Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНАГИС БАСИАС [Панагий, Паисий; греч. Παναγς (Πασιος) Μπασις (Παπα-Μπασις)] (1801-1888), прп. (пам. греч. 7 июня). Род. в г. Ликсурион на о-ве Кефалиния (Греция); родителей звали Михаил Типальдо-Басиас и Регина Делапорта. Благосостояние семьи позволило П. Б. получить прекрасное образование - он владел латынью, итал. и франц. языками. Рано начал преподавать, однако патриотический настрой заставил юношу оставить практику в гос. учебном заведении, т. к. Ионические о-ва в это время были под протекторатом Великобритании и П. Б. считал англичан оккупантами. Он стал давать частные уроки. В 20 лет, потеряв отца, почувствовал призвание к монашеской жизни. Он отправился на маленький о-в Диос, где принял постриг с именем Паисий в мон-ре во имя иконы Пресв. Богородицы Влахернской, однако вскоре вернулся в родной город, чтобы помогать семье. В 1836 г. был рукоположен во священники архиеп. Кефалинийским Парфением (Маркисом), от настоятельства отказался, чтобы не иметь постоянного попечения о своем материальном содержании и избежать контакта с англичанами. Он жил при храме во имя св. Спиридона, сосредоточившись на аскетических подвигах, делах благотворительности и произнесении проповедей. Почти каждый день П. Б. служил литургию. После раздачи бедным всех собственных средств, он, встретив на пути нуждающегося человека, мог зайти в ближайший магазин и взять из кассы деньги для милостыни. Те владельцы магазинов, к-рые ему отказывали, получали вразумление. П. Б. имел дар прозорливости: тех, кого ожидала скорая кончина, он призывал идти на исповедь, а тех, кто имел дурные намерения, отвращал от совершения греха. Однажды ему рассказали о впавшей в отчаяние женщине, у к-рой один за другим умерли 2 сына. Будучи в глубоком унынии, она не захотела беседовать со священником, к-рого на острове все очень любили. Однако П. Б. осенил запертую дверь ее дома крестным знамением и вошел внутрь. Когда он встал рядом с портретами покойных, изображения ожили и перед глазами женщины возникла картина того, как ее дети убивают друг друга из пистолетов. П. Б. рассказал ей, что они были влюблены в одну и ту же женщину и, если бы Господь не забрал их, случилось бы страшное преступление, пагубное для их душ. Сохранилось много свидетельств чудес и пророчеств П. Б. Поскольку он всегда был рядом со страждущими и готов был поспешить на помощь, то снискал исключительную народную любовь и почтение, получив прозвище Папа-Басиас («Батюшка-Басиас»).

http://pravenc.ru/text/2578784.html

Харалампий, покровитель Ликсури (пам. 10 февр.; часть его мощей помещена в храме свт. Спиридона Тримифунтского в Ликсури), прп. Герасим Кефалинийский (пам. греч. 20 окт., 16 авг.), равноап. Косма Этолийский (пам. греч. 24 авг.), сщмч. Григорий V , патриарх К-польский (пам. греч. 10 апр.; первоначальный гроб, в котором его мощи были увезены в Одессу, находится в ц. Пресв. Богородицы в сел. Домата). В 1974 г. к лику святых был причислен прп. Анфим Кефалинийский (Куруклис; † 1782; пам. греч. 4 сент.), в 1986 г.- прп. Панагис Басиас (1801-1888; пам. греч. 7 июня). На острове местно чтятся св. воины Григорий, Феодор и Лев (пам. греч. в день Всех святых). Икона Божией Матери Милапидиотисса (XI в.) в мон-ре ап. Андрея Первозванного (Милапидиас) получила название от дерева, гибрида яблони и груши (μηλαπιδι), у корней к-рого она была обретена. В ц. Успения Пресв. Богородицы в г. Сами хранится чтимая икона Божией Матери с надписью в честь победы христиан над турками в битве при Лепанто в 1571 г. Епископы Кефалинийские Георгий (или Григорий, местоблюститель, упом. в 787), Антоний (упом. в 879), Иоанн (упом. в 1362; впосл. митрополит Нафпактский), аноним (упом. в 1448). Епископы Кефалинийские, Закинфские, Итакские и Строфадские Герасим (Ловердос) (1463-1519), Дамиан (Ридзардопулос) (1519-1522 или 1522-1524), Афанасий (Ловердос) (упом. в 1522), Леонтий (Ридзардопулос) (упом. в 1524, 1526), Никифор (Ловердос) (1529-1537), Софроний (Ловердос) (упом. в 1547, 1555), Пахомий (Макрис) (1557 - не ранее 1575), Филофей (Ловердос) (после 1575-1580), Неофит (Колокифас) (1582-1591), Никодим I (Метаксас) (1591-1600), Анфим (Антипас) (1600-1609?), Пахомий (Аналитис) (1610-1622), Пахомий (Доксарас) (1622-1628). Архиепископы Кефалинийские, Закинфские, Итакские и Строфадские: Никодим II (Метаксас) (1628-1646), Тимофей (Саврамасарос или Сопрамасарос) (1646-1652), Макарий (Панас) (1652-1660), Иеремия (Перистианос) (1662-1667), Паисий (Хойдас) (1667-1684), Тимофей (Типалдос-Харитатос) (1684-1718), Агапий (Ловердос) (1718-1727), Софроний (Романдзас) (1727-1732), Серафим (Аннинос) (1732-1746), Авраамий (Мелиссинос) (1746-1759), Софроний (Кутувалис) (1759-1780; впосл.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

Несомненно, он испытал на себе влияние этих трех страстей, когда, будучи энергичным молодым человеком, жил в Европе, в «стране далекой», где крайний духовный голод существует вместе с избытком материальных благ индустриальной цивилизации. Но Истина явилась, и Благодать воссияла даже для этого усталого, исстрадавшегося сердца, которое прежде не способно было их восприять. «Ты есть и пребудешь мое Сокровище,» – возопил он ко Отцу И вопль этот стал концом старой жизни и началом создания внутри него «нового человека». Это была молитва , которую можно рассматривать как начало обетов пострижения, как первый обет великой схимы – молитва Спиридона Менагиаса, будущего отца Герасима. Рождение и детство Отец Герасим,в мируСпиридон Менагиас,родилсяв 1881 году на острове Корфу в одной из наиболее известных и состоятельных семей. Его отец, Панагис Менагиас, торговал пшеницей в Румынии. Когда Спиридон был еще ребенком, они переехали с Корфу, острова св. Спиридона, на Кефалонию, остров св. Герасима. Но вскоре семья покинула и Кефалонию и обосновалась в Афинах. Там он закончил среднюю школу вместе со своим братом Герасимом и сестрой Кали В старших классах одним из его учителей был выдающийся греческий писатель Александр Мораитидес Мораитидеса и Александра Пападиамантиса – еще одного классика современной греческой литературы – называли «близнецами» или, по выражению Ксенопулоса, «двойной звездой Скиатоса». Оба они были журналистами и собирателями фольклора, их вдохновлял бессмертный дух Византии, православных традиций, которые являются душой и естеством греческого народа, хотя мир прилагает все силы к тому, чтобы забыть о них. Мораитидес как-то написал: «Когда мы были детьми (он и Пападиамантис), мы, бывало, сопровождали вечерами отца Пападиамантиса, священника, когда он шел совершать Литургии в разные сельские храмы. О, то были дивные годы! Мы шествовали при свете луны по дальним дорогам и воспевали: «Всякое дыхание да хвалит Господа! " " Вот этот чистый душой грек – православный христианин, о котором Теллос Аграс написал, что он был отмечен «чистотой, мягкостью, изяществом и милосердием», этот олимпиец по духу и был учителем Спиридона Менагиаса. И, конечно, он заложил в юной душе Спиридона основы воспитания. Это, действительно, большое счастье найти в своем учителе вторую мать, который родит в духе ученика и будет переживать и сострадать, как родная мать. Если литература серьезна к себе, если она серьезна по отношению к человеку, имеющему дар слова и образ Божий, то и миссия у нее серьезна, и является она достойным воспитателем молодежи, всего общества человеческого. Истинная литература призвана служить духу человеческому ради человека духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Должно быть, ясновидящие глаза его видели, как Ангелы со страхом стоят перед Окровавленным и Закланным Агнцем. Рассказывают, что часто во время Херувимской песни он впадал в божественное исступление, видел Херувимов и слышал Трисвятую песнь и «аллилуйя», монахи-певчие со священным страхом часами ждали, пока священник не придет в себя. Ангельские и райские часы литургической жизни… Радость для тех, кто присутствовал на этой Божественной литургии! Так проходила литургическая жизнь отца Саввы. Жизнь, полная потрясений, слез, ангельского трепета, восторгов и божественных видений. Всякий раз, совершая Причащение, он громко повторял: «Как страшно место сие, как страшно место сие!» Весь святой престол был «горящим кустом, но не сгорающим», неопалимой купиной. Страшно место… место Божие! 