Успенская Слобода. Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Соборный храм древнего Галичского Успенского монастыря на протяжении веков был средоточием жизни обители: все здешние важнейшие события так или иначе происходили в нём или рядом с ним. Сама же обитель уже в XVI веке получила поистине всероссийскую известность - во многом благодаря подвигам преподобного Паисия Галичского, по кончине погребённого в Успенском соборе, и пребывавшей в стенах храма чудотворной Овиновской иконе Божией Матери. Строительная история Успенского собора не завершилась с освящением храма в 1646 году. Первоначальный четверик с устроенными с трёх сторон входами, которые украсили характерные для этой эпохи порталы, вскоре оброс пристройками: с запада появился притвор, с юга - паперть с ризницей, а в юго-западном углу выросла приземистая, не выше самого храма, колокольня. Вот что пишет о ней в своей книге " На земле древнего Галича " искусствовед А.А. Тиц: " Устойчивый прямоугольный объём звонницы спрятался за широкой спиной храма, и только небольшой конус каменного шатра возвышается рядом с цилиндром барабана. Есть все основания считать, что в Паисиевом монастыре сохранился один из древнейших образцов шатровой колокольни, возможно конца XVI века. Архаические формы этого сооружения легко ассоциируются с замечательной Успенской церковью-колокольней на Кубенском озере, чей силуэт дополнил в 1543-1549 годах красу водного простора " . Это наблюдение, за исключением неверной датировки, весьма любопытно. С окончанием и освящением в конце XVII века каменной Троицкой церкви два монастырских храма были соединены переходами. В монастырской описи 1702 года находим сообщение о том, что в Успенском соборе устроен пятиярусный тябловый иконостас, а царские врата придела святителя Леонтия представляют собой не что иное, как царские врата из иконостаса деревянного предшесвенника каменного храма. После секуляризации Паисиево-Галичский монастырь оставался средоточием духовной жизни Галича. Во второй половине XVIII века Успенский собор дважды ремонтировался: в 1776-1777 годах восстанавливали повреждённую ураганом его центральную главу и белили стены, а в 1795 году растёсывали окна и украшали лепниной интерьер. В конце 1830-х годов на месте сломанной южной паперти возвели придел преподобного Паисия Галичского - разумеется, в ампирных формах. Предполагается, что тогда же позакомарное покрытие было заменено более функциональной четырёхскатной крышей и в храме установили новый иконостас. Далее в истории монастыря произошёл трагический сюжет, хронологически приходящийся на советские годы.

http://sobory.ru/article/?object=05169

И. был пострижен в монашество в Паисиевом Галичском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре прп. Паисием Галичским, к-рый ок. 1434-1440 гг. стал игуменом обители. Как следует из хранившейся в монастырском архиве до 20-х гг. XX в. и впосл. утраченной службы И. XVIII в. (известна в цитатах в трудах историков XIX - нач. XX в.), прп. Паисий был родственником И. Через неск. лет после пострига И. был рукоположен во иерея. В Житии прп. Паисия рассказывается о том, как во время пожара в мон-ре И. спас главную святыню обители - Овиновскую икону Божией Матери : загоревшийся Успенский храм был заперт, и тогда «священник же обители Иаков... взем бревно и разбив двери церковныя, сквозе пламени вниде в церковь, и чудотворную... Пречистыя Богородицы икону взем, изнесе из церкве сквозе пламень». Огонь в храме был настолько сильным, что «сребро и злато, иже бе у чудотворного образа,- венец, и цата, и гривны, от нестерпимого пламени все разлияшася в малые части», однако И. «изыде... из пламени ничем же неврежден, ниже влас главы его опален бяше» (Житие прп. Паисия Галичского. 1898. С. 17-18). По сведениям, содержавшимся в службе И., святой, прожив какое-то время в Успенском мон-ре, по благословению прп. Паисия отправился искать место для основания собственной обители. Близ «Староторжья» (на месте старого торга (рынка), рядом с древним урочищем Столбище, или Старое городище) И. основал Староторжский мон-рь (впервые упом. в писцовых книгах 1635 г. кн. Н. Мещерского, в этом источнике обитель не связывается с И., не сообщается ни о могиле, ни об изображениях святого). Из службы И. известно, что преподобный был погребен на кладбище для странников близ мон-ря, у его гроба больные исцелялись «от лютых трясавиц». Впосл. над местом погребения святого была построена деревянная ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. Отождествление основателя Староторжского мон-ря с иером. Иаковом, рассказ о к-ром содержится в Житии прп. Паисия Галичского, по-видимому, имело место в XVIII в. и отразилось в составленной в этом столетии службе святому.