8 июня 1891 г. В. был назначен епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии. Епископ много сделал для устроения Акатова во имя свт. Алексия мон-ря , учредил при нем в 1896 г. регентскую церковноприходскую школу, устроил прекрасный хор. Способствовал открытию церковноприходских школ в епархии. Состоял председателем Воронежского епархиального училищного совета, совета братства святителей Митрофана и Тихона, Воронежского комитета Православного миссионерского об-ва. 22 дек. 1896 г. В. был переведен на Оренбургскую и Уральскую кафедру. В Оренбурге и др. городах епархии В. много проповедовал, часто обращаясь к своему миссионерскому опыту; его беседы в записи оренбургских семинаристов публиковались в «Оренбургских ЕВ». В июле 1897 г. В. участвовал в работе 3-го миссионерского съезда в Казани. К празднованию 100-летнего юбилея епархии в 1899 г. под непосредственным наблюдением епископа был расписан кафедральный Казанский собор, заново отстроен архиерейский дом, приведен в порядок Богодуховский мон-рь. В. являлся председателем Оренбургского отдела Палестинского православного об-ва , совета оренбургского Михаило-Архангельского братства. 29 нояб. 1903 г. В. был переведен на Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру. В 1904 г. возглавил юбилейные торжества по случаю 300-летия основания верхотурского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря и 200-летия со времени перенесения в монастырь мощей прав. Симеона Верхотурского . Под непосредственным наблюдением епископа и при его содействии был возведен Крестовоздвиженский собор Верхотурского мон-ря. Во время революции 1905-1907 гг. во многом благодаря активной проповеднической деятельности В., обращавшегося к пастве с церковного амвона, в общественных собраниях, на встречах с рабочими, в Екатеринбургской губ. удалось избежать открытого столкновения с властями. Архиерей занимал резко неприязненную позицию в отношении революционных партий, выступал с критикой либеральных настроений интеллигенции. В 1906 г. стал почетным председателем Екатеринбургского об-ва Союза русского народа , в к-рый в 1905 г. записал все духовенство епархии. В. не был сторонником проведения епархиальных съездов и участия духовенства в гражданских представительных учреждениях. В марте 1906 г. принимал участие в деятельности Предсоборного присутствия . В качестве товарища председателя участвовал в работе IV Всероссийского миссионерского съезда в Киеве (1908). Состоял председателем Екатеринбургского отдела Православного Палестинского об-ва, Екатеринбургского комитета Православного миссионерского об-ва, мн. общественных, просветительских и благотворительных орг-ций и правосл. братств. Во время своего посещения Екатеринбурга в июне 1905 г. прав. Иоанн Кронштадтский после совместного служения с В. записал в дневнике: «Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный» (Неизданный дневник. М., 1992. С. 44). В. был награжден орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени (1895), св. Анны 1-й степени (1899).

http://pravenc.ru/text/159076.html

9 мая 1899 г. Б. был хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии, хиротонию возглавил митр. С.-Петербургский Антоний (Вадковский) . Решением Святейшего Синода от 20 янв. 1899 г. Б. был назначен постоянно присутствующим в Синоде и председателем Училищного совета при Синоде. В июне 1901 г. из-за ухудшения здоровья уехал в Костромскую губ., в авг. того же года - в Крым, где скончался от приступа астмы. Погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (захоронения церкви были перенесены или уничтожены в 30-х гг. ХХ в.). Б. состоял членом имп. Палестинского правосл. об-ва , Церковно-археологического об-ва при КДА, мн. др. об-в и академий. Награжден орденами Российской империи, серб. орденом св. Саввы 3-й степени, знаком имп. Палестинского правосл. об-ва. По отзывам современников, был человеком простым, добрым, очень сдержанным, застенчивым и немногословным. Вместе с тем обладал даром красноречия, имел феноменальную память и блестящие способности к языкам. Б. отличался широтой научных интересов, занимался пастырским и нравственным богословием, метафизикой, экзегетикой, апологетикой, церковной историей, филологией, философией, педагогикой. Разнообразие его интересов определялось присущим Б. стремлением согласовывать идеалы знания и истины веры в научных трудах. Наиболее значительным из трудов Б. является соч. «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности», к-рое охватывает более чем тысячелетний период визант. истории. В этом труде Б. продемонстрировал прекрасное знание новейшей историографии, святоотеческой и классической лит-ры. В круг общения Б. входили крупнейшие представители рус. богословской науки кон. XIX - нач. XX в., среди корреспондентов Б. были митрополиты Антоний (Вадковский) и Антоний (Храповицкий) , рус. и греч. архиереи, К. П. Победоносцев , В. К. Саблер , Е. П. Аквилонов , Н. Я. Беляев , В. В. Болотов , Н. Н. Глубоковский , Н. Я. Грот, А. Ф. Бычков, А. П. Лебедев , Ф. И. Успенский и др. Работы Б. публиковались в журналах «Православное обозрение» , «Православный собеседник» , «Труды Киевской Духовной Академии» , «Руководство для сельских пастырей» и др. Часть творческого наследия Б. осталась в рукописях.

