Девятнадцатый день. Поучение 2-ое. Преподобный Паисий Великий. (В чем должна выражаться родительская любовь к детям?). I. Преподобный Паисий, память коего ныне, живший в V веке, был родом из Египта, сын богатых и благочестивых родителей, щедро благотворивших всем нуждающимся. Еще будучи отроком он лишился отца и жил под надзором матери, которая из семи сыновей своих любила в особенности Паисия, как младшего по возрасту. Мать Паисия часто задумывалась о том, что ждет ее сына в жизни. Однажды ночью во сне явился ей ангел и сказал: «Бог, Отец сирот, послал меня к тебе. Зачем ты печалишься, заботясь о своих детях? Не ты одна заботишься о них, но и Бог; оставь печаль и посвяти на служение Ему одного из сыновей твоих». – «Все дети мои принадлежат Богу», отвечала мать, «и если который из сыновей угоден Ему, пусть Он возьмет его». Тогда ангел, взяв за руку Паисия, сказал: «вот этот угоден Богу». – «Лучше возьми кого-либо из старших сыновей, которые смышленее», просила мать. «Разве не знаешь ты», возразил ангел, «что сила Божия является и в немощах, а поэтому Бог избрал младшего сына твоего, как более способного ему угодить». С этими словами ангел стал невидим. На утро мать Паисия принесла усердную молитву Богу, затем она просила принять Паисия в церковный клир. Просьба ее была исполнена, и Паисий стал усердно исполнять возложенные на него обязанности. Достигнув юношеских лет, Паисий сделался иноком и прославился святостию жизни и даром прозорливости и чудотворений. II. Из этого рассказа, вы, братия, ясно можете видеть, в чем вы должны выражать любовь свою к детям. а) Вы вполне обнаружите таковую, если с первых лет жизни детей своих будете заботиться не о том только, чтоб они были сыты, не об одном только телесном здоровье и благополучии их, но главным образом должны заботиться о духовном благе детей своих, – о том, чтобы вселить в души их истины Христовой веры и благочестивой жизни. В первыя лета, когда дети еще не вполне овладеют ясностию сознания и понимания окружающего их мира, они зорко присматриваются к действиям других и стараются подражать им. Посему, в эту пору вы старайтесь, братие, действовать на детей своим добрым примером. Когда вы молитесь: утром ли, восстав от сна, пред и после пищи, вечером, – всегда молитесь с глубоким благоговением, так как такая молитва не только приятна для Бога, душеспасительна для вас, но и для малых птенцов ваших, которые несомненно следят за вами в это время и поучаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ГЛАВА ПЯТАЯ. ОКОНЧАНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Сношения с православным Востоком: Грециею и Грузиею. – Сношения с Персиею. – Договор с компаниею персидских армян. – Построение корабля для Каспийского моря. – Калмыки. – Сибирь. – Сношения с Китаем. – Общий обзор царствования Алексея Михайловича. – Семейные дела царя. – Его кончина. – Характер. – Приближенные к нему люди. Мы видели, какую жизнь сообщили нашим сношениям с Грециею нужды русской церкви – исправление книг и Никоново дело. Мы видели, какую важную роль в последнем деле играл Паисий Лигарид, видели, что он хотел оставить Москву при окончании дела. Не знаем – волею или неволею, но он остался в Москве. Летом 1667 года он бил челом государю: «Служу я тебе, великому государю, на Москве седьмой год, а жалованья идет мне на день 11018 алтын по 4 деньги, и этим мне с людьми прокормиться нельзя». Просьба не была исполнена, велено давать прежнее жалованье. Чтобы показать свою службу, Лигарид подал царю письмо, в котором извещал об известном пророчестве, находящемся в житии Андрея-юродивого, что белокурый народ овладеет Константинополем. Паисий, разумеется, прилагает это пророчество к русским, толкует и о князе росском Мосохе, в котором видит москвича. Но Лигарид не мог заниматься в Москве покойно толкованием пророчеств: в 1668 году иерусалимский патриарх Нектарий писал к царю: «Даем подлинную ведомость, что Паисий Лигарид отнюдь не митрополит, не архиерей, не учитель, не владыка, не пастырь, потому что столько лет как покинул свою епархию и, по правилам св. отец, архиерейского чина лишен. Он с православными православен, а латины называют его своим, и папа римский берет от него ежегодно по двести ефимков; а что он, Паисий, брал милостыню для престола апостольской соборной церкви, то лютый волк послал с племянником своим на остров Хиос». Грамота, как видно, не произвела никакого действия, потому что вскоре после ее получения сделано было следующее распоряжение: «Пожаловал великий государь газского митрополита Паисия, велел ему дать жалованье вместо прибавки корму сто рублей: двор, где он стоит, осмотреть и, что ветхо, починить, да с вин, которые купят в Архангельске, пошлин не брать».