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (1317, Москва - 10 янв. 1429, Павлов Обнорский мон-рь), прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Основным источником сведений о П. является его Житие. По мнению В. О. Ключевского, различные тексты о святом существовали до появления Жития, древнейшая из редакций, Пространная, была составлена незадолго до 1538 г. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 271-272). Житие сохранилось в списках XVI-XVIII вв., однако его лит. история до конца не изучена. По мнению М. Д. Каган и М. В. Захаровой, существовали 4 редакции. Пространная редакция изначально не имела описаний чудес, при ее подготовке для включения в ВМЧ были составлены первые 19 чудес. В связи с канонизацией святого на Соборе 1547 г. их число увеличили до 26. На основе Пространной редакции составлены Краткая и Первая Проложная редакции. Вторая Проложная редакция, вошедшая в состав печатного Пролога 1642 г., в значительной мере является самостоятельным произведением. В ней имеются сведения, отсутствующие в Пространной редакции ( Каган. 1988. С. 316; Захарова. 2005). В наст. время известны более 30 списков Жития. М. С. Егорова показала, что Пространная редакция Жития в значительной мере основана на Житиях из «Соборника» прп. Нила Сорского: в тексте имеются скрытые цитаты из Житий святых Евфимия Великого, Феодосия Великого, Иоанникия Великого, Паисия Великого, Кириака Отшельника, Петра Афонского, Симеона Дивногорца, Иоанна Безмолвника, Арсения Великого, Феодора Сикеота, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. Кроме того, цитируется Житие Кирилла Белозерского ( Егорова. 2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика ( Пигин. 2001). С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» ( Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Иаков: святые русские этого имени Иаков : святые русские этого имени 1–7 по порядку церковного поминовения в году. 1) Иаков прп. галичский. В «Верном месяцеслове всех русских святых», составленном по донесениям Св. Синоду преосвященных всех епархий в 1901–1902 гг. (изд. синод. типогр., Москва 1903 г.), указываются в числе канонизованных три соименные подвижника в пределах костромских: два Иакова железноборовские и пр. Иаков галичский. Память последнего 30 мая и 4 апр. У пр. Серия Иаков галичский указывается в числе только чтимых святых, но не канонизованных (Полный месяцеслов востока. П2, 3, стр. 560). Тоже у проф. Е. Е. Голубинского : История канонизации св. русской церкви (изд. 2-е, Москва 1903 ), стр. 327. Пр. Димитрий в своем Месяцеслове (на 4-е апр.) не высказывается определенно об Иакове галичском. У пр. Филарета (Русские святые) и арх. Леонида (Святая Русь) нет ничего об Иакове галичском. Наиболее подробные сведения о жизни пр. Иакова гал. даются в книжке неизвестного автора: Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса» (Кострома 1879, стр. 124–125). На основании рукописного жития пр. Паисия галичского († окт. 1460 г.) здесь сообщается, что при жизни пр. Паисия, след., в XV в., в его монастыре жил священноинок Иаков; последний особенно прославился после пожара, когда он, не пострадав сам, вынес из огня чудотворный образ Овиновской Божией Матери, на котором уже расплавились от жары металлические украшения. Избегая славы, смиренный Иаков удалился в монастырь св. Николая в г. Галиче (Костромск. губ.), на Староторжии, где ныне женский монастырь. Здесь он скончался и погребен под алтарем церкви Бориса и Глеба. Жители г. Галича чтут доныне пр. Иакова, как мужа святой жизни и чудотворца. В Николаевском монастыре писались иконы пр. Иакова и хранится в рукописи служба ему. 2) Иаков препод. железноборовский, основатель Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, который находится в 15-ти верстах от уездного города Буя Костромской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Летопись по Лаврентьевскому списку. Издание третье Археографической Комиссии. Спб. 1897. Содержание Великие Минеи Четии, собранный всероссийским митрополитом Макарием Ноябрь, дни 1–12. Издание Археографической Комиссии Спб. 1897 Житие святого Стефана, епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Издание Археографической Комиссии. Спб. 1897 Хождение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461–62 годах. Православный Палестинский Сборник Выпуск 45. Москва 1896 Хождение архимандрита Агрефенья, обители Пресвятыя Богородица. Православный Палестинский Сборник. Выпуск 48. 