Патриаршее слово на собрании, посвященном 125-летию Императорского православного палестинского общества Код плеера Livejournal Liveinternet 14 июня 2007 г. 13:24 14 июня Предстоятель Русской Церкви принял участие в собрании , посвященном 125-летию Императорского православного палестинского общества . Святейший Патриарх Алексий обратился к участникам собрания с приветственным словом. Дорогие братья и сестры! «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62:1). Эти слова святого пророка Исайи, которого называют «евангелистом Ветхого Завета», не случайно были избраны в качестве девиза Православного Палестинского Общества его основателем Василием Николаевичем Хитрово. Торжественное открытие Общества 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге было приурочено к празднованию святых равноапостольных Константина и Елены, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле, обретших «спасительное знамение» Животворящего Древа Креста Господня. Этот день вот уже 125 лет отмечается как день рождения Палестинского Общества. Содействие русскому православному паломничеству, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока — основные уставные задачи Общества — неотделимы от церковного делания. Глубокая связь России с Палестиной укоренена в православной вере и благочестии, в постоянной духовной обращенности наших предков и современников к местам, где совершалась библейская история, где проходила земная жизнь Христа Спасителя, где родилась Его Церковь. Задуманное еще зачинателями русского православного дела на Востоке епископом Порфирием (Успенским) и архимандритом Антонином (Капустиным) и созданное державной волей императора Александра III, Палестинское Общество работало преемственно под председательством великого князя Сергия Александровича, а после его гибели — под руководством его супруги, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Пользуясь постоянной церковной и государственной поддержкой, трудясь рука об руку с Русской Духовной Миссией в Иерусалиме , Общество много сделало для создания Русской Палестины — уникального островка нашей Отчизны в Святой Земле.

http://patriarchia.ru/db/text/258614.htm...

Императорское Православное Палестинское Общество: традиции и современность Интервью с Ярославом Николаевичем Щаповым, председателем Императорского Православного Палестинского Общества Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Ярослав Николаевич Щапов. 17 января в резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре состоялась встреча Алексия II с руководством Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Святейший Патриарх пожелал участникам встречи благословенных успехов в их трудах, отметив, что все больше паломников из России и других стран посещают Святую Землю. " Мы предполагали, что в новом XXI веке будет увеличиваться поток паломников в Палестину. Для них при поддержке Палестинского общества была построена в Вифлееме гостиница… Вооруженное противостояние на этих землях оказало свое разрушительное действие, но с Божией помощью мы преодолели ряд трудностей, — констатировал Патриарх, — и гостиница в настоящее время принимает паломников, прибывающих в Вифлеем " . Корреспондент Православия.Ru обратился с просьбой к председателю Императорского Православного Палестинского Общества, члену-корреспонденту Российской Академии наук, известному историку Древней Руси и Русской Православной Церкви Я.Н.Щапову с просьбой ответить на ряд вопросов. — Ярослав Николаевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания Общества и возрождении его деятельности в наши дни. — Можно сказать, что среди многих общественнных организаций в современной России есть одно, которое отличается и характером деятельности, и составом, и, главное, своей историей. Это Императорское Православное Палестинское Общество — одно из старейших в России, созданное еще в 1882 году. Несмотря на название, это — светская, а не церковная организация, хотя Русская Православная Церковь в лице своих членов — иерархов, священников и мирян — участвует в его работе. Общество было создано более 120 лет назад, тогда, когда из России ежегодно разными путями приезжали на Святую Землю — колыбель христианской веры сотни и тысячи людей, чтобы поклониться местам, где жил и учил Сын Божий. Евангельское учение оживало в их сердцах, соединяясь с дивными образами этой земли. Облегчить им эту трудную и дорогую дорогу, сделать возможным сносный ночлег в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и других местах, обеспечить возвращение на родину — вот одна из первых целей, которую ставили перед собой организаторы Общества.

