Формально они были направлены против сербов, евреев и цыган. Однако в действительности их мишенью стали, прежде всего, сербы, Православие и православное сознание. Уже 17 апреля 1941 года, в день капитуляции Югославии, был утвержден закон о защите народа и государства, вводивший смертную казнь за угрозу интересам хорватского народа или существованию Независимого государства Хорватия. 25 апреля принимается закон о запрещении кириллицы , 30 апреля о защите «арийской крови и чести хорватского народа» и о расовой принадлежности и т.д. Сербам предписывалось носить повязки с буквой «П», что означало «Православный» . 5 мая 1941 года усташское правительство опубликовало постановление, по которому Сербская Православная Церковь переставала действовать в Независимой Хорватии. 9 мая был арестован сербский митрополит Загребской епархии Досифей (Васич). 2 июня последовало распоряжение о ликвидации всех сербских православных народных школ и детских садов . За этими постановлениями стояли католические идеологи, в т.ч. Загребский архиепископ Алоизий (Степинац). Эти постановления принимались параллельно с начавшимся истреблением православных священнослужителей. Можно вспомнить целый Собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ века, например, священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября), исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» . А вот свидетельство об о. Бранко Добросавлевиче: «Шестого мая 1941 года, в день своих именин святого великомученика Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и еще около 500 сербов.

http://pravoslavie.ru/113349.html

«У Бога все живы» После войны и до 1970-х годов берег Невы у поселка Невская Дубровка был усеян человеческими костями. Словно сама река, вымывая их на поверхность, напоминала, что останки погибших героев достойны другой участи. «Но на них никто не обращал внимания. По ним ходили как по мусору. А чтобы собрать и достойно похоронить — и мысли не возникало: «Ну да, они герои, но их ведь уже нет, — вспоминает сторожил поселка Александр. — Выйдешь на пляж, разгребешь косточки в стороны, полотенце постелешь и загораешь». Вместе с Александром и настоятелем храма " Взыскание погибших " в пос. Невская Дубровка отцом Валерианом мы стоим на правом берегу Невы у поклонного креста и созерцаем широкую, почти неподвижную гладь реки, ставшей могилой для тысяч наших солдат. «Был в советское время такой официальный лозунг: “Никто не забыт, ничто не забыто”, а что у Бога все живы, что павшим нужны наши молитвы — об этом никто не думал, просто не понимали. Соответственно, и отношение к останкам было таким, безбожным», — объясняет отец Валериан. Отца Валериана назначили служить в поселок Невская Дубровка сразу после рукоположения в 1999 году. Тогда небольшая община молилась в здании бывшего магазина, переоборудовав его под храм. А белоснежного храма в честь иконы «Взыскание погибших», венчающего ныне центральную улицу, еще не было. И хотя в его роду, как почти у всех в России, были фронтовики и память о войне чтили, отец Валериан мало интересовался военной историей. Но после того, как окунулся в общественную жизнь поселка и стал принимать участие в торжественных меропри­ятиях, посвященных в том числе и военным датам (9 мая, дни начала и снятия блокады, день Невского пятачка (третье воскресенье сентября)), он познакомился с ветеранами и местной интеллигенцией, для которой сохранение памяти о войне стало главным делом жизни. Например, с учителем местной школы и краеведом Светланой Соколовой (ныне покойной) и военным в отставке Александром Осиповым. «Светлана Борисовна написала 15 краеведческих книг об истории Невской Дубровки, в том числе о Невском пятачке. Она создала школьный краеведческий музей “Летопись Дубровской земли”, один из стендов посвятила ветеранам 330-го полка и собрала их воспоминания о боевых действиях на плацдарме. «Благодаря ей я получил разрешение приходить в каждый класс и беседовать со школьниками о Православии», — говорит отец Валериан.

http://pravoslavie.ru/133832.html

Священный Синод в заседании от 13 июня 2016 года ( журнал 44 ) установил особенные молитвенные прошения о безвинно убиенных в годы репрессий.  В ряде стран канонической ответственности Русской Православной Церкви ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий: в России это 30 октября (установлен в 1991 году); на Украине — третье воскресенье мая (установлен в 2007 году); в Казахстане — 31 мая (установлен в 1997 году). Члены Священного Синода на заседании 23-24 сентября 2021 года, заслушав доклад председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, подчеркнули, что Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории» (документ Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»). Священный Синод в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову благословил на территории России 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Синодам Самоуправляемых Церквей, экзархатов, митрополичьих округов, а в епархиях, расположенных за пределами России вне перечисленных частей Русской Православной Церкви, — епархиальным архиереям вместе с епархиальными собраниями, предложено определить, исходя из местных потребностей и условий, день совершения особенных заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.  Священный Синод определил в упомянутый день следующий порядок совершения богослужений:  а) в Патриаршем кафедральном соборном храме Христа Спасителя — Божественная литургия и панихида архиерейским чином; б) во всех епархиях, по возможности на местах страдания безвинно убиенных — заупокойные богослужения архиерейским чином;

http://patriarchia.ru/db/text/5846839.ht...