1896 Беседы преп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. АпокриФический памятник XVI века. Текст его с введением В.Г. Дружинина и М.А. Дьяконова. Летопись занятий Археографической Комиссии. Выпуск X. Спб. 1895. Н. Никольский. Материалы для истории древней русской духовной письменности. Известия Отд. русск. яз. и слов. Имп. Ак. Наук. 1807. Том II, кн. I-aя. Житие преп. Паисия Галичского по списку первой половины XVIII века. Православный Собеседник, 1898. Июль-август Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Издание журнала «Странник» под редакцией проф. А.И. Пономарева     Настоящее издание летописи есть буквальная перепечатка второго (Спб. 1872), – страница в страницу. Но к прежнему тексту летописи по списку Лаврентия и по списку Московской Духовной Академии в новом издании добавлены два приложения. В первом помещено начало издания Лаврентьевской летописи, предпринятого Обществом Истории и Древностей еще в 1804 году и далеко не законченного. Издание обрывалось на 907 году и почти все погибло в Московском пожаре 1812 года. Издатели пользовались харатейным списком летописи XIV–XV в., принадлежавшем Троицкой Лавре, который также сгорел в 12 году. В издании указаны все особенности и отличия утраченного списка и в этом заключается научное значение первого приложения. Во втором приложении помещены начальные строки из поучения Владимира Мономаха по списку XVIII века. Оно очень важно для литературной истории этого драгоценного памятника нашей древней письменности. Поучение попало в летопись со стороны, неизвестно откуда, и стоит здесь не на месте: оно помещено под 1096 г., между тем описывает события более поздние. Теперь же видно, что оно читалось в древности не в одной редакции. Отрывок поучения Мономаха, напечатанный во втором приложении, представляет начало редакции, отличной от летописной. В Лаврентьевском списке в начале поучения не хватает 4½ строк, затертых или пропущенных в том оригинале, с которого оно переписывалось в летопись. В новом списке эти строки читаются. И в полном виде начало поучения Мономаха получает несколько другой смысл, чем какой придавали ему наши историки. Любопытно также отметить, что христианское имя князя Владимира Мономаха в новом тексте поучения не Василий (как у Лаврентия), а Феодор, что согласно с Татищевым, который вероятно пользовался подобной же редакцией памятника. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЧСКАЯ И МАКАРЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ Костромской митрополии Русской Православной Церкви образована решением Священного Синода от 27 дек. 2016 г. путем выделения из состава Костромской епархии (см. Костромская и Нехретская епархия ). Епархия входит в состав Костромской митрополии , объединяет приходы в административных границах Антроповского, Вохомского, Галичского, Кадыйского, Кологривского, Макарьевского, Мантуровского, Межевского, Нейского, Октябрьского, Островского, Павинского, Парфеньевского, Поназыревского, Пыщугского, Солигаличского, Чухломского, Шарьинского районов Костромской области. Кафедральный город – Галич, кафедральный собор – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Правящий архиерей – епископ Алексий (Елисеев) . Епархия разделена на благочиннические округа: Галичский, Чухломской, Солигаличский, Нейский, Макарьевский, Мантуровский, Шарьинский, Павинский, Монастырский. При епархиальном управлении работают отделы: миссионерский, по делам молодежи, по социальному и тюремному служению и взаимодействию с Вооруженными силами. В епархии действуют 3 монастыря (1 мужской и 2 женских). При Свято-Покровской Аврамиево- Городецком монастыре действуют братство во имя преподобного Авраамия Городецкого, детский приют для мальчиков-сирот, Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество. Епархиальные СМИ включают официальный сайт епархии ( http://galich-eparhia.cerkov.ru). Святыни и крестные ходы Одна из самых почитаемых икон г. Галича – Овиновская икона Божией Матери . Чтимый список ее с 2004 г. находится в Паисиевом Галичском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В этой же обители почивают под спудом мощи преподобного Паисия Галичского . В Авраамиевом Городецком в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре покоятся мощи преподобного Авраамия Галичского , старинный покров с раки преподобного, также на территории этого монастыря находится святой колодец, ископанный преподобным Авраамием.