http://pravoslavie.ru/4655.html

Слово Святейшего Патриарха Алексий II на торжественном собрании, посвященном 125-летию Императорского Православного Палестинского общества Москва, 14 июня 2007 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с приветственным Словом к участникам торжественного собрания, посвященного 125-летию Императорского Православного Палестинского общества, сообщает сайт Седмица.Ru .Текст  Слова Святейшего Патриарха приводится ниже. Уважаемый Сергей Вадимович! Я благодарю Вас за поздравления по случаю 17-й годовщины моей Интронизации и за вручение высокого ордена, который обязывает и впредь неослабно способствовать укреплению межрелигиозного мира, нравственного здоровья в нашем обществе, возрождению духовных и нравственных ценностей. И в дальнейшем, сколько Бог даст жизни, буду трудиться на благо нашего Отечества, на благо нашего народа и на благо Святой Церкви, служителем которой я являюсь уже более 57 лет. Дорогие братья и сестры! «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62:1). Эти слова святого пророка Исайи, которого называют «евангелистом Ветхого Завета», не случайно были избраны в качестве девиза Православного Палестинского Общества его основателем Василием Николаевичем Хитрово. Торжественное открытие Общества 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге было приурочено к празднованию святых равноапостольных Константина и Елены, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле, обретших «спасительное знамение» Животворящего Древа Креста Господня. Этот день вот уже 125 лет отмечается как день рождения Палестинского Общества. Содействие русскому православному паломничеству, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока — основные уставные задачи Общества — неотделимы от церковного делания. Глубокая связь России с Палестиной укоренена в православной вере и благочестии, в постоянной духовной обращенности наших предков и современников к местам, где совершалась библейская история, где проходила земная жизнь Христа Спасителя, где родилась Его Церковь.

http://pravoslavie.ru/22666.html

Архив Пн Выступление министра иностранных дел России С.В. Лаврова на заседании Совета Императорского православного палестинского общества 30 ноября 2012 г. 11:33 28 ноября 2012 года министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров выступил на заседании Совета Императорского православного палестинского общества , которое состоялось в штаб-квартире ИППО в Москве. Ваше Святейшество, уважаемый Сергей Вадимович, уважаемый Сергей Семенович, уважаемый Евгений Максимович, дорогие друзья! Прежде всего, хотел бы поздравить всех нас с переездом Императорского православного палестинского общества в это прекрасное здание. На наших глазах его убранство обогащается даром, который сейчас Святейший Патриарх преподнес ИППО. Уверен, что обретение Обществом своего постоянного дома позволит еще энергичнее, не отвлекаясь на различные бытовые проблемы, продвигать идеалы мира, добра, милосердия, которые всегда лежали в основе деятельности ИППО. Наша общая задача – и в этом Министерство иностранных дел России полностью совпадает с задачами Русской Православной Церкви, Императорского Православного Палестинского Общества — укрепление гуманитарных связей между народами Российской Федерации, стран Ближнего Востока и Северной Африки и российского присутствия на Святой Земле. Сегодня говорилось о том, что это присутствие расширяется, опираясь на все более прочную почву. Уже упоминалось о решении непростых вопросов, связанных с возвращением Сергиевского подворья в Иерусалиме. На очереди — Александровское подворье. Это будет не очень простая задача, но, думаю, справедливость должна восторжествовать, и мы совместно ведем эту работу. Святейший Патриарх упоминал о Российском культурном и научном центре в Вифлееме. Там будет ощущаться наш вклад в реставрацию Храма Рождества Христова: будет строиться школа, и на это уже выделены 1,5 млн. долларов. Сейчас в практическую плоскость входит проработка вопроса о строительстве в Вифлееме на улице им. В.В.Путина многоцелевого спортивно-оздоровительного делового центра, где палестинцы могут и заниматься спортом, и проводить деловые контакты, посвященные дальнейшему укреплению нашего сотрудничества с Палестинской национальной администрацией.

http://patriarchia.ru/db/text/2623344.ht...

