За Божественной литургией совершались молитвы об упокоении души Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также молитвенное прошение, благословленное Священным Синодом для возношения на Сугубой ектении Божественной литургии в храмах Русской Православной Церкви до завершения Поместного Собора. По окончании богослужения Патриарший Местоблюститель совершил заупокойную литию по почившему Святейшему Патриарху Алексию II и славление Рождеству Христову. После торжественного пения тропаря, кондака и величания праздника Рождества Христова митрополит Кирилл обратился к богомольцам с проповедью, в которой рассказал о значении Собора Богоматери. Затем митрополит Кирилл поклонился древним святыням Русской Церкви, находящимся в Успенском соборе Московского Кремля. 9 января в Государственном кремлевском дворце состоялся традиционный Рождественский праздник для детей. Перед началом праздничного представления к ребятам обратился Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Поздравив их с Рождеством Христовым, архипастырь пожелал всем участникам праздника «быть счастливыми, говорить правду, быть мудрыми, любить свою семью, Отечество и свою мать – Православную Церковь». Митрополит Кирилл также вручил грамоты детям – победителям в номинациях конкурса «Рождественская звезда» – за участие в программе «Дни России в Латинской Америке». 10 января в Москве в Колонном зале Дома Союзов прошел детский Рождественский праздник, посвященный памяти почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Представление «Стремясь к Божественному свету» увидели две тысячи воспитанников воскресных школ, детей-сирот и инвалидов. В фойе гостей ждали веселые игры, викторины и конкурсы. Каждый желающий мог написать свое послание в «Книгу мира», на первой странице которой было помещено приветствие почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Свою запись в этой книге сделал и Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Мир начинается с сердца человека. Мир в сердце – это мир внутри личности, мир в семье, мир на работе, мир в обществе, мир между народами. Мир же в сердце – это дар Божий, который подается в ответ на нашу веру».

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

Вот почему похороны Святейшего Патриарха превратились в настоящее торжество Православия. Сотни тысяч людей шли в храм Христа Спасителя, а затем в Богоявленский собор, стояли вдоль дороги, по которой двигался погребальный кортеж. Они готовы были провести по пять-восемь часов под проливным дождём, на холоде, чтобы поклониться памяти Святейшего Патриарха, а это говорит о том, что все они испытывали к нему глубоко личные чувства любви и признательности. Архимандрит Макарий, иеромонах Филофей Троице-Сергиева лавра и предстоятель русской церкви Особую роль в возрождении русского общества и государства в тяжёлое время золотоордынского ига сыграли монашеские обители. Примерно за столетие 1340–1440 годы куликовское поколение русских людей основало на Руси около 150 монастырей. Как пишет замечательный историк В. О. Ключевский, “древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нём возвышались нравственные силы”. Это были молитвенники и ходатаи пред Богом за землю Русскую. И среди них ярко сияет имя великого светильника нашей Церкви — преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.). Монашеский постриг Преподобный восприял в 1337 году и этот год является датой основания Троицкого монастыря. По благословению Всероссийского Митрополита Феогноста (†1353; пам. 14 марта) преподобный Сергий основал на горе Маковец храм во Имя Живоначальной Троицы. Слава о молитвенных подвигах Радонежского подвижника постепенно стала известна не только в России, но и в столице Византии. Константинопольский Патриарх Филофей прислал Преподобному крест и параманд в благословение на последующие молитвенные подвиги. В его грамоте подавалось благословение Радонежскому игумену ввести общежительный устав в монастыре. Преподобный Сергий испросил на это благословение и у святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). “Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желая иметь его своим преемником”. Святые подвижники “подвизались каждый на своём поприще, делали одно общее дело Это дело — укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились Московские князья XIV в. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Руси Митрополитом Петром”.

