Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находится близ г. Хуст Закарпатской обл. (Украина). Основан в 1934 г. иером. Мелетием (Рущаком (в схиме Лука)); 26 авг. 1902 - 30 сент. 1983), пострижеником Русского во имя великомученика Пантелеимона монастыря , духовным чадом прп. Алексия (Кабалюка). После возвращения с Афона в июне 1934 г. с благословения еп. Мукачевского и Пряшевского Дамаскина (Грданичкого ; впосл. митрополит Загребский) иером. Мелетий поселился в 5 км от города, в урочище Колесарево (Камень), в небольшой пещере, выкопанной на склоне горы. Вскоре местный житель Василий Росоха, хозяин этого участка, передал в дар буд. обители полгектара земли. Иером. Мелетий обратился в епархиальное управление за разрешением на устроение мон-ря и получил его 13 июля 1934 г. ( Сергий (Цьока), иером. 1960. С. 385), после чего начал строительство небольшой кельи и часовни во имя вмч. Пантелеимона. 9 авг. 1936 г. он освятил часовню и служил в ней 1-ю литургию. В П. м. поступили неск. молодых послушников. Иером. Мелетий ввел в обители афонский устав (сохр. до наст. времени), согласно к-рому богослужение начиналось в 12-м часу ночи и продолжалось до утра, а в праздник - с вечера до утра, трапеза полагалась 2 раза в день. К кон. 30-х гг. XX в. в скиту была построена ц. во имя вмч. Пантелеимона (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 14. Л. 46). Церковь вмч. Пантелеимона. 30-е гг. XX в. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Ю. В. Данилец Церковь вмч. Пантелеимона. 30-е гг. XX в. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Ю. В. Данилец В 1941 г. в П. м. поступил иером. Серафим (Шандра), с дек. 1946 г. он стал настоятелем обители. Несмотря на полученное в кон. 1944 г. запрещение принимать новых послушников, братия ежегодно увеличивалась на 1-2 чел. В 1950 г. в П. м. числились 6 монахов и послушник, некоторые из них служили на приходах (Там же. Л. 41). Насельники обители занимались домашним хозяйством и различными ручными работами.

http://pravenc.ru/text/2578880.html

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Схимонах Пантелеимон (Овсянников): афонский иконописец, которому явились св. Пантелеимон и свт. Митрофан Схимонах Пантелеимон (Овсянников): афонский иконописец, которому явились св. Пантелеимон и свт. Митрофан    День памяти – 21 сентября Схимонах Пантелеимон (в миру Григорий Петрович Овсянников) был родом из крестьян Воронежской губернии. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне в 1841 году. Послушание проходил в иконописной мастерской. Расписал старую трапезную. Где он научился мастерству иконописи и как он решился стать монахом — неизвестно. По всей видимости, о. Пантелеимон отправился на Афон после встречи в Одессе с иеросхимонахом Сергием (Весниным), который в письмах называет его своим близким другом. «Много у меня остается здесь милых и добрых друзей, — писал отец Сергий, — а что всего чувствительнее — один из них при последнем почти издыхании, и как раз тот, который делил со мной радости и горе, мои страдания сердечные, беспечность поэтического досуга и часть странствий по Афону». В другом письме он пишет о нем так: «В числе здешних друзей моих я недосчитался по приезде лучшего друга моей афонской жизни, с которым я сроднился сердечно, с которым делил радости и горе и его труженические занятия. Этот друг мой был хороший живописец, имя его в монашестве Пантелеимон. Больно было моему сердцу, когда долетела до меня весть еще в Смирне, на пути моем в Иерусалим, что друг мой скончался. Я не знал, как он отходил к Богу, с каким чувством приближался к конечным минутам своей жизни и как испустил последний вздох, и меня тревожила его загробная участь. Но теперь я узнал это и благодарю Бога, что друг мой сподобился праведной кончины.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&iid=2...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Репортаж с панигира в честь св. влмч. Пантелеимона в русской обители на Афоне (+ ФОТО и ВИДЕО) Репортаж с панигира в честь св. влмч. Пантелеимона в русской обители на Афоне, 9 августа  (+ ФОТО и ВИДЕО) 9 августа 2017 г. в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре торжественно отметили Панигир (престольный праздник) в честь покровителя русской святогорской обители – святого вликомученика и целителя Пантелеимона, – сообщает портал «Русский Афон». Помимо Прибрежного Пантелеимонова монастыря, торжества прошли и в Старом (Нагорном) Русике, где русская святогорская обитель располагалась более 600 лет и которая тоже посвящена в честь св. влмч. Пантелеимона. В этом году Панигир особенный, поскольку совпал с важным для обители юбилеем – 670-летием передачи честной главы св. великомученика и целителя Пантелеимона Русской обители на Афоне. Как известно, в 1347 году сербский государь Стефан Душан передал святые мощи великомученика Пантелеимонову монастырю в память о том, что именно в Русике начал монашескую жизнь Первосвятитель Сербской Церкви архиепископ Савва I (Неманич), а также в благодарность за помощь, оказанную сербскому Хиландарскому монастырю в 1309 году. Тогда Русский монастырь предоставил убежище игумену Хиландаря о. Даниилу, скрывавшемуся от преследования каталонских рыцарей. Игумен Даниил был спасен. Братия Старого Русика задержали преследователей ценой собственной жизни и самой обители: каталонцы сожгли весь монастырь и казнили старшую братию (до сих пор в монастыре хранятся наконечники стрел, обагренные их мученической кровью). В память об этом событии Стефан Душан взял на себя покровительство над русской святогорской обителью, полностью ее восстановил, приписал несколько метохов (хозяйственных угодий) и преподонес в дар бесценное сокровище – честную главу св. влмч. Пантелеимона.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=26...

