Авраамию Смоленскому . Наиболее ранний список тропаря и кондака вне службы (РГБ. Егор. 1491. Л. 610-610 об.) датируется кон. XVII в. Как зафиксировало «Чудо о книгчии Гаврииле», в мон-ре существовала традиция чтения прихожанами тропаря и кондака над гробом П., поэтому на раке лежала дощечка с текстами. Прп. Паисий Галичский. Икона. Нач. XX в., поновление нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Прп. Паисий Галичский. Икона. Нач. XX в., поновление нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Концом XVII в. датируется и монастырская рукопись РГБ. Тихонр. 57, содержащая ранние списки Жития П. и службы ему. Это полная служба, с малой вечерней и всенощным бдением, что указывает на почитание П. в его мон-ре как великого святого. Судя по выявленным источникам, создание службы нельзя датировать временем ранее XVII в., ее возникновение следует отнести скорее к последней четверти этого столетия. Первоначально в службу входили 2 канона с азбучным и текстовым акростихами. Позднее ее текст был приспособлен для приходского богослужения, утратив один канон и часть, читаемую на малой вечерне, как отражено в списке РГБ. Тихонр. 289, нач. XIX в. Всего на наст. время известны 4 списка службы кон. XVII - кон. XIX в. ( Авдеев. 2009. С. 39-40; Семячко. 2019. Примеч. 47). Житие П. следует датировать также посл. четв. XVII в., хотя служба и Житие написаны разными авторами. Житие вероятнее всего было создано вскоре после службы, но зависит от нее в значительно меньшей степени нежели от «Повести об Овиновской иконе Богоматери», от к-рой оно унаследовало событийную канву. В наст. время Житие П. известно в 8 списках кон. XVII - кон. XIX в. ( Авдеев. 2009. С. 64-40; Семячко. 2019. Примеч. 4), передающих одну редакцию текста. Почитание П. в Новое время нашло отражение в создании акафиста, к-рый известен в 3 списках, наиболее ранний из них датируется нач. XIX в., и одной публикации по неизвестному списку ( Авдеев. 2009. С. 51-52). Мощи П. покоятся под спудом в галичском Успенском мон-ре. В «Деле о мощах несвидетельствованных», к-рое было сформировано из рапортов, присланных из епархий во исполнение указа имп.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

В соответствии с данной редакцией Жития преподобный принял постриг от прп. Макария Унженского († 1444) в Макариевом Желтоводском во имя Св.Троицы жен. мон-ре . Однако это невозможно, поскольку данный мон-рь был основан прп. Макарием ок. 1434 г. Вероятно, Г. принял монашество в первом по времени основания мон-ре Галичской земли - Авраамиевом Новозаозерском в честь Успения Божией Матери , находившемся на сев.-вост. (противоположном от города) берегу Галичского оз. (ныне с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). Обитель была основана прп. Авраамием Галичским при кн. Димитрии Борисовиче Галичском (1360-1363). Менее вероятно, что святой стал насельником Паисиева Галичского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря , находившегося на юж. берегу Галичского оз.; предание об основании мон-ря, сохранившееся в Житии прп. Паисия Галичского (известно в списках с XVII в.), не имеет хронологической приуроченности и малодостоверно. Преподобный со смирением и послушанием служил братии, поучаясь день и ночь в молитвах, был «постник чюден», так что иноки удивлялись его терпению, смирению и кротости. Спустя нек-рое время Г. принял священнический сан. Согласно Минейной редакции, преподобный стал «игуменом у Святыа Богородица честнаго Ея Рождества близ езера» (ВМЧ. Стб. 2270). Рождество-Богородицкий мон-рь, располагавшийся в 11 верстах к северо-востоку от Галича на р. Едомше, впервые упоминается в данном источнике ( Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 120). В связи с сообщением об игуменстве Г. в Галичском мон-ре в Минейной редакции имеются и др. уникальные (по-видимому, малодостоверные) известия: к Г. любил приезжать галичский кн. Георгий (Юрий) Димитриевич (1389-1434), святой крестил его сыновей, к Г. за благословением обращался вел. кн. Василий I Димитриевич (1389-1425). Преподобные Григорий Пельшемский, Арсений Комельский. Фрагмент иконы " Господь Вседержитель с предстоящими Вологодскими святыми " .