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Н.И. Гиббенет Глава XVI. Заключение Мы видели, патриархи Паисий и Макарий явились на собор не с тем, с чем явились греческие архиереи на собор 1660 года; они не сказали: «если патриарх Никон нужен и потребен, то можно снова его призвать на патриарший престол»: патриархи не указали тех примеров снисхождения, на которые указывали греческие архиереи. Как например на собор в Памфилии. Оказавший снисхождение епископу Евфимию; суд был строгий. Между прочим, положение названных патриархов было крайне затруднительно; оставались они в Москве довольно долго; Паисий и Макарий отлучились от своих престолов в дальний край, за пределы турецких владений, без ведома Порты; возвращаться к своим местам им было крайне неудобно, так как на их местах были уже поставлены другие патриархи; царь Алексей Михайлович, принял в деле патриархов горячее участие. Решено было, чтобы патриархи написали сами от себя грамоты к своим архиереям, и к другим влиятельным лицам, но так, как будто они о своих патриарших престолах нечего не знают, а в грамотах выразили бы только чувства христианской любви, молитву и благословение. Если патриархи будут писать к таким лицам, к которым великому государю царю писать невозможно, то его царское величество велит кому-нибудь из своих ближних бояр написать, и тот боярин напишет к тамошним архиереям, как наместникам и ревнителям Христовым, а к мирским, как разумным и достойным людям, что его царское величество писал ко всем четырем вселенским патриархам, для общего их известия, и просил их прийти в его столицу для исправления духовных дел и умиротворения российской церкви. Когда же его царское величество узнал, что александрийский патриарх Паисий и антиохийский Макарий находятся в Грузинской земле в сопредельных с его государством городах, для сбора милостыни, то велел призвать их в Москву, как наместников Христовых, «исправления ради патриаршего престола». Ныне же его царскому величеству ведомо учинилось, что на их архиерейские места поставлены другие патриархи; но так как означенные патриархи приехали в Московское государство по письмам от его царского величества для исправления церкви Христовой, то великий государь будет писать к турецкому султану, чтобы утвердить их на их патриарших престолах по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Русская церковь на поднятые жизнью споры и вопросы отвечала и действиями соборно административными, и творчеством богословской мысли в форме индивидуально-литературной. Соборная, административная чистка от заразы жидовства, после внешних казней, вручена была руководству осторожно избранного митрополита Симона (1495–1511 гг.). Он счел нужным пред решающим собором на жидовствующих 1504 г. созвать в 1503 г. предварительный собор. Чтобы оправдать строгий суд над еретиками и даже чуждую русской церкви огненную казнь еретиков, собор 1503 г. бесстрашно коснулся всех больных сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на церковь . Осуждены: и платы за поставления, и зазорная жизнь вдовых священников, и их литургисание на другой день после пьянства, и совместное жительство монахов и монахинь. Все это – бесспорные пороки. Но на осуждение монастырского вотчинного владения собор, как целое, не пошел, однако, обнажил и поставил этот вопрос, как спорный. Вот на арене этого собора и выступили крупнейшие и достопамятные в истории отечественной церкви персонажи, как общеизвестные – игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на реке Сорке, около Белоозера) Нил (Майков). К этой двоице вождей тогда примыкала третья фигура, несколько старейшего их и наставника Нила, старца Паисия (Ярославова). Паисий был высоким авторитетом и вождем среди заволжских старцев. Выдающаяся репутация Паисия побудила великого князя Ивана III привлечь его на управление подмосковным Троице-Сергиевым монастырем. Паисий покорился временно. Но в 1472 г. он покинул игуменство. Летопись замечает: «принуди его князь великий у Троицы, в Сергееве монастыре, игуменом быти. И не може чернецов превратити на Божий путь, на молитву и на пост, и на воздержание. И хотеша его убити, бяху бо тамо бояре и князи постригшиеся не хотяху повинутися, и остави игуменство». По обстановке момента можно предполагать, что правительство Ивана III, стремившееся начать ограничения разросшегося церковного землевладения, желало на влиятельных иерархических постах иметь иноков – нестяжателей. И Иван III через два года пытался в 1484 г., в момент конфликта с митрополитом Геронтием, возвести на митрополию Паисия. Но Паисий решительно отказался. Не ради какого-либо угождения мирской власти. Он и ученик его Нил ставили себе задачей осуществить большую реформу и иночества и всего церковного быта православия: освободить иночество от максимума экономических забот. И появление и упорство еретиков на Руси нестяжатели объясняли падением нравов и авторитета церкви, проистекавшим от обременения землевладением и крупным хозяйством. Соборный приговор 1503 года надо рассматривать, как достижение главным образом нестяжательской партии иночества, ибо буква соборного постановления звучит очень радикально и не оправдывается последующей практикой церкви, большинство епископства и монашества которой было по инерции стяжательским. Вот соборное постановление:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Беседу начал миссионер о. Казанский, чтением соборного свитка (по книге деяний Московских соборов 1666 и 1667 г.). Прочитав в цельности соборный свиток или предел освященного собора, миссионер сказал: из самого соборного деяния ясно усматривается, что Московский собор 1667 года имеет тесную и неразрывную связь с собором 1666 года и первый из них служит завершением последнего. Как тот, так и другой были собраны по одному и тому же поводу – на непокорных суесловцев, противившихся принятию новоисправленных богослужебных книг, и с одною и тою же целью – положить предел распространению и усилению появившегося в недрах русской церкви многомятежного раскола. Собор 1666 года, в своих определениях касался главным образом тех семи пунктов, которые служили и доныне служат камнем претыкания для глаголемых старообрядцев, именно собор одобрил новоисправленные книги, предписал читать 8 член Символа веры без прилога истиннаго, произносить аллилуию трижды, употреблять на просфорах печать с изображением четырехконечнаго креста, молиться троеперстно, благословлять именословно, молитву Иисусову в общем богослужении произносить: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Тех же самых пунктов касался и собор 1667 года, и постановил по оным такое же решение, еще более усилив последнее положением, так называемых, соборных клятв. Но прежде чем решать нам вопрос о соборных клятвах, нужно предварительно установить взгляд на собор 1667 года и определить, каков был этот собор, каковы его постановления, и затем уже рассматривать, на кого и за что положены соборные клятвы. На соборе 1667 года, как было вычитано, присутствовали все русские архиереи со многими архимандритами и игуменами, присутствовал и благочестивейший Государь Алексей Михайлович с своим царским синклитом; таким образом собор этот был поместным собором нашей русской церкви. Этого мало; на соборе 1667 года, кроме многих восточных греческих святителей, присутствовали святейшие восточные патриархи – Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, имевшие полномочие и от других двух патриархов восточных – Константинопольского и Иерусалимского: следовательно это был великий поместный собор, носивший характер собора вселенского, а потому постановления его должны быть всецело обязательны для православных христиан. Правда и прежде восточные первосвятители нередко принимали участие в соборных постановлениях русской церкви, как то: Иеремия на русском соборе об учреждении патриаршества в России, Феофан при избрании и возведении на патриарший российский престол патриарха Филарета, но прибытие их в Россию было случайное. Патриархи же Паисий и Макарий прибыли в Москву по приглашению русского правительства и русской церкви и единственно были приглашаемы на собор. И так Московский собор 1667 года есть собор великий, имеет несомненную важность и высокое каноническое достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/besedy...