Часовня святого Пантелеимона в старой Москве Богоявленский мужской монастырь на Никольской ул. В нем находилась часовня вмч. Пантелеимона. Фото 1883 года. В старой Москве во имя святого великомученика Пантелеимона было освящено несколько больничных церквей и знаменитая часовня в Китай-городе на Никольской улице, стоявшая напротив храма Владимирской иконы Богоматери. Она тоже была разрушена большевиками. Святой великомученик Пантелеимон жил в конце III - начале IV вв. от Рождества Христова. Он родился в малоазийском г. Вифания, в богатой и знатной семье: младенца назвали Пантолеон, что означало «по всему лев». Отец его был язычником, а мать, святая Еввула, христианкой и воспитывала сына в истинной вере, но рано умерла. Отец отдал мальчика в языческую школу, а потом отправил в Никомидию учиться медицинскому искусству. В этом городе святому Пантелеимону и предстояло принять мученический венец за Христа. Вскоре после завершения учебы талантливого юношу представили императору-язычнику Максимиану, который захотел, чтобы он остался придворным врачом. В это же время святой Пантелеимон тайно познакомился с пресвитером Ермолаем, и каждый вечер слушая его слово о Христе, уверовал сам. Однажды, возвращаясь после беседы домой, он увидел на дороге мертвого ребенка, умершего от укуса ехидны, которая корчилась рядом. Святой Пантелеимон стал просить Господа воскресить чадо и умертвить ехидну, решив, что если его молитва исполнится, он сам станет христианином. Просьба его исполнилась у него на глазах, и он принял у пресвитера Ермолая Святое Крещение. А потом, после бесед с уверовавшим сыном, в христианство перешел и отец святого Пантелеимона. Став христианином, святой Пантелеимон продолжал лечить больных, сочетая молитву с даром врачебного искусства. Он безвозмездно исцелял по молитве Господу страждущих, убогих, нищих, узников. Из зависти другие врачи донесли на него императору, что святой Пантелеимон – христианин и лечит христиан – то было время страшных языческих гонений. Максимиан потребовал от святого принести языческую жертву, но вместо этого своими глазами увидел, как святой Пантелеимон по молитве исцелил расслабленного. Нечестивый правитель в ярости повелел казнить исцеленного, а святого Пантелеимона пытать. Мученик просил Господа укрепить его и услышал ободряющий глас: «Не бойся, Я с тобой!» Не добившись отречения, император приказал убить святого Пантелеимона, но меч вдруг стал мягким, как воск, и пораженные воины воскликнули: «Велик Бог христианский!» В это время Господь вновь открылся мученику и его палачам: голос с неба во всеуслышание назвал его «Пантелеимоном», что значит «многомилостивый». Так незадолго до смерти мученику Пантолеону было даровано новое, истинное христианское имя.

