Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНКРАТИЙ Сщмч. Панкратий Тавроменийский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Нач. VI в. Фото: Nick Thompson, University of Aukland Сщмч. Панкратий Тавроменийский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Нач. VI в. Фото: Nick Thompson, University of Aukland [Греч. Παγκρτιος; лат. Pancratius] (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия). Почитание П. в Тавромении известно с V-VI вв. Память святого обозначена в Иеронимовом Мартирологе: под 3 апр. содержится запись: «В Тавромении Сицилийском святого Панкратия»; под 5 апр. указано имя П. с добавлением «на Сицилии»; под 8 июля - с такими же указаниями и искаженное имя - Пранканий (MartHieron. P. 172, 175, 359). Диак. Януарий основал базилику в г. Мессана (ныне Мессина) во имя святых Стефана, П. и Евпла, к-рую в 591 г. папа Римский Григорий Великий повелел освятить Мессанскому епископу ( Greg. Magn. Reg. epist. II 9). В неаполитанском Мраморном календаре (IX в.), к-рый отражает итало-визант. церковную традицию, память П. обозначена под 8 июля ( Delehaye H. Hagiographie Nepolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 27). Из Иеронимова Мартиролога память П. перешла в зап. «исторические» Мартирологи IX в. (Флора, Адона Вьеннского, Узуарда), где она содержится под 3 апр. (у Узуарда имя П. искажено - Пранкатий). Эти памятники указывают на то, что с довольно раннего времени в Тавромении святой почитался в первую очередь как епископ, а не как мученик. Житие Житие П., автором к-рого назван Евагрий, ученик святого, сохранилось в 3 редакциях (BHG, N 1410-1410b). Долгое время текст оставался неизданным, А. Н. Веселовский опубликовал отрывки произведения и провел его подробный анализ ( Веселовский. 1886). Также текст изучали Э. Патлажан ( Patlagean. 1964), М. ван Эсбрук и У. Дзанетти ( Esbroeck, Zanetti. 1988). Кроме того, издавались фрагменты Жития П. ( Amore.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

(1-я пол. X в.), пресв., книжник и переводчик эпохи болг. царя Симеона (893-927). Единственным источником сведений о книжной деятельности И. является послесловие к переводу Жития прп. Антония Великого, сохранившееся в 3 редакциях в серб. и рус. списках XIV-XVII вв. Согласно этому послесловию, И. выполнил перевод Житий прп. Антония Великого (составленного свт. Афанасием Великим) и сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского, по повелению «строителя церковного Иоанна, архиепископа Болгарскыя земля» (в серб. версии пропущено «строителя», а после «архиепископа» следует явно вторичное «иже бысть патриархь Бугарьсцей земли»). По поводу времени жизни, а также личностей заказчика этого перевода и его исполнителя в лит-ре были высказаны различные мнения (обзор см.: СККДР. Вып. 1. С. 133-134; КМЕ. Т. 2. С. 151-152; Добрев. 2008), но при этом древность языка переводов И. не вызывала сомнений. В основном заказчика отождествляли с Иоанном Экзархом (IX-X вв.; преобладающая на сегодняшний день т. зр.) или с Иоанном I Дебрским , архиеп. Охридским (1-я пол. XI в.). Обе гипотезы при недостаточности сведений источников исходят из имени Иоанн и определений «строитель церковный» и «архиепископ» и поэтому имеют слабые места. Относительно Иоанна Экзарха неясно, каким был его реальный церковный статус (см.: КМЕ. Т. 2. С. 170), притом что характер деятельности И. вполне позволяет считать их современниками. Нельзя исключить (поскольку заказчик именуется архиепископом в обеих ветвях рукописной традиции послесловия и титул, по всей вероятности, восходит к протографу текста), что заказчиком был неизвестный по др. источникам глава Болгарской Церкви между кон. IX и сер. 10-х гг. X в. И. В. Ягич считал архиеп. Иоанна современником Иоанна Экзарха, но не отождествлял их (Письма И. В. Ягича к рус. ученым (1865-1886)/Изд. подгот. Г. П. Блок, Т. И. Лысенко. М.; Л., 1963. С. 313-314, 492-494. 349, 350). Против предположения, что деятельность И. относится к XI в. и была локализована в Македонии, косвенно свидетельствует широчайшее распространение его перевода Жития прп. Антония Великого в рус. письменности, ориентированной на восточноболг. корпус текстов IX - сер. X в.