http://pravenc.ru/text/166551.html

В кон. 50-х гг. XVII в. обитель расширила свои владения далеко на восток. В 1644 г. монастырские старцы Тихон, Паисий, Косма и Пафнутий поселились за р. Ветлугой, в пустоши Ченебечихе на р. Какше (Б. Какше) Ветлужской вол. Галичского у. В 1654 г. они обратились к царю Алексею Михайловичу с челобитной, в к-рой просили пожаловать им пустошь Ченебечиху и ряд др. пустошей и просили «велеть им дать царскую грамоту… на пустоши Ченебечихе воздвигнуть церковь во имя Воздвижения честнаго креста Господня и Алексия, человека Божия». Получив грамоту, строитель Тихон, возглавивший Воздвиженскую пуст. Ветлужской вол., возвел здесь храм. В 1658 г. в челобитной к царю он «просил пожаловать велеть тое пустыню приписать к монастырю Макария Унежского чудотворца». Грамотой царя Алексея Михайловича от 28 февр. 1659 г. Воздвиженская пуст. с принадлежавшими ей слободкой, починками Холкиным, Хмелевицким, Паниным и большим количеством пустошей была приписана к мон-рю. В 1652 г. в вотчинах М. У. м. было 90 селений, в к-рых насчитывалось 399 крестьянских дворов. В 1678 г. обители принадлежало 469 крестьянских дворов. С нач. XVII в. мон-рь имел подворье в Унже, с нач. 20-х гг. XVII в.- подворье в Москве. К 1676 г. в Юрьевце находилось «подворье Макарьевского монастыря, что на Унже» (Писцовая и межевая книги. 1912. С. 63). М. У. м. во время восстания С. Т. Разина Отряды Разина дошли до вост. волостей Галичского у. В Приунженском крае появился отряд казаков во главе с атаманом Ильей (Илюшкой) Пономарёвым. Благодаря донесениям из вотчин настоятель игум. Никита имел возможность следить за перемещением отряда Пономарёва и своевременно извещать воевод в Галиче и Юрьевце. В кон. 1670 г. отряд Пономарёва, включавший 400 конников и 300 пеших, двинулся от р. Ветлуги к р. Унже и дошел до с. Тимошина. В Житии прп. Макария сказано, что разинцы увидели «пламы огненныя страшныя, иже и путь препяша... показася бо им лес тамо весь, чрез егоже достояше идти, горяше зельне», испугались идти на мон-рь и повернули на г. Унжу. 3 дек. 1670 г. разинцы вступили в г. Унжу. Однако уже 5 дек. отряд царского воеводы В. С. Нарбекова подошел к городу. Узнав о приближении правительственных войск, Пономарёв покинул Унжу. Воевода Нарбеков преследовал его, и 13 дек. в сражении близ р. Шанги (левый приток Ветлуги) разинцы потерпели поражение. Бежавший Пономарёв был схвачен и повешен в г. Тотьме. Из-за того что «в Галитчком уезде в черных людях речь такая пронеслась, бутто не вор Илюшка повешен», в кон. декабря тело атамана привезли из Тотьмы в Галич и вновь повесили на Торговой площади.

http://pravenc.ru/text/2561272.html

в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В группе Псковских святых (во 2-м ряду, волосы и борода с проседью) он изображен на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на совр. повторениях этой композиции: 1997 г. работы Н. Е. Алдошиной из иконостаса соименного придела московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках; 2002 г. работы М. В. Пыжова из храма Воскресения Христова в Сокольниках в Москве и др. Фигура преподобного в рясе, парамане и мантии, с куколем на плечах, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке включена под 8 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.). Образ Д. встречается в совр. композициях Собора Псковских чудотворцев (напр., в правой группе на 2 иконах в Троицком соборе Псковского кремля). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) КОРНИЛИЙ (Поляков Лука Михеевич; 1841-1903), прп. (пам. 28 дек., 9 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Крыпецкий МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/180309.html