Т. Сидаш Из предисловия к Служебнику, напечатанному в 1656 году 539 Благочестивый государь царь и великий князь Алексий Михаилович всея великия и малыя россии самодержец. И великий христолюбивый государь святейший Никон патриарх московский и всея великия и малыя россии, богоизбранная сия и богомудрая двоица святый оный собор (1654-го года) совершивше, и духа святаго исполнешеся, исполнения ради на том святом соборе уставленных, повелеша древния святыя книги от греческаязыка на славенский прежде многих лет, яко 500 лет, и вящше преведенныя, и нахартии писанныя, во царствующий свой град москву собрати. И абие премудрым их повелением отвсюду из древних российских книгохранителниц, и из великаго нова града, и живоначальныя троицы из сергиева монастыря, и из юрьева монастыря, и из хутыня монастыря иже в великом нове граде, и из иосифова монастыря волоцкого, и из прочих градов, и честных монастырей, святыя оныя древния предмногими леты писанныя книги собрашася. Таже благочестивый царь и христолюбивый патриарх, богоизбранная сугубица, оными собранными книгами единеми не удовлившеся, умыслиша здраво да не едина их воля, но да и совет вселенских патриархов оных книг о исправлении будет вкупе. И усвоившее богобоязнива мужа, именем мануила грека, и сним грамоты своя, внихже и о погрешенных в книгах вопрошения написавше, ко вселенским патриархом послаша, в тоже 7172 е лето. Всесвятейший же вселенский патриарх Паисий, и сним священнии мужие, благовернаго царя, и благочестиваго патриарха писания приемше, собор о сих скоро сотвориша, и главизнами на нем содеянными о всех писанных к ним, благочестивому Царю, и христолюбивому Патриарху ответ давше, и деяние соборное прислаша, в лето, 7173 е. во всем повелевающе последовати, древних великих православных восточныя церкве учителей, писанием сущим в ветхих книгах, греческих же и славянских. Возписа же всесвятейший Паисий патриарх вселенский, ко всесвятейшему великому государю Никону патриарху московскому, и всея великия и малыя россии, и в грамоте своей сице.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возобновитель русского монашества 7. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 23.09.2022 780 Время на чтение 11 минут   Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6          Петровские реформы в области религии, упразднение  Патриаршества, секуляризация церковного  имущества, ускорили исход монахов из России.  Те, кто особенно желал строгой монашеской жизни, шли в Молдавию, в Мерлополянский скит, где их принимал, без преувеличения сказать, великий Паисий Величковский.           На Святую Гору он ушел в 1746 году.  В 1757 году  основал скит пророка Илии, Ильинский, для «братии молдавского и словенского языка».  Для прославления преподобного Паисия хватило бы уже и того, что,  вернувшись в Россию, он возобновил в ней монашескую жизнь, но надо перечислить и его труды, хотя бы основные. Ведь именно он перевел на русский «Добротолюбие», сочинения Исаака Сирина, «Огласительные слова» Феодора Студита, сочинения Григория Паламы, Максима Исповедника, Варсонофия, сборник «Восторгнутые класы», то есть колосья, собранные с нивы Господней,  в который входили  тексты Иоанна Златоустаго, Мелетия, Фотия, Марка, Зосимы, Феогноста…      Годы, в которые прибыл на Афон преподобный Паисий, были печальны для  Святой Горы. Примерно в это  время  посещает Афон уже упомянутый Василий  Григорович-Барский. Он указывает на причину упадка монашеской жизни – это притеснение  от турок. Честно сказать,  и не только. Притеснение русских было и от греков. Славянкое племя на Афоне тиранилось и одноверцами. Наши соотечественники, пишет Барский,  вынуждены были «семо и овамо по горам скитаться, и от труда рук своих зело нуждно и прискорбно питаться, от всех презираемы. Лиси язвины имут, и птицы гнезда своя, россы же не имут, где главы приклонити на столь прекрасном, уединенном и иноческому житию весьма приличном месте».       Широко известно житие святого Паисия. Не мыслящий спасения души и монашеской жизни без  наставника, старца-духовника, он был лишен этого, и спасался с помощью святоотеческих книг. Молва о его святой жизни  не могла укрыться. К нему притекали отовсюду. Почти в отчаянии он взывал к инокам, что он и сам чает наставничества, но число их все увеличивалось.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/23/...