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

Савва, Митрополит Варшавский и всей Польши До глубины души тронут сообщением о скоропостижной кончине Его Святейшества, Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси. Прошу принять от имени Польской Православной Церкви и меня лично самые искренние сочувствия. Ушел ко Господу выдающийся церковный деятель, который достойно прошел годы тяжелых испытаний атеизма и политической трансформации, сохраняя во всем этом личное достоинство и свою паству. Первосвятитель, который возродил духовную жизнь на Руси, открывая многочисленные приходы и монастыри. Твердо стоящий на почве единства Православия. Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона Преставление Его Святейшества – огромная утрата для Русской Православной Церкви и всего православного мира. Его Святейшество имел особые отношения с нашей Церковью, совершив несколько памятных визитов в Православную Церковь в Америке. Его будут помнить как прекрасного церковного руководителя, обладавшего глубокой духовной проницательностью, мудростью и пастырским пониманием. Его Святейшеству было также присуще чудесное качество большой личной теплоты и чуткости, которыми он щедро делился со мной, равно как и с тысячами других людей. В это печальное время мы выражаем свое искреннее сочувствие и братскую любовь Вашему Преосвященству и членам всех Патриарших приходов, пребывающих под Вашим омофором. Мы будем скорбеть вместе с Вами и со всеми иерархами, клириками и мирянами Русской Православной Церкви. Знайте, что память о Его Святейшестве новопреставленном Патриархе Алексии навсегда останется в наших сердцах и мыслях. Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев Поистине, велика та утрата, которая постигла Русскую Православную Церковь, благочестивый народ России и весь православный мир. Святейший Патриарх Алексий, пламенный проповедник, патриот и ревностный делатель на ниве Христовой, был близким другом Финляндской Православной Церкви. Таким он и остается в нашей памяти и наших сердцах. «С большой скорбью православные христиане Болгарской Православной Церкви и особенно члены Священного Синода во главе с Его Святейшеством Болгарским Патриархом Максимом узнали о блаженной кончине Патриарха всея Руси Алексия II», — заявил митрополит Видинский Дометиан.

http://pravmir.ru/slova-sochuvstviya-i-l...

Ко всем присутствовавшим в храме с архипастырским словом обратился митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле! Ваше Преосвященство владыка епископ Антоний, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле! Глубокочтимые представители Поместных Православных Церквей, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Так случилось, что промыслом Божиим и решением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II моя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия, и пример этого святителя всегда вдохновлял меня на моем теперь уже пятнадцатилетнем архиерейском пути. Святитель Василий Великий прожил недолгую жизнь, я уже пережил его, но за свою недолгую жизнь он успел сделать очень многое. Он консолидировал епископат своего региона в сложнейшее время, когда Церковь была терзаема арианской ересью, когда ариане захватили почти всю власть в Церкви. Своими богословскими трудами он сумел утвердить Православие навсегда, так что уже никогда основы Церкви не колебались такими страшными ересями, как арианская, которая отрицала Божественную природу Господа Иисуса Христа. Конечно, и дальше возникали опасные ереси, но поворотным пунктом для Церкви был именно IV век. Тогда богословы и, прежде всего, три великих каппадокийских отца — святитель Василий Великий, его брат святитель Григорий Нисский, его друг и сотаинник святитель Григорий Богослов — а вслед за ними и святитель Иоанн Златоуст своим мощным словом богословской проповеди раз и навсегда утвердили исповедание Божества Господа Иисуса Христа и исповедание Божества Святого Духа. Вклад этих святых отцов в сокровищницу православного богословия трудно переоценить. Сегодня, когда во время служения Литургии Василия Великого я читал анафору, я вновь, как и всегда при совершении этой Литургии, поразился богатству богословского содержания, которое святитель Василий вложил в слова сей Божественной службы. Вся эта удивительная анафора соткана из слов святого апостола Павла, и вместе с тем святитель Василий вложил в нее свое богословское вдохновение, свое богословское видение. Она наполнена замечательными духовными прозрениями, до сих пор заставляющими нас в изумлении останавливаться перед тайной Божественного домостроительства, воспоминанию о котором посвящена всякая Божественная литургия. Вся история человечества от сотворения мира, включающая события Боговоплощения и пришествия в мир Господа Иисуса Христа, распятие и смерть Господа Спасителя, Его Воскресение и вознесение на небо, Его сошествие во ад и Его второе пришествие, вся эта история — и прошлое, и настоящее, и будущее — проходит перед нашим духовным взором, когда мы читаем молитвы Литургии святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4778269...

