С развитием церковной жизни возникла нужда разделения епархии для лучшего управления. 23 апреля 1885 года Терская область была выделена из состава епархии и присоединена к Владикавказской. Вскоре другая часть Кавказской епархии была присоединена к Сухумской, а сама кафедра переименована в Ставропольскую. При последнем дореволюционном Ставропольском архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа. 12 октября 1916 года Кубанская викарная епархия стала полусамостоятельной. 19-24 мая 1919 года в Ставрополе состоялся Южно-Русский Собор епископов отрезанных гражданской войной от патриарха Тихона, на котором решались вопросы устройства Церкви на свободных от большевиков территориях. На этом же Соборе была признана необходимость выделения Кубанского викариатства Ставропольской кафедры в самостоятельную епархию, что и последовало в том же году. С 1923 по 1945 год существовала одноименная обновленческая епархия. Гонения на Православную Церковь в первые десятилетия советского периода свели епархию на нет к 1936 году - архиереи занимали кафедру в среднем всего около года прежде чем их арестовывало ОГПУ, были разрушены или отобраны большинство храмов. В Ставрополе, например, действовала лишь одна Успенская церковь, в то время как до 1917 года православных церквей в городе было более двадцати. К 1936 году епархия пресеклась, но в 1943 году, с поворотом государственной политики по отношению к Церкви, была возрождена. Часть храмов была открыта, воссоздана Ставропольская духовная семинария. В состав восстановленой епархии вошли земли бывшей Владикавказской епархии а также приходы в Азербайджане. Однако в 1958 году начался новый виток борьбы коммунистического режима с Церковью, снова закрывались и разрушались храмы, была закрыта семинария. Год тысячелетия Крещения Руси ознаменовался переменами к лучшему в церковной жизни и после падения атеистического строя церковная жизнь стала восстанавливаться. За последующие двадцать лет количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза, была возрождена Ставропольская духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии и школы, детские сады. 26 февраля 1994 года была учреждена викарная Бакинская кафедра. 6 октября 1995 года из состава Ставропольской епархии была выделена самостоятельная Элистинская епархия в пределах Калмыкии. 28 декабря 1998 года из Ставропольской была также выделена самостоятельная Бакинская епархия вобравшая террриторию Азербайджана, Дагестана и Чечни. 26 декабря 2003 года приходы на территории Чеченской Республики были возвращены в ведение Ставропольской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Кисловодск

Свое признание и расцвет Святой источник получил при архиепископе Кавказском и Ставропольском Агафодоре, всеми любимом и уважаемом архипастыре. Источник был признан чудотворным. В начале XX века у Святого источника построили часовню, каменные купели. Родник был каптажирован в каменный грот, закрываемый дубовой, окованной железом дверью. Дверь в грот находилась в центре каменной стены, украшенной карнизами и многочисленными нишами для икон. Над дверью располагался большой каменный крест. Вода из грота по глиняной трубе попадала в каменную башенку, украшенную портиком, полуколоннами, карнизами. В одной из ниш находилась скульптура Иисуса Христа. Далее по двум трубам вода сначала попадала в восьмигранный бассейн, а уже из него - в каменные купели. Каменными плитами была выложена площадка у каптажа и часть ведущей к источнику дороги. В церковные праздники здесь собирались тысячи верующих. Молитвы на Святом источнике возносились и в тяжелые годы Первой мировой войны, и после революции. Несмотря на запреты новой безбожной власти, простые люди шли к святому месту за утешением. Набирали родниковую воду в разнообразную тару, окунались в купели, молились за страну и своих близких. Богослужения шли на источнике вплоть до 30-х годов. Служил в это сложное время священник татарской Казанской церкви отец Михаил Ксенофонтов (1882 года рождения). В 1933 году он был арестован по обвинению в том, что проводил среди верующего населения контрреволюционную работу по организации кулацкого саботажа, «широко развернул работу по сбору денежных средств в пользу ссыльных попов и монахов (которые были высланы как «мученики за веру». - Прим. ред.), ведя активную агитацию среди верующих». Отец Михаил заявил на следствии: «...деньги собирались для посылки на поддержку нашего ссыльного духовенства, о котором мы должны беспокоиться». Батюшка был расстрелян 02.04.1933 года (реабилитирован посмертно 31.05.1990 г.). Святой источник постигла общая печальная участь других православных мест. Часовню закрыли, богослужения запретили, иконы и церковную утварь изъяли. После военного лихолетья последовала новая волна гонений на Церковь. 