Настоятель слатины В монастыре Слатина Ровно в начале церковного новолетия, 1 сентября 1949 года, отец Клеопа был переведен в монастырь Слатина, уезда Сучава, вместе с тридцатью монахами из Сихастрии. «Я был вызван, – вспоминал старец Клеопа, – в Священный Синод в Бухарест Блаженнейшим Патриархом Юстинианом Марина 57 , который повелел мне спешно взять тридцать монахов и перебраться в монастырь Слатина, где оставалось тогда всего несколько монахов, а государство планировало преобразовать его в больницу. Вернувшись из Бухареста, я сообщил отцам и братиям о распоряжении Святой Патриархии. На мои слова отец Паисий и отец Кирилл сказали: – Пойдем и мы в Слатину. Было много желающих пойти с нами, но я не мог взять всех. Тогда мы отслужили всенощное бдение и бросили жребий. После этого я сказал, что если кому-нибудь выпал жребий идти в Слатину, а он не хочет, то пусть поменяется с тем, кто хочет. И так мы отправились из Сихастрии, тридцать монахов на автобусе. Когда мы подъехали к Тыргу Нямц, на дорогу высыпало множество людей и перегородило ее. Они не хотели пропускать нас дальше. До них дошли слухи, будто нас отправляют на соляные рудники 58 . Мы вышли из автобуса и стали просить людей успокоиться, поскольку нас не везут на соляные рудники, а мы едем в монастырь Слатина, и если они захотят, то могут в воскресенье прийти к нам на службу. Тогда они успокоились и пропустили нас. В воскресенье мы увидели многих из них. Они пришли, чтобы убедиться, что нас не увезли на соляные рудники. Отец Паисий, наш духовник, отправившись с нами в Слатину, оказал нам добрую службу, ибо каждый день к нам приходили десятки верующих. Святость его, Господь да упокоит его душу, исповедовал день и ночь, а народ, видя его великую кротость, с любовью внимал ему. Патриарх Юстиниан выделил на наше попечение шесть мужских монастырей и два женских – Рышка и Ватра Молдовицей. Он издал письменное распоряжение, чтобы ввели в них канонический и уставный распорядок монастыря Сихастрия. Тогда мы запретили там вкушение мясной пищи, ввели служение утрени в полночь, чтение Псалтири в храме, назначили духовников из наших отцов для еженедельного исповедания монастырского братства, по чреде. Все отцы и братия придерживались общежительного чина с великой любовью, ибо научены были этому в Сихастрии».