http://pravoslavie.ru/168.html

О. Пантелеимон по Божьему велению воздвигнул в Северной Америке Православный русский маяк, к которому устремились монашествующие из Европы и других континентов. Паломники-миряне там находили часть своей Родины России, и монастырь превратился в Русскую Зарубежную Лавру. Отец Пантелеимон был из религиозной крестьянской семьи Гродненской губернии. На всю жизнь у него сохранился русский крестьянский язык, но, несмотря на «это, нужно того» – после чего следовало, что нужно сделать. Работать с ним было легко так как он обладал умением хорошо объяснить для чего что-то нужно сделать: например где и как поставить водокачку и проложить трубы от одного озера к другому, как опустить в зеро сети чтобы поймать рыбу и пустить ее в другое озеро и т.д. С юных лет он много работал. В Америку он приехал в 1913 году. Люди, с которыми ему пришлось работать, оказали на него большое влияние своими настроениями о современном положении в мире. Как они ему говорили, диавол захватил весь мир и против этого невозможно бороться. Помня проповеди священника в деревне и наставления родителей о. Пантелеимон с мнением совработников не соглашался, веря, что молитвой, постом и примерной жизнью согласно учению Церкви, бороться можно, и победить диавола возможно. Познакомившись с монашествующими, он в 1918 году поступил послушником в Свято Тихоновский монастырь, где пробыл последующие 10 лет. Как он вспоминал впоследствии, его тяготило в монастыре шумное окружение: детский приют, занятия, большое количество гостей и другие отвлечения от монашеской жизни. Поэтому он начал мечтать о создании малого скита, где возможно было бы спокойно подвизаться монашеской жизнью. Для покупки места необходимы были материальные средства, и он поступил на завод И. Сикорского. В начале 30-х годов он собрал достаточно денег на приобретение участка земли, где к нему присоединился Иван Колос (в будущем о. Архимандрит Иосиф). Они занялись земледелием. О. Пантелеимон нанимался на плотнические и другие работы к окрестным фермерам. Уже в 60-е года по дороге к Ричфилд Спринг он останавливался у некоторых из жителей, где он в прошлом работал принимавших его с радостью, вспоминая, тяжкие годы депрессии в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

ЖМП 8 август 2016 /  22 мая 2017 г. 15:29 Почему 1169? О ВРЕМЕНИ ПЕРЕДАЧИ РУССКИМ АФОНИТАМ МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ПАНТЕЛЕИМОНА Еще в 1950 году известный знаток славянских древностей, русский историк-эмигрант и священник Владимир Мошин (1894–1987) в большой статье, посвященной Русскому Афону, постарался показать, что в начальную пору своего существования, в XI–XII веках, русские монастыри на Святой горе: обитель Пресвятой Богородицы Ксилургу (Древодела) и позднее монастырь Святого Пантелеимона — не просто были связаны с Русью и Русской Церковью, но и пользовались вниманием и материальной поддержкой со стороны государственной власти, то есть русских князей. Связи русских князей с Афоном были так или иначе вписаны в общий контекст русско-византийских отношений 1 . Историк размышляет, как и почему русским афонитам из Ксилургу был передан монастырь Святого Пантелеимона, или монастырь Фессалоникийца. Обстоятельства, сопровождавшие акт передачи обители, и его хронологическое приурочение хорошо известны: сохранилась грамота афонского протата, датированная августом 1169 года. Святогорское эхо киевской политики Протат «по долгом рассмотрении» удовлетворил просьбу настоятеля русского монастыря Ксилургу кир-Лаврентия, предъявленную в день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа, о передаче его монастырю какой-нибудь неблагополучной обители «ради ее благоустроения и пользы» и отдал ему захиревшую обитель Святого Пантелеимона с тем условием, что последняя должна быть восстановлена и «обстроена наподобие крепости». При этом сам монастырь Ксилургу также оставался за русскими монахами, которые за то прощали протату 30 золотых долга 2 . Тем самым документ представляет Русский монастырь достаточно состоятельным, чтобы справиться с задачей, требовавшей немалых средств и людских ресурсов. Несмотря на то что русские монахи к 1169 году владели Ксилургу уже в течение самое малое полутора столетий 3 , еще относительно недавно, в декабре 1142 года, подробная опись монастырского имущества, отнюдь не блиставшая богатством, завершалась констатацией: денежный ящик пуст, а за обителью числится 17 золотых долга 4 . Следовательно, к августу 1169 года в материальном благосостоянии произошла коренная перемена к лучшему.

http://e-vestnik.ru/history/russkiy_afon...

Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви К 18 апреля в России беженцы размещены в церковном  приюте в станице Манычской,  приюте в Каменске-Шахтинском,  приюте в  Воронежской епархии ,  Иверском женском монастыре Ростовской епархии, Успенском мужском монастыре  Тверской епархии , Марфо-Мариинском монастыре Белгородской епархии, в епархиальном центре матери и ребенка в Белгороде. Также при поддержке Церкви размещены беженцы в Новочеркасске Ростовской епархии. Семью беженцев принял Ковалевский детский дом в  Костромской епархии . Дети определены в сады и школы. Беженцев и нуждающихся людей приняли Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии , Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии , Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии , Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Успенская Почаевская лавра , Ольшанский женский монастырь и  Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии , Архангельско-Михайловский монастырь, Пантелеимоновский мужской монастырь Одесской епархии, Елизаветинский монастырь и Успенский храм Кировоградской епархии , Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии , Киево-Печерская лавра , Покровская Голосеевская пустынь, Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария , Благовещенский храм Краснограда, Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Покровский храм в Днепре, Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии . В Берлинской епархии Русской Православной Церкви беженцев разместили в Георгиевском мужском монастыре в Гетшендорфе, в Знаменском храме в Ульме, в приходском доме Гамбурга, в приходском доме храма Святой Троицы Дортмунда.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5918788...

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь       Если вы хотите Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь, вот адрес:       Monastery of St. PANTELEIMON, 63087, DAPHNI, MT. ATHOS, GREECE Комментарии Всего комментариев: 1883 2011/06/06, 06:16:48 Братия! Помолитесь Христа ради за здравие тяжело болящего младенца Леониллы.Помолитесь за рабу Божию Тамару, чтоб Господь даровал ей рассуждение.Спаси Господи! Наталия 2011/06/04, 13:07:21 Дорогие братья Афонские прошу Вас помолиться о здравии моей мамы Галины, что-бы у неё прошел страх. Она ночами плохо спит. Спаси Вас Господи! 2011/06/02, 07:52:22 Честные отцы и братия святой обители ! Хочу поздравить вас с праздником Вознесения Господа! Помощи Господа и покрова Божией Матери вам в ваших делах,трудах и молитвах ! Прошу ваших молитв о здравии рабов Божиих Сергея Олега(пьющий) Дмитрия Татьяны Татьяны Анастасии(младен) Татьяны Татьяны Александры(жен. пьющая) Спаси Господи всех нас! Татиана Косырева 2011/04/30, 09:01:12 Христос Воскресе! Милостивые Отцы и Братия Афонские! Не о себе радею, о своем духовном Отце - Иероманахе, Игумене, Старце Паисии. Ему уже 87 лет. Батюшка (да и я тоже) живет в г. Барнауле Алтайский край РФ. о.Паисий желает посетить с паломноческой поезкой Святую Гору Афон, Русский Свято Пантелеимонов монастырь. Самостоятельно батюшке физически трудно и я ему помогаю чем могу, по мере сил и возможностей сопровождаю его. В Генеральном Консульстве Греции в г. Москве объяснили, что для самостоятельной поезки необходим вызов из Греции. Можно ли ему чем-то помочь? Возможно ли оформить вызов в Республику Греция на Святую Гору Афон? Все расходы и физическую помощь о.Паисию в поездке и проживании я беру на себя. Простите меня, грешного. Помощи вам Божией и Заступления! С низким поклоном р.б. Игорь. Адрес моей электронной почты korshunof.igor@gmail.com