В воскресенье 27 июля на Владимирской горке состоялось совместное совершение Божественной литургии Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем и Святейшим Алексием, Патриархом Московским и веся Руси, в сослужении более ста архиереев, половина из которых представляла епископат Украинской Православной Церкви, а другая половина — архиереев, съехавшихся в Киев из России, Молдовы, Белоруссии, из бывших среднеазиатских республик Советского Союза. И это воистину соборное сослужение, в котором приняли участие представители других Поместных Православных Церквей, явило миру единство Православия, его каноническую твердость, став недвусмысленным ответом всем тем, кто связывали с празднованием 1020-летия Крещения Руси надежды на совершенно иное развитие событий. Хотел бы выделить из множества важных фактов и обстоятельств этих трех дней, самое, быть может, важное и трогательное — то, как встречал народ Святейшего Патриарха Алексия. Людей, приветствовавших Предстоятеля Русской Православной Церкви, никто не созывал, не организовывал, не свозил в автобусах. Тысячи встречающих вышли на улицы по велению своих сердец. И когда прибыл автомобиль со Святейшим Патриархом Алексием, сначала несколько голосов, а потом с каждым мгновением все больше и все громче, начали скандировать его имя. И вскоре под небом древнего Киева уже звучало убежденное, дружное и громогласное, выдыхаемое тысячами людей в едином порыве: «А-лек-сий — наш Пат-ри-арх!». И под это многократно повторяемое приветствие Патриарх Алексий проследовал через главную площадь Киево-Печерской Лавры, благословляя народ. И в дальнейшем везде, где бы он ни появлялся, мы все, а вместе с нами и весь мир, слышали эти слова, совершенно ясно и твердо свидетельствующие о выборе людей и их позиции в церковном вопросе. Это было, если угодно, импровизированное и единодушное народное волеизъявление в пользу единой Церкви под водительством Патриарха Московского и всея Руси. Другим замечательным событием стало совершение Божественной литургии в понедельник 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, когда на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры и на прилегающих улицах, запруженных народом, собралось до 20 тысяч верующих. И по окончании Литургии все мы, участники и гости киевских торжеств, услышали тот же глас народа Божия: «Алексий — наш Патриарх!».

http://patriarchia.ru/db/text/448483.htm...

В свою очередь президент Фонда им. Андрея Первозванного и Центра Национальной славы Владимир Якунин отметил, что «Святейший Патриарх был не только глубоко верующим человеком, он был живым человеком потрясающей силы, гражданином своей родины, и это давало ему колоссальную силу, которую все чувствовали». При Алексие Втором была создана «новая церковь — не министерство при государстве, а церковь, основанная на духовной силе и любви к Христу и к России, — подчеркнул режиссер Павел Лунгин. — Главным интересом была вечная жизнь, спасение души». По мнению главы отделения Российского фонда Институт демократии и сотрудничества» в Париже Натальи Нарочницкой, «колоссальная заслуга Предстоятеля Русской Православной церкви» в том, что «в нации, которая стояла друг против друга, родилось единение». «Ему пришлось вынести груз безвременья, но нация превратилась в единый организм с ощущением что есть добро и что есть зло, — заметила она. — Он откликался на все события, но никто не слышал от святейшего Патриарха резких политических деклараций, е его словах никогда не было учительства но всегда было ясно, чем надо руководствоваться при совершении политических и нравственных поступков». «Главное наследие Патриарха в том, что это был человек беззаветный, он отдавал Русской церкви всего себя, не притаивая ни кусочка, — сказала президент Русского общественного Фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына. — Если бы таких беззаветных людей было бы больше — каждый на своем месте, то мы двигались бы гораздо быстрее». МАКСИМ ШЕВЧЕНКО: Здравствуйте. Сегодня Россия, Православная церковь, весь христианский мир, да и миллионы людей разных взглядов и вероисповеданий простились со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Тяжело говорить о нем в прошедшем времени – был. Только сейчас мы начинаем понимать, кем является для каждого из нас этот человек, и какую потерю мы все понесли. Сегодня в студию Первого канала пришли люди, которые работали со Святейшим Патриархом, молились вместе с ним, да и просто любили его. И поэтому давайте вспомним, каким был 15-й Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

http://pravmir.ru/sudite-sami-vypusk-ot-...