311 Такова была литургическая жизнь отца Саввы. Я верю, что подобная жизнь была и у отца Георгия Карслидиса, отца Филофея Зервакоса, отца Тихона Святогорца, отца Порфирия Баирактариса, отца Амфилохия Макриса , отца Иакова Цаликиса, отца Димитрия Гагастафиса и многих других, «которым нет числа»… Я не исключаю и всех тех, кто недавно были объявлены святыми: святой Анфим с Хиоса, святой отец Николай Планас, святой Савва из Калимноса, святой отец Панагис Басиас и многие другие. Их пример пусть укрепит в нас, сегодняшних священниках, некоторые забытые истины, связанные с литургической жизнью и щедрыми дарами, которые происходят от Жертвы на Голгофе. Во время Херувимской песни через богослужение храм превращается в небо, с живым присутствием Торжествующей Церкви… Все присутствующие верные христиане вместе со священниками – пусть это звучит немного честолюбиво – должны стать выше ангелов, потому что нам предстоит не только стать спутниками Небесного Царя, но и принять Его в наши сердца, и через Божественное Причастие водворить Его в них. Итак, мы должны уподобиться Херувимам, которых мы изображаем на богослужении. 99.  Один батюшка, как мне рассказывали много лет назад на Святой Горе, читал и буквально впитывал рассказы святых отцов-святогорцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он действительно шел по следам блудного сына из евангельской притчи, растратив всю свою духовную жизнь на беспутство, пока не настал великий голод в той стране 374 . И страной этой была Европа, в которой он проучился много лет. Европа, лишенная духовной жизни и пресыщенная алчностью, растлением и рожцами 375 лукавства. Однажды он, впрочем, отрезвился и осознал свое горестное падение. «Скольких благ я, несчастный, лишился! Какого Царствия я оказался чужд!» – раздался печальный стон из глубины его души. Он встал и отправился в обратный путь. Он упал в ноги Отцу и сказал: «Не хочу больше богатств земли... Отныне отрекаюсь от всех пристрастий и любви к миру. Оставляю свое дело и самого себя предаю Тебе». И этой молитвой он поразил три главные страсти: сребролюбие, сластолюбие и тщеславие, – предстателей всех зол, как называют их святые отцы, – от которых происходят и остальные пять: блуд, гнев, печаль, уныние и гордость. Без сомнения, он еще в юности привык к горькому рабству у этих трех хозяек. Тем более ощутимым оно оказалось в Европе – в этой «стране», где всегда был и есть «духовный голод», в то время как ее обитатели, напротив, ненасытно поглощают материальные блага технологической цивилизации. Но вот явилась Истина, и благодать воссияла и для этого многострадального и измученного существа. Сердце, некогда непокорное и буйствовавшее в опьянении беспутства, теперь подчиняется узде просвещенного владычественного ума. «Ты есть и будешь моим личным сокровищем», – вопиет он к Отцу. И этот крик означает конец прежней жизни и начало новой твари 376 в его душе. Эта молитва может считаться первым обещанием, данным прежде великой «клятвы пострига». Молитва – первое соглашение между человеком и Богом, предшествующее важнейшему договору, то есть ангельскому образу. Такова молитва Спиридона Менайаса, позже ставшего монахом Герасимом. Рождение и воспитание Отец Герасим, в миру Спиридон Менайас, родился в 1881 году на Керкире. Его семья была одной из самых богатых и знатных на острове. Отец, Панагис Менайас, занимался торговлей хлебом в Румынии. Еще когда Спиридон был маленьким, они переселились с Керкиры, острова святого Спиридона, на Кефалонию, остров святого Герасима. Скоро семья покинула Кефалонию и поселилась в Афинах. Там Спиридон получил среднее образование вместе со своим братом Герасимом и сестрой Кали. В гимназии одним из его учителей был известный новогреческий писатель Александр Мораитидис.