После литургии Патриарх Павел в своей проповеди напомнил слова апостола Павла о том, что страдания мучеников за Христа восполняют " недостаток в плоти … скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь " (Кол.1, 24) и апостола Петра " Но если и страдаете за правду, то вы блаженны… Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые… " (1 Петр, 3, 14-17). " Потому, прославляя сегодня и всегда святых мучеников и исповедников, - сказал Патриарх - мы молимся им и нашему Господу: Господи, если страдать, то на пути правды Твоей и истины Твоей. Не допусти страдать из-за неправды нашей или ненависти к кому-то! " http://www.spc.org.yu/News/novomucenici/ Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (Память - третье воскресенье сентября) Будущий священномученик родился 24 июня 1866г. в семье воеводы и священника Богдана Зимонича в Грахово. В 1883 - 1887гг. учился в семинарии в Рельево, а в 1887 - 1893гг. учился на Богословском институте в Черновцах. 6 сентября 1895г. был пострижен в монахи, на следующий день рукоположен в иеродиакона, а через день - в иеромонаха. С 27 октября 1893г. доцент, а с 14 октября 1895г. - профессор в богословском училище в Рельеве. 30 июля 1901г. стал советником консистории в Сараево, в качестве которого пробыл до своего избрания митрополитом Захолмско-Герцеговинским. 9 июня Пётр (Зимонич) был хиротонисан в Мостаре. После смерти митрополита Дабробосанского Евгения (Летицы), новым митрополитом был избран Пётр (Зимонич), который был утверждён на этом посту 7 ноября 1920г. указом югославского короля Александра Карагеоргиевича. В начале немецкой оккупации Югославии в 1941г. митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941г. митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Пётр был убит в концлагере Ясеновац и сожжён в крематории.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