28.11.1958 года ЦК КПСС принял новое постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». Чтобы прекратить паломничества верующих к 700 учтенным властями святым местам, принимались самые разные меры: засыпались источники и разрушались часовни над ними, они огораживались заборами, около которых ставилась милицейская охрана, чтобы не пускать верующих. Активно велась антирелигиозная пропаганда. Верующих людей высмеивали, запугивали, отравляли им жизнь, используя все виды и средства идеологического оружия. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

11 августа 1866 г. Мышкин посетил Цесаревич Александр (будущий Император Александр III) и был на службе в Успенском соборе (о чем свидетельствует надпись в медальоне на стене храма). Настоятель собора протоиерей о. Иоанн Николаевский после пения многолетия поднес Цесаревичу икону святого Александра Невского — его небесного покровителя. Настоятелем собора в 1885-1888 гг. был о. Павел Преображенский, будущий Владыка Агафодор, архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский — известный просветитель, миссионер, автор трудов «Катехизические поучения в вере», «Наставление в Законе Божием» (выдержало более 40 изданий). После революции 1917 г. Успенский собор был разграблен. Иконы и иконостас разрублены и спущены по Волге, колокола сброшены с колокольни и разбиты. Долгие годы собор использовался как склад льна, затем — продуктов. В самом центре города Мышкина на холме стоит каменный пятикупольный храм. Этот летний однопрестольный собор посвящен Успению Божией Матери. Закладка храма состоялась 15 августа 1805 г., а освящение 2 мая 1820 г. Проект собора был разработан итальянским архитектором Иоганесом Манфрини. Это пятикупольное сооружение в стиле классицизма. Четыре пустотелые колонны обеспечивают в храме прекрасную акустику. Особенно восхищает бесстолпная конструкция поддержки главного купола, диаметр которого 14,2 м. С запада к храму примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Первым строителем собора был купец Козьма Иванович Дрожженников. С августа 1806 г. продолжал дело новый строитель — мышкинский купец Иван Андрианович Сицков, которого сменил Аким Епифанович Замяткин. В интерьере собора сохранились росписи, выполненные в 1830-е годы артелью под руководством Тимофея Медведева. Им же были написаны иконы для одноярусного иконостаса и алтаря. Мастера этой артели расписывали Спасо-Преображенский собор в Угличе, Воскресенский собор в Больших Солях и своды Смольного собора в Санкт-Петербурге. Живописцы использовали технику гризайль, имитируя колонны, карнизы и лепнину. Композиции на темы Священного писания выполнены в красновато-коричневой гамме и заключены в фигурные рамы.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

В.Н.Татищев, сообщая Коллегии иностранных дел об освящении храма, просил открыть при нем полный штат духовенства, знающего калмыцкий язык. В 1740 г. Святейший Синод во главе ставропольского духовенства поставил знающего калмыцкий язык протоиерея Андрея Чубовского, ставшего настоятелем Троицкого собора. Служба в соборе шла только летом, поскольку он не отапливался. В зимнее время служили в зимнем приделе, называемом Андреевской церковью. Протоиерей Андрей Чубовский открыл калмыцко-русское училище для обучения калмыцких детей закону Божиему, русскому языку, математике и правописанию, в нем обучалось более 50 детей. Сенат разрешил совместное обучение калмыцких детей и детей русских священнослужителей, чтобы последние могли занимать места священников в калмыцких слободах. Помимо Троицкого собора с придельной Андреевской церковью, в Ставрополе долгие годы функционировали еще 2 церкви: во имя Успения Божией Матери и во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Уже в 1739 году у Ставрополя появились русские служилые люди, преимущественно бывшие солдаты. Они избрали местом своего поселения местность к востоку от крепости. Вскоре там возникла целая слобода, названная Солдатской. Едва только ставропольские слобожане устроили свой быт, они сразу же, в 1743 году, обратились к Казанскому епархиальному начальству с просьбой разрешить им построить храм во имя Успения Божией Матери. Церковь была сооружена из дерева уже в следующем 1744 году и тогда же освящена. Кроме Солдатской, в городе была еще и Купеческая слобода. В 1741 году купцы решили построить свой храм, тем более, что правительство обещало им помощь строительным материалом и деньгами. В 1742 году состоялась торжественная закладка храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а уже в 1744 году этот храм был построен и освящен. В 1809 году Рождественская церковь была закрыта и разобрана, как излишняя Стараниями протоиерея Андрея Чубовского на городском кладбище были построены еще одна церковь и часовня. Церковь сделали теплой и освятили во имя Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/palomnik/Тольятти