http://pravenc.ru/text/153157.html

В 1815 г. в память о победе в Отечественной войне 1812 г. в Курске был заложен каменный Знаменский собор, его освящение состоялось 13 янв. 1826 г. 10 сент. 1817 г. в Белгороде была создана духовная семинария. В 1818 г. в Курске открылось отделение Библейского об-ва. Вид рыльского Николаевского монастыря. Рисунок. Кон. XIX в. Вид рыльского Николаевского монастыря. Рисунок. Кон. XIX в. В 1833 г. епархиальные учреждения переехали в Курск, архиерейская резиденция и консистория разместились в Знаменском мон-ре, кафедральным стал курский собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский). Семинария была окончательно переведена из Белгорода в Курск в 1882/83 уч. г. Трудными для епархии стали 1846-1849 годы, когда губернию охватила эпидемия холеры. В эти годы совершались многочисленные крестные ходы с чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери. В 1864 г. во всех учебных заведениях края было введено преподавание Закона Божия священнослужителями епархии. В 1871 г. начался выпуск «Курских епархиальных ведомостей» . Расширялась благотворительная и просветительская деятельность Церкви. Были открыты курский духовный приют, жен. уч-ща в курском во имя Св. Троицы монастыре и в Богородице-Рождественском мон-ре в Белгороде, Александровские приюты (для мальчиков - в курском Знаменском мон-ре, для девочек - при епархиальном уч-ще). В 1892 г. начала работу церковноприходская школа для беднейших жителей Курска, к-рую учредило братство во имя прп. Феодосия Печерского при Курской ДС. В те же годы первых учеников приняла женская воскресная школа. Открылись постоянные курсы для учителей церковноприходских школ. В 1899 г. было создано Курское отд-ние правосл. Палестинского об-ва, в 1900 г. учрежден Курский комитет правосл. Миссионерского об-ва. В организованной в 1903 г. Курской губернской ученой архивной комиссии принимали участие преподаватели Курской ДС, на заседаниях комиссии поднимались в т. ч. вопросы церковной истории. В 1912-1913 гг.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