Б. Мансуров В конце 1884 года Русским Палестинским Обществом обнародован был 7-й выпуск Православного Палестинского Сборника, в котором отдавался отчет о результатах раскопок, предпринятых Обществом в 1883 г. в Иерусалиме на Русском участке близ Храма Гроба Господня В 1885 году появилась в печати книга моя «Базилика Императора Константина в св. гр. Иерусалиме по поводу Русских раскопок близ Храма Гроба Господня». В этой книге я позволил себе оспаривать некоторые выводы, сделанные авторами и редакторами 7-го выпуска Палестинского Сборника, и опровергать ту систему реставрации Константиновской базилики, которую поддерживали Иерусалимский археолог г. К. Шик и главный деятель Палестинского Общества В. Н. Хитрово . Возбужденный этими изданиями археологический литературный спор обогатился с 1884 г. поныне появлением ряда статей и трудов, которые имеют прямое отношение к рассматриваемым в тех книгах историческим и топографическим вопросам. В России были напечатаны: 1) В Журнале Министерства Народного Просвещения (1886 г. Февраль) статья г. П. Р. под названием «Базилика Императора Константина и пр.»; 2) В Журнале «Христианское чтение» (1886 г., Март Апрель) статья г. профессора Н.В. Покровского под заглавием «Раскопки на Русском месте в Иерусалиме»; 3) В сообщениях Палестинского Общества: а)      1 Октября 1885 г Прибавление к раскопкам на Русском месте близ Храма Воскресения в Иерусалиме, без имени автора; б)      28 Ноября 1885 г доклад В. Н. Хитрово , читанный им в заседании отделения ученых исследований и изданий, под заглавием «По поводу книги Базилика Императора Константина»; в)      7 Декабря 1885 г. статья В. Н. Хитрово под названием «Научное значение раскопок, произведенных православным Палестинским Обществом на Русском месте близ Храма Гроба Господня в Иерусалиме» и 4) В 1886 году 11-й выпуск Палестинского Сборника, под редакцией профессора В. Г. Васильевского заключающий в себе безусловно замечательный и капитальный для Иерусалимской топографии труд, – труд, которым могла бы гордиться и опередившая нас западная наука.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

Скачать epub pdf Раздел 7. Сергиевское подворье Предисловие Документы этого раздела освещают историю создания одного из наиболее интересных в архитектурном и культурно-историческом отношении объектов Русской Палестины. Сергиевское подворье, получившее своё имя в честь председателя Императорского православного палестинского общества великого князя Сергея Александровича, стало первым строительным проектом ИППО в Иерусалиме. Его создание неразрывно связано с памятью одного из интереснейших деятелей общества Дмитрия Дмитриевича Смышляева. Пермский уроженец, исследователь-краевед, на протяжении многих лет служащий пермской земской управы, Смышляев совершил в 1865 г. путешествие по Ближнему Востоку. Его воспоминания и впечатления о поездке на Синай, по Египту и по Палестине публиковались ещё в 1860–1870 гг., задолго до возникновения Палестинского общества. Неудивительно, что он охотно принял приглашение В. Н. Хитрово отправиться в Иерусалим уполномоченным общества, для развития деятельности ИППО непосредственно в Святой Земле. В Архиве внешней политики Российской Империи (фонд РИППО) сохранилось семь папок с документами и перепиской Д. Д. Смышляева, позволяющими составить подробную летопись строительства Александровского и Сергиевского подворий ИППО, церкви Марии Магдалины в Гефсимании, жизни русской колонии в Иерихоне и Назарете (оп. 873/1, д. 18–24). В канун выезда в Палестину он встретился и беседовал с председателем Палестинского общества великим князем Сергеем Александровичем в подмосковном Ильинском (письмо из Москвы В. Н. Хитрово от 12.10.1885 г.). Менее чем через месяц, в начале ноября, мы видим его уже в Иерусалиме. Первоначальные планы общества были достаточно скромны: установить кипятильный аппарат для столовой и чайной на Русских Постройках, попытаться использовать для размещения паломников войлочные кибитки, доставленные из России, наладить питание и санитарное обслуживание возрастающего числа паломников (бани, прачечные и т. п.). Главная задача, которую ставил первоначально перед собой Смышляев, проверить возможность расширения Русских Построек путём строительства нового подворья на ранее приобретённой территории, находившейся в ведении Палестинской комиссии при Азиатском департаменте МИД.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Во главе всех процессов в России должна стоять духовность...» Беседа с Сергеем Вадимовичем Степашиным, Председателем Императорского Православного Палестинского Общества 30.09.2017 641 Время на чтение 15 минут - Уважаемый Сергей Вадимович, исполнилось 10 лет Вашей многогранной, плодотворной деятельности на посту Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Совсем недавно, посещая Курганскую область, Патриарх Кирилл в своем выступлении отметил и достижения возглавляемой Вами организации, и Ваш личный вклад. Какую роль играла Святая Земля в жизни нашего православного народа и каково значение ИППО в консолидации современного российского общества? - Да, мы совсем недавно отметили на Курганской земле 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, выдающегося ученого и церковного деятеля. Побывали в селе Батурино, где родился создатель Русской Палестины, где служили священниками его отец и дед. Места эти намоленные, святые. И я признателен Святейшему Патриарху Кириллу за то, что он сумел найти возможность туда приехать. Это первый визит Предстоятеля Церкви в Курганскую область за всю историю нашей страны. Архимандрит Антонин был Почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Он заложил основы для укрепления русского присутствия в Палестине, всячески содействовал развитию русского православного паломничества во Святую Землю, укреплял отношения Российской империи и Русской Православной Церкви с христианскими народами Ближнего Востока. Наше Общество всегда считало архимандрита Антонина своим учителем, образцом и наставником. Надо сказать, что он никогда не был формальным Почётным членом ИППО. Прежде всего, потому, что он оказывал реальную поддержку Обществу в его деятельности на Святой Земле, помогал русским паломникам, вел научную работу, поддерживал образовательную и просветительскую деятельность. Одним из важнейших событий юбилейных торжеств этого года станет проведение 17 октября научной конференции «Вечно вещий образ Палестины». Она будет посвящена 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина Капустина и пройдет в Центре ИППО в Москве .