Вторую особенность служб первой седмицы составляет благословение в пятницу по заамвонной молитве колива (кутии) с пением тропаря и канона мученику Феодору Тирону. Он пострадал в царствование императора Максимиана (284–305), и память его высоко чтится Церковью как блюстителя духовной чистоты и достоинства христиан. Ему приписывается чудесное спасение константинопольских христиан от поругания. Юлиан Отступник повелел окропить идоложертвенной кровью все продаваемые на рынках съестные продукты. Воздержавшись от покупок оскверненных продуктов и питаясь разваренным зерном, христиане избегли этого поругания. В память этого события установился в древней Церкви обычай приносить в день мученической кончины св. Феодора, 17 февраля, в храм коливо и вкушать его после церковного благословения. Так как 17 февраля очень часто приходится на дни великопостные, а Лаодикийский собор (364) постановил, что «не подобает в Четыредесятницу дни рождения (т. е. мученической смерти) мучеников праздновать, но совершать память святых мучеников в субботы и в дни воскресные» 9 , то воспоминание кончины св. Феодора Тирона было перенесено на субботу первой недели поста, а принесение и освящение колива – на вечер пятницы, когда устав разрешал не только мирянам, но и монахам вкушение вареной пищи. Особенность третьего великопостного воскресенья составляет вынос Креста и поклонение ему. Историю его установления объясняет один из памятников XIII века Иерусалимской патриаршей библиотеки. «Третье поклонение, – говорит он (первое поклонение бывает 14 сентября, второе – 1 августа), – Святому Древу бывает в середине поста в память перенесения его из Апамеи при императоре Иустине. Эта часть Древа представляет собой подножие Христа. Епископ Апамей-ский Алфий принес ее в свой город из Иерусалима, получив ее от своего брата, архиепископа Иерусалимского. Другие же сообщают, что с блаженной Еленой отправились (ддя отыскания Креста Господня) многие епископы, в том числе и епископ Апамеи. Он выпросил у царицы часть Честного Древа для церкви, которую он намеревался построить, и, получив, отнес ее в Апамею. Когда она была открыта при Иустине, то одна часть ее была оставлена на месте, а другая отнесена к царю» 10 . При каком императоре Иустине имело место это событие – Иустине I (518–527) или Иустине II (565–578), памятник не говорит. Событие это получило значение общецерковного праздника, как объясняет синаксарь этого дня: «Понеже бо четыредесятодневным постом образом некиим и мы распинаемся… предлагается Честный и Животворящий Крест, яко убо прохлаждая и утверждая нас, и воспоминая нам страсти Господа нашего Иисуса Христа, и утешая».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Кроме того, православный Восток посвящает Кресту Господню три особых празднования: он почитается (προσκυνησις) в третье воскресенье Великого поста, в день Происхождения (προοδος) честных Древ Животворящего Креста Господня (1 августа) и на Воздвижение (ψωσις) Креста, празднуемое как на Востоке, так и на Западе 14 сентября. Праздник Воздвижения имеет палестинское происхождение. Храмовый праздник освящения (τ εγκαινια), установленный в память воздвигнутой Константином в Иерусалиме базилики Воскресения, очень скоро слился с воспоминанием обретения истинного Креста Христова. В своем описании торжеств при освящении этой базилики в 335 г. Евсевий ничего не говорит об обретении Креста. Однако уже в 347 г. свт. Кирилл Иерусалимский пишет: «Вся вселенная имеет уже части Древа Крестного» 254 . Таким образом, Крест был найден, очевидно, вскоре после освящения базилики, ок. 340 г. Едесская легенда приписывала обретение Креста Протонике, жене императорского наместника Клавдия при Тиверии. Однако к концу IV в. общепринятым становится более правдоподобное повествование об обретении Креста Еленой, матерью Константина. Так, свт. Иоанн Златоуст в 395 г. говорит о трех крестах, найденных императрицей Еленой под Голгофским холмом: тот, на котором был распят Господь, был опознан, поскольку находился посередине и на нем была надпись 255 . В начале V в. другие авторы 256 упоминают о чудесах, благодаря которым подлинный Крест Господень был опознан св. Еленой и свт. Макарием, епископом Иерусалимским. Около 400 г. Этерия в описании своего путешествия в Иерусалим говорит, что праздник освящения совершался с особой торжественностью, «потому что в этот день был найден Крест Господень» 257 . Праздник Креста вскоре совершенно затмил праздник освящения храма. В VI в. Александр Монах говорит о ежегодно совершаемом 14 сентября торжестве освящения и воздвижения Честного Креста –ψωσις το τιμιου σταυρο 258 . Менологий императора Василия (рукопись конца X в.) сообщает, что в день после освящения храма в 335 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

20 октября исполняется 70 лет со дня освобождения Белграда советскими войсками и Народно-освободительной армией Югославии. В честь этой годовщины 16 октября в столице Сербии прошел военный парад, на котором присутствовал Президент РФ В.В. Путин . Что же происходило 70 лет назад? Жители Белграда торжественно встречают советских солдат-освободителей      Территория Югославии была захвачена немцами и их союзниками (Италией, Болгарией и Венгрией) в результате блицкрига с 6 по 17 апреля 1941 года, который вряд ли был столь стремителен без предательства ряда национальных частей армии, прежде всего хорватских. Перед войной Королевство Югославия стало практически конфедерацией, разделенной на две части – хорватско-словенско-боснийскую и сербско-черногорско-македонскую. Местные элиты были настроены антигосударственно и сепаратистски. Что же касается сербской элиты, то она отчаянно колебалась между пронемецкой и проанглийской политикой. Проанглийский переворот 27 марта 1941 года привел к немецкому вторжению. После 17 апреля Югославия была расчленена на ряд оккупированных районов и марионеточных государств. В одном из них – Независимом государстве Хорватия – был установлен режим геноцида по отношению к сербам. По приказу президента этого государства Анте Павелича, с согласия Гитлера и при попустительстве Ватикана, было уничтожено около 1 миллиона православных сербов самым изуверским образом. Только в концлагере Ясеновац холодным оружием было вырезано полмиллиона сербов, а также цыган и евреев. Можно вспомнить целый Собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти XX века; среди них – священномученик Петр (Зимонич) , митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября); исповедник Досифей (Васич) , митрополит Загребский (память 13 января) и другие. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня-Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» .