http://pravenc.ru/text/357526.html

издательство П.П. Сойкина Иаков Иаков – имя святых русских (по порядку их церковного поминовения в году. Иаков – преподобный галичский. Наиболее подробные сведения о жизни его даются в книжке неизвестного автора «Святые угодники Божии и подвижники костромские; их подвиги, кончина и чудеса» (Кострома, 1879, стр. 124 – 125). По ним видно, что преподобный Иаков вначале жил в монастыре преподобного Паисия Галичского († 1460 г.), а затем, удалился в монастырь св. Николая в Галиче (ныне здесь женский монастырь). Здесь он скончался и погребён под алтарём церкви. Окрестные жители чтут св. Иакова как чудотворца и мужа святой подвижнической жизни. В Николаевском монастыре писались иконы преподобного Иакова и хранится рукописная служба ему. Иаков – преподобный железноборовский; происходил из рода бояр Аносовых. Рано почувствовав стремление к иноческой жизни, Иаков отправился в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него пострижение. Спустя несколько времени (в 1392 году), Иаков, приняв благословение преподобного Сергия, отправился в родные костромские места и поселился в пятнадцати верстах от нынешнего города Буя, в местности, называемой «Железный Борок». Скоро слава о его подвижнической жизни распространилась и привлекла к нему последователей. Великий князь Василий Дмитриевич, большой его почитатель, помог ему устроить на Железном Бору монастырь (1415 г.) во имя Иоанна Предтечи. Монастырь этот во время народных бедствий, посетивших костромской край – моровой язвы в двадцатых годах XV столетия и татарских набегов – оказывал помощь и давал убежище окрестным жителям от жестокости татар, пока не был сам разорён татарами. Трудами преподобного Иакова он вновь отстроился, после чего преподобный Иаков, по просьбе братии, митрополитом Ионой был поставлен игуменом. В этом же монастыре преподобный Иаков скончался в 1442 году: по одним сведениям 11 апреля, по другим – 5 мая, в каковые числа и совершается его память. Канонизирован Иаков ранее 1628 года. Иаков железноборовский второй – ученик и почитатель преподобного Иакова, основателя Железноборовского монастыря (см. выше). Вначале подвизался в Предтеченском монастыре, а потом перешёл в принадлежащую монастырю Брылевскую пустынь, где скончался и был погребён. Празднование ему совершается в день Сошествия Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Сортировать по Исключить новости Поиск по сайту Сортировать по Исключить новости Применить Сбросить 2 августа, 2013 Культура.рф — История.рф — Навигатор (1 августа) Представляем вниманию читателей интересные публикации порталов Культура.рф и История.рф на прошедшей неделе. 20 мая, 2011 Православная стенгазета 74 В номере: святые Кирилл и Мефодий, Патриарх Кирилл о беседе Христа с самарянкой, протоиерей Дионисий Поздняев - миссионер из Китая, священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский. 17 июня, 2011 Православная стенгазета 78 В номере: Неделя всех святых, толкование на Евангельское чтение, о Петровом посте, «Хоть немного побудем апостолами» - статья протоиерея Игоря Пчелинцева, Любовь Осенина о Троицком чуде, старец Паисий Святогорец об изменении жизни. 9 июня, 2011 В Русской Православной Церкви поддерживают инициативу Фонда «Здравомыслие» о строительстве в Москве 200 новых детских садов Протоиерей Всеволод Чаплин комментирует одну из последних инициатив Фонда " Здравомыслие " о строительстве в Москве 200 детских садов. 27 мая, 2011 Православная стенгазета 75 В номере: о празднике Вознесения Господня, толкование на Евангельское чтение об исцелении слепорожденного, «Вознестись над суетой» - священник Димитрий Шишкин, ответы на вопрос «Что значит быть христианином в XXI веке», наставление старца Паисия Святогорца. 3 августа, 2010 Епископ Бурятский Савватий: Наступило время всем сплотиться вокруг нашей общей беды Присоединяясь к Патриаршему обращению, я призываю вас всех, жителей нашей Республики: верующих православных, исповедующих иную религию и не исповедующих никакой религии. Объединимся все в общем порыве, окажем посильную помощь пострадавшим от лесных пожаров! 5 марта, 2010 Священный Синод одобрил деятельность Братства православных следопытов На прошедшем заседании Священного Синода был заслушан рапорт Преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи, о деятельности Братства православных следопытов в 2009 году в связи со 100-летием образования скаутского движения в России.