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/30/...

Скачать epub pdf Раздел 5. Императорское православное палестинское общество Предисловие. История Императорского православного палестинского общества отложилась в Архиве внешней политики Российской Империи в виде большого специализированного фонда, получившего исторически неточное, но общепринятое обозначение РИППО – Российское императорское православное палестинское общество (ф. 337/1 и 337/2). Первый из них содержит журналы заседания Палестинской комиссии за 1865–1889 гг. (см. выше). Второй, наиболее объёмный и содержательный, включает тринадцать описей (оп. 873/1–13), в общей сложности 4940 дел, некоторые из которых, в свою очередь, включают по несколько десятков порой достаточно пространных документов. Кроме того, дела Палестинского общества рассредоточены в фондах «Греческий стол» (25, 26а, 266, 27 «картоны», в старинном обозначении), «Посольство в Константинополе», «Политархив», «Азиатский департамент», «Санкт-Петербургский главархив» и др. Из этого моря документов, практически не использованного для историко-дипломатического и церковно-исторического описания русского присутствия в Святой Земле, мы с необходимостью вынуждены были ограничиться лишь несколькими тематическими группами источников. Прежде всего это документы, связанные с материальной основой русского присутствия: участки, унаследованные ИППО в 1889 г. от Палестинской комиссии и вновь приобретённые им (начиная с 1886 г.), и воздвигнутые на них храмы и подворья. Для компактности расположения мы выделили в специальные разделы документы, посвящённые основным архитектурно-строительным проектам ИППО в Палестине. Это – в хронологическом порядке – « Церковь Марии Магдалины в Гефсимании» (1885–1888), «Сергиевское подворье» (1886–1890), «Александровское подворье» (1887–1896; в тот же раздел включены документы о раскопках архимандрита Антонина 1883 г., приведшие к всемирно известному открытию Порога Судных Врат, фрагмента Иерусалимской стены времён Христа Спасителя и арки базилики Константина). Далее следуют материалы о так называемом Вениаминовском подворье, подаренном обществу иеромонахом Вениамином в 1891 г. Следующим большим проектом, было «Николаевское подворье», воздвигнутое в 1901–1906 гг. Почти одновременно сооружается «Назаретское Сергиевское подворье» (1901–1904). Завершает серию история закрепления так называемого Приморского участка в Хайфе и строительства на нём здания торгово-хозяйственного назначения. Последний сюжет важен с точки зрения непосредственного значения подворий и участков Палестинского общества для экономической жизни тогдашней Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Раздел 7: Русская Духовная Миссия при архимандрите Александре (Головине). 1899–1903 553. Отношение секретаря Императорского Православного Палестинского Общества В.Н.Хитрово к начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Александру (Головину) 1023 С.-Петербург 19 апреля 1900 г. Подлинник Ваше Высокопреподобие глубокоуважаемый отец архимандрит, Прежде всего позвольте принести Вам мое усердное поздравление с наступившим светлым праздником Воскресения Христова. Да ниспошлет Вам Податель всех благ Свое свыше благословение и подкрепит Ваши силы на прохождение труда Вашего в пользу Его Святой Церкви. Вчера получил я Ваш отчет за второе полугодие 1899 г. и сегодня же перевел Вам тридцать четыре тысячи франков. По присланному Вами отчету и по поверке его мы расходимся с Вами всего на 16 р 74 к . Вы позаимствовали их из штатной суммы, на что по закону права не имели. А за тем в остатке штатной суммы на 1 января 1900 г. у Вас остается 321 р 67 к , а не 304 р 93 к , как у Вас показано. Для наглядности Вашей посылаю Вам при сем отчет, переделанный по той форме, как желательно было бы его на будущее время получать. На первую половину 1900 г. Вам следовало бы от Императорского Православного Палестинского Общества получить: По штату 8925 р зол А за исключением из них: На погашение займа Духовной Миссии Остатка по 1 января 1900 г. 351 67 – 1571 69 к Следует выслать: 7353 – 33 Кроме того Вам причитается: За наем помещения под Иерусалимскую школу с 7 февраля 1900 г. по 7 февраля 1901 г. На сооружение ограды около Гефсиманского места, начиная от северо-восточного угла его и до мусульманского владения, что нужно исполнить в нынешнее лето 996 р 67 к Всего: 8500 р 00 к Или 34000 фр Монаха Маршалька 1024 , во избежание скандала, мне удалось удержать от поездки в Иерусалим. Испрашивая Вашего благословения и поручая себя заступничеству священных молитв Ваших, остаюсь искренно Вас уважающий В. Хитрово Архив РДМ, п. 39, д. 732. 1 л. 554. Письмо профессора Московской Духовной Академии В.Н. Мышцына 1025 к архимандриту Александру