Апостол Павел, обращаясь с посланием к Солунским христианам, призывает их, испытывая все возможное, держаться исключительно доброго (ср.: 1 Фесс. 5, 21). Следуя этому мудрому не только в духовном, но и в житейском отношении совету, сегодня необходимо с особой внимательностью рассмотреть и оценить процессы, происходящие в области образования и воспитания и выработать наиболее эффективные методы взаимодействия школы и Церкви для решения наиболее острых вопросов современности. Вполне очевидно, что прочная и целостная структура, каковой, без сомнения, призвана стать образовательно-воспитательная система, не может быть выстроена на непрочном фундаменте, лишенном глубокой и взаимопроникающей связи с исторической, культурной и духовной почвой, на которой возрастало величие русского народа. Наиболее ярким отражением памяти наших современников о великих событиях прошлого стало торжественное празднование в минувшем году ряда исторических юбилеев, явивших неразрывную внутреннюю связь многих поколений россиян и нашедшее живой отклик у широкого круга общественности. Наиболее значимыми датами этого ряда стали юбилейные торжества в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, 625-летия Куликовского сражения, 300-летия просвещения Камчатки светом Православия, первое празднование Дня народного единства. Масштаб и резонанс прошедших мероприятий с очевидностью продемонстрировал, что исторический опыт и героическое прошлое нашего Отечества положительно воспринимаются молодым поколением россиян, и это должно послужить добрым основанием для созидания нашего общего будущего. В то же время, выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих необходимость перестройки системы ценностей — это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она не достаточно осмыслена, и поэтому существенна сама ее постановка, требующая критического анализа уже привычных и наработанных подходов. При этом мы должны помнить, что наша страна уже проходила через соблазны построения «нового мира». Творцы светлого будущего уже обещали нашему народу, что «мы наш новый мир построим», — всем нам хорошо известен печальный итог этого строительства. Поэтому на очередном этапе своего исторического бытия мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок. Совершенно очевидно, что нельзя найти или изобрести какие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены в основу плодотворного развития нашей страны с момента ее возникновения. В то же самое время обществу необходимо проникнуться идеей духовного обновления жизни, к которому и призывает Православная Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/79874.html

Блаженнейший Владимир принял управление Украинской Православной Церковью в очень непростое время, а отошел ко Господу в еще более сложное. В 1990 году Украинский экзарзхат РПЦ получил Томос (грамоту) от Патриарха Алексия Второго, которым провозглашалсь Украинская Православная Церковь в качестве независимой и самостоятельной в управлении. В ноябре 1991 года УПЦ на своем Соборе под председательством митрополита Филарета (Денисенко) решила обратиться к Патриарху Московскому с прошением о даровании УПЦ полной канонической самостоятельности, то есть автокефалии. Под этим обращением подписались все епископы УПЦ (хотя позже трое из епископов свои подписи отозвали). Вопрос о самостоятельности УПЦ был отнесен на рассмотрение Поместного собора РПЦ (однако на следующем Поместном соборе 2009 года, на котором был избран Святейший Патриарх Кирилл, этот вопрос не вносился в повестку дня и не рассматривался). В 1992 году митрополит Филарет неожиданно провозгласил образование Киевского патриархата. Не согласные с таким решением епископы на соборе в Харькове избрали своим Предстоятелем митрополита Владимира, занимавшего на то время Ростовскую кафедру. В Украине начиналась борьба за приходы между юрисдикциями, иногда превращавшаяся в стычки и побоища. Была угроза захвата и Киево-Печерской лавры. Новый предстоятель оказался тем, кто смог сохранить хрупкий мир в Украинской Православной Церкви. О нем можно сказать словами Евангелия: «Трости надломленной не переломит, льна курящегося не угасит». Он старался действовать не принуждением, но любовью и терпением, как настоящий человек Божий. С тех пор выросло целое поколение людей, которое не помнит Украинской Православной Церкви без Блаженнейшего Владимира. Я поступил в семинарию через год после того, как Блаженнейший взошел на Киевский митрополичий престол. Помню, с каким трепетом мы, молодые семинаристы, молились на его службах а затем шли с ним крестным ходом из Трапезного храма на Ближние пещеры. Блаженнейший произносил проповедь не в конце службы, а после Евангелия. Его слова были словами не ученого, но пастыря, обращающегося прежде всего к сердцу и воле человека. От его рук я принял и пресвитерскую хиротонию.

http://pravmir.ru/sluzhenie-lyubvi-i-ter...