10 дек. 1910 г. постановлением совета Палестинского православного общества Ж. вместе с прот. сщмч. Иоанном Восторговым был командирован в г. Бари (Италия) для выбора земельного участка с целью строительства на нем правосл. ц. во имя свт. Николая Чудотворца и странноприимного дома для рус. паломников. Они выехали в Италию в янв. 1911 г. и успешно справились с задачей, подыскав свободный земельный участок. 12 мая того же года Ж. стал членом открытого в этот день при Палестинском правосл. об-ве Барградского комитета. В мае 1913 г. Ж. командирован в Бари как представитель Барградского комитета и 9 мая присутствовал при торжественной закладке храма и странноприимного дома. Впосл. неоднократно посещал Бари, председательствовал в местной строительной комиссии, заключил контракт на проведение земляных и каменных работ. 25 июня был избран пожизненным действительным членом Палестинского правосл. об-ва. 9 сент. 1915 г. имп. мц. Александра Феодоровна упомянула Ж. в письме имп. мч. Николаю II («совсем молодой, знаток церковных вопросов, очень лоялен и религиозен»), предложив Ж. на должность товарища обер-прокурора Святейшего Синода (Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Пг., 1923. Т. 3. С. 326). В окт. Ж. приехал к императору в Ставку в Могилёв с чудотворной Казанской Песчанской иконой Божией Матери, пожелав, чтобы икона была отправлена на фронт и пронесена по боевой линии. По словам протопр. военного и морского духовенства Георгия Шавельского , «и Государь, и начальник штаба, ген. М. В. Алексеев, ввиду положения фронта, признали это невозможным» ( Шавельский Г. И., протопр. Восп. посл. протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996. Т. 2. С. 75). Ж. в своих воспоминаниях возложил вину за это на протопр. Г. Шавельского. 10 окт. того же года Ж. получил аудиенцию у императрицы, к-рая интересовалась его церковно-общественной деятельностью. В тот же день она писала Николаю II: «Жеваха был прелестен. Мы долго обо всем с ним говорили. Он хорошо знает все церковные дела, духовенство и епископов, так что был бы хорошим помощником Волжину», который в ту пору занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода (Переписка Николая и Александры Романовых. Т. 3. С. 407). В 1916 г. Ж. посетил в Оптиной пуст. иером. прп. Анатолия (Потапова) , к-рый посоветовал ему не отказываться от гос. карьеры и отложить на время поступление в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/182211.html

Прот. И. Смирнов был неустанным тружеником на ниве народного образования, много общался с учителями церковных школ, к-рые находили у него живой отклик на свои проблемы, сочувствие, получали мудрые советы и указания, а иногда и материальную помощь. Почти ежегодно организовывались курсы для молодых учителей; учащиеся ДС и воспитанницы Рязанского епархиального уч-ща охотно шли преподавать в церковноприходские школы, имея опыт работы в школе при ДС, где они проходили практику в качестве учителей. Прот. И. Смирнов принимал активное участие в работе братства свт. Василия Рязанского, миссионерского об-ва, епархиального училищного совета, редакции «Рязанских ЕВ», местного отд-ния Императорского Православного Палестинского об-ва, приобщая к активной деятельности преподавателей ДС. С 1884 г. являлся действительным членом Рязанской ученой архивной комиссии. После смерти супруги остался с 4 взрослыми детьми. 28 июля 1901 г., согласно прошению, был уволен от должности ректора Рязанской ДС. 13 сент. того же года пострижен в монашество с именем Иоанн, 14 сент. возведен в сан архимандрита с причислением к братии Троицкого муж. монастыря г. Рязани. В том же году был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невскую лавру, для чреды священнослужения. 9 апр. 1902 г. наречен епископом Чебоксарским, 2-м викарием Казанской епархии. 28 апр. хиротонисан в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. В качестве викария Казанской епархии являлся председателем епархиального училищного совета, заведовал избранием и назначением на приходы псаломщиков. Имея многолетний опыт просветительской работы, взял на себя заботы по улучшению церковно-школьного дела в епархии, часто объезжал с инспекцией школы. 4 февр. 1904 г. назначен епископом Полтавским и Переяславским. По-прежнему уделял большое внимание делу духовного просвещения, совершенствованию учебного процесса в духовных и светских учебных заведениях. В 1906 г. стараниями И. при ЕУ был организован археологический комитет, создано Полтавское древлехранилище. С 13 авг. 1910 г. епископ Рижский и Митавский, почетный настоятель рижского Алексиевского муж. монастыря. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Занимаясь делами приходов, несмотря на преклонный возраст, много ездил по епархии. Брал на себя защиту правосл. латыш. и эст. населения, права которого часто ущемлялись помещиками-немцами, старался выдвигать из числа латышей и эстонцев священников и учителей приходских школ. С началом первой мировой войны организовал в епархии уход за ранеными, окормлял семьи погибших и помогал беженцам. В 1915 г. в связи с приближением фронта по требованию военных властей был эвакуирован с епархиальными учреждениями из Риги в Юрьев (ныне Тарту, Эстония), продолжал оттуда руководить частью епархии, к-рая осталась не занятой нем. войсками. В Юрьеве И. освятил здание Исидоровского правосл. уч-ща, совершил чин закладки нового храма. Часто посещал лазареты, утешая и ободряя раненых.