http://isihazm.ru/1/?id=614&c_pid=38

М.В. Шкаровский Русские обители Афона в XX веке Святая Гора Афон имеет особый статус не только в Греции, но и во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности. Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих: Великая Лавра прп. Афанасия Афонского , Ватопед (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы), Ивирон (бывший грузинский Иверский монастырь в честь Успения Богородицы), Дионисиат (во имя Рождества Иоанна Предтечи), Кутлумуш (в честь Преображения Господня), Пантократор (в честь Преображения Господня), Ксиропотам (во имя Сорока мучеников Севастийских), Дохиар (во имя свв. Архангелов), Каракал (во имя свв. Апостолов Петра и Павла), Филофей (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), Симонопетра (в честь Рождества Христова), Ставроникита (во имя свт. Николая Чудотворца), монастырь св. Павла (в честь Сретения Господня), Ксенофонт (во имя вмч. Георгия Победоносца), Григориат (во имя свт. Николая Чудотворца), Эсфигмен (в честь Вознесения Христова), Кастамонит (во имя св. первомч. Стефана), а также русский монастырь вмч. Пантелеимона (Русик), болгарский Зограф (во имя вмч. Георгия Победоносца) и сербский Хиландар (во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей на Афоне находится 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая фактически заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Русик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из 12 скитов два были русскими: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор), два – румынскими: св. Иоанна Предтечи (Продром при Лавре прп. Афанасия) и вмч. Димитрия (Лакку при монастыре св. Павла), один болгарским – Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский, Ксилургу при монастыре вмч. Пантелеимона), а семь греческими: вмч. Димитрия (монастырь Ватопед), Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырь Ксенофонт), прав. Анны (Лавра прп. Афанасия), Кавсокаливия (Пресв. Троицы при Лавре прп. Афанасия), Новый скит (Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре св. Павла), вмч. Пантелеимона (монастырь Кутлумуш), св. Иоанна Предтечи (монастырь Ивирон). В 1914 г. Константинопольский Патриарх и греческие власти отклонили просьбу России дать русским скитам статус монастырей 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псков. Пантелеимонов Дальний монастырь. Карта и ближайшие объекты Пантелеимонов Дальний монастырь. Находится при впадении рек Черехи в Великую, в 4 километрах от города. Монастырь назывался " дальним " в отличие от ближнего Пантелеимонова монастыря, который находился недалеко от Покровской башни. Летопись упоминает о нём трижды: в 1341 г. Псковский князь Александр Всеволодович разгневался на Псковичей и уехал изо Пскова; Псковичи же ехали за ним до самого Пантелеймона, упрашивая его остаться. В 1396 г. от образа Пресвятой Богородицы в Пантелеимонове монастыре текли слезы. В 1450 г. Псковичи встречали у этого монастыря владыку Евфимия. «В 1581 г. монастырю выпала печальная участь: близ него расположился стан Батория и, конечно, обители пришлось немало вынести всякого горя от этого соседства. В 1596 г. царь Феодор Иванович отдал монастырь Псковскому епископу Геннадию, и с тех пор обитель считалась загородным архиерейским домом. Из монастыря было взято много харатейных книг XIII и XIV веков в Московскую Патриаршую библиотеку, где они и сохраняются с надписями сего монастыря». «… В четырех верстах от города, при впадении реки Черехи в Великую, в сосновом бору стоял монастырь Пантелеймона Дальнего. Он известен с XIII века. Переправа через Череху была очень важна: через нее шла Старая Новгородская дорога, выводившая к Шелони. На Черехе был мост. Отсюда путь вел к Выбутскому броду. Мост этот летописец упоминает в начале XV века, называя его новым, следовательно, до него существовал старый мост, и, быть может, не один. У Пантелеймона Дальнего псковичи встречали почетных гостей и в их числе в 1450 году владыку Евфимия, который прославился строительной деятельностью в Новгороде. Провожали их также до Пантелеймона Дальнего (если не до самой границы с Новгородом Великим). На иконе из часовни Владычного Креста, ныне хранящейся в Псковском музее, на которой изображен Псков с его ближайшими окрестностями во время штурма города Стефаном Баторием в 1581 году, монастырь показан с каменной церковью и высокой колокольней в виде башни, увенчанной зубцами, на которые опирается шатер.

http://sobory.ru/article/?object=08119

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010