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Нямецкий монастырь сегодня Настоятель Нямецкого монастыря архимандрит Бенедикт Главный вход в монастырь Колодец с вкусной водой – обязательный атрибут румынских монастырей Литийный столик в крипте кладбищенского храма На братском кладбище монастыря покоятся несколько иерархов Румынской Православной Церкви Братское кладбище с церковью Иоанна Богослова Румынские паломники Храм великомученика Георгия Победоносца в восточной стене монастыря и братские кельи Паломники у раки с мощами преподобного Паисия Величковского Честная глава преподобного Симеона Столпника Дивногорца Рака с мощами преподобного Паисия Величковского Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери Правый клирос в храме великомученика Георгия Победоносца В Нямецком монастыре в начале 1930-х годов недолгое время подвизался патриарх Феоктист († 2007) Братия после вечерни Нямецкая библиотека самая крупная из всех монастырских книгохранилищ Румынии Евангелие, подаренное императрицей Екатериной II По сложившейся традиции, во время «Херувимской» молящиеся стоят на коленях, а служащий священник обходит их и касается чашей их голов Нямецкий монастырь, в котором некогда подвизался преподобный Паисий Величковский (1722–1794, память 15/28 ноября), расположен к северо-западу от румынского города Тыргу-Нямц. Монастырь был основан в XIV веке. В XV веке обитель становится центром книгописания: здесь переписывали рукописи такие известнейшие мастера, как книжник и автор многих миниатюр Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску. В 1497 году молдавский господарь святой Стефан Великий возвел на территории монастыря монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. Преподобный Паисий Величковский переселился в монастырь вместе с учениками в 1779 году. О сегодняшней жизни монастыря корреспонденту сайта Православие.Ру рассказал старец (то есть настоятель; в Румынии старцами называют настоятелей и наместников всех монастырей) архимандрит Бенедикт (Сауциуц). – Отец Бенедикт, расскажите, что представляет собой Нямецкий монастырь сегодня?

http://pravoslavie.ru/4772.html

Великий пост — это надежда на тишину Не знаю, как вам, но для меня Великий пост — всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, подчищу хвосты и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке буден забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. 3 марта, 2006 Не знаю, как вам, но для меня Великий пост — всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, подчищу хвосты и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке буден забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. Творения старца Паисия Святогорца Не знаю, как вам, но для меня Великий пост — всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, подчищу хвосты и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке буден забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. И тогда уж всё, ну всё, будет совсем по-другому, не так, как до этого поста. И хватит сил выстаивать долгие великопостные службы, и хватит духа не роптать на близких, и хватит здоровья и терпения держать пост. А ещё не нарушать несмирением и суетой ту самую вожделенную тишину, которой так ждет моё сердце… Но опять жестокие грабли бьют по моему привыкшему к наказанию носу. Может, в первую седмицу и продержусь с Божией помощью. А потом потечёт все та же жизнь, в замкнутом круге которой всё привычно и всё как всегда. Бесконечная гонка в делах, с маленькими, больше формы ради, передышками — в храм, на службу, — и опять за своё — разговоры пустые, ропот, осуждение, многозаботливость, от которой, бывает, и в глазах темно. Наверное, как никогда перед Великим постом хочется духовной поддержки, доброго слова и умного совета, есть стремление не повторять ошибок, в который раз поверить в собственные силы. И сделать хоть маленький, хоть едва заметный шажок в сторону духовного возрастания. И тут случился мне — подарок. На мой стол легла книга, которая и стала поддержкой, добрым словом, умным советом. Написал её человек святой жизни, подвижник благочестия, старец Паисий Святогорец. Уже в названии книги -помощь. «С болью и любовью о современном человеке». А это значит — о нас, о вас, обо мне. Ведь все мы можем называть себя современниками старца Паисия. Почил он не так давно, летом 1994 года. Его называют одним из благодатнейших и рассудительнейших старцев нашего времени. С болью и любовью… Каждая строчка книги проникнута этой самой болью и этой самой любовью, как проникнут был ими каждый прожитый старцем день.

http://pravmir.ru/velikij-post-eto-nadez...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010