В нач. XVII в. П. Г. м. был одним из крупнейших вотчинников Галичского у. и переживал хозяйственный подъем ( Авдеев. 2009. С. 36-37), но пострадал в Смутное время . 3 янв. 1609 г. отряд А. Лисовского взял штурмом Галич и подверг его разгрому. Монастырские вотчины были разорены, вероятно, пострадала и сама обитель. В 1612-1613 гг. в П. Г. м. был пожар, о чем упомянуто в отписке в Галичскую четь дозорщика В. Жемчужникова. В 1618 г. настоятель архим. Боголеп писал в челобитной царю Михаилу Феодоровичу , что «вотчинка пуста от войны литовских людей, и от русских воров, и от лихолетья, и ото многих податей крестьянишка розбрелись розно». В дозорной книге 1618 г. за монастырем в Галичском у. числились 2 погоста, 3 сельца, 26 деревень, 30 починков, в которых было 77 крестьянских дворов. Часть вотчины за годы Смуты опустела, в 1618 г. здесь были «пусты 2 деревни, да 12 починков, да 3 займища, да в живущих деревнях 82 двора пустых» (Акты писцового дела. М., 1913. Т. 1. С. 62, 63, 65). В 1655 г. П. Г. м. принадлежали 680 крестьянских дворов, в 1678 г.- 694 двора. С 1606 г. мон-рь был втянут в тяжбу с посадскими людьми и рыбными ловцами Галича, к-рым по их «посулу» писцы Иван Биркин и Михаил Тюхин приписали принадлежавшие мон-рю сенные покосы по рекам Челсме и Святице и «Овинов луг с росчистями». Окончательно дело решилось в пользу мон-ря в 1652 г. ( Авдеев. 2009. С. 37). В 1655 г. за обителью числились 680 крестьянских дворов, в 1681 г.- 682, в 1701 г.- 687. По писцовой книге 1628 г., в П. Г. м. «у Галичского посада» находились холодный Успенский храм и теплая Никольская ц., «да под монастырем на монастырской земле сельцо Успенское, а в ней коровий монастырский двор, да дворы попов, да служебников, да монастырской пашни тридцать чети, да к монастырю рыбные ловли в озере Галичском и в реках Ихлиме у озера в устье и на Светице и на Сухом Песке» (цит. по: Белоруков. 2000. С. 72). В 1628 г. в мон-ре было 2 храма: холодный Успенский и теплый Никольский. В 60-х гг. XVII в. в монастырском скриптории был выполнен ряд лицевых рукописей высокого художественного уровня, в т. ч. и лицевой Апокалипсис ( Анисимова. 1997).

http://pravenc.ru/text/2578641.html

2. Макариево-Унженский жен. мон-рь, основан в 1439 г. прп. Макарием Унженским. В конце 1929 г. был закрыт. В 60-е гг. началась реставрация. Возрожден в 1993 г. Святыни: мощи прп. Макария Унженского, источник прп. Макария. 18 насельниц. Настоятельница — игумения Людмила (Охотникова). Адрес: 157450, Костромская обл., г. Макарьев, пл. Революции, 15; тел.: (09445) 5-53-59, 5-54-00. 3. Свято-Троицкий Ипатьевский муж. мон-рь, основан в 1330 г. татарским мурзой Четом (родоначальником Годуновых) или в 1275 г. кн. Василием Квашней. После революции закрыт и превращен в музей. Возрожден в 1992 г. Святыни: мощевик с частицей мощей сщмч. Ипатия Гангрского. 9 насельников. Наместник — архим. Павел (Фокин). 156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1; тел.: (0942) 57-87-69. 4. Паисиево-Галичский жен. мон-рь, основан не позднее конца XIV в. Как мужской Никольский мон-рь. Позднее стал именоваться в честь прп. Паисия Галичского. После революции закрыт. Возрожден в 1994 г. как женский. Святыни: под спудом почивающие мощи прп. Паисия Галичского. 10 насельниц. Настоятельница — игумения Наталия (Василенок). Адрес: 157100, Костромская обл., Галичский р-н, д. Успенская слобода, 26; тел.: (09437) 2-23-35. 5. Покровский Авраамиево-Городецкий муж. мон-рь, основан в XIV в. прп. Авраамием Чухломским. С 1764 г. — заштатный муж. общежительный мон-рь. Возрожден в 1991 г. Святыни: под спудом мощи прп. Авраамия, источник прп. Авраамия. 25 насельников. Наместник — архим. Никандр (Анпилогов). Адрес: 157143, Костромская обл., Чухломской р-н, с. Ножкино; тел.: (241) 2-16-86. 6. Успенская Тетеринская жен. пустынь, основана в 1993 г. 14 насельниц. Настоятельница — монахиня Вера (Морева). Адрес: 157812, Костромская обл., Нерехтский р-н, с. Тетеринское; тел.: (231) 3-41-41. 7. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь, основан в 1992 г. Святыни: мощи прп. Пахомия Нерехтского, источник прп. Пахомия Нерехтского. Функционирует приют для девочек имени свт. Алексия Московского (25 воспитанниц). 50 насельниц. Настоятельница — игумения Алексия (Ремизова). Адрес: 157810, Костромская обл., Нерехтский р-н, с. Троица; тел.: (09431) 7-57-89.