http://pravenc.ru/text/469544.html

С 12 июня 1881 до 15 июня 1883 г. О.- инспектор КДА, с 1883 г. ординарный профессор, с 1892 г. заслуженный ординарный профессор. 19 окт. 1894 г. за труды по составлению кн. «Руководственные о Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. отцов и учителей Церкви» (1894) О. преподано благословение Синода. Он совершил еще 3 поездки на Св. землю. В 1886 г. по поручению Императорского археологического об-ва вместе с преподавателями КДА А. А. Дмитриевским и Ф. Я. Покровским ездил в Иерусалим для исследования новой территории, приобретенной Россией вблизи храма Воскресения Господня. Результатом этой поездки стал труд «Ветхозаветный храм в Иерусалиме» (1889). Летом 1889 г. О. ездил в Иерусалим за свой счет для поклонения Гробу Господню и участия в археологических раскопках, проводимых начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным). В 1891 г. О. как лучший церковный специалист в области библейской археологии по приглашению Н. П. Кондакова участвовал в самой крупной археологической экспедиции Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) по изучению памятников Палестины, Сирии и Заиорданья. После экспедиции им была написана монография «Мегалитические памятники Святой Земли» (1895). О. самостоятельно изучил арабский и сирийский языки, т. к. считал их необходимыми для занятий библейской археологией. Как ревностный популяризатор библейских знаний, он был одним из активных сторонников создания Церковно-археологического общества и Церковно-археологического музея при КДА, ставшего позже своего рода научным центром по изучению предметов древности. Впосл. О. мн. годы состоял действительным членом об-ва и всегда оказывал ему научно-консультационную помощь ( Бродович И. 30-летие Церковно-археол. музея при КДА//ТКДА. 1903. 2. С. 247), регулярно пополнял музей артефактами, привезенными с Востока. Активно участвовал в создании и деятельности ИППО, являлся одним из его учредителей и почетным членом ( Дмитриевский А. А. Имп. Правосл. Палестинское об-во и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907): Ист. зап. СПб., 1907. С. 186-187, 193). Регулярно публиковался в «Трудах КДА» (редактор в 1881-1883), «Воскресном чтении», «Руководстве для сельских пастырей» и др. церковных изданиях; произносил проповеди в храмах Киево-Братского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2578299.html