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Скачать epub pdf Василий Николаевич Хитрово – основатель и многолетний руководитель Императорского Православного Палестинского Общества. Он смог больше чем кто-либо вместить и больше чем кто-либо дать. Говоря об истории Русской Палестины, всякий беспристрастный исследователь назовет его имя среди первых – рядом с именами Порфирия (Успенского) и Антонина (Капустина) . «Если есть на свете страна, которую можно назвать общею родиною человечества, то это бесспорно – Палестина. Кто из нас не произносил священные имена Синая, Иордана, Иерусалима и Вифлеема тогда, когда не понимал еще различия между добром и злом. Три религии, верующие во Единого Бога, привыкли смотретьна Иерусалим как на средоточие их вероисповедания. Сорок веков прошли над этой страной, оставляя в ней, как геологические наслоения, свою летопись. Изучать ее – то же, что изучать развитие рода человеческого. Каждому,от простого богомольца до пытливого ученого, посещение и изучение этой страны дает столько, сколько кто можетв себе вместить» 1 . Так писал в одной из своих книг В. Н. Хитрово , основатель и многолетний руководитель Императорского Православного Палестинского Общества. Он смог больше чем кто-либо вместить и больше чем кто-либо дать. Говоря об истории Русской Палестины, всякий беспристрастный исследователь назовет его имя среди первых – рядом с именами Порфирия (Успенского) и Антонина (Капустина) . Русское дело в Палестине в эпоху реформ Василий Николаевич Хитрово родился 5 июля 1834 г. Получив блестящее образование в Александровском Царскосельском лицее, он поступилна службу в Государственный контроль, затем, с 1858 г.– в Морское министерство, во главе которого стоял тогда, в чине генерал-адмирала,младший брат и ближайший соратник Александра II великий князь Константин Николаевич. Военные и политические результаты Крымской войны заставили правительство приступить к осуществлению обширной и серьезнейшейпрограммы реформ в социально-экономической и духовной жизни России. Освобождение крестьян, военная и судебная реформы, реорганизациив духовном ведомстве – инициатива этих и других преобразований исходила, как говорили тогда, от «партии Мраморного дворца», получившей наименование по петербургской резиденции великого князя Константина. Ее называли также «партией реформ». Не забывали в Мраморномдворце и о внешней политике – прежде всего о восстановлении русских позиций на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010