http://pravenc.ru/text/469448.html

XII. ИКОНЫ И ХРАМЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В ПЕРВЫЕ ВЕКА; ПОЯС, РИЗА И ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПЕЛЕНЫ; ПОКРОВ В ЖИЗНИ СВЯТЫХ, В СУДЬБАХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ И АФОНА Под Твой милость прибегаем, Богородице Дево: молитв наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. По древнему преданию, принимаемому Православной Церковью, святой Евангелист Лука, ученик и сотрудник Апостола Павла, знал искусство живописи. Удовлетворяя благочестивому желанию верующих видеть лик Божьей Матери и по отшествии Её от земной жизни, он написал образ Её, и когда представил его Приснодеве, то Она изрекла: «благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с ним». Этот образ был послан сначала в Антиохию, где особенно умножились верующие и первые приняли название христиан, и где жил «державный Феофил», для которого святой Лука писал Евангелие и книгу Деяний Апостольских. Из Антиохии, по прошествии многих лет, этот образ был перенесён в Иерусалим, и потом Евдокией, супругой Греческого императора Феодосия младшего (408–450г), путешествовавшей по святым местам, отправлен в Константинополь к святой царице Пульхерии, как драгоценный дар христианской любви. В житии святого Панкратия, епископа Тавроменийского, ученика апостола Петра, неоднократно упоминается образ Пресвятой Богородицы, уже преставившейся в горние селения. В дальнейшие века образа Божьей Матери встречаются всё чаще и чаще и ознаменовываются благодатью чудотворения. Основав в четвёртом веке Константинополь, благоверный император Константин Великий поручил его покрову Богоматери и построил в нём три храма в честь Её. Там же, и тогда же, при Константине Великом , построен был храм Богородицы одним сенатором. Вслед за тем императоры, императрицы, вельможи, жёны их усердно строили храмы и обители, мужские и женские, во славу Богородицы, как в городе, так и за городом. Замечательны названия некоторых храмов и обителей: Богородицы Благословенные, Благотворительницы, Всеблаженные, Пренепорочные, Всецарицы, Милостивые, скорбящих Радости, Нерукотворенные иконы Богоматери: так быстро и широко развивались любовь и благоговение к Ней в царском доме и народе.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН († I в.), сщмч. (пам. 30 окт., пам. визант. 31 окт.), еп. Сиракузский. Этому святому посвящен ряд источников, наиболее ранним из к-рых является кондак гимнографа Григория, жившего во 2-й пол. VII в. Вторым по времени создания произведением в честь М. служит Похвальное слово (BHG, N 1030). Его обычно датируют периодом между нач. VIII и сер.- кон. IX в. ( Longo. 2003. Р. 78; Re. 2011. Р. 232); гипотеза А. Мессины о появлении этого текста в норманнский период, в кон. XI - нач. XII в., не получила широкого распространения. Легенды об апостольском происхождении Сицилийской Церкви возникли довольно поздно, по крайней мере о них не упоминается ранее кон. VII в., когда было составлено Житие свт. Зосимы Сиракузского († 662). В этом произведении говорится о почитании на острове мц. Лукии , но сведений о М. и его апостольской миссии нет. Впервые эта легенда появляется в Похвальном слове М. (BHG, N 1030) и в Житии сщмч. Панкратия Тавроменийского (BHG, N 1410). В Похвальном слове говорится, что из Антиохии ап. Петр послал учеников на проповедь в разные страны. М. был рукоположен им во епископа и отправлен в Сиракузы на Сицилию. Он поселился на краю города в пещере Пелопия, «где ныне находится драгоценная гробница святого и источает множество чудесных исцелений» (ActaSS. 1698. P. 789). Недалеко от пещеры, к югу, в сторону моря, была расположена синагога. М. выбрал эту пещеру для жительства, считая, что соседство поможет обращению иудеев. Послушать его собиралось множество народа, и он творил чудеса именем Христовым. М. обратил жителей-язычников в христианство, разрушил идольские капища и воздвиг христ. храмы. Однако проповедь М. вызвала ненависть местных иудеев, к-рые убили епископа. Автора Похвального слова не смущает, что ученик ап. Петра пострадал при имп. Валериане (253-260) и имп. Галлиене (260-268, соправитель отца с 253), начавших гонения христиан ок. 258 г. (ActaSS. 1698. P. 790). Он отмечает, что при Валериане пострадал и Либертин, еп. Акрагантский (BHL, N 4909; пам. зап. 3 нояб.). Много лет спустя Сиракузский еп. Феодосий (упом. в источниках в 680-681), собрав народ и духовенство, отправился крестным ходом в пещеру, где был похоронен М., воздвиг там св. престол, освятил его и совершил Божественную литургию.