Публиковал библиографические заметки, статьи и речи в «Церковных ведомостях» , «Страннике» , «Трудах Киевской духовной академии» , «Руководстве для сельских пастырей» , «Киевских епархиальных ведомостях» , «Воскресном чтении» . Был сотрудником Православной богословской энциклопедии с 1-го тома, написал ряд статей по библеистике. Участвовал в составлении комментариев к Толковой Библии (СПб., 1905-1907. Т. 1-7), издававшейся под редакцией А. П. Лопухина . Г. принадлежат комментарии на книги Левит (Т. 1. С. 408-503), Руфь (Т. 2. С. 207-225), 2-ю кн. Паралипоменон (Т. 2. С. 357-582), 3-ю и 4-ю книги Царств (Т. 3. С. 89-196), кн. Товита (Т. 3. С. 324-361), книги Притчей Соломона (Т. 4. С. 411-502), Песнь Песней (Т. 5. С. 37-75), пророков Наума, Аввакума, Софонии и Аггея (Т. 7. С. 270-382). В 1906 г. Г. вел в «Киевских ЕВ» отдел «Обзор печати по вопросам Церкви и духовенства (Из духовных журналов)». По поручению Учебного комитета при Святейшем Синоде в 1909 г. рецензировал кн. проф. СПбДА И. Г. Троицкого «Еврейская грамматика» (СПб., 1908), представленную на Макариевскую премию. В нояб. 1914 г. Г. было поручено подготовить к переизданию творения блж. Иеронима Стридонского и др. работы из «Библиотеки творений св. отцов и учителей Церкви западных», выходившие в качестве приложения к ТКДА. 18 дек. 1915 г. Г. был избран в состав созданной при СПбДА Комиссии по научному изданию Славянской Библии. В 1904-1915 гг. редактировал отдельные выпуски «Учено-богословских и церковно-проповеднических трудов студентов Киевской духовной академии». Защищая рус. академическую богословскую науку от обвинений в подражательстве и компиляции трудов, в частности представителей тюбингенской школы , Г. полагал, что самобытность рус. науки и независимость от западной «есть, разумеется, идеал», осуществление к-рого может быть делом неск. поколений, развивающих научную работу. Г. состоял членом киевского духовно-цензурного комитета, киевского отд-ния имп. Палестинского православного общества , Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА, Киевского правосл. религиозно-просветительного об-ва. Летом 1911 г. руководил первой паломнической экскурсией студентов КДА в Св. землю. Друг семьи Булгаковых, 26 апр. 1913 г. венчал М. А. Булгакова и Т. Н. Лаппа, был прототипом о. Александра из романа писателя «Белая гвардия». После закрытия и разрушения ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1934) Г. служил в ц. Николая Набережного.

http://pravenc.ru/text/165061.html

18 авг. 1909 г. переведен в Благовещенск на должность кафедрального протоиерея при градо-Благовещенском соборе. Одновременно с осени того же года законоучитель Благовещенской мужской гимназии, председатель Совета Благовещенского православного братства Пресв. Богородицы (основано в 1886 еп. Гурием (Буртасовским) ), епархиальный цензор проповедей. Также состоял наблюдателем за преподаванием Закона Божия в низших школах Мин-ва народного просвещения, председателем Благовещенского общества трезвости (с 1910), редактором «Благовещенских ЕВ» (февр. 1911 - янв. 1912), делопроизводителем Благовещенского отдела Имп. Православного Палестинского об-ва и председателем Епархиального комитета по устройству быта беженцев (с 1915). В февр. 1910 г. организовал в Благовещенске чтения по вопросам веры и христ. жизни, открывшиеся его лекцией «Разбор трагедии Л. Андреева «Анатэма» с положительно-христианской точки зрения». Лекции сопровождались исполнением духовных песнопений, большим знатоком которых он был. В 1915 г. опубликовал «Лекции по методике Закона Божия». В 1920 г. выехал с семьей в Харбин и 1 июня был назначен 2-м священником кафедрального собора во имя свт. Николая. В 1923 г. определен настоятелем харбинской ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Иверская». При Иверской ц. были организованы Музыкальные курсы (с окт. 1927, с 1929 открыты церковнопевч. курсы) и Богословские курсы (с февр. 1928). В эмиграции особенно ярко проявилось преподавательское дарование и организаторские способности прот. Н. Вознесенского, к-рый был бессменным зав. Богословскими курсами, где преподавал Свящ. Писание НЗ и правосл. богослужение. Он также преподавал Закон Божий в Коммерческом уч-ще КВЖД (до нач. 1925), редактировал в Харбине нравственно-церковный ж. «Вера и жизнь» (1925-1926), продолжал работу над учебными пособиями по истории христ. церкви, православно-христ. учению и богослужению, в частности опубликовал 2 изданиями учебник «История русской церкви». С 1931 г. некоторое время был председателем епархиального «Попечительства о бедных духовного звания».