В начале 90-х годов Святой источник пробился сквозь толщу земли, и люди захотели его восстановить. По рассказам старожилов, с большим трудом был обнаружен засыпанный землей каменный грот. По благословению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона в раскопках активное участие принимал послушник Крестовоздвиженской церкви, ныне настоятель храма Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны протоиерей Александр Дубовик. Началось возрождение святого места силами казаков и верующих. Сделали простенький каптаж, улучшили подъездную дорогу. Было сделано несколько проектов по восстановлению Святого источника. И лишь в 2004 году проект, который учел недостатки предыдущих проектов, был утвержден. Необходимо было сохранить природный ландшафт, остановить расширение оврага. Материалом для строительства был выбран желтый кирпич, соответствующий по цвету местному ракушечнику. На средства благотворителей в первую очередь был обустроен каптаж источника, построены купель, храм, дом для священника. Затем появились строения корпусов для монашествующих. Сегодня территория Святого источника является мужским монастырем в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Храмы [ править править код ] Храм-часовня в честь иконы " Всех скорбящих Радосте " Святыни [ править править код ] • Святой источник на территории мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Первые сведения о нем относятся к середине XIX века. Предание гласит, что весть о благословенном колодце пришла крестьянке из села Татарка в череде сновидений. С тех пор некогда тихая поляна в лесном массиве пригорода Ставрополя славится в народе как источник духовной силы, исцеляющий болезни и недуги души и тела. • Частицы мощей Иоанна Предтечи, святителя Николая Чудотворца, целителя Пантелеимона, благоверных князей муромских Петра и Февроньи и еще 28-ми святых угодников Божьих. Престольные праздники [ править править код ] 24 октября - день празднования Иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радосте " .

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В связи с событиями Первой мировой войны строительство Храма затягивалось. Храм строился исключительно на средства, пожертвованные прихожанами. Собирать же деньги в военное время было трудно. Но с Божией помощью Храм потихоньку, но все- таки строился. 28 апреля 1916 г. Благочинный вручил членам строительного комитета акт осмотра сооруженного храма для предоставления Его Преосвященству при прошении о разрешении освятить Храм. По благословению Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафадора, 26 мая 1916 г. состоялось торжественное освящение новосозданного Свято-Троицкого Храма, которое совершил Преосвященный епископ Михаил Александровский, при большом стечении молящихся. Своим приездом в Армавир епископ Михаил оставил по себе в народе долго добрую память. Изначально Священнослужителями Свято-Троицкого Храма были священники Свято-Никольского Храма. Но в последствии в Свято-Троицком Храме образовался самостоятельный причт. 7 ноября 1916 г. В Свято-Троицкий Храм был назначен первый настоятель – Священник Александр Уколов. В феврале 1917 года священник Троицкого Храма Александр Уколов представил в Духовную Консисторию рапорт о том, что «во вновь освященной церкви г. Армавира во имя Святой и Живоначальной Троицы в настоящее время совершаются все богослужения и удовлетворяются все религиозные нужды прихожан». Во время Революции 1917 года и после Милостию Божией Храм не закрывался. Вообще в это тяжелое для народа и страны время Храм играет очень большую роль. Народ стекался в Храм к Богу находя там утешение. Вплоть до 1937 года, Свято-Троицкий Храм не закрывался. В 1937 году Храм был закрыт Советской властью, и церковная жизнь на этот момент закончилась. Храм начал потихоньку разрушатся. К началу Великой Отечественной войны в городе из всех ранее имевшихся Храмов остался только полуразрушенный Свято-Троицкий Храм. И вот Милостию Божией, в декабре 1942 года, протоиерей Леонид Дмитриевский назначается настоятелем Свято-Троицкого Храма с надеждой на восстановление в это трудное военное время. И действительно первая служба в Церкви состоялась в День Святой Троицы в 1943 году, т. е. буквально через несколько месяцев. За 8 лет своего настоятельского служения протоиерей Леонид Дмитриевский с помощью верующих не только полностью восстановил Церковь, но по возможности для военного времени было произведено ее внутреннее украшение. В 1950 году в связи с возрастом протоиерей Леонид Дмитриевский был уволен за штат. На период служения протоиерея Леонида в Храмах г. Армавира досталось трудное время: две войны (1-я мировая и Великая Отечественная), период советской антирелигиозной пропаганды.