http://pravenc.ru/text/2562342.html

Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида Источник Содержание I. Св. Евангелия. II. Беседы на Евангелие. III. Апостол IV. Служебники V. Кормчая VI. Св. Апостол и Св. Отец правила VII. Повести Св. Отец VIII. Уставы IX. Шестодневы Х. Псалтыри XI. Октои XII. Минеи служебные XIII. Триоди XIV. Каноники XV. Синодики XVI. Торжественники XVII. Сборники. XVIII. Сборники XIX. Святцы ХХ. Св. Иоанна Златоустого XXI. Св. Ефрема Сирина XXII. Пр. Иоанна Дамаскина XXIII. Иннокентия, папы Римкого (417) XXIV. Св. Дионисия Ареопагита XXV. Св. Иоанна Лествичника XXVI. Антиоха черноризца XXVII. Алфавит или духовная лествица XXVIII. Летописцы XXIX. Гранографы ХХХ. О Псковском Печерском монастыре XXXI. О иконе Иверской Божией Матери и Св. Афонской Горе XXXII. О ризе Господней XXXIII. Како поклонятися образом XXXIV. Св. Григория Назианзина XXXV. Св. Исаака Сирина XXXVI. Георгия Исиды XXXVII. Житие Св. Панкратия Тавроменийского XXXVIII. Житие Русских Святых и службы им XXXIX. Житие Св. Патриарха Никона XL. Возражение Св. Патриарха Никона XLI. Родословные XLII. Космография XLIII. Аристотель Премудрый XLIV. О еретицех, обращающихся к Правоверной Вере XLV. Большой Катехизис XLVI. Соборное деяние 1666–1667 годов XLVII. Обращение Сеньки Медведева XLVIII. Рукописи нотные безлинейные XLIV. Рукописи первоначальных линейных нот Заметки о старопечатных книгах того же книгохранилища     Любитель и покровитель церковного просвещения в России, Святейший Патриарх Никон , не мог не оставить в сем отношении памяти и в любимом монастыре своего строения, Воскресенском. И действительно, собранная здесь его трудами библиотека заслуживает полного и всестороннего исследования; мы же, с своей стороны сделаем, что можем, с помощью данных, заключающихся в монастырских актах. Подробная Опись этой Библиотеки появляется впервые лишь в «Описных книгах» 1680 года, а меж тем в той же Описи, в перечневой ведомости монастырских актов, находим несколько таких, которые дают уразуметь, что Библиотека, собранная Патриархом Никоном в Воскресенской обители, уже и Описи 1680 года (то есть, едва минуло 14 лет по его отбытии из сей обители), является далеко не в целостном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Языческий храм не выдержал пришествия Панкратия: тотчас дал многочисленные трещины, а затем рухнул в море 22 июля. ПРАВМИР. Панкратий Тавроменийский родился в Антиохии, в ту эпоху, когда Спаситель ходил по земле, проповедовал слово Божие и совершал многочисленные чудеса. Отец будущего подвижника был человеком благочестивым, и, услышав о Христе, принял решение вместе с сыном и несколькими друзьями отправиться в Иерусалим, чтобы убедиться в правдивости слухов. Они уверовали в Иисуса и познакомились с некоторыми его учениками. Особые отношения установились между отцом Панкратия и святым апостолом Петром. Однажды, уже после Вознесения Христова, в Антиохию, где жил Панкратий с родителями, прибыл один из апостолов. Он совершил крещение всей семьи: Панкратий, его отец и мать стали христианами. После смерти родителей Панкратий не захотел оставаться в миру. Он отказался от наследства, уединился в Понтийских горах, поселившись в пещере. Дни и ночи Панкратий проводил в молитвах и строгом посте. Так случилось, что в местах, где пребывал в уединении Панкратий, появился святой апостол Петр. Встретив Панкратия, Петр узнал юношу и взял с собой в Антиохию. В Киликии святые апостолы Петр и Павел, приняв обоюдное решение, произвели назначение епископов. Панкратию досталась в управление Тавромения, сицилийский город. После того, как будущий священномученик получил епископскую должность, он отправился к месту своего служения. Сев на корабль в Сицилию, Панкратий не терял время даром. На судне находились два начальника: Ромил и Ликаонид. Подвижнику удалось обратить их в христианство. Наконец, Панкратий прибыл в Тавромению, куда назначен был епископом. Это событие ознаменовалось чудом: идолы языческих богов стали безо всяких на то видимых причин падать и разбиваться вдребезги. Языческий храм также не выдержал пришествия Панкратия: тотчас дал многочисленные трещины, а затем рухнул в море. На место происшествия прибыл градоначальник Бонифатий. Он услышал проповеди Панкратия, которые тот стал читать публично, и в сердце его расцвела вера во Христа. В результате правитель принял святое крещение. Благодаря его усилиям за месяц в Тавромении был воздвигнут храм, где и стал проводить службы епископ Панкратий.