http://pravenc.ru/text/178149.html

В нач. 1919 г. подготовил «Справку о библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии». В дек. 1919 г. Б. был избран чл.-кор. Российской АН (с 1924 АН СССР), являлся членом комиссии АН по истории знаний и Русско-византийской комиссии. С 22 мая 1921 г. действительный член Палестинского Православного об-ва . В 1919-1921 гг. работал во 2-м отд-нии 4-й секции Единого гос. архивного фонда (ЕГАФ, бывш. архив Святейшего Синода) в качестве архивариуса, затем старшего архивариуса, помощника управляющего и зав. фондом, уволен по сокращению штатов. С 15 нояб. 1921 г. библиотекарь 1-го филиального отд-ния ГПБ, с 1925 г. главный библиотекарь. 1 марта 1930 г. вышел на пенсию. 10 июня 1930 г. в числе мн. др. академических работников арестован и привлечен по «Академическому делу», в февр. 1931 г. приговорен к расстрелу, 10 мая смертный приговор заменен на 5 лет лагерей с конфискацией имущества. 26 мая 1932 г. Б. освобожден и сослан в Тамбов, где через год скончался. Научную известность Б. принесла магист. дис. «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». Б. установил влияние на Иоанна Скота Эриугену его предшественников в богословии и философии, обстоятельно охарактеризовав «Ареопагитики» и богословские взгляды блж. Августина , свт. Григория Нисского и прп. Максима Исповедника . Б. пришел к выводу о принципиальном различии зап. богословия, основные идеи к-рого изложены блж. Августином, от вост., наиболее отчетливо выраженного в «Ареопагитиках» и творениях прп. Максима Исповедника. Б. указал, что в зап. богословии основное внимание обращено на внутреннюю, психологическую жизнь человека, а в вост.- на онтологические темы. В психологизме блж. Августина и онтологизме «Ареопагитик» и трудов прп. Максима, по мнению Б., проявилась сущность зап. и вост. богословия, что впосл. привело к различию католич. и правосл. миросозерцания. Б., исследуя философские и богословские идеи Эриугены, обратил особое внимание на учение о человеке, согласно к-рому перед человеком стоит задача возвратить весь мир к Богу.

http://pravenc.ru/text/153437.html

Православного Палестинского об-ва. Дослужился до чина тайного советника (22 нояб. 1910), с 1910 г.- в отставке. Награжден орденами св. Станислава 2-й степени (1887), св. Анны 2-й степени (1891), св. Владимира 3-й степени (1906), медалями в память имп. Александра III и в память коронации 1896 г. Тем не менее Н. не смог получить кафедру ни в одном из российских университетов, и крупнейший рус. ученый с мировым именем был вынужден служить корректором, а затем цензором Московского цензурного комитета ( Липин. 1954. С. 319). Лишь на 61-м году жизни, 15 нояб. 1908 г., Н. получил степень доктора истории honorius causa, присужденную ему С.-Петербургским ун-том ( Тураев. 1915. С. 71). Труды по библеистике Будучи весьма разносторонним ученым, Н. посвятил неск. своих работ библейской тематике. В трактовке основных проблем истории библейского народа Н. придерживался традиц. правосл. подходов, воспринятых им в МДА. Он считал, что евр. народ велик не по своему политическому значению, а по своей религ. миссии, что главный интерес изучения израильско-иудейской истории заключается в выявлении корней христианства. Он не сомневался в историчности Моисея, к-рый привел избранный народ Божий в пределы земли обетованной (Задачи рус. археол. и ист. науки в Палестине и Месопотамии. 1915. С. 3-4). В то же время он прибегал в своих трудах к историко-филологическому методу исследования как к неотъемлемому направлению библейской критики. Н. сохранял интерес к библейской критике на протяжении всей жизни, как свидетельствуют слова его сына в предисловии к переводу труда Ю. Велльгаузена «Введение в историю Израиля» (СПб., 1909. С. IX). В отзыве на кандидатскую диссертацию выпускника МДА 1900 г. С. Бондаря «Арабский перевод книги пророка Амоса» Н. поставил вопрос о необходимости введения в духовных академиях систематических курсов по вост. языкам, без знания к-рых широкий круг тем, перспективных для богословских исследований, «будет закрыт для профессиональных богословов и обречен на чисто филологическое изучение» ( Сухова.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010