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– А как турки относились ко всем этим легендам? – Легенду о мраморном царе они восприняли буквально и стали искать пещеру, но найти не смогли. Тогда, поскольку согласно легенде император войдет с триумфом в город через Золотые ворота. Они замуровали ворота, и сначала оставили в них маленькую дверку. А потом заложили камнями и ее. Вокруг ворот построили Семибашенную крепость, в которой располагалась городская тюрьма. Это была самая укрепленная постройка в Стамбуле. И впоследствии там стали хранить городскую казну. Так что через Золотые ворота никак нельзя было пройти. Больше того, вокруг они насадили огороды, чтобы там не было даже никакой дороги. Таким вот образом решили себя обезопасить от мраморного царя! – А правду говорят, что турецкие султаны – потомки византийских императоров? – Есть известная легенда о том, что после завоевания Константинополя султан Мехмед II женился на вдове Константина IX, а она была 6 месяцев как беременна. Султан уехал в поход, а императрица родила сына, окрестила и назвала Панагис. Когда султан вернулся и спросил, как зовут мальчика. Императрица ответила, что он может называть его Хан. Хотя мать воспитывала сына в греческой вере и дала ему греческое образование, он возненавидел греков и стал Коран почитать больше, чем Евангелие, а впоследствии, когда повзрослел, стал ходить только в мечеть и всю свою злобу направил против христиан. Тем не менее, согласно этой легенде, по крови турецкие султаны – потомки византийских правителей. – Во многих преданиях присутствует мысль о том, что однажды Константинополь вернется к грекам… – Да, и даже в плачах о завоеванное Константинополе, которые можно записать в любом уголке Греции, всегда есть мысль о том, что однажды Город снова станет греческим. Σημανει ο Θις, σημανει η γης, σημανουν τα επουρνια, σημανει κι η Αγι Σοφι, το μγα μοναστρι, με τετρακσια σμαντρα κι εξντα δυ καμπνες. Κθε καμπνα και παπς, κθε παπς και δικος. Ψλλει ζερβ ο βασιλις, δεξι ο πατριρχης, κι απ " την πολλ την ψαλμουδι εσειντανε οι κολνες.

http://pravoslavie.ru/38312.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Рождение и воспитание     Рождение и воспитание   Отец Герасим, в миру Спиридон Менайас, родился в 1881 году на Керкире. Его семья была одной из самых богатых и знатных на острове. Отец, Панагис Менайас, занимался торговлей хлебом в Румынии. Еще когда Спиридон был маленьким, они переселились с Керкиры, острова святого Спиридона, на Кефалонию, остров святого Герасима. Скоро семья покинула Кефа­лонию и поселилась в Афинах.    Там Спиридон получил среднее образование вместе со своим братом Гераси­мом и сестрой Кали. В гимназии одним из его учителей был известный новогреческий писатель Александр Мораитидис.     Двух Александров — Мораитидиса и гордость но­вогреческой литературы Пападиамандиса — называли «близнецами» или «двойной звездой Скиатоса». Оба они " ыли журналистами, собирали фольклор, вдохновляясь от бессмертного духа Византии, греческой православной традиции, в которой заключены сущность и сердце грече­ского народа, как бы ни пытались некоторые предать это забвению.     Так, Мораитидис пишет: «В детстве мы (он и Пападиамандис) частенько сопровождали отца Пападиамандиса, священника, когда тот шел служить в отдаленные часов­ни. О, как прекрасны были эти годы! Мы шли долгими дорогами, нас освещала луна, и мы все вместе бодро на­певали: „Всякое дыхание да хвалит Господа»     Этот истинный грек и православный христианин, ко­торый отличался искренностью, мягкостью, тонкостью в обращении и любезностью, этот «чемпион» духа был учителем Спиридона Менайаса. И, несомненно, еще в свои школьные годы последний воспринял от учителя некие семена, послужившие к его дальнейшему разви­тию.   Для юноши было настоящим счастьем, что он нашел — словно бы с помощью диогенова фонаря — учителя, который, стал для него второй матерью, породил уче­ника от своей «крови» и своего духа, как собственного ребенка. Действительно, если литература благоговейно относится к предмету своего исследования, к человеку, этому «слову» и божественному образу, — только тогда она достойна своей миссии, будучи достойным настав­ником юношества, общества и всего человечества.

http://isihazm.ru/1/?id=873