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Иисуса Христа 22 июля. ПРАВМИР. Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский, родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос жил на земле. Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. Его потрясли чудеса, и, когда он услышал Божественное учение, то уверовал во Христа как Сына Божия. Он сблизился с учениками Господа, особенно со святым апостолом Петром. С тех пор юноша Панкратий стал известен святому апостолу Петру. После Вознесения Спасителя один из апостолов пришел в Антиохию и крестил родителей Панкратия и весь их дом. Когда родители Панкратия скончались, он, оставив свое имение, ушел в Понтийские горы и стал жить в пещере, проводя дни в молитве и глубоком духовном размышлении. Святой апостол Петр, однажды проходя по тем местам, встретил Панкратия в Понте, взял его с собой в Антиохию, а затем в Киликию, где находился святой апостол Павел. Там святые апостолы Петр и Павел рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении. Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал Богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру. Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, внезапно напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий (I). Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Москва. Церковь Панкратия, епископа Тавроменийского, близ Сухаревой башни. Панкратиевская церковь, Панкратьевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Панкратиевская церковь упоминается впервые упоминается с 1625 г. В 1686 г. храм возводят из камня. В период 1700-1701 гг. церковь перестраивают. Некоторая часть каменной постройки церкви сохраняется и до середины XVII века. В начале июля 1701 г. храм был освящен. Панкратьевская церковь была выстроена в прекрасном архитектурном стиле московского барокко. Храм являлся одноглавым с трапезной и оригинальной формы колокольней с двумя восьмериками верхних ярусов. Главный престол - Всемилостивого Спаса. В 1838 г. был пристроен придел, симметричный Панкратьевскому, освященный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1929 г. церковь закрыли, в скором времени она была снесена. Современный адрес, где ранее располагался храм: Ананьевский переулок, 5, кор. 9. Сейчас здесь находится жилой дом. http://www.apartment.ru/Article/48793675.html Панкратия, священномученика, близ Сухаревой башни церковь (уничтожена). Первый Панкратьевский храм был выстроен в 1650 г. От его наименования соседняя черная слобода называлась Панкратьевской. От храма 1650 г. остались типичные для середины XVII века порталы и резной шестиярусный иконостас, живопись которого принадлежала Д. Типону. Основная постройка относится к 1701 г. Известный историк Москвы П.Н. Миллер писал в 1928 г. об этом храме: «В данном случае мы имеем единственный ансамбль, выдержанный в одном стиле и, что еще ценно, живопись не знала поновлений, она сохранилась нетронутой с 1701 г. Необычайно художественной работы, в стиле рококо, лепка украшает здание внутри, напоминая произведения знаменитого архитектора Растрелли, работы которого в Москве совершенно отсутствуют». Чрезвычайно любопытна была колокольня из двух восьмигранников со звонами. Такой тип звонницы являлся редким исключением, дающий пример перехода от старого к новому, от шатра к круглому европейскому покрытию. Большую художественную ценность представляла хорошо сохранившаяся ограда XVIII века с кованой, узорчатой железной решеткой и каменными столбами с вазами.

