Название неск. монастырей во имя прп. Параскевы (Петки) Сербской Православной Церкви. 1. П., жен. обитель Шабацко-Валевской епархии , находится в одноименном селе, у подножия горы Цер, в 30 км от г. Шабац (Сербия). Исходя из архитектуры храма, основание обители датируется XIII или 1-й пол. XV в., когда среди сербов распространилось почитание прп. Параскевы (Петки). Первым письменным упоминанием обители считается надпись 1561 г. (не сохр.), найденная в древней монастырской церкви. В П. действовал скрипторий: по повелению митр. Зворникского Павла расодер Роман 2 окт. 1576 г. закончил здесь список Типика, постриженик обители митр. Бачский и Сегединский Георгий 24 мая 1579 г. вложил в нее Типик (переписанный тем же Романом) и 20 июня 1581 г.- Евангелие, 18 апр. 1590 г. иером. Панкратий завершил здесь список Псалтири. В 1629 г. в мон-ре Тавна свящ. Стоян переписал Минею, взятую из П. для копирования. В тур. описи 1604 г. отмечено, что П. имеет доход в 600 аспри. В 1-й пол. XVIII в. в обители действовала школа для буд. священнослужителей, в к-рой преподавали иером. Иоанникий и игум. Георгий. Во время австро-тур. войны, в 1789-1790 гг., в монастырских зданиях стоял австр. гарнизон, что, вероятно, вызвало опустение обители, о к-ром сообщается в 1804 г. Монашеская жизнь в П. вскоре возобновилась, в 1827 г. Праздничную Минею обители подарил Еврем Обренович (см. в ст. Обреновичи ), управитель Шабацкой нахии. В 1836 г. благодаря помощи серб. кн. Милоша Обреновича мон-рь был восстановлен. После смерти настоятеля архим. Пахомия Херцеговчича (1844) П. недолго являлась метохом соседнего мон-ря Чокешина. В 1858 г. в обители возвели большой конак, в 1862 г. надстроили алтарную апсиду до высоты нефа, пробили вход в храм с сев.

http://pravenc.ru/text/2580088.html

Яково. Монастырь Фенек. Карта и ближайшие объекты Монастырь Фенек относится к Фрушкогорским обителям, хотя расположен в значительном удалении от них – вблизи села Яково (25 км от Белграда). Кто и когда основал монастырь Фенек, мы не можем сказать точно. Митрополит Вичентие Йовановчи в своём докладе 1775 года записал, что виной тому информационному провалу были турецкие набеги, вынуждавшие монахов бежать из Фенека, разоряя его и уничтожая рукописное наследие. Существует версия, что ктиторами были канонизированные православной церковью деспот Стефан Бранкович и его супруга Ангелина, жившие во второй половине XV века. В 1563 году иеромонах Захарие сделал запись о строительстве церкви Святой Параскевы. Храм простоял больше двух веков, пока не было решено заменить его новой церковью. Старая капелла над чудотворным родником, воздвигнутая по указанию Святой Матери Ангелины, тоже не дожила до нашего времени. Фенек вплоть до 1717 года находился под прямым турецким управлением. Особо значимую роль монастырь сыграл в XVIII-XIX веках. В его стенах встречались сербский князь Алекса Ненадович и император Иосиф Второй. Сюда приезжали после поражения первого антитурецкого восстания 1813 года вождь Караджордже со своим сыном и монахи из Студеницы, охранявшие мощи Святого короля Стефана Первовенчанного.Во время мировых войн прошлого века монастырь был полностью разорён. И если в начале столетия виной тому были австро-венгерские оккупанты, то в 1942 году – партизаны Тито. Его обновление началось в самом конце прошлого столетия. Сейчас это мужской монастырь, провозглашённый в 1979 году памятником культуры исключительного значения. Его комплекс состоит из главной церкви Святой Петки, монастырских конаков и капеллы Святой Петки.Самый первый храм Святой Параскевы был построен по канонам Моравской школы, медная колокольня появилась гораздо позднее – между 1735 и 1753 годами. Как записал в своей «Истории монастыря Фенек» его игумен Викентие Ракич, «церковь своей красотой превзошла все сремские и фрушкогорские храмы».

http://sobory.ru/article/?object=42382

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010