http://pravmir.ru/search/русская ...

Рубрики Паисиево-Галичский монастырь: Обитель, которая началась с чуда 3 мин., 24.01.2022 Поделиться Белый силуэт Паисиево-Галичского Успенского женского монастыря — первое, что видит путник, подъезжая с северной стороны к городу Галичу. Монастырь увековечил в названии имя своего самого известного настоятеля — преподобного Паисия Галичского. Сегодня « Дорога к храму » ведет в Паисиево-Галичский монастырь. Паисиево-Галичский женский монастырь С горы Красницы открывается чудесный вид на Галич, Шемякину гору и Галичское озеро. Здесь в конце XIV века боярин Иоанн Овин основал обитель. По преданию, осматривая место для строительства церкви, боярин встретил двух прекрасных юношей. Они поднесли ему икону Божией Матери и повелели построить церковь во имя Ее и святителя Николая… Как монастырь получил свое имя Сначала монастырь назывался Никольским. Когда постройка нового деревянного храма Успенской Божией Матери завершилась, Иоанн Овин поставил в нем явленную икону, получившую имя Овиновской. А монастырь стал Успенским. Вскоре новая церковь сгорела. Это послужило к прославлению святого образа. Ученик преподобного Паисия инок Иаков — в будущем святой, преподобный Иаков Галичский — вынес образ из пламени. На иконе расплавились все металлические украшения, но сам образ остался невредим. Оригинал чудо­творной Овиновской иконы был утрачен — возможно, во время Смутного времени. Чтимый список с нее сегодня — одна из главных святынь монастыря. Удивительная икона безрукого иконописца В Успенском соборе монастыря можно поклониться чудотворной иконе «Спас Нерукотворный». Образ создан иконописцем Григорием Журавлевым (1858–1916), родившимся без рук. Он писал икону, держа кисть в зубах. Троицкая церковь Этот небольшой храм был освящен в 1642 году. Так он выглядел на фото в конце XIX beka. В 1919 году монастырь был закрыт, ограду разобрали, уничтожили древнее кладбище, а на Троицкой церкви сбили главы. Несмотря на то, что с 90-х годов обитель возрождается, храм пока не обрел свои главы и купола. Преподобный Паисий Галичский

http://foma.ru/paisievo-galichskij-monas...

В Костромской области освятят город Галич. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Костромской области освятят город Галич 02.09.2009 09:00 Версия для печати Кострома, 1 сентября. В Костромской области 4-6 сентября пройдут торжества, посвященные 850-летию Галича, сообщили " Интерфаксу " во вторник в пресс-службе губернатора. В русских летописях Галич упоминается в связи с походом на Русь войска Батыя. В 1246 году Галич стал стольным градом самостоятельного удельного княжества. Родоначальником первой династии галичских князей был Константин Ярославович Удалой, родной брат Александра Невского, правнук Юрия Долгорукого. В 1363 году московский князь Иван Калита включил княжество в состав московских владений. До середины XVI века Галич был опорным пунктом Москвы в борьбе с сильным Казанским ханством. Галичская земля - родина четырех русских святых - святителя Филиппа, митрополита всея Руси, Павла Обнорского, Макария Унженского и Паисия Галичского. В XVI-XVII веках в районе Галича насчитывалось десять монастырей. 4 сентября на центральной площади Галича состоится освящение этого города архиепископом Костромским и Галичским Александром, после чего пройдут крестный ход и праздничный молебен. Второй раз после 150-летнего перерыва в город привезут Феодоровскую икону Божией Матери.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010