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Во время Великой Отечественной Войны 19 декабря 1942 года на праздник Святителя и Чудотворца Николая храм вновь был открыт. Левый Южный предел храма в связи с закрытием Покровской церкви, располагавшейся возле железнодорожного вокзала, был освящен в честь Покрова Божией Матери, а в последующем переименован в «Моздокский», в честь чудотворной Моздокской иконы Божией Матери. В период 70-80-х годов при настоятельстве протоиерея Иоанна Остапчука проведены работы по соединению храма с колокольней притвором, установке главного иконостаса и приобретению величественных паникадил. В начале 90-х годов храм был впервые расписан, а для колокольни приобретены новые колокола. В 1998 году окончено строительство Крестильного храма в честь Св. Иоанна Предтечи. На территории собора построены Иордань и купель. Проведен капитальный ремонт здания и внутренних помещений собора, деревянный пол заменён на каменный, перекрыты все купола. К 120- летию храма искусными мастерами с Западной Украины была завершена масштабная роспись собора. Главная святыня собора - Моздокская икона Божией Матери трудами прихожан была поновлена и изготовлена драгоценная риза. В октябре 2011 года, по инициативе председателя Царицинского фестиваля благоверных Петра и Февронии Светланы Касперовой, при храме была сооружена и открыта часовня во имя святых Петра и Февронии. В 2012 году завершено строительство двухэтажного здание трапезного комплекса с классами для воскресной школы. Параллельно с внешним благоукрашением храма шла и благотворительная деятельность, развивалось сотрудничество с социальными учреждениями и оказывается им благотворительная помощь. Никольский храм стал кузницей священнических кадров. Трудами нынешнего настоятеля собора митрофорного протоиерея Иоанна Кубы более 20 юношей, в разное время несших послушание в Свято-Никольском храме, стали священнослужителями Ставропольской и других епархий Русской Православной Церкви. Один из них - епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин). Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Возведение ограды собора завершилось водружением купола на главные ворота 21 июля 2002 года. Великим постом 2005 года бригада художников под руководством Н. М. Вдовкина завершила установку надпрестольной сени, а в начале 2006 года Вдовкин начал работы по росписи алтаря. 3 декабря 2006 года была завершена кладка гранитных полов. В декабре 2007 года завершилась роспись алтаря и была установлена ограда солеи всех трех алтарей. После Рождества Христова 2008 года началась роспись подкупольной части. 22 мая 2008 года совершилось великое освящение собора. Чин совершили митрополит Калужский Климент и архиепископ Ставропольский Феофан с сонмом духовенства при стечении тысяч верующих. Послание к участникам торжеств направил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Описание [ править править код ] В возрожденном Никольском соборе был сохранён от храма-предшественника трехапсидный крестообразный пятиглавый план со шлемовидными куполами и арочной формой фасадов. В архитектуре собора много необычных особенностей. Метровая толщина стен обусловлена большой высотой здания. Для увеличения несущей способности, по краям выполнена кирпичная кладка, а внутри - монолитный железобетон. Центральный купол опирается не на четыре колонны как обычно, а на полуарочные конструкции, что позволило увеличить площадь зала. Три висячих балкона опираются на 14-метровые балки, представляющие собой одновременно перила и опоры перекрытия. Фундаментом здания служит монолитная железобетонная плита, которая опирается на сваи. Общий вес собора - 18 тыс. тонн. Высота - 54 метра, соразмерно окружающей высотной застройке. Собор рассчитан вместить 3.5 тыс. человек. Социальное служение [ править править код ] Работа с наркозависимыми [ править править код ] В 2009 году, по благословению владыки Феофана архиепископа Ставропольского и Невиномысского, на территории КМВ, в Кисловодске, при храме св. Николая, появился первый женский филиал Спасо-Преображенского реабилитационного центра . В стенах центра ведется работа по реабилитации и профилактике зависимостей от наркомании, алкоголизма, игромании, ресоциализации людей, возрождению их духовных ценностей.