http://sedmitza.ru/text/394953.html

2. Макариево-Унженский жен. мон-рь, основан в 1439 г. прп. Макарием Унженским. В конце 1929 г. был закрыт. В 60-е гг. началась реставрация. Возрожден в 1993 г. Святыни: мощи прп. Макария Унженского, источник прп. Макария. 18 насельниц. Настоятельница — игумения Людмила (Охотникова). Адрес: 157450, Костромская обл., г. Макарьев, пл. Революции, 15; тел.: (09445) 5-53-59, 5-54-00. Кострома. Ипатьевский монастырь 3. Свято-Троицкий Ипатьевский муж. мон-рь, основан в 1330 г. татарским мурзой Четом (родоначальником Годуновых) или в 1275 г. кн. Василием Квашней. После революции закрыт и превращен в музей. Возрожден в 1992 г. Святыни: мощевик с частицей мощей сщмч. Ипатия Гангрского. 9 насельников. Наместник — архим. Павел (Фокин). 156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1; тел.: (0942) 57-87-69. 4. Паисиево-Галичский жен. мон-рь, основан не позднее конца XIV в. Как мужской Никольский мон-рь. Позднее стал именоваться в честь прп. Паисия Галичского. После революции закрыт. Возрожден в 1994 г. как женский. Святыни: под спудом почивающие мощи прп. Паисия Галичского. 10 насельниц. Настоятельница — игумения Наталия (Василенок). Адрес: 157100, Костромская обл., Галичский р-н, д. Успенская слобода, 26; тел.: (09437) 2-23-35. 5. Покровский Авраамиево-Городецкий муж. мон-рь, основан в XIV в. прп. Авраамием Чухломским. С 1764 г. — заштатный муж. общежительный мон-рь. Возрожден в 1991 г. Святыни: под спудом мощи прп. Авраамия, источник прп. Авраамия. 25 насельников. Наместник — архим. Никандр (Анпилогов). Адрес: 157143, Костромская обл., Чухломской р-н, с. Ножкино; тел.: (241) 2-16-86. 6. Успенская Тетеринская жен. пустынь, основана в 1993 г. 14 насельниц. Настоятельница — монахиня Вера (Морева). Адрес: 157812, Костромская обл., Нерехтский р-н, с. Тетеринское; тел.: (231) 3-41-41. 7. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь, основан в 1992 г. Святыни: мощи прп. Пахомия Нерехтского, источник прп. Пахомия Нерехтского. Функционирует приют для девочек имени свт. Алексия Московского (25 воспитанниц). 50 насельниц. Настоятельница — игумения Алексия (Ремизова). Адрес: 157810, Костромская обл., Нерехтский р-н, с. Троица; тел.: (09431) 7-57-89.

http://sedmitza.ru/text/403809.html

Преобразование П. Г. м. в общежительный связано с пресечением рода его ктиторов - Ярцовых, один из представителей к-рого являлся родственником И. Овина. Это мог быть либо Иван (в постриге Иона) Ярцов, в духовной грамоте завещавший мон-рю свои вотчины, либо (по Житию) бездетный Димитрий Ярцов, ок. 1440 г. завещавший вотчины обители при условии смены особножительного устава на общежительный. Точная дата кончины прп. Паисия неизвестна: во всех списках Жития место для года смерти оставлено пустым. Традиционно считается, что он почил 23 мая 1460 или 1462 г. и был погребен в Успенском храме обители. Вскоре началось его местное почитание: уже во 2-й пол. XV в. мон-рь именовался как Успенский Паисиев. Впервые так он назван в указной грамоте 1483-1485 гг. вел. кн. Иоанна Иоанновича, выданной галичскому наместнику Тимофею Михайловичу (Плещееву), в к-рой упоминается «старец Онфилофей ис Паисена монастыря от Пречистые Успения» ( Маштафаров. 1998. С. 44). В 1488 г. в связи с происшествием в Москве, в к-рое был вовлечен «чернец… галичанин из Паисиева монастыря» (ПСРЛ. Т. 6. С. 238), в ряде летописей мон-рь впервые был упомянут как «Паисиев». Среди насельников мон-ря в 1-й пол. XV в. был прп. Иаков Галичский, вероятно, родственник прп. Паисия. В Житии прп. Паисия рассказывается о том, как во время пожара в П. Г. м. иером. Иаков спас Овиновскую икону: загоревшийся Успенский храм был заперт, и тогда «священник тояже же обители Иаков... взем бревно и разбив двери церковныя, сквозе пламени вниде в церковь, и чюдотворную... Пречистыя Богородицы икону взем, изнесе из церкве сквозе пламень». Огонь в храме был настолько сильным, что «сребро и злато, иже бе у чудотворного образа - венец, и цата, и гривны, от нестерпимого пламени все разлияшася в малыя части», однако Иаков «изыде... из пламени ничем же неврежден ( Авдеев. 2009. С. 309-310). В 50-х гг. XV в. прп. Иаков отправился искать место для собственной обители. Близ «староторжья» (на месте старого торга (рынка), рядом с древним городищем Столбище или Старое городище) он основал галичский Староторжский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2578641.html