http://pravoslavie.ru/74429.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сотвори им, Господи, вечную память!» 22 июня. День начала Великой Отечественной войны. День памяти и скорби 22.06.2009 343 Время на чтение 5 минут В этот день панихида и молебен будут совершены у мемориала защитникам Отечества на Воскресенском кладбище города Саратова. Траурный митинг пройдет в парке Победы на Соколовой горе — в нем в рамках молодежно-патриотической акции примут участие выпускники школ нынешнего года. Дню памяти и скорби будут посвящены встречи духовенства Саратовской епархии с ветеранами войны и труда в центрах социального обслуживания населения, которые пройдут накануне этой даты. «Прошу вас, как участник войны, прислать свои наиболее яркие воспоминания о военных событиях и о днях Победы, а также, если знаете, о патриотических действиях духовенства и верующих в 1941-1945 годах». Такое письмо в 1984 году, за год до 40-летия Победы, было направлено Архиепископом Пименом (Хмелевским) на приходы Саратовской епархии. В помощь участникам войны была отпечатана и разослана анкета-вопросник из 16 пунктов. Благодаря Владыке Пимену таких воспоминаний, написанных от руки на листках из школьной тетради, хранится сегодня в архиве Саратовской епархии более сорока. Скупые строчки, и в каждой — живая история… «Я, диакон М.В. Антипов, призывался в 1943 году в ряды армии и был направлен на 4-й Украинс кий фронт, где сражался до Победы. Имею четыре ранения и три контузии. Третье ранение я получил 23 сентября 1944 года. В госпитале меня лечил хирург Вячеслав Федорович Островидов. Священник, он относился к больным очень аккуратно, и многие были ему благодарны за его отеческую заботу. Еще сражался со мной в звании капитана протодиакон Гавриил Александрович Овчаренко, который руководил сложными операциями. День Победы я встретил в городе Штефене в Германии, не доезжая до Берлина около 40 километров. Этот день был вдвойне радостным для нас, верующих,— шла Светлая Седмица, и мы приветствовали друг друга: «Христос Воскресе!» — читаем мы в воспоминаниях участника войны диакона Михаила Антипова, клирика Воскресенской церкви города Пугачева.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

В Украине молитвенно почтили память жертв советских политических репрессиий 20 мая, 2013. Новостная служба На сегодняшний день на территории страны найдено 18 мест массовых захоронений жертв сталинского режима. 20 мая.  ПРАВМИР. 19 мая, в день памяти жертв политических репрессий в Украине, который отмечается в третье воскресенье мая, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Национальном заповеднике «Быковнянские могилы» около поселка Быковня Киевской области секретарь Киевской епархии по городу Киеву протоиерей Виктор Иващук совершил заупокойную литию по погибшим от голодомора и репрессий во времена богоборческим власти. Об этом сообщается на сайте УПЦ . Также в этот день, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, в храмах Украинской Православной Церкви служились заупокойные богослужения. Вблизи поселка Быковня в тридцатых годах 20 века тайно осуществлялись массовые захоронения лиц, репрессированных и казненных в Киеве органами НКВД. Это наибольшее в Украине захоронение. Официально строительство специальной зоны для тайных захоронений началось в 1936 году. На сегодняшний день на территории страны найдено 18 мест массовых захоронений жертв сталинского режима. На Лукьяновском кладбище Киева, на месте массового захоронения расстрелянных в Лукьяновской тюрьме (1920-1930-е гг.) действует часовня в честь новомучеников и исповедников, где возносятся молитвы по жертвам репрессий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 апреля, 2023 5 февраля, 2023 9 сентября, 2022 10 июля, 2022 19 июня, 2022 7 июня, 2022 29 мая, 2022 29 мая, 2022 28 мая, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/v-ukraine-molitvenno-p...

Новомученики сербские Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в 2000 году. Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (Память - третье воскресенье сентября) Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский Будущий священномученик родился 24 июня 1866г. в семье воеводы и священника Богдана Зимонича в Грахово. В 1883 - 1887гг. учился в семинарии в Рельево, а в 1887 - 1893гг. учился на Богословском институте в Черновцах. 6 сентября 1895г. был пострижен в монахи, на следующий день рукоположен в иеродиакона, а через день - в иеромонаха. С 27 октября 1893г. доцент, а с 14 октября 1895г. - профессор в богословском училище в Рельеве. 30 июля 1901г. стал советником консистории в Сараево, в качестве которого пробыл до своего избрания митрополитом Захолмско-Герцеговинским. 9 июня Пётр (Зимонич) был хиротонисан в Мостаре. После смерти митрополита Дабробосанского Евгения (Летицы), новым митрополитом был избран Пётр (Зимонич), который был утверждён на этом посту 7 ноября 1920г. указом югославского короля Александра Карагеоргиевича. В начале немецкой оккупации Югославии в 1941г. митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941г. митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Пётр был убит в концлагере Ясеновац и сожжён в крематории. Архиерейский собор Сербской Православной Церкви в мае 1998г. причислил священномученика Петра, митрополита Дабробосанского к лику Святых.

http://pravoslavie.ru/39485.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010