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Дальнейшее распространение христианства на территории Северного Кавказа обусловлено активной миссионерской деятельностью Византийской империи, где христианство было признано государственной религией. Общепризнанным является тот факт, что распространение христианства среди адыгов связано с византийским императором Юстинианом (VI в.). Об этом сообщает Ш. Ногмов, называя Юстиниана «союзником адыхейского народа» и «адыхейским витязем», подчеркивая, что адыги так уважали Юстиниана, что даже клялись юстиниановым столом и юстиниановым троном. Христианский автор того времени- монах Епифаний свидетельствует, что зихи (приморские адыги) - «народ жестокий и варварский и доныне наполовину неверующий», а касоги (закубанские адыги) –«это люди кроткие и доступные вере; они с радостью приняли слово проповеди». И уже на рубеже VII-VIII вв. центром христианства на Западном и Северном Кавказе становится Зихская епархия, которая упоминается в епископском списке, составленном в 807-815 гг. Создание на территории Западного и Северного Кавказа самостоятельной епархии позволило ее представителям принять непосредственное участие во Вселенских Соборах, внести свой вклад в разрешение богословских споров, которые будоражили Восток и определить для себя неизменность халкидонского исповедания веры. Все это способствовало широкой миссионерской деятельности, итогом которой становится повсеместное крещение народов Западного и Северного Кавказа в средние века и признание христианства государственной религией в Зихо-Касогском племенном союзе, а несколько позже и в Аланском государстве. Читать далее... Населённые пункты [ править править код ] Святыни Кабардино-Балкарии [ править править код ] Христианские святыни Кабардино-Балкарии Мощи святителя Николая Чудотворца Мирликийского [ править править код ] В 90-е годы XX в. образ свтт. Николая Чудотворца Мирликийского с частицами его мощей по благословлению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона был с почестями перенесен в в Свято-Никольский храм ( г. Прохладный, КБР), где находится и поныне.

http://azbyka.ru/palomnik/Кабардино-Балк...

Монастырь был учрежден по уставу монастырей св. горы Афон указом Святейшего Синода от 18 октября 1887 года с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Становление обители [ править править код ] 12 ноября 1889 года состоялось торжественное открытие монастыря с освящения епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного ( " среднего " ) храма обители во имя св. кн. Александра Невского, небесного покровителя имп. Александра II Николаевича и царствовавшего в те годы имп. Александра III Александровича. Тогда же иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. Братство Александро-Афонской-Зеленчукской общежительной мужской пустыни в момент основания 1887 году должно было состоять из 11 иноков Благовещенской келии Афонского Хилиндарского монастыря. Штат обители в 1889 году состоял из 4 иеромонахов, 1 иеродиакона, 6 монахов и 25 послушников. Пустынь стала расти и в течение года число братии увеличилось до 50 человек. К 1908 году в монастыре проживал 71 человек: игумен, 18 монахов, 14 послушников и 41 " на испытании " . Кроме того, здесь жили мастера и чернорабочие, численность которых зависела от времени года (от 30 до 150 человек). В пустыни в июне 1887 года появилась иконописная школа преимущественно для детей духовенства Ставропольской епархии. Кроме того, церковное начальство разрешило открыть на месте подворья монастыря школу-приют с рукодельней для сирот и детей местных жителей. В 1888 году Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни был выделен участок земли 180 десятин (44 удобной и 136 неудобной) под названием " Церковь " . Эти земли были выделены из казенных дач. Позже обитель получила еще 74 десятин войсковой земли. Во владении пустыни в 1889 году было 553 десятин 1750 сажень. В обители выращивали зерновые культуры. Были случаи, когда обитель делилась с местными жителями своими запасами хлеба. В хозяйстве обители имелись сельскохозяйственные машины – косилка, жатка, паровая молотилка. В Александро-Афонском Зеленчукском монастыре был создан искусственный водоем с проточной речной водой. Там разводили форель.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010