В нач. XX в. И. считался канонизированным святым. В «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903), составленном по донесениям, присланным в Святейший Синод из епархий в 1901-1902 гг., память И. указана под 30 мая и 4 апр. Староторжский мон-рь был закрыт в 1925 г. По воспоминаниям старожилов, в нач. 30-х гг. могила И. была вскрыта, мощи извлечены, их дальнейшая судьба неизвестна. Вскоре храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» был разрушен. В наст. время в уцелевших зданиях обители размещается Галичское педагогическое уч-ще. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. Ист.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. Ч. 2. Прил. С. 1-40 (отд. изд.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в./Публ. М. Петровского. Каз., 1891). Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 319-320; Муравьев. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 371-382; Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба по Костромской губ. СПб., 1861. С. 475; Памятная кн. Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 330-331; Самарянов В. Памятная кн. Костромской еп. Кострома, 1868. Отд. 1. С. 66; Мухин В. Восп. об обители прп. Паисия, близь города Галича (Костромской губ.), о самом Галиче и о находящихся в нем и близь него святых храмах и обителях. М., 1884. С. 8; Зверинский. Т. 2. С. 235-236. 1005; Ключевский. Древнерус. жития. С. 357; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560; Голубинский. Канонизация святых. С. 327; ПБЭ. Т. 6. Стб. 111; Сырцов И. Две недели с чудотв. Феодоровской иконой Божией Матери в Галиче в 1904 г.//Костромские ЕВ. 1905. 20. Ч. неофиц. С. 606; Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский жен. мон-рь. М., 1913. С. 8-9, 12, 25; Маркелов. Святые Др. Руси. 1998. Т. 1. С. 113-114; Т. 2. 227; Авдеев А. Г. Галичский Успенский Паисьев мон-рь по документам XV-XVII вв.//РД. 2001. Вып. 7. С. 314-336; Авдеев А. Г., Семячко А. С. Житие Паисия Галицкого//СККДР. Вып. 3. Ч. 4: Доп. С. 399-405.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Боярин Иван Овин - лицо историческое. Выходец из Вел. Новгорода, он имел обширные владения близ Галича, сохранившие его имя в совр. топонимике города (Овинов луг на берегу Галичского оз., Овинов починок, Овиновская слобода). В пределах вотчины Овина, в к-рую в т. ч. входило с. Успенское (с XVII в.- Успенская слобода, ныне с. Успенская Слобода), со стороны Костромской дороги в направлении к Галичу находился Никольский мон-рь - буд. обитель прп. Паисия Галичского. Летописных сведений об основании мон-ря не сохранилось (если таковым не является упоминание о сооружении новгородцем Обакуном ц. свт. Николая Чудотворца на р. Кешме в Галиче в 1340, см.: Новгородский летописец: (С 946 по 1441 г.). Мышкин, 1899. С. 205). Существует отличная от «галичской» «новгородская» версия обретения иконы, учитывающая происхождение рода Овиных из Вел. Новгорода. После возвращения из похода боярин Иван Овин заболел и получил исцеление от иконы Божией Матери «Успение», присланной ему неким мужем («гречином»). По совету архиерея Овин построил в своей боярщине храм в честь иконы, принесшей ему исцеление, чтобы она помогала всем людям. Т. о., главная мысль «новгородской» версии - икона была обретена в Вел. Новгороде и в Галич привезена самим Овиным ( Григоров. 2006. С. 239, 314). Согласно информации еп. Амвросия (Орнатского), переосвящение монастырского храма из Никольского в Успенский и, как следствие, самого мон-ря приходится на время вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского (1359-1389) (ИРИ. Ч. 5. С. 444). Нельзя исключить, что события обретения иконы, строительства храма и его переосвящения были действительно разнесены по времени: первые 2 могли произойти до 1362 г., т. е. до изгнания с княжения кн. Димитрия Константиновича (?) Галичского и вхождения Галича в состав Великого княжества Московского, 3-е - в правление вел. кн. Димитрия Донского. Эта версия находит подтверждение в раннем «Сказании...»: после того как икона прославилась чудесами и к ней стал во множестве стекаться народ, она «прозвася Овиновская... Обитель же она от того времяни нача зватися Успенская, а не Николаевская» (РГБ ОР. Ф. 299. Ед. 57). Чудеса

http://pravenc.ru/text/2578155.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010