http://sobory.ru/article/?object=36041

Скачать epub pdf Память святого священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского Память 9 июля Святой Панкратий был родом из Антиохии. Он родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос «явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3:38 ), совершая чудеса в Иерусалиме и во всех окрестных странах и городах. Отец Панкратия, живший в Антиохии, услышал о Его преславных чудесах и пошел с некоторыми друзьями и с сыном своим, юным Панкратием, в Иерусалим, чтобы видеть Господа. Увидев, как Он учит народ и исцеляет всякие недуги и творит многочисленные знамения и чудеса, он уверовал в Него как в Сына Божия и познакомился с некоторыми святыми Апостолами Христовыми, более же всего с святым верховным Апостолом Петром ; с этого же времени и юноша Панкратий стал известен святому Петру. Пробыв довольно долго в Иерусалиме, и услаждаясь лицезрением Христа и слушанием Его сладких речей, родитель Панкратия со своими друзьями вернулся в Антиохию. После же добровольных страданий и смерти Христа Спасителя, за коими последовало Его воскресение и вознесение, в Антиохию пришел один из Апостолов – это было раньше, чем прибыл туда святой Петр и окрестил родителя Панкратия со всем его домом. Через некоторое время и отец и мать Панкратия отошли ко Господу, Панкратий же, отказавшись от имения, доставшегося ему по наследству от родителей, ушел в Понтийские горы 4499 . Здесь, в одной из пещер, Панкратий пребывал в уединении, посте и молитвах, предавшись самопознанию и находясь в общении только с Богом. Когда же святой Апостол Петр, вышедши из Иерусалима, проходил по тем странам с проповедью о Христе, то встретил в Понте Панкратия и, узнавши его, взял с собою в Антиохию, а потом пошел с ним в Киликию, где встретился со святым Апостолом Павлом . Здесь оба Апостола, Петр и Павел, по взаимному соглашению, поставили епископов: Крискентия – в Галатию, Маркиана – в Сиракузы 4500 , Панкратия же – в Тавромению, город сицилийский 4501 . Направляясь к месту своего служения, блаженный Панкратий сел на корабль, плывший в Сицилию. На корабле этом плыли с Панкратием и два начальника корабля, Ликаонид и Ромил, которым он предложил Слово Божие, проповедуя о Царствии Божием и о тайнах нашего спасения. Он обратил их к вере во Христа и просветил святым крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Св. Панкратий Тавроменийский Св. Панкратий родился в городе Антиохии в то время, когда жил на земле Господь Иисус Христос. Отец Панкратия, услыхав о чудесах, совершаемых Христом, пошел в Иерусалим вместе с сыном. Услыхав божественное учение Господа и увидев Его дивные чудеса, он всей душой уверовал в Иисуса Христа. В это же время он познакомился с некоторыми из апостолов, в частности с апостолом Петром. Вскоре после крестных страданий Господа и славного вознесения Его на Небо, один из апостолов пришел в Антиохию. От него отец Панкратия со всем домом своим принял св. крещение. Через какое-то время родители Панкратия умерли, тогда благочестивый юноша, оставив родительское поместье в пользу неимущих, сам ушел в горы Понтийские. Там он скрылся в одной из пещер, проводя время в молитвенном уединении, внутреннем самоуглублении и общении с Богом. Апостол Петр проходя Понтийскими горами, нашел там Панкратия, узнал его, и убедил идти вместе в Антиохию. Со временем Панкратий был поставлен епископом в г. Тавромения на Сицилии и отправился на корабле к месту своего служения, по дороге обратив в христианство двух своих спутников Ликаонида и Рмила. Когда же Панкратий приближался к Тавромении, бесы, бывшие там, пришли в смятение, а храм самых почитаемых на острове богов расселся, и идолы упали в море. Народ при виде этого пришел в страшное смятение. Начальник Тавромении Вонифатий, услыхав о чудесах, совершаемых пришельцем, поспешил к месту происшествия, где Панкратий научал смущенных жителей города. Его убедительная, горячая речь так подействовала на Вонифатия, что он тотчас же крестился. После этого Панкратий своей проповедью, знамениями и чудесами обратил ко Христу весь город. Слава о Панкратии разнеслась по всей Сицилии. Слухи о нем дошли до Аквилона, начальника острова, который был ярым язычником собрав войско, отправился в Тавромению, чтобы разорить город и избить христиан. Панкратий утешал жителей, говоря, что Бог не оставит без помощи верных Своих. Ободрившись, христиане вышли навстречу врагу впереди шел сам Панкратий с клиром, держа крест и иконы Христа и Богоматери. В то время, когда противные стороны готовились уже сразиться, внезапно мрак окружил язычников. Они пришли в ужас, умы их омрачились, и они начали убивать друг друга. Когда через несколько минут мрак исчез, они едва могли опомниться от страха и понять, что произошло. Оставшиеся в живых осознали, что их постигла казнь Божия за нашествие на христианский город. Они сложили оружие и, припав к ногам Панкратия, выразили желание быть христианами. Великая радость объяла тавроменийских христиан, они радовались и благодарили Бога за то, что их врагов он обратил в друзей. После этого Панкратий стал пользоваться особенным вниманием и почтением граждан, и другие города на острове были просвещены верой Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010