В этих древних стенах находится и преемница знаменитых киевских духовных школ - Духовная академия, призванная передавать грядущим векам глубокое богословское наследие Древней Руси, делать его не просто понятным современному человеку, а востребованным. Выражаем свою убежденность в том, что киевская богословская мысль и в будущем будет развиваться в русле святоотеческой традиции, содействуя единству восточнославянских народов. Находясь в Киеве, можно воочию увидеть, с кем сегодня православный народ Украины, который в изобилии наполняет более 11 тысяч приходов Украинской Православной Церкви, три ее святые лавры и множество монастырей. Широкие права самоуправления, которыми пользуется Украинская Церковь, позволяют ей не только успешно преодолевать искушение раскола, но и наилучшим образом исполнять свою высокую миссию, внося в отношения между странами, между народами и отдельными людьми дух мира и единения, бережно храня неделимое достояние Святой Руси, завещанное нам святыми отцами. Памятуя о переданной нам в святом Крещении евангельской заповеди Да будут все едино (Ин. 17. 21), мы призываем всех духовных наследников священной киевской купели крепить наше единство в Духе Святом. В этот праздничный день мы вновь обращаем слова любви к отпадшим от Церкви с призывом вернуться в ее спасительное лоно. В благом деле созидания и сохранения церковного единства да поможет нам молитвенное предстательство чествуемого сегодня святого равноапостольного князя Владимира. От всего сердца поздравляю Ваше Блаженство, дорогой о Господе Блаженнейший Владыка митрополит Владимир, в день памяти Вашего Небесного покровителя. От лица всей Полноты Русской Православной Церкви желаю Вам здоровья, долголетия и всеукрепляющей помощи Божией в Вашем нелегком, высоком, ответственном и важном служении. Прошу принять на молитвенную память эти святые панагии и крест на память о нашем сегодняшнем совместном служении. Я также хочу отметить подвиги и труды, которые Вы, Ваше Блаженство, несете во имя укрепления единства Святого Православия. В связи с празднованием 1020-летия Крещения Руси позвольте вручить Вам орден преподобного Серафима Саровского. Этот святой всегда научал: " Стяжи дух мирен - и тысячи вокруг тебя спасутся " . Дай Господь Вам, возлюбленный Блаженнейший Владыка мира душевного, а всей пастве Вашей - радость и мир о Господе Спасителе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Вячеслав Яковлевич не раз говорил, что «Угрюм-река» – главный его труд, ради свершения которого он и родился на свет. В бытность автора и позже критики достаточно подробно разбирали «плюсы» и «минусы» романа, нет нужды повторяться. Напомню только, что писатель изобразил семейство русских купцов-сибиряков в трёх поколениях: Данила Громов, дед, являлся основателем династии, когда-то разбойник. Его сын Пётр Громов, мот, прожигатель, кутила, не оставил по себе доброй памяти. Зато внук Прохор Громов, гений по части приобретения всякого богатства. Самый младший Громов, отличаясь сильной волей, деятельным характером, имея большие капиталы, возводил заводы, фабрики, рудники в местах, когда-то глухих и недоступных, тем самым придавал им обжитой вид. Но в итоге возникла такая «незадача». На пике славы и могущества Прохор Громов, гроза и судия всей округи, внезапно гибнет – сам накладывает на себя руки, чтобы уйти в мир иной… Почему столь трагический финал? Ещё до публикации 1-й части романа, обращаясь к Максиму Горькому, с которым был в дружеских отношениях, Вячеслав Шишков объяснил «исход» главного героя Прохора Громова. «Сознание, что дело ради дела, дело, не одухотворённое высокой идеей (выделено мной – Г.С.), а основанное лишь на эксплуатации другого, это сознание создаёт в его душе крах» (из письма от 20 апреля 1926 года). Уточню: впервые «Угрюм-река» появилась в журнале «Сибирские огни» в 1928 году (1-я часть). Что же это за «дело, одухотворённое идей», да и, по признанию писателя, высокой? Служение Родине? Без сомнения! Возлюбить своего ближнего, как самого себя, так учит Божья заповедь? Да, конечно! Сложность, однако, для Прохора Громова состояла и в том, что он оказался в ситуации нравственного выбора, перед ним два пути: либо честь, любовь, долг, либо признание, богатство, золото. И он предпочёл второй путь, что и обернулось катастрофой. Причины распада сознания героя, как мы убедились, заключались в нравственном, духовном состоянии. Это важно для познания и романа, и всего творчества Вячеслава Яковлевича. В эпоху «сугубого материализма», «яростного богоборчества», когда громили храмы и расстреливали священников, писатель сберёг в душе стержневые понятия Православия в частности, заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Одухотворённость идеей, о чём радел писатель, не что иное, как Дух Божий, способствующий человеку в его повседневных делах. Не претендуя на какую-то исключительность, думаю, в своё время большое влияние на писателя оказала встреча с известным священнослужителем, настоятелем Андреевского собора в Кронштадте отцом Иоанном, который пользовался большим доверием и авторитетом у русских верующих людей. Позже, спустя почти 100 лет, настоятель Иоанн был прославлен в лике святых 8 июня 1990 года на Поместном соборе РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Алексия II.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/vo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010